Тема 1. Предмет, задачи, методы общей психологии. Отрасли психологии

Уважаемые студенты! На установочной сессии Вы сдаете сразу 2 экзамена по психологии: по общей психологии и психологии развития. Занятий у вас очень мало. Уже к первому занятию (неважно, поставлена лекция или практическое занятие) нужно подготовиться. Для начала каждому из вас необходимо подготовиться и выступить перед студентами по одной теме по общей психологии и по одной теме по психологии развития. Выступления должны быть ясными, понятными, интересными. Ваша задача – не прочитать по листочкам (!), а РАССКАЗАТЬ в течение 10-13 минут, пользуясь своими записями и распечатками, раскрыть тему. Номер темы соответствует порядковому номеру студента в журнале (если такого списка еще нет, староста распределяет темы в группе).

Всего 24 темы по общей психологии.

Если есть вопросы, пусть староста позвонит по телефону 8-917-802-3615 Татьяне Петровне Иванченко.

ТЕМЫ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ (ЛИТЕРАТУРА В КОНЦЕ, можете скачать или взять в библиотеке учебники по общей психологии и психологии развития. Особенно рекомендую учебник «Общей психологии» Маклакова).

Тема 2. Формирование психики в онтогенезе

Понятие психики, стадии развития. Развитие психики человека и животных. Понятие психики. Специфика психического отражения. Основные формы проявления психики. Общественно-историческая природа психики человека. Стадии развития психики: Становление низших форм поведения и психики. Развитие психического отражения у животных. Стадия элементарной сенсорной психики. Стадия перцептивной психики. Ориентировочно-исследовательская фаза в деятельности животных. Понятие высшей психической функции. Отличие человеческой психики от психики животных. Способность отражения абстрактных признаков, обобщения, инстинктивного познания, воображения, планирования и прогноза, сознательного управления и целенаправленного формирования психики и поведения. Знаковый, опосредованный, социальный характер человеческой психики.

Тема 3. Общение и его роль в формировании личности

Определение общения. Психологическая характеристика общения. Содержание, цели и средства общения. Структура и функции общения. Виды общения. Подходы к пониманию общения в психологии. Психологические и социальные функции общения. Уровни общения. Структура общения. Общение как обмен информацией. Общение как взаимодействие. Общение как взаимопонимание. Понятие о коммуникативной компетентности личности (Л.А.Петровская), о продуктивном общении (А.А.Бодалев).

5 стр., 2005 слов

Психология общения 10

... достижения каких-либо других целей. В деловом общении предметом общения является дело. Особенности делового общения: Партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта. ... но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. 5. Духовное общение – межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно ...

Роль общения в психическом развитии человека. Роль общения в семье. Значение общения в жизни человека.

Тема 4. Категории сознания и самосознания.

Сознание как высшая форма психического познания. Сущность сознания. Возникновение и развитие сознания. Сознание как философско-научная проблема. Сознание как осознанное социальное бытие. Практика сознания как предмет психологического анализа. Психологическая структура сознания. Сознание и бессознательное. Самосознание. Образ «Я». Самопознание, самооценка. Рефлексия, механизмы и средства рефлексии. Формирование и развитие личности. Внутреннее противоречие как источник развития. Понятие о механизмах психологической защиты.

Методы диагностики и развития самооценки, рефлексии.

Тема 5. Мотивационно-потребностная сфера личности. Потребности

Общее понятие о потребностях, их функциях и свойствах. Основные виды потребностей, их классификация (А.Маслоу, Г.Мюррей, К.Г.Юнг).

Потребности как внутреннее условие, предпосылка жизнедеятельности и как сила, направляющая и регулирующая деятельность.

Методы диагностики и развития потребностей и интересов.

Тема 6. Мотивационно-потребностная сфера личности. Мотивы

Мотивы: понятие, функции (побуждающая, направляющая и смыслообразующая).

Основные характеристики мотивов. Виды мотивов и уровни их осознания. Осознаваемые мотивы: интересы, убеждения, ценности, мировоззрение, идеалы. Мотив как предмет потребности. Функции и основные виды мотивов. Мотивация. Самооценка. Уровень притязаний личности. Факторы, определяющие уровень притязаний. Направленность личности как система доминирующих мотивов. Неосознаваемые мотивы: установка, внушаемость. Соотношение мотивов, потребностей и целей. Общее строение мотивационной сферы человека.

Методы диагностики и развития мотивов.

Тема 7. Эмоционально-волевая сфера личности. Эмоции и чувства

Общая характеристика понятий «эмоции», «эмоциональные состояния», «чувства». Основные виды эмоциональных состояний. Стресс и фрустрация. Эмоции и чувства. Чувства. Связи эмоций с потребностями и деятельностью. Роль эмоций и чувств в регуляции активности человека.

Методы диагностики и развития эмоций и чувств.

