Министерство образования Омской области
бюджетное образовательное учреждение Омской области
среднего профессионального образования
«Омский педагогический колледж № 4»
Курсовая работа
Влияние имитационно-подражательных упражнений на развитие основных видов движений у детей младшего дошкольного возраста
Гайфутдинова Алена Викторовна
Специальность 050144-
Дошкольное образование
Курс IV, группа 42 ДО
Форма обучения: очная
Научный руководитель:
Сизова Марина Александровна
Омск — 2010
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы влияния имитационно-подражательных упражнений на развитие основных видов движений у детей младшего дошкольного возраста
- 1.1 Характеристика основных видов движений
- 1.2 Особенности развития основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста
- 1.3 Влияние имитационно-подражательных упражнений на процесс развития основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста
- Выводы по теоретической части исследования
- Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме использования имитационно-подражательных упражнений в процессе формирования основных движений у детей младшего дошкольного возраста
- 2.1 Выявление наличного уровня сформированности основных движений у детей среднего дошкольного возраста
- Заключение
- Список литературы
Введение Формирование двигательных умений и навыков — одна из важных сторон физического воспитания дошкольника. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные виды движений.
Основными движениями человека принято считать, движения которыми он пользуется в повседневной жизни — ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, упражнение в равновесии. Достаточный уровень сформированности основных видов движений обеспечивает возможность полноценно осваивать игровые и трудовые действия, облегчает формирование навыков самообслуживания. А.В. Кенеман и Д.В. Хухлаева дали следующее определение основным видам движения: «Основные движения — это жизненно необходимое для человека движения, которыми он пользуется в своей многообразной деятельности; ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье; постоянным, необходимым компонентом этих движений является чувство равновесия». Физические упражнения — специфическое средство физического воспитания, используемое для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому физические упражнения широко применяются в разные периоды, жизни человека. Этим вопросом занималась такие ученые как П.Ф. Лесгафт, Д.В. Хухлаева, Э.Я. Степаненкова. В работе с детьми младшего дошкольного возраста широко используется такой методический прием, как имитация. Имитация — подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни занимает большое место при обучении детей физическим упражнениям.
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду
... / Сост. И.В.Дубровина. – М.: Академия, 1998. – 313 с. 21. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца и др. – М.: Международный Образовательный ... Н.М. Основные критерии оценки деятельности методиста дошкольного и начального образовательного учреждения. Методические рекомендации. - М.: ИРПО, 2001. 16. В помощь методическому работнику дошкольного и ...
Известно, что дошкольнику свойственна подражательность, стремление копировать то, что он наблюдает, о чем ему рассказывают, читают. Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, что способствует закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости. Противоречие исследования состоит в необходимости использования имитационно-подражательных упражнений в развитии основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста и недостаточном применении их на практике. Проблема исследования: каково влияние имитационно-подражательных упражнений на развитие основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс развития основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста. Предмет исследования: Влияние имитационно-подражательных упражнений как средство развития на процесс основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста. Цель исследования: изучить роль имитационно — подражательных упражнений и выявить условия влияния имитационно — подражательных упражнений на развитие основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что использование имитационно-подражательных упражнений будет влиять на развитие основных видов движений у детей младшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть особенности развития основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста. 3. Выявить наличный уровень развития основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста. 4. Подобрать и апробировать серию имитационно — подражательных упражнений для развития основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста. 5. Развитие основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста посредством имитационно — подражательных упражнений. 6. Определить эффективность использования имитационно — подражательных упражнений в процессе развития основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы влияния имитационно-подражательных упражнений на развитие основных видов движений у детей младшего дошкольного возраста
Эффективность начального обучения плаванию детей младшего школьного ...
... на олимпийских играх, необходимо обучать детей основам плавания в дошкольном и младшем школьном возрасте. Объект исследования - учебно-тренировочный ... за рубежом плавание - один из самых популярных видов спорта. Следовательно, для того, чтобы пловцы могли ... К психологическим особенностям детей младшего школьного возраста можно отнести легкую возбудимость, которая проявляется как в движении, так ин речи ...
