Индивидуальность — неповторимое сочетание психологических особенностей личности.
(характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств )
Биологическая и социальная структура личности.
В рамках теорий , изучающих структуру личности принято выделять две основные подструктуры, формирования которых произошло под влиянием двух факторов: биологического и социального.
В связи с этим утверждается, что личность человека состоит из эндопсихики и экзопсихики.
Эндопсихика имеет природную биологически обусловленную основу и отождествляется с нервно-психической организацией человека.
Экзопсихика определяется социальными факторами и включается в себя систему отношений личностей, её опыт, интересы, склонности, идеалы и Т.Д.)
Структуре личности Платонова выделяют 4 основных компонентов:
- Направленность личности – непосредственно связано с убеждением, мировоззрением, идеалами, интересами. Компоненты социально обусловлены.
- Опыт личностей – проявляется в привычках, умениях, знаниях, навыках.
Являются социально-обусловленными, хотя роль биологических фактором возрастает.
- Психические процессы + эмоции и воля.
Эти процессы у человека в отличие от животных несут преимущественно социальный характер, хотя имеют биологическую природу.
- Биопсихические свойства – проявляются в темпераменте, половых и возрастных особенностях, во врождённых патологических отклонениях в развитии организма. Эти компоненты личности обусловлены наследственностью и практически не несут социального начала.
- Отдельно в структуре личности представлены такие системные факторы как способности и характер. Они как бы накладываются на остальные компоненты, так как непосредственно связаны и с направленностью, и с опытом, и с психическими процессами, и биопсихическими свойствами.
Эмоции и психические состояния личности.
Классификации и формы и виды переживания чувств.
Эмоции — это психические и(или) физиологические реакции человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей.
Чувства – это особая форма психического отражения, свойственная, при которой отражаемым является субъективное отношение человека к предметам и явлением реакции только человеку ( эмоции + понятия ).
Философия личности человека
Федеральное агентство образования Российской Федерации Марийский Государственный Технический Университет Кафедра философии РЕФЕРАТ по дисциплине «Философия» на тему Человек и личность Выполнила: студентка гр. Проверила: доц. каф. фил. Йошкар – Ола 2007 Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 Человек……………………………………………………………………...5 Понятие и сущность человека…………………………………………5 Проблема ...
Функции чувств – это функции сигнальные и регулирующие.
Переживания определяют поведение человека, становясь длительным или кратковременным мотивом к деятельности.
Чувства: положительные и отрицательные. Высшие и низшие. Стенические и астенические.
Амбивалентность или двойственность. В основе чувств человека лежат его потребности, которые порождают деятельность. С другой стороны, деятельность человека порождает новые потребности.
Формы и виды переживания чувств.
- Чувственный тон.
- Эмоциональное состояние — непосредственное переживание чувств.
- Настроение — общее эмоциональное состояние, окрашивающие в течение длительного промежутка времени психические процессы и поведения человека.
- Страсть – стойкое и длительное проявление эмоций, являющихся доминирующим мотивом деятельности.
- Стресс – это психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями.
- Аффект – это стремительно и бурно протекающая эмоция взрывного свойства, относительно кратковременная.
Высшие чувства
- Морально-политические чувства.
- Интеллектуальные чувства (чувства нового, чувства уверенности, чувство сомнения, чувство ясности, чувство языка, речи;
- Эстетические чувства(чувства прекрасного, чувства комического, юмор, ирония, сарказм, злоба, чувство трагического и драматического )
- Воля и волевые процессы – воля – это сознательное регулирование человека своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Функции воли.
- Побудительная.
- Тормозная.
Виды волевых действий.
Простое волевое действие характеризуется тем, что человек без колебаний идёт к намеченной цели, побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.
Сложное волевое действие включает в себя следующие этапы:
Исследование cвязи типа высшей нервной деятельности и свойств темперамента
... нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента ... этом свойстве судят по тому, от чего преимущественно зависит реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент ( ...
1. Осознание цели и стремление её достичь.
2. Осознание ряда возможностей достижения цели.
3. Появление мотивов, утверждающих или отвергающих эти возможности.
4. Борьба и выбор мотивов.
5.Принятие одной из возможностей в качестве решения.
6. Осуществление принятого решения.
7. Преодоление внешних препятствий, пока поставленная цельнее будет достигнута.
Волевые качества формируются в процессе жизни человека и свойственны только человеку.
Свойства личности.
1. Темперамент, свойства темперамента, физиологическая основа темперамента. Типы темперамента.
2. Характер, структура характера.
3. Способности и задатки личности.
Темперамент, свойства темперамента, физиологическая основа темперамента. Типы темперамента.
Темперамент — это совокупность индивидуально своеобразных свойств психики одинаково проявляющихся в различных видах деятельности, оставаясь постоянными в течение жизни.
В структуре темперамента:
- Общая активность индивида.
- Двигательный компонент или моторный компонент.
- Эмоциональность
Свойства темперамента – это врождённые и устойчивые индивидуальные особенности психики определяющие динамику различной деятельности.
