Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик исследования уровней развития художественно-творческой деятельности детей и подростков

Раздел 1. История и современное состояние психолого-педагогических исследований по изучению художественно-творческой деятельности детей и подростков

 

Значение исследовательской деятельности в педагогической практике учителя изобразительного искусства

Совокупность психического отражения человеком действительности. Психология творчества исследует психологические закономерности различных видов творческой деятельности человека – конструкторской, литературной, изобразительной. Основные задачи психологии художественного творчества. Проблемы исследования психологической природы и процесса художественного творчества. Методы психологии.

Зарождение и развитие интереса исследователей (психологов, педагогов, художников) к детскому творчеству (К. Риччи, Г. Кершенштейнер, Лампрехт, В.И.Киреенко, Е.И.Игнатьев и др.)

Исследования сущности и механизма развития творческих способностей через воображение и творческое мышление в работах: Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И.Игнатьева, В.И.Киреенко, Г.С. Овчинникова, Б.П. Никитина, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, С.Е.Игнатьева, А. Маслоу, Т. Рибо, Дж. И. Низонберга и других.

Формы и методы исследования детской художественной деятельности

Метод «срезов» как отражение процесса художественной деятельности (на основе работ Е.И.Игнатьева).

Рисунок как «объективная картина субъективного мира ребенка». Методика проведения рисуночных тестов. Проблема диагностики интеллекта в психологии и педагогике. Использование адаптированной шкалы Бине – Симона, тесты Векслера, матрицы Равена, пятна Роршаха, тест Люшера, рисуночный тест Гудинаф-Харриса «Нарисуй человека». Комплекс методик по диагностике общего и художественного развития детей по их рисункам Полуянова Ю.А.

Приемы исследования художественно-творческой одаренности детей и подростков в области искусства

Способности и задатки. Признаки способностей. Классификация способностей по объективным, субъективным условиям, уровням. Теории, освещающие природу гениальности. Психологическая характеристика художественных способностей (по В.И. Киреенко и В.Меуману).

Методы выявления одаренных детей. Работа педагога с одаренными детьми на позициях подхода Л.А Венгера и на основе теории Л.С Выготского

Методики Роршаха, Люшера, Векслера. Бине-Симона

Знакомство с методиками определения уровня развития познавательных процессов психики человека. Определение цветового предпочтения человека. Значение методик Роршаха, Люшера, Векслера. Бине-Симона в практической деятельности педагога изобразительного искусства.

6 стр., 2686 слов

Познавательная деятельность человека 2

... темы «Методология и логика познавательной деятельности человека». Задачи исследования следующие: 1. Решить и обозначить ... деятельности. Человек познающий изучается различными науками - философией, психологией, физиологией, кибернетикой и т.д. Объектом психологии познания является реальный человек как субъект познавательной деятельности, ... способностей и возможностей человека. Это сделал Кант. Он ...

 

Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик исследования уровней развития художественно-творческой деятельности детей и подростков

 

6. Диагностическое обеспечение определения уровней развития творческого (дивергентного) мышления детей и подростков — Н.А. Лепская «5 рисунков», Ю.А.Полуянов «Композиция», «Изображение», Фигурный тест Торренса, Туник Е.Е. «Употребление предмета», «Заключения», Опросник Г.Дэвиса, Л.Я.Гозман «Самоактуализирующийся тест»

Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. Методики «Композиция», «Изображения» по работе Полуянова Ю.А. Показатели методики «Композиция». Цель обработки результатов обследования — реконструировать спосо­бы, которыми каждый испытуемый строил расположение на рисунке не­скольких изображений, различных по смыслу и внешнему виду. Показатели методики позволяют по рисунку воссоздать процесс распо­ложения в рабочем поле (лист бумаги и картина для аппликации) изображе­ний, которыми испытуемый строил образ события, реализующий его замы­сел. Каждый из способов соответствует определенной стадии изобразитель­ной деятельности детей. Критерии определения уровней развитости образного (невербального) компонента воображения для испытуемых всех возрастов: первый уровень — среди рисунков карандашом преобладают, построенные композиционно (При определении этого и всех остальных уровней не учитываются последние по исполнению рисунки карандашом, если они не закончены или построены на более низком уровне, чем тот, который характерен для всех остальных.); второй уровень — количество рисунков карандашом, по­строенных композиционно, преобладает и приблизительно равно коли­честву, построенных по третьему и/или четвертому типу; третий уровень — при преобладании третьего и/или четвертого типа, хотя бы один рисунок карандашом построена компо­зиционно; четвертый уровень — преобладают рисунки карандашом, построенные по третьему типу; пятый уровень — преобладают рисунки карандашом, по­строенные по второму-третьему типу; шестой уровень — преобладают рисунки карандашом, построенные по третьему типу, но есть и по второму типу; седьмой уровень — преобладают рисунки карандашом, построенные по третьему типу, но есть и по первому-второму типу; восьмой уровень — преобладают рисунки карандашом, построенные по первому типу.

Показатели методики «Изображения» Цель обработки результатов обследования — выявить уровень развития интеллектуальных компонентов воображения испытуемых. На рисунках, сделанных по методике «Ком­позиция», выделяются изображения прежде всего людей, затем (или если людей нет) — животных и, дополнительно, строений, машин, растений и т. п. На всех рисунках информативно изображение фигуры человека, поэто­му результаты ее анализа имеют решающее значение для показателей мето­дики. Изображения анализируются по трем следую­щим показателям. Состав изображения устанавливается по наличию (или отсутствию) всех или отдельных частей и важных для опознания элементов действительно­го объекта. В изображениях человека — это часть тела, черты лица, детали одежды. Форма изображения определяется по тому, как передается на рисунке объемность всех или отдельных частей объекта действительности. Для изо­бражения человека — это толщина тела, рук, ног, шеи и т.п. Дополнительно (как индивидуальная особенность) учитывается своеобразие формы очерта­ний по преобладанию или округлых, или угловатых, или соединение тех и других, а также частое повторение на рисунках вытянутых и сильно сужен­ных или, наоборот, укороченных и чрезмерно расширенных фигур. Конструкция изображения распознается по тому, какой вид объедине­ния частей объектов действительности в единое изображение постоянно по­вторяется на рисунках испытуемого: расчлененный, составной или целост­ный. При анализе рисунков по этим показателям конструируются три основ­ных способа изображения разных объектов, соответствующих определен­ным периодам детства, а внутри них — ряд подвидов каждого способа. На рисунке основные способы изображения и их подвиды (обо­значены буквами) иллюстрируются копиями рисунков детей разных возрас­тов.

15 стр., 7237 слов

Влияние стилей семейного воспитания на уровень адаптации к школе детей с ДЦП

... воспитания, а так же постараемся выявить влияние стиля семейного воспитания на уровень адаптации к школе детей с ДЦП и без данной патологии. Результаты нашей работы могут ... школьной адаптацией мы будем понимать во-первых, степень овладения ребенком необходимыми в учебной деятельности умениями и навыками, а во-вторых, уровень соответствия требованиям и ожиданиям, предъявляемых в условиях ...

 

Специфика проведения эксперимента в естественных условиях образовательного учреждения Специфика проведения эксперимента в естественных условиях образовательного учреждения

Процедура группового обследования — во-первых, испытуемые рассаживаются по одному на более значи­тельном расстоянии друг от друга; во-вторых, по ходу изложения задания испытуемые могут активно включаться в перечисление и толкование «разрешительных» и «запретительных» условий (при фрон­тальном обследовании это делает только экспериментатор).

Индивидуальное обследование имеет тот недостаток, что мотивация к успешному выполнению задания у части детей оказывается более низкой, чем при фронтальном или групповом, потому что в ситуации проверки од­ного ребенка (без присутствия других) почти полностью снимается стимул соревновательности.

 

Исследование детских рисунков по следующему ряду критериев. Композиционно-пространственное решение изображения (однофризовое, двухфризовое, трехфризовое, с высоким горизонтом, развернуто-плановое построение, многоплановое построение, с элементами перспективы, в единой системе перспективного построения).

Объемно-пространственное построение изображения (плоскостное, «прозрачное», элементы загораживания, перспективное построение изображения, соблюдение пропорций, конструктивное построение изображения, передача свето-теневых отношений в графике, свето-теневых отношений в живописи).

