Психология труда 4

Содержание

Введение

1. Понятие и сущность психологии труда

2. Человек как субъект психологии труда

3. Индивидуальная психология труда человека

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Психология труда — есть необходимый компонент в профессиональной культуре. Жизнь нашего общества, прежде всего, состоит из мира труда граждан, занятых материальным и духовным производством, производством полезных действий, касающихся обслуживания человека.

В компетенцию психологии труда входят разработка методологии и понятийного аппарата, анализ отношений, параметров и динамики основных феноменов, порождаемых в процессе труда субъекта (профессия, трудовой пост, рабочее место и др.).

Традиционно и достаточно долго психология труда была сосредоточена на изучении деятельности человека как отдельного субъекта с позиции оценки его успешности как профессионала в целом и эффективности его профессиональной деятельности в частности.

Психология труда начала формироваться на рубеже 19-20 вв. в связи с ростом производственной сферы, появлением новых видов трудовой деятельности и массовых профессий, усложнением требований к человеку

Возникновение психология труда связано с началом научной организации труда.

В широком смысле психологией труда будем называть комплекс научных дисциплин о труде как культурной и социальной активности человека, выступающего в качестве его субъекта, его ключевого компонента, ее «системообразующего фактора».

В узком смысле психология труда есть комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида; это комплекс дисциплин о теоретико-методологических, психофизиологических и психологических основаниях труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида как субъекта труда, профессиональных кризисах и деструкциях, деформациях, заболеваниях.

1. Понятие и сущность психологии труда

Под психологией труда понимаются:

1) отрасль психологии, изучающая некоторые аспекты трудовой деятельности, адаптационные и интеграционные процессы каждого субъекта труда;

2) психологические механизмы и закономерности формирования профессиональной идентичности с формированием навыков, культуры, свойственных данной профессии.

Психология труда на настоящий момент — самостоятельная отрасль психологии, которая позволяет наиболее эффективно использовать труд человека, учитывать его личностные особенности и влияние на производство в целом, прогнозировать развитие производственных отношений и многое другое.

5 стр., 2463 слов

Педагогическая концепция целостного развития и воспитания дошкольника, ...

... трудовые связи с близкими людьми». Затем в ряде исследований эта концепция была раскрыта через идеи целостного развития и воспитания ребенка как субъекта деятельности, познания и общения, ... в своей теории личности указал на биосоциопсихологическую природу личности и создал концепцию психологии отношений личности, которая описывала и решала проблемы взаимодействия, общения и взаимоотношений ...

Психология труда в первую очередь ориентирована на человека и его интересы, на минимизацию производственных потерь и оптимизацию трудовой деятельности для работника.

Сфера применения психологии труда очень широка, поскольку труд — это основная деятельность каждого человека. Множество профессий дают широкое поле для исследований в области психологии труда и направлены на выработку определенных методов работы с людьми различных профессий. На большинстве предприятий существуют ставки психолога, в обязанности которого входит и кадровый подбор, и решение конфликтных ситуаций на производстве, и многое другое.

Психология на производстве позволяет не только работать с людьми как работниками компании, но и содержат в контексте решение проблем сотрудников вне стен организации, влияющих на производительность труда, например семейные проблемы. Кроме того, планирование рабочего места, работа по обеспечению безопасности труда, реклама, ведение переговоров также входят в сферу интересов психологии труда Иванченко А.С. Психология труда: конспект лекций.- М.: Норма, 2009. — С.21. .

Основными целями психологии труда являются:

1) оптимизация психологического климата предприятия, то есть учет психологических особенностей каждого члена предприятия и оптимизация интерактивных процессов внутри организации;

2) прогноз возможных результатов решений руководства, тактики и стратегии управления, что подразумевает глубокое знание производственных процессов, учет специфики деловых переговоров, грамотно организованную рекламную кампанию и сбор информации.

Для достижения этих целей психология труда использует различные инструменты, что отражается в задачах и проистекает из сферы ее применения. Во многом особенности методов психологии труда зависят от профиля и специфики производства организации, в которой осуществляет свою деятельность организационный психолог.

Задачи психологии труда можно разделить на две группы: теоретические и прикладные.

В первую группу войдут задачи, которые тесным образом связаны с психологическими особенностями человека (субъекта).

