2.2.1. Экспериментальная психология сознания

Текст к лекциям 3 и 4.

Обособление науки от смежных дисциплин требует формулировки научных программ и создания научных школ. Первая психологическая лаборатория была открыта В.Вундтом в 1879 г. в университете г. Лейпцига (Германия).

Там же в 1881 г. был учрежден институт экспериментальной психологии. С этого момента принято вести отсчет истории психологии как самостоятельной науки.

Сознание, как уже говорилось выше, стало первым предметом психологии. Психология сознания не представляла собой целостного подхода. Скорее она являлась конгломератом нескольких парадигм исследования, объединенных общим предметом и согласием во взгляде на психологию как на науку о «непосредственном опыте» (В.Вундт).

Такое понимание психологии предполагало метод интроспекции в качестве основного ее исследовательского приема.

Первую версию психологии сознания можно определить как структурную психологию сознания. Основными ее авторами являются В.Вундт (1832 – 1920) и Э.Б.Титченер (1867 – 1927).

Основной задачей психологии, по Вундту, является разложение непосредственного опыта сознания на элементы, выделение связей элементов друг с другом и определение законов этих связей. Элементы сознания – это ощущения, представления и чувствования. Описание всех видов чувствований, в свою очередь, укладывается в трехмерное пространство, которое состоит из координатных осей удовольствия – неудовольствия; напряжения – разрядки и возбуждения – успокоения. Основными процессами психики, результатом творческого синтеза которых и выступает сознание, являются процессы перцепции и апперцепции. Апперцепция представляет собой активный процесс, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов уровне. Апперцепция противостоит механистическому принципу ассоциации, так как приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов.

В лаборатории Вундта проводились исследования восприятия цвета, простых звуковых раздражителей (с помощью метронома).

Особое место занимали исследования времени реакции. Вундт полагал, что, измеряя время реакции можно экспериментально продемонстрировать три этапа реакции человека на раздражитель: восприятие, апперцепцию и проявление воли (мышечное движение).

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... научн. Оборот понятие рифлекса, открыл новую пс. Сущность о сознании человека. Лейбниц- ввел понятие о бессознательной психологии. 3 этап- выделение пс. В самостоятельную науку 2 половине ... 19 века. Вунд в своей лаборотории изучает сознание( разбил на структуры: ощущение, ...

Вундт считал, что сложные психические функции изучать с помощью методов физиологической психологии невозможно. Однако уже спустя несколько лет, методология Вундта была распространена на исследования явлений памяти (Г.Эббингауз «О памяти», 1885).

Ученик Вундта Титченер разработал метод аналитической интроспекции, усилив тем самым ориентацию его версии психологии сознания на разложение сложных состояний сознания на простейшие элементы. Главным в его методе была попытка избежать «ошибки стимула», то есть смешения психических процессов восприятия объекта и влияния самого объекта. Например, испытуемому показывают яблоко. Подготовленный интроспекционист (реагент, как называл их сам Титченер) должен «забыть» о том, что перед ним яблоко и отчитываться о «цветовых пятнах», «изгибах линий» и т.д. Результатом подобного атомистского подхода стала книга «Очерки психологии», где Титченер представил список из 44000 элементарных ощущений!

Одновременно со структурной психологией Вундта развивается теория актов сознания Франца Брентано (1838 – 1917).

Главным предметом психологии Брентано считал не содержание и структуру сознания как Вундт, а активность сознания. Свой фундаментальный труд «Психология с эмпирической точки зрения» Брентано выпустил в свет в 1874 г. Брентано также пытался найти единицы психики, но обнаруживал их в элементарных психических актах.

Под влиянием Вундта и Брентано в рамках психологии сознания возникло оригинальное направление – вюрцбургская школа, представители которой сконцентрировались на проблеме мышления (см. Глава 10).

Структурализму Вунда (в особенности в упрощенном его толковании Титченером) противостоял функционализм В.Джеймса (1842 – 1910).

Джеймс использует метафору «потока сознания», которая фиксирует динамичность психических явлений. Соответственно и аналитическая интроспекция теряет в концепции Джеймса эвристическую ценность: если остановить поток сознания, что имеет место в акте аналитической интроспекции, он теряет свои свойства, превращается в мертвый «срез» реальности психической жизни. Цель психологии Джеймс полагает не в выявлении элементов опыта, а в изучении приспособительной функции сознания. Сознание по Джеймсу — это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джемс вводит «личностное» измерение сознания, говоря о том, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне». Джеймс внес огромный вклад в психологию личности (см. Глава 10), психологию эмоций (см. Глава 5), психологию внимания (см. Глава 6) и психологию памяти (см. Глава 8).

