1.Клиническая психология как междисциплинарная область знаний Соотношение понятий клиническая психология и медицинская психология

клиническая психология — это отрасль психологии, предметом изучения которой являются:

а) расстройства (нарушения) психики и поведения;

б) личностные и поведенческие особенности людей, страдающих различными заболеваниями;

в) воздействие психологических факторов на возникновение, развитие и лечение болезней;

г) особенности взаимоотношений больных людей и социальной микросреды, в которой они находятся.

В более широком смысле клиническая психология может пониматься как приложение всего объема психологических знаний к решению самых различных вопросов и проблем, возникающих в медицинской практике.

Клиническая психология относится к междисциплинарной области научного знания и практической деятельности, в которой пересекаются интересы медиков и психологов. Если исходить из проблем, которые разрешает эта дисциплина (взаимовлияние психического и соматического в возникновении, течении и лечении болезней), и практических задач, которые перед ней ставятся (диагностика психических нарушений, различение индивидуальных психологических особенностей и психических расстройств, анализ условий и факторов возникновения расстройств и болезней, психопрофилактика, психотерапия, психосоциальная реабилитация больных, охрана и поддержание здоровья), то она является отраслью медицинской науки. Однако если исходить из теоретических предпосылок и методов исследования — это наука психологическая.

2. Механизм возникновения психосоматических расстройств. Характеристика основных групп психосоматических расстройств.

Неотреагированный вытесняемый эмоциональный (внутриличностный) конфликт становится энергетическим резервуаром, подпитывающим болезнь. Следовательно, для прекращения истерического расстройства необходимо осознание этого конфликта, добиться чего можно за счет актуализации личностных ресурсов самого пациента. Дальнейшее развитие этой идеи пошло по пути поиска и совершенствования метода актуализации личностных ресурсов. 

были выделены коронарный, гипертонический, аллергический и склонный к повреждениям типы личности.

Для коронарного типа личности (людей, которые склонны к развитию у них сердечно-сосудистой патологии) характерна повышенная агрессивность, жестокость, раздражительность, стремление всегда быть лидером и победителем, состязательность, нетерпение, гневливость и враждебность по отношению к другим. Ведущей причиной сердечных расстройств у «коронарной» личности Ф. Данбар считала подавление в силу социального или эмоционального запрета эмоции гнева.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией выражается в существовании таких отраслей, как патопсихология, клиническая психология, психосоматика, психология аномального ... структура, основные психологические условия высокой эффективности деятельности. Деятельность- форма поведения активности человека. Деятельность- активное взаимодействие человека со средой. ...

Для гипертонического типа личности свойственны повышенная гневливость, чувство вины за собственные враждебные импульсы, выраженная потребность в одобрении со стороны окружающих, особенно — авторитетных или руководящих лиц.

В структуре аллергического типа личности часто встречаются такие черты, как повышенная тревожность, неудовлетворенная потребность в любви и защите, конфликтное сочетание стремления к зависимости и независимости, повышенная сексуальность (зуд как символическая форма мастурбации).

3.История становления и развития клинической психологии как науки и прикладной психологической дисциплины.

Клиническая психология Есть частная психологическая дисциплина, предмет которой — Психические расстройства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств/болезней. Сюда относятся следующие разделы: этиология / анализ условий возникновения расстройств, классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья, оценка).

Психологические дисциплины часто подразделяют на фундаментальные и прикладные, при этом клиническая психология рассматривается как прикладная дисциплина. Однако научно-теоретическая дискуссия показала, что подразделение наук на прикладные и фундаментальные во многом произвольно, так как первые не могут не касаться также и фундаментальных вопросов, а вторые способствуют решению прикладных проблем. Точно так же обстоит дело и с клинической психологией: например, прикладное исследование нарушений функций вносит свой вклад в представления об интактных функциях. Это во многом относится к этиологическому исследованию, имеющему преимущественно фундаментальный характер, а также в какой-то мере к исследованию интервенции. Если Говорить о статусе клинической психологии с точки зрения представителей теории науки, то здесь нет разногласий: клиническая психология — это эмпирическая наука (Baumann, 1995, то есть эмпирико-научная дисциплина, в которой эксперименту придается особое значение. Несмотря на это, среди практиков такого единодушия нет, поскольку значительное число практикующих клинических психологов используют в своей работе методы глубинной психологии или гуманистической психотерапии и на этом основании считают себя скорее приверженцами «понимающего подхода» (феноменологическое, герменевтическое понимание науки), а к эмпирической психологии относятся критически.

Клиническая психология и смежные дисциплины Понятием «клиническая психология» описывается как исследовательская, так и прикладная деятельность. Профессиональное наименование специалистов в этой области — «клинический психолог». Клиническая психология пересекается с другими дисциплинами; ее отношении к поведенческой медицине, медицинской психологии, клинической нейропсихологии, психологии здоровья, Public Health (общественному здравоохранению) и психиатрии; все они играют важную роль в общей системе здравоохранения. Соотнесение понятий клинической и медицинской психологии. В целом, несмотря на отмеченные проблемы, отечественная клиническая психология возникла не на пустом месте и в настоящее время

4.Парадигмы формирования отношения к болезни

парадигмы отношения к болезни: 1.гипонозогнастическая(недостаточность знания о болезни) 2.гипергнозогнастический 3.прагматический

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

... В начале XIXв. этим требованиям отвечала только физика; она считалась образцом науки. Психология же исходя из специфики психологического знания не отвечала этим требованиям. В ... переживаниями, но нужно учитывать и опыт и ассоциации. Первые программы возникновения психологии как самостоятельной науки. Вильгельм Вундт (1832-1920). Существуют разные классификации первых программ возникновения ...

5.Роль отечественной науки в становлении и развитии клинической психологии.