К теоретическим задачам можно отнести:

1) изучение и исследование психических процессов, основных психологических свойств субъекта (рассматривая их в разрезе эффективности труда и увеличения работоспособности);

2) изучение особенностей трудовой деятельности;

3) исследование социально-психологических факторов, влияющих на человека, социальную среду, психологический микроклимат в организации, удовлетворенность трудом;

4) изучение эмоциональной сферы личности и волевых качеств, способствующих к регулированию трудовой деятельности;

5) изучение раскрытия субъекта и его личности в трудовом процессе и закономерность, связанную с этим;

6) изучение проблемы мотивации, анализ путей решения проблемы мотивационной системы;

7) выработку наиболее приемлемого метода управления; планирование тактики и стратегии управления;

8) превентивную психологическую работу, направленную на формирование здорового образа жизни;

9) улучшение условий жизни работников;

10) улучшение условий рабочей деятельности;

11) разработку основных критериев приема на работу;

12) разработку рекомендаций по усовершенствованию методов обучения и переобучения работников;

13) рациональную перестройку и обновление профессий.

Во вторую группу задач, прикладную, которая в основном направлена на достижение конечного практического результата, будут входить следующие задачи:

1) разработка норм, правил и процедур по технике безопасности;

2) разработка психологических средств мотивации;

3) разработка оптимальных режимов труда и времени отдыха;

4) разработка теоретически обоснованных эффективных процедур проведения аттестации и обучения;

5) разработка конкретных требований и условий труда при разработке и внедрении новых технологий, учитывая при этом личностные возможности;

6) развитие способов решения проблемы трудовой ориентации; оптимизация процедур профессиональной подготовки и адаптации личности;

7) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;

8) минимизация аварийных ситуаций;

9) работа с нормами, ценностями и корпоративной культурой производства и т.д. Боронова Г.Х. Психология труда: Конспект лекций. — СПб, 2009.- С. 89.

2. Человек как субъект психологии труда

Согласно Е.А.Климову, признаки человека как субъекта труда возникают в результате контакта конфликтующих реальностей двоякого рода. С одной стороны, это множество свойств индивидуальности человека. С другой, свойства его среды (в широком смысле — макросоциальной: культурной, социально-исторической, микросоциальной: контактной среды, информационной, предметно-производственной).

Исходом длительных и сложных взаимовлияний индивидуальности и изменяющейся среды выступает группа свойств, которые можно назвать свойствами человека как субъекта труда. Среда и индивидуальность в каждый момент развития предоставляют человеку какие-то возможности и создают ограничения. Создается то, что обозначают противоречие развития, или факт конфликтующей реальности. В разных обществах и культурах формируются различные свойства человека как субъекта труда.

Данный человек как

индивидуальность

Общественная среда

человека на данный период

его развития как субъекта

деятельности

Признаки данного

человека как субъект

труда

Состояние телесного и

душевного здоровья.

Образ мира, образ Я,

идеалы, убеждения,

ценности. Социальные и

духовные потребности.

Устойчивые отношения к

разным сторонам

действительности: другим,

деятельности, к себе.

особенности психических

состояний личности —

эмоциональности и

психодимнамики

(темперамент).

Особенности

познавательной сферы,

волевой саморегуляции

деятельности, поведения.

Принятые в среде ценности,

признанные

потребительские стоимости

(продукты труда в широком

смысле), социальные

ожидания относительно

участия человека в труде.

1. Способность мысленно

предвосхищать результат

деятельности, в идеале —

придумывать лучший

результат, включая и такой,

как свое развитие.

2. Сознание

обязательности достигать

заданный результат

деятельности и способность

волевой регуляции

деятельности.

Сложившиеся условия,

средства, способы создания

материальных и духовных

ценностей. Достигнутый

или доступный уровень

техники.

3. Владение внешними и

внутренними средствами

работы. В идеале —

способность их создавать и

совершенствовать.

Сложившиеся связи,

зависимости между

производителями и

потребителями

материальных и духовных

ценностей. Система

разделения труда,

распределения благ в

обществе.

4. Осознание связей, между

производителями и

потребителями результатов

деятельности, в идеале —

построение более

совершенных связей.

