Планы семинарских занятий Семинарское занятие 1 (2 часа)

Тема. Предметно-методологические основы социологии

План семинара

  1. Специфика объекта и предмета социологии в отличие от других социально-гуманитарных наук.
  2. Критерии научности социологии.
  3. Уровни и отрасли социологического знания.

Контрольные вопросы

  1. Как соотносятся понятия объект и предмет социологии?
  2. Охарактеризуйте различные подходы в определениях предмета социологии.
  3. Дайте определение понятий «социальная реальность», «социальное».
  4. Каковы особенности социологии по сравнению с естественными и другими социально-гуманитарными науками.
  5. Чем отличается социальное познание от естественнонаучного?
  6. Чем отличаются понятия «уровни социологии» и «отрасли социологии»?
  7. Охарактеризуйте различные взгляды на структуру социологического знания?
  8. Каково значение социологии для общества?

Основная литература

  1. Асп Э. Введение в социологию. М.,1998. Гл. 3. С. 51-67.
  2. Гидденс Э. Социология. М., 1999. Гл. 1. С. 24-39.
  3. Казаринова Н.В. Социология. М., 2000. С. 3-15.
  4. Кравченко А.И. Социология. М., 20001. С. 11-53.
  5. Фролов С.С. Социология. М., 2000. Гл. 1,2. С. 16-38.

Дополнительная литература

  1. Бороноев А.О. О предмете социологии как общей науке об обществе // Социс. – 1991. — № 5.
  2. Волков Ю.Е. Базисные понятия и логика социологической парадигмы // Социс. — 1997. — № 1.
  3. Култыгин В.П. Специфика социологического знания: преемственность, традиции и новаторство // Социс. – 2000.- № 8.
  4. Молевич Е. Ф. К вопросу о структуре современного социологического знания // Социс. – 1997. — № 6.
  5. Монсон П. Лодка на аллеях парка // Социс. – 1996. — № 3-5.
  6. Сорокин П.А. Социология как наука // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 156-175.

Семинарское занятие 2 (2 часа)

Тема. История развития социологии

План семинара

  1. Предпосылки возникновения социологии как науки.
  2. Взгляды первых социологов О. Конта, Г. Спенсера.
  3. Особенности социологии классического периода (Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс).
  4. Основные теоретические направления социологии 20 века: структурный-функционализм, символический интеракционизм, феноменологическая социология.

Контрольные вопросы

18 стр., 8755 слов

1.Клиническая психология как междисциплинарная область знаний ...

... к эмпирической психологии относятся критически. Клиническая психология и смежные дисциплины Понятием «клиническая психология» описывается как исследовательская, так и прикладная деятельность. ... формирования отношения к болезни парадигмы отношения к болезни: 1.гипонозогнастическая(недостаточность знания о болезни) 2.гипергнозогнастический 3.прагматический 5.Роль отечественной науки в становлении ...

  1. Каковы были экономические, культурные, научные, философские условия возникновения социологии в 19 веке?
  2. Почему О. Конт считается основоположником социологии?
  3. Что означает позитивизм и натурализм в социологии?
  4. Что означает метод социологизма Э. Дюркгейма?
  5. В чем заключается материалистическое понимание истории и экономический детерминизм К. Маркса?
  6. По какому критерию общество делится на классы согласно Марксу?
  7. Почему социология М. Вебера называется понимающей?
  8. Назовите признаки и типологию социальных действий по М. Веберу?
  9. Что означает плюрализм современных социологических теорий?

Основная литература

  1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
  2. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1997. С. 19-127, 161-186.
  3. История социологии в Западной Европе и США. М., 1993.
  4. История социологии. Минск, 1997. С. 33-43, 47-62, 132-168,187-197, 243-246, 249-252.
  5. Казаринова Н.В. Социология. М., 2000. С. 15-31.

Дополнительная литература

  1. Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.
  2. Волков Ю.Г. Социология. М., 2000. Портреты социологов. С. 19-20, 83, 230, 318, 367, 369.
  3. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991.
  4. Капитонов Э.А. Социология. 20 века. Ростов, 1996. С. 38-50, 154-172, 216-263.

Семинарское занятие 3 (2 часа)

Тема. Методология социологического исследования.

План семинара.

  1. Особенности социологического исследования, виды и функции.
  2. Этапы социологического исследования.
  3. Количественные и качественные методы сбора информации.