Клиническая психология — специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.[1]

В России долгое время был принят термин «медицинская психология», определяющий ту же сферу деятельности. В 1990-е, в рамках приведения российской образовательной программы к международным стандартам, в России была введена специальность «клиническая психология». В отличие от России, в которой медицинская психология и клиническая психология фактически зачастую представляют собой одну и ту же область психологии, в международной практике медицинская психология обозначает, как правило, узкую сферу психологии взаимоотношений врача или терапевта и пациента и ряда других узкоспецифических вопросов, в то время, как клиническая психология — это целостная научная и практическая психологическая дисциплина.[1]

Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:

  • Психические проявления различных расстройств.
  • Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.
  • Влияние различных расстройств на психику.
  • Нарушения развития психики.
  • Разработка принципов и методов исследования в клинике.
  • Психотерапия, проведение и разработка методов.
  • Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемы определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а также решением проблем развития и распада психики.

 В России патопсихологические исследования вели С. С. КорсаковИ. А. СикорскийВ. М. БехтеревВ. Х. Кандинский и другие психиатры. Первая психологическая лаборатория в нашей стране была основана В. М. Бехтеревым в 1885 г. при психиатрической клинике Казанского университета. В XX веке многочисленные исследования были проведены на базе Психоневрологического института им. Бехтерева. Большую роль в становлении клинической психологии как науки сыграли идеи Л. С. Выготского, которые были в дальнейшем развиты в общей психологии его учениками и сотрудниками А. Н. ЛеонтьевымА. Р. ЛурияП. Я. Гальпериным, и другими. Развитию клинической психологии в России серьёзно способствовали такие выдающиеся отечественные деятели науки как В. П. ОсиповГ. Н. ВырубовИ. П. ПавловВ. Н. Мясищев. Значительный научный и организационных вклад в развитие клинической психологии в России в последние годы внёс ученик Мясищева Б. Д. Карвасарский.

5 стр., 2038 слов

Взгляды на смерть человека. Клиническая и биологическая сметь.

... психики представителями трансперсональной психологии и др. Р. Моуди провел исследование опыта людей, переживших клиническую смерть. Проанализировав истории болезней и рассказы людей, переживших клиническую смерть, он ... жизни и смерти в философии, выработкой новых критериев биологической смерти человека. Бурное развитие в конце XX века реаниматологии и трансплантологии, обусловило необходимость ...

6.Психогигиена и психопрофилактика: сущность понятий и подходов к реализации.

— области психологии медицинской, задача коих — предоставление специализованной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и заболеваний психосоматических, а также для облегчения острых психотравматических реакций (см.психогения).

Методы психогигиены и психопрофилактики включают:

1) психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и прочих организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям;

2) массовые обследования для выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними;

3) информирование населения, и пр.

Специальные задачи современной психогигиены и психопрофилактики — помощь в кризисных ситуациях производственного, учебного или семейного характера, работа с молодыми и распадающимися семьями, и пр.

Содержанием психогигиены является система мероприятий, направленных на оздоровление среды обитания человека, а так же повышение устойчивости психического здоровья и сопротивляемости психики по отношению к действию различных патогенных факторов. Психическое здоровье подразумевает благополучие всего организма. Методы психогигиены и психопрофилактики: психокоррекционная работа в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помочь здоровым людям; массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними; информирование населения и т.д.

Психопрофилактика решает следующие задачи: 1. с учетом того, что психогенное происхождение многих психических расстройств, а так же заболеваний сердечно-сосудистой, иммунной и эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта в настоящее время можно считать доказанным, проведение мероприятий по охране здоровья человека от их болезненного воздействия. Наибольшее значение здесь приобретают лица из группы риска: ~ с различной степенью напряжение адаптационных механизмов, но без признаков их истощения; ~ с признаками истощения; 2. ранее выявление, диагностика и комплексное лечение нервно-психических расстройств; 3. профилактика рецидивов и перехода течения болезни в затяжную или хроническую форму.

7.Содержание профессиональной деятельности клинического психолога.

Деятельность клинического психолога направлена на оказание специализированной психологической помощи людям с трудностями адаптации, работающим в экстремальных условиях, перенесшим психические травмы, а также на совершенствование системы профилактики нарушений психического развития и здоровья, восстановление в случае заболевания. В задачи клинического психолога входит: профилактика заболеваний, психологической и социальной дезадаптации детей и взрослых, основанная на знаниях о закономерностях развития и поведения человека; выявление лиц с повышенным риском психической и социальной дезадаптации, их психологическое сопровождение и коррекция; профессиональный медико-психологический отбор и прогнозирование деятельности человека в особых условиях, оценка психического развития и состояния; психологическая диагностика психических расстройств, направленная на решение задач клинической практики (в клинике психических и соматических расстройств); психологическое консультирование в рамках учебного, профилактического, лечебного и реабилитационного процессов, в кризисных и экстремальных ситуациях, а также в целях содействия процессам развития и адаптации личности; психологическая экспертиза в связи с задачами медико-социальной (трудовой), педагогической, судебной и военной экспертизы. распространение информации и формирование знаний о психологических факторах, влияющих на психическое и физическое здоровье человека; изучение и коррекция психологических факторов дезадаптации и развития нервно-психических и психосоматических заболеваний у детей и взрослых.

16 стр., 7554 слов

Пиктограмма как метод изучения личности в норме и при некоторых ...

... данных «пиктограммы», позволяющую получить значимую информацию об особенностях личности испытуемых.   МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ   Исследование лучше начинать ... праздник; 2. Тяжелая работа; 3. Вкусный ужин; 4. Болезнь; 5. Печаль; 6. Счастье; 7. Любовь; 8. Развитие; ... на относительную экономичность изображения, например, копающий человек на понятие «тяжелая работа» испытуемый и здесь изображает ...

8.Эмоциональный стресс и его механизмы.

Эмоциональный стресс — состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей.

Под стрессом понимают состояние организма, возникающее при воздействии необычных раздражителей и приводящее к напряжению неспецифических адаптационных механизмов организма.