Тема 8. Эмоционально-волевая сфера личности. Воля

Понятие воли. Основные признаки воли. Волевые качества личности. Развитие воли. Волевые качества личности. Развитие воли. Развитие воли у человека.

Методы диагностики и развития воли.

Тема 9. Познавательная деятельность человека (ощущения, восприятие)

Общее понятие об ощущениях и их функциях. Рефлекторная природа ощущений. Физиологическая модель ощущений. Классификация ощущений. Закономерности ощущений. Восприятие, его виды. Свойства восприятия. Восприятие как система перцептивных действий.

1 стр., 491 слов

Человек и профессия. Диагностика профессионально значимых качеств

...   Практическое занятие №7 Человек и профессия. Диагностика профессионально значимых качеств .Вопросы ... СПб.: Питер, 2002 4.Крайг, Г. Психология развития/ Г.Крайг. — СПб.: Питер, 2000. — 980 ... результатов самостоятельной работы) Основные понятия и категории: психограмма, профессионально ... И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования /И.Л.Соломин. – ...

Методы диагностики и развития ощущений и восприятия.

Тема 10. Познавательная деятельность человека (мышление, речь)

Понятие о мышлении и этапах его протекания. Основные виды мышления. Мыслительные операции и процессы. Мышление и деятельность. Речь как форма общения и обобщений (мышления).

Виды речи, их назначение. Отличие речи от языка. Соотношение мышления и речи.

Развитие мышления и речи в разные периоды жизни человека.

Методы диагностики и развития мышления и речи.

Тема 11. Познавательная деятельность человека (воображение).

Понятие о воображение, его отличие от образов памяти и восприятия. Виды воображения. Функции воображения. Психологические механизмы воображения. Связь процесса творчества с воображением. Способы воображения. Развитие воображения у человека.

Развитие воображения в разные периоды жизни человека.

Методы диагностики и развития воображения.

Тема 12. Познавательная деятельность человека (память).

Сущность и закономерности памяти. Процессы памяти. Классификация видов памяти. Индивидуальные особенности памяти, их качественные и количественные характеристики. Законы памяти.

Развитие памяти в разные периоды жизни человека.

Методы диагностики и развития памяти.

Тема 13. Познавательная деятельность человека (внимание).

Особенности внимания как психического процесса и состояния. Свойства внимания. Функции и виды внимания. Внимание и познание. Развитие внимания и его роль в жизни человека.

Развитие внимания в разные периоды жизни человека.

Методы диагностики и развития внимания.

Тема 14. Индивидуальные особенности человек (темперамент).

Общее понятие о темпераменте, физиологические основы темперамента. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Учет темперамента в учебно-воспитательном процессе.

Методы диагностики и развития темперамента.

Тема 15. Индивидуальные особенности человек (характер).

Общее понятие о характере. Черты характера. Характер и мотивация. Типология характера. Акцентуация черт характера (К.Леонгард).

Проблема формирования характера.

Методы и развития диагностики характера.

Тема 16. Индивидуальные особенности человек (способности).

Понятие о способностях и задатках. Врожденное и приобретенное в структуре способностей. Общие и специальные способности.

Способности и одаренность. Понятие о таланте и гениальности.

Развитие способностей в разные периоды жизни человека.

2 стр., 926 слов

Какой важнейший период биологического развития человека начинается ...

... коэффициента интеллекта Е. любые изменяющиеся с возрастом признаки Какой важнейший период биологического развития человека начинается в 6-7 лет у девочек, 7-8 лет у мальчиков ... невротических больных с процессами первобытного человека Б. анализе состояния либидо В. культура развивается на основе «вытесненных импульсов» Г. культура – это развитие табу 20. Юнг определял бессознательное ...

Методы диагностики и развития способностей.

Тема 17. Психические состояния. Методы диагностики психических состояний. Понятие о психических состояниях. Виды психических состояний. Методы диагностики и развития психических состояний. Провести анализ наиболее известных методик.

Тема 18. Предмет, задачи и методы истории психологии. Основные этапы развития психологии. Эволюция предмета психологического познания

Предмет, задачи и методы истории психологии. Донаучный этап в истории психологии. Различные представления о душе в первобытном сознании и в античности. Психологические идеи основных мыслителей античности: Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие психологии в рамках философской науки, временные границы этапа, подэтапы: Средневековье, Возрождение, Новое время. Основные положения учения о сознании Р.Декарта, Б.Спинозы, Дж.Локка, Дж.Беркли, Д.Юма, Д.Гартли и т.д.

Терминологический тезаурус:

История психологии, предмет и задачи. Методы истории психологии. Античное психологическое знание. Познание. Активность. Регуляция поведения. Темперамент. Сократ (этическая концепция, принцип умеренности, техника диалога); Платон (мир идей, уровни души); Аристотель (концепция о душе, нус, теория познания, ассоциация, катарсис); Эпикур ( теория регуляции поведения); Школа стоиков (процесс познания, концепция речи, свобода духа, роль).

