Конфликтология конспект лекций

КГЭУ

КАЗАНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ

К.В. АРШИНОВА

Э.А. ТАЙСИНА

КАЗАНЬ 2012

УДК 167.168

ББК 87

А-76

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии

Казанского федерального университета Т.М. Шатунова;

кандидат философских наук, профессор, зав. кафедрой ИКА Казанского государственного энергетического университета

Ф.М. Нуриахметова

Аршинова, К.В. Конфликтология. Конспект лекций / К.В. Аршинова, Э.А. Тайсина. – Казань: Казан .гос. энерг. ун-т, 2012. – 32 с.

Пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта третьего поколения Высшего профессионального образования по курсу конфликтологии.

Пособие состоит из десяти глав, каждая из которых отражает основное содержание учения о конфликтах. Изложение материала дополнено приложением.

Издание предназначено для студентов всех форм обучения по направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью», может быть использовано для подготовки к зачету / экзамену по дисциплине «Конфликтология».

© Аршинова К.В., Тайсина Э.А., 2012

© Казанский государственный энергетический университет, 2012

Тема 1. Предмет и задачи конфликтологии

Конфликтология – отрасль обществознания и человековедения; область научного знания о природе, причинах, видах и динамике конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения. Это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.

Конфликтология – одна из самых молодых научно-практических дисциплин, возникших в последние десятилетия. Она представляет собой отдельную область научного знания, имеет свой предмет изучения – социальную природу, причины, типы и динамику конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования.

Конфликтология – междисциплинарная наука, т.е. она зародилась на стыке нескольких дисциплин, основные – это социология, политология и психология. Также источниками конфликтологии являются академические дисциплины: социальная философия, логика, диалектика, политическая теория, юриспруденция, экономическая теория и даже этология и физиология.

Теоретические знания в области конфликтологии могут пригодиться при контакте с социумом и даже, в известном смысле, со всем животным миром. Современная конфликтология — прикладная научная дисциплина и, вместе с тем, сфера практической деятельности в менеджменте, дипломатии, юриспруденции, коммерческой деятельности, связанной с урегулированием конфликтов.

Конфликтолог должен способствовать разрешению конфликтов не только на межличностном, психологическом уровне, но и на более высоких уровнях — социальном и политическом. Поэтому сфера деятельности конфликтолога очень широка: от микроконфликтов в фирме до серьезных конфликтов между бизнесом и властью.

Самая глубокая основа конфликтов – закон единства и борьбы противоположностей, существующих в природе, обществе и мышлении.

Фундаментальными противоположностями являются:

— единичное, особенное и (все)общее;

— причина и следствие;

— необходимость и случайность;

— возможность и действительность;

— содержание и форма;

— сущность и явление.

Кроме этих парных противоположностей, называемых диалектическими, существует противоречие между частью и целым, количеством и качеством, материальным и духовным, физическим и психическим.

В конфликт могут входить люди, группы, религиозные коллективы; этносы, нации, государства; противоречия между ними могут быть самыми разными, однако непреложно, что в любом случае самым глубоким будет какое-то из вышеперечисленных противоречий.

Задачи конфликтолога – разобраться в причинах, структуре и динамике конфликтной ситуации, выбрать тактику и стратегию выхода из конфликта, «запустить» переговорный процесс. При необходимости вести его, осуществляя функции медиатора.

В дальнейшем конфликтолог способствует мирному завершению конфликта и производит анализ имевшей место ситуации.

Конфликтология учит умению распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентации в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладению искусством управления ими.

Конфликтология реально помогает распознавать конфликты, принимать надлежащие меры для их профилактики и разрешения. Она дает возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конфликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздействия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство.

Контрольные вопросы

  1. Что такое конфликтология?
  2. В каких формах с древности и до нашего времени шло в мире накопление знаний о конфликтах?
  3. Когда начала складываться конфликтология как отдельная область научных исследований?
  4. Назовите имена известных зарубежных и российских мыслителей XIX – XX вв., внесших заметный вклад в разработку теории конфликтов.
  5. Назовите основные методы конфликтологии.
  6. Чем определяется возросший интерес к теории и практике конфликтов в современной России?

Тема 2. Причины конфликтов

В общефилософском плане понятие “причина” означает явление, действие которого вызывает или производит какое-либо другое явление, которое называется следствием. В обществе, так же, как и в природе, существует бесконечное множество причинно-следственных связей и зависимостей. И конфликты также могут порождаться самыми различными причинами:

1) противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов;

2) объективные факторы возникновения конфликтов;

3) личностные (субъективные) факторы возникновения конфликтов.

Следует также отметить, что необходимо отличать причину возникновения конфликта от его повода.

