ЛЕКЦИЯ 12 (АФВ дошкольников)

ЛЕКЦИЯ № 12 Особенности структуры и содержания адаптивного физического воспитания аномальных детей раннего и дошкольного возраста

Отличительной особенностью ребёнка дошкольного возраста является непрерывный рост и развитие, которые проявляются в количественных и качественных изменениях, происходящих в организме (функциональная и мор­фологическая дифференцировка всех органов и тканей, их струк­турная перестройка).

На разных этапах дошкольного детства процессы роста и раз­вития протекают неодинаково, периоды быстрого темпа сменя­ются замедленным развитием. Кроме того, каждый орган, каж­дая система имеют свои закономерности формирования. Однако между ними имеется тесная функциональная взаимосвязь. Так, формирование структур головного мозга оказывает положитель­ное влияние на развитие высшей нервной деятельности, мотор­ной сферы, костно-мышечной, сердечно-сосудистой, других фи­зиологических систем; совершенствование функций дыхания спо­собствует развитию сердечно-сосудистой системы и наоборот.

К важным особенностям дошкольного возраста можно отнести и то обстоятельство, что многие неблагоприятные проявления носят затяжной (латентный) характер. К концу дошкольного возраста у ребёнка складываются устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии, мотивов и ценностей. И если соответсвующие интеллектуальные и эмоциональные качества по тем или иным причинам не получают должного развития в раннем и дошкольном возрасте, то впоследствии преодоление отклонений оказывается делом трудным, а подчас и невозможным.

Таким образом, отдельные периоды детства создают уникальные возможности для формирования соответствующих психических процессов и качеств личности.

В адаптивном физическом развитии аномального ребенка также имеются общие тенденции с развитием нормально развивающихся детей. Поэтому обучение должно учитывать общие тенденции развития нормального и аномального ребёнка, то есть ребёнок с нарушениями в развитии должен пройти все те же стадии онтогенетического развития, что и здоровый. Различия заключаются лишь в темпах физического и психического развития, конечном результате и способах его достижения. Кроме того, формирование определённых возможностей достигается несколько иными средствами, чем у их сверстников в норме.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; - у малыша ... и бодрствует некоторое время после приема пищи. Следует учитывать, что чем младше ребе­нок, тем в большей степени его самочувствие, настроение, ак­тивность во время ...

Развитие личности ребёнка, его физических способностей и познавательной деятельности зависит от основного дефекта и требует большего времени, иных средств и методов. Конечные результаты, естественно, не совпадают у детей в норме и у аномальных детей. Но, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый этап возрастного развития аномального ребёнка был максимально приближен к норме.

Кроме того, биологический возраст ребёнка с нарушениями в развитии, как правило, отстаёт от паспортного. Уровень его психических и физических способностей сугубо индивидуален, как индивидуальны и сенситивные зоны (те возрастные периоды, в которых организм наиболее чувствителен к определённого рода воздействиям, т.к. они оказывают существенное влияние на последующие этапы развития), важно их не пропустить, на них ориентироваться и максимально использовать для развития и личностного роста.

Формирование движений крупной моторики аномального ребенка — один из важнейших компонентов его адаптивного физического развития. Чувство радо­сти, ощущение самостоятельности остаются главными источни­ками мотивации физической активности детей. В программе АФВ подробно обозначены ведущие линии не только разностороннего развития жизненно важных двигательных дей­ствий, навыков умений, но и сопряженного с ним развития дви­гательных качеств и способностей. Они соотнесены с опреде­ленными возрастными этапами, сенситивными периодами, а так­же ведущими видами деятельности.

Таким образом, при обучении аномальных детей необходимо учитывать принцип генетического хода развития психической деятельности, в том числе познавательной и практической.

Ещё одним важным принципом коррекционной работы является развивающий характер обучения. Развивающее обучение должно учитывать как особенности возраста, так и особенности структуры нарушения. Оно должно быть направлено на возможно более раннее начало коррекционно-воспитательного процес­са, ускорение темпа развития и преодоление отклонения в раз­витии. Обучение оказывается развивающим только тогда, когда оно учитывает зону ближайшего развития ребенка.

