-
- АГГЛЮТИНАЦИЯ — «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей.
- АДДЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — нарушение социальных норм поведения.
- АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ — вид воображения; создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности.
- АКТИВНОСТЬ. Источники — потребности, воспитание.
- АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА — это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт. Типы акцентуаций (К. Леонгард и А.Е. Личко) — гипертимный тип (чрезмерная возбудимость), астенический (повышенная чувствительность и быстрая истощаемость), истероидный (демонстративное поведение), эпилептоидный (сильная раздражительность, образование сверхценных идей), шизоидный (нарушение эмоциональных контактов с людьми) и др.
- АМОНАШВИЛИ предложил ставить оценки, а не отметки в начальной школе.
- АНАНЬЕВ — ввел понятие жизненный путь личности.
- АРИСТОТЕЛЬ — душу и тело не разделял.
Душа проявляется в трех основных способностях: а) вегетативной (растительной); б) чувственной; в) разумной.
Трактат «О душе».
Осуждать Аристотеля Папское собрание обязало Аквинского.
- АССОЦИАНИЗМ возник в 18 веке.
- АССОЦИАТИВНОЕ УЧЕНИЕ — Гартли Давид (1705−1757), Гербарт Иоганн Фридрих (нем., 1776 — 1841).
- АТТИТЮД — трехкомпонентная структура — когнитивный компонент, аффективный, конативный (поведенческий).
- АТТРАКЦИЯ — форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства.
- АШ С. — классические эксперименты Аша исследуют конформное поведение; групповое давление.
- БЕСЕДА — получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым. Источником информации являются устные суждения индивида. Предусматривает прямое и косвенное получение сведений.
- Беркли Джорж (англ., 1685−1753) — «Опыт новой теории зрения» (1709).
Проанализировал чувственные элементы, из которых складывается образ геометрического пространства как вместилища всех природных тел.
Методы диагностики и получения информации о семейной ситуации
... группа, а предметом исследования -эффективность методов диагностики и получения информации о семейной ситуации. & ... », когда супруги договариваются вознаграждать друг друга за то поведение, которого они ожидают от партнера.   ... детей. Только такой подход способен предотвратить тяжелые конфликты и нарушения. 1.4. Особенности супружеских ...
Считал, что «быть — значит быть в восприятии».
В «Трактате о принципах человеческого познания» (1713) исследовал основания скептицизма, атеизма и безверия.
- БЕРН — учитель не выступает с позиции старшего.
- Бехтерев Владимир Михайлович (1859 — 1927) — ввел метод завершений.
Предложил социальную психологию назвать коллективной рефлексологией.
- Бине Альфред (фр., 1857 — 1911) — дифференциация умственно отсталых от ленивых.
Один из создателей первой шкалы интеллекта.
- БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД к развитию личности (уподобление психического развития биологическому) разработал — С. Холл.
- БИОЛОГИЗАТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — психическое развитие рассматривается как линейное.
- БИОЛОГИЧЕСКИЙ уровень личности (Платонов) — темперамент и органические патологические изменения.
- БИХЕВИОРИЗМ — предмет: поведение.
К представителям бихевиоризма не относится Бехтерев.
S — R — стимул — реакция.
Схемы подкрепления — с определенным интервалом; схема постоянного подкрепления.
- БЛОНСКИЙ П. П. — периодизация возрастного развития: появление и смена зубов.
- БОЖОВИЧ — кризис семи лет период появления у детей желания занять более взрослое положение в жизни и рождение «социального Я».
- Брентано Франц (австр., 1838 — 1917) — ввел термин «интенция».
«О происхождении нравственного сознания» (1889).
Формирование и развитие личности
... развитие личности На формирование и развитие личности человека большое значение оказывают биологические факторы: наследственность, физиологические особенности пребывания в среде обитания, образа жизни ... процессов восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи, наличие у обучаемых необходимых волевых и ряда других качеств личности: настойчивости, целеустремленности, ...
Учитель ФрейдА Зигмунда (австр. 1856 — 1939).
- Бэкон Фрэнсис (1561 — 1626) — основатель эмпирической психологии.
«Опыты» (1597), «Новый Органон» (1620).
В учении об идолах (идолы рода, идолы пещеры, идолы театра, идолы рынка) раскрыл ошибки познания, которые обусловлены психической организацией человека.
Освобождение от идолов возможно с помощью индуктивного (опытно-индуктивного) метода. Освобождение от идолов — индивидуальная логика.
- БЮЛЕР — теория трех ступеней в развитии ребенка: инстинкт, дрессура, интеллект.
- ВЕРТГЕЙМЕР Макс (нем., амер., 1880−1943) — основатель гештальтпсихологии.
- ВНЕШНИЕ факторы, оказывающие влияние на развитие личности — общество и окружающая среда.
- ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ как самостоятельная наука возникла во второй половине XIX в.
Изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Выявляет возрастные закономерности психического развития человека.
- ВОЛЮНТАРИЗМ — направление в идеалистической философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества, отрицающее объективную закономерность и необходимость.
- ВООБРАЖЕНИЕ — познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Непреднамеренное воображение — создание новых образов без каких-либо внешних побудителей.
Преднамеренное воображение — создание новых образов с помощью волевых усилий.
1. Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн
... действительности Воображение – психич-й процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Развитие ... -либо деятельности. Задатки — это природная предпосылка, лежащая в основе развития способностей. В психологии существует два подхода к пониманию способностей, их происхождения и ...
Воссоздающее (репродуктивное, трафаретное) воображение — на основе прочитанного или услышанного.
Творческое (продуктивное) воображение — создание новых образов в творческой деятельности.
Активное воображение — вид воображения; создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности.
Пассивное воображение (сновидения, грезы) — вид воображения; не стимулирует к активным действиям; человек удовлетворяется созданными образами, не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые не могут быть реализованы.
- ВОСПИТАНИЕ — совместная с детьми деятельность взрослых, связанная с презентацией ими норм культуры, ценностей, идеалов и переработкой их на основе имеющихся смыслов и мотивов в поступки и поведение в целом.
Эффективность воспитания зависит от формирования личностного стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогом.
Методы воспитания — педагогическое требование, пример, поощрение, наказание.
Методы нравственного воспитания — убеждение, личный пример.
Методы трудового воспитания — материальное и моральное поощрение, творческие конкурсы, соревнование.
- ВОСПИТАННОСТЬ — нравственные знания и убеждения, нравственные поступки, согласованность знаний, убеждений и поведения.
- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. Особенности — систематичность.
- ВОСПИТУЕМОСТЬ — откликаемость на воздействие.
- ВОСПРИЯТИЕ — целостное отражение предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии их на органы чувств.
- Вундт Вильгельм Маркс (1832 — 1920) — выдвинул идею создания экспериментальной психологии в «Лекциях о душе человека и животных» (1863).
«Отец» экспериментальной психологии.
Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
... . Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]/Л.Д.Столяренко. Ростов-на-Дону, 2004. - С.55. 40. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие ... такие вопросы, как понятие «воображение», особенности его развития и способы развития воображения в изобразительной деятельности. По определению, данному в психологическом словаре, воображение – это универсальная человеческая способность ...
Десятитомная «Психологии народов» (1900—1920).
Как исследователь психологии народов предлагал изучить поведение, инстинкты и реакции народов с помощью метода анализа языка и мифов.
- ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896— 1934) — «Мышление и речь» (1934).
Исследовал высшие психические функции (мышление, речь).
В основе развития высших психических функций лежит процесс интериоризации. Психические функции — интерпсихические.
Культурно-историческая теория развития психики.
«Проблемы возраста» (полностью опубл. в 1984 г. в четвертом томе собрания сочинений в шести томах).
В работе «Проблемы возраста» писал: «Под возрастным новообразованием следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период».
Теория Л. С. Выготского получила продолжение в трудах Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца.
Принадлежит приоритет постановки проблемы соотношения обучения и развития в отечественной педагогической психологии.
Школьный и пубертатный периоды по Л.С. Выготскому разделяет кризис 13 лет.
- ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА — представители: О. Кюльпе, К. Бюлер.
-
- ГАЛЛЮЦИНАЦИИ — нереальные, фантастические видения; результат нарушений психики, сопровождают болезненные состояния.
- Гартли Давид (1705−1757) — один из основоположников ассоцианизма (ассоциативной психологии).
Учение об ассоциациях.
Психология Этапы развития психологии
... появления у него определенной потребности, мотива. Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К его фактам относят: 1) отдельные движения ... социального окружения как новых парадигм в ее исследование. Развитие отраслей психологии VI этап. Дальнейшее развитие пси- хологических школ (40-60-е гг.) Появление ...
«Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» (1749).
- ГЕЗЗЕЛ (биогенетический подход) — чем моложе ребенок, тем выше темпы его развития.
- Гельвеций Клод Адриан (фр., 1715−1771) — «Об уме» (1758), «О человеке, его умственных способностях и его воспитании».
Считал, что человек продукт среды, так как ребенок от рождения ни глуп, ни умен, ни зол, ни добр: он только невежествен и невоспитан.
Отводил воспитанию и законам решающую роль в развитии ребенка.
Индивидуальность — интеллектуально-нравственные качества создаются условиями жизни.
- ГЕРАКЛИТ — в мире все действует по определенным законам (логосу).
«Все течёт, все меняется».
- ГЕРБАРТ Иоганн-Фридрих (нем., 1776— 1841) — основоположник эмпирической психологии в Германии.
«Психология как наука, основанная на опыте, метафизике и математике» (тт. 1−2, 1824 — 1825).
Психика состоит из ощущений, представлений и чувств.
- гЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ — целостные сферы мышления, наличие структур в различных сферах реальности.
Представители — КЁлер Вольфганг (нем., амер., 1887—1967), ВЕРТГЕЙМЕР Макс (нем., амер., 1880−1943), Коффка Курт (нем., амер., 1886−1941), Перлз Фриц Фридрих Соломон (нем., амер., 1893 — 1770).
- ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ — преувеличение или преуменьшение предмета, а также изменение отдельных частей.
- ГИППЕНРЕЙТЕР — отличие житейской психологии от научной — 5 признаков.
- ГИППОКРАТ — выделил 4 типа темперамента.
- ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ — Фрейд Зигмунд, австр. (1856 — 1939), Адлер Альфред, австр., (1870 — 1937), Юнг Карл, швейцарск., (1875 — 1961).
- ГОСПИТАЛИЗМ — синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации. Признаки: потеря в весе, вялость, апатичность
и т. д. - ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ — развитые мотивационная, интеллектуальная, произвольная сферы.
- ГОСПИТАЛИЗМ — синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации. Признаки: потеря в весе, вялость, апатичность
Методики по определению: тест Керна-Йирасека, методика Д.Б. Эльконина-А.Л. Венгера — графический диктант и «Образец и правило».
1. Понятие о высшей нервной деятельности человека. Условные и безусловные рефлексы, их отличия. Условный рефлекс, определение, классификация
... и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека. Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной ... пирамидный нейрон (рис. 2). Звездчатые клетки отличаются слабым развитием дендритов и мощным развитием аксонов, которые не выходят за пределы поперечника коры и ...
К характеристикам готовности к школе не относится сформированность учебной деятельности.
Психолого-педагогические факторы готовности к школе выявили — Венгер, Эльконин, Божович.
-
- ГРАЖДАНСКАЯ ДИСКУССИЯ. Формы — совещание, мозговой штурм.
- ГРЕЗЫ — нормальное психическое состояние; идеализация желаемого будущего.
- ГРУППА. Психологические характеристики — групповые интересы, ценности.
Уровни развития группы (Уманский) — группа-кооперация; группа-автономия.
- ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА — командообразование, конфликты.
- ГРУППОВОЕ ВЛИЯНИЕ. Типы (Дойг, Джерард) — нормативное; информационное.
- ГРУППОВОЙ ФАВОРИТИЗМ — результат социальной категоризации, социальной идентификации.
- ГРУППОВЫЕ НОРМЫ — правила, которым должно подчиняться поведение членов группы; регулирование поведения членов группы.
- ГРУППОВЫЕ ПРОЦЕССЫ — процесс группового давления.
- ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — предметом исследования является уникальная и неповторимая личность, её самоактуализация.
Характерна идея о том, что в основе человеческой природы лежит добро и при наличии соответствующих возможностей эта природа способна реализовать свой внутренний потенциал роста.
Гуманистический подход к личности направлен на расцвет потенциальных возможностей индивидуума.
Представители — Маслоу Абрахам Харольд (амер., 1908 — 1970), Роджерс Карл Рэнсом (амер., 1902 — 1987).
- ГУМОРАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ ТЕМПЕРАМЕНТА — можно отнести идеи Гиппократа и Галена.
- ДЕЙСТВИЕ — это основная единица анализа деятельности по А. Н. Леонтьеву.