Контрольные вопросы

  1. Чем отличается социологическое исследование от журналистского?
  2. Опишите критерии выбора вида исследования?
  3. Какой этап социологического исследования является наиболее важным и почему?
  4. Что представляет собой программа социологического исследования?
  5. Что такое рабочий план исследования?
  6. В чем различие количественной и качественной методологии исследования?
  7. Как формируется выборочная совокупность?
  8. Что такое анкета? Назовите правила составления анкеты?
  9. Чем отчаются стандартизированное интервью и глубинное интервью?
  10. Какова область применения фокус-групп?

Основная литература

11 стр., 5081 слов

Метод социологического исследования. Социологический опрос

... литературы Введение Любая наука имеет свою методологию. Данная курсовая работа направлена на выявление необходимости изучения методологии социологических исследований. ... методам социологии и ... означает поиск эмпирических признаков, поясняющих их значение в некотором существенном для нашей задачи отношении. А существенное отношение, в свою очередь, будет определяться проблемой и предметом исследования. ...

  1. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.
  2. Как провести социологическое исследование. М., 1990.
  3. Ноэль Э. Массовые опросы. М., 1996.
  4. Рабочая книга социолога. М., 1983.
  5. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
  6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998.

Семинарское занятие 4 (2 часа)

Тема. Общество как система

План семинара.

  1. Общество как макро социальная система.
  2. Строение общества с позиций детерминизма и функционализма.
  3. Изменения общества. Теории развития общества.

Контрольные вопросы

  1. Что означает понятие социальной системы?
  2. Назовите типы социальных систем? Приведите, примеры.
  3. Что означает понятие социальной связи?
  4. Что такое общество?
  5. Что означает понятие структуры общества в широком и узком смыслах?
  6. По какому критерию Маркс выделил в обществе четыре сферы? Какая сфера подчиняет себе все остальные? Почему?
  7. Какие подсистемы и функции выделял в обществе Парсонс?
  8. Чем отличается социальная эволюция от социального прогресса?
  9. Какие критерии социального прогресса называют социологи?
  10. В чем заключается обоснование социальных изменений теории экономического детерминизма К. Маркса, культурного детерминизма П. Сорокина, технологического детерминизма Д. Белла.
  11. Охарактеризуйте формационный и цивилизационный подходы в развитии обществ?

Основная литература

  1. Волков Ю. Г. Социология. М., 2000. С. 118-171.
  2. Гидденс Э. Социология. М., 1999. Часть V.
  3. Казаринова Н.В. Социология. М., 2000. С.52-73.
  4. Кравченко А.И. Социология. М., 2001. С. 81-97, 105-168.
  5. Курганов С.И. Социология для юристов. М., 2000. С. 42-52.

Дополнительная литература

  1. Валлерстайн И. Социальное изменений вечно? Ничто никогда не изменяется? // Социс. – 1997. — № 1.
  2. Глазьев С.Ю. Закономерности социальной эволюции: вопросы методологии // Социс. – 1996. — №6.
  3. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений.// Социс. – 1998. — № 5.
  4. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения.//Американская социологическая мысль: тексты. М., 1996. С. 494 – 525.
  5. Парсонс Т. Функциональная теория изменений. // Американская социологическая мысль: тексты. М., 1996. С. 478-494.
  6. Российская модернизация: проблемы и перспективы.// Вопросы философии. – 1993. — № 7.
  7. Сорокин П.П. Социокультурная динамика // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Семинарское занятие 5 (2 часа)

Тема. Социальная структура

12 стр., 5893 слов

АЛСТЕД Я. — Психология, социология, общество. Модели мотивации

... за включение концепций психоанализа в социологию. [45]. В рамках анализа влияния психики человека на социальную организацию моя модель мотивации позволяет лучше понимать общество. В основе статьи моя ... ]. А раз невозможен анализ каждого индивида, психоанализ непригоден для социальных наук. Я намерен это опровергнуть. Социология много выиграет, создав общую модель мотивации [1], включая малоприятные ...

План семинара

  1. Природа социального неравенства.
  2. Понятия социальной структуры и социальной стратификации.
  3. Основные измерения стратификации современного общества.
  1. Проблемы социальной мобильности.

Контрольные вопросы

  1. Что означает понятие социального неравенства?
  2. Что такое социальный статус человека?
  3. Опишите концепцию социальной структуры общества?
  4. Преимущества и недостатки стратификационного подхода?
  5. Что означает понятие страта?
  6. Назовите исторические типы стратификаций?
  7. Какие перемещения людей называют социальной мобильностью?
  8. Что такое каналы социальной мобильности?
  9. Каким образом в современном обществе можно попасть в высший слой общества?

