Методы изучения групповых процессов

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ГРУППОВЫХ ПРОЦЕССОВ

Задание 1. Определение межличностных отношений методом референтометрии

Цель Изучение метода референтометрии

Необходимый материал листок формы А1. Образец листка формы № 1

Ход выполнения и инструкция: Ответьте на вопрос: «Чьё мнение для Вас особенно важно? Назовите 2-3 лиц, запишите их фамилии и передайте преподавателю (листок формы № 1).

Обработка данных:

Обрабатываются листки формы № 1 путем заполнения по их данным таблицы:

Таблица Основные результаты референтометрии

Фамилии всех остальных членов группы

&ах

выбора (+),(-),(о)

Ваша фамилия

1. …

2. …

3. …

20. …

¹

Кого выбирают

Т

&

3

4

5

6

7

8

..

£0

п

Кто выбирает

1

Иванов

+

+

+

2

Борисов

+

+

*

+

3

Володин

+

+

+

4

Гусев

+

+

+

)

Романов

+

+

+

Всего выборов

И

2

2

1

1

1

1

5

Вывод содержит сведения о тех, кто получил наибольшее чис­ло выборов, т.е. чьё мнение о каждом из членов группы является наиболее авторитетным для самих членов группы. Например, в группе из 20 человек референтометрическая “звезда” может поручить 19 выборов.

Задание 2. Изучение межличностных отношений методом социометрии

Цель Определение положения члена группы в межличностных отношениях.

Необходимый материал: 2 листка для регистрации выборов.

1.

Ваша фамилия и критерий выбора.

2.

3.

Инструкция: “Куратору и декану хотелось бы уточнить, как сложился коллектив группы и каков в нём, как говорят, психологический климат (отношения дружбы, взаимоуважение, недоверия и т.д.).

Вы­полнению этой задачи в некоторой степени может способствовать небольшой опрос. Прошу Вас откровенно ответить на предлагаемые вопросы. Ваши ответы не будут разглашены и послужат лишь материа­лом для планирования воспитательной работы. Напишите на листке бумаги фамилию того студента, с кем бы Вы желали вместе работать после окончания вуза в первую очередь, а если это почему-либо неосуществимо, то фамилию другого и, наконец, при невозможности выполнить Ваше желание в отношении первых двух, напишите фамилию третьего.

Кто затрудняется в выборе товарищей, пусть сдаст листок только со своей фамилией.

Второй листок заполните аналогично первому, отвечая на другой вопрос:

Если бы Вам пришлось выехать в лагерь, в стройотряд, в подшефный колхоз, то кого бы из товарищей по группе Вы взяли в свою палатку (во-первых, во-вторых и в-третьих)”.

Обработка данных выполненного задания: Наиболее доступны и показательны два взаимно дополняющих друг друга графических способа:

1) Основные таблицы результатов.

2) Карты групповой дифференциации.

Основные таблицы результатов похожи на турнирные таблицы спортивных соревнований. По вертикали под соответствующими номерами Вами записываются фамилии всех членов изучаемой группы (по алфавиту, сначала юноши, потом девушки), — по горизонтали только их номера. На соответствующих пересечениях цифрами 1, 2, 3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в 1-ю, 2-ю, 3-ю очередь. Далее обозна­чаются взаимные выборы. Если среди тех, кто его выбрал, есть студенты, которых он выбрал сам, то это значит, что у него с этими студентами взаимный выбор. Этот взаимный выбор на основной таблице результатов обводится кружком или выделяется шрифтом.

Таблица-матрица

Кого выбирают

Кто выбирает

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Афонин

1

3

2

2

Белов

1

2

3

3

Вишняков

1

2

3

4

Голубев

1

2

3

5

Доронин

1

3

2

6

Егорова

2

1

3

7

Жукова

1

2

3

8

Зуева

1

2

3

9

Исаева

1

2

3

10

Катина

3

2

1

Всего выборов,

3

2

6

3

4

3

0

3

3

3

из них взаимных

22

11

22

33

33

22

00

11

11

00

После того, как зафиксированы все выборы, приступаем к их суммированию. Подсчитываем по вертикали количество полученных выборов каждым студентом и количество взаимных выборов, сделанных студентом.

На нашей таблице даны результаты опыта с группой из 10 чел. Каждый из них делает 3 выбора.

Рассмотрим порядок заполнения таблицы на конкретном примере. Студент Доронин выбрал Афонина, Голубева и Вишнякова. Первая, вторая и третья очередность их выбора отмечена цифрами в графах, номера которых соответствуют порядковым номерам фамилий этих студентов. Количество взаимных выборов данного студента совпадают с выборами его самого другими студентами. В нашем примере Доронина выбрали четыре студента под номерами 1, 3, 4, 10, а он сам выбрал среди них троих под номерами 1, 3, 4. Как видно трое студентов под номерами 1, 3, 4, а именно Афонин, Вишняков и Голубев избраны Дорониным взаимно.