Учебник «Основы психологии», выпущенный Джеймсом в 1890 г. до сих пор служит настольной книгой психологов.

Таким образом, психология сознания заложила основы научной психологии как самостоятельной дисциплины. Неправомерно сужая класс психических явлений, ограничивая их только сознательным опытом, психология сознания тем не менее сформулировала многие законы функционирования психики, не опровергнутые и поныне. В спорах с психологией сознания возникли другие школы и направления современной психологии.

12 стр., 5501 слов

Сознание и психика. Уровни сознания. Сознание и самосознание. ...

... Я рассматривается в истории философии. Сознание и психика Категория сознания в современной философии определяется как «высший уровень психической активности человека как социального существа»(1). ... взаимодействия субъекта с объективной реальностью происходит психическое отражение. Возникновение сознания связано с изменением и усложнением психики. Природа сознательных отражений действительности может ...

2.2.2. Гештальтпсихология и проблема целостного анализа психики

Рубеж 19 и 20 веков был отмечен революционными преобразованиями в физике: открыты явления радиоактивности, претерпевает коренные изменения понятие энергии, создана теория поля. Материя уже не представляется состоящей из неделимых атомов. Физические открытия заставляют усомниться и в атомистическом подходе к психике. Возникает новая методология в психологической науке. В то время как представители структурного подхода в психологии считали, что сложные психические явления производны от простейших элементов психики, гештальтпсихологи (от нем. Gestalt – целостная форма, структура) выдвинули противоположный тезис. Они постулировали первичность целостных форм восприятия, от которых лишь в результате анализа можно прийти к элементарным ощущениям. Например, вы замечаете в отдалении фигуру человека, затем, по мере сокращения расстояния, вы видите, что этот человек – мужчина. Спустя еще некоторое время, вы опознаете в приближающемся мужчине своего знакомого. То есть сначала вы воспринимаете целостный образ, который впоследствии становится все более дифференцированным. Такие целостные формы, которые определяют психическую жизнь, получили название «гештальтов».

Движение гештальтпсихологии оформилось после опубликования в 1910 г. М.Вертгеймером (1880 – 1944) результатов исследования «иллюзорного движения». Другими видными представителями этого направления стали В.Келер (1887 – 1967), К.Коффка (1886 – 1941) и впоследствии К.Левин (1890 – 1947).

Начав с исследования процессов восприятия, гештальтпсихология достаточно быстро расширила свою тематику, включив в нее проблемы развития психики, анализ интеллектуального поведения высших приматов, рассмотрение памяти, творческого мышления, динамики потребностей личности и др.

Экспериментальная установка, которой пользовался Вертгеймер, представляла собой окружность с двумя прорезями-радиусами. Прорези были расположены под углом 30 градусов друг к другу (см. рис.5).

Луч света пропускался попеременно то, через одну, то через другую прорезь, так, что испытуемый видел две светящиеся полоски.

Рис. 5. Экспериментальная установка для исследования фи-феномена.

Вертгеймер установил, что в том случае, когда интервал между освещением первой и второй прорези составлял около 60 мс., у испытуемого создавалось впечатление, что светящаяся полоска «движется» по часовой стрелке. Очевидно, что возникновение иллюзорного движения не могло быть объяснено суммой статичных элементарных

ощущений от двух не связанных между собой полосок света. Вертгеймер объявил, что полученный им эффект представляет собой один из «гештальтов», то есть особых психических функциональных структур, которые по присущим им законам упорядочивают нашу психическую жизнь. Представители гештальтпсихологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Так как в первые годы основным объектом их исследований были процессы восприятия, они экстраполировали принципы организации восприятия на психику вообще: тяготение частей к образованию симметричного целого, группировка частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия, тенденция каждого психического феномена принять определенную, завершенную форму (см. Глава 7).

8 стр., 3662 слов

Тема: Характеристика чувственной ступени познания человека. Ощущения ...

... Матвеева Н.Я. Вариант 2 Тема: Характеристика чувственной ступени познания человека. Ощущения и восприятие Содержание Введение 1. Чувственная ступень познания. Понятие ощущения, виды ... образа. В заключении обобщить информацию об ощущениях и восприятии, обосновать связь данных процессов, значение приобретении человеком чувственного образа окружающей действительности.   Литература 1.Азбука ...

Психика человека и животного понималась гештальтпсихологами, как целостное «феноменальное поле» (совокупность переживаемого субъектом в данный момент), которое обладает определенными свойствами и строением. Основными компонентами феноменального поля являются «фигуры» и «фон». Другими словами, часть того, что мы воспринимаем, выступает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное – лишь смутно присутствует в нашем сознании.

Рис.6. Э.Боринг «Жена или теща».