Что же такое зона ближайшего развития и как она может быть использоваться в обучении и воспитании? Зона ближайшего развития представля­ет собой тот резерв потенциальных возможностей ребёнка, ко­торый он не может реализовать самостоятельно, а только с помощью взрослого. Учить можно и нужно тому, что пока не вос­принимается самостоятельно, но усваивается под руководством взрослого. Развивающее обучение тесно связано также с учётом сенситивных периодов развития. Л.С. Выготский показал, что в развитии ребёнка есть периоды, в которых данный процесс, данная функция формируются наиболее быстро и, что главное, полноценно. Ни в какой другой период добиться такой полноценности уже не удаётся. Эти периоды он назвал сенситивными, т.е. чувствительными к развитию определённой функции, процесса, деятельности.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие принципы воспитания и обучения аномальных детей: единство диагностики и коррекции отклонений в развитии; учёт генетического хода развития нормально развивающихся детей; учёт сенситивных периодов в развитии; учёт актуального уровня и потенциального уровня, т.е. зоны ближайшего развития ребёнка; развивающий характер обучения.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ... ресурсы) ситуационный подход – основан на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Школа менеджмента. Школа научного управления. Фредерик Тейлор ...

Методическое обеспечение лечебно-коррекционной ра­боты, направленной на двигательное развитие аномальных детей основывается на следующих принципиальных положениях:

1. На начальных этапах коррекционной работы с маленькими детьми (ранний и младший дошкольный возраст), а также в случае тяжёлой степени двигательных нарушений наиболее эффективен индивидуальный метод взаимодействия с ребёнком, поскольку ребёнок беспомощен и максимально зависит от окружающих его взрослых.

2. На последующих этапах используется индивидуально-групповой метод занятий (наполняемость группы 3-6 человек).

Это даёт возможность педагогу уделять достаточное внимание каждому ребёнку, но при этом не игнорировать и групповые двигательные взаимоотношения. Для использования этого метода целесообразно применение метода «однородной группы», когда детей объединяют в относительно сходные подгруппы по нозологии, степени нарушений психомоторики, сопутствующих нарушений развития, возрасту и т.д.

3. Дальнейшая социализация ребёнка вызывает необходимость усиления группового метода при организации коррекционно-воспитательного процесса. Однако и здесь индивидуальный подход к ребёнку сохраняет своё значение, а поэтому целесообразно говорить о коллективно-индивидуальном методе работы с детьми, число которых находится в пределах 7-12 человек. Положительными моментами группового метода являются формирование двигательных и других взаимоотношений между каждым конкретным ребёнком и окружающими его детьми (без этого невозможно дальнейшее достижение эффекта социальной адаптации среди сверстников и окружающих сограждан, значительно больше возможностей в плане воспитания необходимых личностных качеств, возможностей использования подражательных реакций, соревнования и др.

4. На занятиях с детьми раннего и дошкольного возраста основным яв­ляется игровой метод, посредством которого реализуется основополагающий принцип коррекционной работы, как «коррекция движением через игру». Занятие строится в виде одной большой тематической игры, состоящей из взаимосвязанных (или обособленных) игровых ситуаций, игр-заданий, упражнений-игр, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению поставленных педагогом коррекционных задач.

5. Важное значение для детей раннего и дошкольного возраста имеет метод повторно-кольцевого построения занятий, сущность кото­рого состоит в том, что предлагаемые в каждом занятии коррекционные упражнения (двигательные режимы) должны постепенно, по частям воспроизводить последовательность этапов двигательного развития здо­рового ребенка первого года жизни: от поз лёжа на спине к при­саживанию, вставанию на четвереньки и т.д.

6. Также крайне важен для аномальных детей метод предметно-­практического взаимодействия детей в процессе занятий. Положительными моментами его являются конкретность, познание свойств материалов, развитие «орудийной логики» (ознакомление с назначением предметов, способов их действия), определённая конечная результативность предметного действия и др.