1.1 Характеристика основных видов движений К основным движениям относятся ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание. Они называются основными потому, что человек ими пользовался с давних времен как средством передвижения, добычи пищи и защиты от нападения. Эти движения в настоящее время имеют важное значение для человека: одни из них (ходьба, бег) являются способами передвижения; другие используются в естественных условиях (прыжки через канавку); третьи применяются для решения задач физического воспитания. Основные движения укрепляют все группы мышц, связки, суставы, сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную системы, внутренние органы, способствую развитию физических качеств. Основные движения, проводимые под музыку и выполняемые совместно группой детей, вызывают положительные эмоции, способствуют развитию ритма, воспитанию согласованных действий в коллективе. А.В. Кенеман и Д.В. Хухлаева дали следующее определение основным видам движения: «Основные движения — это жизненно необходимое для человека движения, которыми он пользуется в своей многообразной деятельности; ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье; постоянным, необходимым компонентом этих движений является чувство равновесия» [7; С.106].
Основные движения имеют динамичный характер. Они вовлекают в работу большое количество мышц и повышают жизнедеятельность всего организма, активизируя все физические процессы. Таким образом, они оказывают целостное влияние на организм, способствуя физическому развитию и оздоровлению ребенка. Основные движения находятся в зависимости от нервной системы, в свою очередь благотворно влияют на совершенствование её функций, содействуют развитию подвижности нервных процессов и выработке тормозных реакций. Развитие основных движений в условиях целенаправленного руководства связано с воспитанием психических процессов: познавательных — внимания, восприятия, представлений, воображения, мышления; волевых — собранности внимания, целенаправленных осознанности ребенком действий, умение согласовывать свои действия в коллективе, дружно выполнять общие для всех задачи; эмоциональных — повышения общего жизненного тонуса, воспитания чувств, интереса и определенного отношения к своей деятельности. Основные движения содействуют воспитанию у ребенка различных ориентировок: в пространстве — ориентировка направлений движения, удаленности и местоположения предмета, пространственных отношений между предметами, развитие глазомерных оценок; во времени — длительность выполнения упражнений и последовательных отдельных фаз, выполнение движений в заданном или индивидуальном темпе; ориентировки при движении в коллективе — нахождение своего места при построении и построении всей группы, среди детей при движении врассыпную. Всё это способствует выполнению умений учитывать окружающие условия и в соответствии с этим целенаправленно действовать. Основные движения делятся на циклические (быстрее усваиваются и автоматизируются, это объясняется регулярным повторением циклов) и ациклические (не имеют повторных циклов, например, метание, прыжки).
Патологические привычки детей.Основные причины возникновения ...
... влияние на развитие ребенка. Они отвлекают ребенка от процесса познания и угрожает задержкой психического развития. Основные патологические привычки, свойственные детям дошкольного возраста: сосание ... этим нормам. Внешний мир - мир социальных отношений - требует от ребенка нравственного развития, которое определяется следующими образующими: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным ...
Каждое такое движение заключает в себя определенную последовательность двигательных фаз, имеет определенный ритм выполнения. [10; C98]
имитационный подражательный упражнение движение
Ходьба — относится к циклическим движениям. Цикл движений при ходьбе состоит из чередующихся шагов левой и правой ногой.
Последовательность движений: вынос вперед левой ноги (в это время правая остается на полу), постановка левой на пол; опора обеими ногами; вынос вперед правой ноги, левая опирается на пол; постановка на пол правой, опора обеими ногами. Затем начинается новый цикл в той же последовательности.
Навыки правильной ходьбы надо начинать формировать с самого раннего возраста. Если этого не сделать, то ошибки могут закрепиться и изменить их у дошкольников, а затем более у взрослых будет чрезвычайно трудно [1; С.79].
Обычная ходьба выполняется в среднем темпе, поэтому не дает большой физической нагрузки.
Ходьба на носках укрепляет мышцы и связки стопы, предупреждает развитие плоскостопия.
Ходьба на пятках укрепляет мышцы спины и стопы.
Ходьба на наружных сторонах стоп укрепляет мышцы стопы.
Ходьба с высоким подниманием колена (бедра) укрепляет мышцы спины, живота, ног и стопы, связки, суставы.
Ходьба в полуприсяде укрепляет мышцы таза, ног, стопы [1; С.82].
Бег — циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных движений.
Все двигательные действия в беге обусловлены, прежде всего, активным взаимодействием стопы с опорой. Поэтому, раскрывая качественные показатели бега, необходимо учитывать особенности строения и функций стопы.