Парадоксально, но фигура и фон могут меняться местами в пределах одного изображения. Например, когда вы рассматриваете фотографию, то можете воспринимать в качестве «фигуры» изображенного на ней человека, тогда пейзаж окажется для вас «фоном». Но, вдруг вам скажут, что снимок был сделан в уникальном природном заповеднике, теперь пейзаж станет для вас «фигурой», а образ человека как бы отойдет на задний план, трансформируется в «фон». Знаменитый пример данного эффекта дал американский психолог Э.Боринг. Представленная на рис. картина воспринимается то, как профиль девушки, то, как лицо старухи (поэтому картина и получила название «жена или теща»).

Интересно, что в тот момент, когда воспринимается одно из конкурирующих изображений, другое совершенно ускользает от восприятия.

Схожий процесс, названный «переструктурирование поля» лежит, по мнению гештальтпсихологов, в основе решения интеллектуальных задач. Мгновенное переструктурирование поля (оно переживается как «Ага!»-реакция) ведет к усмотрению скрытого до этого решения задачи. Такое явление было названо инсайтом (от англ. Insight– проникновение в суть).

Ряд представителей гештальтпсихологии считали, что феноменальное поле изоморфно (от греч. isos– одинаковый иmorphe- форма) процессам, происходящим внутри мозгового субстрата. Причем мозговые процессы носят характер электрических взаимодействий.

В рамках гештальтпсихологии было получено много экспериментальных данных, которые остаются актуальными и по сей день. Важнейшим законом полученным гештальпсихологами является закон константности восприятия, фиксирующий тот факт, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов (вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность и т.д.).

Принцип целостного анализа психики сделал возможным научное познание сложнейших проблем душевной жизни, которые до этого считались недоступными экспериментальному исследованию.

2.2.3. Феномен бессознательного и психоанализ

Тот факт, что психическая жизнь человека разворачивается не только в плане сознания, был зафиксирован еще в монадологии Г.Лейбница. Однако именно в учении З.Фрейда (1856 – 1939) феномен бессознательного стал основным предметом психологического исследования. Фрейд создал динамическую концепцию психики человека, на формирование которой большое влияние оказала физическая картина мира, господствовавшая на рубеже 19-20 веков (учения об энергиях).

7 стр., 3105 слов

Виды_взаимоотношений_между_людьми_и_их_психология — Стр 2

... взаимоотношений между людьми, будут перечислены и описаны виды отношений, а также будет описана их психология. Виды отношений ... линий. Любовь - это не просто чувства и поведение, это определенный образ жизни со своими ценностями, мировосприятием, ... Межличностные отношения задаются рамками социальных шаблонов и стереотипов. Например, дистанция общения, уровень доброжелательности и открытости и другие ...

Предполагалось, что главную роль в психической жизни человека играют не ощущения или формы восприятия, а мотивы, которые, преломляясь в аффектах, определяют психологический строй жизни личности. Первое систематической изложение теории Фрейда было предпринято в книге «Толкование сновидений» (1900).

Материалом для исследования Фрейд избрал необычные проявления психики: психопатологические расстройства, сновидения, повседневные ошибки. Фрейд считал, что только через «сбои» в работе психики можно проникнуть в сферу бессознательного, которая и составляла область его интереса. Фрейд предложил трехкомпонентную модель психики, состоящую из «Оно», «Я» и «Сверх – Я». «Оно» – это сфера неосознаваемых влечений человека, которые представляют собой сочетание двух базовых психических «энергий» — экспансивных (Эрос) и разрушительных (Танатос).

Эти две энергии, которые Фрейд иногда называет «инстинктом жизни» и «инстинктом смерти», стараются реализовать себя, не взирая ни на какие внешние обстоятельства. «Сверх – Я» — это своеобразное отражение социального мира в психике человека. Содержание сферы «Сверх – Я» составляют моральные запреты, нормы социального общежития, религиозные установления. В то время как «Оно» рождается вместе с ребенком, «Сверх – Я» развивается постепенно путем воспитания. «Оно» эгоистично, «Сверх – Я» ориентировано на общество. «Оно» и «Сверх – Я» пребывают в постоянном напряженном конфликте, который отражает конфликт общества и индивида (чтобы жить в обществе, человеку приходится ограничивать себя во многих желаниях).

Однако, ни «Оно», ни «Сверх – Я» не могут проявить себя непосредственно. Свое объективное существование они получают через «Я» (примерно совпадающее с сознанием).