- Декарт Рене (фр., 1596−1650) — «Правила для руководства ума» (1628−1629), «Метафизические размышления о первой философии» (1641), «Страсти души» (1649).
Основатель дуализма.
Решал психофизиологическую проблему (как соотносятся психика, или психические явления, и тело, или физиологические явления) как часть психофизической проблемы в философии (как соотносятся сознание и бытие).
Психофизическая проблема с позиций дуализма.
Основоположник рационализма.
Обоснование достоверности интроспективного метода в психологии сознания.
Тело может только двигаться, душа — только мыслить.
«Я мыслю, значит, я существую».
Выделил безусловный рефлекс (теория рефлекса).
- Демокрит (460—370 гг. до н.э.) — душа — круглые шарики (подвижные атомы огня).
Принцип всеобщего детерминизма (случайностей нет, все причинно обусловлено).
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира.
Внутренние компоненты деятельности — анатомо-физиологические структуры и процессы.
Внешние компоненты деятельности — разные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.
Структурные единицы деятельности — действия, операции.
Методы организации деятельности — педагогическое требование, общественное мнение.
- Дильтей Вильгельм (нем., 1833 — 1911) — «Описательная психология» (рус. пер. 1924).
Основоположник понимающей психологии.
Создатель герменевтического метода.
- ДИСПЕРСИЯ равна среднему квадрату отклонений значения варианты от среднего значения.
- ДЖЕМС Уильям (1842 — 1910) — в «Основах психологии» (1890) писал, что внутренний опыт человека — это не «цепочка элементов», а «поток сознания».
- ДОШКОЛЬНИК. Основное новообразование дошкольника (Эльконин) — произвольное поведение.
Психическое развитие ребенка дошкольника связано с развитием игры как ведущей деятельности данного периода.
Ведущий вид деятельности — ролевая игра.
- ДЮРКГЕЙМ — концепция социологизма.
- ЖУРНАЛ «ВОПРОСЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ЯЗЫКОЗНАНИЯ» — основатели: Штейнталь и Лацарус.
- ЗАЗО Р. — в 20 веке внес значительный вклад в развитие возрастной психологии.
- ЗАКОН РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (по Л. С. Выготскому) — интериоризация.
- ЗАНКОВ Л.В. Принципы обучения — ведущая роль теоретических знаний, быстрый темп обучения.
- ЗАОСТРЕНИЕ — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.
- ЗАРАЖЕНИЕ — непосредственная передача партнеру информации в виде эмоционального заряда.
- ЗИМНЯЯ И. А. выделила три плана соответствия психологических характеристик человека деятельности педагога — предрасположенность, личностная готовность, включаемость во взаимодействие.
- ЗОНА АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ — обученность, развитость, воспитанность.
- ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ — обучаемость, развиваемость, воспитуемость.
- ИГРА — деятельность в которой воссоздаются социальные отношения между личностями вне условий непосредственных действий.
- ИНДИВИД — принадлежность человека к роду homo sapiens.
- ИНСТИНКТ — врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни. Основа форм поведения животных.
Форма поведения животных на стадии элементарной сенсорной психики.
- ИНТЕНЦИЯ — термин ввел Брентано.
- ИНТЕРАКЦИОНИСТСКИЕ теории личности основаны на изучении — взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.
- ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ — поэтапный процесс перехода внешних, материальных действий в план внутреннего, психического, умственного отражения.
Является источником формирования высших психических функций: первоначально они осуществляются как интерпсихический процесс (т.е. деятельность, опосредствованная использованием знаков, форма взаимодействия между людьми), и лишь затем реализуются как внутренний, интрапсихический процесс.
- ИНТРОСПЕКЦИЯ — метод познания психических явлений путем самонаблюдения.
- ИСТОЧНИКИ АКТИВНОСТИ — потребности, воспитание.
- Кабанис Пьер Жан Жорж (фр., 1757 — 1808) — «Отношения между физическою и нравственною природою человека» (рус. пер. 1865 — 1866).
Мышление — функция мозга.
Считал, что мозг предназначен для производства мысли, как желудок и кишки предназначены для пищеварения, печень — для очищения желчи, слюнные железы — для изготовления слюны.
Противники материализма приписали ему мысль о том, что мозг выделяет мысль, как печень желчь, тогда как он считал, что продуктом работы мозга является объективизация мысли в слове и жесте.
Интеллект — только обладающий головным мозгом человек способен мыслить.
- КЁлер Вольфганг (нем., амер., 1887—1967) — испытуемый Макса Вертгеймера в экспериментах по исследованию фи—феномена.
Коллега и сподвижник Макса Вертгеймера в разработке основ гештальтпсихологии.
Разработчик идеи изоморфизма (идеи подобия двух или нескольких систем — например, подобия топографической карты рельефу местности, отраженному на ней).
Начал систематические исследования интеллектуального поведения высших животных.
- КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — строится на принципах теории познания. Изучает процесс и динамику формирования знаний.
- КОЛЛЕКТИВ. Признаки — коллективная идентификация, сплоченность, ответственность.
- КОЛЬБЕРГ — выделяет 3 уровня и 6 стадий нравственного развития.
В периодизации Кольберга отсутствует нравственный уровень.
-
- КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ возникают в процессе контакта, когда есть негативные чувства, антипатия.
- КОМПЕТЕНТНОСТЬ. Коммуникативная — профессиональной деформацией не является.
- КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ — реакция на появление взрослого в поле зрения ребенка является свидетельством окончания периода новорожденности.
- Кондильяк Этьен Бонно де (фр., 1715 — 1780) — «Трактат об ощущениях» (1754), «Опыт о происхождении человеческих знаний».
Предложил образ «статуи»: при получении первых ощущений начинает действовать вся психическая механика.
Вся деятельность души — это изменение ощущений.
Рефлексия как ощущение.
- КОНСТИТУЦИОННЫЕ ТИПОЛОГИИ — Э. Кречмер, У. Шелдон.
- КОНТЕНТ-АНАЛИЗ — метод психологического изучения различных текстов, позволяющих по их содержанию судить о психологии создателей этих текстов.
- КОНЦЕПЦИЯ ИНСТИНКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ — причины социального поведения человека связаны с врожденными инстинктами; механизмы социальной адаптации одинаковы у человека и животных.
- КОНЦЕПЦИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ ДВУХ ФАКТОРОВ — родоначальник В. Штерн. Невозможно отделить, что в психике человека связано с наследственностью, а что служит продуктом среды.
- КОРНИЛОВ — реактология.
