Механизм нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Методы и средства нравственного воспитания

Билет №29

Ранний возраст. Развитие произвольного поведения в раннем возрасте. Выполнение речевых инструкций взрослого как первая форма произвольного поведения.

Овладение речью и повышение ее роли в регуляции поведения составляет существо развития произвольности в раннем возрасте. Речь возникает и развивается в онтогенезе как средство общения со взрослым. Первые слова ребенка, адресованные взрослому, выражают элементарные просьбы и требования. Параллельно с развитием коммуникативной, активной речи происходит процесс становления ее регулятивной функции. Л.С.Выгодский представлял этот процесс так: на первых этапах ребенок воспринимает адресованные ему указания взрослого и подчиняет им свое поведение. Затем, обращаясь к взрослым за помощью, он управляет их поведением. На третьем этапе ребенок организует собственное поведение по социальному типу, применяя к самому себе те речевые высказывания, котор раньше применял к другому.

Основываясь на этих представлениях, А.Р.Лурия выдвинул положение о том, что анализ развития произвольного действия у ребенка следует начинать с исследования способности ребенка выполнять речевую инструкцию взрослого. Действие по инструкции является опосредованным речевым знаком как средством овладения своим поведением, что открывает возможность дальнейшего развития саморегуляции.

В 50-е годы были проведены исследования, которые показали, что в 1-1,5 г. ребенок не может выполнить простую речевую инструкцию, несмотря на то, что он понимает ее отдельные слова. У детей 1,5-2 лет речь не может остановить начавшееся действие или переключить ребенка с одного действия на другое. А.Р.Лурия выдвигает предположение о том, что в раннем возрасте речь является более слабым побудителем и регулятором поведения, чем непосредственно воспринимаемые раздражители и двигательные стереотипы.

В результате экспериментов выяснилось, что хорошо говорящие дети значительно успешнее выполняют речевые инструкции, они более коммуникабельны и более чувствительны к воздействиям взрослого. Эти дети лучше удерживали задачу, поставленную взрослым, были менее подвержены влиянию ситуативных факторов, их действия были более произвольными. Дети с неразвитой активной речью еще не прошли через этап осознания слова, и оно остается для них лишь условно-рефлекторным сигналом, поэтому они могут выполнить только простые одношаговые инструкции. Все это говори о том, что отставание в развитии коммуникативной речи сопровождается недоразвитием ее регулятивной функции.

6 стр., 2819 слов

Институт педагогического образования и образования взрослых РАО: становление и развитие

  И. И. Соколова (Санкт-Петербург) 5 марта 2008 года на базе Государственного научного учреждения «Институт профессионально-технического образования» Российской академии образования, основанного в 1963 году, Постановлением Президиума Российской академии образования было создано Учреждение РАО «Институт педагогического образования», переименованное в декабре 2011 года в Федеральное ...

Механизм нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Методы и средства нравственного воспитания

Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающ

Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражан взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он м. в конце концов овладеть элементар нормами жизни в челов об-ве.

Задача взрослого — определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы егоадаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

Прочность, устойчивость нравствен. качества зависят от того, как оноформировалось, какой механизм был положен в основу педагог. Воздейс-я.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно,чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношениек качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

3 стр., 1047 слов

нравственные традиции воспитания детей раннего возраста.

... Педагогика, 1984. – 330 с. 10. Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 1984. – 240 с. 11. Запретный плод. Этика ... человек, и правила поведения, определяемые этими качествами [16]. Пространство нравственных отноше-ний обширно, оно пронизывает все ... 2009. – 464 с. 27. Серый, А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов / А.В. Серый. – Кемерово: ...

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – впоступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи,позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания:

(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности. Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.При этом действие механизма носит гибкий характер: послед-сть компонентов м. меняться в зависим. от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения

Вторая группа задач нравств воспит-я отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

Если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая — подвижна. На ее содержание оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни.

7 стр., 3248 слов

Вопрос. Специфика процесса нравственного воспитания. Критерии нравственного воспитания.

Вечность и актуальность проблем нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорны. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цели, содержание, методы нравственного воспитания. По-разному интерпретировался и сам термин «нравственное воспитание», иногда подменяемый понятиями «моральное воспитание», «духовное воспитание». В последние ...