Образ, мотив, аффект, поведение, память, воображение, характер. Принцип развития, детерминизма, системности. Психология средневековья. Интроспекция. Ибн Сина (Авиценна) (теория двух истин).

Деизм. Фома Аквинский (томизм).

Универсалии. Психология нового времени. Принцип механистического детерминизма. Бэкон Ф. (эмпиризм).

Декарт (рефлекс).

Сознание. Рационализм (Спиноза (ступени познания), Лейбниц (монада, психофизический параллелизм).Сенсуализм ( Гоббс Т, Локк Дж. (ассоциация)).

Ассоциативная психология. Материализм. Субъективный идеализм. Позитивизм. Экспериментальная психология. Методологический кризис в психологии. Структурализм. Функционализм (европейский, американский).

Вюрцбургская психологическая школа. Французская психологическая школа.

Основная литература

1.Ждан А.Н. История психологии: от Античности к современности. – М., 1999.

2.История психологии. ХХ век./ Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н.Ждан. – М., 2005.

3.История современной психологии./ Т.Лихи – СПб, 2003.

Дополнительная литература

1.Аристотель. О душе. // Соч. Т. 1. -М., 1975.

2. Аристотель. Этика (Никомахова).

// Соч. Т. 4. -М., 1975.

3. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса. // Собр. соч. в 6 т. -М., 1982.

4. Грановский Т. Лекции по истории средневековья. -М., 1964.

5.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.

6.Леви-Брюль Л- Первобытное мышление. -М., 1936.

8 стр., 3724 слов

Психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности ...

... отрасли психологических знаний Различают общую, возрастную, педагогическую, социальную, генетическую психологию, зоопсихологию, инженерную, военную, медицинскую, юридическую психологию, психологию труда, спортивную психологию, психологию искусствоведу ... научного знания. Категории представляют собой особые формы мышления, основные, родовые, начальные понятия. Категории науки являются ключевыми ...

Тема 19. Становление психологии как самостоятельной науки. Кризис психологии в конце

19 – Начале 20 века

Особенности становления эмпирической психологии, естественнонаучные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку, содержание открытого кризиса в психологии в конце 19 – начале 20 века.

Терминологический тезаурус:

История психологии, предмет и задачи. Методы истории психологии. Античное психологическое знание. Познание. Активность. Регуляция поведения. Темперамент. Сократ (этическая концепция, принцип умеренности, техника диалога); Платон (мир идей, уровни души); Аристотель (концепция о душе, нус, теория познания, ассоциация, катарсис); Эпикур ( теория регуляции поведения); Школа стоиков (процесс познания, концепция речи, свобода духа, роль).

Образ, мотив, аффект, поведение, память, воображение, характер. Принцип развития, детерминизма, системности. Психология средневековья. Интроспекция. Ибн Сина (Авиценна) (теория двух истин).

Деизм. Фома Аквинский (томизм).

Универсалии. Психология нового времени. Принцип механистического детерминизма. Бэкон Ф. (эмпиризм).

Декарт (рефлекс).

Сознание. Рационализм (Спиноза (ступени познания), Лейбниц (монада, психофизический параллелизм).Сенсуализм ( Гоббс Т, Локк Дж. (ассоциация)).

Ассоциативная психология. Материализм. Субъективный идеализм. Позитивизм. Экспериментальная психология. Методологический кризис в психологии. Структурализм. Функционализм (европейский, американский).

Вюрцбургская психологическая школа. Французская психологическая школа.

Основная литература

1.Ждан А.Н. История психологии: от Античности к современности. – М., 1999.

2.История психологии. ХХ век./ Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н.Ждан. – М., 2005.

3.История современной психологии./ Т.Лихи – СПб, 2003.

Дополнительная литература

1.Аристотель. О душе. // Соч. Т. 1. -М., 1975.

2. Аристотель. Этика (Никомахова).

// Соч. Т. 4. -М., 1975.

3. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса. // Собр. соч. в 6 т. -М., 1982.

4. Грановский Т. Лекции по истории средневековья. -М., 1964.

5.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.

6.Леви-Брюль Л- Первобытное мышление. -М., 1936.

Тема 20. Современное состояние психологической науки. Основные психологические теории и направления

Основные зарубежные психологические теории и направления: бихевиоризм, гештальтпсихология.

Тема 21. Современное состояние психологической науки. Основные психологические теории и направления (1 часть).

(разделить на 2

Основные зарубежные психологические теории и направления: психоанализ, гуманистическая психология.

Тема 22. Современное состояние психологической науки. Основные психологические теории и направления

Основные отечественные психологические научные школы. Этапы становления отечественной психологии в 20 веке.

16 стр., 7789 слов

«Психология личности» для студентов фак-та документоведения и вечерников рггу

... детерминации Л.: биоцентризм (Фрейд, теории черт), социоцентризм (бихевиоризм, советская психология), интерактивизм (гуманист. психология, психогенетика, Бандура и др. – роль собств. активности субъекта). Данные ... они имеют свои формы и у животных. Нейрофизиологический экспериментальный подход. В.А. Петровский – теория неадаптивной активности Л, которая не имеет прямого выигрыша. Творчество, ...

Терминологический тезаурус:

История психологии, предмет и задачи. Методы истории психологии. Античное психологическое знание. Познание. Активность. Регуляция поведения. Темперамент. Сократ (этическая концепция, принцип умеренности, техника диалога); Платон (мир идей, уровни души); Аристотель (концепция о душе, нус, теория познания, ассоциация, катарсис); Эпикур ( теория регуляции поведения); Школа стоиков (процесс познания, концепция речи, свобода духа, роль).

Образ, мотив, аффект, поведение, память, воображение, характер. Принцип развития, детерминизма, системности. Психология средневековья. Интроспекция. Ибн Сина (Авиценна) (теория двух истин).

Деизм. Фома Аквинский (томизм).

Универсалии. Психология нового времени. Принцип механистического детерминизма. Бэкон Ф. (эмпиризм).

Декарт (рефлекс).

Сознание. Рационализм (Спиноза (ступени познания), Лейбниц (монада, психофизический параллелизм).Сенсуализм ( Гоббс Т, Локк Дж. (ассоциация)).

Ассоциативная психология. Материализм. Субъективный идеализм. Позитивизм. Экспериментальная психология. Методологический кризис в психологии. Структурализм. Функционализм (европейский, американский).

Вюрцбургская психологическая школа. Французская психологическая школа.

Основная литература

1.Ждан А.Н. История психологии: от Античности к современности. – М., 1999.

2.История психологии. ХХ век./ Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н.Ждан. – М., 2005.

3.История современной психологии./ Т.Лихи – СПб, 2003.

Дополнительная литература

1.Аристотель. О душе. // Соч. Т. 1. -М., 1975.

2. Аристотель. Этика (Никомахова).

// Соч. Т. 4. -М., 1975.

3. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса. // Собр. соч. в 6 т. -М., 1982.

4. Грановский Т. Лекции по истории средневековья. -М., 1964.

5.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.

6.Леви-Брюль Л- Первобытное мышление. -М., 1936.

Тема 23. Современное состояние психологической науки. Основные психологические теории и направления

Основные зарубежные психологические теории и направления: генетическая психология, когнитивная психология.

Тема 24. Современное состояние психологической науки. Отрасли современной психологии.

Ниже представлен примерный терминологический тезаурус:

Бихевиоризм. Поведение. Гештальтпсихология. Фигура. Фон. Психоанализ. Оно. Я. Сверх-Я. Механизмы психологической защиты. Либидо. Морфидо. Гуманистическая психология. Иерархия потребностей. Самоактуализация. Я-концепция. Самооценка. Идентификация. Отчуждение. Личностно-ориентированная терапия. Смысл жизни. Логотерапия. Экзистенциальная психология. Генетическая психология. Теория развития детского мышления. Стадии развития интеллекта. Ассимиляция. Аккомодация. Интериоризация. Теория развития морального сознания. Уровни морального сознания – доморальный, конвенциональная мораль, истинная мораль. Когнитивная психология. Отрасли современной психологии – общая, социальная, сравнительная, педагогическая, возрастная, инженерная, космическая, юридическая, военная, медицинская, перинатальная психология. Психология искусства, спорта, развития, парапсихология.

19 стр., 9113 слов

Калюжный А.С. — Психология личности военнослужащего. Учебное ...

... в настоящее время в отечественной и зарубежной психологии нет единого подхода к пониманию личности. Вот почему в учебном пособии изложен материал на основе взглядов большинства отечественных ...

Основная литература.

1.Лучинин А.С. История психологии. – М., 2006.

2. Марциновская Т.Д. История психологии. – М.,2002.

3. Петровский А.В. Психология в России ХХ век. – М., 2000.

Дополнительная литература

1 Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. -М., 1995.

2 Анциферова П. И. Ярошевский М, Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. -М.,1974.

3 Кольцова ВА. Идеологические и научные дискуссии в истории советской психологии. -М., 1995.

4 Петровский А.В. История советской психологии. -М., 1967.

5Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. /Под ред.А.В.Брушлинского. -М., 1997.

6 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М.,1994.

7 Солсо Р.Л. Когнитивная психология. -М., 1966.

8 УотсонД. Психология как наука о поведении. -Одесса, 1925.

9 Фрейд 3. Введение в психоанализ. -М., 1991.

10Ярошевский М.Г. Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. -М., 1974.

К ТЕМЕ Общая характеристика психологии как науки

Основные психологические понятия по теме:

Активность.Интроспекция.Лонгитюдное исследование Отражение Психические процессы Психические свойства Психические состояния.

Эмпирические

Литература:

  1. Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1987.- С.18-25.

Основная:

  1. Немов Р.С. Общие основы психологии. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1.- М.: Просвещение: Владос, 2003. – С.5-24, 93-124.
  2. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология.:Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.:Издат. центр » Академия»,1998

Дополнительная:

  1. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  2. Петровский А. В. Введение в психологию.- М.:Издат. центр «Академия»,1995.
  3. Петровский А.В. Психология: Учебник для студ. вузов/ А.В. Петровский, М.Г.Ярошевский.-3-е изд.,стер.-М.:Академия, 2002.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб. – Питер, 1999, 2000, 2001.
  5. Столяренко Л. Д. Основы психологии: Учеб. пособие для студентов вузов.-Ростов-на-Дону:Феникс,2000.
  6. Ярошевский М.Р. Категориальный аппарат психологии //Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов /Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1987.- С.25-39.

К ТЕМЕ Происхождение и развитие психики человека и животных.

4 стр., 1664 слов

Семинарские занятия по курсу «психология девиантного поведения» ...

... Я.И.,Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения – СПб., 1993. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. Пособие для вузов. –М., 2001. Леонгард К. Акцентуированные личности.- Киев ... Издательский центр «Академия», 2003 –288с. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. Пособие для вузов. –М., 2001. Менделевич В.Д. психология девиантного поведения М., Из-во «МЕДпресс-информ» ...

Основные психологические понятия по теме:

Активность Инстинкт Интеллектуальное поведение.Навык Отражение Раздражимость Чувствительность Сознание Социализация

Литература:

  1. Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов /Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1987.- С.18-25.

Основная.

  1. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1.общие основы психологии. — М.: Просвещение: Владос, 1994. – С.5-24, 93-124.
  2. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология.:Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.:Издат. центр » Академия»,1998

Дополнительная.

  1. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  2. Петровский А. В. Введение в психологию.-М.:Издат. центр «Академия»,1995.
  3. Петровский А.В. Психология:Учебник для студ.вузов/ А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский.-3-е изд.,стер.-М.:Академия, 2002.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб. — Питер, 1999, 2000, 2001.
  5. Столяренко Л. Д. Основы психологии: Учеб. пособие для студентов вузов.-Ростов-на-Дону:Феникс,2000.
  6. Ярошевский М.Р. Категориальный аппарат психологии //Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов /Сост. В.В.Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1987.- С.25-39.

К ТЕМЕ Проблема личности в психологии

Основные психологические понятия по теме:

Жизненная позиция. Индивид. Индивидуальность. Интерес. Мировоззрение Мотив.Направленность личности. Самооценка Самосознание. Убеждения. Уровень притязаний. Я-концепция.

Литература.

  1. Леонтьев А.Н. Индивид и личность // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов / Сост. Л.М. Семенюк; Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., 1996.- С.71-77.

Основная.

12 стр., 5786 слов

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология»

... общая характеристика. Фундаментальные (базовые) и прикладные (специальные) отрасли психологии. Взаимосвязь психологии с другими науками (философией, политологией, историей, социологией, педагогикой, ... дисциплинами гуманитарного и социально-экономического цикла: «Философия», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогика». При освоении данной дисциплины обучающиеся должны обладать ...

  1. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1.общие основы психологии. — М.: Просвещение: Владос, 1994. – С.283-315.
  2. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология.:Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.:Издат. центр » Академия»,1998

Дополнительная.

  1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб.пособие для студентов / Сост. Л.М. Семенюк; Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., 1996.- С.84-98.
  2. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  3. Петровский А. В. Введение в психологию.-М.:Издат. центр «Академия»,1995.
  4. Петровский, Артур Владимирович. Психология:Учебник для студ.вузов/ А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский.-3-е изд.,стер.-М.:Академия, 2002.
  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб. — Питер, 1999, 2000, 2001.
  6. Рубинштейн С. Л. Направленность личности // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов / Сост. Л.М. Семенюк; Под ред. Д.И. Фельдштейна.-М., 1996.- С.98-101.
  7. Столяренко Л. Д. Основы психологии: Учеб. пособие для студентов вузов.-Ростов-на-Дону:Феникс,2000.

К ТЕМЕ Психология деятельности

Основные психологические понятия по теме:

Активность Игра Интериоризация Мотив Общение Привычка ТрудУмение Учение Цель деятельности Экстериоризация

Литература.

  1. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов /Сост. Л.М. Семенюк; Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., 1996.- С.112-121.

Основная.

  1. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1.общие основы психологии. — М.: Просвещение: Владос, 1994. –С.124-141.
  2. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология.:Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.:Издат. центр » Академия»,1998

Дополнительная.