психология труд человек

Структура субъекта труда:

— уровни изучения субъекта труда (уровень «отдельной деятельности» как целостного цикла (этапа) трудовой деятельности, уровень психологических действий и операций, уровень психических функций и процессов);

— показатели профессиональной деятельности субъекта труда: мотивационные и эмоционально-волевые; когнитивные; операторные;

— внутренние условия и средства деятельности субъекта труда:

1) психические регуляторы труда (ниже подробнее);

2) функциональные состояния профессионала в труде (роботоспособность, психические состояния в труде);

3) свойства индивидуальности субъекта труда (ПВК — свойства интегральной индивидуальности различных уровней: способности, свойства психических процессов, темперамента, характера, личности и т.д.).

Уровень индивидуального стиля деятельности.

3. Индивидуальная психология труда человека

В основе формирования индивидуального стиля труда человека часто лежит развитие психологической системы профессиональной деятельности субъекта труда. В.А. Шадриков, анализирует формирование различных психологических систем профессиональной деятельности:

1. Формирование мотивов профессиональной деятельности предполагает: а) сдвиг мотива на цель трудовой деятельности (по А.Н. Леонтьеву), в результате чего работник находит «свой» предмет деятельности; б) «принятие» человеком профессии и нахождение личностного смысла деятельности, что является важным для формирования профессиональной мотивации; в) образование целостного поведения работника в результате формирования профессиональной мотивации.

2. Формирование цели профессиональной деятельности предполагает выделение и учет следующих моментов: а) центральным моментом деятельности выступает ее цель (человеческая деятельность — это целесообразная деятельность, цель сознательно выбирается человеком, в отличие, например, от деятельности животных); б) сама цель рассматривается как: идеальный образ результата; уровень достижения, к которому надо стремиться; в) также цель профессиональной деятельности выступает как: образ результата; производственная задача, заданная в определенных условиях; г) основные этапы формирования цели: выделяется поле допустимых результатов; уточняется конкретная цель (как наиболее оптимальная).

3. Формирование представления о программе деятельности предполагает: а) формирование представления о компонентах (о структуре) деятельности; б) формирование представления о способах выполнения деятельности; в) формирование представления о программе деятельности (как последовательности адекватных действий и способов).

4. Формирование информационной основы деятельности (ИОД) предполагает выделение и рассмотрение следующих моментов: а) уровни формирования ИОД включают: сенсорно-перцептивный уровень (восприятие информации); когнитивный уровень (оценка значимости информации); образно-оперативный уровень (переработка информации и построение информационных образов); б) особенности формирования ИОД: информация часто меняющаяся, что требует гибкости ИОД; многоплановость информации вызывает необходимость быстрого переключения с одного вида информации на другой; в) в целом формирование ИОД предполагает: формирование ИОД в материальном плане (способность воспринимать и обрабатывать реальные сигналы, несущие информацию); формирование ИОД в идеальном плане (способность строить информационные образы и значения по получаемым сигналам).

5. Формирование блока принятия решений основано на учете следующего: 1) Само решение рассматривается как выбор одной альтернативы из нескольких. 2) Создается общая схема принятия решений: а) осознание проблемы; б) разрешение проблемы; при само этом формирование блока принятия решения предполагает: освоение (выработка) решающего правила, способа решения; формирование критерия достижения цели и предпочтительности выбора способа решения; в) проверка решения; г) коррекция выбора (там, где это возможно).

3) Выделяются два основных типа решений: а) детерминированные (основанные на строгой логике); б) вероятностные (основанные на просчете наиболее благоприятной вероятности достижения цели).

6. Формирование подсистемы профессионально важных качеств (ПВК) исходит из следующих посылок: 1) У человека уже есть определенные качества и при освоении профессий происходит их перестройка в соответствии с особенностями данной профессиональной деятельности. 2) Общая логика такой перестройки деятельности: а) перенастройка качеств в соответствии с профессиональной деятельностью; б) появление и развитие новых качеств и способностей; в) формирование индивидуального стиля деятельности, что как бы «венчает» развитие профессионала Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1992. — С. 163..

В.С. Мерлин выделил три основных аспекта в формировании индивидуального стиля деятельности:

1. Формирование «симптомокомплексов», характеризующих отдельные свойства личности.

2. Изменение интенсивности и частоты проявления индивидуальных свойств по мере их развития.

