1. Предмет и задачи дифференциальной психологии

Дифференциальная психология — это раздел психологии, который изучает психологические различия между индивидами, группами людей, объединенных по какому-либо признаку, а также причины и последствия этих различий. Предметом дифференциальной психологии являются закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий. По Штерну — это наука о существенных различиях в психических свойствах и функциях. Задачи дифференциальной психологии: 1. Изучение источников изменчивости измеряемых признаков. 2. Анализ группового распределения признаков. ( В данной задаче изучаются психологические особенности групп, объединенных по какому-либо признаку — половому, возрастному, расово-этническому и др.) 3. Изучение особенностей образования типов в различных типологиях. ( Пример типология темперамента и типы темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик).

51. Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей

В этом подходе теория деятельности объясняет возникновение способностей, а теория личности — их место в структуре личности. По этому способности определяются как свойства личности, влияющие на эффективность деятельности. В этом подходе остается невыясненным только то, где одни личностные свойства могут быть способностями, а другие нет. Еще один недостаток этого подхода, то что внимание обращается только к психическим свойствам, и не учитывается др. которые тоже влияют на эффективность деятельности. Положительным в этом является привязка способностей к деятельности как способу их реализации и развития.

2. Взаимосвязь дифференциальной психологии с другими психологическими науками и дифференциальной психофизиологией

1. С общей психологией: изучает протекания познавательных психических процессов, эмоций, способностей, интеллекта и т.д. 2. с возрастной психологией. изучает возрастную специфику познавательных процессов, исследует индивидуальную вариативность соотношений психологического, социального, биологического, календарного возрастов. 3. с психофизиологией. Изучает индивидуальные свойства нервной системы, межполушарной асимметрии, темперамента. 4. связи с социальной психологией. Изучает социальный статус субъекта, принадлежность его к определённой социоэкономической группе. 5. связи с медицинской психологией. В подходах к пониманию «нормы» и отклонении от нее. 6. с этнопсихологией. исследует индивидуальные особенности субъекта, который принадлежит к разным этнокультурам.

7 стр., 3336 слов

Дифференциальная психология — Учебно-методический комплекс. ...

... или нескольких различных индивидуально-типологических факторов на некоторую обобщенную характеристику деятельности человека. Владеть: - понятийным аппаратом дифференциальной психологии для анализа и систематизации информации, поиска новой информации, объяснения индивидуальных ... -я 2 4 2 4 5 15 0-4 5. Тема 11. Психология способностей. 11-я 2 4 2 4 5 15 0-6 6. Тема ...

52. Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей

Особенностью этого подхода является, то что способности являются врожденными (Платоном, Бэконом, Гальтоном, Радищев),и генетически обусловленными. Признание врожденности и генетической обусловленности способностей, дает нам утверждать, что они существуют до деятельности, и поэтому нельзя связывать их возникновение с деятельностью. Поэтому у человека от рождения есть способности. Если говорить о том, что у чел-ка способности с рождения, следовательно, есть основания говорить и о способностях животных. Врожденность способностей и генетическая обусловленность их, не является дальнейшими успехами или неуспехами чел-ка. Способности составляют только часть возможностей чел-ка, а успех его определяется мотивацией, социальной средой и волевыми качествами.

3. Понимание индивидуальности человека в разные периоды истории развития общества

Понятие индивидуальности в современной психологии представляет собой системную организацию человека и включает различные уровни его психической организации. В конце XIX столетия индивидуальные свойства человека были интересны исследователю Гальтону. Его заслугой было создание техники изучения индивидуальных различий и внедрение ста­тистического метода. Проблема индивидуальности интересовался Лазурский. Он поставил вместо психоморфологического свойства личности поставил нейродинамическое. В отечественной психологии с точки зрения Русанова, исторически существовали два подхода в изучении индивидуальных различий между людьми. 1) «содержательно-смысловым», он направлен на познание и измерение индивидуальных предположительно устойчивых внут­ренних содержательно-смысловых, или «личностных», структур инди­видуальной психики человека. 2) «поведенческий» — связан с анализом психофизиоло­гических форм индивидуального поведения — от биохимических, до сложнейших моторных проявлений. Периоды изучения личности: — 1. философско-литературный {древность-начало 19 в.}- рассматриваются проблемы нравственности человека, его поступки и поведение.2. клинический {до начала 20 в.}- В центре внимания особенности личности обнаруженные у психически больных людей. Основные определения — интроверсия и экстроверсия. 3. экспериментальный метод — изучение личности. В основе: математическая обработка данных, попытка создания теорий развития личности.

53. Способности, одаренность, талант и гениальность

В развитии способностей есть три уровня : одаренность, талант, гениальность. Человек который способный ко всем видам деятельности и общения, имеет общую одаренность, 1)Одаренность — это высокий уровень выраженных способностей, которые обеспечивают возможность успешного выполнения деятельности. Обладают многие дети в начале развития благодаря индивидуальным особенностям и задаткам. Следующий уровень выраженности способностей характеризуется понятием «талант». 2)Талант – это сочетание способностей, дающее человеку самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность. Талант проявляется в конкретной деятельности и возникает у тех детей, которые активно обучаются и занимаются той деятельностью которая помагает раскрытиюего таланта. При дальнейшем развитии таланта возникает высший уровень способностей — гениальность. 3)Гениальность — это высший уровень развития способностей, этот уровень дает возможность чел-ку обладающему гениальностью создавать достижения, которые открывают новую эпоху в жизни общества.

4 стр., 1713 слов

Развитие индивидуального адаптационного стиля у пятиклассников

... способности личности творчески реагировать на сложившуюся обстановку. Самый негативный сценарий развития возникает при использовании человеком избегающего стиля поведения. Для исследовательской деятельности ... по проблеме. -психолого-педагогическая характеристика индивидуального адаптационного стиля. - выявление особенностей развития индивидуального адаптационного стиля пятиклассника к условиям ...

4. История возникновения и основные этапы развития дифференциальной психологии и психофизиологии как науки

Термин ДП ввел немецкий психолог Штерн в своей работе «Психология индивидуальных различий», (1900 г).

Представители Бине, Кеттелл, Гальтон, Штерн, в России – Лазурский. Д,П как отдельная наука стала благодаря предпосылкам: 1)Внедрение в психологию экспериментального метода. Вундт экспериментально-психологической лаборатория в 1879 году 2)использование методов статистического анализа. Кетле и Гальтон применили теорию вероятности к социо.-психолог. явлениям. Статистические методы – это приемы прикладной математики, для обработки экспериментальных результатов. 3 использование, данных психогенетики – предметом ее является происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль среды и генотипа в их формировании. Психофизиология — наука которая изучает физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

54. Предпосылки гениальности в работах в.П.Эфроимсона

Исследованию гениальности, понимают как повышенная умственная активность (занимался Эфраимсон).

