Вопрос № 7 Сознание как высшая форма психического отражения. Генезис и структура сознания

Психика есть и у животных и у человека, сознание только у человека. Выготский считал, что сознание — это динамическая смысловая сфера, состоящая из эмоциональных, волевых и интеллектуальных компонентов. По Выготскому сознание также это комплекс высших психических функций (понятийное мышление или абстрактно-логическое произвольное внимание, логическая память, воля, творческое воображение).

Считается, что на возникновение сознания повлияло два фактора:

  1. совместная орудийная деятельность (орудия труда);
  2. общение с помощью речи.

Сознание развивается только в социуме, в общении с другими людьми, поэтому сознание развивается на речевой основе.

Основные особенности или черты сознания

  1. категориальность, т.е. все предметы и явления окружающего мира представлены в сознании в виде системы понятий или категорий;
  2. совокупность знаний о мире;
  3. разделение «Я не Я», т.е. познавательное отделение субъекта и объекта;
  4. наличие совокупности умственных и чувственных образов;
  5. целеполагание, т.е. одной из основных функций сознания является постановка целей поведения и деятельности человека;
  6. наличие самосознания, т.е. система представлений о самом себе;
  7. влияние на индивидуальное сознание общественных форм сознания (наука, культура, религия, право, мораль).

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности в мыслительном построении действий и осознании результатов, что обеспечивает регулирование деятельности человека.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышлении и эмоций в процессы сознания. Основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям.

Первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

6 стр., 2732 слов

Тема 1. Возраст в сознании человека

... этапе. Моделирование На конкретных примерах покажите проявление неравномерности развития человека при расхождении возраста: а) хронологического и биологического ____________________________________________________________________________________________________________ б) ... В это время я перестала думать о каких-то загадочных мирах, перестала играть в куклы. Мои мысли были заняты совсем другим, ...

Выделяют два слоя сознания (Зинченко В.П.):

  1. Бытийное сознание, включающее в себя:

— свойства движений, опыт действий,

— чувственные образы

  1. Рефлективное сознание, включающее в себя:

— Значение (Содержание общественного сознания, усеваемого человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.)

— Смысл (субъективное понимание и отношение к ситуации, информации).

Функции сознания:

  1. отражательная.
  2. порождающая (творчески-креативная)
  3. регулярно-оценочная
  4. рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии могут выступать: отражение мира; мышление о нем; способы регуляции человеком своего поведения; сами процессы рефлексии; свое личное сознание.

Структура сознания по А.В.Петровскому

  1. совокупные знания о мире;
  2. разделение субъекта и объекта, и отношение субъекта к объекту;
  3. целеполагающая деятельность.

Структура сознания (по Леонтьеву): выделяют два слоя сознания: бытийный и рефлексивный. Бытийный слой включает в себя биодинамическую ткань движения и чувственный образ; Рефлексивный слой сознания содержит: значения и смысл.

  • Чувственная ткань – чувственные составляющие конкретных образов реальности.

Функции чувственной ткани – это материальная ткань сознания, то, что образует богатство, многокрасочность сознательного отражения мира. Развитие чувственного содержания сознания происходит в процессе развития человеческих форм деятельности.

  • Значение – обобщенный опыт человечества, знания, выраженный в языке; идеальная модель мира в общественном сознании. С помощью значении осуществляется опосредованное отражение человеком мира.

Функции значения: 1. Связь индивидуального сознания с обществом (заимствования из общественного сознания); 2. Означение мира, представление объективного знания об объекте.

  • Личностный смысл – отношение, которое создается в жизни человека. Это значение значения.

Функции личностного смысла – пристрастность сознания. Осознание – расширение круга деятельностей. Отсюда несовпадение личностного смысла и значения.