«Я» ребенка слабо и вначале пытается жить по установлениям «Оно» (поэтому ребенок эгоистичен, капризен, зол), но со временем, постоянно наталкиваясь на противодействие взрослых, «Я» приобретает средства для адаптации в социальном мире, научается существовать по «принципу реальности». Основными орудиями этой адаптации являются «механизмы психологической защиты» (понятие введено дочерью Фрейда Анной), с помощью которых происходит обуздание «Оно», направление его энергии «в мирное русло». «Я» находится под давлением как «Оно» (что проявляется в желаниях, вспышках агрессии, невротических симптомах), так и «Сверх – Я» (чувство вины, депрессия, тревога).

По Фрейду, гармоничная личность та, которая максимально овладела умением сдерживать порывы «Оно» за счет усиления функции сознания. Фрейд предложил свою концепцию развития личности (см. Глава 10) и описал проблемы, подстерегающие человека на каждом из этапов его становления.

Среди учеников Фрейда, преобразовавших его концепцию, выделяются А.Адлер (1870 – 1937) и К.Г.Юнг (1875 – 1961).

Адлер, в целом принимая структурную модель психики, разработанную З.Фрейдом, заменяет крайне абстрактные движущие силы личности Эрос и Танатос на более конкретные. Он предположил, что жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей – потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе. Центральным для концепции Адлера стало понятие «компенсации». Маленький ребенок переживает свою неполноценность, ущербность по сравнению со старшими (отсюда термин «комплекс неполноценности»).

14 стр., 6802 слов

ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА

... деятельности, а лишь своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность. Одной из важнейших особенностей психики человека ... и одаренность // Психология индивидуальных различий. Тексты ... деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыль­чивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, яв­ляются индивидуальными особенностями некоторых людей, ...

Стремление преодолеть комплекс неполноценности запускает процесс развития человека. По мнению Адлера, именно стремление к сверхкомпенсации, возникающее в ответ на ярко выраженный дефект, приводит к выдающимся успехам (например, мальчик, которого все дразнят за субтильное телосложение становится знаменитым спортсменом).

Адлер придерживался мнения, что нормальный человек способен достичь баланса между стремлением к превосходству и стремлением к социальной привязанности. Таким образом, человек старается достичь первенства, но в тех областях, которые полезны обществу. Адлер вводит понятие «стиль жизни». Стиль жизни – это уникальный способ, которым индивид преодолевает свой комплекс неполноценности и достигает общности с людьми.

Юнг расширил саму модель психики Фрейда. Наряду с индивидуальным бессознательным он постулирует наличие коллективного бессознательного. В коллективном бессознательном в форме архетипов (от греч. archetipos – первообраз) фиксируется весь опыт человечества. Архетипы наследуются и являются универсальными для всех представителей человеческого рода. Архетипы проявляются в сновидениях, мифах, ритуалах и индивидуальном творчестве. Юнг выделил два вида психологической направленности личности – интровертивную (на внутренний мир) и экстравертивную (на внешний мир) и создал учение о восьми психологических типах. Психологические типы были выделены Юнгом на основе сочетания психологической направленности человека и преобладающей у него психической функции, например, интровертивный мыслительный тип или экстравертивный интуитивный тип.

Психоаналитический подход в целом оказал огромное влияние на мироощущение 20 века. Можно сказать, что психоанализ стал мировоззрением современности и проник во все сферы жизни. Для психологической науки, при всей мифологичности психоаналитических построений, ценной оказалась переориентация исследований на проблемы мотивации, эмоций и личности.

2.2.4. Бихевиоризм и проблема объективного проявления психики

Бихевиоризм (от англ. Behavior – поведение) – это направление в психологии, которое отвергло как сознание, так и бессознательное в качестве предмета психологии. Истоки бихевиоризма следует искать в исследованиях психики животных. Понятно, что в случае с животным не приходится говорить о явлениях сознания и тем более об интроспекции как способе постижения реальности психического. Бихевиоризм как самостоятельное научное течение опирается на работы Э.Торндайка (1874 – 1949), который, основываясь на изучении поведения кошек, сформулировал два основных «закона научения». Закон упражнения гласит, что, чем чаще повторяются действия, тем прочнее они закрепляются. Закон эффекта указывает на роль «наград» и «наказаний» в построении или разрушении различных форм поведения. При этом Торндайк считал, что «награды» оказываются более эффективными регуляторами поведения, чем «наказания». Учение И.П.Павлова (1849 – 1936) об условном рефлексе (хотя его работы были переведены на английский язык только в конце 20-х гг) и теория сочетательного рефлекса В.М.Бехтерева (1857 – 1927) так же оказали значительное влияние на формирование “психологии без сознания”. Однако настоящим отцом бихевиоризма считается Дж.Уотсон (1878 – 1938), который в 1913г. выступил с манифестом нового направления в психологии под названием «Психология глазами бихевиориста». Задачу психологии Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Цель психологии – в создании средств для контроля над поведением. Основным механизмом поведения является связь между стимулом и реакцией (знаменитое S—R).