Он использовал метод изучения болезней. То, что гениальность это результат взаимодействия социальной среды и биологического фактора Эфроимсон относил условия: 1) Становление в детско-подростково-юношеском периоде твердых ценностных установок. 2) Выбор чел-ком деятельности к которой есть дар. 3) хорошие условия для развития этого дара. 4) хорошие социальные условия для самореализации. Но большое значение в развитии и проявлении гениальности Эфроимсон отдал наследственности. 5 наиболее устойчивых комплексов: а)«синдром» гениальность — один из механизмов возникновения и передачи потомству повышенного интеллекта. Б)Синдром Марфана — особая форма гигантизма В)синдром Морриса, Г)Гипоманиакально-депрессивный психоз как стимул умственной \деятельности. Д)Гигантолобие и высоколобие. Гениальность в какой-то мере происходит от генетических механизмов, проявляется она в сверхконцентрации на данной деятельности и нередко сопровождается нарушениями физического и психического здоровья

5. Понятие нормы и индивидуальных различий в дифференциальной психологии

На понятие психолог. норма влияют по меньшей мере четыре фактора.1. Норма – статистическое понятие. Нормальным признается то, чего много. Нормы не абсолютны, они развиваются по разному, и получаются для разных групп по разному (возрастной, социальной и других).

2. Нормы обусловлены социальными стереотипами. Если поведение человека не соответствует общепринятому в данном обществе, оно воспринимается как отклоняющееся норме (ноги на столе Россия америка) 3. Нормы ассоциируются с психическим здоровьем. Ненормальным может считаться то, что требует обращения к клиницисту. 4. Представление о нормах определяется ожиданиями и собственным необобщенным опытом(1 ребен. к 1,5 лет разговар., 2 ребен. нет к 1,5 годам, значит 2 ребенок отстает в развитии) Индивидуальные различия – это название подхода к психологическим явлениям, основное внимание которого уделяется характеристикам или чертам в которых проявляются различия между отдельными организмами.

8 стр., 3701 слов

Интеллект и методы его исследования у дошкольников

... всего, это связано с невысокой прогностической ценностью данных методов: испытуемые, имеющие высокие показатели по тестам интеллекта, не всегда добиваются высоких достижений в ... достоверным методом определения способностей интеллекта и творческих возможностей остается практика жизни [6]. Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей, таких как способности, познавать, ...

55. Интеллектуальные способности

Интеллектуальная способность определяется как индивидуальное свойство личности, которое дает условие успешности решения какой-либо задачи. Выделяются четыре основных аспекта функционирования интеллекта: конвергентные способности, дивергентные способности (или креативность), обучаемость и познавательные стили. 1. Конвергентные способности проявляются в показателях эффективности процесса переработки информации,(в правильности и скорости) нахождения единственного ответа в соответствии с требованиями заданной ситуации. 2. Дивергентные способности (или креативность) — это способность придумывать много разнообразных оригинальных идей. 3. Обучаемость — это величина и темп прироста эффективности интеллектуальной деятельности под влиянием тех или иных обучающих воздействий.

6. Методы исследования индивидуальных различий

Для ДП характерны: 1. Общенаучные методы (наблюдение, эксперимент).2. Собственно психологические методы — а) интроспективные (самонаблюдение, самооценка), б) психофизиологические, в) социально-психологические (беседа, интервью, анкетирование,),г) возрастно-психологические, д) тестирование. 3. Психогенетические методы(все они направлены на разрешение задачи определения доминирующих факторов (генетики либо среды) в формировании индивидуальных различий. а. Генеалогический метод — метод исследования семей, родословных (исследование Гальтона. б. Метод приемных детей (в исследование включают 1) детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям, 2) приемных и 3) биологических родителей. в. Близнецовый метод. 4. Математические методы. Использование методов статистического анализ. Используют следующие приемы статистического анализа: 1)дисперсионный анализ – можно определить меру индивидуального варьирования показателей. 2)индуктивная статистика. Основная задача – определять, насколько статистически значимы различия между выборками; 3)корреляционный анализ – помогает установить, можно ли узнать возможные значения одного показателя, зная величину другого

56. Теории множественности интеллектов. Концепция iq

1) Теория тройственного интеллекта(Стернберг).

Считал, что теория должна описывать три аспекта (1)компонентный интеллект — внутренние содержимое, связанное с обработкой информации, 2) эмпирический интеллект — эффективность овладения новой ситуацией 3) ситуативный интеллект — проявление интеллекта в социальной ситуации. В компонентном интеллекте Стернберг выделяет три вида компонентов: а) исполнительские; б) компоненты, связанные с приобретением знаний; в) метакомпоненты. Эмпирический интеллект включает две характеристики:1) способность справляться с новой ситуацией 2) способность автоматизировать некоторые процессы. Ситуативный интеллект — это интеллект, который проявляется в обычной жизни при решении каждодневных проблем (практический интеллект) и при общении с окружающими (социальный интеллект).

26 стр., 12964 слов

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с ...

... техник изображения и благоприятность дошкольного возраста для развития творческих способностей. Проблемой развития детского изобразительного творчества в свое время занимались ... исследование эффективности использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: использование нетрадиционных техник ...

Теория Айзенка(он выделил иерархию типов интеллекта: биологичес.-психометрич.-социальн.3) Теория многих интеллектов (Гарднер), считал что единого интеллекта нет, а есть, минимум, 6 отдельных интеллектов. Три из них описывают традиционные теории интеллекта: — лингвистический, — логико-математический; -пространственный. Три другие: 1)музыкальный интеллект, 2)кинестетический интеллект 3)личностный интеллект. Концепция IQ( тесты Бине).

Психологи отказались от данных Бине и выработали идею о тестировании интеллекта и концепцию IQ с представлениями и о том, что они измеряют:1. Тесты измеряют фундаментальные интеллектуальные способности. 2. В основе этих способностей лежит обобщенный фактор. Этот фактор – общее развитие интеллекта. 3. Общее развитие интеллекта передается генетически, отмечено концепции. 4. И индивидуальные и групповые различия всегда четки и неизменны.

7. Каналы получения информации об индивидуальности

По Мэйли информацию можно получить разными каналами: 1)наблюдениями в повседневной жизни, 2)прохождение тестирования, 3)дать ответ доклада на вопросы анкеты. Методы изучения индивидуальности: L-данные – данные (регистрация поведения человека в повседневной жизни, Оценки должны быть выражены количественно).

В L-данных есть искажения, связанных с личностью наблюдателя, несовершенством методик обследования (неправельно сформулированными вопросами).

У L-данных — большие затраты времени. Т-данные — данные тестов (испытаний) с ситуацией которая контролируется. На Т-данные делали опыты Биренбаум и Зейгарник моделировали ситуации для изучения альтруистского поведения. Этот канал тоже требует больших временных затрат и человеческих ресурсов и используется для определения гипотезы, которую потом проверяют с помощью других, более экономичных методов. Q-данные -данные, получают с помощью опросников, анкет. Преимущество этого канала — высокая экономичность. Однако Q-данные не считают высоконадежными.

57. Интеллект в структуре индивидуальных свойств

1)Тревожность и интеллект — они отражают энергетический и информационный активности человека. В тревожности (черта темперамента — эмоциональная нестабильность) – показывается сила эмоционально-волевых процессов. 2)Темперамент и интеллект. Темперамент взаимодействует со способностями через характеристики активности – пластичность и темп. Но плотность связей между двумя подструктурами индивидуальности оказалась в зависимости от двух параметров – возраста и уровня умственного развития. 3)Личность и интеллект. Гарднер определяет интеллект в определениях способностей, каждое из которых является достижением успешности в определенной сфере деятельности. Ценность каждого компонента интеллекта определяется конкретными общественными нормативами, которые поощряют или не поощряют развитие интеллектуальных способностей: лингвистических, логико-математических, пространственных , музыкальных, интер(или меж)-личностных (понимание других), интраличностных (понимание себя).