  1. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  2. Петровский А. В. Введение в психологию.-М.:Издат. центр «Академия»,1995.
  3. Петровский, Артур Владимирович. Психология:Учебник для студ.вузов/ А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский.-3-е изд.,стер.-М.:Академия, 2002.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб. — Питер, 1999, 2000, 2001.
  5. Столяренко Л. Д. Основы психологии: Учеб. пособие для студентов вузов.-Ростов-на-Дону:Феникс,2000.
  6. Гальперин П. Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. — М.: Книжный дом,1999.
  7. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека Учеб. пособие.-2-е изд. перераб. и доп.-М.:Логос,1996.

К ТЕМЕ Психология познавательной сферы человека

Основные психологические понятия по теме:

Воспроизведение Забывание Запоминание Знаковая система Избирательность восприятия Коммуникация Константность восприятия Концентрация внимания Мыслительные операции Объем Обобщение Переключение внимания Понятие Порог ощущений (абсолютный)

Предметность восприятия Представление Распределение внимания.

Речевая деятельность Сенсорная адаптация Суждение Узнавание Умозаключение. Индуктивное, дедуктивное, по аналогии.

Устойчивость внимания Целостность восприятия Язык

Литература:

Основная

  1. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1.общие основы психологии. — М.: Просвещение: Владос, 1994. – С.141-283.
  2. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология.:Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.:Издат. центр » Академия»,1998

Дополнительная.

  1. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  2. Петровский А. В. Введение в психологию.-М.:Издат. центр «Академия»,1995.
  3. Петровский, Артур Владимирович. Психология:Учебник для студ.вузов/ А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский.-3-е изд.,стер.-М.:Академия, 2002.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб. — Питер, 1999, 2000, 2001.
  5. Столяренко Л. Д. Основы психологии: Учеб. пособие для студентов вузов.-Ростов-на-Дону:Феникс,2000.
  6. Гальперин П. Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. — М.: Книжный дом,1999.

К ТЕМЕ Психология эмоционально-волевой сферы человека

План

Основные психологические понятия по теме:

Аффект Борьба мотивов Волевое усилие Страсть Стресс Фрустрация Чувство.

Литература.

Основная

  1. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1.общие основы психологии. — М.: Просвещение: Владос, 1994.
  2. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология.:Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.:Издат. центр » Академия»,1998

Дополнительная.

  1. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  2. Петровский А. В. Введение в психологию.-М.:Издат. центр «Академия»,1995.
  3. Петровский, Артур Владимирович. Психология:Учебник для студ.вузов/ А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский.-3-е изд.,стер.-М.:Академия, 2002.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -СПб. — Питер, 1999, 2000, 2001.
  5. Столяренко Л. Д. Основы психологии: Учеб. пособие для студентов вузов.-Ростов-на-Дону:Феникс,2000.
  6. Гальперин П. Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. — М.: Книжный дом,1999.

К ТЕМЕ Индивидуально-типологические особенности личности

Основные психологические понятия по теме:

Активность Акцентуация характера Задатки способностей Индивидуальный стиль деятельности Пластичность Ригидность Склонность Темп

Вопросы для самопроверки.

Литература.

  1. Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. — М.,1987.-С.286-292.

Основная.

  1. Немов Р.С. Психология: В 2-х кн. – М.,1994. Кн.1.-С.307-354.
  2. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология.:Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.:Издат. центр » Академия»,1998

Дополнительная.

  1. Гальперин П. Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. — М.: Книжный дом,1999.
  2. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов / Сост. Л.М. Семенюк; Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., 1996.- С.46-56.
  3. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  4. Петровский А. В. Введение в психологию.-М.:Издат. центр «Академия»,1995.
  5. Петровский, Артур Владимирович. Психология:Учебник для студ.вузов/ А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский.-3-е изд.,стер.-М.:Академия, 2002.
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб. — Питер, 1999, 2000, 2001. – С. 535-551, с.613-634.
  7. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов / Сост. Л.М. Семенюк; Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., 1996.- С.56-71
  8. Столяренко Л. Д. Основы психологии: Учеб. пособие для студентов вузов.-Ростов-на-Дону:Феникс,2000.
  9. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. — М.,1987.-С.269-274.
  10. Теплов Б.М. Способность и одаренность // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов /Сост. Л.М. Семенюк; Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., 1996.- С.42-46; Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. — М.,1987.-С.281-286.