- КРЕЧМЕР — изоморфизм.
Лептосоматик — хрупкий, высокий, плоская грудь, узкие плечи, конечности длинные и худые.
- КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ — ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически.
- КРИЗИС ОДНОГО ГОДА — признаки: аффективные реакции.
- КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ (Выготский) — эмансипация (отделение от взрослого).
Негативизм.
- КУЗЬМИНА. Понятие профессионального самосознания, самопознания и саморазвития по Кузьминой соотносится с аутопсихологической компетентностью.
- КУЛИ. Виды малых групп — первичные, вторичные.
- Ламетри Жюльен Офре де (фр., 1709 — 1751) — «Человек-машина» (1747) образ «человек-машина»: психические способности являются продуктом машиноподобных действий человеческого организма.
«Трактат о душе», «Человек — растение».
Хилос — все способности души зависят от особой организации мозга и тела.
Интерес как пружина человеческой деятельности.
- Левин Курт (нем., 1890— 1947) — автор теории поля.
Автор концепции групповой динамики.
Первым выделил стили лидерства.
- Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646 — 1716, нем.) — основатель плюрализма.
Выделил в душе область отчетливого знания, смутного знания и бессознательного.
- ЛЕОНГАРД — акцентуация, характеризующаяся повышенной общительностью, эмоциональностью, легкомыслием, нарушением логики мышления, конфликтностью — гипертимный тип.
- ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич (1903— 1979) — «Проблемы развития психики» (1959), «Деятельность. Сознание. Личность» (1975).
Автор общепсихологической теории деятельности.
В рамках ведущей деятельности закладывается вид деятельности, который на следующем возрастном этапе будет ведущим.
Личностный смысл.
Иерархия мотивов; соподчинение мотивов.
Сдвиг мотива на цель.
По А.Н. Леонтьеву, взаимно превращающимися единицами деятельности являются: потребность — мотив — цель — условие.
По А.Н. Леонтьеву личность рождается дважды и обусловлено это рождение установлением иерархии мотивов; стремлением и способностью осознавать свои мотивы.
В рамках деятельностного подхода проблема общности строения внешней и внутренней деятельности разрабатывалась А.Н. Леонтьевым.
-
- ЛИБИДО — сексуальное влечение.
- ЛИДЕР. Компетенции лидера (Парыгин) — регуляция межличностных отношений; ориентация на микросреду.
- ЛИДЕРСТВО как обладание определенными личностными чертами — теория черт; харизматическая теория.
- ЛИЧНОСТЬ — свойства: воля, чувства; характер, способности.
Термин «личность» предложен в социогенетическом подходе.
- Локк Джон (англ., 1632 — 1704) — «Опыты о человеческом разумении» (1690).
Опытное происхождение всех знаний.
Все, что есть в сознании, есть в ощущениях.
Сторонник ассоцианизма.
Психика ребенка как чистая доска, главным является воспитание.
Существует две формы опыта: внешний (ощущение), посредством которого познается внешний мир и внутренний (рефлексия), посредством которого познается деятельность собственного разума.
- Ломов Борис Федорович (1927 — 1989) — «биологическое — социальное» соотносится как «организм — личность».
- МАЛАЯ ГРУППА — реально существующая группа, члены которой находятся в непосредственном личном общении.
Формальные характеристики — распределение обязанностей, особенности совместной групповой деятельности.
- МАРКОВА выделила большие группы педагогических умений.
- МЕСТО ИНДИВИДА В СИСТЕМЕ ГРУППОВОЙ ЖИЗНИ — социальный статус, социальная позиция.
- МЕДИАНА — значение которое делит множество данных пополам.
- МЕТОД психологии — путь научного исследования (способ познания к.-л. реальности).
Общенаучные методы — моделирование, эксперимент, наблюдение.
Проективные методы — визуальные и слуховые стимулы.
Организационные методы — сравнительный, комплексный, лонгитюдный.
Методы эмпирического исследования — наблюдение, самонаблюдение (интроспекция), эксперимент, тест, анкеты (социометрические методики), беседа, анализ продуктов деятельности, биографический метод, метод моделирования.
Основными эмпирическими методами в психологии являются наблюдение и эксперимент.
К эмпирическим методам не относится метод анализа литературы.
Метод педагогической психологии — способ познания психических явлений, который возникает в процессе обучения и воспитания формирующейся личности при взаимодействии с педагогом.
Методы формирования сознания — пример, убеждение.
Методы стимулирования деятельности и поведения — создание ситуации успеха; соревнование.
Психология ФЕПО -14 2011−12 — Стр 2
Методы организации деятельности, формирования опыта — общественное мнение, педагогические требования.
Методы воспитания — пример, требования.
- МЕТОДИКА — способ организации познания предметов и явлений.
- МЕЧТА — форма воображения; создание образов сильно желаемых объектов или событий; направлена на будущее; более реалистична, в принципе осуществима.
- МИЛГРАМ — эксперименты исследуют — подчинение авторитету, конформизм.
- МЛАДЕНЧЕСТВО — ведущий вид деятельности: непосредственное эмоциональное общение.
Социальная ситуация развития: «ребенок — взрослый».
- МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — новообразования: внутренний план действий.
Общение «человек — общество» в системе «ребенок-учитель».
Период освоения и принятия учебной ситуации младшим школьником называется адаптацией.
- МОДА — числовое значение, которое встречается наиболее часто.
- МОРЕНО Джекоб Леви (1892 — 1974) — основатель социометрии.
Основатель психодраммы.
Основатель групповой психотерапии.
- МОТИВ — предмет потребности; побуждает и направляет деятельность личности.
Мотив власти как мотив педагогической деятельности (Аминов).
Мотивы учебной деятельности конкретизируют потребность учебной деятельности.
- МОТИВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности.
- МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА человека — основные составляющие: мотивы, потребности, цели.
- МОТИВАЦИЯ — система побуждения, заставляющая ученика учиться.
Внутренние источники учебной мотивации — познавательные и социальные потребности.
Внешние источники учебной мотивации — условия жизнедеятельности, требования, ожидания, возможности.
Личностные источники учебной мотивации — интересы, потребности, обусловливающие стремление к самосовершенствованию, самоорганизации в учебной и др. видах деятельности.
- МЫШЛЕНИЕ — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Формы: понятие, суждение, умозаключение.
Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация.
- МЭЙО. Виды малых групп — формальные, неформальные.