4 стр., 1769 слов

Тестовые методы формирования малых групп операторов для информационных систем

... своих партнеров, причем зачастую при отсутствии непосредственного контакта с ними. В процессе формирования у МГО складывается своеобразный “резерв возможностей”, который определяется общим набором ... по ПВК является метод тестирования [4, 5, 6], который представляет собой кратковременное испытание, проводимое в условиях группового эксперимента. В зависимости от задачи каждому оператору приходится ...

7. Кроме перечисленных выше основных методов, необ­ходимо иметь в виду также новые перспективные специфические методы работы с данным контингентом детей:

— метод музыкально-ритмической терапии, использование соответствующих возрасту звуковых и музыкальных режимов;

— метод цветовой терапии (использование оборудования и инвентаря в соответствующих цветовых гаммах, наиболее прием­лемых в плане особенностей зрительного восприятия детей ран­него возраста);

— метод аналогий с животным и растительным миром (известные образы животных, типичные позы, двигательные повадки);

— метод коррекции двигательных нарушений в водной среде.

Организация и методика проведения занятий по АФВ с аномальными детьми в специальных дошкольных учреждениях.

Основной формой воспитательно-образовательной работы по физическому воспитанию являются занятия по АФВ. Они играют особую роль там, где самостоятельная целенаправленная двигательная активность снижена. Все занятия по физическому воспитанию в специальном детском саду строятся так, чтобы в них решались как общие, так и коррекционные задачи.

Физическое воспитание и физическое развитие аномальных детей должно быть направлено на решение задач двух типов:

1. Классические общие задачи, которые ставятся в работе со здоровыми детьми – это общеобразовательные, оздоровительные, воспитательные.

2. Специфические задачи, направленные на коррекцию, компенсацию и предупреждение отклонений в физическом развитии, обусловленных характером нарушений.

Общие задачи: укрепление здоровья ребенка; обеспечение развития гармоничного телосложения, правильной осанки; за­крепление потребности в разных видах двигательной деятельности; развитие движений, двигательных качеств, физической и умственной работоспособности; тренировка сердечно-сосудистой‚ дыхательной систем; закаливание организма.

Специфические задачи: создание специальных условий, стимулирующих физическое развитие ребенка в целом; профилактика простудных и инфекционных заболеваний; осуществление систе­мы коррекционно-восстановительных мероприятий, направлен­ных на развитие и совершенствование основных движений, физических качеств и на предупреждение вторичных отклонений в физическом развитии.

Коррекционная направленность пронизывает всю ра­боту по физическому воспитанию детей с нарушениями развития, в том числе и при осуществлении общих задач.

Поэтому в АФВ дошкольного возраста выделяют основные, вспомогательные и специальные коррекционные задачи:

1. К основным двигательным коррекционным задачам относится поэтапное двигательное развитие детей в той последовательности, которая свойственна здоровым детям. Начать своё движение ребёнок должен именно с того уровня, на котором остановился в своём развитии, а не исходя из своего возраста, так как и в 5 лет двигательное развитие может находиться на уровне полугодовалого ребёнка.

10 стр., 4994 слов

Влияние имитационно-подражательных упражнений на развитие основных ...

... использование имитационно-подражательных упражнений будет влиять на развитие основных видов движений у детей младшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать психолого- ... исследование по проблеме использования имитационно-подражательных упражнений в процессе формирования основных движений у детей младшего дошкольного возраста 2.1 Выявление наличного уровня ...

2. К вспомогательным коррекционным задачам относятся:

1) коррекция порочных установок ОДА (конечностей, отделов позвоночного столба и др.);

2) преодоление слабости (гипотрофия, атрофия) отдельных мышечных групп;

3) улучшение подвижности в суставах (профилактика или разработка контрактур);

4) нормализация тонуса мышц (коррекция позно-тонических реакций);

5) улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии) и тактильных (кожных) ощущений;

6) формирование компенсаторной гипертрофии определённых мышечных групп (усиление развития той группы мышц, которая вынуждена взять на себя функции ослабленной, парализованной);

7) улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;

8) развитие предметно-манипулятивной деятельности пальцев рук;

9) формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, статодинамической устойчивости (равновесия) и ориентировки в пространстве;

10) формирование различных опорных реакций рук и ног;

11) общая релаксация (расслабление) организма и отдельных его конечностей и др.

