Интегральная индивидуальность

Интегральная индивидуальность

1. Место и роль интегральной индивидуальности в современной науке.

2. Способы интеграции наук о человеке.

3.Редукционизм и интегратизм в познании индивидуальности.

4.Пути исследования ИИ. Аддитивная и неаддитивная стратегия исследования.

5. Критерии иерархии и пути распознавания уровней ИИ.

6. Практическое значение теории ИИ.

1. Место и роль интегральной индивидуальности в современной науке.

В отечественной и зарубежной психологии проблема индивидуальности рассматривалась в трудах ведущих психологов мира: Б.Г.Ананьев, Г.Айзенк, В.В.Белоус, Р.Кэттэлл Б.Ф.Ломов, В.С.Мерлин, В.Д.Небылицын, С.Л.Рубинштейн, В.М.Русалов, Б.М.Теплов, Шелдон и др.

Первый этап исследования индивидуальности:

В нашей стране, в западно-европейской и американской психологии ученые пытались выделить и систематизировать отдельные свойства индивидуальности. Но простой набор индивидуальных особенностей человека, каким бы полным и подробным этот каталог не был не отвечает понятию «индивидуальность». Изучая те или иные особенности человека, мы тем самым познаем отдельные проявления его индивидуальности, но еще не целостную сущность.

Второй этап исследования индивидуальности:

В.С.Мерлин систематизировал все выделенные свойства в отдельные подсистемы (уровни) и предложил рассматривать индивидуальность, как большую саморегулируемую и самоорганизующуюся систему, состоящую из разнопорядковых подсистем действительности.

Иерархические уровни интегральной индивидуальности:

  • уровень биохимических свойств (биохимия);
  • уровень соматических свойст(анатомия, морфология);
  • нейродинамический уровень – свойства нервной системы (физиология, электрофизиология);
  • психодинамический уровень – первичные свойства индивида: темперамент и вторичные свойства индивида: психические процессы (психофизиология);
  • личностный уровень – свойства личности (психология личности);
  • социально-психологический уровень –свойства метаиндивидуальности (социальная психология)

Механизм функционирования и саморегуляции данной системы:

Уровни ИИ расположены в четкой иерархической последовательности и обладают самостоятельностью. Свойства индивидуальности взаимодействуют внутри уровней и между уровнями. Взаимодействие свойств одного уровня с другими свойствами этого же уровня или со свойствами более высокого или более низкого уровней определяют функционирование данной системы.

4 стр., 1581 слов

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

... практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явления, формулируют научную проблему. Основным результатом эмпирического анализа является гипотеза исследования как система ведущих ... объяснительной или прогностической. Описательная гипотеза– это предположение о существенных свойствах изучаемого объекта (классификационная), или о характере связей между элементами объекта ...

Итак интегральная индивидуальность – это синтез свойств организма, свойств индивида и особенностей психических процессов, свойств личности и метаиндивидуальности, в основе которых лежит взаимосвязь, взаимовлияние, взаимообогащение всех свойств, внутри и межуровневая связь.

Место ИИ в системе наук о человеке:

Каждый уровень индивидуальных свойств определяется особыми закономерностями и условиями и поэтому является предметом особой научной дисциплины –биохимии, анатомии, морфологии и др. Но все вместе индивидуальные свойства разных уровней образуют систему, которая характеризует целостную индивидуальность. Поэтому ИИ, состоящая из базальных индивидуальных характеристик человека является интегратором наук о человеке.

2. СПОСОБЫ ИНТЕГРАЦИИ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ.

Попытки решить проблему единства наук о человеке предпринимались в течение многих лет и в нашей стране и в зарубежной науке, но несмотря на различия взглядов все сходились в одном: механизмом интеграции наук о человеке должна стать целостная индивидуальность.

Общее направление в построении целостной индивидуальности дал С.Л.Рубинштейн. Он считал основополагающим принципом построения целостной индивидуальности критерий взаимосвязи и логического соединения частей в единой целое, причем части целого не как равноправные образования, а в виде субординационной зависимости частей этого целого.

На общем фундаменте создавалась комплексная индивидуальность Б.Г.Ананьева в 1969 году, в 1994 году – субъектно-деятельностная индивидуальность Брушлинского, интегральная индивидуальность В.С.Мерлина в 1986 г., в 1988 году В.М.Русалов создал специальную концепцию целостной индивидуальности, структурно-функциональную индивидуальность Э.А.Голубева в 1995году. В зарубежной психологии была создана факторная модель индивидуальности Г.Айзенка в 1971 году и Р.Кэттэлла в 1966 году.