Клинические явления, обусловленные психическим стрессом, можно разделить на острые стрессовые реакции, которые возникают после сильного травматического переживания исключительно угрожающего характера и завершаются в течение дней, а иногда и часов; посттравматические стрессовые расстройства, которые представляют собой затяжную, непосредственную или отставленную реакцию на подобного рода переживание; реакции адаптации, при которых прослеживается четкая связь (в том числе и временная) со стрессовым событием, влекущим за собой более или менее выраженное жизненное изменение; невротические состояния и личностные декомпенсации, при которых обычно обнаруживается зависимость от повторного или хронического воздействия стрессоров («жизненных событий»), трудно разрешимых эмоциональных проблем, интрапсихических конфликтов, длительного нарастания фрустрации и психического напряжения. При невротических состояниях и личностных декомпенсациях роль предшествовавшего опыта и особенностей личности, которые определяют индивидуальную уязвимость, наиболее выражены. Значение эмоционального стресса при этих состояниях очевидно, поскольку стресс не связан с одной конкретной и явной ситуацией, а реализуется в более широком жизненном контексте.

9.Реабилитационный подход в клинической психологии.

Под реабилитацией понимают широкую систему мер, в которой биологическая терапия, психосоциальные методы лечения и мероприятия, направленные на социальное окружение и оптимизацию внешних условий адаптации больного, взаимосвязанно фокусируются на предотвращение или снижение стойких последствий заболевания и на восстановление или укрепление личного и социального статора больных.М.М. Кабановым сформулированы четыре важнейших принципа реабилитации.1. Принцип партнерства, содержанием которого является активное включение самого больного в лечебно-реабилитационный процесс, при-влечение его к участию в восстановлении нарушенных болезнью функций или социальных связей.2. Принцип разносторонности усилий с целью реализации реаби-литационной программы; реабилитация понимается как сложный про-цесс, объединяющий усилия врача, сотрудничающих с ним специалистов /психолога, психотерапевта и др./ и пациента, направленные на различные сферы функционирования последнего. Автор при этом различает психологическую, профессиональную, семейную, общественную сферы реабилитации. Перестройка нарушенных отношений больного, восстановление полноценности его функционирования /или приспособление его к оптимальному функционированию/ в различных сферах жизни — такова психо-логическая сторона реабилитации.3. Принцип единства биологических и психосоциальных воздействий; реабилитация будучи не только социальной, но и клинической проблемой требует для своей реализации учета как психологической, так и биологической сущности болезни.4. Принцип ступенчатости /переходности/ проводимых воздействий и мероприятий; дифференцированный подход, многоступенчатость характерна для слагаемых реабилитационного процесса /собственно терапии, трудоустройства и т.д./.Очевидно, что одного лишь устранения нарушенных болезнью биологических звеньев патологического процесса и клинической симпто-матики недостаточно, в особенности при нервно-психических забо-леваниях для восстановления психического здоровья. Полноценная социальная адаптация должна учитывать ряд психологических и со-циальных факторов, таких как фиксация на болезни, нарушения са-мооценки, более низкая фрустрационная толерантность, утрата больным положения в семье и на производстве и др.Поэтому в реабилитационном процессе, главным содержанием которого является опосредование через личность лечебно-восста-новительных мероприятий, объектом психологических воздействий становятся отношения, установки, потребности, а также социальное функционирование пациента. При таком понимании реабилитации психотерапия в ее многообразных формах, включая групповую и се-мейную, и социотерапия выступают в качестве важнейших и наиболее адекватных методов реализации реабилитационных программ.

14 стр., 6828 слов

Психология больного человека

... заболеваний, причем 6 миллионов человек в течение года умерли от рака. Глава 1. ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА .1ПОНЯТИЕ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ БОЛЕЗНИ болезнь онкологический психологический рак ... нескольких недель. При хроническом течении болезни возможно перерастание патологической реакции в патохарактерологическое развитие личности. Нозофильное отношение к болезни связано с определенным успокоением ...

10.Психические реакции человека на болезнь и факторы, их определяющие.

Реакция личности на болезнь находится в прямой зависимости от многих факторов: от характера заболевания, остроты его и темпа развития; представления об этом заболевании у самого больного; характера лечения и психотерапевтической обстановки; личности больного; отношения к болезни дома родственников, сослуживцев по работе, знакомых, друзей.

Существуют различные варианты реакции личности на болезнь , в основном определяемые особенностями личности больного человека. В качестве примера можно привести некоторые из них: астено-депрессивный, психастенический, ипохондрический, истерический и эйфорически-анозогнозический.

1) Депрессивно-астенический (астено-депрессивный).

Наиболее частый, так как астенизация сопровождает большинство существующих заболеваний. Она проявляется в ослаблении побуждений к деятельности, эмоциональной невыносливости, ощущении общей разбитости, подавленности, беспредметной удрученности. Астенизированный больной не может активно бороться со своей болезнью, он повышенно чувствителен к ощущениям, идущим от внутренних органов, склонен к печали и длительным расслабляющим раздумьям о своих несчастьях. Астенизация психики очень способствует формированию неправильного отношения к болезни, а это, в свою очередь, негативно влияет на течение заболевания и снижает эффект от лечения. 2) Психастенический. Больной полон тревоги и страхов за будущее, он уверен в ее неблагоприятном исходе, полон навязчивых страхов — фобий, вопреки реально существующему положению дел и предсказаниям врача. 3) Ипохондрический. Проявляется мрачной углубленностью в мельчайшие детали проявления своего заболевания с изучением соответствующей медицинской литературы. А также самостоятельным толкованием своих «симптомов», настойчивым обращением за помощью к врачам разных специальностей и требованием непрерывного лечения. 4) Истерический. Связан с преувеличенной оценкой своей болезни, стремлением так сказать «жить» болезнью, поставить ее в центр внимания своего и окружающих людей. Связан с требованием особой заботы, возмущением «недооценкой», «недопониманием» страданий больного со стороны медперсонала и родных. Внешнее поведение таких больных характеризуется чрезмерной эмоциональностью, театральностью и сверхтрагичностью. 5) Эйфорически-анозогнозический.Болъъой игнорирует имеющийся недуг, не выполняет назначений врача, грубо нарушает режим и часто наносит ущерб своему здоровью.

23 стр., 11283 слов

Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр

... теоретического анализа данного явления пытаются осуществить люди, далекие от практики, а практические разработки ... ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ. Несмотря на довольно ... и жизненным опытом учащихся. К этим принципам, нами были добавлены моменты, облегчающие подросткам ... -личностного (или иного психологического научного подхода) еще не проводилось. Поэтому, мы считаем ...

Приходится встречаться и с отрицанием больным самого факта болезни (анозогнозия).

Отрицание или, применительно к психоаналитической терминологии — «вытеснение» болезни, чаще всего бывает при тяжелых опасных заболеваниях, таких как онкологические заболевания, туберкулез, спид, психические заболевания и др. Такого рода больные либо вообще игнорируют заболевание, либо придают значение менее тяжелым симптомам и ими же объясняют свое состояние. Лечатся от той болезни, которой сами придают значение.

Причиной возникновения реакции отрицания болезни в большинстве случаев является психологическая невыносимость действительного положения вещей. Невозможность больному поверить в тяжелую и опасную болезнь. Реакция отрицания болезни может также наблюдаться у близких родственников больного.

Наибольшее число людей правильно оценивает заболевание, выполняет назначение врача и соблюдает режим. А сильные, уравновешенные, психически зрелые личности обычно правильно реагируют и адекватно оценивают заболевание, стремятся найти выход из ситуации, созданной болезнью, преодолеть ее или приспособиться к ней. Но в этих случаях решающая роль принадлежит психотерапевтическим беседам.

11.Проблема соотношения нормы и патологии в клинической психологии, различные определения психической нормы.

Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека — здоровье и болезнь.

Типичными признаками здоровья считаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.

19 стр., 9448 слов

Особенности психического развития личности взрослого человека

... возрастных изменений психофизиологических функций, интеллекта и личности взрослого человека. Новым этапом в научной деятельности ... границ, верхних и нижних, объясняется разными принципами построения классификаций возрастных периодов: физиологическим, антропологическим, ... взрослый?"[6] Отсутствие генетического подхода в рассмотрении психики взрослых людей тормозило разработку проблем возрастной ...

Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.

Также выделяют патологическое психическое состояние, обусловленное этиологией процесса и не имеющее исхода.

Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности — от медицины и психологии до философии и социологии. Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы, в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.

На сегодняшний день Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) предлагает следующее определение «нормы»: норма — этический стандарт, модель поведения, рассматриваемая как желательная, приемлемая и типичная для той или иной культуры.

В современной науке выделяют несколько подходов к пониманию «нормы».

Статистический подход

Самым распространенным для многих психологов и психиатров является понимание нормы как чего-то среднего, установившегося, не выделяющегося из массы, как наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде. Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как аномальную. Быть нормальным значит быть, как все, соответствовать усредненному стандарту (среднестатистическому нормативу) оценки возможностей человека.

Адаптационный подход

Быть нормальным значит быть приспособленным, адаптированным. Этот подход наиболее близок к целостному взгляду на человека, живущего в изменяющихся условиях. При этом социальная адаптация является сужением приспособленности. Так, Домбровский считал, что способность социально адаптироваться к любым условиям и на любом уровне свидетельствует о неразвитости личности.

Последователи этого подхода рассматривают норму и ненорму в связи с понятием «адаптация». При этом адаптация понимается, во-первых, как динамическое равновесие между организмом и средой, а во-вторых, как динамическое равновесие между психическими процессами и деятельностью человека.

Для нормы характерным признаком является наличие жизненной цели; наличие устойчивых структурных черт личности в процессе её развития и тех черт, которые изменяются в процессе её развития.

В целом норма и ненорма — это всегда процесс, в ходе которого личность достигает или не достигает своего функционального оптимума (оптимума психического функционирования).

То есть, норма — процесс достижения личностью (биопсихосоциальной единицей) функционального оптимума и динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и самореализации.

17 стр., 8483 слов

Особенности волевых качеств личности младших школьников с задержкой ...

... группу вошло по 10 детей с диагнозом: задержка психического развития. Структура исследования: исследование состоит из ... качествам ученый относит настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность. Виды волевых качеств личности: - ответственность - самостоятельность - настойчивость - решительность - терпеливость - дисциплинированность - ...

Культурно-релятивистский подход

Не решает проблемы и подход с позиции культурного релятивизма. Согласно ему, о норме и патологии можно судить лишь на основании соотношения особенностей культуры определенных социальных групп, к которым принадлежат исследуемые. То, что вполне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология. Нормальное-то, что соответствует представлениям данной культуры о норме.

Психопатологический подход

Довольно распространенным среди исследователей стало принятие негативных критериев нормы. Согласно этому подходу норма понимается, прежде всего, как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека этих симптомов не обнаруживается, значит, он нормален, значит, он здоров. Здоровье определяется через нездоровье, норма — через аномалию. По такому пути идут многие исследователи за рубежом, которые в своих тестах и опросниках исходят из представлений и категорий, заимствованных из психиатрии, и на их основе строят структуру как больной, так и здоровой личности. Однако не вызывает сомнений однобокость этого подхода.

Гуманитарный (гуманистический) подход

Оценка нормы самой по себе, не в отношении патологии, при отсутствии дихотомии «норма-патология». Этот прямо противоположный подход описывает критерии психического здоровья и пытается выделить то позитивное, что несет в себе нормальная личность. Широко ставится вопрос о здоровье личности как о некотором особом достоянии, полноте, а не об одном отсутствии тех или иных ущербов и недугов.

Данный подход тесно связан с теорией личности. Норма — это человек самоусовершенствующийся, самоактуализирующийся.

12.Функциональный диагноз.Сущность и принципы системной модели функциональной недостаточности по М.М. Кабанову.

Функциональный диагноз и есть настоящий клинический диагноз в свете современного понимания клиники различных заболеваний, связанной не только с нозосом (и патосом), но и с особенностями личности и социальной среды (К. Вайзе, В. М. Воловик, 1980). 