- Мясищев Владимир Николаевич (1893 — 1973) — в работе «Психические особенности человека. Характер, способности» (1957, в 2 тт., в соавторстве с А.Г. Ковалевым) обосновал психологическую теорию отношений.
Считал, что система отношений человека к себе и миру составляет ядро личности.
- НАБЛЮДЕНИЕ — используют на описательном этапе исследования в возрастной психологии.
Среди недостатков метода наблюдения можно выделить пассивность исследователя и невозможность повторить ситуацию.
- НАПРАВЛЕННОСТЬ личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности.
Платонов — влечения, желания, интересы; убеждения, индивидуальная картина мира.
Ведущее свойство личности.
- НЕРВНАЯ СИСТЕМА. Основной элемент — нервные клетки.
- НОВОРОЖДЕННОСТЬ характеризуется биологической беспомощностью.
- НОНКОНФОРМИЗМ — отстаивание собственной позиции вне зависимости от ее совпадения с мнением большинства.
- ОБРАЗОВАНИЕ — процесс и результат приобретения ЗУН, опыта в целом.
- ОБУЧАЕМОСТЬ — восприимчивость к усвоению знаний.
Показатели — способность к усвоению знаний, активность ориентировки в новых условиях.
- ОБУЧЕНИЕ. Этапы ассоциативно-рефлекторной концепции обучения — восприятие, осмысление.
Предмет психологии обучения — развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения.
- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ — область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека.
- ОБЩЕНИЕ — вид деятельности, направленный на обмен информацией между людьми, их взаимодействие.
- ОДАРЕННОСТЬ — качественно своеобразное сочетание общих и специальных способностей.
- ОККАМА У. — представитель номинализма.
- ОЛЛПОРТ — влияние первичной группы на личность.
- ОНТОГЕНЕЗ — процесс индивидуального развития организма или личности.
- ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ — используется метод наблюдения.
- ОПОСРЕДОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения (знаковые системы, печать, радио, телевидение
и т. п. ). - ОРЛОВ выделил понятие центрация в педагогической деятельности учителя.
- ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СВЯЗИ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ — творческое заимствование методов; использование основных идей, теоретических положений.
- Павлов Иван Петрович (1849 — 1936) — «Мозг и психика».
- ПАМЯТЬ — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Объем механической памяти — 7+2 единицы.
К процессам памяти относится забывание.
- ПАССИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (сновидения, грезы) — вид воображения; не стимулирует к активным действиям; человек удовлетворяется созданными образами, не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые не могут быть реализованы.
- ПЕДАГОГ как субъект деятельности — совокупность индивидуальных качеств, личностных качеств.
- ПЕДАГОГИКА. Основные формы связи педагогики с другими науками — это творческое заимствование методов исследований; использование основных идей, теоретических положений.
Основоположник научной педагогики в России — Ушинский.
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Конструктивный компонент деятельности педагога — проектирование деятельности учащихся и собственной деятельности и поведения для эффективного взаимодействия.
Организационный компонент педагогической деятельности — организация разных видов деятельности учащихся в соответствии с целями системы обучения и воспитания в процессе взаимодействия с учащимися.
Гностический компонент педагогической деятельности — изучение и анализ деятельности и способности воздействия на других людей с учетом их возрастных и типологических особенностей.
Стиль педагогической деятельности — совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления педагогической деятельности.
Стили педагогической деятельности (А. Никонова, А. Маркова) — эмоционально-импровизационный, эмоционально-методический.
Характеристики педагогической деятельности — мотивированность, предметность; предметное содержание, внешняя структура.
Целеполагающие функции педагогической деятельности — ориентационная, развивающая.
Организационно-структурные функции педагогической деятельности — конструктивная, организаторская.
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — область психологической науки, изучающая психологические основы обучения, воспитания и педагогической деятельности.
Раздел: психология обучения.
1 этап становления — Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменский.
Структура — психология образовательной деятельности; психология учебной деятельности и ее субъект — обучающийся.
Основные специальные категории педагогической психологии — педагогические способности, учебная деятельность.
Методы педагогической психологии — наблюдение (основной, наиболее распространенный, в педагогической психологии метод целенаправленного систематического исследования); беседа.
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ. В. А Крутецкий. выделяет следующие педагогические способности — дидактические, академические; перцептивные, проективные.
Основные педагогические способности (Н.Д.Левитов) — способность понимать ученика, организаторские.
Основные педагогические способности (Н.А. Аминов) — индивидуальная, социальная успешность.
Исследователи педагогических способностей — Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов.
Организаторские способности педагога — деловитость, требовательность.
Перцептивно-гностические способности педагога — интеллектуальная активность, исследовательский стиль деятельности.
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ. Интегрированный результат аналитических, конструктивных и организаторских педагогических умений называется технологичностью.
- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. Цель на уроке — интеллектуальное и личностное развитие ребенка.
- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО — сплав личностных и профессиональных качеств.
Уровень педагогического мастерства определяется — выполнением лучших образцов передового педагогического опыта.
- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО. Уровень — обогащением педагогической деятельности за счет личного творческого вклада, создания новых педагогических систем обучения и воспитания.
- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ — конкретная задача; указание о начале и конце работы.
- ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ возможна лишь посредством знаков и знаковых систем.
- ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ П. П. Блонского — появление и смена зубов.
- ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТАДИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ — высокоразвитые инстинктивные формы поведения, способность к научению.
- ПИАЖЕ Жан (1896—1980) — считал, что отсутствие понятия о сохранении характерно для дооперациональной стадии интеллекта.
Раннее детство — сенсомоторная стадия развития интеллекта.
Эгоцентризм — неумение встать на чужую точку зрения.
Включение нового объекта в существующие схемы — ассимиляция.
Старые схемы модифицируются с целью приспособления к новой ситуации — аккомодация.
- ПЛАТОН — душа и тело отдельно («мир идей и мир вещей»).
Основатель объективного идеализма.
Душа состоит из трех частей: вожделеющей, страстной, разумной.
Основатель Академии в Афинах.
Утверждая, что человек руководствуется в своем поведении идеей, считает, что идеи вечны, неизменны, постоянны, лишены временных характеристик, включены в поток преобразования, качественного изменения, как обычные вещи материального мира.
- ПОДРОСТНИЧЕСТВО. В младшем ведущей деятельностью Д. Б. Эльконин считал интимно-личностное общение подростка со сверстниками, а в старшем — учебно-профессиональную деятельность.
- ПОДРОСТОК. Внешний фактор кризиса подростка — контроль со стороны взрослых. Завершение кризиса подросткового возраста — идентичность.