Поводом конфликта служит явление, которое способствует его возникновению, но не определяет появление конфликта с необходимостью. В отличие от причины, повод возникает случайно и может создаваться с искусственно, как говорят, “на пустом месте”. Причина же отражает закономерную связь вещей. Так, поводом к семейному конфликту может послужить недосоленное (пересоленное) блюдо, тогда как истинная причина может заключаться в отсутствии любви между супругами.

Противоречие интересов

Причиной конфликта является только осознанная потребность, которая выступает как интерес. Однако не всякий интерес является причиной конфликта, а только тот, который связан с удовлетворением дефицитных потребностей, из-за овладения которыми и возникает противоречие и происходит столкновение сторон (например, конечная причина всякого социального конфликта — это противоречие интересов между его субъектами: индивидами, социальными группами, общностями и обществами).

Любой конфликт есть форма выражения этого противоречия интересов.

Внутренние противоречия социального конфликта выражаются в столкновении интересов внутри группы, организации, общности или общества в целом (например, противоречия, возникающие между начальником и подчиненным внутри организации).

Внешние противоречия возникают между двумя или несколькими относительно самостоятельными социальными системами. Внешние и внутренние противоречия воздействуют друг на друга (например, международные противоречия, безусловно, будут оказывать влияние на все внутреннее развитие, в том числе и на развитие внутренних противоречий в обществе).

Антагонистические противоречия выражаются в таком конфликте, участники которого имеют непримиримо враждебные интересы. “Примириться” с оппонентом-антагонистом значит лишь отодвинуть конфликт на какое-то время, поскольку разрешить конструктивно на основе компромисса его нельзя. Неантагонистические противоречия — те, которые допускают согласование, “примирение” интересов оппонентов, возможны компромиссы, т.е. соглашения, достигаемые путем взаимных уступок.

Основные противоречия играют решающую роль в возникновении и развитии конфликта и характеризуют взаимодействие между основными его участниками, а неосновные противоречия лишь сопутствуют конфликту. Они могут быть также связаны с взаимодействием между косвенными участниками конфликта.

Объективные противоречия

обусловлены объективными факторами, т.е. такими явлениями и процессами, которые не зависят от воли и сознания людей. Поэтому избежать объективных противоречий нельзя. Они будут возникать вновь и вновь до тех пор, пока не ликвидирована сама причина такого противоречия, которая также носит объективный характер. (Весь комплекс объективных причин, влияющих на конфликтную ситуацию, пока не изучен: это может быть отклонение экологических нормативов, стрессовые ситуации, даже скачки температуры и атмосферного давления.).

Субъективные противоречия

вызваны несовместимостью характеров, различием в манерах поведения, мировоззрениях, ценностных ориентациях.

Субъективные противоречия являются причиной главным образом межличностных и внутригрупповых конфликтов, хотя могут вызвать и более масштабные конфликты. Конфликты, возникающие на почве этих противоречий, затрагивают повседневную жизнь человека, порождая порой мучительные переживания и отравляя само человеческое существование. Более того, субъективные противоречия часто становятся причиной внутриличностного конфликта, от которых человеку вообще невозможно скрыться.

Кроме названных можно выделить: 1) главные и второстепенные; 2) постоянные и временные; 3) всеобщие, особенные и единичные; 4) коренные и некоренные противоречия.

Контрольные вопросы

1. Назовите известные вам причины конфликтов.

2. В чем отличие причины конфликта от его повода?

3. В каких случаях возможно примирение в конфликте?

4. Какие интересы могут служить причиной конфликта?

Тема 3. Структура конфликта

Под структурой часто понимается совокупность элементов, составляющих объект. В конфликтологии это неприменимо, поскольку конфликт – это процесс.

Структура конфликта – совокупность устойчивых связей, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, и отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная система.

Кроме понятия «конфликт» часто используется и понятие «конфликтная ситуация» — фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития. Поэтому структура конфликтаможет рассматриваться и как структура конфликтной ситуации.

В структуру конфликтной ситуации входит несколько основных элементов. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с организационными и технологическими трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.

Следующий элемент конфликта — цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.

Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.

И, наконец, в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.

Руководителю-практику важно помнить, что пока существуют все перечисленные элементы структуры конфликта (кроме повода), он неустраним. Попытка прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп или организаций. Следовательно, необходимо устранить хотя бы один из существующих элементов структуры конфликта.

1. Участники конфликта — лица, чья степень участия в конфликте различна: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Выделяют несколько групп участников.

— Основные участники конфликта, или противоборствующие силы. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. (Некоторые авторы вводят такое понятие, как «оппонент».) Участники – ключевое звено конфликта. Если устраняется один из них, то конфликт прекращается.