1. В связи с этим необходимо обязательно планировать в процессе АФВ решение следующих специальных коррекционных задач:

1) Развитие речи посредством движения:

— совмещение звука и движения;

— звукоподражание;

— звуковая окраска движения;

— ролевые двигательные игры со звуковым выражением;

— ритмизация двигательной деятельности (совмещение звука, ритма и движений);

— дыхание как составная часть звукообразования;

мелкая моторика и т.д.

2) Формирование в процессе АФВ пространственных и временных представлений типа: дальше-ближе, больше-меньше, часто-редко, выше-ниже, больше-меньше, слева-справа, быстро-медленно и т.д.

3) Изучение в процессе предметной деятельности на занятиях по АФВ различных свойств материалов (тяжёлый-лёгкий, гладкий шершавый, плотный-пористый, эластичный-хрупкий и т.д., а также назначения предметов (для чего применяются и др.)

4) Формирование в процессе двигательной деятельности различных видов мышления.

5) Управление эмоциональной сферой ребёнка, развитие его морально-волевых качеств в процессе специальных двигательных заданий, игр, эстафет и т.д.

Составление краткой перспективной программы АФВ.

Определив и уточнив с врачом особенности двигательного развития ребёнка или группы детей, составляется предварительная программа коррекции двигательных нарушений средствами АФВ.

8 стр., 3666 слов

Формирование и развитие морали

... в системе взаимоотношений со сверстниками. Обычно процесс общего интеллектуального развития детей начинается и завершается несколько раньше, чем процесс их формирования как личностей. Если интеллект ребенка, понимаемый ... классов школы многие из них приступают к выполнению специальных физических упражнений, направленных на развитие силы и выносливости. у девочек же больше наблюдается подражание ...

При составлении программы учитываются следующие специфические закономерности: формирование движений должно производиться в строго определённой последовательности: начиная с головы, затем руки, руки-туловище, руки-туловище-ноги, ноги и совместные действия. При этом движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах, расположенных ближе к туловищу (плечевом, тазобедренном), а затем постепенно захватывать средние суставы (локтевой и коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному (формирование движений ребёнка от верхних отделов к нижним и от туловища по направлению к конечностям).

В работе с ребёнком определяется тот уровень двигательного развития, на котором он остановился. И если ребёнок не может принять положение на четвереньках и ползать, то именно с этого и необходимо начинать коррекционно-развивающую работу. Но работать только в этом одном направлении неэффективно – это снизит темпы двигательного развития. Коррекционная программа должна «заглядывать» немного вперёд и предусматривать применение таких комплексов корригирующих упражнений, которые бы соответствовали более высокому (и в настоящий момент невозможному) уровню двигательного развития.

Задача: у ребёнка, неспособного ползать, помимо воспитания, умения ползать, постепенно формировать элементы прямостояния с поддержкой у опоры, со страховкой и т.д.

Таким образом, предварительный план-программу можно представить в следующем виде:

1. Основные двигательные коррекционные задачи:

1) Формирование умения ползать на животе, самостоятельно принимать положение на четвереньках, передвигаться на четвереньках;

2) Создавать условия, соответствующие более высокому уровню двигательного развития ребёнка, а именно: элементы стойки на коленях, вставания с поддержкой с последовательной постановкой и выпрямлением ног, стояние у опоры с поддержкой, без поддержки и т.д.

2. Вспомогательные двигательные коррекционные задачи:

1) Коррекция порочной сгибательно-приводящей установки кистей.

2) Улучшение подвижности в суставах рук и ног (особенно в плечевом и тазобедренном).

3) Преодоление патологических тонических рефлексов.