15 стр., 7394 слов

Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение

... человека другим людям, его похожесть, а индивидуальность – его отличия от других людей, своеобразие человека как индивида и личности. Каждый человек обладает и общими с другими людьми и индивидуальными качествами. На развитие индивидуальности человека ... интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два ...

По Гарднер развитие первых двух способностей характеризует западное общество, а для небольших социумов (жителей маленьких островов) характерны развитие межличностных способностей. По этому EQ вычисляется как сумма показателей семи способностей: самоосознанности, самомотивированности, устойчивости, контролем за импульсами, регуляцией настроения, эмпатией, оптимизмом. IQ является академической успеваемостью — уровень EQ говорит о вероятности жизненного успеха

8. Анализ понятий: организм, индивид, личность, индивидуальность

Организм — это живая биологическая целостная система, обладающая способностью к самовоспроизведению, саморазвитию и самоуправлению. Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех черт человечества. Индивид — это «конкретный человек» от рождения до смерти. Личность рассматривается как результат развития индивида. Личность — это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, он строит определенные отношения с этим миром и с миром других личностей. Индивидуальность — это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, которые проявляющихся в поведении, деятельности и общении. В индивидуальности можно встретить те качества личности и индивидуальных свойств, которые есть у всех, но имеют разную выраженность. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения.

58. Креативность

Креативность – творческие способности индивида, характеризуется готовностью к принятию и созданию новых идей, которые не похожи на другие (входящие в структуру одарённости).

Согласно Маслоу – это творческая направленность, при рождении свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием разного воспитания и окружающей среды. В повседневной жизни креативность проявляется как смекалка (остроумное решение проблемы).

По мнению Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам (по поиску их решений на основе гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения).

Для оценки креативности используются тесты, опросники, анализ результативности деятельности. С целью развитию творческого мышления используют учебные ситуации, которые незавершенные. Существуют психологические инструменты измерения креативного мышления; самый известный – Тест Пола Торренса

9. Среда и наследственность в детерминации индивидуальных различий

С середины XIX в,, Гальтон: главным способом выявления воздействия наследственности на индивидуальные различия способностей, личностных качеств, мотивов, особенностей темперамента стал — близнецовый метод. В течение XX в. боролись две основные исследовательские программы: генетическая и средовая. Наиболее лучшие результаты получены у генетической. В ней наиболее подробно изучено влияние наследственности на развитие общего интеллекта – способности, которые влияют на успешность решения задач. Общий интеллект определяет успешность обучения в средней и высшей школе, а также в овладения профессиональной деятельностью. В исследовании Лоэлина и Николса была попытка выявить влияние особенностей среды на внутрипарное сходство интеллекта близнецов. Они выявили что влияние среды на индивидуальные различия в уровне невербального интеллекта на много выше. Есть три пути повышения уровня развития интеллектуальных способностей: 1) создавать среду для их развития в семье; 2) формировать другие психические свойства, повышающие интеллектуальную продуктивность; 3) создавать такую семейную ситуацию, в которой свойства, влияющие на повышение интеллектуальной продуктивности, могли бы проявиться.

12 стр., 5721 слов

Изучение индивидных свойств и их роли в развитии личности человека

... не менее актуальным, так как индивидные свойства, не представляя собой свойств личности, включаясь в деятельность, оказывают влияние на становление личности, так же являясь одним из ... и есть отдельные исследования) о связи особенностей телосложения и черт психики у людей. Нейродинамические свойства мозга - основные, преимущественно генетически детерминированные особенности функционирования нервной ...

59. Понятие личностного типа. Классификация как научный метод

Тип личности – это совокупность устойчивых личностных проявлений человека. Тип личности, в отличие от типа характера, имеет врожденные характеристики человека, а не приобретенные. Тип личности практически остается стабильным на протяжении всей жизни. Составление типологий и классификаций один из наиболее общенаучных методов. Они должны удовлетворять нескольким требованиям.1) ее классы должны исчерпывать все множество классифицируемых объектов. 2) каждый объект должен попасть в один и только в один класс. 3)каждое новое подразделение объектов в классификации должно производиться на основании одного признака (чаще всего используют математический метод автоматической классификации).

10.Основные теории генотип-средовых отношений

Теории: 1)В биогенетических теориях (Гальтон) формирование индивидуальности понимается как предопределенное врожденными и генетическими задатками. Развитие это то что открывает эти свойства во времени. 2)Социогенетические теории (Локк) утверждают, что в начале человек это «чистая доска», а все его достижения и особенности зависят от внешних условий. Эти теории более прогрессивны, но их недостаток касается понимание детей как изначально пассивного существа. 3)Двухфакторные теории (Бюлер, Штерн, Бине) понимали развитие как результат взаимодействия врожденных структур и внешних влияний. Считали, что среда накладывается на факторы наследственности. 4) Культурно-исторический подход (Выготского), он утверждал, что развитие индивидуальности возможно благодаря наличию культуры опыта человечества. Врожденные свойства человека являются условиями развития, среда – источник его развити. Высшие психические функции, которые свойственны только человеку, опосредствованы знаком и предметной деятельностью, представляющими собой содержание культуры. Чтобы ребенок мог его присвоить, необходимо, чтобы он вступил в особые отношения с окружающим миром: только не приспосабливался, а активно присваивал себе опыт предшествующих поколений в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми, которые являются носителями культуры.

60. Психологические типы личности (анализ не менее 3-х типологий по выбору студента)

Сенсорик: Он предпочитает конкретику; сосредоточен на данной деятельности, в данный момент. Получает удовлетворение от работы, дающей результат; любит работать с фактами и цифрами; нравится, когда информация излагается последовательно, а не хаотично; Читает журналы от начала и до конца; любит четкие указания; Использует слова в их буквальном смысле; чужие слова тоже воспринимает буквально. С радостью погружается в свою собственную работу. Логик: Спокоен, хладнокровен и объективен в ситуациях, которые расстраивают всех; любит справедливость и истину, чем счастье человечества; получает удовольствие, когда что-либо доказывает; способен аргументировать противоположные точки зрения (для расширения области знаний); прямолинеен, объективен, несмотря на то что некоторые считают его холодным и жестоким человеком. Не напрягается, принимая сложные решения; Считает, лучше быть правым, чем вызывать симпатию; доверяет всему, что логично и научно; легче запоминаете цифры и даты, чем лица и имена. Рационал: всегда кого-то ждёт; любит порядок; составляет себе расписание и следует ему, а неожиданные изменения планов могут привести его в замешательство. Не любит сюрпризов и говорит об этом всем окружающим. Любит доделывать все до конца.

4 стр., 1618 слов

Диагностика черт личности.Общая характеристика черт личности.Методы ...

... три основные и при этом обязательные их свойства - «обязательными свойствами черт личности являются степень выраженности их у разных людей, трансситуативность (черты личности индивида проявляются в любых ситуациях) и потенциальная измеримость ...