Но самый главный механизм, обеспечивающий существование и функционирование индивидуальности был предложен В.С.Мерлиным: интегральная индивидуальность – это не просто совокупность отдельных свойств, это особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человек

Аддитивная индивидуальность насыщается разноуровневыми свойствами, представляющими собой сплав биологического и социального /С.Л.Рубинштейн/.

Комплексная индивидуальность /аддитивная/ имеет многоступенчатую структуру, состоящую из свойств вида, индивида, личности и субъекта деятельности /Ананьев Б.Г./.

Факторная индивидуальность /аддитивная строится при помощи математической статистики; такое познание называют факторной теорией индивидуальности, в основе которой лежит раскрытие многоуровневой конструкции темперамента и личности /Г.Айзенк, Р.Кэттелл/ .

Субъектно-деятельностная индивидуальность определяется сложнейшим сплетением и взаимовлиянием «противоречивых качеств, в первую очередь психических процессов, психических состояний и свойств, его сознания и бессознательного». Весь комплекс психических качеств субъекта рассматривается в понятиях целостности, многоуровневости и недизъюнктивности /А.В.Брушлинский/.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. ... губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В ... как организо­ванность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жиз­ни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы­ ...

Системная индивидуальность делает попытку ответить на вопрос: «где, как, каким образом свойства одних ступеней развития материи вступают во взаимодействие с другими, то в качестве условий, предпосылок, то в качестве ведущих факторов, то в качестве необходимых компонентов» /В.М.Русалов/.

Интегральная индивидуальность – это иерархически упорядоченная система свойств всех ступеней развития материи от физиологических до групповых и общественно-исторических, в основе которых лежит взаимосвязь и взаимодействие. (В.С.Мерлин)

Все подходы к индивидуальности объединены одним общим свойством, основанном на их функциональной роли в современной науке Эта теория послужила основой для постановки проблемы всеобщей модели индивидуальности.

Всеобщая индивидуальность обладает всеми теми качествами, которыми характеризуется любая саморегулируемая и самоорганизующаяся система: относительной автономностью, т.е. независимостью от особенностей функционирования частных видовых моделей индивидуальности; обобщенностью, что дает возможность отражать стержневые особенности человеческой индивидуальности; способностью к прогнозированию еще неизвестных нам конструктов целостной индивидуальности; универсальностью. /В.В. Белоус/.

Многообразие подходов к индивидуальности, говорит о том, что формой существования человеческой индивидуальности является полиморфность ее проявлений.

Полиморфная индивидуальность: (Белоус В.В.)представляет собой сложный синтез и взаимодействие проблем теории интегральной индивидуальности, интегративной психологии развития и психологии всеобщей индивидуальности.

Интегративная психология развития: (В.В.Белоус) исследует внутриуровневые и межуровневые связи свойств возрастных психологических характеристик, поскольку разноуровневые свойства индивидуальности не рядоположены, а взаимосвязаны и образуют единую интегральную систему. Внутриуровневы связи характеризуют сущность данного возраста. Межуровневые связи свойств характризуют условия существования возрастной структуры индивидуальности на той или иной ступенионтогенеза; диалектическое единство внутриуровневых и межуровневых связей выражает суть непрерывного, жизненного цикла человека в целом.

3. РЕДУКЦИОНИЗМ И ИНТЕГРАТИЗМ В ПОЗНАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.

Интегратизм — как научное направление постулирует изучение индивидуальности во взаимосвязи, во взаимовлиянии и взаимообогащении ее составляющих элементов

Редукционизм — утверждает жесткую однозначную и линейную зависимость одного уровня индивидуальности от другого. Развитие индивидуальности определяется развитием какого либо одного ее уровня и закономерности одного уровня распространяются на закономерности другого, отождествляются с ним и тем самым теряют свою специфическую сущность.

6 стр., 2780 слов

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ...

... проблеме исследования; методы сбора и интерпретации теоретического и фактологического материала; исследование индивидуального стиля общения ... этой связи проблемы личности, человеческой индивидуальности приобретают все большее значение как ... сферы производства должна обеспечить высокий уровень его компетентности, мобильности, максимально ... профессионально значимых свойств личности у студентов: Межвуз. сб. науч. ...