Согласно этой концепции, реабилитация – не только профилактика, лечение или восстановление трудоспособности, но и целостный, интегративный подход к больному человеку, опосредующий все лечебные воздействия через личность больного. Реабилитация отличается от обычного лечения тем, что здесь имеет место не только устранение проявлений болезни, но также выработка у пациента качеств, помогающих приспособиться к окружающей среде. Понимание реабилитации как системной деятельности, участниками которой являются человек и окружающая его биологическая и социальная среда, предполагает объединение медицинской, психологической и социальной моделей болезни и лечения в единую биопсихосоциальную модель реабилитации.

Таким образом, реабилитация как динамическая система направлена на достижение определенной цели (восстановление личного и социального статуса больного – полное или частичное) особым методом, главная суть которого состоит в опосредовании через личность лечебно-восстановительных воздействий и мероприятий, в учете не только клинико-биологических, но и психологических, а также социальных факторов в процессе лечения.

Так понимаемая система реабилитации психически больных опирается в своем осуществлении на четыре основных принципа, которые применимы для реабилитации больных с любыми заболеваниями с учетом их специфики. Это следующие принципы: принцип партнерства врача и больного; принцип разносторонности терапевтических усилий, воздействий и мероприятий; принцип единства биологических и психосоциальных воздействий; принцип ступенчатости (переходности) проводимых воздействий и мероприятий.

Стержневым принципом реабилитации является принцип партнерства, основное содержание которого заключается в «апелляции к личности», включении самого больного в лечебно-реабилитационный процесс в качестве субъекта активной сознательной деятельности, направленной на восстановление нарушенных болезнью функций или социальных связей. В совокупности эти принципы описывают интегрированное взаимодействие всех элементов и звеньев реабилитационного процесса. К последним могут быть отнесены различные сферы функционирования больного: психологическая (включая взаимоотношения с лечащим врачом, другими членами терапевтического коллектива, больными отделения, членами внетерапевтического окружения); профессиональная, семейная, общественная и другие сферы; усилия различных специалистов – врачей, психологов, психотерапевтов, социальных работников, среднего медицинского персонала; биологические и психосоциальные формы лечения, включая психотерапию (индивидуальную, групповую, семейную), терапию средой, терапию занятостью, арттерапию, трудотерапию.

13.Методологические принципы клинической психологии.

Методология в психологии реализуется посредством следующих положений (принципов).

1. Психика, сознание изучаются в единстве внутренних и внешних проявлений. Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в ее конкретных, изменяющихся формах является не только объектом, но и средством психологического исследования.

2. Решение психофизической проблемы утверждает единство, но не тождество психического и физического, поэтому психологическое исследование предполагает и часто включает физиологический анализ психологических (психофизиологических) процессов.

3. Методика психологического исследования должна опираться на социально-исторический анализ деятельности человека.

4. Целью психологического исследования должно быть раскрытие специфических психологических закономерностей (принцип индивидуализации исследования).

5. Психологические закономерности раскрываются в процессе развития (генетический принцип).

6. Принцип педагогизации психологического изучения ребенка. Он означает не отказ от экспериментального исследования в пользу педагогической практики, а включение принципов педагогической работы в самый эксперимент.

7. Использование в методике психологического исследования продуктов деятельности, поскольку в них материализуется сознательная деятельность человека (принцип изучения конкретной личности в конкретной ситуации).

Принцип развития. В клинической психологии этот принцип может конкретизироваться как этиология и патогенез психопатологических расстройств в их прямом (развитие болезни) и обратном (ремиссия, выздоровление) развитии. Специфическим является особая категория — патологическое развитие личности.

Принцип структурности. В философии под структурой понимают единство элементов, их связей и целостности. В общей психологии изучают структуры сознания, деятельности, личности и др. Павлов привел такое определение метода структурного анализа: «Метод изучения системы человека тот же, как и всякой другой системы: разложение на части, изучение значения каждой части, изучение частей, изучение соотношения с окружающей средой и понимание на основании всего этого ее общей работы и управления ею, если это в средствах человека». Задачей клинической психологии является приведение в единую систему частных структур различных психопатологических явлений и согласование ее с общей структурой здоровой и больной личности.

Принцип личностного подхода. В клинической психологии личностный подход означает отношение к пациенту или исследуемому человеку как к целостной личности с учетом всей ее сложности и всех индивидуальных особенностей. Следует различать личностный и индивидуальный подходы. Последний — это учет конкретных особенностей, присущих данному человеку в данных условиях. Он может реализоваться как личностный подход или как изучение отдельно взятых индивидуально-психологических или соматических качеств.

14.Психологический диагноз, его содержание.

Психологический диагноз – конечный результат психодиагностического обследования, направленный на выявление индивидуально-психологических особенностей, оценку их актуального состояния, прогноза развития и разработки рекомендаций. = Структурированное описание комплекса психических свойств личности (способностей, черт, мотивов и пр.).  Содержание – индивидуально-психические различия (и в норме, и при патологии).

Типы диагноза:  — Диагноз, выявляющий наличие /отсутствие определённых свойств и качеств личности (наличие / отсутствие акцентуаций).

— Диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы по выраженности определённых качеств. = Проведение сравнений внутри обследуемой выборки, ранжирование, введение показателей высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей путем соотношения с каким-либо критерием, нормативом (низкая, средняя или высокая степень готовности к риску).

Возможные уровни диагноза: 1) Симптоматический – констатация индивидуальных особенностей или симптомов, на основании которых строятся практические выводы  2) Этиологический – учитывает не только наличие особенностей (симптомов), но и причины их возникновения. 3) Типологический – определяет место и значения полученных данных в целостной картине развития ребёнка.