11. Генетически детерминированные линии индивидуального развития

Многие параметры, по которым одни люди отличаются от других, определены разными генетическими программами. Гезелл для определения последовательности смены паттернов в развитии, определенной генетическими программами, предложил термин «созревание». Согласно представлениям об онтогенетике индивидуальности, возрастные психогенетические исследования строятся с учетом следующих положений: 1)генотип выполняет двоякую функцию в онтогенезе, одновременно распределяя и индивидуализируя развитие; 2)фенотип любого психологического признака может являться результатом уникального жизненного опыта; 3)«гены в ходе развития «включаются и выключаются»; 4)наследуемость одного и того же признака фенотипа с возрастом может менять или может определяться влиянием разных генетических факторов; 5)«психологические характеристики, имеющие высокую стабильность в процессе развития, не обязательно связаны с генотипом и наоборот.

Когда человек достигает тридцатилетнего возраста, многие функции начинают снижаться. Измерение биологического времени связано с сексуальной активностью. Изучение людей в период с шестидесяти семи до семидесяти семи лет, результат: отсутствие у них интереса к сексуальной жизни. Однако, интерес к сексу в поздний период жизни, так и физическая активность, зависят от регулярности сексуальной активности в течение жизни.

61. Черты как психологическая категория

Черты — это качества, устойчиво принадлежащие данному человеку и проявляются в различных ситуациях. Оллпорт выделил восемь характеристик черт личности:1. Черта личности -действительно существуют в людях, а не являются результатом теоретических выкладок. 2. Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка. Привычки, объединяясь вместе, образуют черты. 3. Черты побуждают человека создавать или искать ситуации, в которых они могут проявиться. 4. Существование черт можно обнаружить с помощью психологических методов. 5. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт. Пересекаясь, они проявляются в еще более обобщенных характеристиках поведения. 6. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки. 7. Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе. 8. Несогласованность некоторых поступков с чертой не является доказательством ее отсутствия у человека. Существуют способы выделения черт в психологии: 1) это поиск черт, отвечающих теоретическим представлениям. 2)построен на семантическом сходстве психологических качеств. 3) это факторный анализ, который служит в основном для выявления тех характеристик которые не поддаются непосредственному наблюдению, однако могут влиять на множество свойств.

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

... людей. Говоря об индивидуальности употребляют - творческая, неповторимая, яркая, подразумевая качества самостоятельной натуры.     Психологическая структура личности. Психологическое устройство личности есть цельная форма, система свойств ... деятельность в коллективе, взаимоотношения коллектива и личности значительно детерминируют собой формирование особых черт личности. Личность ...

12.Методы исследования природы индивидуальных различий: близнецовый, семейный, приёмных детей.

1) Генеалогический метод (Гальтон) — Метод анализа родословных, был первым, который использовался в генетике поведения. Если наблюдать семейную передачу какой-либо способности, нельзя с полной уверенностью говорить, что она наследственная, потому что в семье, кроме наследственной, существует еще и социокультурная наследственность. Поэтому сходство между родителями и детьми может быть вызвано и средой. 2)Метод приемных детей Исследование усыновленных детей позволяет четко развести влияние генетических и средовых факторов. Для этого сравнивают детей и их биологических родственников, а также детей и их усыновителей. Дети которые были усыновлены с рожлению, то с их биологическими родителями они имеют только общие гены. Но, с усыновителями дети не имеют общих генов, зато есть общие средовые условия. В этом случае более высокая связь детей с биологическими родителями свидетельствует о большем влиянии генетических факторов, и наоборот, большая связь с приемными — о большем влиянии среды. 3)Концепция близнецового метода( Торндайком).

Среди близнецов выделяют монозиготных и дизиготных. Разновидности близнецового метода: а)Метод контрастных групп — основан на сравнении внутрипарного сходства (различия) МЗ и ДЗ близнецов. Б)Метод контрольного близнеца — он заключается в оказании неравных воздействий на разных членов МЗ близнецов. в) Метод разлученных близнецов — он интересен для психогенетики, потому что суть его состоит в сравнении внутрипарного сходства МЗ, воспитанных вместе (имеющих общую среду и одинаковый генотип), с МЗ, воспитанными врозь (имеющими одинаковый генотип, но различную среду). Г)Метод близнецовой пары — объектом исследования являются психологические особенности близнецовой пары

62. Факторный анализ в изучении черт личности: модели Дж.Гилфорда и Г.Айзенка Факторный анализ – многомерный метод, применяемый для изучения взаимосвязей между значениями переменных. Главным в теории Айзенка является концепция того, что элементы личности располагаются в порядке лестницы. Им была построена четырехуровневая система организации поведения. Уровни: нижний уровень; второй; третий; четвертый, высший уровень. В ранних исследованиях Айзенк выделял только два общих типа: экстраверсию – тип (Е) и невротизм – тип (N).

Потом он определил третий тип — психотизм (Р).

Он установил четыре критерия для опознания факторов: психометрический, генетический, смысловой, социальный. Айзенк разработал четыре личностных опросника, предназначенных для измерения суперфакторов. 1) Личностный опросник Модели (MPI) — позволял оценить только Е и N и давал некоторое ненулевое значение зависимости между этими двумя факторами. 2) Личностный опросник Айзенка или EPI. Он содержит отдельную шкалу лжи (L), чтобы исключить обман, но важно, что факторы нейротизма и экстраверсии, полученные из опросника, получаются близкой к нулю. В своей теории Гилфорд рассматривает личность как лестничную структуру черт от широких типов на вершине через первичные черты к гексам и к специфическим действиям на нижнем уровне. В структуре личности выделяет три сферы: способностей, темперамента и сферу обеспечение активности. Пользуясь своим факторно-аналитическим методом, Гилфорд при измерении экстраверсии-интроверсии выделил несколько различных личностных факторов, что послужило основанием для разработки опросника. Выделенные опросником Гилфорда факторы являются независимыми.

13. Структура индивидуальности. Обзор основных теорий

Структура индивидуальности: 1. Индивидуально-психологические особенности человека(свойства, тип нервной системы, темперамент и характер).

2. Способности человека, имеющие природную основу в свойствах нервной системы. 3. Структура интеллекта, состоящая из элементов познавательной деятельности человека. 4. Направленность личности. 5. Социальные свойства личности. Основные теории: Мерлин: Он выделил 3 уровня в структуре индивидуальности: 1)индивидуальные свойства организма; 2)индивидуально-психические свойства (темперамент, личность); 3)индивидуальные социально-психологические свойства. Ананьев: Индивидуальность — закрытая система и представляет собой все свойства человека как индивида и личности. Личность является «вершиной» структуры психологических свойств, а индивидуальность – «глубиной» личности. Полнота индивидуальности определяется всеми свойствами, относящимися к разным уровням, причинно-следственными связями между свойствами разных уровней и ведущей ролью свойств личности. Олпорт: Индивидуальные черты обозначают такие характеристики человека, которые не допускают сравнений с другими людьми. Эти черты, которые проявляются уникально у каждого человека, наиболее полно отражает его личностную структуру.

63. Теория черт личности р.Б.Кеттелла

Теория Р.Б.Кэттелла исходит из «теории черт» Олпорта. Кеттел пытался получить информацию о поведении. Задача: конструирования валидных личностных тестов. По Кеттелл личность – это совокупность черт, которая позволяет предсказать действия человека в данной ситуации (внутреннее и внешнее поведение).

В структуре личности он предполагал наличие поверхностных и исходных черт (поверхностные – открытые, внешние переменные, которые сопутствуют поведенческим актам; исходные – стабильные черты, обеспечивающие основу).