Ранг оппонента – уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте, «сила»:

— физические;

— социальные;

— материальные;

— интеллектуальные возможности;

— общие знания, умения и навыки;

— опыт конфликтного взаимодействия;

— широта социальных связей;

— масштабы общественной и групповой поддержки.

Инициатор – сторона, которая начинает конфликт. Инициатор может быть прав и/или неправ; главное, что его действия стартуют конфликт.

В длительных групповых конфликтах всегда очень сложно определить инициатора.

Группы поддержки — силы, своими активными действиями или своим присутствием влияющие на развитие и исход конфликта:

На индивидуальном уровне:

— друзья и коллеги, семья;

— люди, связанные обязательствами;

— подчиненные.

На общегрупповом уровне:

— государства;

— межгосударственные объединения;

— общественные организации;

— СМИ.

Другие участники. В данную группу входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта (подстрекатель, организатор и др.):

— подстрекатели: лица, подталкивающие других к конфликту, в том числе так называемые провокаторы. Они могут входить и/или не входить в группы поддержки;

— организаторы: лица, планирующие конфликт, различные пути обеспечения и формы охраны участников;

— медиаторы: посредники, «третья сторона». Они не входят в конфликт и решают задачу прекращения конфликта. Все прочие участники объективно содействуют развитию конфликта.

2. Информационные модели конфликтной ситуации у основных и второстепенных участников конфликта.

3. Предмет конфликта — это объективно существующая или воображаемая проблема, лежащая в основе конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

4. Объект конфликта — это причина, повод для конфликта. Может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Чтобы стать объектом конфликта, элемент материальной, социальной или духовной сферы должен находиться на пересечении личных, групповых, общественных или государственных интересов субъектов, которые стремятся к контролю над ним.

5. Микро- и макросреда. При анализе конфликта необходимо выделять условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, т.е. микро-и макросреду, в которых возник конфликт. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию.

В нее включаются не только ближайшее окружение личности, но и социальные группы, представителем которых является данный индивид.

Контрольные вопросы

1. Назовите элементы структуры конфликта.

2. Кого можно назвать основными участниками конфликта?

3. Какие факторы могут повлиять на развитие конфликта?

4. Что такое микро- и макросреда конфликта?

Тема 4. Психологические элементы конфликта

Не менее, а может быть, более чем ряд объективных компонентов конфликтной ситуации, внушителен список субъективных, или психологических, компонентов конфликтной ситуации. Субъективные причины конфликтов обусловлены индивидуально-психологическими особенностями и непосредственным взаимодействием людей во время объединения их в социальные группы.

Психологическими факторами конфликтов является психологическая несовместимость, несбалансированное взаимодействие людей, а также непонимание людьми того, что во время обсуждения проблемы противоположность позиций может быть вызвана не реально расхождением во взглядах оппонентов, а подходом к этой проблеме с разных сторон.

Здесь следует различать естественный (наивный, «нативный») уровень существования психических феноменов, как сознательных, так и неосознаваемых (онтологический), и уровень восприятия конфликтов (гносеологический), наиболее субъективный в смысле произвольности оценки. Следовательно, можно выстроить психологические компоненты по степени возрастания «субъективности».

Мотивы – побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей; «эффекторы», побудители активности.

Потребность – нужда, необходимость в объекте или явлении. Потребности могут касаться поддержании жизни, безопасности, признании, идентичности, социальной принадлежности и т.д.

Интересы – осознанные потребности, которые обеспечивают направленность оппонентов на объект конфликта и способствуют реализации конфликтного поведения. Собственно противоречия интересов и порождает конфликт. Если объект не представляет никакого интереса, то конфликт из-за него не возникает.

Ценности – становятся объектом конфликта на пересечении интересов. Ценность — это значение, или значимость, цели жизни, познания, действия. Ценности делятся на общечеловеческие, групповые и индивидуальные. Общечеловеческие – жизнь, свобода, справедливость (в том числе истинное суждение или идея, справедливое решение), семья (материнство, любовь и дружба) и т.д. Индивидуальные – достоинство, самоопределение, честь и т.д. Другое деление – на материальные и духовные ценности. Выражаются в конкретных произведениях материальной и духовной культуры.

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека. В конфликте представления о конечном результате могут сильно различаться. Основная цель оппонентов – овладение объектом. Она может быть заменена на деструктивную – нанесение максимального ущерба другому.

Позиция – система отношений оппонентов к элементам конфликтной ситуации, которая обусловливает соответствующее поведение.

Важную роль в развитии конфликта играют черты характера личности. Различают следующие типы личности: экстраверты, интроверты, эмоционально нестабильные люди, эмоционально стабильны люди.