Качество бега совершенствуется при выполнении разнообразных видов бега: бег на носках, бег с высоким подниманием бедра, бег с различными заданиями, выполняемые по сигналу, бег между предметами и др. Различные виды бега воспитывают ловкость, быстроту реакции на изменение обстановки [2; С.164].
Прыжки — ациклическое скоростно-силовое движение.
Техника прыжка состоит из следующих элементов: и. п., замах или разбег, толчок, полет и приземление. Каждый предшествующий элемент подготавливает и обуславливает последующий.И. п. помогает правильно выполнить размах и разбег. Замах и разбег создает наиболее благоприятные условия для толчка.
Толчок создает необходимую для полета начальную скорость и правильное направление. При прыжках с места толчок производится двумя ногами одновременно, а при прыжках с разбега — одной, более сильной ногой.
Основная задача при приземлении погасить скорость полета без резких сотрясений и толчков и сохранить равновесие.
Обучение прыжкам осуществляется в определенной последовательности. Начинают обучение с самых простых видов прыжков — подпрыгивания, спрыгивания с высоты, затем переходят к более сложным — прыжкам в длину и высоту с места, а завершают прыжками в длину и высоту с разбега [2; С.100].
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...
Физиологическое воздействие прыжков на организм ребенка весьма значительно, поэтому при проведении упражнений с детьми необходимо соблюдать дозировку, применять подводящие к прыжкам упражнения и внимательно следить за состоянием всех детей [1; С.175].
Метание — ациклическое скоростно-силовое упражнение. В детском саду начинают обучение с подготовительных упражнений. Ребенка учат бросать в руки предмет и удерживать его двумя руками (и одной рукой).
Так постепенно у него укрепляются мышцы, формируется умение бросать предметы рукой.
Метание проводится на дальность и в цель. Обычно первое предшествует второму. В метании на дальность основное усилие направляется на овладение предметами. Ребенок упражняется в силе броска в соответствии с расстоянием.
При метании в цель ребенок сосредотачивает свое внимание на попадании в указанный предмет. Выполнение этого движения требует концентрации внимания, сосредоточенности, целенаправленности, волевого усилия.
Ребенка обучают разнообразным способам метания на дальность и в цель: из-за головы, из-за спины через плечо, прямой рукой сверху, прямой рукой сбоку [2; С.152].
Большую группу разнообразных движений составляют лазанье, ползанье, подлезание, пролезание. Движения эти чрезвычайно полезны для детей, так как они способствуют укреплению крупных групп мышц — туловища, плечевого пояса, рук, ног, развитию гибкости позвоночника. С их помощью воспитываются ловкость, смелость, привычка к высоте.
Лазанье и ползание выполняется по циклическому типу, то есть при передвижении повторяются одинаковые движения рук и ног. Чередование напряжения и расслабления мышц позволяет совершать движение, длительное время не уставая, и тем самым дает возможность укреплять организм, воспитывать выносливость.
Лазанье и ползанье предназначены для преодоления препятствий в опоре на руки и ноги, поэтому упражнения данного вида наравне с крупной мускулатурой развитие и совершенствование мелкой мускулатуры рук и ног.
Лазанье связано с использованием предметов: в условиях физкультурного зала — это гимнастические стенки, разные лестницы, канат; в естественных условиях — деревья, склоны оврага, пригорок.
Лазанье выполняется по лежащей на полу или прислоненной лестнице, по лестнице — стремянке, по гимнастической стенке. Используется и нестандартное оборудование, особенно на участке дошкольного учреждения — заборчики, горки.
Обучение лазанью лучше всего начинать индивидуально, в удобное время, вне занятий (во время прогулки).
Самый простой способ лазанья — приставной шаг, с него начинается работа в младшей группе. По мере того, как дети осваивают переменный шаг в принципе, их начинают учить ритмическим согласованным действиям — одноименному и разноименному способам лазанья, характерным для старших дошкольников.
Лазанье выполняется в смешанном виде с опорой на ноги и хватом рук. Для упражнений используются лестницы, расположенные горизонтально, наклонно или вертикально.