Основная литература

  1. Волков Ю. Г. Социология. М., 2000. С. 183-220.
  2. Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 196-232.
  3. Казаринова Н.В. Социология. М., 2000. С. 73-100.
  4. Кравченко А.И. Социология. М., 2001. С. 289-379.
  5. Кравченко А.И. Социология для экономистов. М., 2000. С. 122-298.
  6. Курганов С.И. Социология для юристов. М., 2000. С. 202-249.
  7. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1995.
  8. Фролов С.С. Социология. М., 2000. С. 212-235.

Дополнительная литература

  1. Анурин В.Ф. Экономическая статификация: аттитюды и стереотипы сознания // Социс. – 1995. — № 1.
  2. Воронкова В.М., Фомин Э.А. Типологические критерии бедности // Социс. –1995. — № 2.
  3. Голенкова З.Т. Маргинальный слой: феномен социальной самоидентификации //Социс. – 1996. — № 8.
  4. Голенкова З.Т. Британские социологи о современном среднем классе //Социс. – 1996. — № 10.
  5. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. 1997. — № 2.
  6. Сорокин П.П. Социальная стратификация и мобильность // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  7. Стариков Е.Н. Социальная структура переходного общества: «горизонтальный срез» // Полис. – 1995. — № 5.

Семинарское занятие 6 (2 часа)

Тема. Социальные институты

План семинара

  1. Социальный институт как элемент социальной структуры.
  2. Этапы процесса институционализации.
  3. Типы институтов и их функции в современном обществе.

Контрольные вопросы

8 стр., 3764 слов

Социологический анализ социального конфликта

... уже достаточно массовых социальных конфликтов. Социальный конфликт, регулируемый законом, - одно из преимуществ демократического устройства общества. В социологическом исследовании социального конфликта можно выделить ... России, особенностями политической обстановки в них. 1. Типология социальных конфликтов Социальный конфликт можно определить как силовое динамическое воздействие, осуществляемое ...

  1. Что означает понятие социальный институт?
  2. Назовите признаки социальных институтов?
  3. В чем состоит необходимость институтов для общества?
  4. Каковы необходимые предпосылки возникновения социальных институтов?
  5. Охарактеризуйте этапы институционализации.
  6. Какие институты считают основными в обществе? Назовите основные институты современного общества?
  7. Почему некоторые институты утрачивают свое значение и исчезают? Исчезнет ли институт семьи?
  8. Какова роль института образования в современном обществе?

Основная литература

  1. Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 362-481.
  2. Казаринова Н.В. Социология. М., 2000. С. 100-137.
  3. Кравченко А.И. Социология. М., 2001. С. 169-286.
  4. Курганов С.И. Социология для юристов. М., 2000. С. 192-201.
  5. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1995.
  6. Фролов С.С. Социология. М., 2000. С. 143-169.

Дополнительная литература

  1. Андреев Э.М. Средства массовой информации и реформирование России // Социально-политический журнал. –1996. — № 4.
  2. Гавра Д.П. Социальные институты // Социально-политический журнал. – 1998. — № 2.
  3. Гурко Т.А. трансформация института семьи: постановка проблемы.// Социс. – 1995. № 10.
  4. Мертон Р. Явные и латентные функции. // Американская социологическая мысль. М., 1996.
  5. Нечаев В.Я. Институционализация как феномен и категория социологии // ВМУ. Сер. 18. – 2001. — № 3.
  6. Олейник А. И. Механизм возникновения новых институциональных структур в переходный период.// Социс. – 1994. -.№ 2.
  7. Перегудов С.П. Институты гражданского общества и государство // Социс. – 1995. — № 3.
  8. Солодников В. В. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигмы. // Социс. – 1994. — № 6.

Семинарское занятие 7 (2 часа)

Тема. Проблемы развития личности.

План семинара

  1. Понятие личности в социологии.
  2. Процесс социализации личности.
  3. Основные способы социализации личности.

Контрольные вопросы

  1. Каковы отличия понятий личность, индивид, индивидуальность, человек?
  2. Какие социальные черты личности Вы считаете наиболее значимыми в современном обществе?
  3. Что такое социализация?
  4. Когда начинается и когда заканчивается процесс социализации?
  5. С какого возраста можно говорить о развитой личности?
  6. Каковы механизмы влияния общества на человека?
  7. Какие агенты социализации самые значимые в современном обществе?
  8. Почему в примерно одинаковых социальных контекстах развиваются разные личности, например, близнецы?
  9. Что означают процессы десоциализации и ресоциализации? Приведите примеры.

Основная литература

7 стр., 3173 слов

Социология управления как отрасль социологической науки.