Свойства сознания:

  1. ритмичность (связанность, группировка впечатлений) – сознание есть структура
  2. неоднородно – центр и периферия (зона ясного сознания – фокус и зона сознаваемого)
  3. имеет объем – количество простых впечатлений, которое испытуемый в данное время воспринимает как единое целое (16-40 ударов метронома).

    Люди по-разному группируют впечатления – выделение области поля внимания. Объем внимания – количество элементов, которое испытуемый в данное время воспринимает ясно и отчетливо 7+-2. Можно увеличить – апперцепция: процесс преобразования, укрупнения единиц сознания.

Элементы сознания:

Объективные

Субъективные

Ощущения – модальность, интенсивность, протяженность.

Титченер: свойства ощущения – сенсорная ясность (интенсивность) и отчетливость.

Чувствования – эмоциональные переживания:

Представления – связь ощущений

Удовольствие – неудовольствие

Напряженность – разрядка

Возбуждение — успокоение

Вопрос № 7. Сознание как высшая форма психического отражения. Генезис и структура сознания.

Сознание и его характеристики. Психика как отражение действительности характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание — это высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в деятельности, при постоянном общении (с помощью речи) с другими людьми. Следовательно, сознание — это общественный продукт.

Характеристики сознания.

1. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний о мире. В структуру сознания входят познавательные процессы (восприятие, память, воображение, мышление и др.), с помощью которых человек подлинно обогащает знания о мире и о самом себе.

2. Вторая характеристика сознания — отчетливое различение Я и «Не-Я». Человек выделвшийся из окружающего мира, продолжает сохранять мир в своем сознании и осуществлять самосознание. Человек производит сознательную оценку себя, своих мыслей, поступков.

3. Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагания. В функции сознания входит формирование целей, при этом сравниваются мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход реализации целей.

4. Четвертая характеристика — включение в состав сознания определенного отношения. В сознание человека входит мир его чувств, в нем представлены эмоции оценки межличностных отношений.

В целом сознание характеризуется 1. Активностью (избирательностью), 2. интенциональностью (направленностью на предмет), 3. мотивационно-ценностным характером. 4. Различными уровнями ясности. Генезис сознания Гиппенрейтер

Генезис сознания. А. Н. Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхождении сознания. Согласно его определению сознательное отражение — это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее «объективные устойчивые свойства» «вне зависимости от отношений к ней субъекта». В этом определении подчеркивается «объективность», т. е. биологическая беспристрастность, сознательного отражения.

В соответствии с общим положением, согласно которому всякое изменение психического отражения происходит вслед за изменением практической деятельности, толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности — коллективного труда.

Всякий совместный труд предполагает разделение труда. Это значит, что разные члены коллектива начинают выполнять разные операции, причем разные в одном очень существенном отношении: одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие же такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения. Рассматриваемые сами по себе, такие операции представляются биологически бессмысленными.

Например, преследование и умерщвление дичи охотником прямо отвечает биологическому мотиву — получению пищи. В отличие от этого действия загонщика, который отгоняет дичь от себя, не только не имеют самостоятельного смысла, но и, казалось бы, прямо противоположны тому, что следовало бы делать. Тем не менее они имеют реальный смысл в контексте коллективной деятельности — совместной охоты. То же самое можно сказать о действиях по изготовлению орудий и др.

Итак, в условиях коллективного труда впервые появляются такие операции, которые не направлены прямо на предмет потребности — биологический мотив, а имеют в виду лишь промежуточный результат.

В рамках же индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью. Таким образом, для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, соответственно в деятельности выделяется ее новая единица — действие.

В плане психического отражения это сопровождается переживанием смысла действия. Ведь чтобы человек побуждался совершить действие, которое приводит лишь к промежуточному результату, он должен понять связь этого результата с мотивом, т. е. «открыть» для себя его смысл. Смысл, по определению А. Н. Леонтьева, и есть отражение отношения цели действия к мотиву.

Для успешного выполнения действия необходимо развитие «беспристрастного» типа познания действительности. Ведь действия начинают направляться на все более и более широкий круг предметов и познание «объективных устойчивых свойств» этих предметов оказывается жизненной необходимостью. Вот здесь и проявляется роль второго фактора развития сознания — речи и языка. Скорее всего первые элементы человеческой речи появились в ходе выполнения совместных трудовых действий. Именно здесь, по словам Ф. Энгельса, у людей «появилась потребность что-то сказать друг другу».

Уникальная особенность человеческого языка — его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Благодаря ей язык стал носителем общест­венного сознания. Важно вникнуть в этимологию слова «сознание». Ведь со-знание — это совместное знание. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к «совместному знанию», и только благодаря этому формируется его индивидуальное сознание. Таким образом, смыслы и языковые значения оказались, по А. Н. Леонтьеву, основными образующими че ловеческого сознания.

Леонтьев придерживается позиции К. Маркса о сущности сознания. Маркс говорил о том, что сознание есть продукт общественно-исторических отношений, в которые вступают люди, и которые лишь реализуются посредством их мозга, их органов чувств и органов действия. В процессах, порождаемых этими отношениями, происходит полагание объектов в форме их субъективных образов в голове человека в форме сознания. Леонтьев пишет, что сознание есть «открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния. И вслед за Марксом, Леонтьев говорит, что сознание есть специфически человеческая форма субъективного отражения объективной реальности, она может пониматься только как продукт отношений и опосредовании, возникающих в ходе становления и развития общества.

Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же, по-прежнему, остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится так же и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действии и операций, протекающих в уме, в «плане сознания». Сознание-образ становится так же сознанием-деятельностью. Развитое сознание индивидов характеризуется своей психологической многомерностью.

По Выготскому, компонентами сознания являются значения (познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально-мотивационные компоненты).

Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции — формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

Первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко): I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: — биодинамические свойства движений, опыт действий, — чувственные образы. II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:

— Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения — понятия. — Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и значение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движенл. и действия (бытийного слоя сознания).

Мир представлений, воображения, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания).

Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах.

Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.

Функции сознания: 1) отражательная, 2) порождающая (творчески — креативная), 3) регулярно-оценочная, 4) рефлексивная функция — основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии могут выступать: • отражение мира, • мышление о нем, • способы регуляции человеком своего поведения, • сами процессы рефлексии, • свое личное сознание. Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: образ, операционное и предметное значение, осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

Характеристика и биологические предпосылки трудовой деятельности. Гипотеза о возникновении сознания

Специфическая форма поведения – трудовая деятельность. Строя гипотезу о необходимости возникновении сознания, Леонтьев сравнивает поведение животных в общем с трудовой деятельностью человека.

Труд (трудовая деятельность) – это преобразование природы (в том числе, собственной).

У животных нет преобразования природы, у них – приспособительная деятельность. Оно приспосабливается к условиям среды, но не преобразует ее. Труд — это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу.

Сравнение поведения животных и трудовой деятельности человека

Критерий

Поведение животных

Трудовая деятельность человека

1.Средства поведения

Естественные органы и объекты (лапы, зубы, палки, подставки)

Орудия труда

2.Происхождение поведения

Продукт биологического эволюционного развития. Необходимо для приспособления к окружающей среде. Механизмы инстинктивного поведения, научения

Продукт общественного развития человека. Регулируется экономическими, моральными, правовыми законами.

3.Строение поведения

А) Инстинкт. Деятельность и операции объединены.

Б) Навык. Появляются операции – различные способы выполнения одной деятельности.

В) Интеллектуальное поведение. Решение 2-фазных задач, фаза подготовки и осуществления.

Действия (мотив и цель не совпадают).

Возникает разделение труда, продукты или результаты не всегда приводят непосредственно к удовлетворению нужды.