Расположение пособий требует и соответствующего положения туловища. По горизонтальным и наклонным лестницам лазают, опираясь на перекладины и на боковые брусья (если лестница шириной 40 см), по вертикальным лестницам опора осуществляется только на перекладине. [3; C 45]
Комплекс упражнений № 1 Горизонтальная восьмёрка
... к квалифицированному использованию сппециальных к/з комплексов является точное выполнение движений и приёмов. Применение упражнений возможно как на предметных уроках, так и на специальных ... изменения, происходящие с ним. Для этого оптимально проводить занятия с небольшой подгруппой детей или индивидуально. Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) ...
Итак, основные движения имеют важное значение для развития детей дошкольного возраста, влияют не только на физическое развитие, но и на психическое здоровье. Благодаря основным движениям у детей совершенствуется координация движений, укрепляются мышцы рук, ног, туловища, суставы, сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная системы, они способствуют развитию психофизических качеств.
1.2 Особенности развития основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи, одной из которых является — формирование двигательных умений и навыков. Благодаря пластичности нервной системы двигательные умения и навыки формируются у детей сравнительно легко. Большинство движений (ползанье, ходьба, бег) используются детьми в обычной жизни для передвижения, что облегчает связь с окружающей средой и способствует ее познанию. Ребенок, научившись ползать, сам приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Правильное выполнение физических упражнений положительно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата. Например, ребенок, научившись правильно метать на дальность способом «из-за спины через плечо», выполняет замах и бросок с большей амплитудой движения туловища, ног, рук, что способствует лучшему развитию соответствующих мышц, связок и суставов. Сформированные двигательные умения и навыки выполнения основных движений позволяют экономить физические силы. Если ребенок делает упражнение легко, без напряжения, то он тратит меньше нервно-мышечной энергии на его выполнение. Благодаря этому создается возможность повторять упражнение большее количество раз и более эффективно влиять на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, а также развивать физические качества. Использование прочно сформированных умений и навыков позволяет осмысливать задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процессе двигательной, особенно игровой, деятельности. Так, ребенок, научившись правильно прыгать в длину с разбега, уже думает не о том, как надо прыгать через ров в игре «Волк во рву», а о том, как лучше спастись от волка. В процессе формирования основных движений у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными двигательными актами и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции).
Двигательные умения и навыки в основных движениях, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. Объем двигательных умений и навыков, которые необходимо сформировать у детей дошкольного возраста, дан в «Программе воспитания в детском саду», но он может быть расширен при наличии соответствующих условий в дошкольных учреждениях, подготовленности детей, квалификации воспитателей. Во второй младшей группе воспитатель продолжает работу по улучшению у детей координации движений при ходьбе, сохранению хорошей осанки. Задания усложняются, вводятся новые виды ходьбы. Педагог учит детей правильно выполнять их. Так, в ходьбе на носках добивается, чтобы малыши хорошо выпрямлялись, меньше сгибали ноги в коленях. Предлагает ходьбу с высоким подниманием колен «как лошадки» На примере одного из детей напоминает, что ноги надо согнуть и поднимать повыше, опускать ногу на землю мягко, не топая. Дети 4-5 лет могут ходить парами, по кругу, не держась за руки, выполняют приставной шаг с продвижением в сторону, Учатся делать приставные шаги вперед и назад, меняют направление и темп передвижения. Они могут остановиться точно по сигналу, присесть, повернуться. В ходьбе «змейкой» проявляют ловкость, обходя поставленные в ряд предметы. Требования к упражнениям в беге увеличиваются. Бег по кругу выполняется в общем для всех детей ритме с соблюдением интервалов между каждым ребенком. Дети не должны сужать круг, забегать в середину. Воспитатель учит ребят во время бега слушать подаваемый им сигнал, например быстро остановиться, не потеряв равновесия повернуться. В беге друг за другом важна роль ведущего, от его темпа зависят успешные движения других детей. Поэтому в этой группе воспитатель должен быть внимателен при выборе ведущего, поручать эту роль тому, кто с ней справится, или сам педагог на некоторое время становится ведущим. Для детей 4-5 лет прыжки — это уже более доступное и привычное движение, которое они часто используют в играх. Однако для детей этого возраста еще недопустимы многие элементы правильной