Внутренний фактор кризиса подростка — привычка подчиняться взрослым.
Школьный и пубертатный периоды по Л.С. Выготскому разделяет кризис 13 лет.
Новообразование — чувство взрослости, Я-концепция. Чувство взрослости в первую очередь выступает как внешняя взрослость.
-
- ПООЩРЕНИЕ. Виды — одобрение, похвала, доверие, восхищение, забота, внимание, ответственное поручение.
- ПОТРЕБНОСТЬ как компонент учебной деятельности заключается в стремлении к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области
- ПРЕДМЕТНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА. Признаки — учебный год; расписание предметов.
- ПРОДУКТИВНОЕ (ТВОРЧЕСКОЕ) ВООБРАЖЕНИЕ — вид воображения; создание новых образов, которые воплощаются в оригинальные продукты деятельности при минимальной опосредованной опоре на прошлый опыт.
- ПРОФЕССИОГРАММА — требования к профессионально важным качествам.
- ПРОФЕССИОНАЛИЗМ. Объективный критерий — эффективность педагогической деятельности.
Субъективные критерии профессионализма — понимание ценностных ориентаций педагога, позитивное отношение к себе и удовлетворенность трудом.
Уровень овладения профессией, как показатель профессионализма — определяется адаптацией учителя к педагогической профессии, усвоение норм, приемов, технологий.
- ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ — совокупность психологических и психофизических особенностей человека.
- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА — овладение приемами индивидуального подхода, осуществление личностно-ориентированного обучения.
- ПРИМЕР — образец для подражания, связан с наглядным представлением и конкретизацией идеала человека.
- ПРИНЦИП ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — разработал С. Л. Рубинштейн.
- ПРИРУЧЕНИЕ — умение через систему упражнений; демонстрация воспитателем образца выполнения действия.
- ПСИХИКА — предмет отечественной психологии.
Эволюция психики:1) раздражимость; 2) чувствительность; 3) инстинкт; 4) осознание.
1) чувствительность; 2) ощущения; 3) отражение образов предметов; 4) межпредметные связи.
Фабри — А. Н. Леонтьев выделяют в эволюционном развитии психики три стадии: (1) стадию элементарной сенсорной психики, (2) стадию перцептивной психики, (3) стадию интеллекта (обезьяны, собаки, дельфины).
Формы проявления: психические процессы, психические свойства, психические состояния.
- ПСИХОАНАЛИЗ (фрейдизм, глубинная психология) — Психосексуальное развитие — З. Фрейд. Основное понятие — «либидо» — сексуальная энергия.
- ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЙ подход включает — психодинамическую ветвь, восходящую к психоанализу; персонологическую — Шпрангер; когнитивистскую — Пиаже, Колберг, Выготский.
- ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ теории личности — главная роль в детерминации поведения — внутренние свойства личности.
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — начала разрабатываться в 20-х — начале 30-х гг. XX в.
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ — которому соответствует человек по уровню своего психологического развития. Период, характеризующийся качественным своеобразием психики.
- ПСИХОЛОГИЯ — термин «психология» был введен немецкими схоластами Р. Гоклениусом и О. Кассманом в 1590 г.
С древнегреческого — «наука о душе».
Предмет отечественной психологии — психика.
Средние века приобретает теологический характер.
III этап развития — психология стала самостоятельной экспериментальной наукой. Слагались первые социально-психологические концепции.
Критерий классификации областей психологии — системность.
В дискуссии о предмете психологии выделяются направления: социологически ориентированное, психологически ориентированное.
- ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ. Предмет — развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности.
- ПСИХОЛОГИЯ МАСС — представители: С. Сигеле, Г. Тард.
Концепция «Психология масс» рассматривает отношение массы и элиты; влияние массовой культуры на общественное и индивидуальное сознание.
- ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ — Лацарус; Вундт, Штейнталь.
Психология народов Вундта — изучение поведения, инстинктов и реакций народов с помощью метода анализа языка и мифов.
- ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Предмет — человек во времени.
Основополагающим моментом появления психологии развития принято считать книгу В. Прейера «Душа ребенка».
- ПСИХОЛОГИЯ УЧИТЕЛЯ. Предмет — психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности.
- ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ теория «жизненного цикла человека» (Эриксона) — развитие человека происходит на протяжении всей жизни.
- ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ — раздел психологии.
- РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ развивает личность в целом.
- РАЗВИТИЕ — процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.
Развитие человека в онтогенезе характеризуется последовательностью понятий: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.
- РАЗДРАЖИМОСТЬ — допсихическая(биологическая) форма отражения внешней среды, проявляющаяся в реагировании на необходимые для поддержания жизни раздражители.
- РАННЕЕ ДЕТСТВО — ведущий вид деятельности: предметно-манипулятивная.
Наглядно-действенное мышление.
Сензитивный период для развития речи.
- РЕАКТОЛОГИЯ — Корнилов.
- РЕКАПИТУЛЯЦИЯ — основной биогенетический закон для объяснения психического развития, согласно которому ребенок в своем психическом развитии повторяет стадии развития психики человеческого рода. Автор — Э. Геккел.
- РЕНТГЕНОВСКИЙ РИСУНОК — схематичный.
- РЕПРОДУКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ — вид воображения; трафаретное.
- РЕФЛЕКС
Безусловный рефлекс — врожденная автоматическая ответная реакция организма на специфическое воздействие.
Условный рефлекс — приобретенная реакция организма на определенный раздражитель, возникшая в результате сочетания воздействия этого раздражителя с потребностью.
- РЕФЛЕКСИЯ. Впервые понятие рефлексия для объяснения способности субъекта обратиться к своему внутреннему опыту в своих трудах использовали Р. Декарт и Дж. Локк.
-
- РОСТ — процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.
- РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович (1899— I960) — теория мышления (работы «О мышлении и путях его исследования», «Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения»).
Принцип единства сознания и деятельности.
Принцип детерминизма.
Самосознание этап развития сознания.
Структура личности: направленность (установка, интересы, потребности); способности; темперамент и характер.
- СИНЕСТЕЗИЯ — способность раздражителя, адресованного природой для него приспособленному органу чувств, одновременно вызывать необычное ощущение в другом органе чувств. Например, при восприятии музыки у некоторых людей могут возникать зрительные ощущения.
- СЕНСУАЛИЗМ — попытка осмыслить духовный мир человека.
- Сирс Роберт Ричардсон (род. 1908) — специалист в области социального научения (необихевиоризм), истории психологии, психологии личности.