... Лумана……………..………20 Заключение………………………………………………………….22 Список литературы   Социология управления как отрасль социологической науки. Социология как наука об обществе, позволяет получать достоверную информацию ... Основные положения теории Тейлора: - внедрение экономичных методов работы, т.е. научное исследование каждого отдельного вида трудовых действий; - научный подбор работников; - ...

Волков Ю.Г. Социология. М., 2000. С. 329-366.

Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 68-94.

Казаринова Н.В. Социология. М., 2000. С. 163-183.

Курганов С.И. Социология для юристов. М., 2000. С. 71-117.

Фролов С.С. Социология. М., 2000. С. 68-89, 113-142.

Дополнительная литература.

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1995.
  2. Инкельс А. Личность и социальная структура // Американская социология. М.. 1972.
  3. Клементьев Д.С. Человек в системе социально-политических отношений // Социально-политический журнал. – 1993. — № 2.
  4. Комарова Э.И. Личность субъект и объект социального развития // Социально-политические науки. – 1992. — № 4-5.
  5. Мид Дж. Интернализиованные другие и самость // Американская социология. Тексты. М., 1994.
  6. Смирнов П.И. Социология личности. Спб., 2001. С.9-152.
  7. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1997. С. 396-452.
  8. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе// Социс. – 1994. — № 1.

Семинарское занятие 8 (2 часа)

Тема. Девиантное поведение

План семинара

  1. Сущность отклоняющего поведения.
  2. Разновидности отклоняющегося поведения, причины отклонений.
  3. Формы контроля девиантного поведения.

Контрольные вопросы

  1. Что означает понятие «девиация»?
  2. Отклонение от каких норм считается девиацией?
  3. Является ли отклоняющееся поведение несоциальным явлением? Почему?
  4. В чем суть теории аномии Э. Дюркгейма?
  5. Что означает аномия по Р. Мертону?
  6. Бывает ли отклоняющее поведение положительным? Приведите примеры.
  7. Какие существуют способы регулирования девиантного поведения?
  8. Охарактеризуйте некоторые виды отклоняющегося поведения, существующие в нашем обществе, которые вы наблюдали.

Основная литература

Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 118-194.

Казаринова Н.В. Социология. М., 2000. С. 184-196.

Курганов С.И. Социология для юристов. М., 2000. С. 117-142.

Фролов С.С. Социология. М., 2000. С. 95-113.

Дополнительная литература

  1. Журавлева Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи // Социс. – 2000. — № 6.
  2. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. – 1995. — № 2.
  3. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социс. – 1992. — № 2,3,4.
  4. Орлова И.Б. Самоубийство – явление социальное // Социс. – 1998. — № 8.
  5. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. – 1998. — № 9.
  6. Татидинова Г.Ф. Организованная преступность и молодежь // Социс. – 2000. — № 1.

Планы практикумов Практикум 1

Тема. Программа социологического исследования: методологический раздел

25 стр., 12187 слов

Психология. Учебное пособие по написанию курсовой работы

... в небольшом объеме в процессе обучения специалиста. Будучи учебным исследованием, она должна по своему содержанию и форме стремиться ... они, насколько это возможно, реализованы в самом пособии. Иными словами, пособие имеет структуру, похожую на структуру курсовой и ... высоким квалификационным требованиям в отношении содержания и оформления. Пособие состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний, ...

План занятия

  1. Презентация методологического раздела программы социологического исследования.
  2. Обсуждение обоснованности методологического раздела программы социологического исследования.

Задание.

Разработать методологический раздел программы социологического исследования по плану:

  1. Формулировка проблемы исследования, ее обоснование.
  2. Определение объекта и предмета исследования.
  3. Определение целей и задач исследования.
  4. Эмпирическая интерпретация основных понятий.
  5. Формулировка гипотез исследования.

Основная литература

  1. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.
  2. Как провести социологическое исследование. М., 1990.
  3. Ноэль Э. Массовые опросы. М., 1996.
  4. Рабочая книга социолога. М., 1983.
  5. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
  6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998.

Практикум 2

Тема. Программа социологического исследования: методологический раздел

План занятия

  1. Презентация методического радела программы социологического исследования.
  2. Представление рабочего плана пилотажного исследования.
  3. Обсуждение обоснованности методического раздела программы исследования.

Задание

1. Разработать методический раздел программы социологического исследования по плану:

  1. Определение методов сбора данных и составление инструментария исследования.
  2. Построение выборки социологического исследования.
  3. Описание процедур ввода, обработки и анализа данных.