Задачу он видел в выделении исходных личностных черт. Результатом исследования явился «16факторный личностный Опросник» (вопросы, которые касаются жизненных ситуаций, о которы человек должен сказать, нравятся они ему либо нет).

Двенадцать из 16-ти факторов, полученные при этом анализе ответы на эти пункты, оказались схожими с факторами, которые получились на прошлом этапе работы, но 4 фактора появились лишь в этом тесте и описывают они мнение испытуемого о чертах принадлежащих ему. На основе теста строится профиль личности, который имеет описательный характер.

14.Дифференциальная психофизиология как научная база психологии индивидуальных различий.

Павлов одним из первых обратил внимание на связь поведения и свойств нервной системы. Он выделил свойства нервных процессов: сила, подвижностьравновесие. Они помогают приспосабливаться к изменением среды. Свойства нервной системы изучались и в школе Теплова – Небылицына, но их подход отличался от Павлова. Принципы: 1. Необходимо изучать свойства, а не типы (Павлов придерживался типологического подхода, а Теплов считал, что сначала нужно выделить отдельные свойства, а потом изучать их возможные сочетания).

2. Необходимо осуществлять количественный анализ, а не описание отдельных случаев. 3. Необходимо использовать лабораторный эксперимент. 4. Необходимо изучать только непроизвольные реакции организма. 5. Нельзя использовать оценочный подход к индивидуальным различиям в психофизиологических характеристиках(нету плохих и хороших свойств).

Теплов и Небылицын выделили по четыре свойства, к процессам возбуждения и торможения (8 свойств).

1. Сила (выносливость) нервной системы к возбуждению – это способность выдерживать длительное или часто повторяющееся возбуждение. Она свидетельствует о работоспособности и выносливости нервной системы. 2. Динамичность – скорость образования условных реакций. 3.Подвижность нервных процессов  изменение знаков раздражителей, скорость смены возбуждения торможением и торможения возбуждением. 4. Лабильность  скорость возникновения и прекращения нервных процессов.

64. Модель Большой Пятерки

Большая пятёрка – это модель личности человека (Олпортом, Айзенком и Кэттелом), которая включает в себя пять общих и независимых черт: 1)экстраверсию, 2)доброжелательность, 3)добросовестность, 4)нейротизм, 5)открытость опыту. Модель выводится практически, с использованием данных самоотчетов, экспертных оценок получаемых в рамках исследований. Основным статистическим средством извлечения модели является эксплораторный факторный анализ. Таким образом, в эмпирических исследованиях 5 черт чаще всего предстают в виде сравнительно автономных факторов. Наиболее широкую известность и применимость при изучении Большой Пятерки — вопросник NEO-PI-R. Одним методов тестирования Большой пятерки является BFI. В отличие от других тестов Большой Пятерки, BFI увеличивает надежность теста. Еще одна пригодная шкала для измерения модели — Личностный тест Хогана.

15. Специальная теория индивидуальности (в.М. Русалов)

Теория индивидуальности человека (Русалов) включает пять положений: 1) биологические особенности являются компонентами системы формально-динамических свойств психики. 2)в основе формально-динамических особенностей психики лежит не отдельная биологическая подсистема, а объединившиеся все биологические свойства человека. 3)механизм объясняющий процесс включения биологических свойств разного уровня в формирование психодинамических свойств, является механизм системного обобщения. 4) раскрытие связи между формально-динамическими образованиями психики и другими структурами индивидуальности. Формально-динамические свойства психики, включаясь в интеллект или характер, становятся компонентами этих структур. К содержательным компонентам интеллекта — феномен интеллектуальной саморегуляции. Формально-динамические образования психики (темперамент), можно рассматривать как самостоятельный уровень интегральной индивидуальности, или как компонент: интеллекта и характера. 5)состоит в определении роли формально-динамических характеристик психики в деятельности человека. Они выступают в роли предпосылок и условий деятельности, а также влияют на ее динамику.

65. Стиль как предмет дифференциально-психологических исследований

Когнитивный стиль — стабильный индивидуально-своеобразный способ приема и переработки информации. В настоящее времени изучены и описаны стили: когнитивные, эмоциональные, деятельности, руководства, общения, поведения, жизни; перцептивные, реактивные, аффективные, рациональные, эмпирические и др. В психологии познавательных процессов в последние время на первый план выходит — «когнитивный стиль». К настоящему времени описано около десяти разных параметров когнитивного стиля, которые были выявленны независимо друг от друга психологическими школами разных ориентаций. Индивидуальный стиль деятельности показывает всю систему отличительных признаков деятельности человека, вызванную его индивидуально-личностными особенностями. Стиль деятельности проявляется на поведенческом уровне в устойчиво повторяющихся приемах и способах деятельности. Внутрисубъектные особенности индивидуального стиля представлены типичными стратегиями деятельности, индивидуально-своеобразными особенностями контроля, саморегуляции действий и состояний.

16.Асимметрия полушарий как фактор развития индивидуальности

Функциональная асимметрия и специализация полушарий – характеристика распределения психических функций между правым и левым полушариями. Мозговое доминирование и доминирование руки (уха, глаза) связаны определёнными отношениями (т.е. при ведущей правой руке за речь отвечает левое полушарие).

Но иногда они расположены на одной стороне тела. Не существует и абсолютного доминирования – у каждого человека наблюдается индивидуальное сочетание мозгового доминирования, доминирования руки, ноги, глаза и уха. Встречаются люди, в которые владеют правой и левой рукой. Любая психическая функция осуществляется благодаря совместной работе обоих полушарий. Левое полушарие отвечает за чтение и счет, правое – ориентацию в пространстве, различение звуков и мелодий, распознавание сложных объектов. Левополушарное мышление аналитическое,  осуществляет ряд последовательных операций. Правополушарное мышление пространственно-образное, и синтетическое, оно дает возможность моментально схватывания разнородной информации. Доминирование полушарий в осуществлении той или иной функции не является установленой, а зависит от содержания деятельности, при изменении которой возможно не только выравнивание асимметрии, но даже изменение знака на противоположный. Оно обычно определяет наиболее развитую область психического – так, у правополушарных лучше развиты эмоции и интуиция, у левополушарных – восприятие и мышление, однако и те, и другие способны включать разные полушария.

66. Индивидуальный стиль деятельности

Признаки индивидуального стиля: а) устойчивая система приемов и способов деятельности; б) эта система вызвана определенными личными качествами; в) эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям. Индивидуальный стиль деятельности — это устойчивая система приемов, способов, методов деятельности, вызванная индивидуально-специфическими качествами человека и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам. Он позволяет людям с разными индивидуально особенностями нервной системы, разной структурой способностей, характера добиваться равной эффективности при выполнении одной и той же деятельности разными способами. Структура индивидуального стиля деятельности состоит: ядро и пристройка. Ядро состоит из особенностей деятельности: особенности, благоприятствующие успеху в данной обстановке («А»), и особенности, противодействующие успеху («Б»).

Пристройка к ядру состоит из категорий: особенности, имеющие компенсаторное значение («В»), и особенности, связанные с максимальным использованием положительных приспособительных возможностей («Г»).