Рекомендуемая литература по психологии человека, общей психологии основная:

    1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – Ростов н/Дону, 1999.
    2. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М., 2004.
    3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: МГУ, 1999.
    4. Годфруа Ж. Что такое психология? М., 2000.
    5. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. — М., 1994.
    6. Дубровина И.В. и др. Психология. – М.: Академия, 2002.
    7. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: НОРМА – ИНФРА, 2000. 624с.
    8. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001.
    9. Маклаков О.А. Общая психология. – М.: , 2000.
    10. Немов Р.С. Психология., М., 2000.- Т.1.
    11. Психология. /Под ред. А.А. Крылова. – М., 2001.
    12. Психология /Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001, 512с.
    13. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебн. для студ. Высш. Пед. учеб.зав. – М., 1998.
    14. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 1995. 448с.
    15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.
    16. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. — М., 1995.
    17. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д., 1996.
    18. Филатов Ф.Р. Общая психология . — Ростов н/Дону, 2003.

    Дополнительная:

    1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991.

    2. Адлер А. Понять природу человека. – СПб, 1997.

    3. Анастази А. Психологическое тестирование. Т.2. М., 1992.

    4. Андреев О.А., Хромов Л.Н. тренируйте память: техника быстрого чтения. — М.: Просвещение, 1994.

    5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 1976.

    6. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.- Воронеж, 1996. С. 434-521.

    7. Берн Э. Игры, в которые играют люди… — М., 1990.

    8. Берн Эрик. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: СПб: Талисман, 1994.

    9. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. — М., 1990.

    10. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. — М., 1996.

    11. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Менеджер, Роспедагенство, 1994.

    12. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.

    13. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М. — В., 1996.

    14. Божович Л.И. Развитие воли в онтогенезе // Избранные психологические труды. М., 1995. С.162-192.

    15. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989.

    16. Вейнингер О. Пол и характер. Ростов н/Дону:»Феникс», 1998.

    17. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1990.

    18. Виткин Дж. Женщина и стресс. — СПб.: Питер Пресс, 1997.

    19. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. пер. с нем. – Л.1991.

    20. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.

    21. Выготский Л.С. Психология. — М. 2000.

    22. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. — М., 1994.

    23. Грегори Р. Разумный глаз. — М., 1994.

    24. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1996.

    25. Джемс У. Психология. — М., 1991.

    26. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.

    27. Дьяченко О.М. Развитие воображение дошкольника. — М.,1996.

    28. Ждан А.Н. История психологии. — М. 1999.

    29. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. — М. — 1991.

    30. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. — М. 2000.

    31. Косов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. — М.: Изд-во «Институт практической пси хологии», Воронеж: НПО » МОДЕК», 1997.

    32. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М., 1994.

    33. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. — М., 1994.

    34. Леонтьев А.Н. деятельность, сознание, личность // Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т.2.

    35. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М., 1993.

    36. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. — М., 1990.

    37. Ломов Б.Ф. Человек и техника. — М., 1996.

    38. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М., 1993.

    39. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. — М., 2000.

    40. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. — М. 1995.

    41. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб, 1999.

    42. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М., Воронеж, 1996.

    43. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Уч. пособ. к спецкурсу. — Пермь, 1990.

    44. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., Воронеж, 1995.

    45. Небылицин В.Д. Избранные психологические труды. — М., 1990.

    46. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. — М. — 1996.

    47. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. г. Ростов на Дону, «Феникс», 1996.

    48. Практикум по общей психологии: учебное пособие для студентов пединститутов / А.И. Абраменко, А.А. Алексеев, В.В. Богословский и др. — М.: Просвещение, 1990.

    49. Психология индивидуальных различий (тексты) — М. 2000.

    50. Психология ощущений и восприятия (тексты) — М. 1999.

    51. Психология памяти (тексты) — М. 1998.

    52. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

    53. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — Спб. 1999..

    54. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. — М. 1996.

    55. Тарабакина Л.В. Практикум по курсу «Психология человека»: Учебн. пособие для студентов педвузов. –М.;1998.

    56. Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии. — М. 1992.

    57. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

    58. Фрейд 3. Введение в психоанализ. — М., 1991.

    59. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990.

    60. Фромм Эрих. Искусство любви. — Минск: ТПЦ «Полифакт», 1991.

    61. Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. – Мн.;1998.

    62. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В. Бурменской. — М.: Издат. группа «Прогресс» — «Универс», 1993.

    63. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

    64. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — Спб. 1997.

    65. Щадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002.

    66. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. М.-1998.

    Эриксон Э. Детство и общество. — М., 1996.

    67. Юнг К. Архетип и символ. — М., 1991.

    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА по истории психологии

    ОСНОВНАЯ

    1. История психологии. ХХ век./ Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н.Ждан. – М., 2005.

    2. История современной психологии./ Т.Лихи – СПб, 2003.

    3.Лучинин А.С. История психологии. – М., 2006.

    4.Марциновская Т.Д. История психологии. – М.,2002.

    5.Петровский А.В. Психология в России ХХ век. – М., 2000.

    6. Смит Н. Современные системы психологии. – СПб, 2003

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

    1.Аристотель. О душе. // Соч. Т. 1. -М., 1975.

    2. Аристотель. Этика (Никомахова).

    // Соч. Т. 4. -М., 1975.