Гносеологический уровень: конфликтность обусловлена значительными потерями и искажением информации в процессе коммуникации. Нередко часть информации искажается через ее субъективное восприятие, нечеткую и неправильную трактовку, нехватку времени. Другая часть может намеренно утаиваться собеседником, если ему невыгодно ее сообщать. Много информации в устной форме ее передачи в ходе разговора не усваивается из-за невнимательности или проблемы с быстрым пониманием.

Контрольные вопросы

1. Назовите психологические элементы конфликта.

2. Приведите пример ценностей.

3. Расскажите о причинах возникновения конфликтов в процессе коммуникации.

Тема 5. Стратегии (способы) конфликтного поведения

Конфликтное поведение состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: что я выиграю, что я потеряю, какое значение имеет предмет спора для соперника. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (избегание, приспособление, компромисс, уступка или сотрудничество).

Особое место в оценке стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если эти отношения представляются ценными, это весомая причина для избегания, компромисса.

Стратегии. Здесь задействованы два термина, заимствованные из маркетинговых исследований:

— корпоративность (ориентация на другого);

— напористость (ориентация на себя) (рис. 5.1).

Корпоративность

приспособление сотрудничество

компромисс

избегание соперничество

Напористость

Рис. 5.1

Приспособление – понижение своих стремлений, принятие чужой позиции.

Избегание (уступка) – бездействие; человек (сторона) находится в состоянии конфликта, но не предпринимает активных действий. Отличается стремлением уйти от конфликта.

Компромисс – взаимные уступки в чем-то важном. Он характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы, интересы соперника.

Сотрудничество – поиск решения, удовлетворяющего обе стороны. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.

Соперничество – навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т.д.

Используются и комбинированные стратегии.

Другая типология

Параметры: «жёсткость» и «мягкость» позиции

Нормативная стратегия Конфронтационная стратегия

Переговорная стратегия Манипулятивная стратегия

мягкость

Рис. 5.2

Какая стратегия наиболее эффективна? Это зависит от ситуации. Наиболее часто встречается соперничество. Конфликт и заключается в противоборстве, естественном и логичном нежелании сторон идти на соглашение и сотрудничество.

Нормативная стратегия – уважение к личности, нормативность, неукоснительное сохранение позиции.

Конфронтационная стратегия – давление: угрозы, оскорбления, физическое и моральное насилие, часто превращающиеся в конечную цель.

Манипулятивная стратегия – косвенное психологическое воздействие на оппонента для достижения поставленных целей.

Переговорная стратегия – стремление к обсуждению, разрешение конфликта путем уступок, поиск решений, устраивающих обе стороны.

«Жесткость» вообще – энергичное воздействие, требования, указания.

«Мягкость» – не пассивность, а более тонкие методы воздействия.

Контрольные вопросы

  1. Назовите основные стратегии в конфликтной ситуации.
  2. Какая стратегия позволяет выйти из конфликта, не решая его?
  3. К чему может привести соперничество?

Тема 6. Тактики (приемы) поведения в конфликте

Стратегии реализуются через различные приемы воздействия на оппонента (так называемые тактики).

Можно выделить рациональные и иррациональные тактики.

Рациональные: фиксация своей позиции с целью сделать ее «транспарентной» (прозрачной) и надежной; демонстрация дружелюбия; использование санкционированных форм.

Иррациональные: давление, насилие разного рода.

Таблица 6.1

Различные тактики в конфликте

жесткая

нейтральная

мягкая

Захват и удержание объекта:

— физическое воздействие, насилие;

— ущерб и уничтожение

/уничтожение ценностей

и самих людей/

Демонстративные действия:

— привлечение внимания окружающих

— публичные высказывания, жалобы, голодовки

Фиксация своей позиции:

— использование фактов, логики /убеждение, критика, просьбы, конструктивные предложения/

Психологическое насилие:

— задеваются самолюбие оппонента, его честь и достоинство /оскорбления, клевета/;

— дискриминационные меры, унижение;

— негативные личные оценки, диффамация;

— обман, дезинформация

Коалиционная тактика:

— усиление своего ранга;

— увеличение групп поддержки /общество, друзья, органы власти, СМИ/

Дружелюбие:

— корректное обращение;

— готовность решать проблему;

— оказание помощи, услуги;

— поощрение

Давление:

— предъявление требований;

— указания, приказы;

— угрозы;

— ультиматумы;

— шантаж

Санкционированное

взыскание:

— увеличение рабочего дня;

— отказ от выполнения распоряжений /другой стороной/

Сделки:

— взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями

Обычно применение тактик изменяется от более мягких к более жестким. Возможно резкое, внезапное применение жестких приемов: «шок».