техники, особенно активные движения рук, согласованные с движениями ног. Воспитатель следит, чтобы дети отталкивались и приземлялись одновременно на обе ноги, показывает, как надо правильно взмахнуть руками, одобряет тех, кто пытается это выполнить. Задания по уже освоенным прыжкам усложняются. Например, дети прыгают вперед на двух ногах определенное расстояние, прыгают в точно обозначенное место. Вводится прыжок вверх с места через не высокое препятствие, что требует уже более энергичного толчка вверх. Осваивают дети прямой галоп. Катание мяча дети четвертого года жизни выполняют более уверенно, точнее соблюдают направление. Поэтому они чаще катают мяч друг другу и выполняют это в положении сидя или стоя. Воспитатель должен составит пары детей так, чтобы упражнение было наиболее эффективным. Удачным оказывается сочетание уверенно катающего ребенка с тем, кто еще плохо выполняет задание, не может точно послать мяч в нужном направлении. Если у обоих детей плохие навыки в прокатывании мяча, то они быстро теряют интерес к упражнению. Воспитатель должен своевременно усложнить задание, например усложнить расстояние между играющими, поставить между ними дугу или воротики из кубиков. В упражнения в ползании вводятся препятствия, которые надо научиться преодолевать. На дистанции ползания кладется бревно, через которое надо переползти одним из способов — прямо или боком. Вместо бревна можно поставить 2-3 дуги, под которые малыши подползают наклоняясь, стараясь пригнуть спину. Воспитатель предварительно обучает кого — либо из детей, и тот показывает движение остальным. Если педагог сам показывает упражнение, то дуга должна быть высотой 70-80 см. Обязательно надо обозначить место начала и окончания движения — 2-3 м до препятствия и столько же за ним. Это позволяет сочетать переползания с ползанием, сделать упражнение более продолжительным, увеличить нагрузку. Упражнение в ползание, как правило, заканчиваются активным выпрямлением, подтягиванием, хлопком в ладоши над головой [1; C.27]. Таким образом, надо чаще побуждать детей к выполнению основных видов движений, создавать для этого условия, иметь соответствующие пособия. Во второй младшей группе нередко оказываются дети, воспитывающиеся до 3 лет дома. Поэтому важна индивидуальная работа с теми, кто затрудняется выполнить основные виды движений, более частое привлечение их к этим движениям, объединение с детьми, охотно и уверенно делающими эти упражнения.
1.3 Влияние имитационно-подражательных упражнений на процесс развития основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста Физические упражнения — специфическое средство физического воспитания, используемое для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому физические упражнения широко применяются в разные периоды, жизни человека. Классификация — это распределение физических упражнений по группам, подгруппам в соответствии с установленными признаками. Она помогает ориентироваться во множестве существующих физических упражнений и отбирать из них нужные для решения намеченных задач. В основу одной из наиболее общих классификаций положены исторически сложившиеся системы средств физического воспитания и методов их применения: гимнастика, игры, спорт и туризм. Каждая из этих групп имеет специфическое значение и делится еще на более мелкие классификационные подгруппы. Гимнастика в советской системе физического воспитания подразделяется на основную (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения), спортивную (акробатика, художественная гимнастика, гимнастика на снарядах и вольные упражнения) и вспомогательную (спортивно-вспомогательная гимнастика для отдельных видов спорта, производственная, лечебная и др.).
Особенности гимнастики: избирательное воздействие на различные части тела, отдельные мышечные группы, суставы, связки и различные стороны их деятельности и состояния (расслабление, растяжение мышц и др.); возможность точной дозировки физической нагрузки; разнообразные упражнения; использование предметов, физкультурных снарядов, инвентаря; применение музыкального сопровождения. Эти особенности гимнастики позволяют использовать ее для решения разнообразных задач на занятиях с людьми всех возрастов, с разным состоянием здоровья, с различной физической подготовленностью. Подвижные игры — это сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат. В подвижной игре закрепляются двигательные навыки. По ходу игры возникает необходимость двигаться и действовать во внезапно изменяющихся ситуациях и решать двигательные задачи в кратчайшие сроки, проявляя такие физические качества, как быстроту, ловкость. Возникающие положительные эмоции позволяют ребенку с большим интересом и более длительное время выполнять физические упражнения, что усиливает их влияние на организм, способствует развитию выносливости. Выполнение правил игры возникает у детей взаимообусловленность поведения, что содействует воспитанию нравственных качеств (взаимопомощь, сознательная дисциплина и др.).
