21. Механизмы восприятия пространства и движения

Пространство — это то, что окружает человека. Предметы, расположенные в пространстве, имеют форму, величину, место расположения. Они также характеризуются расстоянием от человека и собственными параметрами: шириной, высотой и глубиной. Восприятие и оценка всего этого с помощью органа зрения называется восприятием человеком пространства. Предметы и явления, располагающееся в пространстве, не являются статичными, они постоянно изменяются, движутся. Кроме того, меняются и сами условия их восприятия. Для того чтобы ориентироваться в пространстве и в перемещающихся в нем предметах, человек помимо самого пространства должен также воспринимать и оценивать разнообразные происходящие в нем движения. Соответственно, говорят также о зрительном восприятии человеком движения, к которому относят восприятие и оценку направления, скорости, ускорения или замедления движения, его траектории. Наконец, сами предметы, находящиеся в пространстве, происходящие в нем процессы и движение предметов протекают во времени. Для человека поэтому важно уметь воспринимать и правильно оценивать время. Соответственно, к восприятию времени относится оценка количества времени, прошедшего начиная с какого-то определенного момента, ускорения или замедления хода времени.

22. Развитие воображение и творческой деятельности, типы воображения.

Воображение – создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

Из ничего воображение творить не может. Оно строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий. Это и образы, создаваемые величайшими писателями, изобретения конструкторов. Даже сказочные образы всегда являются фантастическим сочетанием вполне реальных элементов.

Виды воображения:

  • Пассивное делится на произвольное (мечтательность, грёзы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сон).
  • непроизвольное воображение.
  • произвольное воображение
  • Активное
  • Воссоздающее воображение
  • Творческое воображение
  • Антиципирующее воображение
  • Критическое воображение
  • Артистическое воображение (мечта, фантазия)

Творческую деятельность Л.С.Выготский определяет как «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».

Выготский говорит о том, что всю деятельность человека можно разделить на два вида, имеющие свои особенности: воспроизводящий, или репродуктивный, и комбинирующий, или творческий.

14 стр., 6619 слов

Развитие творческого воображения дошкольников средствами изобразительной ...

... 1. Теоретический аспект исследования творческого воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности 1.1 Характеристика воображения и творческого воображения Воображение - важный психический процесс, присущий только человеку. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и ...

23. Теория изучения памяти. Особенности функционирования памяти.

Одной из первых теорий памяти, не потерявшей своего значения до настоящего времени, была ассоциативная теория, возникшая еще в XVII в. В основе этой теории лежит понятие об ассоциации — связи между отдельными психическими феноменами, а также между ними и явлениями (предметами) внешнего мира.

В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальтпсихология. Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их целостная организация — гештальт. Именно законы формирования сохранения гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память.

Найдя психологическое объяснение некоторым фактам избирательности памяти, эта теория, однако, столкнулась с проблемой формирования и развития памяти человека в фило- и онтогенезе.

На вопрос о генезисе памяти не был найден ответ и у представителей других направлений психологических исследований — бихевиоризма и психоанализа.

Взгляды бихевиористов оказались близки взглядам сторонников ассоциативной теории. Единственное существенное различие: бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессе научения.

Заслугой З.Фрейда и его последователей можно считать выяснение роли эмоций в мнемических процессах забывания и запоминания. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с мотивационной сферой человека.

В советской психологии преимущественное развитие получило то направление в изучении памяти, которое связано с общепсихологической теорией деятельности. В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельности, как система теоретических и практических действий человека, направленных на запоминание, сохранение и воспроизведение разнообразной информации.

У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций человека, разработанной Л.С.Выготским и его ближайшими учениками А.Н. Леонтьевым и А.Р. Лурией.

24. Виды, функции, индивидуальные свойства памяти

Классификация видов памяти

  1. по содержанию
  • образная память
  • словесно-логическая память
  • сенсорная память
  • эмоциональная память
  • по времени
  • кратковременная память
  • долговременная память
  • оперативная
  • промежуточная

Свойства памяти

  • Точность
  • Объём
  • Скорость процессов запоминания
  • Скорость процессов забывания
  • Закономерности памяти

Память имеет ограниченный объём. Успешность воспроизведения большого объёма материала зависит от характера распределения повторений во времени. Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.

13 стр., 6061 слов

Особенности логического исследования мышления человека

... освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на ощущения, восприятия, мышление преодолевает их ограниченность и ... данных с информацией, извлекаемой из кладовых нашей памяти, позволяет нам осмысленно интерпретировать специфические зрительные сигналы, ... мира. Искусство правильно мыслить- вот задача логики как предмета. Мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять ...

25. Особенности мгновенной, кратковременной, долговременной памяти.

Мгновенная(иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.

Кратковременнаяпамять сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 — 9 единиц информации и определяется по количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. » Мозг среднего человека, — говорил Эдисон, — не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз».

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

26. Теоретическое и практическое мышление, их особенности и взаимосвязь с различными сторонами жизни людей.

Теоретическое мышлениенаправлено на решение задач специфического содержания — чисто умственных, познавательных. Познавательная деятельность — это открытие бытия, «открытие свойств и взаимосвязей бытия». Цель познания — поиск истины, поэтому познание бесконечно, оно имеет ступени, циклы, уровни разной глубины. Познание носит общественный характер, т.е. представляет собой процесс познания мира обществом, человечеством, но этот общественный процесс осуществляется людьми, индивидами, которые осваивают результаты предшествующего процесса познания и двигают его вперед.

Практическое мышлениенаправлено на решение специфических практических проблем и задач. Это конкретные задачи, они могут возникать в специальных видах профессиональной деятельности (таких, как операторская, управленческая, педагогическая, деятельность врача, юриста, менеджера и пр.), а также в быту, в повседневной жизни. Особенность этих практических задач — их частный, а не всеобщий характер, ограниченность требованиями конкретной ситуации. Отсюда их относительная ограниченность во времени, необходимость решать их в обозримые (пусть и не краткие) отрезки времени — пока существуют условия и обстоятельства, вызвавшие эти задачи.

27. Виды мышления

Виды мышления — это проявление особенностей познавательных механизмов при решении задач, поиске ответов на вопросы. Чем сложнее мышление, те большее место в нем занимают психические процессы.

В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как:

  • генезису развития;
  • характеру решаемых задач;
  • степени развернутости;
  • степени новизны и оригинальности;
  • средствам мышления;
  • функциям мышления и т.д.

28. Операции мышления и формы

Операции мышления

3 стр., 1202 слов

Психические процессы как форма человеческой деятельности.Воображение, ...

... олицетворение влияния профессиональной специфики на функционирование психической познавательной деятельности (восприятие, память, мышление). Пример, конечно, гротескный. Что же такое психические процессы? Это ... мышления и интеллекта: таблицы Равена / под ред. А.Е. Вохмятиной. - Магнитогорск, 1985. 29. Ильин Е.Н. Мотивация и мотивы / Е.Н. Ильин. - СПб., 2000. 30. Каган М.М. Человеческая деятельность ...

Анализ — разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.

Синтез— объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.

Сравнение— сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.

Классификация— группировка предметов по признакам.

Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам.

Конкретизация — выделение частного из общего.

Абстрагирование— выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.

Формы мышления- это формальные структуры мыслей. Различаются три формы мышления — понятие, суждение и умозаключение.

Понятие- форма мышления, в которой отражаются общие и при том существенные свойства однородной группы предметов и явлений.

Суждение — определённое знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждений происходит как формирование мысли в предложении

Умозаключение — такая форма суждения, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение.

29. Теория поэтапного формирования умственных действий.

Теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина

Теория, сформулированная и исследованная Петром Яковлевичем Гальпериным [1902 — 1988] в середине XX века. Основана на том, что организация внешней деятельности школьников, способствующая переходу внешних действий в умственные, является основой рационального управления процессом усвоения знаний, навыков, умений.

Согласно этой теории, формирование умственных действий проходит по следующим этапам:

Первый- создание мотивации обучаемого;

Второй — составление схемы т.н. ориентировочной основы действия;

Третий- выполнение реальных действий;

Четвертый- проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий;

Пятый- Действие сопровождается проговариванием «про себя»;

Шестой- Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде – см. интериоризация.

На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается».

30. Взаимосвязь мышления и речи в познавательной деятельности людей

Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.

6 стр., 2695 слов

1. Понятие о высшей нервной деятельности человека. Условные и ...

... действием многочисленных раздражителей. В качестве примера синтетической деятельности коры больших полушарий можно привести образование временной связи, которое лежит в основе выработки условного ... большого напряжения корковой деятельности, при этом многие действия становятся автоматическими. Динамический стереотип является основой образования привычек у человека, формирования определенной ...

Неправильно и противоположное мнение о том, что мысль и речь по существу одно и то же, что мышление — это речь, лишенная звучания («речь минус звук», как считают некоторые буржуазные ученые), а речь—«озвученное мышление». Это мнение ошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль можно выразить на разных языках сотнями разных звукосочетаний. Известно также, что существуют слова-омонимы (слова с одинаковым звучанием, но разным смыслом: «корень», «коса», «ключ», «реакция» и т. д.), т. е. одно и то же слово может выражать разные мысли, разные понятия.

31. Основные концепции интеллекта

«Интеллект» в переводе с английского означает понимание, познание. Ученые выделяют по крайней мере две трактовки понятия интеллект:

1.Общая способность к познанию и решению проблем, которая определяет успешность любой деятельности и лежит в основе других способностей;

2.Система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления. Мышления, воображения;

3. Способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме». Понятие интеллект как общая умственная способность применяется в качестве обобщения поведенческих характеристики, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

В этой связи Р.Стернберг выделил 3 формы интеллектуального поведения:

1.Вербальный интеллект (запас слов. Эрудиция. Умение понимать прочитанное);

2.Способность решать проблемы;

3.Практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и пр.).

В начале XX века интеллект рассматривался как степень сформированности познавательных функций, как уровень усвоения знаний, умений и навыков. В настоящее время, в современной психологии принята диспозиционная трактовка интеллекта как психического свойства (способности): предрасположенности рационально действовать в новой ситуации. Сегодня встречается также операциональная трактовка интеллекта, восходящая к А.Бине. Согласно этой трактовке, интеллект – это «то, что измеряют тесты».

Интеллект изучается в разных психологических дисциплинах: например, в общей, возрастной, инженерной, педагогической, дифференциальной. Клинической, нейропсихологии, в психогенетике и пр.

32. Зачаточные формы обучения у животных.

Рассмотрим коротко некоторые элементы примитивной интеллектуальной деятельности, характерные для животных, стоящих на относительно низких ступенях эволюционной лестницы.

Основой такого наиболее известного и изученного феномена, как условный рефлекс, является процесс обучения установлению ассоциативных отношений во времени. Под условным рефлексом понимается следующая логическая схема, состоящая из двух блоков: блока безусловных рефлексов и блока условных сигналов (рис. 15).

Блок безусловных рефлексов представляет собой систему автоматического, обязательного, генетически запрограммированного реагирования организма на некоторые типы особо важных для организма сигналов. Классические примеры безусловного рефлекса — выделение слюны при виде пищи, моргание на вспышку света, отдергивание руки при прикосновении к горячему, учащение сердцебиения при опасности и т.д.

26 стр., 12892 слов

Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого ...

... необходимостью формирования воображения у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием методических рекомендаций по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. ... какого не может иметь развитое воображение взрослого человека над его развитой душой». Изучением воображения вообще и воображением дошкольников занимались исследователи: Дьяченко О.М., ...

Другими словами, блок безусловного реагирования реализует сформировавшуюся в ходе физиологического развития организма нейронную схему типа «стимул — реакция», а точнее,»вполне определенный стимул — вполне определенная реакция».

Вся схема условного реагирования включает в себя, кроме блока безусловного рефлекса механизм формирования ассоциативной связи между появлением безусловного сигнала и некоторого, вообще говоря, любого условного сигнала. В качестве такового могут быть использованы

Рис. 15. Схема действия условного рефлекса — одного из базовых процессов ассоциативного обучения у животных и человека. А. Блок безусловного (врожденного, генетически запрограммированного) реагирования. Нейронные связи устроены так, что в ответ на некоторые, существенные для выживания, сигналы появляется немедленная автоматическая реакция; пример 1: вспышка света — зажмуривание, пример 2: всем известный коленный рефлекс. Б. Блок условного рефлекса. Формирование временной связи после нескольких сочетаний ранее индифферентного (не вызывающего ответ) сигнала и сигнала, вызывающего безусловный ответ; пример: зажмуривание глаз в ответ на звонок, t1, t2, t3 — моменты предъявления сигналов, t1 ≤ t2 ≤ t3. Двойная стрелка — образование временной связи, что соответствует «проторению» связи между нейронами свет, звук, изображение или любой другой индифферентный стимул, т.е. любой стимул, ранее никак не связанный с точки зрения животного с данной безусловной реакцией. Важным условием формирования такого ассоциативного обучения является непосредственное предъявление условного (ранее индифферентного) стимула перед безусловным. Увеличение временного интервала между условным и безусловным сигналами резко увеличивает сложность выработки условного рефлекса. Скорость и устойчивость условной ассоциативной связи зависит также от числа сочетаний во времени условного и безусловного сигналов.

Таким образом, в результате формирования условного рефлекса безусловная реакция следует сразу после предъявления условного раздражителя. Например, животное направляется к месту кормления сразу же после появления условного раздражителя, например вспышки света, не дожидаясь появления пищи.

33. Индивидуальность и творческое мышление

Индивидуа́льность(от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают (А.Г. Асмолов)

3 стр., 1112 слов

С точки зрения социологии, личностью является каждый человек, ...

... идентификации и ролевой. С точки зрения социологии, личностью является каждый человек, так как показывает индивидуальность проявления в нем социальных качеств. Для личности как системы характерны ... и выполняет функции нравственного контроля и социально-моральной оценки деятельности индивида (запреты, нормы, правила). Личность – человек, стремящийся к удовольствию, общество – система запретов на пути ...

В психологии этот термин употребляется при описании 2-х явлений:

индивидуально-психологических различий (индивидуальность как своеобразие психологических свойств человека)иерархической организации психологических свойств человека (индивидуальность как высший уровень этой организации по отношению к индивидному и личностному) (см. интегральная индивидуальность).

Теоретизируя, Пуанкаре изображает творческий процесс (на примере математического творчества) как последовательность двух этапов: 1) комбинирование частиц — элементов знания и 2) последующий отбор полезных комбинаций.

Пуанкаре замечает, что комбинирование происходит вне сознания — в сознании возникают уже готовые «действительно полезные комбинации и некоторыедругие, имеющие признаки полезных, которые он [изобретатель] затем отбросит». Возникают вопросы: что за частицы участвуют в бессознательном комбинировании и как происходит комбинирование; как действует «фильтр» и что это за признаки, по которым он отбирает некоторые комбинации, пропуская их в сознание. Пуанкаре даёт следующий ответ.

Первоначальная сознательная работа над задачей актуализирует, «приводит в движение» те элементы будущих комбинаций, которые имеют отношение к решаемой задаче. Затем, если, конечно, задача не решается сразу, наступает период бессознательной работы над задачей. В то время как сознание занято совсем другими вещами, в подсознании получившие толчок частицы продолжают свой танец, сталкиваясь и образуя разнообразные комбинации.

34. Воображение и его свойства

Воображение — процесс познания, может предсказать тенденции развития действительности, задавая направления для этого пути. Степень активности воображения обусловливает его классификацию.

Наибольшую активность и субъективность предлагает творческое воображение, когда содержание продукта полностью зависит от автора, от его мыслей, чувств, опыта.

В воображении (как и в мышлении) используются несколько операций: комбинирование, агглютинация, гиперболизация, типизация.

  • Комбинирование — произвольное соединение, сравнение качеств и черт разных объектов в едином образе.
  • Агглютинация — особый вид комбинирования, соединяет несоединимые в реальности части.
  • Типизация — обобщение характерных для данной группы людей черт. Полностью игнорируются все личные качества, но правдоподобие сохраняется.

Воображение связано с мышлением, эмоциями, памятью.

Свойства воображения:

• представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи;

• регулирование эмоциональных состояний;

• произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;

• формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;

• планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации

17 стр., 8329 слов

Роль воображения в психическом развитии ребенка

... энциклопедии» воображение определяют как психическую деятельность, заключающуюся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в ... которого является определение роли воображения в психическом развитии ребенка. Цель исследования - определить роль воображения в психическом развитии ребенка. Объект - творческое воображение детей дошкольного ...

35. Роль и мечты в воображение человека

Особой формой воображения является мечта. Это необходимое условие воплощения

в жизнь творческих идей, если образы воображения не могут реализоваться

немедленно по объективным или субъективным причинам. В этой ситуации мечта

представляет собой реальный стимул, мотив деятельности, благодаря которому

завершение начатого дела становится возможным. Без мечты, говорил Д. Писарев,

невозможно было бы понять, какая движущая сила заставляет человека начать и

довести до конца изнуряющие и большие по объёму работы в царстве искусства,

науки и практической жизни.

Мечта является элементом научной интуиции, прогноза и планирования деятельности.

Мечты могут быть реальными, действующими и нереальными, бесплодными.

Действенность мечты – необходимое условие воплощения в жизнь творческих идей

человека, направленных на реальное превращение в действительность. Такие

мечты в определенном смысле являются движущей силой действий и поступков

человека, придают ему большей целеустремлённости в жизни, помогают бороть

трудности, противостоять неблагоприятным влияниям.

Мечты могут быть пустыми, бесплодными, «маниловскими». Тогда они

дезориентируют человека, лишают его способности видеть реальные жизненные

перспективы, толкают на путь призрачного удовольствия, делают его неспособным

противостоять невзгодам реальной жизни.

Позитивно на человека влияет только активная, творческая мечта, которая

обогащает его жизнь, делает его ярким и интересным.

Существуют и другие виды воображения. Один из них – сновидения

можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная

их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в

сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные

потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

36. Основные характеристики внимания

К числу основных характеристик внимания относят объем / избирательность / устойчивость / концентрацию / распределение / переключение.

Объем внимания- количество объектов, которые могут быть отчетливо восприняты в относительно короткий период времени. Современные эксперименты позволили предположить, что объем внимания равен шести. Произвольная регуляция объем внимания при разрозненных стимулах ограничена. При смысловой организации стимулов она значительно выше.

Устойчивость внимания- это способность субъекта не отклоняться от направленности психической активности и сохранять сосредоточенность на объекте внимания. Характеристики устойчивости внимания — временные параметры длительности сохранения направленности и сосредоточенности психической активности без отклонения от исходного качественного уровня. .

Распределение внимания свидетельствует о возможности субъекта направлять и сосредотачивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно. Характеристики распределения внимания: временные показатели, полученные в результате сопоставления длительности правильного выполнения одной задачи и выполнения этой же задачи совместно с другими (двумя или более) задачами.

Переключение внимания представляет собой перемещение его направленности и сосредоточенности с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другую. Характеристика переключения внимания — степень трудности его осуществления, измеряемая скоростью перехода субъекта от одного вида деятельности к другому

6 стр., 2860 слов

31. Общая характеристика эмоций человека. Теории эмоций

... связи с элементарными ощущениями, как отражение эмоционального тона ощущений; высшие же, более сложные чувства (эмоции) развились позже. «Однако когда в сознании человека возникает какая-то эмоция, то она всякий ... быть, а то, что мы есть на самом деле». Физиологической основой простейших эмоций является деятельность нервных центров, которые находят­ся в нижних отделах головного моз­га, ...

37. Познавательные процессы человека

Есть различные виды ощущений: осязательные (кожные), вкусовые, обонятельные, зрительные, слуховые, мышечные и ощущения равновесия. Зрительные ощущения возникают при воздействии электромагнитной энергии на глаз человека.

Слуховые ощущения возникают, когда на внутреннее ухо воздействуют колебания давления воздуха.

Осязательные ощущения связаны с различного рода воздействиями на специализированные кожные воспринимающие аппараты — рецепторы. Таких рецепторов в коже человека много и поэтому кожные ощущения очень разнообразны.

Восприятие

Целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения оно обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.

Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью.

Мышление

Процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.

Мышление является предметом комплексных, междисциплинарных исследований.

Память

Процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей а основе развития и обучения.

Воображение

Психический процесс, выражающийся:

1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;

2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;

3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;

4) в создании образов, соответствующих описанию объекта.

38. Особенности формирования внимания в трудовой деятельности и общении

Условия формирования внимания

Кроме непосредственного управления вниманием человека в начале обучения каким-нибудь новым для него видам деятельности, также необходимо создавать условия, которые способствовали бы формированию внимания. Для этого необходимо:

  • Чтобы человек мог работать в любых условиях, не обращая внимания на отвлекающие моменты, необходимо упражнять у него произвольное внимание.
  • Чтобы формировать после-произвольное внимание (умение сосредоточить сознание на объекте, значимом и ценном), надо увлекать его интересной, трудной, но посильной работой.
  • Добиваться осознанности и ответственности за выполняемую работу.
  • Внимание должно быть связано с требованиями дисциплины.
  • Развивать устойчивость внимания, формировать волевые качества человека.
  • Формировать объем и распределение внимания, чтобы научить одновременно выполнять несколько профессиональных действий.
  • Обучить человека переключать внимание. Он должен выполнять упражнения по переключению внимания с объекта на объект, а также упражнения по выделению наиболее важных объектов из множества второстепенных, при этом, не забывая тренировать скорость переключения внимания.

Лучший способ формирования у человека внимательности — это не позволять ему делать работу небрежно.

39. Физиологические механизмы высших психических функций

Мозговые механизмы высших психических функций — совокупность морфологических структур (зон, участков) в коре больших полушарий и в подкорковых образованиях протекающих в них физиологических процессов, входящих в единую систему и необходимых для осуществления психической деятельности; морфологическая основа психических функций

40. Потребностно- информационная теория эмоций; функции эмоций

Потребностно–информационная теория эмоций Симонова — формализованная теория возникновения эмоций, автор П.В. Симонов (1964).

Здесь постулируется, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какой–либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Соотношение этих переменных представлено в формуле: Э = f [П, (Ин – Ис), …], где Э — эмоция; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин – Ис) — оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и приобретенного опыта; Ин — информация о средствах, ресурсах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, Ис — информация о средствах, ресурсах и времени, которыми располагает субъект в данный момент времени.

Функция эмоций—- эхо узкое природное предназначение, работа, выполняемая эмоциями в организме, а их роль (обобщенное значение) — это характер и сдьепень участия эмоций в чемлибо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения (т. е. вторичный продукт их функционирования).

Роль эмоций для животных и человека может быть положительной и отрицательной. Функция эмоций, исходя из их целесообразности, предопределена природой быть только положительной, иначе, зачем бы они появились и закрепились? Можно возразить, что эмоции могут оказывать на организм и разрушительное воздействие. Но это связано с чрезмерно выраженными сопутствующими эмоциям физиологическими изменениями в организме, связанными не с качеством регулирования (эмоциональным), а с его интенсивностью. Это роль эмоций, а не их функция. Витамины и соль полезны для организма, но их избыточный прием может привести к заболеванию или отравлению. Так и с эмоциями. Выполняя свои биологические функции, эмоции «не спрашивают» человека, полезно ему это или вредно с его точки зрения. Роль же эмоций оценивается именно с личностных позиций: мещает возникшая эмоция или ее отсутствие достижению цели, нарушает или нет здоровье человека и т. д.