Редукционизм снизу: *свойства низшего уровня рассматриваются как причины, а свойства высшего как следствие. Например, Кречмер и Шелдон тип личности с водят к типу строения тела или у Йенша свойства личности сводятся к биологическим свойствам. Гиппократ тоже ярчайший представитель редукционизма. Такая связь безусловно существует, но нельзя ее абсолютизировать, нельзя утверждать жесткую, однозначную зависимость отдного уровня от другого.

Редукционизм сверху – свойства высшего уровня рассматриваются как причины, а свойства низшего уровня как следствие. Например, Чайльд, выводит индивидуальные свойства личности из социальных ролей.

4. ПУТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИИ. АДДИТИВНАЯ И НЕАДДИТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Аддитивная стратегия исследования позволяет исследовать индивидуальность по частям, поэлементно, высвечивая лишь одну-единственную сторону интегральной индивидуальности, т.е. составляющие целостной психической реальности либо суммируются, либо поэлементно перечисляются и в итоге рассматриваются независимо друг от друга в плоскости одномерного пространства.

Примером аддитивного рассмотрения индивидуальности является модель С.Л.Рубинштейна, которая была конгломератной, соединяющей в себе высшие и низшие уровни без учета из взаимовлияния. Комплексная индивидуальность Б.Г.Ананьева была тоже выражением лишь полного набора характеристик человека и поэтому аддитивной. Индивидуальность Айзенка и Кэттэлла включала свойства трех уровней организма, темперамента и личности, строилась на основе факторного анализа и тоже была аддитивной.

Редукционизм является ярким примером аддитивной стратегии исследования.

Неаддитивная стратегия исследования: это исследование всей системы многомерных и многоуровневых связей, охватывающих все совокупности условий и устойчивых факторов индивидуального развития человека. В центре внимания оказываются взаимосвязи и взаимопроникновения частей целого в плоскости многомерного пространства.

К сторонникам неаддитивной стратегии исследования индивидуальности принадлежат В.С.Мерлин, В.В. Белоус, А.В.Брушлинский, В.М.Русалов, Т.Ф.Базылевич

Интегратизм – есть ярчайший пример неаддитивной стратегии исследования индивидуальности.

Аддитивная стратегия исследования нацелена на разработку и анализ частных наук о человеке с последующим их объединением в общую теорию человекознания. Происходит движение от специальных наук к целостному или комплексному описанию индивидуальности.

Неаддитивная стратегия исследования выражает иной ход исследовательской мысли: от наиболее общих законов развития индивидуальности к частным наукам о ней.

5. КРИТЕРИИ ИЕРАРХИИ И ПУТИ РАСПОЗНАВАНИЯ УРОВНЕЙ ИИ.

Каждое целостное образование в природе или обществе представляет собой саморазвивающуюся систему. ЕЕ саморегуляция возможна, потому, что она состоит из нескольких относительно замкнутых подсистем, находящихся в иерархическом отношении друг к другу, такое соотношение подсистем дает возможность координировать деятельность большой системы.

7 стр., 3022 слов

Вклад Мерлина В.С. в исследование проблем индивидуального стиля деятельности

... исследований личности и и ее развития в разных видах деятельности; автор теории индивидуальных стилей деятельности и жизнедеятельности; автор и разработчик системной методологии трансдисциплинарных исследований интегральной индивидуальности. ... социальных представлений детей, так и с психологически ясно выражаемыми эмоциональными свойствами личности. 1.2 Саратовский период (1931-1938) После смерти М. ...

Интегральная индивидуальность и представляет собой такую большую систему. Но возникает вопрос как распознать эти подсистемы, каков критерий отнесения определенного свойства к тому или иному уровню.

В.С.Мерлин предложил для описания связи свойств между свойствами различных иерархических уровней индивидуальности математический язык и обосновал существование трех типов зависимости:

1) равновероятных – много-многозначных

2) разновероятных – многозначных

3) взаимооднозначных

Если свойства относятся к одному уровню, то между ними возникает взаимооднозначная связь

Если свойства относятся к разным уровня, то между ними возникает много-многозначная связь.

Многозначная связь может и в том и в другом случае.

Много-многозначные связи относятся к классу межуровневых и являются вертикальными, они более гибки, изменчивы, пластичны и детерминированы интегральной индивидуальностью

Взаимооднозначные связи относят к классу одноуровневых и являются горизонтальными, они более жесткие, постоянные, устойчивые и определяют сущность каждого уровня.

6. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.

1. Теория ИИ дает возможность управления развитием любой индивидуальности. В.С.Мерлин предложил чзучить то, что играет связующую, гармонизирующую, системообразующую функцию между разными уровнями индивидуальности. Было выяснено, что это функцию играет индивидуальный стиль деятельности.