Существует два пути формирования стиля деятельности — целенаправленный и стихийный. Стихийный вариант связан с выбором человека способа деятельности при отсутствии подходящего объяснения своего выбора. Целенаправленный путь, существует по принципу «делай, как я».

17.Формирование асимметрии в онтогенезе

Есть несколько теорий, которые объясняют происхождение асимметрии. 1)концепция эквипотенциальности полушарий (в начале полушария были совершенно одинаковы в отношении всех функций. Потому что об этом свидетельствуют данные о высокой пластичности мозга).

2)концепция прогрессивной латерализации (специализация полушарий существует с момента рождения ребенка. У праворуких людей она проявляется в виде запрограммированной способности субстрата левого полушария обнаруживать способность к развитию речевой функции и определять ведущую руку. Это подтверждается различиями в строении будущих речевых зон до того, как речь формируется. Формирование полушарий происходит не одновременно, что соответствует содержанию навыков и умений, которыми располагают дети. Фонемный анализ языка также производится асимметрично уже на ранних стадиях онтогенеза. Таким образом, в психофизиологии делается вывод о том, что доминантность левого полушария по речи потенциально фиксирована, т.е. существует нервный субстрат, приспособленный для переработки определенного типа информации – быстрой последовательности дискретных единиц, что и составляет основу языка. Доминантность по речи окончательно оформляется в процессе психического развития человека. К настоящему времени ее становления происходит в возрасте 5 лет. А степень асимметрии зависит еще и от речевого стимулирования, полученного в это время, что способствует закреплению изначальной предрасположенности к доминированию. На ранних этапах онтогенеза существует высокая степень реорганизации внутри полушарий и между ними, поэтому до пяти лет можно говорить не об эквипотенциальности полушарий, а скорее о повышенной чувствительности к адекватной стимуляции, которая и способствует нарастанию функциональной асимметрии. В то же время это период высокой способности компенсации. Так, например, перинатальные повреждения, вплоть до полного удаления полушария, не сказываются на овладении ребенком речью (афазия возникают только в том случае, если нарушение затронуло субстрат уже сформированной функции).

У взрослых и пожилых людей хирургическое вмешательство и органические поражения также могут компенсироваться.

67. Когнитивные стили: общее понятие, виды

Когнитивный стиль — стабильный индивидуально-своеобразный способ приема и переработки информации. Он используется для обозначения устойчивых характеристик того, как различные люди думают, воспринимают и запоминают информацию, какой предпочитают способ решения проблем. Чаще всего рассматривается около 10-15 когнитивных стилей: 1)поленезависимость — полезависимость; 2)конкретность — абстрактность; 3)сглаживание — заострение;4)ригидный — гибкий познавательный контроль; 5)низкая — высокая толерантность к нереалистическому опыту; 6)фокусирующий — сканирующий контроль; 7)импульсивность — рефлективность; 8)узкий — широкий диапазон эквивалентности; 9)когнитивная простота — сложность; другие (шкалы опросников Майерс-Бриггс).

.

18. Теории леворукости

Теории леворукости можно разделить на две группы: 1)объясняют леворукость воздействием среды на развитие ребенка до и после рождения; 2)выдвигают различные варианты генетической зависимости леворукости. Согласно 1) из теорий праворукость – следствие асимметричного расположения внутренних органов. 2) теория щита и меча, объясняет праворукость необходимостью защищать сердце во время сражений. 3)гипотеза «виновницей» леворукости младенца является его мама. Она обычно носит его на левой руке, прижимая к себе. Левая рука ребенка при этом более свободна, что и обеспечивает ей лучшее развитие. Есть и вынужденная леворукость. 4)вариант возникновения леворукости — патологическая леворукость. Причина ее — нарушения в развитии мозга. Важно создавать благоприятные условия для развития ребенка, и не ждать, когда речевые нарушения пройдут сами по себе. Очень высок процент леворуких детей среди близнецов. По Спрингеру и Дейчу, существует феномен зеркального отображения, проявляющийся у однояйцевых близнецов. В последние время исследователи считают, что в основе леворукости — комплексное сочетание патологических, генетических и социальных факторов.

68. Характеристика отдельных когнитивных стилей: полезависимость-поленезависимость; рефлексивность-импульсивность

Полезависимость – поленезависимость (Уиткин в связи с изучением «фигура-фон», «часть—целое»).

Поленезависимост — это тенденция контролировать влияние зрительного поля за счет опоры на внутренний опыт и легко выделять часть из сложной фигуры. Полезависимость — это тенденция полагаться на внешнее видимое поле и испытывать трудности при выделении частей целого. Полные данные были получены в процессе изучения связей показателей ПЗ-ПНЗ с особенностями межличностных отношений. Полезависимые люди более чувствительны к социальной информации, доброжелательны и общительны, склоны к короткому общению. Зависимые люди ждут от окружающих поддержки и помощи. Они легче ладят с людьми, успешнее разрешают конфликтные ситуации, почти не высказывают негативное отношение к окружающим. Эти люди могут изменять свои взгляды. Поленезависимым людям присущи прямо противоположные психологические качества. Импульсивность – рефлексивность (склонность принимать решения быстро или медленно) проявляется в условиях неопределенности, когда требуется принять правильный выбор из множества альтернатив. Импульсивные люди предпочитают быстро принимать решения. Для рефлективных людей характерен замедленный темп принятия решений. Для рефлективности характерны особенности интеллектуальной деятельности (противоположные особенности характеризуют импульсивность): 1)использование более продуктивных стратегий решения задач; 2)более высокий уровень мета памяти; 3)поленезависимость; 4)высокие показатели учебной успеваемости, отсутствие трудностей в чтении, большая зрелость речи.

19. Пол в структуре индивидуальности

Пол как биологическое явление относится к человеческим характеристикам — он определяется в момент зачатия человека, и его невозможно изменить. Различия в психологических качествах у людей различного пола связано с тем, что общечеловеческая культура и психоанализ, создавались мужчинами. Но особенности: брачного поведения, размножения, ухаживания за потомством, и качества познавательных процессов, эмоциональной сферы и поведения могут различаться у обоих полов. Макнемар установил и подтвердил статистикой, что девочки обладают более развитыми эстетическими вкусами, лучше развита речь, но мальчики обладают лучшими математическими и механическими способностями. У девочек выше беглость речи; женщины более адаптивны, а мужчины более сообразительны, изобретательны. Все новые виды профессий вначале осваиваются мужчинами, и лишь потом — женщинами. Кроме того, женщины предпочитают стереотипные виды профессиональной деятельности, а мужчины, наоборот подвергаются нервно-психическим расстройствам в тех видах деятельности, которые стереотипны.

69. Характеристика отдельных когнитивных стилей: ригидность-гибкость; узкий-широкий диапазон эквивалентности; толерантность к нереалистическому опыту; когнитивная простота-когнитивная сложность

Ригидность-гибкость. Специфическая форма симптоматического поведения (ригидность/гибкость) является следствием характерного стиля и образа мышления. Ригидность (жесткость, неспособность индивида к изменению запланированной схемы деятельности в обстоятельствах, когда ранее она требует больших изменений) или ригидный / гибкий контроль, означает возможность человека преодолевать мешающие факторы и ориентироваться на них в реализуемых способах действий. Люди с ригидным контролем жестко придерживаются привычного образа действий. Узкий-широкий диапазон эквивалентности. Этот когнитивный стиль характеризует индивидуальные различия в особенностях ориентации на черты сходства или различия объектов. Методики диагностики диапазона эквивалентности: 1) Методика «Свободная сортировка объектов»; 2) «Константность размера». Толерантность к нереалистическому опыту. Для этого стиля нужны ситуации, для которых характерно неопределенное, противоречивое, двусмысленное. Предполагает возможность принятия впечатлений, не соответствующих имеющимся у человека знаниям, которые он оценивает как правильные. Когнитивная простота-когнитивная сложность. Одни люди понимают и интерпретируют происходящее в упрощенной форме на основе фиксации ограниченного набора сведений (полюс когнитивной простоты).