Психологический диагноз — это конечный результат деятельности психолога по выяснению сущности индивидуально-психологических особенностей личности, оценке их актуального состояния и прогнозу дальнейшего развития.  Как правило, психологический диагноз имеет форму структурированного описания комплекса взаимосвязанных психических свойств личности — способностей, стилевых черт (темперамента и характера), мотивационных особенностей — с объяснением выявленных противоречий и определением значения полученных данных в целостной динамической картине личности. Важнейшим элементом диагноза является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении человека, каковы их причины и следствия. Предмет психологического диагноза — установление инди­видуально-психологических различий в норме и в патологии. Важнейшим элемен­том психологического диагноза является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и след­ствия. По мере обогащения психологичес­кого знания «этиологический» элемент в психологическом диагнозе, вероятно, не будет иметь столь су­щественного значения, как в настоящее время, во всяком случае в текущей, прак­тической работе. Сегодня, как правило, установив средствами психодиагностики те или иные индивидуально-психологи­ческие особенности, исследователь ли­шен возможности указать на их причины, место в структуре личности. В зависимости от задач и соответствующей им широты и психодиагностического исследования можно выделить три ступени или уровня в развитиидиагноза, которые в общем виде впервые были описаны Л.С.Выготским и представляют последовательно углубляющиеся ступени познания. 1. Симптоматический (или эмпирический) диагноз, ограничивающийся констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз имеет право на существование как рабочий, ориентировочный момент в исследовании, так как не раскрывает причин и перспектив развития обнаруженных явлений; а в практике применяется для решения селекционных задач: отсева, отбора, дифференцировки лиц по какому-то признаку — например, для отбора лиц с высоким уровнем внушаемости в психотерапевтические группы с применением императивного внушения.  ^ 2. Этиологическая диагностика, учитывающая не только определенные симптомы, но и причины, их вызывающие. Здесь диагност должен ответить на вопросы о том, как развивался, с помощью какого механизма возник и какими причинами обусловлен выявленный симптом или комплекс психологических характеристик.  ^ 3. Высший уровень — типологический диагноз, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине лично­сти. По словам Л. С. Выготского, диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности.

15.Психосоматические явления в норме и патологии.Психосоматические и соматопсихические соотношения

16.Виды психологической помощи в клинической психологии.

Самыми популярными отраслями клинической психологии стали Психотерапия, психокоррекция и психологическое консультирование.  наиболее распространенным психотерапевтическим направлениям относятся: психоанализ и динамическая психотерапия (классический психоанализ, аналитическая психотерапия Юнга, индивидуальная психотерапия Адлера, теория объектных отношений М. Кляйн, психосинтез Р. Ассаджиоли, психодрама, телесно-ориентированная психотерапия и др.); бихевиорально-когнитивное направление (поведенческая и рациональная психотерапия); экзистенциально-гуманистическое направление (гештальт-терапия, клиентоцентрированная психотерапия К. Роджерса, логотерапия В. Франкла и др.); НЛП и др. сихологическая помощь стала предметом экспериментального исследования в конце ХУIII века с появлением работ Ф. Месмера. Ф. Месмер считал, что в основе психических нарушений лежит неравномерное распределение в организме особого рода «животной энергии» — флюида. Врач путем специальных воздействий на организм добивается гармоничного распределения флюида, что и ведет к излечению. С середины ХIХ века термин «животный магнетизм» был заменен на более адекватный тому психосоматическому состоянию, в которое погружается пациент во время взаимодействия с врачом — гипноз. Впервые этот термин ввел в научный обиход Д. Брейд. Подводя итог рассмотрению представлений о психологической помощи личности представителей различных направлений психоанализа, важно отметить следующее: общим является выделение трехчленной его структуры, соответствующей Я, Сверх—Я и объект—либидо. Коррекционное воздействие направлено на гармонизацию отношений между этими структурными звеньями (при доминирующей роли осознанных представлений и переживаний личности по отношению к себе и окружающему миру).

В логотерапии В. Франкла задача психотерапии состоит в помощи личности в поисках смысла ее жизни. Для воздействия на смысловую сферу личности он предложил два психотерапевтических метода: парадоксальной интенции и дерефлексии. Сущность этих методов заключается в снижении значимости для личности тех ценностей, которые препятствуют ей в сознании и реализации сущностных ценностей человеческой жизни — ценностей творчества,К В Столин выделяет два вида психологической помощи: психологическое консультирование и неврачебная психотерапия.

17.Психосоматический подход в медицине и клинической психологии.

Психосоматический подход в медицине — это первая попытка распространить понятие «точность» непосредственно на проблему соотношения «тело — душа». Физические реакции на эмоции — одни из самых распространенных повседневных ощущений. Развитие психосоматического подхода в медицине зависело от успехов в методологии и общих научных представлений, ибо даже при том, что некоторые медики с античных времен подозревали, что чувства больного влияют на течение его болезни, они не имели адекватных терминов для обозначения этой мысли. Фрейдовский метод свободной ассоциации впервые позволил четко изучить причинные связи психических явлений, ибо он пролил свет на до тех пор не принимавшиеся во внимание подсознательные звенья, связывающие мысли. Свободная ассоциация не только дает возможность реконструировать неосознаваемые мотивационные связи, но и часто выводит эти связи из подсознания в сознательную сферу, что позволяет за ними наблюдать. Таким образом, был подготовлен путь для адекватного изучения как осознаваемых, так и неосознаваемых эмоциональных стрессов, которые могут влиять на органические заболевания. Еще один аспект фрейдовской теории психоанализа напрямую вторгается в область психосоматической медицины. Это те выводы, которые он сделал из своих опытов с гипнозом, относительно исчезновения истерических физиологических симптомов после того, как под гипнозом пациенты выражают вытесненные эмоции. Эти истерические симптомы, предположил Фрейд, были необычной физиологической реакцией на эмоциональные напряжения, которые по той или иной причине оказывались неприемлемыми или невыносимыми и оттого исключались из сознательной сферы. Цена, которую пациент-истерик платит за то, что не может выдержать своих эмоций, состоит в том, что эмоция вытесняется из сознательной сферы и замещается динамическим фактором, органическим симптомом, проявляющимся в нарушении функции какого-либо органа. Отсюда выражение «конверсивная истерия».

18.Информационная модель внутренней картины болезни.