3. Возникновение новых связей между индивидуальными свойствами, например, возникновение в юношеском возрасте связей между учебными и профессиональными интересами, интеллектуальными свойствами и отношениями личности Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1996. — С. 118. .

В.С. Мерлин отмечал, что стиль отражает «взаимоотношения объективных требований деятельности и свойств личности. В зависимости от различных объективных требований деятельности одни и те же свойства личности выражаются в разных стилях… Индивидуальный стиль деятельности следует понимать не как набор отдельных свойств, а как целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат. Отдельные действия образуют целостную систему именно благодаря целесообразному характеру их связи».

При этом формирование психологической структуры профессиональной деятельности предполагает, что освоение профессии рассматривается как процесс «распредмечивания, индивидуализации нормативно-заданного (одобряемого) способа деятельности» (это также связано с формированием индивидуального способа деятельности).

Основные этапы освоения профессии: 1) когнитивный (познание, освоение нормативно-заданного способа деятельности); 2) практический этап как центральный момент формирования психологической структуры деятельности, при этом сначала осваиваются отдельные действия, а затем — осваивается деятельность в целом.

В целом обобщенная схема освоения профессиональной деятельности представляется следующей:

Освоение нормативно-одобряемой, изначально заданной, «правильной» деятельности (образ всей нормативно-заданной деятельности — это фактически формирование нормативной ориентировочной основы действия — ООД).

Здесь выделяются следующие основные подэтапы:

построение образа целостной деятельности (как обобщенная ориентировка в данной деятельности);

освоение отдельных действий;

освоение множества действий и деятельности в целом.

Освоение деятельности по новому образцу (то есть формирование индивидуального стиля деятельности).

Подэтапы данного этапа:

освоение отдельных действий на основании новых, собственных представлений работника;

осваивается новая деятельность в целом — на основе уже освоенного нормативно-одобряемого образца (как индивидуально приспособленная к себе в результате постепенного формирования индивидуального стиля деятельности).

При этом можно говорить о «парадоксе» освоения профессиональной деятельности в ходе формирования индивидуального стиля труда. Полноценное освоение данной профессии достигается лишь тогда, когда субъект начинает выполнять ее не только так, как «положено» (по нормативно-заданным образцам), а привносит в эту деятельность свои собственные, творческие элементы (через выработку индивидуального стиля деятельности).

Полноценное профессиональное творчество возможно лишь при наличии «тылов» в виде освоенной нормативно-заданной деятельности (которая позволяет выполнять задания в случае неудач при творческом экспериментировании).

Заключение

Психология труда — наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду.

Организация труда может дать большую производительность, чем его интенсификация, а экономические затраты на работника (его образование, медицинское обслуживание, улучшение жилищно-бытовых и экологических условий жизни) оборачиваются прибылью в сфере производства.

Главные задачи психологии труда на современном этапе непосредственно связаны с общественными задачами совершенствования производственных отношений и повышения качества труда, улучшения условий жизни, устранения аварийных ситуаций, демократизации и формирования психологического типа работника, соответствующего культуре труда.

Психологии труда накопила огромный материал по проблемам работоспособности и утомляемости, влияния на человека условий труда, характера выполняемых операций, монотонности и опасности труда, необычных и экстремальных условий работы, трудовой мотивации, развития потребностей и способностей человека в процессе коллективного труда и т.д. Одна из задач психологии труда — рациональное реконструирование профессий, выяснение психологически оптимального сочетания входящих в их состав операций, научное обоснование их целесообразной автоматизации, что имеет важное значение для повышения производительности труда. Психология труда координирует свои усилия со специалистами в области механизации и автоматизации. Изучение психологических причин возникновения аварийных ситуаций привело к разработке специальных средств для профессионального отбора и предотвращения ошибочных действий с помощью особых методов упражнения и тренировки.

Список используемой литературы

1. Боронова Г.Х. Психология труда: Конспект лекций [Текст] / Г.Х.Боронова. — СПб, 2009.- 186 с.

2. Иванченко А.С. Психология труда: конспект лекций. [Текст] /А.С.Иванченко. — М.: Норма, 2009. — 166 с.

3. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. [Текст] / В.С. Мерлин. — М.: Педагогика, 1996. — 210 с.

4. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. [Текст] /В.Д. Шадриков. — М.: Наука, 1992. — 128 с.

Размещено на