Ребенок как объект и субъект педагогического процесса

Содержание

8. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса 3

18. Организация и методика воспитательной работы в профессиональном училище 8

28. Педагогический контроль и учет учебной работы учащихся 12

Список литературы 17

8. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса

Ребенок как объект педагогического процесса представляет собой индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями. Ребенок как субъект педагогического процесса есть развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями и задатками, стремящаяся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих потребностей, интересов и стремлений, способная к активному усвоению педагогических воздействий или сопротивлению им [3].

Одной из ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, ее развития, формирования и социализации. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу посильного вклада, с другой. Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального.

В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие. Развитие – это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В философской, психологической, педагогической литературе даются разные дефиниции этого понятия. В философии развитие определяется как высший тип движения, изменения материи и сознания, переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому. В психологии под развитием понимается изменение в структуре психики. В педагогике под развитием подразумевают количественно-качественные изменения личности при переходе от одной возрастной ступени к другой.

Биологическое развитие связано с изменениями: морфологическими (рост, вес, объем); биохимическими (состав крови, костей, мышц); физиологическими (пищеварение, кровообращение, половое созревание).

Социальное развитие связано с изменениями: психическими (память, воля, мышление, характер); духовными (изменение сознания, нравственное развитие); интеллектуальными (углубление и расширение знаний) [5].

Развитие человека – очень сложный и противоречивый процесс. Столкнувшиеся в конфликте противоположные начала – противоречия, внутренне присущие процессу развития, – являются движущими силами этого процесса.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... функции, назначе­ние предметов, в том числе и включенных в бытовые процессы. Ребенок старается узнать, как можно действовать с предмета­ми, для чего они ... установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно-гигиенические ...

Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека. Например, противоречие между возрастающими требованиями человека к себе и тем потенциалом, которым он располагает.

Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Например, противоречие между требованием, предъявляемым учебным заведением, и желанием учащегося.

Длительные исследования позволили выявить общую закономерность: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и психологические свойства организма. Внешние условия – это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения, что в свою очередь приводит к очередному изменению.

Развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности; среды (социальной, биогенной, абиогенной); воспитания (многих видов направленного воздействия общества на формирование личности); собственной практической деятельности человека. В этом контексте фактор рассматривается как движущая сила процесса развития, а условие – как обстоятельство, от которого зависит это развитие.

Система всех условий жизнедеятельности образует среду обитания человека, в которой можно выделить подсистемы биологических, психологических и социальных условий. Необходимые условия – внутренняя объективная закономерность возникновения, существования и результативности развития учащихся. Они обусловливают развивающее обучение и воспитание. Достаточные условия связаны с причинами, противоречиями развития. Появление каждого новообразования подготовлено своей причиной, своими условиями. Отсутствие или недостаточность необходимых и достаточных условий приводит к прекращению или замедлению развития учащихся (в том числе в воспитании, обучении и социализации).

Среда и воспитание – это социальные факторы, тогда как наследственность – биологический фактор. Наследственность – свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами [3].

Дискуссионным остается вопрос о приоритетном значении тех или иных факторов (среды или наследственности), оказывающих влияние на развитие человека. Представители первого направления (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобс и др.) возводят в абсолют наследственные факторы и отрицают роль среды и воспитания в развитии личности. Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния социальных факторов (Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвиций и др.) Некоторые ученые (Д. Дидро) полагают, что развитие определяется равным сочетанием влияния биологических и социальных факторов.

К.Д. Ушинский утверждал, что чел……

Список литературы

1. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов педагогического ВУЗа">студентов педвузов / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; под ред. А.С. Роботовой. – М.: Академия, 2004. – 208 с.

6 стр., 2820 слов

1. Физиология человека и ее связь с педагогикой и психологией

... организма (воздух, вода, температура, пища и т.д.). Для существования организма человека необходим постоянный обмен веществами, энергией и информацией с внешней средой. Постоянное ... колебаний - уровень биологических констант. Процессы саморегуляции, направленные на поддержание гомеостаза у человека, осуществляются ВНС на основе двух механизмов - нервного и гуморального. Гуморальная регуляция ...

2. Гриценко, Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: учебное пособие для студентов вузов / Л.И. Гриценко. – М.: Академия, 2005. – 240 с.

3. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах: учебное пособие / Г.М. Коджаспирова. – М.: Айрис-пресс, 2006 – 256 с.

4. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов педвузов / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.

5. Педагогика : учебное пособие для студентов педвузов / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. –640 с.

6. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2004. – 432 с.

7. Педагогика: учебное пособие для студентов педвузов / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – 600 с.

8. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.

9. Профессиональная педагогика: учебник / Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. – М., 2010. – 456 с.

10. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993 – Т. 1. – 608 с; Т. 2. – М