3 стр., 1388 слов

проблема человека и его психики

... всестороннего исследования феномена человека требует к себе комплексного междисциплинарного подхода. В психологии проблема человека занимает важнейшее место. Предметом изучения психологии является психика человека. Психика – это ... картины мира и саморегуляция на этой основе своего поведения и деятельности. Определяющими признаками психики являются: отражение, дающее образ предметной среды, в ...

То, что психологи прежде называли «сознанием» так же является поведением, только внутренним и происходит из поведения внешнего. Внутреннее поведение отличается от внешнего поведения лишь тем, что в этом случае реакции столь слабы, что не могут быть замечены наблюдателем (например, мышление – это речь минус звук).

В центр интересов Дж. Уотсона сразу стала педагогика. Он полагал, что правильное воспитание, то есть выработка полезных сочетаний стимулов и реакций может направить формирование ребенка по любому строго определенному пути. В историю вошло экспериментальное исследование Уотсона по формированию чувства страха на нейтральные или даже приятные объекты. Испытуемым в данном эксперименте стал сын одной из сотрудниц Уотсона – маленький Альберт. Уотсон сочетал демонстрацию ребенку пушистого белого кролика и резкий звук. В результате ребенок начал реагировать плачем не только на самого кролика, но и на все похожие предметы (это явление получило название «генерализации»).

Таким образом, Уотсон пытался показать, что нерациональное поведение (например, алкоголизм, курение, антисоциальные поступки) имеют в своей основе «неправильные» замыкания стимулов и реакций, закрепившиеся в детстве.

Последователи Уотсона значительно смягчили безапелляционный характер его концепции. Например, Э.Газри (1886 – 1959) ввел вероятностный принцип в описание соотношения стимула и реакции. Б.Скиннер (1904 – 1990) разделил классический (пассивный) рефлекс И.П.Павлова и оперантное научение, в котором субъект проявляет активность в поиске подкрепления своего поведения. Подкрепление – необходимое следствие действия, которое выполняет живое существо. К оперантному научению Скиннер относит все формы психической жизни человека – восприятие, внимание, мышление. Например, восприятие, с его точки зрения, есть особое поведение, которое заключается в рассматривании, слушании, ощупывании. Подкреплением такого поведения является усиление действия воспринимаемого объекта на организм. Скиннер ввел понятие «символического подкрепления» и описывал социум как систему символических подкреплений.

В начале 30-х гг. прошлого века появились первые попытки расширить предмет бихевиоральной психологии за счет учета в исследовании не наблюдаемых прямо явлений (необихевиоризм).

Э.Толмен (1886 – 1959) пришел к выводу о необходимости введения понятия «промежуточных переменных». В качестве промежуточных переменных Толмен предложил рассматривать намерения, ожидания и знания. Таким образом, поведение в целом трактовалось Толменом как функция стимулов окружающей среды, промежуточных переменных (намерений, ожиданий, знаний), прошлого опыта, зафиксированного в системе сложившихся реакций, наследственности и возраста. Только рассматривая все эти факторы в совокупности, по мнению Толмена, можно адекватно описать поведение. Толмен так же ввел понятие «когнитивной карты», которая представляет собой целостные структуры представления мира. Наличие «когнитивных карт» было показано на примере поведения животных. Крыса, изучив устройство лабиринта, бежит к месту, где расположен корм вне зависимости от того, из какой точки начинает движение. Другими словами она ориентируется не на последовательность движений, которые однажды привели ее к успеху (например, направо – налево – налево – направо), а использует целостное представление об устройстве лабиринта. Таким образом, дополнения Толмена значительно усложнили бихевиоризм и позволили его представителям анализировать более широкий круг явлений.

В настоящее время модификации бихевиоризма широко распространены в американской психологии и представлены, прежде всего, теорией социального научения А.Бандуры (род.1925) и Д.Роттера (род.1916).

2.2.5. Психика, преобразованная культурой. Культурно-исторический подход в психологии

Понимание социальной обусловленности психики человека предполагает принципиально иной подход к психологическому исследованию. Впервые вопрос о социальности, как системообразующем факторе психики был поставлен французской социологической школой. Основатель данной школы Э.Дюркгейм (1858 – 1917) с помощью термина «социальный факт» или «коллективное представление» иллюстрировал, например, такие понятия как «брак», «детство», «самоубийство». Социальные факты отличны от своих индивидуальных воплощений (нет «семьи» вообще, но существует бесконечное количество конкретных семей) и носят идеальный характер, который оказывает воздействие на всех членов общества. Л.Леви-Брюль (1857 – 1939), используя этнографический материал, развил тезис об особом типе «первобытного» мышления, которое отлично от мышления цивилизованного человека. Причину этих отличий он искал не во врожденных умственных дефектах представителей некоторых народов, а в определяющей роли коллективных представлений, бытующих в том или ином сообществе людей. П.Жане (1859 – 1947) еще более углубил принцип социальной детерминации, предположив, что внешние отношения между людьми постепенно превращаются в особенности строения индивидуальной психики. Так, им было показано, что феномен памяти заключается в присвоении внешних действий выполнения поручения и пересказа (см. Глава 8).