В игре предоставляется возможность проявить самостоятельность в выборе способа выполнения действия, находчивость, смекалку, выдержку и т.д. Указанные особенности игры позволяют широко использовать ее в разных возрастных группах. Спорт предъявляет высокие требования к физическим и духовным качествам человека. Поэтому занятия спортом допустимы с достижением определенного этапа возрастного развития и при соответствующей физической подготовленности. В детском саду дети овладевают лишь основами техники спортивных упражнений, что составит базу для занятий спортом в последующем. Туризм позволяет закреплять двигательные навыки и развивать физические качества в природных условиях. Выполнение физических упражнений на свежем воздухе повышает их оздоровительный эффект. В дошкольных учреждениях проводятся прогулки за пределы участка и за город (элементарный туризм).
При этом применяются разные способы передвижения (пешком, на лыжах, на велосипедах) [1; С28]. Эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Различают три группы методов: наглядные, словесные и практические. Наглядные методы — к этой группе методов относятся показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы, кинофильмы, кинокольцовки), имитации (подражания), зрительные ориентиры, звуковые сигналы, помощь. Имитация — подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни занимает большое место при обучении детей физическим упражнениям. Известно, что дошкольнику свойственна подражательность, стремление копировать то, что он наблюдает, о чем ему рассказывают, читают. Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, что способствует закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости. Образы, соответствующие характеру разучиваемого движения, помогают создавать о нем правильное зрительное представление. Например, для выполнения прыжков на двух ногах, продвигаясь вперед, педагог использует образ воробышка. Образы, которые не полностью соответствуют характеру разучиваемого движения (прыгать как зайчики), применяются для того, чтобы дети с большим интересом выполняли физические упражнения. Такие образы используются после того, как движение в основном освоено, т.е. при закреплении двигательных навыков. Имитация широко используется при освоении общеразвивающих упражнений и таких движений, как ходьба, бег и др. Дети могут подражать движениям, повадкам животных (медведь, лиса, зайчик и др.), птицам (гусь, петух, курица-наседка, воробышек, цапля), насекомым (бабочка, жук, муха, комар, пчела, гусеница), растениям (цветок, трава и др.), различным видам транспорта (поезд, трамвай, автомобиль, самолет), трудовым операциям (колка дров, полоскание белья, резание ножницами и др.).
Имитация используется во всех возрастных группах. Но чаще она применяется в работе с младшими детьми. Это связано с наглядно-образным характером мышления детей этого возраста и использованием несложных упражнений, для которых легко подобрать образы. Учёт закономерностей формирования двигательных умений и навыков определяет практические задачи обучения детей на каждом этапе в отдельности. На первом этапе первоначального обучения ставятся следующие задачи: первое — ознакомление детей с новым движением; второе — создать целостное представление о всём двигательном акте и третье — начать его разучивать, выполнение в общих чертах. Для осуществления поставленных задач следует обеспечить ребёнку всестороннее восприятие заданий, оказать воздействие на все основные анализаторы — зрительный, слуховой, двигательный, активизировать его сознание, создать представление о двигательном акте в целом. На втором этапе углубленного разучивания движений задачи заключаются в том, чтобы уточнить правильность выполнения деталей техники разучиваемого действия, постепенно исправить имеющиеся ошибки и добиться правильного выполнения двигательного действия в целом. И учитывая механизм образования условных рефлексов, педагогу необходимо восстановить в сознании и мышлении последовательность элементов данного действия, конкретность ощущений. На третьем этапе задачей является закрепление и совершенствование приобретенной техники двигательного действия, стимулирование детей к самостоятельному выполнению движения в целом и создание возможностей применения его в играх и в жизни. В работах И.П. Павлова указывается, что путем повторных упражнений двигательный навык закрепляется. Это закрепление заключается в том, что зрительный контроль сменяется двигательным и вся система движений автоматизируется. [7; С 23]. П.Ф. Лесгафт писал: «… если ребенок усвоил какой-либо механический метод, не понимая совершенно, какой смысл имеют его отдельные приёмы, то и действовать он будет механически — он не сумеет применить данный метод к частному случаю» [5; С.48]. Таким образом, при выполнении основных видов движений важно помнить, что у детей 4-го года жизни слабо развита координация движений. Все упражнения, предлагаемые детям, лучше всего облекать в игровую форму, связывать движения с конкретным образом, отбирать подражательные действия (полет птицы, прыжки зайчиков).