Биологические предпосылки трудовой деятельности:

  1. прямохождение
  2. уровень развития ЦНС
  3. язык
  4. использование некоторых аналогов орудийной деятельности
  5. общественно-групповое поведение

Признаки трудовой деятельности

Филогенетические предпосылки

Природные ограничения.

1. Совместность; орудийность.

Групповое поведение; «сообщества», средства общения

Эти предпосылки не взаимосвязаны, не зависят друг от друга

Функциональное использование орудий, индивидуальное

2. Возникновение действий отдельных участников труда, необходимость сознания.

Возможности 2-фазного решения практических задач с учетом пространственно-временных условий их выполнения.

Нет учета и обеспечения социальных условий.

3. Наличие материальной культуры, орудий труда

Возможность изготовления орудий для выполнения практической задачи, для себя, но не для другого.

Орудия не сохраняются.

4. Наличие духовной культуры, знакового языка, знаковой речи.

Наличие сигнальной аффективной речи

Нет знаков

Возможность обучения животных знаковой речи

В этом нет естественной необходимости

1. Совместная орудийность

Для труда характерны 2 взаимозависимые черты:

  1. употребление и изготовление орудий:
  • специально изготавливаются орудия труда (орудие – преобразование внешней природы)
  • орудия труда сохраняют для последующего использования (материальная культура сохраняется, хотя в природе такой необходимости нет, это неестественно)
  • орудия труда имеют относительно устойчивое функциональное назначение
  1. труд совершается в условиях совместной, коллективной деятельности.

Обе эти предпосылки существуют и у животных, но они не взаимосвязаны, всегда по отдельности – либо одно, либо другое. Животные изготавливают орудия, но не сохраняют их, нет материальной культуры. Как бы ни была сложна орудийная деятельность животных, она не имеет характера общественного процесса, не совершается коллективно и не определяет собой отношений общения.

В противоположность этому человеческий труд является деятельностью изначально общественной, основанной на сотрудничестве, предполагающем разделение трудовых функций, опосредствующей их общение.

2. Возникновение действий, необходимость сознания

Поведение животных биологически целесообразно и в нем мотивы и цели поведения совпадают.

В человеческом поведении появляются биологически нецелесообразные формы, когда мотивы и цели не совпадают.

Пример с загонщиком. Деятельность человека в условиях коллективного труда: деятельность загонщика (охота) побуждается потребностью в пище, одежде, но непосредственно действие направлено на спугивание стада животных. Это и есть результат деятельности загонщика. Этот результат сам по себе не может привести к удовлетворению потребности в пище. Мотив, конечный результат загонщика – кусок мяса, зверь. Цель – отгонять этот кусок. Действие — процесс, конечный желаемый результат (мотив) и реальная цель которого не совпадают. Смысл действия — отношение мотива к цели. Возникает необходимость в сознании — сознавании, понимании смысла, ради чего выполняется биологически нецелесообразное действие. Человек должен сознавать смысл своих действий:

  1. в контексте общего труда, трудовых отношений с другими людьми
  2. связь собственных действий с удовлетворением в дальнейшем своих нужд и потребностей (необходимость совместного знания, понимания смысла — сознания).

Пример: Когда паук устремляется к вибрирующей паутине, то его деятельность подчиняется естественному соотнесению вибрации с пищей  вибрация  биологический смысл пищи. Но отношение между вибрацией и пищей скрыта для паука, поэтому он устремляется к камертону.

Загонщик тоже подчиняет свое действие определенной связи, но в основе этой связи лежит уже не естественное, а общественное отношение — трудовая связь загонщика с другими участниками колективной охоты. Для этого нужно, чтобы смысл его действия открылся ему, был осознан  сознательная цель. Психическое отражение в трудовой деятельности – сознательное и разумное.

У волков – групповой инстинкт совместной охоты, они руководствуются биологическими законами. Когда животное удаляясь сначала от добычи, потом схватывает ее, эта деятельность подчиняется воспринимаемым животным пространственным отношением ситуации (2-фазная задача).