Линия (проволочная, сложная. штриховая, валерная).

Цвет (простой из палитры, сложный, колористическое решение, технические навыки работы с живописным материалом).

69 стр., 34151 слов

Отражение сюжетов кукольного театра в рисунках детей старшего ...

... условия изображения сюжетов кукольного театра в рисунках старших дошкольников. 1.1. Образная выразительность в рисунках детей старшего ... в сознательном ограничении изображения в предметном рисовании; в излишней опеке ребенка; в низком уровне квалификации педагога. В теории изобразительной деятельности вопрос о роли средств художественной выразительности в создании детьми образов в рисунках ...

Художественное решение ведущего композиционного элемента изображения. Размер изображения, выделение ведущего элемента через тон, цвет, «пробел». Организация смысловой связи. Художественное решение ведущего композиционного элемента изображения. Художественно-образное решение изображения (схематическое, плоскостное, декоративное, реалистическое, образное, детализация образов, цельность, симметричность, асимметричность композиционного построения, ритмичность, передача движения, развернутость действия, оригинальность решения композиции)

Уровни художественной выразительности в работах детей – (высокий, «фрагментарный», дохудожественный).

К самому высокому уровню – «уровню художественной выразительности» — относятся рисунки двух типов. Первый тип – рисунки, в которых проявилась самостоятельность ученика в выборе содержания рисунка, где ученик выходит на уровень художественного обобщения, яркую эмоциональную выразительность, где проявилось отношение автора к содержа­нию рисунка и где ученик владеет навыками художественно-графической выразительности. Рисунки второго типа отличаются той же степенью художественного обобщения, что и первый. В них просматриваются эмоциональная вырази­тельность, динамика, но художественное воплощение самого рисунка ни­же, чем в рисунках первого типа. Уровень «художественности» в этих ри­сунках определяется уровнем творческой работы в сфере замысла.

Второй уровень — «уровнь фрагментарной художествен­ности». К этому уровню относятся рисунки третьего и четвертого типа. Рисунки третьего типа выполнены по оригинальному замыслу, который предполагает передачу эмоциональных или динамических состояний объектов изображения, но автор такого рисунка не выходит на художественное обобщение, а художе­ственно-графические средства выразительности не соответствуют разви­той форме его замысла.

В рисунках четвертого типа, ученик владеет довольно развитой формой художественно-графической вырази­тельности (передает пространство, пропорции, владеет композиционными навыками), но замысел его рисунка не имеет развитой формы: содержание рисунка не предполагает передачу эмоциональных и динамических со­стояний объектов изображения.

Третий уровень рисунков – это «уровень дохудожественности». К нему относятся рисунки пятого типа, когда замысел ученика базируется на личных наблюдениях, но не имеет развитой формы, не предполагает пере­дачу динамических и эмоциональных состояний. Уровень владения художе­ственно-графическими средствами нельзя назвать выразительным: есть изображение, но нет «выражения». К шестому типу рисунков, входящих в этот же уровень, относятся все стереотипные рисунки, когда ученик идет по пути копирования, тиражирования, репродуцирования, не проявля­ет самостоятельности в выборе содержания рисунка.

 

Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. Методики «Композиция», «Изображения» по работе Полуянова Ю.А. Показатели методики «Композиция». Цель обработки результатов обследования — реконструировать спосо­бы, которыми каждый испытуемый строил расположение на рисунке не­скольких изображений, различных по смыслу и внешнему виду. Показатели методики позволяют по рисунку воссоздать процесс распо­ложения в рабочем поле (лист бумаги и картина для аппликации) изображе­ний, которыми испытуемый строил образ события, реализующий его замы­сел. Каждый из способов соответствует определенной стадии изобразитель­ной деятельности детей. Критерии определения уровней развитости образного (невербального) компонента воображения для испытуемых всех возрастов: первый уровень — среди рисунков карандашом преобладают, построенные композиционно (При определении этого и всех остальных уровней не учитываются последние по исполнению рисунки карандашом, если они не закончены или построены на более низком уровне, чем тот, который характерен для всех остальных.); второй уровень — количество рисунков карандашом, по­строенных композиционно, преобладает и приблизительно равно коли­честву, построенных по третьему и/или четвертому типу; третий уровень — при преобладании третьего и/или четвертого типа, хотя бы один рисунок карандашом построена компо­зиционно; четвертый уровень — преобладают рисунки карандашом, построенные по третьему типу; пятый уровень — преобладают рисунки карандашом, по­строенные по второму-третьему типу; шестой уровень — преобладают рисунки карандашом, построенные по третьему типу, но есть и по второму типу; седьмой уровень — преобладают рисунки карандашом, построенные по третьему типу, но есть и по первому-второму типу; восьмой уровень — преобладают рисунки карандашом, построенные по первому типу.

13 стр., 6064 слов

Развитие средств коммуникации сла-бовидящих глухих и слепоглухих ...

... этапов развития речи и изобразительной деятельности слепоглухих детей посвящена специальная работа Е.Л.Гончаровой (1986). Рисунки слабовидящих глухих детей, овладевающих словесной речью, как средство ... трудом осваивает слепоглухой ребенок, и ее словесным описанием рисунок часто оказывается надежнее и эффективнее, чем другие формы имитационно-изобразительной деятельности, такие, например, как ...

Показатели методики «Изображения» Цель обработки результатов обследования — выявить уровень развития интеллектуальных компонентов воображения испытуемых. На рисунках, сделанных по методике «Ком­позиция», выделяются изображения прежде всего людей, затем (или если людей нет) — животных и, дополнительно, строений, машин, растений и т. п. На всех рисунках информативно изображение фигуры человека, поэто­му результаты ее анализа имеют решающее значение для показателей мето­дики. Изображения анализируются по трем следую­щим показателям. Состав изображения устанавливается по наличию (или отсутствию) всех или отдельных частей и важных для опознания элементов действительно­го объекта. В изображениях человека — это часть тела, черты лица, детали одежды. Форма изображения определяется по тому, как передается на рисунке объемность всех или отдельных частей объекта действительности. Для изо­бражения человека — это толщина тела, рук, ног, шеи и т.п. Дополнительно (как индивидуальная особенность) учитывается своеобразие формы очерта­ний по преобладанию или округлых, или угловатых, или соединение тех и других, а также частое повторение на рисунках вытянутых и сильно сужен­ных или, наоборот, укороченных и чрезмерно расширенных фигур. Конструкция изображения распознается по тому, какой вид объедине­ния частей объектов действительности в единое изображение постоянно по­вторяется на рисунках испытуемого: расчлененный, составной или целост­ный. При анализе рисунков по этим показателям конструируются три основ­ных способа изображения разных объектов, соответствующих определен­ным периодам детства, а внутри них — ряд подвидов каждого способа. На рисунке основные способы изображения и их подвиды (обо­значены буквами) иллюстрируются копиями рисунков детей разных возрас­тов.

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...

... и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом. Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта ... с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей, раскрываются в трудах ...

 

 

Перечень вопросов к зачету по всему курсу

  1. Место и роль исследовательской деятельности в профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства.
  2. История психолого-педагогических исследований детского творчества (К.Риччи, Г.Кершенштейнер, Е.И.Игнатьев, В.С.Мухина, Н.Н.Фомина, Ю.А.Полуянов, А.И.Савенков).
  3. Восприятие и его значение в художественно-творческой деятельности. Особенности развития восприятия у детей.
  4. Мышление и его значение в художественно-творческой деятельности. Особенности развития мышления у детей.
  5. Воображение и его значение в художественно-творческой деятельности. Особенности развития воображения у детей.
  6. Художественно-творческая одаренность детей и подростков в области изобразительного искусства
  7. Порядок экспертизы детского рисунка и учет возрастных особенностей в организации художественной деятельности детей.
  8. Художественный образ в детском рисунке.
  9. Композиционное построение детского рисунка (композиционный центр, закон контрастов, закон целостности, сюжетные связи)
  10. закономерности проявления творческих способностей учащихся.
  11. Формы и методы исследования детской художественной деятельности.
  12. Структура карты критериев оценки детской работы.
  13. Методики Роршаха, Люшера, Векслера, Бине-Симона.
  14. Методики определения дивергентного мышления детей и подростков (Н.А.Лепская, Ю.А.Полуянов, Е.Е.Туник, Торренс)
  15. Принципы разработки упражнений, направленных на активизацию познавательных процессов в художественном творчестве.

Рекомендуемые источники и литература

Основная

1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб.:СОЮЗ, 1997.- 96 с.

2.Зеньковский В.В.Психология детства. – М.: Академия, 1996. – 347 с.

3.Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М.: Учпедгиз, 1961. – 224 с.

4.Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. – 208 с.

5.Козырева А.Ю. Лекции по психологии и педагогике творчества. – Пенза, 1994. – 337 с

6.Кузин В.С. Психология. Учебник – М.: Высшая школа, 1974. – 280 с.

7.Кузин В.С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов.- 4-е изд., испр. – М.:ОНИКС-21 век,2005. – 304 с.

8.Рогова Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.:ВЛАДОС, 1996. – 526 с.

9.Юсов Б.П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: Очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей. – Магнитогорск, МаГУ, 2002.

Дополнительная

1. Алехин А.Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1996.

2. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М.: Просвещение, 1964. – 304 с.

2 стр., 858 слов

Инклюзивное образование детей с задержкой психического развития: ...

... развитии, пониженными обучаемостью и умственной работоспособностью, трудностями в организации учебной деятельности и/или поведения, неполноценностью социальных коммуникаций. В 2015/16 учебном году 19,4 тыс. таких детей ... за его учебным поведением, школьной адаптацией и своевременная психолого-педагогическая поддержка; развитие ребенка по многим характеристикам не приближается к возрастной норме, но ...

3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 1974. – 302 с.

4. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.

5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002 — 320 с.

6. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987. – 341 с.

7. Венгер Л.А. Программа «Одаренный ребенок». – М.: Новая школа, 1995

8. Ветлугина Н.А.Художественный образ и детское творчество//Художественное творчество и ребенок – М., 1972 – С.22-36

9. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся/ Под ред. И.С.Якиманской – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.

10. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001

11. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3.

12. Голубева Э.А.Способности и индивидуальность. – М.: Просвещение, 1983. – 130 с.

13. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей по материалам зарубежных исследований,.//Вопросы психологии.- 1975. — №5. – С.166 – 176.

14. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академический проект,2003 – 304 с.

15. Лепская Н.А. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика «5 рисунков» — Москва, 1995.

16. Лук А.Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1978. – 97 с.

17. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№ 6

18. Матюшкин А.М. Талантливые дети глазами родителей и воспитателей // Детское творчество — с.4-7.

19. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов пед. инст-тов. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.

20. Одаренные дети (пер. с англ.).

/Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого – М.: Прогресс,1991.

21. Педагогическая диагностика по программе «Развитие» под редакцией А.И. Булычева (рекомендации и материалы для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста) – М.:ООО «Издательство Гном и Д», 2000

22. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. Пособие для школьных психологов. – Москва-рига, 2000. – 160 с.

23. Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей Л.С. Выготского о детском художественном творчестве// Вопросы психологии. – 1977. — №1.- С.98.-106.

24. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003.

25. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Пед. общ-во России, 1999.

26. Словарь практического психолога/Сост. Головин С. Ю. – Минск: Харвест, – 1998.

27. Степанов В. Р. Психология одаренности детей и подростков // Вопросы психологии. – 2000.–№ 3.

28. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М., 1994.

29. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.

4 стр., 1600 слов

Таблица -1 Динамика показателей физического развития у исследуемых детей

... и на рисунках 1,2,3,4 и 5. Таблица -1 Динамика показателей физического развития у исследуемых детей     Показатели (у.е) Исследуемые группы t -Критерий Стьюдента ... Метод статистической обработки данных. Для детей подобран комплекс подвижных игр для развития двигательных качеств у детей с задержкой психического развития. Результаты исследования. Результаты проведенного исследования ...

30. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности Учеб. пособие. – М.: Логос, 1996 – 256 с.

31. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности – М. Флинта,1997 – 224 с.