Выводы по теоретической части исследования Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования мы пришли к выводу, что основные движения имеют важное значение для развития детей дошкольного возраста, влияют не только на физическое развитие, но и на психическое здоровье. Благодаря основным движениям у детей совершенствуется координация движений, укрепляются мышцы рук, ног, туловища, суставы, сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная системы, они способствуют развитию психофизических качеств. Для полноценного формирования двигательных умений и навыков надо чаще побуждать детей к выполнению основных видов движений, создавать для этого условия, иметь соответствующие пособия. Во второй младшей группе нередко оказываются дети, воспитывающиеся до 3 лет дома. Поэтому важна индивидуальная работа с теми, кто затрудняется выполнить основные виды движений, более частое привлечение их к этим движениям, объединение с детьми, охотно и уверенно делающими эти упражнения. При проведении основных видов движений важно помнить, что у детей 4-го года жизни слабо развита координация движений. Все упражнения, предлагаемые детям, лучше всего облекать в игровую форму, связывать движения с конкретным образом, отбирать подражательные действия (полет птицы, прыжки зайчиков).
Одним из эффективных приемов формирования двигательных навыков в основных видах движений является имитация. Именно имитационно-подражательные упражнения делают выполнение основных движений интересным и привлекательным занятием для детей младшего дошкольного возраста. Простые и знакомые образы побуждают ребенка не только к активным действиям, но и к качественному выполнению упражнений.
Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме использования имитационно-подражательных упражнений в процессе формирования основных движений у детей младшего дошкольного возраста
2.1 Выявление наличного уровня сформированности основных движений у детей среднего дошкольного возраста Эмпирическое исследование проводилось на базе — МОУ ДОУ «Детский сад №378», ЦАО г. Омска. Этапы исследования: 1. констатирующий эксперимент Цель констатирующего этапа исследования: выявление наличного уровня сформированности основных движений у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. определение экспериментальной и контрольной групп; 2. уточнение диагностической методики и методики наблюдений за детьми, фиксация данных; 3. разработка методики анализа результатов исследования. Методы исследования: 1. эмпирические — наблюдение, тестирование, количественный и качественный анализ результатов; 2. теоретические — теоретический анализ и синтез, обобщение. Эмпирическое исследование планируется провести на базе — МОУ ДОУ «Детский сад № 378», ЦАО г. Омска. Этапы исследования: 1. констатирующий эксперимент (сроки проведения январь 2010) Цель констатирующего этапа исследования: выявить наличный уровень развития основный видов движений у детей среднего дошкольного возраста. Задачи: 1. определение экспериментальной и контрольной групп; 2. уточнение диагностической методики и методики наблюдений за детьми, фиксация данных; 3. анализ результатов исследования. Для проведения констатирующего этапа исследования были использованы следующие методики Д.В. Хухлаевой: Все методики направлены на обследование уровня сформированности циклических движений (лазание, ползание) Методика № 1: «Лазание по гимнастической стенке». Цель: Выявление уровня сформированности лазания по гимнастической стенке у детей младшего дошкольного возраста. Детям дается задание залезть на гимнастическую стенку. Учитывается: 1) согласованность движения рук и ног; 2) уверенность; 3) самостоятельность. Исходя, из критериев каждому ребенку начисляются баллы, по которым можно судить об уровне развития лазания. Методика №2: «Ползание на четвереньках» Цель: выявление уровня сформированности ползания на четвереньках. Дети ползут на четвереньках переменным шагом. Учитывается: 1) самостоятельность, 2) уверенность, 3) согласованность рук и ног. Исходя, из критериев каждому ребенку начисляются баллы, по которым можно судить об уровне развития лазания. Методика №3: «Ползание по скамейке» Цель: выявление уровня сформированности ползания по скамейке. Дети ползут по скамейке, хватаются руками за края и подтягивают туловище вперед. Учитывается: 1) самостоятельность, 2) уверенность, 3) согласованность рук и ног. Исходя, из критериев каждому ребенку начисляются баллы, по которым можно судить об уровне развития лазания. Нами были использованы критерии и показатели сформированности циклических движений (лазание, ползание).