Контрольные вопросы

  1. Что такое конфликтогены?
  2. Какие тактики позволяют избежать конфликта?
  3. Приведите примеры коалиционной тактики.

Тема 7. Восприятие оппонентами конфликта

Анализ этого субъективного компонента конфликтной ситуации исключительно важен для понимания специалистом-медиатором, сторонами, оппонентами и т.д. процесса возникновения и развития конфликта.

Восприятие – общий термин, обозначающий чувственное познание, целостную систему ощущений, полученных от наблюдения за объектом.

Однако восприятие конфликта понимается более широко, чем этот философско-психологический термин, и включает и более высокие формы познания: представления, абстракции, etc.

Поведение оппонентов во многом определяется идеальными картинами конфликта.

Главная категория и предмет анализа – ОБРАЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ, субъективная картина данного объективного столкновения, складывающаяся в психике оппонентов.

Это представления о себе, об участниках, об их восприятии, о причинах конфликта, среде и пр.

Иногда именуется также информационной моделью конфликтной ситуации.

— человек сам конструирует образ конфликтной ситуации;

— человек сам (во многом) конструирует конфликтную ситуацию;

— степень соответствия информационной модели реальности различна.

Четыре случая /степени/ соответствия образа – реальности (самой конфликтной ситуации)

— /«нулевая»/: конфликтная ситуация объективно существует, но не воспринимается участниками; конфликт не осознан, его как социально-психологического явления нет;

— конфликтная ситуация объективно существует, и стороны воспринимают ее как конфликт, но с отклонениями, неадекватно;

— конфликтная ситуация отсутствует, ее нет, однако стороны воспринимают свои отношения как столкновение; ситуация воспринимается как конфликт (т.н. ложный конфликт);

— конфликтная ситуация существует, и стороны воспринимают ее как конфликт, а по ключевым характеристикам – адекватно.

Обычно конфликт характеризуется психологической искаженностью и неопределенностью. Такая неопределенность есть необходимое условие вступления в конфликт изначально обреченных на поражение сторон. В борьбе с этой «виртуальностью» состоит важная задача конфликтолога.

Виды искажения конфликтной ситуации

1. Искажение конфликтной ситуации в целом.

Конфликтная ситуация упрощается, происходит ее схематизация.

Уменьшается перспектива восприятия, последствия действий не просчитываются.

Возникает и фиксируется биполярное восприятие: «чёрное – белое».

Формируется и фиксируется излишняя категоричность оценок, ригоризм.

Происходит фильтрация информации на основе предубеждения.

2. Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте.

А. Собственная мотивация рафинируется и сублимируется. Себе, как правило, приписываются социально одобряемые мотивы, благородство, правильность (нормативность, следование правилам).

Б. Мотивы оппонента искажаются «с точностью до наоборот». Он убежденно подозревается в корысти, агрессивности, нелояльности и пр.

3. Искажение восприятия действий, высказываний, поступков.

А. Собственная целевая установка, действующая как преломляющая призма: «Я прав, поэтому я должен победить!» При этом устанавливается опора на нормативную обоснованность, целесообразность и пр.

Б. Целевая установка оппонента воспринимается как ошибочная, бездоказательная, нормативно не подкрепленная: «Он не прав, поэтому он должен уступить!»

4. Искажение восприятия личностных качеств.

А. Собственные личностные качества идеализируются.

Б. В отношении личностных качеств оппонента происходит гиперболизация негативных черт, игнорирование положительных.

5. Искажение обобщающего образа оппонента в ходе восприятия конфликтной ситуации приводит к формированию ОБРАЗА ВРАГА. Признаки: недоверие, возложение вины, негативное ожидание, деиндивидуализация, отождествление оппонента со «злом вообще».

Чем более жизненно важные мотивы и потребности затрагиваются в конфликте, тем выше вероятность искажения восприятия.

Факторы, порождающие или усиливающие степень искажения восприятия конфликта:

— стресс («сужает» мышление, упрощает восприятие);

— негативные эмоции;

— /низкий/ уровень информированности (чем меньше информации об оппоненте, тем большая часть его образа конструируется и произвольно выстраивается);

— превалирование перцептивных процессов (и низкое когнитивное развитие), что заставляет оценивать ситуацию лишь поверхностно;

— неумение предвидеть последствия (увеличение ошибок, отсутствие или низкое качество прогноза);

— «агрессивная концепция среды»;

— негативная установка на оппонента в доконфликтный период.

Контрольные вопросы

1. Что такое информационная модель конфликтной ситуации?

2. Какую ситуацию можно назвать ложным конфликтом?