4) Формирование опороспособности рук и плечевого пояса, а также стоп и нижних конечностей в целом.

5) Развитие статической и динамической устойчивости (равновесия).

6) Формирование предметной манипуляции руками.

7) Развитие ориентировки в собственной схеме тела и окружающем пространстве и др.

3. Специальные коррекционные задачи:

1) Развитие речи посредством движения.

2) Формирование пространственных представлений.

3) Ознакомление с основными свойствами материалов.

При обучения детей физическим упражнениям применяются словесные, наглядные и практические методы.

Известно, что при поступлении в специальное дошкольное учреждение многие дети совсем не владеют речью и не понимают даже простейших словесных инс­трукций. Поэтому на первых годах обучения основными метода­ми являются наглядные и практические. В начале обучения де­тей надо учить действовать по подражанию действиям взрослого. Весь первый год подражание остается основным методом обу­чения. В дальнейшем подражание используется в сочетании с образцом и словесной инструкцией. По мере овладения детьми понимания инструкции возрастает и роль речи. При системати­ческой работе дети успешно усваивают значение слов и фраз, которыми педагог повседневно называет предметы, с которыми они действуют сами. В работе с аномальными детьми нужно помнить, что словесная инструкция, даже в сочетании с показом, не всегда бывает достаточной для усвоения упражнения. Поэтому требуется непосредственная помощь детям в процессе воспроизведения того или иного задания.

4 стр., 1926 слов

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ...

... цель - определить эффективность специально подобранных упражнений с мячом для развития ловкости и координации движений. Объект исследования – развитие координационных способностей и ловкости. Предмет исследования ... строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся ...

Каждое занятие по АФВ должно планироваться в соответствии с основными дидактическими требованиями: постепенным повышением нагрузки в упражнениях и переходом в конце урока к успокоительным упражнениям; чередованием различных видов упражнений, подбором упражнений, соответствующих возможностям занимающихся.

Стратегия организации АФВ должна базироваться на учёте физиологических механизмов становления движений в процессе развития растущего детского организма. Поэтому на занятиях в специальном детском саду целесообразно предлагать детям основные виды движений в следующей последовательности: сначала движения на растягивание в положении лёжа, далее ползание и движения в положении низкого приседа и на коленях, а затем переход к упражнениям в вертикальном положении (ходьба, лазанье, метание и др.) и к подвижным играм (Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелёва, 1999).

Общие принципы обучения и проведения двигательной коррекции.

1. От взрослого — к ребёнку => взрослый показывает и комментирует каждое движение => пассивное движение ребёнка, взрослый даёт «почувствовать как правильно» => активное движение ребёнка сопровождается словами взрослого => ребёнок сам рассказывает, что он делает и после этого делает => ребёнок самостоятельно выполняет задание.

2. От простого — к сложному => переход на следующий по сложности уровень движений происходит после усвоения и автоматизации базовых движений.

3. Соответствие направлениям нормального развития:

1) От головы – к ногам.

2) От тела – к конечностям.

3) От ближних (проксимальных) частей конечностей (например, суставов) – к дальним (дистальным).

Последовательное освоение различных уровней пространства – нижнего (лёжа на спине, на животе), среднего (сидя), верхнего (стоя).

К наиболее важным для развития двигательной сферы дошкольника следует отнести следующие классы действий:

  • Действия, требующие ориентировки в пространстве собственного тела.
  • Действия, обеспечивающие различные виды перемещения ребёнка во внешнем пространственном поле – бег, прыжки, лазания, ползания и т.д.
  • Точные «прицельные» действия в пространственном поле без предметов и с разнообразными предметами.
  • Разнообразные последовательности действий в соответствии с заранее намеченным планом.
  • Действия, требующие умения произвольно поддерживать и регулировать тонус мускулатуры.
  • Манипулятивные действия, требующие для своего выполнения «тонкой (мелкой) моторики».