Наиболее полно принцип культурно-исторической детерминации психики был раскрыт в работах Л.С.Выготского (1899 – 1934), разработавшего учение о высших психических функциях. Выготский предположил существование двух линий развития психики – натуральной и культурно опосредствованной. В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции.

Рис.7. Л.С.Выготский

Примерами низших или естественных психических функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко, неожиданно; запоминает то, что случайно «запомнилось». Низшие психические функции – это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данном примере, произвольное внимание и произвольная память).

Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками, — и носит культурный характер. «Культурное развитие заключается в усвоении таких приемов поведения, которые основываются на использовании знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции, в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе его исторического развития и какими являются язык, письмо, система счисления и др.», — пишет Выготский. Значение знаковых систем в становлении и функционировании психики человека, безусловно, принципиально – оно определяет качественно новый этап и качественно иную форму существования психики (условия ее возникновения, способы детерминации и организации).

Представьте себе, что дикарю, не владеющему счетом надо запомнить стадо коров на лугу. Как ему придется справляться с этой задачей? Ему необходимо создать точный зрительный образ того, что он увидел и потом попытаться воскресить его перед глазами («Вижу белую корову с пятнами, потом пеструю» и.т.д.).

Скорее всего, он потерпит неудачу, пропустит что-нибудь. Вам же нужно будет «просто» сосчитать коров и впоследствии сказать: Я видел семь коров. Задача выполнена!

Как же ребенок осваивает эти знаковые системы? Многие факты свидетельствуют, что это овладение не происходит само собой (феномен Маугли в науке полностью противоположен литературной версии, созданной Р.Киплингом!).

Здесь и проявляется роль взрослого. Взрослый, общаясь с ребенком и обучая его, сначала сам «овладевает» его психикой. Например, взрослый показывает ему что-то, по его мнению, интересное и ребенок по воле взрослого обращает внимание на тот или иной предмет. Потом ребенок начинает сам регулировать свои психические функции с помощью тех средств, которые раньше применял к нему взрослый. Так, даже будучи взрослыми и уже культурными людьми, мы, устав, можем сказать сами себе: «Ну-ка, посмотри сюда!» и действительно «овладеваем» своим ускользающим вниманием или воображаем. Перипетии важного для нас разговора мы создаем и анализируем заранее, как бы проигрывая в речевом плане (внешнем или внутреннем) акты своего мышления. Затем происходит так называемое вращивание или «интериоризация» (от лат. Interior – внутренний) – превращение внешнего средства во внутреннее. В результате из непосредственных, натуральных, непроизвольных психические функции становятся опосредствованными знаковыми системами, социальными и произвольными.

Культурно-исторический подход в психологии продолжает плодотворно развиваться и сейчас, как в нашей стране, так и за рубежом. Особенно эффективным этот подход оказался при решении проблем педагогики и дефектологии.

2.2.6. Деятельностный подход в психологии. Виды и структура деятельности

Пафос деятельностного подхода к психике, который создавался в Советской России с начала 20-х гг. может быть кратко суммирован в виде выдержки из работы одного из основателей данного подхода С.Л.Рубинштейна: «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого». Рубинштейн (1889 – 1960) сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который фиксирует тот факт, что сознание (или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности. Принцип единства сознания и деятельности позволил выделить деятельность как, с одной стороны, самостоятельный предмет психологического исследования (познавая деятельность, мы открываем психический мир человека), а, с другой, как объяснительный принцип. Деятельность, в отличие от реакции – это процесс активного отношения человека к действительности, поэтому проблематика деятельностного подхода включает в себя и проблему личности.

Рис.8. Портрет А.Н.Леонтьева

В деятельностном подходе впервые была поставлен вопрос о происхождении психики в животном мире. Для объяснения того, как и почему возникла психика в филогенезе, А.Н.Леонтьев (1903 – 1979) расширил принцип единства сознания и деятельности, выдвинув принцип единства психики (в ее различных формах) и деятельности (см. Глава 3).