3. В каких случаях происходит схематизация конфликтной ситуации?

4. Какие факторы искажают восприятие конфликта?

Тема 8. Функции конфликтов

Конфликт функционален в том смысле, что социологические и психологические процессы его развития воздействуют на психику, поведение, деятельность как собственные, так и окружающих.

Обычно мы привыкли считать, что конфликт – это негативное явление. Сторонники этой точки зрения считают его разрушителем нормально функционирующей социальной системы. Конфликт якобы не присущ собственно системе; он возникает, когда активизируются силы, которые стремятся создать нестабильность в данном социуме.

Однако такие выдающиеся философы, социологи и политологи, как Аристотель, Гоббс, Гегель, Вебер, Маркс, Дарендорф считают, что конфликт – необходимый и даже неизбежный компонент социальных отношений. Дефицит в обществе достаточен, чтобы вызвать конфликт.

Можно выделить блок конструктивных и блок деструктивных функций конфликта. Предварительно надо заметить, что:

— Нет четких, раз навсегда данных критериев различения конструктивных и деструктивных функций. Хотя такие критерии помогли бы делать прогнозы развития конфликта…

— Большинство конкретных конфликтов имеет одновременно и деструктивные и конструктивные функции.

— Один из факторов, от которого зависит конструктивный и/или деструктивный конфликт, – его результаты. Если конфликт разрешается цивилизованными способами, а в результате разрешения побеждает правая сторона или обе, то такой конфликт будет конструктивным. И наоборот.

На различных стадиях степень проявления конструктивных или деструктивных свойств, а следовательно, и функций конфликта меняется.

Функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному: одному течение ситуации кажется конструктивным, для другого – оно деструктивно.

Деструктивные функции конфликтов

Они более очевидны.

1. Конфликты оказывают негативное воздействие на психическое, в том числе умственное состояние участников.

2. Конфликт может сопровождаться психологическим или физическим насилием (межэтническое, межгосударственное, семейное и пр.).

3. Конфликт сопровождается стрессом и/или депрессией.

4. Конфликт – деструкция системы межличностных отношений, существовавших до его начала. Появляющаяся неприязнь и враждебность нарушают сложившиеся связи группы.

5. Конфликт формирует негативный образ другого – «образ врага», способствующий негативной установке по отношению к оппоненту.

6. Конфликт негативно отражается на эффективности деятельности как личности, так и коллектива, общества в целом.

7. Конфликт закрепляет в социальном опыте личности и группы насильственные способы решения проблем.

8. Течение и результаты конфликта влияют на развитие личности.

Негативное воздействие конфликта на группу

— нарушение системы коммуникаций

— ухудшение взаимоотношений

— снижение групповой сплоченности

— ухудшение качества совместной деятельности

Это происходит, когда:

— конфликт не разрешается и затухает;

— цели добился оппонент, который был неправ;

— конфликт оказывается длительным;

— в конфликт были втянуты многие члены социальной группы.

Конструктивные функции конфликтов

1. Конфликт устраняет (полностью или частично) противоречия в более чем 65 %! (эффект «грозы»).

В результате конфликта удается перейти на новую фазу развития.

2. Конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт тестирует ценностные ориентации человека, силу его мотивов, устойчивость к стрессовым факторам.

3. Конфликт позволяет ослабить психическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Он надежно снимает, устраняет именно эмоциональную напряженность.

4. Конфликт – источник развития личности, межличностных отношений.

5. Конфликт улучшает качество деятельности.

6. Отстаивание справедливых целей – повышение авторитета у окружающих.

7. Межличностный конфликт – одно из средств самоутверждения личности по отношению к социуму.

8. Конфликт – средство активизации социальной жизни группы или общества источник развития, поддерживающую социальную активность.

9. Конфликт высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы и может выступать инструментом превентивного пресечения недобросовестного поведения, формирует корпоративное сознание и вызывает улучшение эффекта совместной деятельности.

10. Конфликт зондирует общественное мнение, актуализирует гуманистические ценности.

11. Конфликт может способствовать созданию новых более благоприятных условий.

12. Конфликт может выполнять функцию сплочения группы перед лицом внешних трудностей.

13. В научном коллективе конфликты создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, что способствует поиску продуктивных решений проблем (интеллектуальное соперничество, «брейнстреминг» и т.п.).

Отсюда следует столкновение стратегий исследовательского поведения, революции в науке и возникновение новых исследовательских программ, парадигм, школ.

14. Конфликт оптимизирует межличностные отношения, может благоприятно влиять на взаимоотношения в коллективе.

Контрольные вопросы

  1. Неизбежен ли конфликт в социуме?
  2. Из каких условий вытекает конструктивный характер конфликта?
  3. Что такое «образ врага»?