2. Разработать рабочий план исследования, включая описание основных этапов реализации исследования, сроки их осуществления и ответственных лиц.

Этапы исследования:

  1. Подготовительный (составление инструментария, тиражирование анкет, составление выборки, получение разрешений на проведение исследований и т.д.)
  2. Полевой (опрос)
  3. Обработка эмпирической информации (подготовка анкет к обработке, обработка данных).
  4. Аналитический (интерпретация эмпирических данных, их обобщение, написание отчета, разработка рекомендаций по внедрению результатов).

Основная литература

  1. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.
  2. Как провести социологическое исследование. М., 1990.
  3. Ноэль Э. Массовые опросы. М., 1996.
  4. Рабочая книга социолога. М., 1983.
  5. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
  6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998.

Практикум 3

Тема. Отчет социологического исследования

19 стр., 9113 слов

Калюжный А.С. — Психология личности военнослужащего. Учебное ...

... и зарубежной психологии нет единого подхода к пониманию личности. Вот почему в учебном пособии изложен материал на основе взглядов большинства отечественных военных психологов, разделяемых военно- ... Человека вообще и многие аспекты личности конкретного индивида изучают многие науки: философия, социология, история, медицина и др. Предметом же военной психологии и педагогики являются ...

План занятия

  1. Презентация отчета социологического исследования.
  2. Анализ обоснованности, надежности, практической значимости результатов исследования.

Задание

Написать отчет по итогам социологического исследования.

Отчет состоит из следующих разделов: вводного, аналитического, заключительного и приложений.

Вводный раздел содержит краткую характеристику исследования (основные пункты программы исследования).

Аналитический раздел включает интерпретацию полученных данных, описывается степень подтверждения гипотез.

Заключительный раздел содержит основные выводы исследования (насколько подтвердились гипотезы исследования) и рекомендации по использованию результатов.

Приложение может содержать бланк анкеты, формулы расчета выборки, таблицы данных, графики распределений данных.

Основная литература

  1. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.
  2. Как провести социологическое исследование. М., 1990.
  3. Ноэль Э. Массовые опросы. М., 1996.
  4. Рабочая книга социолога. М., 1983.
  5. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
  6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998.

Литература ко всему курсу Словари, справочники

  1. Большой социологический словарь в 2 т. / (Collins).

    — М., 1999.

  2. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. — М.: Политиздат, 1988. – 479с.
  3. Павленок Л.К. Краткий словарь по социологии / Л.К. Павленок. – Минск, 2000. – 420с.
  4. Российская социологическая энциклопедия. / Общ ред. Г.В. Осипова. — М.: Норма-Инфра., 1998. – 940с.
  5. Руденко В.И. Практикум по социологии: Учебное пособие для вузов. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 447с.
  6. Современная западная социология: Словарь. — М.: Политиздат, 1990. – 432с.