Деятельность описывается как состоящая из трех структурных единиц: деятельности – действия – операции. Деятельность определяется мотивом, действие – целью, а операция – конкретными условиями ее протекания. Например, учебная деятельность, которую осуществляет студент, может направляться мотивом подготовки к профессиональному труду или мотивом приобщения к интеллектуальной элите, или мотивом общения со сверстниками, или мотивом самосовершенствования и т.д. В реальности каждой деятельности обычно соответствуют несколько мотивов (не или/или, а и/и), поэтому говорят о полимотивированности деятельности. На уровне действия в рамках учебной деятельности студент может готовиться к экзамену, то есть реализовывать конкретную осознанную цель – получить высокую отметку. Цель представляет собой образ потребного будущего, для достижения которого требуется осуществить действие, в свою очередь заключающее в себе ряд операций. Операцией в рамках действия подготовки к экзамену может быть чтение учебника, просматривание конспектов, употребление кофе, чтобы не заснуть и т.д. Понятно, что способ, которым выполняются операции, определяется условиями – есть ли нужная книга в домашней библиотеке, какое сейчас время суток, закипел ли чайник на плите и т.д. Структурные единицы деятельности подвижны. Так то, что еще вчера было действием, сегодня может перерасти в самостоятельную деятельность. Например, если сейчас вы читаете учебник только для того, чтобы завтра ответить преподавателю, то впоследствии можете так увлечься, что перечитаете всю доступную психологическую литературу. Она станет вам интересна сама по себе вне связи с вашей учебной деятельностью. Такое явление А.Н.Леонтьев назвал «сдвигом мотива на цель». Деятельность можно различать по направленности: деятельность может быть направлена на объект внешнего мира, на другого человека и на самого себя. Деятельность так же различают по предмету. Тогда говорят, например, об игровой деятельности, учебной деятельности, трудовой деятельности и.т.д. Д.Б.Эльконин ввел понятие «ведущей деятельности», то есть деятельности, которая соответствует наиболее значимому мотиву в тот или иной возрастной период или в той или иной личностно значимой ситуации (см. Глава 10).

2.2.7.Гуманистическая психология

В 60-х гг. прошлого века сформировалось новое течение психологической мысли, ориентированное на описание психологически здоровых, зрелых, творчески активных представителей человечества, которых отличает непрерывное развитие и активное отношение к миру. Основные принципы этого направления, получившего название «гуманистической» психологии заключались в: 1) убежденности в целостном характере природы человека (в этом они противостояли стремлению представить человека как результирующую разнонаправленных сил, свойственному и бихевиоризму и психоанализу); 2) подчеркивании роли сознательного опыта (в этом заключался пункт основной полемики с господствовавшими в то время направлениями) и 3) априорном признании свободы воли, спонтанности, ответственности (принцип активности и самодетерминации) и творческой силы человека. Гуманистические психологи отрицали наличие изначального конфликта человека и общества и утверждали, что именно социальные успехи характеризуют полноту человеческой жизни. Ярчайшим представителем гуманистической психологии стал А. Маслоу (1908 – 1970).

Маслоу сконцентрировал свое внимание на описании и изучении людей, достигших, по его мнению, наивысших достижений, адекватных природе человека. Этих людей он назвал «самоактуализирующимися личностями». Самоактуализация – это «полное использование и раскрытие талантов и способностей человека». Маслоу предположил, что в каждом человеке заложена потребность в самоактуализации, которая, как правило, начинает функционировать тогда, когда удовлетворены все потребности более низкого порядка. При самоактуализации личность испытывает особый класс эмоциональных состояний — высшие переживания (peak-experience), за которыми стоит реализация бытийных ценностей (красота, истина, справедливость, добро и т.д.)

Другим признанным представителям гуманистической психологии был К.Роджерс (1902 – 1987) – автор концепции «психотерапии, центрированной на клиенте». Роджерс так же разделял позицию Маслоу о присущей каждому потребности в самоактуализации, считая, что основной причиной неврозов является расхождение между тем, кем себя считает человек, и тем, каким он хочет быть. Суть метода Роджерса направлена на то, чтобы, во-первых, сформировать у личности новый, более адекватный образ самой себя и, во-вторых, сделать более реальным, соответствующим возможностям человека представление о его идеале. Роджерс предлагает наполнить понятие «психического здоровья» позитивным содержанием. Другими словами, психическое здоровье – это не отсутствие болезни, а позитивный способ жизни, который характеризуется открытостью новому опыту, стремлением к полноте жизни, доверием к своим чувствам и высокой творческой активностью.

Несколько иначе выступает сущность личности в концепции В.Франкла (1905 — 1997), назвавшего свой подход логотерапией (от греч. — смысл).

Франкл считает основной движущей силой личности не потребность раскрыть себя (самоактуализироваться), а потребность выйти за пределы своей ограниченности, «самотрансцендироваться» (от лат. Transcendens – выходящий за пределы).