Поскольку у дошкольников нет достаточного арсенала двигательных умений для того, чтобы сходу овладеть целостными движениями, которые требуют одновременных ориентировок в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве, необходимо специально подбирать «подводящие» упражнения, которые позволяли бы ребёнку раздельно научиться выполнять соответствующие строящемуся действию произвольные осознаваемые формы ориентировки.

6 стр., 2785 слов

Комплекс упражнений первого блока

... цокание языком (лошадка), направленный выдох (задули свечу). Упражнения для развития произвольности Упражнение “Глазодвигательные упражнения”  Движения по четырем направлениям и диагоналям. Совершается в медленном темпе ... выдох на 3-4 слова: 1. Как на горе, на пригорке (вдох)     Стоят тридцать три Егорки, (сделайте вдох и продолжите)     Раз – Егорка, ...

При проведении физических упражнений полезно помнить о соблюдении следующих условий:

  • Правильно подобрать исходное положение.
  • Предложить необходимое количество повторений.
  • Следить за темпом, ритмом, амплитудой движений.
  • Следить за точностью выполнения упражнений.
  • Переходить от простых упражнений к более сложным.
  • Должное значение придавать эмоциональному фактору.
  • Воспитывать у детей умение контролировать себя (Г.В. Гуровец, 1999).

Необходимо выполнять следующие методические требования:

  • Показывая правильные движения, следует время от времени выполнять их с обучаемыми, но не делать постоянно.
  • Движения и объяснения должны быть простыми и понятными.
  • Постепенно вводить упражнения, требующие от обучаемого кратковременного усилия, доступного его возможностям.
  • Постепенно приучать к движениям по описанию, слову.
  • Не фиксировать внимание на ошибках.
  • Не доводить обучаемого до утомления.
  • Соблюдая последовательную преемственность развития двигательных умений, постоянно разнообразить занятия.

Эффективное использование следующих методических приемов:

  • Упражнения, выполняемые во фронтальной плоскости, демонстрировать, стоя лицом к детям.
  • Упражнения, основные движения которых выполняются в сагиттальной плоскости, показывать, стоя боком к учащимся.
  • Упражнения, связанные с движениями как во фронтальной, так и в сагиттальной плоскости показывать дважды, стоя к учащимся лицом и боком или стоя полубоком.
  • Упражнения с асимметричными движениями во фронтальной плоскости или связанные с поворотами нуждаются в «зеркальном показе».
  • Упражнения, выполняемые из положения сидя и лежа, необходимо демонстрировать на возвышении.
  • Стараться максимально сконцентрировать внимание обучаемых на преподавателе по возможности исключить все отвлекающие факторы.
  • Сочетать воздействие словом и наглядность с одновременным выполнением упражнения обучаемым (А.С. Самыличев, Р.Н. Гуро-Фролов).

В процессе АФВ аномальных детей рекомендуется также использовать сенсомоторный метод, базирующийся на основах педагогики итальянского врача М. Монтессори. Сенсомоторный метод Монтессори применяется для детей от 3 до 6 лет с отклонениями в психомоторном и социальном развитии.

11 стр., 5413 слов

Педагогическая система М. Монтессори

... языке, в которых предложила интересные варианты использования, развития и адаптации упражнений Монтессори, особенно в области освоения родного языка, школьных навыков, разработала пособия ... длительное время не называлось, отрицались предложенные ею принципы воспитания. Однако упражнения, разработанные Монтессори, использовались, особенно в лечебной педагогике. И сегодня в каждом логопедическом ...

Сущность методики заключается в том, что ребёнок сам, без вмешательства взрослых, выбирает себе занятие с понравившимися предметами, способ действия с которыми побуждает, упорядочивает его реакции, корректирует двигательную деятельность. При создании окружающей среды в процессе АФВ используются гимнастические скамейки, горизонтально установленные планки, кегли, нарисованные на полу линии, подвешенные мячи, колокольчики, игрушки и т.д. Дети, выполняющие действия по методу Монтессори, не испытывают внешнего давления, принуждения, чаще всего экстраполируемого на них посредством оценок, контроля, подкрепления со стороны взрослого (Т.В. Фуряева, 1999).