Учебники, учебные пособия

  1. Асп Э. К. Введение в социологию / Э.К. Асп; Под общ. ред. А.О. Бороноева. — Спб.:Алетейя, 1998. – 250с.
  2. Волков Ю.Г. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. – М.:Гардарики, 1999. – 374с.
  3. Волков Ю.Г. Социология: Учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; Под ред. В.И. Добренькова. – М.:Гардарики, 2000. –432с.
  4. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс; Науч. ред. В.А. Ядов, Общ. ред. Л.С. Гурьева и Л.Н. Иосилевича. М.:Эдиториал УРСС, 1999. – 704с.
  5. Добреньков В.И. Социология. В 3-х т.: Т.1: Методология и история: Учебник для вузов / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 400с.
  6. Добреньков В.И. Социология. В 3-х т.: Т.2: Социальная структура и стратификация: Учебник для вузов / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 536с.
  7. Добреньков В.И. Социология. В 3-х т: Т.3: Социальные институты и процессы: Учебник для вузов / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 519с.
  8. Казаринова И.В. Социология: Учебник для вузов / Н.В. Казаринова, О.Г. Филатова, А.Е. Хренов. — М.:NOTABENE, 2000. – 272с.
  9. Капитонов Э.А. Социология XXвека. История и технологии / Э.А. Капитонов. – Ростов-на-Дону, 1996. – 508с.
  10. Касьянов В.В. Социология: Учебное пособие для вузов / В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко, С.И. Самыгин. – Ростов-на-Дону:МарТ, 2000. – 511с.
  11. Кравченко А.И. Общая социология: Учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 479с.
  12. Кравченко А.И. Социология для экономистов: Учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 336с.
  13. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко. – Екатеринбург:Логос; Деловая книга, 2000. –382с.
  14. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко. – 3-е изд., перераб. и доп. — М.:Академический проект, 2001. – 508с.
  15. Курганов С.И. Социология для юристов: Учебное пособие для вузов / С.И. Курганов, А.И. Кравченко. М.:Закон и право; ЮНИТИ, 2000. – 255с.
  16. Основы социологии. Курс лекций./Под ред. А.Г. Эфендиева. М.: Знание, 1993.
  17. Радаев В.В. Социальная стратификация / В.В. Радаев, О.Н. Шкаратан. — М.: Наука, 1995. – 360с.
  18. Радаев В.В. Экономическая социология: Курс лекций: Учебное пособие / В.В. Радаев. – М.:Аспект Пресс, 2000. – 368с.
  19. Радугин А.А. Социология: Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. радугин. – 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Центр, 2000. – 223с. – (Almamater).
  20. Смелзер Н. Социология / Н. Смелзер. — М.: Феникс, 1994. – 540с.
  21. Социология / Г.В. Осипов, Ю.П. Коваленко, Н.П. Щипанов и др. М.: Мысль, 1990.
  22. Социология. Учебное пособие. (Для заочного обучения юридических вузов) / Под ред. В.П. Сальникова, Г.Д. Ковалева, С.В. Степашина; МВД России; Санкт-Петербургский университет. – СПб.: Фонд «Университет», 2000. – 223с.
  23. Социология: Учебное пособие / Под ред. Э.В. Тадевосяна. М.: Знание, 1995. – 272с.
  24. Тадевосян Э.В. Социология: Учебное пособие для вузов / Э.В. тадевосян. – 3-е изд., испр. и доп. — М.: Знание, 2001. – 271с.
  25. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов/ Ж.Т. Тощенко. – М.: Прометей, 1994. – 383с.
  26. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов/ Ж.Т. Тощенко. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей; Юрайт, 1999. – 512с.
  27. Фролов С.С. Социология организаций: Учебник для вузов/ С.С. Фролов. – М.:Гардарики, 2001. – 384 с.
  28. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов/ С.С. Фролов. – 3-е изд., доп. — М.: Гардарики, 2000. — 344с.
  29. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов/ С.С. Фролов. – 3-е изд., доп. — М.: Гардарики, 1999. — 344с.

Дополнительная литература

  1. Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. – М.:ЮНИТИ, 1999. – 407с.
  2. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. — М.:Изд-во МГУ, 1994. – 560с.
  3. Антология русской классической социологии: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992.
  5. Вебер М. Аграрная история Древнего мира. М., 2001.
  6. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.
  7. Вебер М. История хозяйства. Город. М., 2001.
  8. Гайденко П.П. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс / П.П. Гайденко, Ю.Н Давыдов. — М., 1994. – 380с.
  9. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учебное пособие для ВУЗов / Т.П. Галкина. – М.:Финансы и статистика, 2001. –224с.
  10. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебное пособие для вузов / Б.М. Генкин. – М.:НОРМА – ИНФРА-М, 1999. –384с.
  11. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов / А.Б. Гофман. – 2-е исправ. изд. – М.:«Книжный дом Университет», 1997. – 224с.
  12. Гофман И. Представление себя другим. М., 2000.
  13. Давыдов Ю.Н. М. Вебер и современная теоретическая социология: Актуальные проблемы веберовского социологического учения / Ю.Н. Давыдов. — М.:Мартис, 1998. – 510с.
  14. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта М., 1995.
  15. Зеленов Л.А. Социология города: Учебное пособие для вузов / Л.А. Зеленов. – М.:Владос, 2000. – 192с.
  16. Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячилетие: Учебное пособие / Л.Г. Ионин. – 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 2000. – 432с.
  17. Крылов И. Маркетинг: (Социология маркетинговых коммуникаций): Учебное пособие / И. Крылов. – М.:Центр, 1998. – 192с.
  18. Маркс К. Социология / К. Маркс; Ин-т социологии РАН. — М.:КАНОН-пресс Ц; Кучково поле, 2000. – 432с. – (LOGICASOCIALIS).
  19. Медушевская А. И. История русской социологии. М., 1993.
  20. Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие / Л.И. Михайлова. – М.:Фаир-Пресс, 1999. – 232с.
  21. Новое и старое в теоретической социологии. Кн. 1 / Под ред. Ю.Н. Давыдова. — М.: Иститут социологии РАН, 1999. – 350с.
  22. Ромашов О.В. Социология труда: Учебное пособие / О.В. Ромашов. — М.:Гардарики, 1999. – 320с.
  23. Рофе А.И. Экономика и социология труда: Учебное пособие / А.И. Рофе. – М.:Мик, 1996. –128с.
  24. Самыгин С.И. Религиоведение: социология и психология религии: Для студентов вузов / С.И. Самыгин, В.Н. нечипуренко, И.Н. Полонская. – Ростов-на-Дону:Феникс, 1996. – 672с.
  25. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие / З.В. Сикевич. — СПб.:Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 203с.
  26. Смирнов П.И. Социология личности: Учебное пособие / П.И. Смирнов; Социологическое общество им. М.М. Ковалевского. — СПб., 2001. – 380с.
  27. Сорокин П. Человек, Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.:Политиздат, 1992. – 543с.

Периодические издания

  1. «Вестник МГУ. Сер. Социология».
  2. «Журнал социологии и социальной антропологии».
  3. «Политические исследования».
  4. «Социально-гуманитарные знания».
  5. «Социологические исследования».

Материалы по социологии в Интернет

  1. http://www.socnet.narod.ru/
  2. http://www.socionet.narod.ru/

Вопросы к зачету по курсу «Социология»

  1. Назовите существующие подходы в определении объекта социологии.
  2. Определите специфику предмета социологии по сравнению отношении с другими социально-гуманитарными науками (социальная философия, история, культурология, экономика, политология, психология).
  3. Расскажите о делении социологического знания на уровни по степени обобщения теории и по масштабу исследуемого объекта.
  4. Какова структура социологии по отраслям?
  5. Назовите критерии научности социологии и функции социологии в обществе.
  6. В чем суть проблемы периодизации истории развития социологического знания? Назовите основные этапы развития социологии.
  7. Охарактеризуйте основные идеи О. Конта и Г. Спенсера.
  8. Каковы особенности классического периода социологии. Расскажите о социологизме Э. Дюркгейма, понимающей социология М. Вебера и материалистическом понимание истории К. Маркса.
  9. Что означает плюрализм современной западной социологии? Дайте характеристику основных направлений: структурный функционализм, символический интеракционизм, феноменологическая социология.
  10. Что означает понятие «социальная система»? Назовите виды социальных систем.
  11. Охарактеризуйте общество как социальную систему, каковы основные элементы общества?
  12. Назовите типы социальных взаимосвязей, приведите примеры.
  13. Что означает понятие структуры общества в широком смысле. Опишите детерминистский и функциональный подходы в изучении строения общества.
  14. В чем заключается динамика общества как социальной системы. Назовите исторические типы обществ.
  15. Что означают понятия неравенство, социальная дифференциация. Назовите признаки социальной дифференциации
  16. Что означает понятие социальный статус. Опишите механизм определения социального статуса.
  17. Расскажите об элитаристском способе деления общества и способы обоснования элитаризма.

  18. В чем заключается стратификационный способ деления общества? Назовите типы стратификаций общества.
  19. Охарактеризуйте типы социальной мобильности и назовите факторы и каналы социальной циркуляции.
  20. Что такое социальные общности и какова их классификация?
  21. Определите этническую общность, расскажите о проблеме межэтнических отношений.
  22. Что считают малой социальной группой? Назовите основные характеристики малой группы и процессы групповой динамики.
  23. Охарактеризуйте различные типы малых групп (первичные и вторичные малые группы, референтные и нереферентные, формальные и неформальные).
  24. Опишите внутригрупповые процессы: лидерство и конформизм.
  25. Какова сущность и признаки социальных организаций?
  26. Опишите формальную и неформальную структуры социальных организаций.
  27. Какова природа бюрократии по М. Веберу?
  28. Что означает понятие социальный институт? Назовите предпосылки их возникновения.
  29. Назовите основные институты общества, их признаки и функции.
  30. В чем заключается социологическое понимание личности, назовите факторы развития личности.
  31. Какова сущность процесса социализации, назовите основные способы социализации личности в современном обществе.
  32. Определите основные понятия статусно-ролевой концепции личности (статус, роль, экспектации, ролевой конфликт).
  33. Что означают понятия «зеркального Я», «обобщенного Другого» и «значимого Другого».
  34. Какова структура личности в подходах З. Фрейда, бихевиористского подхода и деятельностного подхода.
  35. Назовите признаки и механизм социального действия.
  36. Охарактеризуйте сущность социального взаимодействия, его типы и формы.
  37. Опишите основные теории социального взаимодействия (теорию социального обмена, теорию символического интеракционизма, социодраматический подход).
  38. В чем заключается сущность социального контроля. Назовите основные элементы социального контроля?
  39. Назовите виды и функции норм и санкций.
  40. Объясните отклоняющееся поведение с помощью теории «аномии» Э. Дюркгейма.
  41. Объясните отклоняющееся поведение с помощью теории «аномии» Р. Мертона.
  42. Опишите социологическое понимание культуры и основные ее элементы культуры (язык, ценности, нормы, традиции, обычаи).
  43. Опишите формы и разновидности культуры. Назовите функции культуры в обществе.
  44. Определите понятие социального конфликта и назовите его факторы.
  45. Какова структура социального конфликта и стадии развития конфликтной ситуации?
  46. Назовите основные способы разрешения конфликтов и функции социального конфликта.
  47. Охарактеризуйте социологическое исследование, его этапы и виды.
  48. Что такое программа социологического исследования? Каково содержание методического и методологического разделов?
  49. Опишите основные методы сбора информации: опрос (анкетирование, интервью).
  50. В чем заключается выборочный метод в социологическом исследовании?