Другие, напротив, склонны создавать многомерную модель реальности, выделяя в ней множество взаимосвязанных сторон (полюс когнитивной сложности).

20. Биологические механизмы половой дифференциации

Процесс половой дифференциации начинается с оплодотворения яйцеклетки и проходит ряд стадий, каждая из которых имеет свои задачи, результаты которых становятся необратимыми. Генетический пол определяет, обусловленным строением половой железы (яичка или яичника).

Возникновение яичек или яичников обусловливает гаметный пол. Возникает гормональный пол, который у зародыша определяет дифференциацию внутренних репродуктивных органов и наружных гениталий, а также особых нервных механизмов («половых центров»), которые в будущем регулируют поведение человека. В период полового созревания выделяется большое количество гормонов, которые окончательно определяют биологические различия по полу. У мальчиков уровень тестостерона увеличивается в 18 раз, а у девочек уровень эстрадиола — в 8 раз. При отсутствии или недостатке в этот критический период зародышевых андрогенов половая дифференциация автоматически, независимо от хромосомного пола, происходит по женскому типу.. Женский псевдогермафродитизм выражается в увеличение клитора. Такая девочка при рождении записывается и воспитывается как мальчик до тех пор, пока не начинается период полового созревания и не появляются грудные железы и менструации. Мужской псевдогермафродитизм связан с недостатком мужских половых гормонов в период развития мальчиков. Вследствие этого мальчики приобретают некоторые морфологические и поведенческие черты, свойственные женщинам.

70. Стили атрибуции; локус контроля; абстрактный и реальный стили переработки информации

Атрибуция – механизм объяснения причин поведения другого человека. Стили атрибуции: –1)Внутренняя атрибуция – связывание поведения человека с его характеристиками; 2)Внешняя атрибуция – связывание поведения человека с ситуацией. Локус контроля (Роттер) – свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним («внутренний локус контроля») или внешним факторам («внешний локус контроль»).

Склонность к внешней атрибуции повышает беспомощность человека. Внутренними факторами являются свойства личности человека: свои усилия, собственные положительные и отрицательные качества, наличие или отсутствие необходимых знаний, умений и навыков. Выделяют стили: 1) абстрактный стиль переработки информации, вызванный ведущей ролью левого полушария и конкретный стиль переработки информации, который вызван ведущей ролью правого полушария.

21. Целесообразность и биологическое предназначение наличия в природе двух полов Биологическое предназначение мужчин и женщин: задача мужчин — оплодотворять женщин, а задача женщин — рожать детей. Эта позиция передает концепцию дарвинизма, которая делает акцент на «естественный отбор» и основное назначение женщины в обществе — материнство, являющееся главным фактором развития нации. Геодакян видит целесообразность наличия двух полов в двух процессах: консервативному (сохранение свойств вида) и прогрессивному (приобретение видом новых свойств).

Мужской пол — «прогрессивный», а женский — «консервативный», обеспечивая потомства от поколения к поколению. Женский пол филогенетически более устойчивый, но зато онтогенетически более пластичный. Мужской пол — филогенетически менее устойчивый, но онтогенетически ригидный. У Мужского пола функция заключается в том, что он изучает новые условия существования. Если они достаточно сильные, то формируются новые генетические линии, которые могут быть переданы потомству. Но отмечает Каган распространять концепцию Геодакяна на человеческую психологию и поведение следует очень осмотрительностью. Прямой перенос биологических закономерностей на психологию оборачивается утверждением мужского шовинизма. Теория взаимодополнительности двух полов также подчеркивает положительную функцию дифференциации половых ролей. Кто придерживается этой теории считают, что в современной семье супруги выполняют две различные роли: инструментальную и экспрессивную. Инструментальная роль, выполняет мужчина, которая состоит в поддержании связи между семьей и внешним миром; это работа и обеспечение семьи. Экспрессивную роль, выполняет женщина, она связана с заботой о детях и выполнением домашних дел.

71. Единая концепция стиля человека

Концепция личности Мерлина, связана с теорией личности Лазурского. Развивающаяся сторона концепции Лазурского, по Мерлину, заключается в том, что, вводя понятие отношений личности, он подошел к характеристике личности с точки зрения ее активного взаимодействия с окружающей действительностью (признак личности в концепции Мерлина). Шаги к решению проблемы интраиндивидного представления личности осуществил Мерлин (в книге концепцию интегральной индивидуальности).

В развитие идей Мерлина Климовым разрабатывается концепция индивидуального стиля деятельности личности. По этому вся концептуальная модель общепсихологической теории личности оказывается определенного рода системой интра- и интермодальных связей, которые составляют ее структуру. Концепция индивидуальных стилей активности (Вяткин) подтвердилась в экспериментальных исследований, которые были выполнены на материале различных видов человеческой деятельности. Леонтьев связывает эволюцию понятия стиля с эволюцией образа человека в общественном сознании. По совместному признанию исследователей стилей общения, на сегодняшний день задачей является найти основания для соединения всех выделенных стилевых проявлений личности в целую структуру. Для последнего 10-летия характерна дифференциация стилей по разным направлениям: 1)рядом исследователей признается необходимость различать собственно своеобразные и типические стили; 2)экспериментально подтвержденным оказалось то, что индивидуальный стиль не всегда наилучший.

22. Эволюционная теория пола в.А. Геодакяна

Согласно эволюционной теории пола, которую Геодакян развивает больше сорока лет, процесс самовоспроизводства любой биологической системы включает в себя две противоположные тенденции: наследственность – консервативный фактор, стремящийся сохранить неизменными у потомства все родительские признаки, и изменчивость, благодаря которой возникают новые признаки. Самки олицетворяют как бы постоянную «память», а самцы – оперативную, временную «память» вида. Поток информации от среды, связанный с изменением внешних условий, сначала воспринимают самцы, которые теснее связаны с условиями внешней среды. Лишь после отсеивания устойчивых сдвигов от временных, случайных генетическая информация попадает внутрь защищенного самцами устойчивого «инерционного ядра» популяции, представленного самками. По Геодакяну, норма реакции женских особей, то есть их адаптивность (пластичность) в онтогенезе по всем признакам несколько шире, чем мужских. Один и тот же вредный фактор среды модифицирует фенотип самок, не затрагивая их генотипа, тогда как у самцов он разрушает не только фенотип, но и генотип. Вследствие разной нормы реакции, у женщин выше обучаемость, воспитуемость, конформность, а у мужчин – находчивость, сообразительность, изобретательность (поиск).