Это стремление человека может быть названо волей к смыслу. Франкл уделяет особое внимание ситуации смыслоутраты («экзистенциального вакуума») и поиску смысла в безнадежных ситуациях (он сам во время Второй мировой войны был узником Освенцима), приходя к выводу о том, что «страдание имеет смысл, если оно изменяет к лучшему тебя самого».

Заслуга гуманистической психологии заключается в том, что она поставила на первый план изучение важнейших проблем личностного бытия и развития, задала психологической науке новые достойные образы как самого человека так и сущности человеческой жизни. Гуманистически ориентированная психотерапия дерзнула взяться за такие проблемы в жизни реального человека и обратилась к таким аспектам его переживаний, которые не поднимались традиционным психоанализом или бихевиоральной терапией.

2.2.8. Когнитивная психология

Бихевиоризм пытался реализовать идеал позитивной науки, изгоняя из своей проблематики внутреннюю составляющую поведения человека, презрительно именуя ее «промежуточной переменной». Не стоит поэтому удивляться, что появилась группа ученых, которые желали сохранить строгость экспериментальных процедур и при этом проникнуть в суть внутренней жизни человека. Эти авторы сконцентрировались прежде всего на познавательной активности человека. Отсюда, название – «когнитивная психология» (от лат. Cognitio – познание).

Надо сказать, что и до возникновения этого направления проводились исследования когнитивных структур. Ж.Пиаже (1896 – 1980), например, разработал детальную концепцию развития и смены психологических схем познания в различных возрастах. На становление когнитивной психологи оказало влияние и становление компьютерных наук, в недрах которых родилось понятие «искусственного интеллекта», сравнивающего деятельность мозга человека и переработку информации компьютерными программами.

Основателями когнитивной психологии считаются Д.Миллер (р.1920), Д.Брунер (р.1915) и У.Найссер (р.1928).

Когнитивные психологи работают над созданием моделей различных функций психики человека (ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления).

Модели познавательных процессов позволяют по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека. «Когнитивная, или иначе познавательная, активность – это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляют часть психологии», — пишет У.Найссер в своей фундаментальной работе «Познание и реальность» (1976).

Исследования когнитивных психологов охватывают как сознательные, так и бессознательные процессы психики, при этом и те, и другие трактуются как различные способы переработки информации. Когнитивный подход имеет в своей основе ряд аксиоматических предпосылок (Хабер, 1964).

Во-первых, это представление о поэтапной переработке информации, то есть о том, что стимулы внешнего мира проходят внутри психики через ряд последовательных преобразований. Во-вторых, это допущение об ограниченной емкости системы переработки информации. Именно ограниченность способности человека осваивать новую информацию и преобразовывать уже существующую заставляет искать наиболее эффективные и адекватные способы работы с ней. Эти стратегии (в гораздо большей степени, чем соответствующие им мозговые структуры) моделируют когнитивные психологи. И, в-третьих, вводится постулат о кодировании информации в психике. Данный постулат фиксирует предположение о том, что физический мир отражается в психике в особой форме, которую нельзя свести к свойствам стимуляции (см. Глава 8).

Вариантом когнитивной теории, завоевывающим все большую популярность в последние годы, является теория уровней переработки информации (Крейк, Локхард, 1972).

В настоящее время когнитивная психология все еще находится в стадии становления, но уже стала одним из самых влиятельных направлений в мировой психологической мысли.

Современное состояние психологической науки может быть охарактеризовано как сосуществование различных исследовательских парадигм, по-своему открывающих предмет психологии (Табл.6).

Табл.6. Психология как конгломерат различных представлений о своем предмете.

Направления психологии

Предмет

Основные представители

Психология сознания

Сознание: совокупность представлений, ощущений и процессов

В. Вундт

Ф. Брентано

Э.Б.Титченер У.Джеймс

Психоанализ

Неосознаваемые процессы

З.Фрейд А.Адлер К.Г.Юнг

Бихевиоризм

Поведение

Э.Л.Торндайк, И.П.Павлов Дж.Б.Уотсон Э.Ч.Толмен, Б.Скиннер

Гештальт-психология

Феноменальное поле

В.Келер М.Вертгеймер

К.Коффка К.Левин

Культурно-историческая психология

Психика, преобразованная культурой

Э.Дюркгейм, Леви-Брюль

П. Жане, Л.С.Выготский

Деятельностный подход

Субъект, включенный в деятельность

А.Н.Леонтьев

С.Л.Рубинштейн

Гуманистическая психология

Модель идеальной личности

А. Маслоу К. Роджерс

В. Франкл

Когнитивная психология

Модели познавательных процессов

Дж.Миллер Дж.Брунер У.Найссер