Вопросы к экзамену по курсу «Социология»

  1. Объект и предмет социологии.
  2. Соотношение социологии с другими социально-гуманитарными науками.
  3. Структура социологического знания.
  4. Критерии научности социологии. Функции социологии.
  5. Проблема периодизации развития социологического знания.
  6. Основные этапы развития социологии.
  7. Социология О. Конта и Г. Спенсера.
  8. Классическая социология (социологические взгляды Дюркгейма, Вебера, Маркса)
  9. Основные направления современной западной социологии (структурный функционализм, символический интеракционизм, феноменологическая социология).
  10. Понятие социальная система. Способы рассмотрения социальных систем.
  11. Общество как социальная система, основные элементы общества.
  12. Детерминистский и функциональный подходы в изучении строения общества.
  13. Динамика общества как социальной системы. Исторические типы обществ.
  14. Основные понятия теории социальной структуры.
  15. Элитаристская теория социальной структуры.

  16. Стратификационная теория социальной структуры.
  17. Классификация типов социальной мобильности, факторы и каналы социальной циркуляции.
  18. Характеристики социальной мобильности.
  19. Социальные общности и их классификация.
  20. Этнические общности, проблемы межэтнических отношений.
  21. Малые социальные группы, их типология.
  22. Основные процессы групповой динамики: феномены лидерства и конформизма.
  23. Сущность и признаки социальных организаций.
  24. Формальная и неформальная структура социальных организаций..
  25. Природа бюрократии (концепция М. Вебера).
  26. Сущность социальных институтов, их структура.
  27. Основные институты общества, их признаки и функции.
  28. Социологическое понимание личности, факторы развития личности.
  29. Сущность процесса социализации, этапы и способы социализации.
  30. Статусно-ролевая концепция личности (статус, роль, экспектации, ролевой конфликт).
  31. Статусно-ролевая концепция личности (теория «зеркального Я», теория «обобщенного Другого», теория «значимого Другого»).
  32. Социологические концепции личности (структура личности З. Фрейда, бихевиористкий подход, деятельностный подход).
  33. Признаки и механизм социального действия.
  34. Сущность социального взаимодействия, его типы и формы.
  35. Теории социального взаимодействия.
  36. Сущность социального контроля. Элементы социального контроля.
  37. Отклоняющееся поведение. Теория «аномии» Э. Дюркгейма,
  38. Отклоняющееся поведение. Теория «аномии» Р. Мертона.
  39. Социологическое понимание культуры, основные элементы культуры.
  40. Формы и разновидности культуры, функции культуры в обществе.
  41. Факторы социального конфликта и его функции.
  42. Структура социального конфликта.
  43. Стадии развития конфликтной ситуации.
  44. Способы разрешения конфликтов.
  45. Социологическое исследование, его этапы и виды.
  46. Программа социологического исследования: методологический раздел.
  47. Программа социологического исследования: методический раздел.
  48. Основные методы сбора информации: опрос (анкетирование, интервью).
  49. Анкета и правила ее составления.
  50. Выборочный метод в социологическом исследовании.

3 стр., 1491 слов

Наука о жизни и учебные пособия нового поколения

... необходимость осуществить синтез знаний по данному направлению и создать целую серию учебных пособий нового поколения с учетом вышеуказанных проблем образования, материалы которых представлены на ... осознать цель своей жизни, свое собственное предназначение на Земле. Представленная серия учебных пособий по биологии составлена с учетом различного уровня подготовленности и интереса аудитории. ...

20