Функцию гармонизации между биохимическим, соматическим и нейродинамическим уровнями выполняет индивидуальный стиль жизнедеятельности.

Между нейродинамическим и психодинамическим функцию гармонизации выполняет индивидуальный стиль активной двигательной деятельности.

Между психодинамическим и личностным уровнями – индивидуальный стиль деятельности.

Между личностным и социально-психологическим уровнями- индивидуальный стиль общения.

Выяснив, что системообразующую функцию в согласовании разноуровневых свойств индивидуальности выполняет индивидуальный стиль деятельности, возникло решение проблемы: если сформировать иной индивидуальный стиль, т.е. изменить его, то изменяется и характер связи разноуровневых свойств ИИ, а значит меняется структура ИИ.

Для проверки провели экспериментальное исследование:

  • изучили детей с низким социометрическим статусом (которых отвергали в детском коллективе);
  • у них оказались высокая психодинамическая тревожность (свойство
  • темперамента), личностная тревожность (свойство личности) и агрессивное отношение к сверстникам (свойство метаиндивидуальности).

    11 стр., 5189 слов

    Авторский стиль журналиста

    ... изучить взаимосвязь журналистского мировоззрения со стилем самого автора; выявление индивидуального стиля в рабочем процессе; анализ полученной ... нужны эрудиция, образная речевая метафора, творческая индивидуальность, нестандартность, аналитические способности, независимость суждений. Интервьюер ... у предмета какой-либо субъективной способности или свойства, во втором - отразить известные отношения ...

    Т.Е.связь этих трех разноуровневых свойств давала доминирущий потрет индивидуальности.

  • Провели формирующий эксперимент: детей обучали правилам игрового общения, т.е. изменяли индивидуальный стиль деятельности и индивидуальный стиль общения.
  • В результате дети стали активно участвовать во всех играх: снялась личностная тревожность, исчезло агрессивное отношение к сверстникам, повысился социометрический статус, хотя психодинамическая тревожность осталась на прежнем уровне, т.к. это природное свойство и именно оно дало толчок для развития личностной тревожности, которая в свою очередь породила агрессивное отношение к сверстникам и низкий социометрический статус.

2. Вторая важная практическая роль теории ИИ заключается в создании интегративной психологии развития.

.

Причины, побудившие создание интегративной психологии развития:

— до сих пор современная психология развития является редукционистской, поэлементной и описательной;

— составляющие возрастных психологических характеристик рассматриваются без взаимовлияния и взаимопроникновения;

— остается без внимания вопрос о том, как низшие свойства индивида влияют на становление высших образований личности;

— остается за кадром вопрос, как высшее влияет на низшее и управляет им или направляет его;

— наблюдается изоляция одного уровня от другого при рассмотрении возраста в целом;

  • между тем разноуровневые свойства индивидуальности не рядоположены, они взаимосвязаны и образуют интегральную систему.

Предмет исследования — внутриуровневые и межуровневые связи свойств возрастных психологических характеристик. Внутриуровневые связи свойств характеризуют сущность данного возраста, межуровневые — условия существования возрастной структуры индивидуальности на той или иной ступени онтогенеза.

  • Задача интегративной психологии развития — изучение возрастных психологических характеристик на принципах интегратизма

Только благодаря многоаспектному анализу взаимосвязи каждого возраста может появиться подлинное учение об интегративной психологии развития.

3. Третье практическое значение теории ИИ заключается в структурировании «основ психологии» по законам соотношения низшего и высшего.

Проанализировав учебники за последние 30 лет было установлено, что вних отсутствует какая-либо строгая последовательность в изложении психологических категорий. Отсюда было предложено крупные блоки психологической науки представить в логике теории интегральной индивидуальности: от низших к высшим:

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией выражается в существовании таких отраслей, как патопсихология, клиническая психология, психосоматика, психология аномального развития ... 5.Деятельность: понятие, структура, основные психологические условия высокой эффективности ... Определение, виды, свойства. Ощущение - процесс отражения отдельных свойств объектов окружающего ...

*предмет психологии, ее методологические и теоретические основы;

  • интегральная индивидуальность;
  • психодинамические свойства индивидуальности: первичные свойства индивида – темперамент и вторичные свойства индивида: познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память, внимание) и регулятивные процессы (эмоции и воля);
  • личностные свойства: характер и способности;
  • социально-психологические свойства.

8