Животное заранее учитывает условия своего двигательного акта. Это – предпосылка действия. Спланировал, потом организовал и учел ПВУ. Внешне – объективно загоняют жертву в тупик (разумно).

Всё проявляется на последней стадии. Нечто вроде соревнования – кто первый схватит жертву, т.е. мотив (зверь) совпадает с целью. У того, кто победит, мотив совпадет с целью. А это значит – что это уже не человеческое действие. Человек загнал – может отдохнуть, ему уже гарантированно должен достаться кусочек мяса.

Вспугивание дичи загонщиком лишает его возможности овладеть ею. Непосредственный результат этой деятельности и ее конечный результат соединяют человека с другими членами коллектива. Эта связь осуществляется благодаря деятельности других людей (т.о. деятельность человека подчиняется связям общественным).

Спугивание дичи само по себе бессмысленно биологически, она приобретает смысл лишь в условиях коллективной охоты. Это условие и сообщает действию человеческий разумный смысл. Отдельный человек представляет себя частью социального целого. Коллективный субъект – общество. Сознание обеспечивает совместную жизнь индивидуальных участников труда. Такое разделение предмета деятельности и ее мотива возможно в условиях совместного, коллективного процесса. Продукт этого процесса приводит к удовлетворению потребности отдельного индивида.

Первая форма сознания — общественно сознание. “Я”, входящее в коллективное “Мы”: общественное сознание, общественное чувство.

3. Материальная культура.

Культура — преобразованная природа. Признаки культуры: орудия труда, захоронения, наскальные рисунки и т.д. Культура — средство преобразования природы. Культура необходима при совместной деятельности. Культурный опыт может быть только общественным, его передача закреплена генетически, т. е. он — исторический (общественно-исторический опыт).

3 вида человеческого опыта.

1. видовой, врожденный, генетический опыт (общее с животными).

2. индивидуально изменчивый, преобразованный опыт (общее с животными).

3. опыт, полученный совместно и передаваемый особыми средствами из поколения в поколение.

4. Духовная культура.

Трудовая деятельность невозможна без особого вида коммуникаций — знаков, необходимы специальные приспособления для сохранения совместных знаний, необходимы средства совместного управления и коммуникации совместных знаний. Знаки — средства совместной деятельности, обеспечивающие взаимодействие участников труда. Знаки — средства сохранения и воспроизведения сознания. Знак заменяет предмет и действие с ним, позволяет оперировать с объектом мысленно. Знаки позволяют оперировать предметами без материального контакта с ними — помимо реального, объективного мира появляется мир мысленный — возможность мышления, построения знаний о мире. Мир удваивается. Возможность познавательной деятельности – приобретение, передача и сохранение знаний. С появлением знаков появляется возможность познания как самостоятельной деятельности, а с появлением речи появляется мышление.

У животных предпосылки речи – сигнальная, аффективная речь – отражает непосредственное эмоциональное состояние, но нет знака.

Обучение животных знаковой речи с помощью жестов. Средства обучения — знаки.

  1. Животное  знак, речь  может говорить и создавать новые знаки для обозначения предметов.
  2. Знаки — начало мышления, обобщения, абстракции.
  3. Без человека, в другой среде не будет использовать и забудет

Сознание как высшая форма развития психики

Психика есть и у животных и у человека, сознание только у человека. Буквально слово сознание обозначает совокупность знаний. Выготский считал, что сознание это динамическая смысловая сфера состоящая из эмоциональных, волевых и интеллектуальных компонентов. По Выготскому сознание также это комплекс высших психических функций (понятийное мышление или абстрактно-логическое произвольное внимание, логическая память, воля, творческое воображение).

Считается, что на возникновение сознания повлияло два фактора:

  1. совместная орудийная деятельность (орудия труда);
  2. общение с помощью речи.

Сознание развивается только в социуме, в общении с другими людьми, поэтому сознание развивается на речевой основе.

5