Итоговые данные таблицы дают представление о месте каждого испытуемого в системе отношений группы. В нашем примере наиболее благоприятное положение занимает Вишняков (3), получивший 6 выборов и Доронин (5), которого выбрали 4 студента, а сам он взаим­но выбрал из них трёх товарищей по группе.

Весьма неблагоприятное положение в коллективе у Жуковой (7), которую не выбрал ни один студент. Ока оказалась как бы в изоля­ции.

Задание 3. Определение сплочённости группы

Необходимый материал Данные опыта 2, т.е. результаты регистрации симпатий, антипатий и безразличных выборов, сведённые в таблицу.

Ход выполнения задания и обработка полученных данных: Руководствуясь таблицей опыта 2, вычислите следующее:

% — процентное соотношение положительных, отрицательных и нулевых выборов при заданной численности группы (она всегда равна: n(n-1), где n — численность группы).

Руководствуясь таблицей опыта 2, подставляйте значения:

количество “+” выборов

%% полож. выб. = ——————————

численность группы

%% отрицат. выборов

%% (безразличных) нулевых выборов

Наглядное изображение уровня сплоченности группы может дать диаграмма. Вычертите её на основании полученных данных опыта 3, обозначая симпатии красных цветом, антипатии — синим, безразлич­ные выборы — зеленым.

Задание 4. Изучение психологического климата в учебной группе

Цель: Нахождение количественного выражения уровня психологи­ческого климата в данной учебной группе.

Необходимый материал; Анкета для выявления психологического климата, которая состоит из двенадцати суждений, характеризующих отношение учеников класса к учебе, общественной работе и друг к другу.

Анкета

Суждения о классе

а

б

в

г

д

Ученики нашего класса любят и хотят учиться

Ученики хорошо относятся друг к другу

Ученики готовы выполнить любую общественную работу

Ученики редко ссорятся друг с другом

Ученики всегда помогают друг другу в учебе

Ученики часто бывают вместе в свободное от занятий время

Ученики активно участвуют в общест­венной работе

+

Ученики довольны результатами своей работы

+

Ученики всегда считаются с мнением товарищей

Все внеклассные мероприятия у нас проходят весело и оживленно

+

Ученики нашего класса остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе

Ученики нашего класса дружны и доброжелательны

Примечание к характеру ответов: “а” — совершенно согласен с этим, “б” — согласен с этим, “в” — согласен, но не совсем, “г” — не согласен с этим и “д” — совершенно не согласен с этим.

Ход выполнения: Каждый студент заполняет анкету и сдаёт её пре­подавателю (ставится знак “+” в соответствующей графе характера ответов).

Обработка результатов: Для обработки используется один из бланков’ анкеты, при этом подсчитывается количество каждого вида ответов, общее их количество по каждому пункту анкеты, которое преобразу­ется в баллы (пользуясь ключом анкеты).

Ключ:

Обозначение характера ответа в анкете

Содержание ответа

Баллы

а

Совершенно согласен с этим

5

б

Согласен с этим

4

в

Согласен, но не совсем

3

г

Не согласен с этим

2

д

Совершенно не согласен с этим

1

Для подсчёта результатов опроса из бланков анкеты наносятся «точки», их сумма подсчитывается:

Суждения о классе

а

б

в

г

д

1

Ученики нашего класса любят и хотят учиться

Ученики нашего класса дружны и доброжелательны

Общее количество ответов

Общее количество баллов

Вычисляем величину, характеризующую психологический климат (С)

S (количество всех балов)

C = —————————————-

N (число учащихся)

S — (количество всех баллов).

N — ( число учащихся )

Интерпретация результатов:.

Поскольку все 12 пунктов анкеты направлены на выявление поло­жительных отношений и ответ типа “совершенно согласен с этим” оценивается в 5 баллов, то при “идеальном” оптимальном психологи­ческом климате каждый опрошенный “даст” 60 баллов, исходя из этого, считаем, что С=60 характеризует оптимальный климат. Но если все опрошенные дадут ответы “совершенно не согласен с этим”- на каждый пункт анкеты, тогда С12. В целом, величина С, характеризующая психологический климат, может принимать значение в диапазоне: от 12 до 60.

Задание 5. Изучение сплоченности группы

Цель: Определить степень и характер ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) изучаемого коллектива.

Необходимый материал: Анкета, включающая 35 качеств личности, проявляющихся в основных сферах деятельности учащихся:

  1. Дисциплинированность
  2. Эрудированность
  3. Сознание общественного долга
  4. Сообразительность
  5. Начитанность
  6. Трудолюбие
  7. Идейная убежденность
  8. Умение контролировать работу
  9. Моральная воспитанность
  10. Самокритичность
  11. Отзывчивость
  12. Общественная активность
  13. Умение работать с книгой
  14. Любознательность
  15. Умение планировать работу
  16. Целеустремленность
  17. Коллективизм
  18. Прилежание
  19. Требовательность к себе
  20. Критичность
  21. Духовное богатство
  22. Умение объяснить задачу
  23. Честность
  24. Инициативность
  25. Внимательность
  26. Чувство ответственности
  27. Принципиальность
  28. Самостоятельность
  29. Общительность
  30. Рассудительность
  31. Скромность
  32. Осведомленность
  33. Справедливость
  34. Оригинальность
  35. Уверенность в себе

Ход выполнения задания:

Каждый исследуемый выбирает из анкеты 5 наиболее важных, с его точки зрения, качеств личности, необходимых для успешного выполнения совместной учебной деятельности.

Обработка данных

1. Полученные результаты (по каждому учащемуся) сводятся в таблицу результатов эксперимента.

п/п

Фамилия,

имя и отчество

Качества личности

1

2

.

.

.

34

35

1

Иванов

2

Сидоров

3

Скачнов

4

Скляров

5

Стулов

6

Старчук

7

Транин

8

Трояреко

9

Уланов

10

Уманский

Сумма выборов

Методы изучения групповых процессов — Стр 2

2. Вычисляется “C” — коэффициент, характеризующий степень ценностно-ориентационного единства учащихся

1,4 n — N

C = ——————-

6 N

N — число учащихся участников эксперимента, n — сумма выборов, приходящихся на пять качеств личности, получивших максимальное число выборов

Если C 0,5 (т.е. равен или больше 0,5), то исследованная группа достигла уровня коллектива.

Если C — в пределах 0,3-0,5, то класс, группа расцениваются как промежуточные по уровню развития. Если С О.З, то данная группа недостаточно развита как коллектив

Для нашего примера:

С (коэффициент, характеризующий степень ЦОЕ — ценностно-ориентационного единства группы из 10 человек) равен 0,67

Вывод: Эта группа учащихся достигла уровня коллектива. И так как в ней наиболее ценными качествами личности служат: дисциплини­рованность (1), трудолюбие (6), отзывчивость (11), инициативность (24), чувство ответственности (26), то можно предположить, что учащиеся этой группы успех в своей совместной учебной деятельно­сти связывают именно с ними, т.е. с положительным отношением к учёбе и с характером товарищеских взаимоотношений.

“Ключ” по 35 качествам личности в их распределении по сферам деятельности

Отношение к учёбе:

дисциплинированность (1), целеустремленность (16), внима­тельность (25), прилежание (18), трудолюбие (6).

Общий стиль поведения и деятельности:

общественная активность — (12), сознание общественного долга — (3), принципиальность — (27), идейная убежденность — (7), моральная воспитанность — (9)

Качества, характеризующие знания:

начитанность — (5) осведомлённость — (32), любознательность — (14), эрудированность — (2), духовное богатство — (21).

Качества ума:

оригинальность — (34), сообразительность — (4), инициативность — (24), рассудительность — (30), практичность — (20).

Качества, характеризующие учебно-организационные умения:

умение контролировать работу — (8), умение работать с книгой — (15), умение объяснить задачу — (22), умение планировать работу — (13), чувство ответственности — (26).

Отношение к товарищам:

общительность — (29), честность — (23), справедливость — (33), отзывчивость — (11), коллективизм — (17).

Отношение к себе:

самокритичность — (10), скромность — (31), самостоятельность — (28), уверенность в себе — (35), требовательность к себе — (19).

Задание 6

Цель: Определение социометрического статуса по данным психодиагностики симпатий и антипатий между членами группы.

Необходимый материал: Листок для регистрации выборов.

Образец:

Фамилии всех членов группы

знак выбора (+), (-), (0)

ваша фамилия

1. …

2. …

20. …

Ход выполнения задания;

Студент регистрирует на листе выборы, руководствуясь следующей инструкцией:

“Подумайте, кого бы Вы из своей группы выбрали для совмест­ного проведения досуга. Выбор тех лиц, которые Вам симпатичны, обозначайте знаком (+), кто безразличен — знаком (0), а отно­шение к лицам, к которым Вы испытываете антипатию, регистрируйте знаком (-)”.

Обработка данных выполненного задания:

1) Полученные данные сведите в основную таблицу, ориентируясь на следующий пример

Таблица: Данные психодиагностики симпатий и антипатий

Кого выбирают

№ №

ИТОГО

п

Кто выбирает

1

2

3

4

5

6

симп (+)

антип (-)

1

А

2

Б

3

В

4

Г

Ь

Д

6

Е

Итого: симпатий

антипатий

2) Определите социометрический статус члена группы, например, под фамилией “В”. Используйте формулу:

колич. симпатий + колич. антипатий

S (соц. статус) = —————————————————-

(численность группы) – 1