Тема 9. Динамика конфликта

Динамика конфликта – ход развития, изменения конфликта под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов.

Для понимания отличий конфликта от околоконфликтных явлений и выработки целесообразных стратегий воздействия на конфликт нужно выделить начало и окончание конфликта. Окончание может происходить на глазах конфликтолога и под его влиянием. К сожалению, к профессионалу иногда обращаются слишком поздно; тогда завершение конфликта остается в прошлом, а конфликтолог проводит «разбор полетов» с целью перерастания прежнего конфликта в новый.

Для признания конфликта начавшимся требуются 3 условия:

1. Первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику или против его интересов (как физическое действие, так и передача информации).

2. Оппонент осознает, что предпринятое действие направлено против его интересов.

3. Второй участник предпринимает ответные вредоносные действия.

Если один из участников занимают пассивную позицию, то конфликта нет.

Если один участник замышляет конфликтное взаимодействие, но не действует – конфликта нет.

Для признания конфликта завершившимся необходимо окончание взаимно вредоносных действий, урегулирование отношений, устранение объекта конфликта.

Этапы конфликта

I. Латентный период (предконфликт).

1. Возникновение объекта проблемной ситуации. Параллельно возникает противоречие целей, мотивов, интересов и т.п.

2. Создается потенциальная возможность возникновения конфликтов.

3. Осознание объекта проблемной ситуации.

Понимание необходимости предпринять конфликтные действия.

Попытка решить проблемы неконфликтными способами. Иногда один из участников отступает; тогда конфликт не развивается.

4. Возникновение предконфликтной ситуации. Наличие угрозы безопасности одной из сторон или угрозы общественно важным интересам. Ощущение непосредственной угрозы.

II. Открытый период – собственно конфликт.

1. Инцидент – первое столкновение сторон.

Если одна сторона обладает большей силой, рангом, происходит перевес соотношения сил, следовательно, инцидентом конфликт может и ограничится.

Взаимные конфликтные действия могут видоизменять первоначальную структуру конфликта. Следовательно, происходит искажение восприятия.

2. Эскалация конфликта – резкая интенсификация, обострение борьбы:

а) сужение когнитивной сферы. Примитивизация восприятия

б) вытеснение адекватного восприятия: «образ врага»

Негативная оценка. Искажение объективного положения дел, недоверие, возложение вины, отказ в сочувствии

в) рост эмоционального напряжения

г) переход от аргументов к претензиям и личным выводам

д) применение насилия

е) потеря первоначального предмета разногласий

ж) расширение границ конфликта

з) увеличение числа участников.

3. На этой стадии должен начать действовать специалист. Балансирование противоречий. Разъяснения (продолжение силовых приемов не дает результатов, и т.д.) Согласия еще не принимаются, но рассматриваются.

Завершение конфликта – поиск решения проблем, прекращение конфликта, разрешение, устранение противоречий. При неудаче деятельности конфликтолога возможно перерастание данного конфликта в другой конфликт.

III. Послеконфликтный период

Частичная нормализация отношения – не исчезли негативные эмоции. Коррекция самооценок.

Полная нормализация отношения

Периоды конфликта могут иметь различную длительность:

Секунды – стычка школьников;

Десятилетия – вьетнамская война, 100-летняя война.

Можно выделить временной отрезок, который характеризуется дифференциацией сторон: до эскалации конфликт продолжается, пока не теряет смысл. Следовательно, далее «берет свое» интеграция, стремление к соглашению.

Тема 10. Технология управления конфликтами

1. Изменение своего отношения к проблемной ситуации:

— умение определить, что общение стало предконфликтным, и вернуться к нормальному взаимодействию;

— умение понимать партнера, чтобы не идти на конфликт;

— умение сохранять относительную устойчивость, терпимость;

— управлять психическим состоянием, избегать предконфликтной ситуации;

— быть готовым решать проблемы путем сотрудничества, компромисса, избегания или уступки;

— способность сохранять конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

2. Воздействие на поведение оппонента:

— не требовать невозможного и не загонять оппонента в угол;

— избегать острых проблем, если агрессивность оппонента повышена;

— своевременно информировать об ущемлении своих интересов;

— а также о возможном ущемлении интересов партнера;

— давать выговориться; избегать категоричных суждений;

— не увеличивать число обсуждаемых проблем, не расширять сферу противодействия.

3. Основные направления предупреждения конфликта:

А) создание объективных условий, препятствующих возникновению конфликтных ситуаций;

Б) оптимизация организационно-управленческих решений;

В) устранение социально-психологических причин конфликта;

Г) блокирование личностных причин возникновения конфликта.

Критика

Выяснить, нельзя ли исправить дело без критики

Определить, кому выгодны недостатки

Точно знать ситуацию и отношение критикуемого к ней

Выслушать его до конца

Определить цель и форму критики

Указать на суть недостатков, тормозящих работу

Указать основного виновника

Выявить причастные к недостаткам лица

Назвать условия, способствовавшие сбою в работе

Назвать виновных в создании этих условий

Предложить пути ликвидации недостатков

Поставить сроки ликвидации, назвать силы и средства

Предоставить право на защиту и не повторять критику

Переговоры

Переговоры – способы разрешения конфликта, которые заключаются в использовании ненасильственных средств и приемов для разрешения проблем.

Универсальное средство разрешения конфликта.

В зависимости от целей участников:

Переговоры о продления действия соглашений (соглашение о прекращении военных действий)

Переговоры о нормализации (3 стороны)

Переговоры о перераспределении (в пользу одной из сторон)

Переговоры о создании новых условий

Переговоры по достижению побочных эффектов (решаются второстепенные вопросы)

Функции переговоров:

— информационная;

— коммуникативная (налаживание отношений);

— регуляции и координации действий;

— контроля;

— отвлечение внимания (выигрывается время);

— пропаганды (в глазах обществ);

— проволочек (вселить надежду на решение проблемы).

Динамика переговоров:

Подготовка: организационные моменты, определение места, времени.

Содержание: анализ проблем, формирование подхода концепции к переговорам и собственные позиции.

Ведение переговоров:

— уточнение интересов, позиций, концепций участников;

— обсуждение (обоснование взглядов);

— согласование позиций

Анализ результатов переговоров

— Субъект оценки – важнейший индикатор успеха переговоров;

— Степень решения проблем;

— Выполнение сторонами взятых обязательств.

Технологии ведения переговоров.

Открытие позиции, закрытие позиции, подчеркивание общности позиций, подчеркивание различий.

Принципы ведения переговоров:

— не применять первым приемы, вызывающий конфликт;

— внимательно выслушать оппонента;

— пассивность – знак слабой позиции;

— не убеждать противника в ошибочности его позиции;

— при согласии пар пойти на уступки не рассмотреть его как слабость.

Технические приемы на переговорах:

— уход (закрытые позиции), затяжка, выжидание (выслушивание многих оппонентов), выражение согласия, несогласия, солями (медленное приоткрытие своей позиции, получение как можно больше информации об оппоненте).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Типы конфликтов

Важно различать типы и виды конфликтов.

По степени остроты противоречий, которые возникают, конфликты могут быть подразделены на следующие типы: недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда.

По проблемно-деятельностному признаку можно выделить, например, следующие типы конфликтов: управленческие, педагогические, производственные, экономические, политические, творческие и другие.

По степени вовлеченности людей в конфликт могут быть выделены: межличностные, межгрупповые, межколлективные, межгосударственные, межпартийные конфликты.

По результату конфликт может быть позитивным или негативным, конструктивным или деструктивным.

Многие исследователи проблем конфликтов, не задумываясь особо, по инерции, а, скорее всего, в силу уже сложившихся и укрепившихся в сознании установок, рассматривают типы конфликтов, различающиеся по составу их участников. По этому основанию ими выделяются следующие типы конфликтов:

— внутриличностные; межличностные; групповые (между неформальными малыми группами в составе одной общности);

— конфликты в организациях (где конфликтующими сторонами являются группы-коллективы подразделений одной организации);

— межгрупповые конфликты между большими социальными группами (социальные, политические, межкультурные и пр.).

Различные типы конфликтов очень тесно взаимосвязаны между собой. В ходе развития конфликты одного типа могут переходить в конфликты другого типа (например, внутриличностные — в межличностные, а межличностные — во внутриличностные).

Поэтому более корректно все же различать два основных вида (или типа) конфликтов — внутриличностные и межличностные. Межличностные же, в свою очередь, можно подразделять на конфликты между людьми, между личностью и группой, между группами людей и т.д.

Содержание

  1. Предмет и задачи конфликтологии…………………………….

  2. Причины конфликтов…………………
  3. Структура конфликтов…………………………………………
  4. Психологические элементы конфликта………………………
  5. Стратегии конфликтного поведения…………………………..
  6. Тактики поведения в конфликте……………..
  7. Восприятие оппонентами конфликта……………………….
  8. Функции конфликтов………………………………………….
  9. Динамика конфликта…………………………………………….
  10. Технология управления конфликтами……………………………..

Приложение. Типы конфликтов…………………………………….

Карина Валентиновна Аршинова,

Эмилия Анваровна Тайсина

Конфликтология Конспект лекций

2