Критерии |
Качественные показатели |
Баллы |
Уровни |
|
1. Согласованность движений рук и ног |
Согласованность движений рук и ног Слегка заметное отставание движение рук от движения ног, и наоборот Полное несоответствие согласования движения рук и ног |
3 2 1 |
высокий средний низкий |
|
2. Самостоятель — ность |
Выполняет самостоятельно Выполняют движения с небольшой помощью воспитателя Выполняют с помощью воспитателя или не выполняют |
3 2 1 |
высокий средний низкий |
|
3. Уверенность |
В движении проявляет четкость, переменный шаг В движении наблюдается скованность, не всегда переменный шаг Ошибки в движении, нет переменного шага |
3 2 1 |
высокий средний низкий |
|
4. Время |
От 12 до 15 От 15 до 25 От 25 до 40 |
3 2 1 |
высокий средний низкий |
|
В результате мы получили следующие данные:
Лазание по гимнастической стенке
Ползание на четвереньках
Ползание по скамейке
После констатирующего этапа был формирующий эксперимент.
Цель: развить основные виды движений у детей среднего дошкольного возраста посредством имитационно-подражательных упражнений.
Для использования имитации нами были определены формы работы: физкультурные занятия, подвижные игры. Вся работа проводилась в соответствии с режимом дня и сеткой занятий. Проводилось в соответствии с основными видами движений (лазание, ползание).
В процессе проведения занятия основные виды движений (лазание, ползание) отрабатывались после общеразвивающих упражнений и в подвижных играх. Было проведено 10 занятий, в которых были использованы следующие имитационные упражнения: обезьянки, кошечки, собачки, черепашки, змейки и крокодила.
В процессе выполнения имитационно — подражательных упражнений одни приемы были использованы до занятия: название животного, рассказ о нем, беседа, использование иллюстраций, наблюдение, а другие на занятии: образец выполнения воспитателя или ребенка, использование зрительных ориентиров, использование атрибутов для создания образа, звукоподражание.
Эти ОВД проводились только на физкультурных занятиях и в подвижных играх, т.к. в других видах деятельности сложно было создать условия для их выполнения.
Следующим этапом был контрольный эксперимент.
Цель: определить эффективность использования имитационно-подражательных упражнений в процессе развития основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста.
На контрольном этапе были получены следующие результаты……
Т.О. и. — п. упражнения являются эффективным средством развития ОВД у детей среднего дошкольного возраста, если использовать различные приемы, позволяющие обогатить имитационные движения. Гипотеза нашла свое подтверждение,
Таким образом, на этапе констатирующего эксперимента мы подобрали и диагностические методики, описанные Э.Я. Степаненковой и Д.В. Хухлаевой с целью выявления уровня развития основных видов движений у детей младшего дошкольного возраста. Определили направления констатирующего эксперимента — обследование уровня развития циклических и ациклических движений. Разработали критерии и качественные показатели оценки уровня развития основных видов движений у детей младшего дошкольного возраста.
Заключение Исследовательская работа по проблеме формирования основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста посредством имитационно-подражательных упражнений состояла из двух этапов. Первым этапом было теоретическое обоснование проблемы, в ходе которого мы пришли к выводу, что имитационно-подражательные упражнения являются эффективным средством в развитии основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста. Следующим этапом, был констатирующий эксперимент, целью которого стало выявление наличного уровня развития основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста. Нами были подобраны методики предложенные Э.Я. Степаненковой, Д.В. Хухлаевой, Н.Н. Кожуховой и определены критерии оценки уровня развития основных видов движений. Таким образом, мы теоретически обосновали проблему развития основных видов движений у детей младшего дошкольного возраста посредством имитационно-подражательных упражнений. Гипотеза нашего исследования нашла свое теоретическое подтверждение.
Список литературы 1. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать.М. 1983 2. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. — М., 1999 3. Дошкольное воспитание № 12 2001 г 4. Дошкольное воспитание № 7 1987 г. 5. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М., 1972. 6. Кожухова Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание №3 2000 7. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. — М., 1983 8. Лагутин А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры, 1994, № 7 9. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995 10. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. — М., 1986. 11. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001 12. Филлипова С. О проблемах физического совершенствования детей в дошкольных учреждениях. // Дошкольное воспитание №4 1999. 13. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. М., 1984 14. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников М., 2000
Размещено на