В 1943 г. с его участием было подготовлено издание по экспериментальным данным, полученным в психоанализе.
Близкое знакомство с психоанализом (особенно в 1943 г.) позволило ему переориентироваться на анализ социальных детерминант психики.
- СИСТЕМА ЭЛЬКОНИНА-ДАВЫДОВА — ребенок рассматривается как самоизменяющийся субъект учения.
Основой содержания обучения по (Эльконину-Давыдову) — система научных понятий для общих действий.
- СКИННЕР Берхауз Фредерик (1904— 1990) — «Наука и человеческое поведение» (1953), «Технология обучения"(1968).
Оперантный бихевиоризм.
За условнорефлекторным научением следует оперантное научение.
- СОЗРЕВАНИЕ — процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивидуума.
- СОКРАТ — философия в виде диалогов. Метод сократической беседы (наводящие размышления) — диалектика.
- СОЦИАЛИЗАЦИЯ. Выделение дотрудовой, трудовой, послетрудовой стадий социализации произведено в рамках отечественной социальной психологии; отношение к трудовой деятельности как основание для классификации стадий.
Психологические механизмы социализации с точки зрения отечественной социальной психологии — идентификация, подражание.
Традиционный механизм социализации — это усвоение человеком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущи его семье и ближайшему окружению человека.
Институциональный механизм — реализуется в процессе взаимодействия человека с различными организациями и учреждениями. Некоторые из этих институтов являются специализированными,
Стилизованный механизм социализации личности действует в рамках субкультуры. Субкультура — это совокупность норм, ценностей, поведенческих проявлений, характерных для определенной группы людей, что обусловливает определенный стиль жизни этой группы.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с другими людьми, при этом последние должны быть для него значимыми. Значимыми лицами могут быть родители, учитель, друг
Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников
- СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ — восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.
Эффекты: новизны, первичности.
Механизмы социальной перцепции — идентификация, эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция.
Одна из функций социальной перцепции — познание себя и партнера по общению (организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных взаимоотношений).
- СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологической науки, изучающая психологические явления, возникающие во взаимодействии и общении людей. Изучает — семью, учебные и трудовые группы; массовые психические явления (поведение толпы, панику, слухи, моду).
Отечественная социальная психология возникла в середине 19 века.
Майерс, Макманцева.
Задачи — исследование социально-психологического аспекта реальных явлений жизни и деятельности; анализ взаимодействия, общения и взаимоотношений; прогнозирование политических и национальных процессов в развитии государства и общества.
Основные функции — прогностическая, объяснительная.
В дискуссии о предмете социальной психологии выделяют — социологически ориентированное; психологически ориентированное направление.
Особенности становления социальной психологии — зарождение социально-педагогических идей в общественных и естественных науках.
Особенность развития социальной психологии — отпочковывание от родительских дисциплин в самостоятельную науку.
Особенность периода стагнации социальной психологии — изоляция отечественной науки от западной, усиление идеологического контроля.
Особенность периода возрождения социальной психологии — кристаллизация социально-психологической проблематики.
Отрасли социальной психологии — психология управления, социального воздействия, общения, конфликта; психология семьи, религии, политическая и этническая психология.
Направления зарубежной социальной психологии — групповая динамика; интеракционизм; когнитивистская; социометрическое; гуманистическая; трансактивная психология.
Уровни исследования социальной психологии — эмпирический, теоретический, методологический.
Авторы первых книг по социальной психологии — Макдугалл, Росс.
- СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ личности — система действий, ожидаемых от человека в соответствии с его социальной позицией; место человека в конкретной системе социальных взаимосвязей; естественное поведение человека.
- СОЦИАЛЬНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ влияет на индивида независимо от его отношения к людям; облегчает действие индивида.
- СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ уровень личности (Платонов) — умения, знания, навыки, привычки.
- СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — получение признания.
- СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ. Способом передачи социального опыта не является урок.
- СОЦИАЛЬНЫЙ уровень личности (Платонов) — убеждение, мировоззрение, интересы личности.
- СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ подход включает — теорию научения; теорию ролей.
Бихевиористы (Торндайк, Уотсон).
Предложен термин «личность».
- СОЦИОДИНАМИЧЕСКИЕ теории личности — главная роль в детерминации поведения — внешняя ситуация.
- СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс и результат включения индивида в социальные отношения.
- СОЦИОМЕТРИЯ — метод социальной психологии, позволяющий графически и количественно смоделировать структуру межличностных отношений в группе, основываясь на количестве и характере выборов (предпочтений) всех ее членов по определенному социометрическому критерию, совместная работа, отдых
и т. п.
Психология ФЕПО -14 2011−12 — Стр 3
Разновидность опроса, метод исследования малых групп.
- СОФИСТЫ древнегреческие — речь и мышление как средства манипулирования людьми.
- Спиноза Бенедикт (голланд. нидерл., 1632 — 1677) — основатель монизма.
«Этика» (1677), «Трактат об усовершенствовании разума» (рус. пер. 1934).
Особого духовного начала нет, оно — субстанция.
Считал человека целостным природным существом, у которого душа и тело нераздельны.
Человеку свойственно стремление к самосохранению, которое выражено во влечении.
Основные чувства (влечение, радость, печаль) лежат в основе всего многообразия мотивов и чувств человека.
Объяснение чувств геометрическим способом.
Результаты познания первого рода суждения выражены в образах.
- СПОСОБНОСТИ — внутренние факторы, оказывающие влияние на развитие личности.
- СТИЛИ общения. Классические — авторитарный, демократический.
- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ — разрушающая функция.
- СФЕРА «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК». Противопоказания работы — дефекты речи, замкнутость.
- СХЕМАТИЗАЦИЯ — отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко.
- ТЕОРИЯ ПОЛЯ — К. Левин.
- ТЕСТ — стандартизированность и количественная обработка.
Причинами, снижающими точность теста, могут быть особенности ситуации тестирования, состояние испытуемого и поведение экспериментатора.
- ТИПИЗАЦИЯ — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах.
- ТИТЧЕНЕР. Модель сознания, разработанная Титченером, как альтернативная по отношению к модели Вундта, называлась поток сознания.
- ТРУД — вид деятельности, направленный на создание предметов материальной и духовной культуры.
- УРОВНИ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ — ощущение, восприятие, представление, мышление.
- УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Средства — мыслительные операции, знаковые и языковые средства; интеллектуальная деятельность.
Формирование учебной деятельности — управление взрослым процессом становления учебной деятельностью дошкольника.
- УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА. Структура учебной задачи (Фридман) — объект учебной задачи; требование задачи. Специфика учебной задачи как компонента учебной деятельности — овладение общим способом (принципом) решения целого класса однородных частных задач.
- УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС. Уровни — социальный, педагогический.
- УЧЕНИЕ — структурные компоненты: мотивационный, операционный.
Воздействия на обучаемого и его ответные реакции учитываются при анализе процесса учения в бихевиористских теориях учения.
-
- ФАНТАЗИЯ — неосуществимое будущее.
- ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — улучшение индивидуальных результатов в присутствии другого человека.
- ФАСЦИНАЦИЯ — эффект, вызываемый специально организованным вербальным (словесным) воздействием, предназначенным для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии сообщения реципиентами, за счет чего повышается возможность ее воздействия на их поведение.
- ФЕСТИНГЕР Л. — теория когнитивного диссонанса.
- ФИЛОГЕНЕЗ — процесс развития психики в течение жизни многих поколений.
- ФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ. Виды— деловое, ролевое.
- Фрейд Зигмунд, австр. (1856 — 1939) — представитель психодинамического подхода, основоположник психоанализа. Создатель теории бессознательного, согласно ей в психике человека существуют три сферы: сознание, предсознание и бессознательное.
Этапы психосексуального развития: 1) оральная стадия (0−1); 2) анальная стадия (1−3 лет); 3) фаллическая стадия (3−5 лет); 4) латентная стадия (5−12 лет); 5) генитальная (12−18 лет).
В структуре личности выделил: Ид (Оно), Эго (Я), Супер-Эго (Сверх Я).
- ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ — контактная, информационная; эмотивная, оказание влияния; координационная, установление отношений.
Инструментальная — социальный механизм управления и передачи информации.
Интегративная — средство объединения людей.
Трансляционная — передача конкретных способов деятельности.
- ХОЛЛ С. — связывал кризисные явления в подростковом возрасте с биологической обусловленностью процессов развития в данном возрасте.
Автор теории рекапитуляции (основной биогенетический закон психического развития).
Основатель педологии.
- ХОЛЛАНДЕР в эволюции социальной психологии выделил стадии социальной философии и социального эмпиризма; социального анализа.
- ХОРНИ Карен — три направления: 1) ее ранние эссе о женской психологии; 2) в числе причин возникновения неврозов более важными она считала факторы культуры и нарушения в человеческих взаимоотношениях, а не биологические факторы; 3) она исследовала межличностные и интрапсихические защиты, которые помогают человеку преодолевать тревогу.
- ЦЕЛЬ — осознанное представление о результате будущего действия.
Цель действия — способ достижения уровня образца.
- ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — продукт социализации личности; стабильная характеристика личности, определяющая ее поведение.
- ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА человека представлена: головным мозгом, промежуточным и спинным мозгом.
- ЦЕНТРАЦИЯ — умение сочетать разные методы в обучении.
Центрации учителя могут оказывать негативное влияние на учеников: бюрократическая, эгоистическая.
- Челпанов Георгий Иванович (1862 — 1936) — в работе «Спорные вопросы психологии» (1926) указывал, что марксизм может быть распространен только на область социальной психологии, тогда как общая психология должна быть свободна от всякой философии.
В 20-е гг. 20 в. разделил психологию на общую и социальную психологию.
- ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ — объективный критерий возникновения психики по А. Н. Леонтьеву.
- ШЕЛДОН — конституционные типы: эндоморфный (круглый с недоразвитием костей и мышц, большими внутренностями); мезоморфный (развитие костей и мышц); эктоморфный (тонкий, с большой головой).
- ШЕРИФ М. — эксперименты исследуют — конформизм; формирование групповых норм.
- ШТАЙНЕР (ШТЕЙНЕР) Рудольф (австр., 1861 — 1925) — создатель антропософии (учения о человеке как носителе скрытых мистических духовных сил).
Заложил основы Вадьдорфской педагогики (по имени фабрики «Вальдорф-Астория» в Штутгарде, где в 1919 г. была создана такая школа для детей рабочих).
Считал, что задача Вадьдорфской педагогики состоит в воспитании духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать консерватизм общества, действуя на пользу прогрессу.
- ШТЕРН В. — автор теории конвергенции.
- Эббингауз Герман (1850 -1909) — представитель экспериментальной психологии.
Метод бессмысленных слогов.
В экспериментальных исследованиях памяти был открыт «эффект края».
- ЭКСПЕРИМЕНТ — моделирование явлений и условий эксперимента; активное воздействие исследователя на явления.
Целью формирующего эксперимента является изучение закономерностей происхождения того или иного психического новообразования.
- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — основоположник Вундт Вильгельм.
- ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ — процесс перехода, преобразования внутренних, психических действий в материальные, внешние.
- ЭЛЬКОНИН — период отрочества включает подростковый возраст и юность.
Согласно Эльконину, ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится общение со сверстниками.
- ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА — в 6−7 лет новый уровень.
- ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ. Симптом — безразличие.
- ЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ личности — Эриксон.
- ЭРИКСОН Э. — эгоидентичность.
Психосоциальная теория «жизненного цикла» — развитие происходит на протяжении всей жизни; развитие человека представляет собой становление его идентичности.
Центральным понятием в теории Эриксона является — идентичность.
Стадии: 1) орально-сенсорная (от рождения до 1 г.); 2) мышечно-анальная (от 2 до 3 лет); 3) локомоторно-генитальная (от 4 до 5 лет); 4) латентная (от 6 до 11 лет); 5) отрочество и юность (от 12 до 18 лет); 6) молодость (ранняя взрослость); 7) взрослость (взрослость); 8) зрелость (зрелость).
- Юм Дэвид (англ., 1711 — 1776) — «Трактат о человеческой природе» (1748).
Душа — театральные подмостки, где проходят чередой сцепленные между собой сцены.
Единица сознания — образы и их бледные копии.
Развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке впечатлений, причины которых не постижимы.
- ЮНГ — выделил архетипы: Персона, Анима и Анимус, Тень, Самость.
В структуре личности выделяет: Эго или сознание, Личное бессознательное, Коллективное бессознательное.
В структуру личности не входит подсознание.
- ЮНОСТЬ. Характеристика самосознания — самопознание, личная идентичность.
Новообразование — формирование жизненных планов, самоопределение.
Взаимоотношения с окружающими в раннем юношеском возрасте характеризуются — идеализацией дружбы.
Юношеская дружба — развитие самосознания.
15
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление: