Психология развития. Лекции

8.02.2016. Лекция 1

Психология развития изучает возрастную динамику развития психики человека, онтогенез психических процессов и психических качеств человека, психические факторы и движущие силы.

Возрастная психология разбивает жизнь человека на периоды.

  • Развитие – процесс направленных закономерных изменений, необратимо приводящий к возникновению изменений психики и поведения человека.

Факторы, влияющие на развитие:

  1. Наследственность
  2. Среда обитания
  3. Активность (деятельное состояние организма, то, насколько организм включается в среду, перерабатывает информацию)

Свойства развития:

  1. Необратимость
  2. Направленность (движение от количества к качеству)
  3. Закономерность
  • Созревание – процесс, который зависит от унаследованных качеств и особенностей индивида.
  • Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования то или иной психической функции.

Подходы к психологическому развитию:

  1. Школа психоанализа
  • Классический психоанализ

Зигмунд Фрейд рассматривал развитие с позиций адаптации к среде. Движущая мила развития – адаптация, фактор развития – окружающая среда и социум.

Его теория основывается на анализе личности. Возрастная периодизация Фрейда от 0 до 18 лет. Периодизацию он составил на исследовании невротических механизмов у взрослых.

Структурные элементы психики:

  • Ид (бессознательное, «я хочу», Оно)

Дается при рождении, содержит все желания и тенденции к тому, что ребенок демонстрирует. Тут работает принцип удовольствия.

  • Эго («я могу», Я)

Формируется между 1 – 3 годами жизни. Тут работает принцип реальности. Управляет поведением и сознательным мышлением. Отвечает за действие защитных механизмов.

  • Супер-Эго («надо», Сверх-Я)

Формируется между 3 – 6 годами. Контролирующая часть, выполняет функцию самонаблюдения и моральной оценки. Сначала представлена родительскими посылами.

Эго разрешает конфликт между Ид и Супер-Эго.

Стадии развития психики:

  1. Оральная стадия (0-1)

Развитие рассматривается с позиций того, где находится центр удовольствия и удовлетворения потребностей. Успешность прохождения этой стадии зависит от матери (недокорм, перекорм).

3 стр., 1093 слов

Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву

... развитиюмышления способствовало развитие в результате постоянного труда членораздельнойречи. Появление исовершенствование труда повлекло и другие изменения в человеческой психики дляуспешного труда человек должен ... высших совершенных.Существуют 2 истории развития психики 1 филогинез -историческое развитие охватыет весь процесс эвалюции вида, более глобальная 2 онтогинез -развитие от рождения и ...

При неуспешном прохождении возникает оральная фиксация (проявляется в грызении ногтей, жевании жвачки и проч.).

  1. Анальная стадия (1 – 3)

Центр удовольствия перемещается в область ануса. Основная потребность – управлять своим телом и быть опрятным. Если родители попустительски относятся, то у ребенка не сформируется ощущение контроля над собственным телом. В этом случае появляется анально-выталкивающая фиксация. Она проявляется в импульсивности, тревожности, склонности к саморазрушению. Если родители очень сильно следят за ребенком и прививают отвращение к испражнению, то появляется анально-удерживающая фиксация. Она проявляется в скупости, упрямстве, педантичности.

  1. Фаллическая стадия (3 – 6)

Центр удовольствия перемещается в область гениталий. Происходит идентификация пола. Ребенок обнаруживает, что есть родитель противоположного пола.

У ребенка появляется ревность:

Эдипов комплекс – сын ревнует мать к отцу и проявляет себя. Страх кастрации – страх, что отец узнает и накажет его.

Комплекс Электры – дочь ревнует отца к матери.

Нормальный выход, если сын перенимает модель поведения отца, а дочь перенимает модель поведения матери.

Фиксация проявляется в демонстративной форме поведения, попытках демонстрировать свое превосходство. Фиксация происходит, если не найден компромисс и решение проблемы.

  1. Латентная стадия (6-12)

Скрытая стадия. Нет никакого выраженного центра удовольствия. Интересы смещаются в сторону учебы и познания окружающего мира. Тут формируется зачатки человеческой культуры. На этой стадии нет фиксаций.

  1. Генитальная стадия (12-18)

Область интересов перемещается в сторону гениталий противоположного пола.

Цель этой стадии – формирование ориентации. Выход – способность построения отношений.

Анна Фрейд занималась детским возрастом.

Факторы, мешающие психотерапевту исследовать ребенка:

  1. Ребенок не приходит к психоаналитику с запросом;
  2. У ребенка нет интереса к исследованию своего прошлого;
  3. Низкий уровень вербализации.

Метод свободных ассоциаций, анализ сновидений, для детей – исследование продуктов деятельности и поведения. Игра и рисование могут быть рассмотрены как свободные ассоциации.

Мелони Кляйн предложила использовать свободную игру с определенным набором предметов. У каждого ребенка свой личный набор.

Чтобы работать с ребенком, необходимо наладить прочный контакт.

  • Эго-психология Эрика Эриксона

Периодизация от рождения до смерти.

Психоаналитическая теория личности, т.к. в центре внимания ее стоит рост компетентности человека во взаимодействии с социальным окружением.

Задача: исследовать, как нормальная личность развивается в онтогенезе.

Центральное понятие – идентичность:

  • Личностная идентичность – набор черт и индивидуальных характеристик, который делает человека самим собой, отличным от других людей.
  • Эго-идентичность – субъективное чувство целостности личности, устойчивости собственного Я.
  • Групповая идентичность – чувство принадлежности к группе.

Стадии развития:

9 стр., 4145 слов

Разрешения конфликтов: дети — взрослые

... подростков.   Разрешения конфликтов: дети — взрослые Во взаимоотношениях взрослых друг с другом общество устанавливает, как мож­но выражать ненависть и враждебность чувства, т. е. какие формы ...                 Эмоциональные конфликты Неудовлетворение потребности в положительных эмоциях (отсутствие ласки, заботы, вни­мания и понимания со стороны одного ...

  1. Младенчество (0-1)

Возникает конфликт между базальным доверием и базальным недоверием к миру. Ожидание подвоха или наоборот.

Социальное окружение – мать. Положительный результат выхода – энергия и жизненная радость.

Разрешение конфликта зависит от матери (приходит ли на крик, кормит ли вовремя, последовательна ли).

  1. Раннее детство (1 — 3)

Окружение – родители. Конфликт между самостоятельностью и стыдом. В этот период у ребенка появляется возможность ходить, говорить, т.е. он становится самостоятельным, если родитель дают ему возможность проявлять самостоятельность.

Положительный результат выхода – чувство независимости. Ребенок чувствует себя спокойно и компетентно.

  1. Детство (3-6)

Конфликт между инициативой и чувством вины. Окружение расширяется.

Если ребенок встречается с запретами или ему чрезмерно навязывают чувство вины и критику, т.е. мало поддерживают и хвалят. Это может порождать чувство вины.

Тут происходит поло-ролевая идентификация. Положительный результат выхода – целеустремленность.

  1. Школьный возраст

Конфликт между некомпетентностью и компетентностью. Это связано со школой: насколько ребенок успевает в школе.

  1. Отрочество (12-20)

Конфликт между идентичностью и непризнанием (ролевое смещение).

Социальное окружение – сверстники.

Может возникнуть диффузность идентичности, желание оставаться в более детском возрасте. Враждебное неприятие взрослого мира, нежелание профессионально определяться. Обретение идентичности позволяет определиться с карьерой, кругом общения и т.д.

  1. Молодость (20 – 25)

Конфликт между близостью и изоляцией. Социальное окружение перемещается в сторону друзей и любимых. В этом возрасте происходит формирование взрослой жизни. Здоровый выход – любовь, сотрудничество.

  1. Средний возраст (25 – 60)

Конфликт между продуктивностью и застоем. Окружение – профессиональное и родной дом. Положительный выход – творчество и забота по отношению к близким.

  1. Старость

Конфликт между целостностью и отчаянием.

Должна произойти эго-интеграция, т.е. интеграция всего прошлого опыта, который человек приобрел.

Положительный выход – мудрость.

  • Мудрость – осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти.