Краткий очерк развития антропологии

Введение

Понятие ״антропология״ ввел в научный оборот выдающийся немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804).

В 1797 году им была опубликована книга «Антропология с прагматической точки зрения» (Anthropologie in pragmatischer Hinsicht).

С этого момента новая дисциплина, получившая это название, была связана с анализом человеческой природы. Особо выделялось описание половых различий, интеллектуальных способностей и воображения человека.

Иммануилом Кантом был сформулирован основной постулат антропологии: телесность приобретала новое человеческое измерение – от доразумного, психического уровня к феноменам сознания человека.

В современной интерпретации это означает, что только человек с присущей его психике высших форм регуляции (вербальной, невербальной) может и влияет на организменные процессы.

Иммануил Кант различал у человека природное его свойство (Naturell); темперамент (Sinnesart); и характер, или способ мышления (Denkungsart).

В темпераменте он выделял физическую (природную) и психологическую составляющие. Природные особенности и темперамент определяют то, кем человек может быть, а характер – что он из себя намерен сделать.

Антропология прошла довольно длительный путь, прежде чем оформилась как наука.

Краткий очерк развития антропологии

Антропология со своим специфическим методологическим научным арсеналом выделилась в конце XIX-го, начале XX-го века. Как это происходило со многими науками, зачатки научных знаний о человек возникли в недрах античной философии, но как самостоятельная область науки она начала складываться в конце XVIII — в начале XIX столетия.

Античный период. В рамках милетской школы Анаксимандр (610-546), Анаксимен создают учение о «первовеществах», их видоизменениях, которые повлекли развитие всех тел в природе. Выдвигается идея о возникновении человека путем ряда превращений его предков — животных. Анаксагор (500-428) и Сократ (469-399) высказали мысль, что человек обязан своим высоким положением в мире наличию у него руки.

Гиппократ (460-356) изучал влияние климата на организм человека. Ему принадлежит учение о темпераментах.

Аристотель (384-322) в основных трудах «История животных»; «О частях животного»; «О душе» впервые подробно рассмотрел человеческое тело, указал место, занимаемое человеком в системе животного мира, и отметил такие кардинальные различия между человеком и животными, как прямохождение, крупный головной мозг, речь и разум. Аристотель полагал, что не рука определяет положение человека, а его разум, орудием которого является рука. Как на наиболее важную черту человека Аристотель указал на его социальную сущность. Термин аntropos — человек (греч.).

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ... отнюдь не одно нефизическое тело. Возвращаясь назад, я начал замечать, что для воссоединения с материальным телом мне ... в действии). 5. Манас – самосознание или мыслитель (Высший Разум). 6. Буддхи – духовность, духовная душа, в отличие от человеческо ...

впервые, как полагают, использовал Аристотель в применении к духовному миру человека.

Он дал первую классификацию животного мира, поделив всех животных на два класса – бескровных и с кровью. Среди кровных животных он выделил особый ряд – живородящих четвероногих покрытых волосами и дышащих легкими (по сути, это описание класса млекопитающих).

Аристотель основал сравнительную анатомию (ввел понятия аналогичные, гомологичные органы).

Он стремился связать строение тела животных с их образом жизни, психическими особенностями. Аристотелю принадлежит идея «лестницы существ» — первой эволюционной картины мира.

Из натурфилософов Античной эпохи наибольшее значение в истории антропологических знаний принадлежит римлянину Лукрецию Кару (99-55), автору поэмы «О природе вещей», в которой он развивал идею естественного происхождения органического мира и человека и дал яркую картину развития культуры от дикости до цивилизации. Лукреций полагал, что душа тесно связана с телом и смертна.

Клавдий Гален (130-200), древнеримский медик и анатом, изучил строение многих позвоночных животных, подметил сходство в строении тела человека и обезьяны. Он вскрывал трупы животных, подвергал вивесекции обезьян. Результатом этого явились такие работы, как трактат «Об анатомических отправлениях», «О человеческом теле». В них впервые вводит идею взаимоотношения между структурой органа и функцией, связанной с биологическми особенностями и образом жизни животного

В Средние века традиции античных авторов находят свое продолжение в Передней и Средней Азии, где творили Ибн-Сина и Бируни. От этого времени в анатомической номенклатуре сохранилось немало арабских терминов. Наиболее плодотворно развивался креационизм – концепция божественного происхождения человека и всего живого.

Эпоха Возрождения ознаменовалась крупными успехами в области анатомии человека. Леонардо да Винчи поместил рядом руку человека и кисть шимпанзе. Он изучал анатомию человека и животных всю жизнь. Он создал превосходные атласы с анатомическими зарисовками мускулов, костей, сосудов, внутренностей, описал внутриутробное развитие плода

На первом месте среди анатомов следует назвать реформатора анатомии Везалия (1514-1564), важнейший труд которого «Фабрика человеческого тела» был основан на тщательном изучении тела человека. Большой вклад в анатомию внесли Фаллопий, Евстахий, Фабриций.

Применительно к физическому строению человека термин «антропология» впервые встречается в названии книги Магнуса Хундта «Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела» (Лейпциг, 1501).

В 1533 году появилась книга итальянца Галеаццо Капелла «Антропология, или рассуждение о человеческой природе», содержащая данные об индивидуальных вариациях человека. В 1594 г. вышло сочинение Касмана «Антропологическая психология, или учение о человеческой душе» и вслед за этим 2 часть — «О строении человеческого тела в методическом описании».

4 стр., 1818 слов

Проблема человека в философской антропологии

... положению, которое можно выразить следующим образом: природа предопределила человека к человечности тем, что она не определила его животным. Практическая деятельность человека, и прежде всего его трудовая ... Западная антропология может быть образно охарактеризована как аранжировка двух основных мелодий: человека характеризует способность к языку (говорящее существо – zoon iogon echon) и способность ...

Накоплению знаний о расах способствовали путешествия Марко Поло, Христофора Колумба, Васко да-Гамы, Магеллана. Одним из важных для антропологии научных результатов дальних путешествий было первое ознакомление европейцев с обезьянами. Так Тульпиус (1641) и Тайсон (1699) исследовали шимпанзе. Названные исследования способствовали обоснованию в дальнейшем идеи близости предков человека к животным.

Великий натуралист XVIII века, автор «Системы природы» (1735) Карл Линней отнес человека к царству животных, поместив в отряд приматов и дав название Человек разумный (Homo sapiens): «Он принадлежит к сему царству по телесному своему сложению…»

Афанасий Каверзнев в сочинении «О перерождении животных» (1775) помещает человека и обезьян в одну группу, утверждая между ним и животными сходство и родство:

Выдающийся эволюционист Ж. Б. Ламарк — автор первой эволюционной концепции (1809) допускал, что человек развился на протяжении времени из обезьяны.

Автор эволюционной теории, ставшей основой для создания СТЭ (синтетической теории эволюции) Ч. Дарвин посвятил проблеме происхождения человека специальный труд «Происхождение человека и половой отбор» (1871).

Собранные Дарвином материалы по анатомии, физиологии и эмбриологии человека и животных, свидетельствовали об их кровном родстве и требовали признания постепенного развития человека от животного предка. Дарвин не делал исключения и для психических особенностей человека, которые, по его мнению, являются результатом дальнейшего развития свойств, имеющихся у животных. Эту мысль Дарвин детально аргументировал в работе «О выражении эмоций у человека и животных» (1872).

Вместе с тем, Дарвин подчеркивал, что современные обезьяны не являются прямыми предками человека.

Вопросы происхождения и эволюции человека после Дарвина разрабатывались главным образом зоологами. Антропология сосредоточила свое внимание преимущественно на изучении рас. В эти годы усиленно разрабатываются методы антропометрии (П. Брока, К. Бэр, А. Богданов) и биометрии (Ф. Гальтон).

К концу XIX века проблемы антропогенеза становятся неотъемлемой частью антропологии.

В 1856 году в Германии в долине Неандерталь возле Дюссельдорфа нашли явно человеческие кости и череп. Рудольф Вирхов (1821-1902) считал, что это скелет старика, перенесшего рахит в юности и подагру к концу жизни, а Поль Брока (1824-1880) утверждал, что у современного человека, независимо от того, болен он или здоров, не может быть такого черепа, как найденный, и что неандерталец представляет собой примитивную форму человека. В 1894 году Эжен Дюбуа (1858-1940) описал найденного им на острове Ява обезьяночеловека прямоходящего — питекантропа. Тейяру де Шардену (1881-1955) принадлежит заслуга изучения синантропа в 20-30 годы XX столетия.

В XX веке были обнаружены переходные ископаемые формы между животными и человеком — австралопитеки. И таким образом, палеонтология подтвердила положение Дарвина о происхождении человека от высших животных. Ныне этот факт признает Римская Церковь.

процесс создания современной антропологии в 19 столетии происходил синхронно с научной революцией в естествознании и бурным развитием всех наук. Как это обычно происходит в науке, путь становления антропологии шел от эмпирического, идеографического (описательного) этапа к этапу построению гипотез, формулирования концепций и теорий.

5 стр., 2252 слов

Речь человека и коммуникация у животных

... совершенно схоластический спор о том, существует ли между психикой животных и психикой человека непроходимая пропасть. … Эти данные подтверждают мнение, высказанное ... своих учителей, сама заговаривала с ними. За первый год жизни с Гарднерами Уошо освоила 30 знаков-слов ... основное развитие её речи и интеллекта происходило в первые годы жизни (талантливые обезьяны доходят в развитии речи до уровня ...

Первоначально фокус исследования находился в изучении биологических основ развития человека. К этому времени была сформулирована эволюционная теория Чарлза Дарвина и, тем самым положена филогенетическое направление антропологии, биогенетическая теория (теория рекапитуляции) Эрнста Геккеля и эмбриологические концепции (концепция зародышевого сходства Карла Бэра), которые определили онтогенетический путь.

Параллельно шло развитие генетики. Были открыты и опубликованы в 1868 году законы наследственности Г. Менделем. сэром Ф. Гальтоном (полукузен Ч. Дарвина) было положено начало генетики человека, который опубликовал в 1869 году в Нью-Йорке свою самую знаменитую работу «Наследственность гения», (Hereditary Genius) в которой впервые был применен генеалогический метод анализа наследуемости.

Френсисом Гальтоном в 1884 году на Международной выставке в Лондоне была организована первая антропометрическая лаборатория, где в течение года было проведено первое массовое обследование 9337 испытуемых. Исследованию были подвергнуты морфологические, сенсомоторные и сенсорные конституциональные параметры.

Ф. Гальтон обосновал и новые методы статистического анализа: нормальное распределение, уклонение от средней, прообраз коэффициента корреляции, который далее в современном виде был сформулирован Ч. Спирменом (1901) и учеником Ф. гальтона, К. Пирсоном.

Психобиологическое направление антропологии развивалось в рамках концепции темперамента, идущей еще от традиции гуморального учения Гиппократа и Клавдия Галлена. Темперамент трактовался как первичный, телесный признак.

Как физиологический интегральный фактор конституции человека темперамент стал рассматриваться, начиная с гипотезы А. Галлера о зависимости его от состояния тканей и свойства раздражимости и далее от строения нервных стволов и тонуса нервной системы.

Считается, что С. Фулье (1896) дал наиболее удачное определение темперамента, как признака телесной конституции человека, выражающегося в различной степени восприимчивости, быстроте мыслительного процесса и силе активности. В список конституциональных, организмических элементов темперамента он ввел особенности строения тела, плотность тканей, строение кровеносных сосудов преобладание тех или иных внутренних органов.

Большинство ученых антропологов нормологического и клинического направлений классического периода придавали большое значение конституциональным особенностям человека для понимания фенотипической изменчивости и многих клинических проявлений болезней.

В наибольшей степени антропологию занимала проблема конституции человека. У истоков немецкой клинической конституциональной школы стояли Бенеке и Штиллер. Французскую конституционологию сформировали исследования и обобщения Сиго, Шайю и Мак-Олифа, итальянскую — представляли Джиовани, Виола и Пенде, а англо-американская — восходит к исследованиям Ф. Гальтона и Пирсона. каждая из этих школ существенно повлияла на общее развитие конституциологии и медицины и обогатила их развитие.

Таким образом, в рамках классических традиций антропология понималась, как наука, нацеленная преимущественно на вопросы антропогенеза, расоведения и изучения изменчивости физического типа, влияния на типы и течение болезней человека.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. ... губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В ... как организо­ванность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жиз­ни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы­ ...

История развития антропологии в России

В России антропология как самостоятельная научная дисциплина стала формироваться благодаря работам К.М. Бэра (1792-1876).

В докладе 1822 года Бэр развивает взгляд на происхождение человечества из общего корня и о формировании рас после расселения их из общего центра под влиянием различий в природных условиях.

Н.Н. Миклухо-Маклай (1846-1888) прославился своими исследованиями по этнографии и антропологии народов Новой Гвинеи и других областей южной части Тихого океана.

А.П. Богданов (1834-1896) в 1863 году основал Общество любителей естествознания при Московском университете, в составе которого в 1864 году был основан Антропологический отдел. В этом же году А.П. Богданов выступил с проектом чтения публичного курса антропологии, но эта идея не была осуществлена. В 1867 году А.П. Богданов организовал первую в России антропологическую выставку. Наибольшее внимание А.П. Богданова привлекало изучение этногенеза русского народа по данным краниологии.

Дальнейший этап в развитии антропологии в России связан с именем Д.Н. Анучина (1843-1923).

Первой крупной работой Д.Н. Анучина была статья, посвященная антропоморфным обезьянам. Он занимался антропологией и этнографией айнов, исследованием аномалий черепа, изучение географического распределения роста мужского населения России. Под влиянием работ Д.Н. Анучина антропологи занимались изучением расового состава населения России. С 1900 года стал выходить «Русский антропологический журнал», с 1932 года — «Антропологический журнал», с 1957 года — сборник «Советская антропология», который в 1960 году был переименован в «Вопросы антропологии».

Среди наиболее известных отечественных авторов монографий и учебников по антропологии можно назвать В.П. Алексеева, Т.И. Алексееву, В.В. Бунака, М.Ф. Нестурха, Я.Я. Рогинского, Ю.И. Семенова, Е.Н. Хрисанфову.

В отечественной медицине учение о конституциях, созданное в начале ХХ века является предтечей современной биомедицинской и клинической антропологии. Среди видных ученых, создавших российскую конституциональную школу были патологоанатом В.П. Крылов, анатомы П.Ф. Лесгафт и В.Н. Шевкуненко, патофизиолог А.А. Богомолец, педиатр М.С. Маслов, терапевт М.В. Черноруцкий психиатры Т.И. Юдин и П.Б. Ганнушкин, антропологи В.В. Бунак и Я.Я. Рогинский.

В европейском понимании антропология – это биологическая наука. Социокультурное окружение человека дополняет этнология (учение об этносах).

В американской традиции существует расширительный подход к антропологии, как к биосоциальной науке. Ее разграничивают на физическую антропологию (аналог европейского толкования) и социокультуральную антропологию (содержательно близкую к этнологии).

Американская антропология изначально индивидуальноцентрична, то есть, направлена на изучение индивида, а европейская антропология – изначально группоцентрична (изучение групп).

Б. Никитюк – крупнейший отечественный морфолог и один из основателей интегративной антропологии предполагает, что корни приоритетов этих направлений лежат в основе политического мышления. В частности, американский вариант антропологии является отражением политической традиции (10 поправок к «Биллю о правах»), ставящей интересы личности выше коллектива.

12 стр., 5848 слов

Специфика интегративной антропологии

... их на несколько групп: (1) науки о человеке homo sapiens, изучающие его как биологи ческий вид (физи- ческая антропология, анатомия и физиология челове ка, биофизика и биохимия, ... челове ка, упуская тем самым из виду мно- гие существенные аспекты его бытия. Человек для нее, как отмечал Н.А.Бердяев, не природный объект, а сверх природный субъект1 ...

Существует и популяционно-центрическое направление антропологии близкое к популяционной генетике и антропогенетике, в частности, и, по сути, является биологическим.

В настоящее время на фактологическом уровне различий в выборе целей и задач антропологических исследований в странах Старого и Нового Света не существует, а есть лишь дань традиции и школы, как психологическая установка (Никитюк, 1995).

В конце ХХ столетия появилось отечественное направление, получившее название интегративной антропологии. Основателями этого направления являются видные отечественные ученые Б. Никитюк, Кузин, Н. Корнетов. Используя этот термин, интегративные антропологи приближаются к американским взглядам, где учитываются интересы различных практик – медицинской, педагогической, спортивной и др., а фокус внимания нацелен на конкретных индивидов и личностей, т.е. является индивидуально-центричным.

Теоретические основы этого направления были заложены во взглядах таких корифеев как Э. Кречмер, У. Шелдон, Г. айзенк для которых в человеке не существовало разделения между телесным и психическим.

Основателем интегративного антропологического направления в России следует считать П.Ф. Лесгафта (1837-1909), имя которого носит старейшее высшее учебное заведение — Российская государственная академия физической культуры. Он предполагал необходимость гармоничного сочетания физического развития ребенка с особенностями его темперамента и характера. Им были сформулированы психологические и социокультурные задачи развития, рассматриваемые в настоящее время как компоненты современной интегративной антропологии.

В России, начиная с работ В.С. Мерлина и его учеников (Пермская психологическая школа) разрабатывается учение об интегральной индивидуальности человека в виде иерархических уровней системы «человек»: анатомо-физиологического; психодинамического; психологического; личностного и социально-психологического. Каждый следующий уровень интегрирует собой предшествующие уровни.

в согласии с современными обобщающими работами интегративную антропологию можно рассматривать как комплекс наук, научных дисциплин и/или направлений в них, которые служат определению морфофункционального, соматопсихического и личностно-социокультурного единства человека, форм его изменчивости и факторов, влияющих на эту изменчивость в норме и патологии (Н. Корнетов).

в связи с новыми исследованиями собран огромный материал о корреляции размеров внутренних органов, их расположения и функционирования с общей соматической организацией человека.

В рамках трехмерной классификации конституциональных типов, определяемых по основным типам телосложения на вероятностно-статистическом уровне показаны различия, особенно выраженные у представителей полярных вариантов телосложения: по темпераментным характеристикам, особенностям восприятия, концентрации внимания, способности к отвлечению, аффективности, мышлению, психомоторному темпу, качественного характера выработки двигательных форм работоспособности, витальному тонусу, стилю деятельности, особенностям поведения, склонностям к определенной профессии и т.п.

Обнаружено также, что суть дела не в частотах встречаемости болезней при определенных соматотипах или их тропности (соответствия, склонности) к ним. Главное заключается в том, какие клинические особенности имеют болезненные проявления у лиц с различной конституцией (Никитюк Б. А., 1991; Гуревич П.С., 1993).

26 стр., 12811 слов

Философская антропология в 20 веке

... уточняет: «Философская антропология – это учение о человеке с точки зрения бытия самого человека. Тем самым она в корне отличается от всех наук, которые также изучают человека, но делает это ... М.,1994. С.194.). Шелер разработал обширную программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Философская антропология, по его мнению, должна соединить конкретно-научное изучение ...

Таким образом, интегративная антропология рассматривает согласованные изменения, совершающиеся на разных иерархических уровнях в связи генетико-экологическими, возрастными, половыми, гендерными (социально-полоролевыми) и прочими особенностями. Данное направление в практической плоскости нацелено на оптимизацию человеческого поведения в связи с особенностями конкретной интегральной индивидуальности.

Согласно классификации предложенной Гусевым С.П. В настоящее время можно выделить следующие разделы антропологии

Биологическая антропология рассматривает проблему соотношения биологического и социального в человеке, взаимосвязи телесного и духовного бытия человека. Акценты ставится на единство социально-биологической природы человека. К биологической антропологии отнесены такие направления антропологических исследований как социобиология и этология, которая изучает генетические и средовые компоненты поведения животных и человека.

Физическая антропология изучает физическую эволюцию человека и активно использует достижения естественных наук. Она включает в себя: конституциальную антропологию (типы телосложения),какчастный аспект – антропометрию; эволюционную антропологию (проблему антропогенеза); популяционную антропологию (проблему этногенеза); этническую антропологию (история этносов, их специфика; генетические, психологические, ментальные особенности этносов).

Медицинская антропология изучает проблемы здоровья и патологии человека. К физической и медицинской антропологии может быть отнесена экологическая антропология (социальная экология), которая занимается проблемой жизненной среды и пространственного поведения человека.

Психологическая антропология близка социальной психологии и исследует психические феномены человеческого бытия на индивидуальном и на коллективном уровнях (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, А. Адлер, Г. Маркузе, В. Франкл, К. Хорни, Э. Берн, Э. Эриксон, В. Дильтей).

Современная психологическая антропология представлена такими именами как Ф. Хсю, Дж. Хонигман, А. Уоллес, М. Спиро.

К основным проблемам психологической антропологии относят соотношение культуры и мышления, бессознательные формы поведения, измененные состояния сознания, анормальное в культуре, национальный характер, детство как культурный феномен.

Психологическая антропология изучает рациональное и иррациональное в мышлении и поведении человека. С одной стороны, это ментальные (мыслительные) структуры культуры, а с другой — коллективное бессознательное, его символическое выражение, сон, медитация, транс.

В психологической антропологии выделяют несколько направлений: Во-первых, это развитие психики индивида от детства до старости (М. Мид, Ж. Пиаже).

Во-вторых, история психики в историческом контексте: особенности восприятия, чувствования, сознания и мышления в традиционном и современном обществе, исследование первобытного мышления (Л. Леви-Брюль, К. Леви-Строс).

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... комизм с общественной точки зрения представляет собой важную форму общественного бытия, порицания людей, события и вещей не соответствующих принятым, по крайней мере, официально, ... развития. Столь же вредной оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно-развлекательной, культурно бесплодной. ...

В-третьих, этнопсихология, изучающая психологию народов: каждая культура обладает специфическим типом личности. Эта «основная личность» определяет «национальный характер». Определенный интерес представляет проблема нормы и патологии в различных культурах (Р. Бенедикт), изучение психозов, истерические ритуалы. Промежуточное положение между физической и психологической антропологией занимает возрастная антропология, которая включает в себя антропологию детства (педагогическая антропология), антропологию зрелого возраста (акмеология) и антропологию старости (геронтология).

К этому разделу можно отнести также:

Символический интеракционизм, который на символическом содержании социальных взаимодействий обращается к целостному «Я» и его личностному самоопределению в микросоциальном окружении. В психоанализе символ представляется как выражение бессознательного — архетипов (К.Г. Юнг).

Структурно-антропологический подход (К. Леви-Строс, Л. Леви-Брюль, Э. Дюркгейм, М. Мосс, Б. Малиновский) изучает соотношение социальных и языковых структур в процессе развития мышления на разных ступенях этногенеза. Исследуются структуры бессознательного (Ж. Лакан), эпистемы (М. Фуко), познавательные практики (Р. Барт).

Структурная антропология использует морфологический, структурный и функциональный анализ.

Психоаналитическое направление в психологическойантропологии (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, А. Адлер, Г. Маркузе, В. Франкл, К. Хорни, Э. Берн, Э. Эриксон, Ж. Лакан) исследуетглубинные слои человеческой психики. Психоанализ стремится обнаружить внутренние структуры человеческого бытия, показать процессы, происходящие в подсознании, расшифровать символический язык бессознательного.

За последние полвека в антропологии выделились новые разделы:

Религиозная антропология изучает религиозный (архаический или традиционный) взгляд на человека. Антропология религии изучает религиозные культы и ритуалы, магические и мистические практики, сказки и мифы (В.Я. Пропп), фольклор и литературу (О.М. Фрейденберг), анимизм (Э. Тайлор) и магию (Дж. Фрезер), тотем и табу (З. Фрейд), соотношение структур и ритуалов (В. Тернер), проблему сверхъестественного и священного (М. Элиаде).

Следует отметить усиление антропологического акцента в современной религиозной философии, как католической (Э. Жильсон, Ж. Маритен, Г. Марсель), так и протестантской (К. Барт, А. Швейцер).

Можно выделить религиозно-философское направление в антропологии (М. Бубер).

Целостная христианская концепция человека представлена в работах православных философов и богословов (С.С. Хоружий, И. Мейендорф, В.Н. Лосский).

Социальная антропология изучает экономические, политические и юридические аспекты бытия человека и общества, системы социальных отношений. Она пытается обнаружить основания экономических и политических идеалов и реалий именно в человеческой природе. В ней можно выделить такие области исследований как экономическая, политическая и юридическая антропология.

Социально-культурнаяантропология определяется несколькими направлениями антропологических исследований. Прежде всего — биологическую, физическую и медицинскую антропологию. Их проблематика тесно пересекается с социально-культурной антропологией, так как естественнонаучные и медицинские проблемы составляют социокультурный контекст и по-разному решаются в различных исторических ситуациях. В свою очередь, результаты исследований биологической, физической и медицинской антропологий служат основой для обобщений философской антропологии.

Философская антропология – философское направление, которое разрабатывали М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен. Ими были поставлены в современном философском звучании вопросы о природе человека и его месте в мироздании.

К философской антропологии относят направления: философию жизни, персонализм и экзистенциализм, психоанализ и неофрейдизм, феноменологию, герменевтику и структурализм.

Многие идеи и подходы философской антропологии были сформулированы в философии жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер, Х. Ортега-и-Гассет, М. Бубер).

Значительный вклад в развитие направления внесли персонализм и экзистенциализм (С. Кьеркегор, Н. Бердяев, Л. Шестов, Н.О. Лосский, М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, М. Унамуно).

Постановкой антропологических проблем отличаются феноменология, лингвистическая философия, герменевтика и семиотика (Ф. Брентано, Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти, Л. Витгенштейн, Г. Гадамер, У. Эко), структурализм и постмодернизм (К. Леви-Строс, Л. Леви-Брюль, Р. Барт, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида).

Значительный вклад в разработку антропологической проблематики внесли представители русской философии (Вл. Соловьев, Н.Ф. Федоров, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, В.В. Розанов, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, Л. Шестов, А.Ф. Лосев), а также советские и российские философы и ученые (С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, В.В. Бибихин, Я. Голосовкер, Л.Н. Гумилев, А.Я. Гуревич, П.С. Гуревич, Вяч. Иванов, И.П. Казначеев, Ю.М. Лотман, М.К. Мамардашвили, Н.Н. Моисеев, В.В. Налимов, Б.Ф. Поршнев, В.Я. Пропп, О.М. Фрейденберг, С.С. Хоружий, М.Б. Ямпольский и другие).

В философской антропологии можно выделить два противоположных подхода, каждый из которых сводил природу человека к нечеловеческому (внечеловеческому) началу. С одной стороны, подход к человеку с животной меркой, поиск биологических (А. Портман, К. Лоренц) или социально-биологических (А. Гелен ) основ человеческого бытия.

Бытие человека стало центральной проблемой в философии персонализма и экзистенциализма. Экзистенциализм фиксирует противоположности человеческого существования. Подчеркиваются противоречия, парадоксы человеческого бытия, промежуточный характер человеческой реальности. Существование человека — это всегда бытие-между. Противопоставляются неподлинное (предметное бытие) и подлинное существование (экзистенция).

Сформулированные в экзистенциализме такие понятия как иное, ничто, абсурд, проект, трансценденция открыли новое измерение в философской теории человека.

Феноменологическая антропология пытается выявить предельные характеристики, изначальные основы человеческого существования. Для истолкования фундаментальных структур бытия человека, которое понимается как бытие-в-мире, применяются понятия «жизненный мир» (Э. Гуссерль) и «когнитивный стиль» (А. Шюц).

Подчеркивается неразрывность и взаимная несводимость сознания и предметного мира. Однако предметное бытие обретает свой смысл благодаря отнесенности к сознанию. «Бытие есть коррелят интерпретаций бытия» (М. Хайдеггер).

Герменевтика ориентируется на такие понятия как вживание, сопереживание, событие, понимание и интерпретация. На герменевтическом методе основываются понимающая психология (В. Дильтей) и понимающая антропология (М. Мерло-Понти, А. Шюц).

В герменевтической антропологии понимание представляется как универсальный способ освоения мира человеком, определенный способ бытия, бытия «здесь-теперь» (Х. Гадамер).

Центральной проблемой лингвистической антропологии является язык и его роль в различных сферах человеческого бытия. Соотношение языка и мышления изучает когнитивная антропология (Дж. Остин, Х. Конклин, С. Брунер, У. Гудинаф, Ф. Лаунсбери).

Этнолингвистика (Ф. Боас, Э. Сепир, Б. Уорф) показывает, что специфика языка обусловливает специфику духовной культуры. Проблема «язык и общество« рассматривается в социолингвистике (А. Мейе, В. Матезиус, Т. Фрингс), которая исследует связь языковых и социокультурных систем. Ключевыми понятиями лингвистической антропологии являются такие понятия как «языковая ситуация», «языковое существование».

Символические структуры культуры исследуются в символической антропологии (К. Гирц).

Изучаются стратегии символизации, символика власти и государства, символ и миф, мифы и ритуалы. Человек предстает как «животное символическое», а феномены общественного и личного бытия — это «символические формы», посредством которых человек упорядочивает окружающий его хаос (Э. Кассирер).

В семиотике (Ч. Пирс, Ф. де Соссюр, Ч.У. Моррис, Р. Якобсон, Р. Барт, У. Эко) культура и человеческое поведение рассматриваются как знаковые системы. Новые подходы в исследовании антропологических проблем разработаны в семиотике мифологии (К. Леви-Строс, Ж. Дюмезиль), семиологии Р. Барта и психоаналитической семиотике Ж. Лакана. Семиотические методы используются в структурной поэтике, где исследуются знак, символ, высказывание, текст (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, В.Я. Пропп, К. Мелетинский, Вяч. Иванов).

Семиотический подход применяется в психологии и педагогике (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский).

Особый интерес представляет изучение изменённых состояний сознания (В.В. Налимов, Д.Л. Спивак).

Культурная антропология исследует духовные феномены и применяет в основном описательные методы. Ее предмет — образ человека в различных культурах и исторических эпохах, культурная эволюция человека в истории. Культурная антропология включает в себя историческую, религиозную, психологическую и возрастную антропологию. Историческая антропология, как и социология духовной жизни, изучает исторические формы различных духовных феноменов человеческого бытия и их эволюцию в разных культурах (М. Фуко, Ф. Арьес).

Объект изучения исторической антропологии — культура доиндустриальных обществ. Это может быть архаическое (М. Мосс), или традиционное (средневековое) общество (Й. Хейзинга, А. Гуревич).

С другой стороны, современное общество в контексте традиционных обществ обнаруживает множество архаических элементов. Историческая антропология также изучает типологию культур (Ф. Ницше, О. Шпенглер), но в отличие от культурологии, ее интересует «экзистенциальная история» человека в различных культурах и цивилизациях.

Ряд направлений, которые появились недавно и активно развиваются. Экономическая антропология — это антропология хозяйственной жизни архаического, традиционного или современного общества (А. Смит, Т. Мальтус, Э. Дюркгейм, М. Мосс, С.Н. Булгаков, Н.Д. Кондратьев).

Политическая антропология рассматривает проблему власти в широком философском и антропологическом смысле (Б. Малиновский, Ю. Хабермас, М. Фуко, Ф. Хайек), изучает поведение масс (Г. Лебон, З. Фрейд, В. Райх, Г. Тард, В. Вундт, Х. Ортега-и-Гассет) и роль элиты в общественных процессах (В. Парето, А. Тойнби, Г.).

Юридическая антропология обращается к маргинальным феноменам человеческого бытия — преступлению и наказанию (М. Фуко).

Возникли новые, пока не получившие статуса направлений, точки роста в антропологии. Так представляется перспективным сочетание естественнонаучной и гуманитарной методологии, применение методов анализа языка и текста в антропологических исследованиях. Разрабатываются такие подходы как художественная антропология, мифическая антропология, поэтическая антропология, антропологическая поэтика, психопоэтика. Также следует выделить динамическую антропологию, изучающую траектории индивидуального и общественного бытия, человеческую судьбу и динамику культуры. Динамический подход используется в энергетической концепции культурных систем (Л. Уайт) и в синергетике (И. Пригожин, Г. Хакен).

Методы исследования хаоса и самоорганизации сложных систем могут оказаться перспективными и в антропологии.

Все большее значение в антропологических исследованиях приобретает холистический подход, утверждающий несводимость целого к его частям. Разрабатываются голографическая и квантово-механическая модели сознания (И.З. Цехмистро, В.В. Налимов).

Концепция холотропного сознания развивается в рамках трансперсональной психологии (С. Гроф, К. Уилбер, Р. Уолш, Ч. Тард).

 

Эволюционная антропология. Положение Человека в системе Природы

Появление в процессе эмбрионального развития человека хорды, жаберных щелей в полости глотки и нервной трубки определяют принадлежность человека к типу хордовых, а развитие позвоночного столба — к подтипу позвоночных животных.

Человек принадлежит к классу млекопитающих, поскольку для него характерно живорождение, вынашивание детеныша в матке, наличие млечных желез и волосяного покрова.

Автор «Системы природы» Карл Линней отнес человека к отряду приматов, отметив, что человек принадлежит к царству животных «по телесному своему сложению».

Ныне живущие приматы делятся на две большие группы: полуобезьяны— тупайи, лемуры, лори, галаго, индри, руконожки, долгопяты и высшие обезьяны (или человекоподобные) — широконосые (игрунки, капуцины) и узконосые (мартышки, тонкотелы, гиббоны, понгиды) обезьяны.

Полуобезьяны — мелкие животные. Все имеют хвосты, часто пушистые. Лицевой отдел черепа вытянут. Хорошо развито обоняние. Мозг у них небольшой, без извилин. Почти все ведут ночной образ жизни. У всех, кроме долгопятов, неподвижная мускулатура лица, поэтому они не обладают такой мимикой, как обезьяны.

Тупайи, обитающие в тропических лесах Индостана, Индокитая и многих островах Малайского архипелага, являются переходной формой между насекомоядными млекопитающими и приматами, к которым близки по строению черепа, передних конечностей, зубов и биохимическим показателям. Это небольшие животные, похожие на белок с пушистым хвостом.

Долгопяты близки к обезьянам и обитают в Индонезии и на Филиппинах, вторично вернувшись к ночному образу жизни. Размером с крысу, с огромными, светящимися в темноте глазами. Лицевой отдел укорочен. Есть мимические мышцы, и они могут гримасничать, как обезьяны.

Широконосые обезьяны населяют Новый Свет и развивались в изоляции от узконосых Старого Света на протяжении около 35 млн. лет. Широконосые остались целиком древесной группой, обитающей в тропических дождевых лесах Центральной и Южной Америки (мармозетки или игрунки, тамарины, саймири, тити, ревуны, капуцины, саки, уакари, паукообразные обезьяны).

У игрунковых относительно простой мозг, почти не имеющий извилин. Для них характерен парный семейный образ жизни. Самец ухаживает за потомством.

Капуцины имеют хватательный хвост, на нижнем конце которого нет волос, и имеются такие же дерматоглифические узоры, как на ладонях. Такой хвост действует как дополнительная конечность. Мозг развит достаточно хорошо, и капуцины обладают сложным поведением, легко обучаются. Живут большими группами, ведут дневной образ жизни.

Широконосые обезьяны часто объединяются в сообщества, состоящие из нескольких видов, для лучшей защиты от хищников. У них хорошо развито акустическое общение и отмечается богатая мимика.

В Старом Свете узконосые обезьяны разделились на две группы: мартышкообразные (колобусы, гверецы, лангуры, носатая обезьяна, мартышки, гусары, мангобеи, павианы, гамадрилы, мандрилы, гелады, макаки) и гоминоиды (гиббоны, орангутанг, горилла, шимпанзе).

Низшие узконосые — довольно пестрая группа. В ней тонкотелые являются чисто древесными формами, которые питаются листьями, а мартышковые включают наземные формы (павианы, гелады), древесно-наземные (макаки резусы), и в противоположность тонкотелым — всеядны. Обычно они питаются плодами растений, но в ряде случаев употребляют в пищу и позвоночных животных.

У мартышкообразных передние конечности равны задним или немного короче. Первый палец кисти и стопы хорошо противопоставлен остальным. Шерсть покрывает все тело за исключением лица. Окраска обычно яркая. Имеются седалищные мозоли и защечные мешки. Имеются также участки «половой» кожи, которые при овуляции набухают и краснеют, что может служить сигналом готовности самки к спариванию. Хвост не бывает хватательным. У некоторых хорошо развит половой диморфизм (самцы крупнее самок).

Ведут стадный образ жизни в лесах, саваннах, на скалах.

К гоминоидам относятся современные люди и человекообразные обезьяны. Гиббоны ведут исключительно древесный образ жизни и являются превосходными и быстрыми брахиаторами. Перехватывая руками ветви деревьев, они могут перелетать с дерева на дерево на расстояние до 15 м. Могут ходить по земле на двух ногах, балансируя руками. Характерен семейный образ жизни, при этом каждая семья имеет свою территорию и перекликается с другими семьями (хоры гиббонов).

Встречаются в Юго-Восточной Азии (Индия, Индокитай, Ява, Суматра, Калимантан).

Крупные человекообразные представлены двумя группами: азиатской — орангутанг и африканской — горилла и шимпанзе и образуют семейство понгид (Pongidae).

У них относительно короткое туловище и длинные конечности, хвост отсутствует, грудная клетка бочкообразная. Для всех характерно полувыпрямленное передвижение по ветвям и земле с опорой на пальцы передних конечностей. Головной мозг крупный и сложно устроенный. Например, масса мозга гориллы 420 г. Лобные доли крупные. Хорошо развита мимическая мускулатура, подвижные губы. Волосы на спине и груди редкие. Вибриссы на лице отсутствуют. Олбадают относительно высоким интеллектом, способны использовать предметы в качестве орудий в природе и в неволе.

 

Рассмотрим модель антропогенеза, принятую в современной антропологии, в качестве базисной.

Четвертичный период называется антропогеном.Это последний период геологической истории, продолжающийся поныне. Длительность оценивается от 600 тыс. лет до 2,5 – 3,5 млн. лет.

Антропоген одразделяется на плейстоцен и голоцен. В течение этого периода рельеф, климат, растительность и животный мир Земли приняли современный облик. Характерно развитие оледенений, особенно в северном полушарии. С этим геологическим периодом связано становление человека.

Таким образом, классе млекопитающих выделяют отряд приматов, который делится на три подотряда:

· Лемуроподобные(Lemuroidea);

· Долгопятоподобные (Tarsioidea);

· Человекоподобные (Anthropoidea).

Общая характеристика отряда приматов

 

Приматы это животные, ведущие древесный образ жизни (есть исключения).

Основные адаптивные особенности приматов — хватательная конечность, высокоразвитое зрение, редукция обоняния, высокий уровень социализации.

Подвижность и разнообразные движения передней конечности обусловлены наличием ключицы и способностью лучевой кости свободно вращаться относительно локтевой. Цепкость у большинства приматов выражается в способности первого пальца противопоставляться остальным. Пальцы приматов снабжены ногтями, а не когтями. Когда приматы передвигаются по земле, они обычно опираются на всю стопу (стопоходящие животные).

Переход к древесному образу жизни был связан с усиленным развитием органов зрения и слуха. У всех приматов органы зрения направлены вперед. Для мозга приматов характерно значительное развитие зрительного центра.

Приматы в целом характеризуются большим развитием полушарий мозга, увеличением его объема, что связано с необычайной подвижностью и разнообразием функций передних конечностей.

Приматы растительноядны или всеядны, реже насекомоядны. В связи с питанием смешанной, разнообразной пищей зубы у приматов не имеют односторонней специализации, характерной для многих других отрядов млекопитающих. У них имеются все виды зубов — резцы, клыки, премоляры и моляры, и характерна смена молочных зубов постоянными.

Большинство приматов утратило сезонность половой жизни и способно к размножению в течение всего года. Плодовитость мала — чаще всего рождается один детеныш, более или менее беспомощный. Для приматов характерно высокое развитие стадных отношений, которое в определенной степени связано с отсутствием сезонности половой жизни.

Человекообразные приспособлены к жизни в тропических лесах. На земле они передвигаются обычно на четырех конечностях. Преимущественно наземный образ жизни ведет горилла. Пищей человекообразным служат плоды, листья, цветы, побеги и различные мелкие животные.

У человекообразных наблюдается относительно высокое развитие долей лобной области, а также усложнение участков коры, которые у человека связаны с речевой деятельностью. Извилины мозга у человеческого эмбриона в конце седьмого месяца имеют такую же степень развития, как у обезьян.

Сперматозоиды и яйцеклетки шимпанзе и гориллы по форме и размерам почти неотличимы от человеческих. В ходе беременности и акте родов у человека и шимпанзе установлено большое сходство. Новорожденный шимпанзе с густыми волосами на голове и при их отсутствии на теле больше похож на новорожденного человека, чем взрослый шимпанзе на взрослого человека. Половая зрелость у самок шимпанзе наступает к 8-10 годам, у самцов — к 12 годам. Продолжительность жизни близка к человеческой.

Много общего у человека и человекообразных в области патологии и болезней. По способности восприятия цветов шимпанзе близок к человеку. Он хорошо различает величину и форму предметов. Как показал еще Ч. Дарвин, обезьяны способны выражать на своем лице чувства, сходные с человеческими: гнев, испуг, радость, печаль, плач и смех.

Человек как примат. У человека не могли полностью исчезнуть все признаки, унаследованные им как представителем отряда приматов от своих древесных предков

У человека не могли полностью исчезнуть все признаки, унаследованные им как представителем отряда приматов от своих древесных предков.

Вместе с тем, у человека имеется ряд очень важных с его (человека) точки зрения отличий от животных, на часть из которых указывал еще Аристотель.

Человек — наземное существо, населяющее все климатические зоны земного шара. В связи с прямохождением для него характерны — выпрямленное положение тела, вертикальность туловища и шеи при полной разогнутости нижних конечностей в коленном сочленении, S-образно изогнутый позвоночник и хорошо уравновешенная на нем голова, сводчатое строение стопы.

Кроме того, человек обладает отличительными особенностями, не связанными непосредственно с рямохождением: редуцированный волосяной покров, почти неподвижные, но хорошо развитые ушные раковины, прямой высокий чистый лоб, хорошо очерченные брови, сильно развитый наружный нос, четкий желобок на верхней губе, сильно развитая слизистая или каемочная часть губ, выдающийся подбородок.

Волосяной покров у человека своеобразен: наряду с общей редукцией его на теле имеет место характерное развитие волос в подмышечных впадинах и на лобке. На голове волосы густые, обладают постоянным ростом; борода, усы и брови лишены осязательных волос.

У человека сильнее, чем у человекообразных, выражены различия между полами (половой диморфизм), которые проявляются в весе, длине и пропорциях тела, в волосяном и кожном покровах. Женщина в среднем на 8 кг легче и на 9 см ниже мужчины; волосяной покров у нее развит на теле слабее, а подкожный жировой слой — сильнее; волосы на голове гуще и растут интенсивнее; плечи у женщины уже, талия более выражена, таз шире; ягодицы развиты сильнее; физическая сила приблизительно на 1/3 меньше мужской; голос в среднем на октаву выше.

Особого развития у женщины достигают млечные железы, в то время как у самок человекообразных выдаются лишь соски, а железистая часть набухает незадолго до родов, лишь во время лактации, да и то не очень заметно.

Масса мозга зависит в значительной степени от величины тела животного; более крупные животные обладают, в общем, абсолютно большим мозгом. Так, слон и кит превосходят человека по абсолютной величине мозга.

Относительная масса мозга — отношение массы мозга к массе тела выше у мелких животных; по этому показателю человек уступает маленьким обезьянам и некоторым другим мелким млекопитающим. При сравнении разных животных ни абсолютная, ни относительная масса мозга не могут служить достаточным показателем его развития.

Предложен квадратный указатель массы мозга (E2/S), представляющий собой произведение абсолютной массы мозга на его относительную массу. По этому показателю человек резко отличается от всех животных. Этот указатель отражает уровень «кефализации» или цефализации

человек 32,0
слон 9,82
человекообразные 2,03-7,35
низшие узконосые 0,56-2,22
полуобезьяны 0,13-1,37

 

 

Дриопитеки

Останки примата с чертами прогрессивного развития проконсула найдены в нижнемиоценовых слоях в районе оз. Виктория (Африка).

Проконсул передвигался при помощи четырех конечностей, изредка принимая полувыпрямленное положение. в строении его конечностей есть много черт сходства с человеком. По строению предплечья и способности к манипулированию, проконсулы близки к дриопитекам. Наряду с сивапитеками, найденными на Сиваликских холмах в Индии, проконсулов относят к разновидности дриопитековых обезьян.

Дриопитеков многие современные исследователи считают общими предками горилл, шимпанзе и человека. Я. Елинек (1982) отмечает, что род дриопитеков, не имея прямого отношения к линии человека, представляет этап развития, через который должны были пройти все живущие антропоиды и человек.

Различают несколько разновидностей дриопитеков. По костным останкам, фрагментам челюстей и зубов, можно установить их сходство и с современными человекообразными обезьянами, и с человеком. Сходные по строению моляры современного человека выделяют как зубы с узором дриопитека. В миоцене дриопитеки были широко распространены в Европе, в Азии, Африке, Индии и Пакистане. Отсутствие черт специализации в строении тела давало им возможность эволюционировать в любом направлении.

Ориопитек – примат, живший в верхнем миоцене (12-15 млн. лет назад) в Европе по облику напоминал массивного шимпанзе с чертами специализации. Большинство ученых считают ореопитека тупиковой ветвью.

 

Мощное давление отбора способствовало процессу биопсихологического развития и становление человека.

К первым предкам гоминид (к ним относятся все живые и вымершие человекоподобные существа) относят «рамапитека». Это понятие включает находки, сделанные в Кении (t=14 млн. лет), а также в Китае, Индии, Пакистане (t=9млн. лет).

Рамапитек, как подтверждают находки, завоевал среду обитания саванны. К этому времени плиоценовые леса начали высыхать, степи наступали и заняли миллионы километров лесов. Прямоходящий рамапитек начал использовать, но не производить орудия.

По мнению ряда исследователей, древнейшую форму гоминид в собственном значении термина составляют рамапитеки — пенджабский и кенийский (возраст около 14 млн. лет, Бунак, 1980).

Сейчас обнаружены новые многочисленные очаги эволюции гоминидов в Восточной Африке, Южной и Восточной Азии, Передней Азии, Центральной и Южной Европе. Находки показали широкую распространенность рамапитеков и близких к ним форм на границе миоцена и плиоцена.

Один из ранних известных двуногих гоминид обнаружен в октябре 2000 года при раскопках в Кении недалеко от Великого Разлома (Great Rift Valley).

Останки этого существа получили название Человека Миллениума (официальное название: Orrorin tugenensis — оррорин).

Его возраст составляет свыше 6 миллионов лет.

Другой представитель ранних гоминид был обнаружен на территории Эфиопии Aridipithecus ramidus (аридипитек).

Он жил 5,5 – 4,4 миллиона лет назад.

В середине 90-х годов американский палеоантрополог Т.Уайт нашел в Эфиопии (Арамис) «недостающее звено», которое более столетия искали ученые.

Новая форма (возраст – 4,4 млн лет) была выделена в новый род Aridipithecus и названа A.ramidusназемная человекообразная обезьяна. По мнению Уайта, эта форма является прародителем австралопитековых. У этой формы больше признаков, присущих шимпанзе, нежели у известных уже видов австралопитеков. По строению зубной системы A.ramidus напоминает бонобо, который, согласно А.Зильману, сохранил максимальное число черт общих с гоминидами предка. Однако, в отличие от бонобо, A.ramidus, видимо, стал осваивать двуногое хождение.

Оррорины и аридипитеки жили во влажных лесах, что поставило под сомнение «саванную» теорию и, в целом, теорию об экологических изменениях, послуживших толчком человеческой эволюции.

Согласно предположению палеоантропологов, в начале миоцена отделилась линия гориллы (между 10 и 7 млн лет назад), потом в миоцене (7 — 6 млн лет назад) произошло разделение гоминоидной линии на гоминидную (австралопитеки, а затем род Homo) и панидную (шимпанзе и бонобо) ветви.

Находка «бэби из Таунга» подтвердила гениальную догадку Ч. Дарвина об африканских корнях человека

В 1938 г. Р. Брум на территории Южной Африки близ Кромдрая открыл останки взрослой особи, названной им парантропом. Сейчас парантроп расценивается как форму африканских австралопитековых — австралопитек массивный. На территории Африки (Кения, Эфиопия, Танзания), в Южной и Юго-Восточной Азии обнаружено свыше 400 особей австралопитековых.

От современных в ископаемых человекообразных обезьян они отличались относительно большим весом мозга. При небольших размерах тела этих приматов (длина 120-130 см, вес 30-40 кг) объем мозга колебался от 435 до 600 см3 (в среднем – 522 см3).

Их черепа характеризуются меньшим лицевым и большим мозговым отделами. Зубная система австралопитеков по строению ближе к системе современного человека. Рука австралопитека была более примитивной по сравнению с человеческой. Она отличается малыми размерами большого пальца и он не противопоставлен остальным пальцам. Австралопитеки жили в степной и лесостепной ландшафтных зонах, что способствовало развитию прямохождения.

Орудийная деятельность австралопитеков. На стоянках Кооби-Фора в Кении, в долине р. Омо (Эфиопия), в Олдувайском ущелье было обнаружены множество каменных орудий так называемого олдувайского и ашельского типов.

Олдувайская культура признается самой древней, началом орудийной деятельности. Это грубые орудия, большого объема, односторонне или двусторовнне оббитые (бифасы) – галечная культура. Разнообразие олдувайских галечных орудий, отсутствие среди них повторений, свидетельствует, что обработка камня не носила систематического характера. Много изделий было получено случайно, для разового пользования. Труд, таким образом, был несистематическим.

На территории Африки в Летоли (Танзания) семейство Лики (Луис, Мэри и Ричард Лики)с сотрудниками и в Хадаре (Эфиопия) Джохансон с сотрудниками нашли скелеты и костные окаменелости группы гоминид, живших 3,6 – 2,5 млн. лет назад. Найденные кости принадлежали виду, который назвали Australopithecus afarensis(А. afarensis; афарский австралопитек).

В 1974 г. Д. Джохансон обнаружил останки более древнего и примитивного гоминида — австралопитека афарского (скелет самки, известный под именем Люси).

В дальнейшем было установлено, что существа этого вида обитали на территории нынешнего Хадара (Эфиопия) и значительно раньше: 4 — 3 млн лет назад. К настоящему времени там же обнаружены останки около 250 индивидуумов. Лишь несколько из этих находок оказались полными. Д. Джохансон установил факт двуногого передвижения.

Находка, сделанная Джохансоном в 1992 г., до настоящего времени остается самой полной для ранних австралопитековых. В 1993 г. Д. Джохансону и Б. Белу удалось восстановить череп самца по 200 фрагментам, в число которых входили затылочная кость, части нёба (с несколькими зубами) и черепного свода, клык и значительная доля костей лицевого скелета.

Найденные в разных по древности геологических слоях останки австралопитековых из Хадара оказались чрезвычайно сходными морфологически. Таким образом, стало очевидным, что A.afarensis просуществовал почти в неизменном виде в течение 900 тыс. лет (между 4 и 3 млн лет назад). Афарские австралопитеки, видимо, успешно конкурировали с другими видами приматов, а возможно, — и с хищными животными.

Эти существа передвигались на двух ногах и проводили много времени на земле. Задние конечности ранних австралопитеков были несколько длиннее, чем у современных шимпанзе или бонобо, а передние — такие же, как у этих обезьян, таз — шире и короче.

Швейцарский антрополог П.Шмидт считает, что афарские австралопитеки не могли бегать на большие расстояния, о чем свидетельствует форма грудной клетки Люси — длинная и цилиндрическая. По его мнению, при движении на двух ногах Люси делала это как гориллы. Особенности строения пальцев руки и большого пальца ноги, удлиненные пропорции рук говорят о времяпрепровождении на деревьях, которые они использовали как наиболее безопасное место для сна и отдыха.

Большинство палеоантропологов едины в том, что ранние автралопитековые могли передвигаться на двух ногах и много времени находились на земле. Отпечатки следов особей A.afarensis почти 3,5-миллионнолетней давности, сохранившиеся на вулканическом пепле в Летоли (Танзания), свидетельствуют, что основной упор стопы приходился на пяточную кость, как у человека.

Итак, австралопитеки стояли на пороге от животного к человеку.

выявлено несколько видов австралопитековых гоминид, которые, начиная с 3,5 миллионов лет назад, существовали одновременно. Это A. afarensis, Kenianthropus platiops, A. africanus, A. aethiopicus, A. robustus, A. boisei.

Среди африканских австралопитеков выделяют 2 формы: австралопитек грацильный, или африканский, и австралопитек массивный (Бойсов; робустус).

А. бойсов (A. boisei) отличается большей длиной тела (150-155 см) и весом, который достигал 70 кг, а более массивным черепом и сильнее развитой нижней челюстью. На основании морфологических особенностей разных типов австралопитековых, их способностью изготовлять орудия был сделан вывод о том, что эти приматы представляют собой неоднородную в эволюционном плане группу. Массивные австралопитеки (австралопитек робустус, бойсов) приобретали черты морфологической специализации. У них увеличивались челюсти, утяжелялось тело, верхние конечности стали чаще использоваться для опоры на грунте. Итак, представителей A. aethiopicus, A. robustus, A. boisei палеоантропологи относят к группе Paranthropus (парантропы), поскольку эта группа начала эволюционировать в сторону более массивного телосложения (robust — робустные).

Другую группу (A. afarensis, A. africanus) называют грацильными, стройными австралопитеками (gracile — грацильные) из-за легкости и хрупкости их костей, особенно зубов и черепа. А. грацильный — прогрессивные формы австралопика (австралопитек африканский, телантроп, австралопитек умелый, абилис) эволюционировали благодаря изготовлению орудий.

По разным оценкам средний возраст появления архантропов со свойственными человеку качествами оценивают в 1-1,5 млн лет назад.

A. robustus, вымер около 1,5 миллионов лет назад, а A. boisei (зинджантроп) продолжал существовать вплоть до миллиона лет тому назад, т.е. они сосуществовали с примитивными современными людьми более миллиона лет.

Итак, начиная с 2,75 миллиона лет тому назад, австралопитеки разделяются на две эволюционные линии – “стройные” (gracile) и «массивные» (robust) (Vrba, 1996).

 

 

Сформировавшихся людей современного вида (неоантропы), или человека разумного (Ноmо Sарiеns)

Существование архантропов (Ноmо ereсtus как промежуточного звена между обезьяной (питекос) и человеком (антропос) предвидел Э. Геккель («Естественная история миротворения») и дал им название питекантроп.

Первые костные останки питекантропа обнаружил на острове Ява голландский врач Е. Дюбуа (1891 — 1893 г.) близ местечка Триниль. Он искал недостающее звено в тропиках, где обитают человекообразные обезьяны. Ему удалось обнаружить череп, фрагменты нижней челюсти и бедренные кости существа, обитавшего 600—800 тыс. лет назад и совмещавшего в себе черты человека и обезьяны (длина его тела составляла 168—169 см, объем черепной коробки — 900 см3 — значительно превышал объем черепа человекообразных обезьян — около 500 см3).

Но строение черепа отличалось обезьяньими чертами — низким сводом, мощным надглазничным валиком и др. Современники Е. Дюбуа отрицали принадлежность питекантропа к линии человека и относили его к обезьянам. Но вскоре правильность выводов Е. Дюбуа начала подтверждаться другими находками.

В 1907 г. на территории Германии в песках около Гейдельберга была обнаружена нижняя челюсть с зубами человека, отнесенная к шелльскому периоду (до 700 тыс. лет назад).

Немецкий антрополог О. Шетензак, описавший эту форму архантропа, дал ему название гейдельбергского человека.

Недалеко от Пекина Д. Блэком и Ф. Вейденрейхом в пещере Чжоукоудянь, за период с 1927 по 1937 г. были найдены останки более чем 40 особей синантропа (китайский человек), жившего 600—500 тыс. лет назад. В пещере находились разнообразные развитые орудия труда: скребла, отретушированные остроконечники и кости животных. Огромные, толщиной до 6 метров скопления золы и угля в пещере свидетельствовали о том, что синантропы долго (возможно, на протяжении многих поколений) поддерживали огонь, получив от источника возгорания в природе.

Необходимо отметить, что огонь использовали еще австралопитеки. Так, в 1948 г. в пещерах Макапансгата в Южной Африке были обнаружены черепа и кости лицевого отдела скелета австралопитека, в слоях со следами кострища. Это обстоятельство отразилось в названии «австралопитек Прометеев» т.е. владеющий огнем.

С 1936 по 1941 г. последовали открытия останков архантропа на о-ве Ява близ селений Моджокерто в Сангирана. Отдельные находки оказались древнее открытых до этого архантропов — их возраст составлял 1-2 млн лет.

В дальнейшем костные останки архантропов, «человека прямоходящего» (H. erectus) за свободно передвигающегося на нижних конечностях, были найдены во многих районах земного шара. свидетельством обитания человека прямоходящего на территории Европыявляются стоянки в Германии (Мауэр, Билцингелебен), Чехословакии (Странска-Скала, Пржезлетице), Венгрии (селение Вертешсёлёш), Греции (Петралона) и др.

В СССР было открыто свыше 100 стоянок архантропов — в Средней Азии, на Кавказе, в Приазовье и низовьях Дона, в Молдавии, Закарпатье и на Алтае. Здесь найден в основном инвентарь архантропа. Костные останки (нижняя челюсть) обнаружены лишь на стоянке Азых в Азербайджане. Археологические и палеоантропологические данные позволяют считать, что эта территория заселялась очень рано.

Согласно современным данным объем черепа архантропов варьировал в пределах 775–1225 см3. Самый крупный объем черепа -1400 см3 найден в Вертесёлёше.

Первые похолодания совпадают с появлением потомков австралопитеков абилисов. Самые первые группы абилисов обнаружены возле озера Рудольфа и в поздних слоях Олдовая (второй платформы).

Эта группа относится к древнейшим людям (архантропам).

Среди архантропов различают западную и восточную группы.

К западной группе архантропов относят:

1. «гейдельбергского человека» (H. heidelbergensis);

2. “родезийского человека” (H. e. rhodesiensis);

3. “человека типа Лики” (H. e. Leakey, H. Rudolfensis, открытого супругами Лики;).

К восточной группе архантропов относят:

· «пекинского человека» (H. pekinensis);

· ”яванского человека”, человек Соло (H. soloensis).

Абилисы распространились из Африки в Европу и Азию. остатки этой группы обнаружены также в Олдовае и в пещере Чжоукоудянь (Китай), они относятся к дунайско-гюнцскому потеплению.

Находки в пещере Чжоукоудянь показывают, что “пекинский человек” достиг небывалого развития. Они разводили и поддерживали огонь и готовили на нем пищу. Из пещеры предпринимались охотничьи походы, в ней изготавливали орудия.

Ученые предполагают, что «человек умелый» (абилис; Homo habilis презинджантроп) появился у австралопитековой ветви прегоминид около 2,4 миллиона лет назад. Он был так назван (умелый) потому, что его останкам сопутствуют каменные орудия (Leakey, 1994).

Однако некоторые ученые считают эту группу, эволюционирующей отдельно от австралопитеков

Появлению этой ветви способствовали следующие ароморфозы у австралопитеков:

· сбалансированная на позвоночном столбе голова с объемом мозга в среднем 500 см3;

· хватательный тип руки с противопоставленным большим пальцем указательному пальцу. Такой тип руки способствовал тонкой моторике манипуляций;

· австралопитек был прямоходящим существом. Следовательно, передние конечности были свободны для большого числа движений, в том числе и применения орудий.

Для представителей одной из групп австралопитеков, грацильного (маленького, хрупкого и всеядного, тип А — А. gracilis) стадные условия жизни в саванне способствовали развитию сигнальных форм взаимодействия. У этого типа и появились первые, обработанные рубящим ударом орудия труда (кости, камни).

Так формировались предпосылки появления абилисов.

Ростом абилисы были 1,5 метра и примерно 45 килограмм веса, без выраженного росто-весового полового диморфизма (росто-весовые различия между полами были незначительны).

Размер головного мозга колебался в пределах от 500 до 800 см3 (в среднем 650 см3).

Анализ внутренней поверхности черепа абвыявил зачаточный выступ в области поля Брока, связанного с речью у современного человека.

Эти достижения развития мозга были включены в структуру более дифференцированных социальных отношений. Показ и подражание при изготовлении орудий стали главной опосредующей и трансформирующей формой общения.

Первые гоминиды абилисы распространились по всей поверхности Земли. Антропологи полагают, что именно для абилисов психические особенности стали играть значительно более важную роль, чем физические признаки.

Кроманьонцы

Совершенно неожиданно, если учесть отсутствие форм промежуточных современному человеку, возникает новый тип с новой психобиологической конституцией – кроманьонский.

Кроманьонцы обнаружены в Южной и Западной Африке, в Северной Африке. Первые находки, давшие название этому типу человека найдены в период последнего оледенения в Европе. Две классические стоянки были расположены во Франции (Шанселад и Кро-Маньон).

На территории СНГ стоянки верхнепалеолитического кроманьонца обнаружены в Белоруссии, Украине, России — в районе Кавказа, Камы, Индигирки, Печоры, Десны; на Памире, в Средней Азии. Их возраст около 30 тыс. лет.

Кроманьонский человек синоним представителей предка современных людей.

Период его исторической судьбы на Земле датируется периодом от 100 тыс. до 30 тыс. лет назад. Большая часть совпала с последним вюрмским оледенением и последующим рисс-вюрмское потеплением. Многочисленные находки указывают, что 40 тыс. лет назад произошел процесс экспансии человека нового типа в различных регионах к югу, юго-востоку Европы, Азии, Африки. Потепление, длившееся почти 40 тыс. лет позволило освоить огромные территории, занятые прежде неандертальцами новым группам, пришедшим с юга.

Не оспаривается тот факт, что кроманьонцы захватывали области расселения неандертальцев. По-видимому, пришельцы покорили и истребили неандертальцев, завладев их пещерами. Этот тип человека получил свое название по местности во Франции, гроту Кро-Маньон в одной из пещер. В течение этого времени кроманьонцы освоили огромные территории, пересекли океан, попали в Австралию и на острова Океании, проникли на Американский континент. На протяжении тысячелетий происходили значительные колебания климата. Это обусловило развитие различных адаптивных признаков устойчивости к изменениям среды.

Морфологические черты кроманьонцев являются прогрессивными: более сильно развиты височная и лобная доли мозга; высокий лоб – все это говорит о выраженной умственной деятельности; отсутствует мощный надглазничный валик; выступает подбородок.

Основными факторами этого процесса следует считать интеллект, повышенную социальную компетентность, физическую силу и выносливость, и высокую плодовитость.

У кроманьонцев появляется новый тип социальной организации – родовая община, нормой совместной жизни становятся строгие правила проживания, регуляция взаимоотношений, снижение агрессии, воспитание детей, обряды инициации.

Согласно крупнейшему специалисту в области семиотики (науки о знаковых системах) В.В. Иванову у кроманьонцев появился язык (праязык, протоязык) примерно 50 тыс. лет назад. Кроманьонский человек создал первые образцы искусства (неолитическое искусство).