    3. Ананьев Б. Г. Очерки истории психологии ХУШи XIX вв. -М.,1947.

    4. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. -М., 1995.

    5. Анциферова П. И. Ярошевский М, Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. -М.,1974.

    6. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984.

    7. Андреева ГМ. Социальная психология. -М., 1996.

    8. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений.-М., 1997.

    9. Бехтерев В. М. Объективная психология. -М., 1991.

    10. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. -М.,1994.

    11. Брушлинский А.В. О субъекте психологии. -М., 1995.

    12. Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. -М., 1983.

    13. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса. // Собр. соч. в 6 т. -М., 1982.

    14. ВыготскийЛ.С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование. //Собр. соч. в 6 т. -М., 1982.

    15. Гальперин ПЯ. Введение в психологию. -М.,1976.

    16. Грановский Т. Лекции по истории средневековья. -М., 1964.

    17. Джемс У. Психология. -М., 1991.

    18. Дильтей Б.Описательная психология. -М., 1920.

    19. Ждан А. Н. История психологии: от античности до наших дней. -М„ 1990.

    20. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии -М., 1994.

    21. Кеннон В. Физиология эмоций. -М., 1927.

    22. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. -М., 1930.

    23. Кеннон В. Физиология эмоций. -М., 1927.

    24. Коффка К. Основы психического развития. -М., 1934.

    25. Кольцова ВА. Идеологические и научные дискуссии в истории советской психологии. -М., 1995.

    26. ЛазурскийА.Ф. Психология общая и экспериментальная. -Л., 1925.

    27. Ланге Н. Н. Психология. -М., 1914.

    28. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.

    29. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. Т. 1. -М., 1963; Т.2.-М., 1970.

    30. Леви-Брюль Л- Первобытное мышление. -М., 1936.

    31. Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разуме. -М., 1936.

    32. Ланге Н. Н. Психология. -М., 1914.

    33.Лешли К. Мозг и интеллект. -М., 1933.

    34.Морозов А.В. История психологии. – М., 2005.

    35. ОвчаренкоВ. И. Психоаналитический глоссарий. -Минск, 1994.

    36. Общая психология. /Под ред А.В.Петровского, 3-е изд. -М, 1986.

    37. Петровский А. В. Вопросы теории и истории психологии. -М., 1984.

    38. Петровский А.В. История советской психологии. -М., 1967.

    39. Петровский А.В,, Ярошевский М.Г. История и теория психологии в 2-х томах. -Ростов-на-Дону, 1996.

    40. Петровский ВА. Личность в психологии. Парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону, 1996.

    41. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. /Под ред. А.В.Брушлинского. -М., 1997.

    42. Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В. Петровского. -М., 1987,

    43. Психология: словарь / Под ред. А. В. Петровского, М.Г.Ярошевского. -М., 1990.

    44.Пиаже Ж. Избранные психологические труды. -М., 1994. 45- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. -М., 1994.

    45.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. -М., 1989.

    46.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М.,1994.

    47.Солсо Р.Л. Когнитивная психология. -М., 1966.

    48.Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. -М., 1947.

    49. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. -М., 1975.

    50. Смит Н. Современные системы психологии. – СПб, 2003.

    51Соколов М.В. Очерки истории психологического воззрения в России в Х1-ХУШ вв. -М., 1963.

    52Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. – М.,2002.

    53Титченер Э. Учебник психологии. 2-е изд. С-Пб, 1914.

    54 Торндайк Э. Процесс учения у человека. -М., 1935.

    55 УотсонД. Психология как наука о поведении. -Одесса, 1925.

    56 Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. -С.-Пб., 1995.

    57 Фрейд 3. “Я” и “ОНО”. В 2 т. -Тбилиси, 1991.

    58 Фрейд 3. Введение в психоанализ. -М., 1991.

    59 Фрейд А. Психология “Я” и защитные механизмы личности. -М.,1993.

    60Фрейд. 3. Лекции по введению в психоанализ. -М., 1989.

    61лов С.В., Карелин А.А. История психологии. – М., 2007.

    62Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. -М., 1997.

    63Хорни К. Невротическая личность нашего времени. -М., 1993.

    66Челпанов Г. И. Мозг и душа. -М., 1912.

    67 Шевцов А.А. Введение в общую культурно-историческую психологию. – СПб, 2000.

    68Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресс и Ж. Пиаже. Вып. 1, 2. -М.. 1966.

    69Юнг К. Психологические типы. -М , 1992.

    70 Юнг К. Проблемы души нашего времени. -М.,1993.

    71 Ярошевский М.Г Сеченов и мировая психологическая мысль. -М.,1981.

    72 Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века.-М., 1996.

    73Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии, 2-е изд. -М., 1974.

    74Ярошевский М.Г. История психологии. Изд.2. -М., 1976.

    75Ярошевский М.Г. Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. -М., 1974.