Поэтому новые задачи, которые решаются впервые, но решить их можно кое-как (максимальные требования к новизне и минимальные – к совершенству), лучше решают мужчины, а знакомые задачи (минимум новизны, максимум совершенства) – женщины. Теория Геодакяна привлекает логической стройностью и хорошо объясняет некоторые факты естественного полового отбора, например повышенную смертность самцов, принимающих на себя фронт внешних воздействий и в силу этого чаще становящихся жертвами неудачного «экспериментирования» природы. Но дедуцировать из нее заключения относительно конкретных половых/гендерных свойств и отношений методологически рискованно.

72. Групповые характеристики индивидуальности

Характеристики:

1)«Статус» (или «позиция») — это место индивида в системе групповой жизни. 2)«Роль» — это динамический аспект статуса, который раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. Пример семья: в ней различные статусные характеристики существуют для каждого из ее членов: есть статус матери, отца и т.д. Если описать набор функций, которые «предписаны» группой каждому статусу (т.е. члену семьи), то получим характеристику роли матери, отца и т.д. Нельзя представлять роль как что-то неизменное: при сохранении статуса набор функций, которые ему соответствуют, могут сильно изменяться в различных однотипных группах, в ходе развития группы и более широкой социальной структуры, в которую она включена. Пример: изменение роли супругов в ходе исторического развития семьи. Важной характеристикой положения индивида в группе является система «групповых ожиданий» (- обозначает, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. Групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны и приняты группой,ъ которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна.

23. Морфологические и физиологические различия мужчин и женщин

Различия: большие темпы роста и созревания девочек по сравнению с мальчиками связано с большой концентрацией гормона роста  соматотропина. У взрослых женщин соматотропина в крови больше, чем у мужчин, но они уступают мужчинам по физическому развитию, потому что на физическое развитие влияют мужские половые гормоны (андрогены), которых у мужчин становится больше после полового созревания и которые усиливают гормоны соматотропина. У лиц мужского пола мышечная масса тела больше, чем у женского пола. В период полового созревания у мальчиков увеличивается и изменяется формы гортани, образуется гортанный выступ — кадык. Вследствие происходит понижение голоса, изменяется тембр голоса и другие его качества, изменения бывают в лучшую, так и в худшую сторону. Еще одно различие в развитии мужского и женского организма — влиянием гормона гипофиза фоллитропина (начинает развиваться молочная железа).

В период полового созревания начинают проявляться различия между лицами мужского и женского пола в оволосении. У мужчин волосы начинают расти на лице, на груди, спине и ногах.

73. Социоэкономический статус индивидуальности

В большинстве обществ с ярко выраженным многонациональным оттенком, например, в США, процесс стратификации происходит в результате воздействия социальных и экономических факторов. Для обозначения совокупности переменных, которые в дифференциально-психологическом контексте играют роль обладающей устойчивым влиянием ситуативной детерминанты, введено понятие Социоэкономического Статуса (СЭС), определяемого на основе анализа рода занятий, уровня дохода и образования. Влияние социального класса или страты, в которую включен индивид, часто проявляется на протяжении всего жизненного пути субъекта — от особенностей протекания беременности матери до становления зрелой личности. В зависимости от степени дифференциации между семьями из разных слоев общества, включая отличия в ценностных ориентациях, целях и стилях взаимодействия, формируются различия между детьми, а затем уже и между взрослыми. Можно охарактеризовать специфику важнейших личностных характеристик, относящихся к особенностям целей и ценностных ориентации в семейной жизни, в зависимости от СЭС: неблагополучные, голубые воротнички, белые воротнички, выше среднего, высокий уровень. Интеракционистская модель человеческих различий предполагает равноценное участие в детерминации индивидуальных особенностей таких факторов, как наследственная предрасположенность и экологические влияния, проявляющиеся прежде всего в специфике внутрисемейного взаимодействия, обусловленной параметрами СЭС. Становится все более очевидным и учет субъективной детерминации рассматриваемых явлений, отображающейся в характеристиках жизненного опыта как системообразующего фактора в формировании каждой отдельной человеческой индивидуальности.

24. Половые различия в проявлении свойств нервной системы и темперамента

По Сухаревой увеличение с возрастом людей, имеющих большую и среднюю силу нервной системы, выражено — как у мужчин, так и у женщин, но у мужчин более сильно. По Высотской и Пинчукова, среди мальчиков 7-16 лет количество человек с подвижностью возбуждения и торможения больше, чем среди девочек. Существенных различий между мальчиками и девочками школьного возраста по «внешнему» балансу нет. По Ворониной, существенных различий по подвижности между мужчинами и женщинами нет. Владимирова, используя опросник для выявления типов темперамента, установила, что группе мужчин оказалось вдвое больше человек сенсорного планирующего мыслительного типа, в группе женщин — вдвое больше лиц интуитивного эмоционального типа. Девушки оказались более эмоциональными, с более развитой интуицией, и более спонтанными , чем мужчины. Юноши же отличались мыслительностью. По Герасимовой общительность женщин 20-25 лет значительно выше чем у мужчин того же возраста. На большом числе обследованных Омарова выявила, что у юношей чаще, чем у девушек, встречается эпилептоидный и гипертимный типы, а у девушек — лабильный и психастенический типы

74. Этно-культурные детерминанты индивидуальности

Люди которые относятся к одной нации, имеют особенности, типичные для всех представителей данной нации и нетипичными для другой.  Структура этнического самосознания включает: 1) осознание особенностей этнокультуры своей нации; 2) осознание психологических особенностей своей нации; 3) осознание равенства со своей нацией; 4) осознание собственных этнопсихологических особенностей; 5) осознание себя субъектом нации; 6) социально-нравственную самооценку этничности. По Кону, раскрыть психологию народа — значит раскрыть его существенные черты. Но ни одна из этих черт, в отдельности, не может быть уникальна. Уникальна структура психических особенностей нации. Сравнение проводится по степени выраженности общих черт и качеств. Существенное течение нашего времени — это стремление к целостному, междисциплинарному исследованию человеческой индивидуальности. С позиций интегративного подхода представители определенного этноса должны характеризоваться не столько уровнем психофизиологических, психических и социальных особенностей, сколько спецификой их взаимосвязи и взаимообусловленности в условиях реальной действительности.

25. Этология пола. Нейроандрогенетическая теория л.Эллиса

Наука об инстинктивных основах поведения — сравнительная этология — изучает особенности и закономерности, свойства неродственным формам животных, родственным видам, прямым родственникам. Эволюция брачного поведения человека была очень сложной Людям свойственны разные формы семьи, а во всех других биологических видов форма брачного поведения является стабильной признаком У людей распространены четыре формы и брачных отношений: групповой брак, полигиния, полиандрия и моногамия (один мужчина и одна женщина).

Л. Эллис утверждает, что половые различия в поведении связаны с воздействием андрогенов на мозговые системы. В результате многосторонних и многочисленных экспериментов было выделено 12 устойчивых поведенческих программ, находящихся под андро-генетическим контролем. Типично женское поведение характеризуется отсутствием этих способов поведения: наступательное эротическое поведение;агрессивное поведение;пространственная ориентация; территориальное поведение;выносливость к боли;медленное усвоение оборонительных условных рефлексов;слабое проявление эмоциональных реакций в ответ на угрозу;настойчивость, или персистентность, при выполнении задания без подкрепления;слабая связь с ближайшими родственниками;периферизация;поиск приключений, новых и сложных раздражителей;«хищническое» поведение, связанное с охотой.

.