1. Сензитивность – наименьшая сила внешнего воздействия, необходимая для возникновения психической реакции человека и скорость возникновения этой реакции.
2. Реактивность – степень непроизвольности реакции человека на внешнее или внутреннее воздействие одинаковой силы.
3. Активность – это степень энергичности, которой человек воздействует на внешний мир.
4. Темп реакции – это скорость протекания психических реакций и процессов.
5. Пластичность – это лёгкость, гибкость и быстрота приспособления человека к меняющимся условиям.
6. Ригидность – выражается в инертности, косности поведения, личности.
7. Экстраверсия – это поведения и реакции человека преимущественно определяемые внешними впечатлениями возникающие в данный момент.
8. Интроверсия – преимущественная обусловленность поведения и реакции человека внутренними образами и представлениями.
Изучение взаимосвязи способностей и темперамента
Содержание Введение 3 1. Способности 8 1.1. Понятие, способности 8 1.2. Виды способностей 10 1.3. Уровни развития способностей 15 2. Взаимосвязь способностей и темперамента 19 2.1. Темперамент как свойство нервной системы 19 2.2. Типы темперамента 20 2.3. Особенности проявления способностей у людей с различными типами темперамента 23 2.4. Изучение взаимосвязи способностей и темперамента 25 ...
9. Эмоциональная реакция – уровень воздействия необходимый для возникновения эмоциональной реакции и скорость возникновения этой реакции.
Свойство нервной системы:
- Сила процессов возбуждения и торможения.
- Уравновешенность нервной системы.
- Подвижность нервных процессов.
Сочетание свойств нервной системы, которые определяют индивидуальные особенности
условно-рефлекторной деятельности и темперамента, называю нервной системой.
Типы нервной системы:
- Сильный, неуравновешенный (с преобладанием процессов возбуждения), подвижный – холерический .
- Сильный, уравновешенный, подвижный – сангвинический.
- Сильный, уравновешенный, инертный – флегматический.
- Слабый тип нервной системы — меланхолический.
Физиологической основой темперамента является тип нервной системы.
Характер
Характер- это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, определяющих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении и поступках.
Характер:
- Система отношения к действительности.
- Привычный образ поведения в определённой ситуации.
В зависимости от преобладающего влияния на деятельность различные психических процессов выделяют:
- Интеллектуальные черты характера.
- Эмоциональные черты характера.
- Волевые черты характера.
Структура характера:
- Свойства, выражающие отношение к обществу и отдельным людям.
- Свойства, выражающие отношение к труду.
- Свойства, выражающие отношение человека к себе.
- Свойства, выражающие отношение к вещам.
Способности
Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности являющиеся условием её успешности.
Способности – это возможность приобретения навыков, умений, знаний.
Способности и знания, умения, навыки не тождественны, но составляют единство.
Виды способностей:
- Природные – общие для человека и животных.
- Общие способности – необходимые для разных видов деятельности.
- Специальные – определяют успехи в отдельных видах деятельности.
- Учебные (репродуктивные) – успешность освоения знаний, умений, навыков.
- Творческие – создание предметов материальной и духовной культуры.
- Теоретические – склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям.
- Практические способности – склонность к конкретным практическим действиям.
- Способности к общению, взаимодействию с людьми.
Одарённость
Задатки и способности человека
Введение Тема способностей, которую я выбрал, актуальна в наши дни. Проблема способностей постоянно ставится перед человеком жизнью. Она всегда была столь же важной, сколько и увлекательной. Понятие о способностях человека развивалось в связи с общим ходом развития человеческой мысли и долго было предметом философского рассмотрения. Лишь во второй половине XIX в. возникают и развертываются ...
Высокая степень одарённости называют талантом.
Наивысшая степень одарённости называют гениальностью.
Задатки
Это морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движений, которые выступают в качестве природных предпосылок развития особенностей.
- Задатки определяются особенности строения органов чувств.
- Задатки связаны с частными свойствами нервной системы.
- Задатки многозначны
— на основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности.
-на базе разных по структуре задатков могут формироваться сходные способности.
Межличностные отношения и общение
- Общение, формы общения.
- Функции общения.
- Виды межличностного общения.
- Коммуникативная сторона общения.
- Перцептивная сторона общения.
- Интерактивная сторона общения.
Общение – один из способов социальной жизни людей, сложный многогранный процесс взаимодействия(интерактивная сторона общения), включающая в себя обмен информацией(коммуникативная сторона общения), восприятие и понимание другого человека(Перцептивная сторона общения).
Формы общения:
- Прямое (непосредственное ) общение.
- Косвенное ( опосредованное) общение.
- Межличностное общение.
- Массовое общение.
- Межперсональное общение.
- Ролевое общение.
Общение выступает важнейшим фактором психическим развития человека: это универсальная реальность, в которой зарождаются и существуют в течение всей жизни психические процесс и поведения человека.
Функции общения:
- Прагматическая функция.
- Формирующая функция.
- Подтверждающая функция.
- Функция организации и поддержания межличностных отношений.
- Внутриличностная функция.