Создание универсальной модели внутренней картины болезни облегчает врачам, психологам, психотерапевтам понимание тех изменений личности, которые детерминируются новыми условиями существования, продиктованными болезнью. Это, в свою очередь, может помочь реализации психотерапевтических задач по адекватной перестройке эмоциональных и рациональных отношений личности к своей болезни, к жизненным задачам, планам и перспективам в рамках, например, рациональной терапии. В основу теоретической модели внутренней картины болезни авторы положили понятие о «церебральном информационном поле болезни» (ЦИПБ) и формируемой на его основе «психологической зоне информационного поля болезни». Церебральное информационное поле болезни — это сохраняемая в долгосрочной памяти мозга информация о проявлениях болезни, его материальным субстратом являются матрицы долгосрочной памяти, фиксирующие информацию о нарушениях процессов жизнедеятельности организма, вызванных болезнью. Эти матрицы ассоциируются в функциональные комплексы, а последние, возможно, служат основой представлений личности о своей болезни. Названные матрицы или их комплексы могут включаться в информационные системы мозга и благодаря этому влиять на различные стороны работы мозга, а, следовательно, и психики.

19.Внутренняя картина болезни, её структура и стороны.

Внутренняя картина болезни (ВКБ) как «продукт» собственной внутренней творческой активности субъекта формируется в своих более или менее развернутых формах при любом соматическом страдании – начиная от однократных эпизодов боли, дискомфорта до грубых проявлений соматической патологии (при тяжелых хронических заболеваний).

Изучение сущности этого процесса — важнейшее условие успешного изучения личности и ее изменений у онкологических больных.

Изучение ВКБ позволяет в значительной степени рассмотреть весь сложный процесс самопознания заболевшего человека, выявить те средства, которые использует человек для осуществления этого познавательного процесса. В то же время изучение ВКБ открывает возможность понимания особых способов, приемов преодоления, овладения собственным поведением, используемых человеком в сложной жизненной ситуации. Тем самым анализ внутренней картины болезни открывает возможность проникновения в компенсаторный потенциал личности.

Болезнь, как патологический процесс в организме двояким образом участвует в построении внутренней картины болезни:

1. телесные ощущения местного и общего характера приводят к возникновению сенсорного уровня отражения картины заболевания. Степень участия биологического фактора в становлении внутренней картины болезни определяется тяжестью клинических проявлений, астений и болевыми ощущениями.

2. болезнь создает для больного трудную психологическую ситуацию. Эта ситуация включает в себя множество разнородных моментов: процедуры и приемы лекарств, общение с врачами, перестройка отношений к близкими и коллегами по работе.

Эти и некоторые моменты налагают отпечаток на собственную оценку болезни и формируют окончательное отношение к своему заболеванию.

В научной литературе для описания субъективной стороны заболеваний используется большое количество терминов, которые были введены различными авторами, но часто употребляются весьма сходным образом. Е.К.Краснушкин субъективную сторону болезни раскрывает в термине «сознание болезни», Р.А.Лурия называет ее «внутренней картиной болезни», а Е.А.Шевалев – «переживание болезни». Немецкий интернист Гольдшейдер писал об «аутопластической картине болезни», выделяя две взаимодействующие стороны: сенситивную (чувственную) и интеллектуальную (рассудочную, интерпретативную) [19].

Углубление знаний о психической стороне заболеваний в отечественной теории и практике медицины привело к появлению к настоящему времени множества различных концептуальных схем, раскрывающих структуру внутреннего мира больного человека.

В большинстве современных психологических исследований внутренней картины болезни [19], при различных нозологических формах, в ее структуре выделяется несколько взаимосвязанных сторон (уровней):

1. Болевая сторона болезни (уровень ощущений, чувственный уровень) — локализация болей и других неприятных ощущений, их интенсивность и т.д.

2. Эмоциональная сторона болезни связана с различными видами эмоционального реагирования на отдельные стороны, симптомы, заболевание в целом и его последствия.

3. Интеллектуальная сторона болезни (рационально-информационный уровень) связана с представлениями и знаниями больного о его заболевании, размышлениями о его причинах и последствиях.

4. Волевая сторона болезни (мотивационный уровень) связана с определенным отношением больного к своему заболеванию, необходимостью изменения поведения и привычного образа жизни, актуализацией деятельности по возвращению и сохранению здоровья.

На основании этих сторон у больного создается модель заболевания, т.е.

представление о её этиопатогенезе, клинике, лечении и прогнозе, которое определяет «масштаб переживаний» (Либих С.С., Березин Т.Б.) и поведение в целом [7]

20.Основные принципы построения клинико-психологического исследования.

Принципы КПЭ: включенность как наблюдателя, так и испытуемого; в нем моделируется деятельность; он рассматривается как функциональная проба; в его процессе осущ. взаимод. психолог — пациент; никогда не м. б. стандартизован (это творческий процесс); он предполагает наличие методик, обращенных к различным уровням реализации психической деятельности. Цель клинико-психологического исследования — дать психологическую оценку личностной или поведенческой проблемы (психического расстройства) для последующего принятия решения о способах оказания профессиональной помощи.

Основными задачами Проведения клинико-психологического исследования являются:

— Дифференциальная диагностика нарушений психической деятельности;

— Анализ структуры и установление степени психических нарушений;

— Определение уровня психического развития пациента, характеристик его/ее личности;

— Оценка динамики психических нарушений во времени;

— решение экспертных задач.

Цель клинико-психологического исследования — дать психологическую оценку личностной или поведенческой проблемы (психического расстройства) для последующего принятия решения о способах оказания профессиональной помощи.

Основными задачами проведения клинико-психологического исследования являются:

— дифференциальная диагностика нарушений психической деятельности;

— анализ структуры и установление степени психических нарушений;

— определение уровня психического развития пациента, характеристик его/ее личности;

— оценка динамики психических нарушений во времени;

— решение экспертных задач.

Диагностический процесс — это процесс различения нормы и патологии. Он проводится через анализ различной информации о развитии и жизни человека с целью сделать выводы о природе и причинах имеющейся проблемы. Диагностический процесс завершается постановкой диагноза — определением характера расстройства.

Клинико-психологический диагноз представляет собой психологический анализ проблемы (оценка поведения, психических функций и эмоций, состояния личности и внешних обстоятельств нарушения).

Фактически клинико-психологический диагноз представляет не просто правильное распознавание и выбор подходящего названия расстройству, а описание особенностей поведения, мыслей и чувств, характерных для того или иного психического расстройства.

21.Нейропсихология как раздел клинической психологии. Нейропсихологический фактор, нейропсихологический синдром

Нейропсихология — обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейронных сетей.

Советская школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно-следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов. В её задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализация очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии.

Ведущую роль в создании нейропсихологии как самостоятельной дисциплины сыграли советские учёные А. Р. Лурия и Л. С. Выготский, чьи исследования получили мировое признание.

«Нейропсихологический фактор – принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры. Он является связующим понятием между психическими функциями и работающим мозгом.

Инструментом выделения нейропсихологических факторов является синдромный анализ, который включает в себя:

1) качественную квалификацию нарушений психических функций с объяснением причин возникших изменений;

2) анализ и сопоставление первичных и вторичных расстройств, т. е. установление причинно-следственных связей между непосредственным источником патологии и возникающими расстройствами;

3) изучение состава сохраненных высших психических функций.

Перечислим основные нейропсихологические факторы:

1) модально-неспецифический (энергетический) фактор;

2) кинетический фактор;

3) модально-специфический фактор;

4) кинестетический фактор (частный случай модально-специфического фактора);

5) фактор произвольной-непроизвольной регуляции психической деятельности;

6) фактор осознанности-неосознанности психических функций и состояний;

7) фактор сукцессивности (последовательности) организации высших психических функций;

8) фактор симультанности (одновременности) организации высших психических функций;

9) фактор межполушарного взаимодействия;

10) общемозговой фактор; 11) фактор работы глубоких подкорковых структур.

Нейропсихологический симптом – нарушение психических функций в результате локальных поражений головного мозга.

Синдром – это закономерное сочетание симптомов, основой которого является нейропсихологический фактор, т. е. определенные физиологические закономерности работы участков мозга, нарушение которых является причиной возникновения нейропсихологических симптомов.

Нейропсихологический синдром – слияние ней-ропсихологических симптомов, связанных с выпадением одного или нескольких факторов.

Синдромным анализом называется анализ нейро-психологических симптомов, главной целью которого считается нахождение общего фактора, который полностью объясняет появление разных нейропсихологи-ческих симптомов. Синдромный анализ включает в себя следующие этапы: сначала определяются признаки патологии различных психических функций, а затем происходит квалификация симптомов.

22. Деонтологические и этические основы деятельности клинического психолога

Учитывая все многообразие врачебного нравственного опыта, можно выделить 4 сосуществующие модели:

1. Модель Гиппократа (принцип «не навреди»).

2. Модель Парацельса (принцип «делай добро»).

3. Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»).

4. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства личности»).

Исторические особенности и логические основания каждой из моделей определяли становление тех моральных принципов, которые составляют сегодня ценностно-нормативное содержание современной биомедицинской этики. Основополагающим среди перечисленных принципов для модели Гиппократа является принцип «не навреди», который фокусирует в себе гражданское кредо врачебного сословия. Этот принцип формирует исходную профессиональную гарантию, которая может рассматриваться как условие и основание его признания обществом в целом и каждым человеком отдельно, который доверяет врачу свое здоровье и жизнь. Большое внимание Гиппократ уделял облику врача, не только моральной, но и внешней (одежда, опрятность) респектабельности, что было связано с необходимостью формирования доверия обращающихся к врачебной касте. Деонтологическая модель. Впервые термин «деонтология» («deontos» — должное, «logos» — учение) ввел английский философ Бентам (1748-1832), обозначая этим понятием науку о долге, моральной обязанности, нравственного совершенства и безупречности. Деонтология особенно важна в той профессиональной деятельности, где широко используются сложные межличностные взаимовлияния и ответственные взаимодействия. В медицине это соответствие поведения врача определенным этическим нормативам. Это деонтологический уровень медицинской этики, или «деонтологичекая модель», опирающаяся на принцип «соблюдения долга». Основой деонтологии является отношение к больному таким образом, каким бы в аналогичной ситуации хотелось, чтобы относились к тебе. Термин «деонтология» ввел в советскую медицинскую науку в 40-х годах XX в. Петров для обозначения реально существующей области медицинской практики — врачебной этики, — которая была «отменена» в России после революции 1917 г. за ее связь с религиозной культурой. Деонтологическая модель врачебной этики — это совокупность «должных» правил (соизмерение, соблюдение себя с «должным» и осуществление оценки действия не только по результатам, но и по помыслам), соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Деонтология включает в себя вопросы соблюдения врачебной тайны, меры ответственности за жизнь и здоровье больных, проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе, взаимоотношений с больными и их родственниками. Так, примером этой модели являются правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации (JAMA, 1992, № 2):

— интимные контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения, аморальны;

— интимная связь с бывшим пациентом может в определенных ситуациях признаваться неэтичной;

— вопрос об интимных отношениях между врачом и пациентом следует включить в программу обучения всех медицинских работников;

— врачи должны непременно докладывать о нарушении врачебной этики своими коллегами.

Как видно, характер рекомендаций достаточно жесткий, и очевидно, что их нарушение может повлечь за собой дисциплинарные и правовые последствия для врачей, которых объединяет данная Ассоциация.

«Соблюдать долг» — это значит выполнять определенные требования. Недолжный поступок — тот, который противоречит требованиям, предъявляемым врачу со стороны медицинского сообщества, общества, собственной воли и разума. Когда правила поведения открыты и точно сформулированы для каждой медицинской специальности, принцип «соблюдения долга» не признает оправданий при уклонении от его выполнения. Идея долга является определяющим, необходимым и достаточным основанием действий врача. Если человек способен действовать по безусловному требованию «долга», то такой человек соответствует избранной им профессии, если нет, то он должен покинуть данное профессиональное сообщество.

23.Патопсихология как раздел клинической психологии.Сущность и особенности патопсихологического исследования.

атопсихология как отрасль клинической психологии возникла одной из первых и развивалась наиболее интенсивно, особенно на ранних этапах существования клинической психологии, не случайно. Психиатрия и по сей день, несмотря на огромный интерес к ней, является наименее разработанной в теоретическом и наиболее сложной в практическом плане отраслью медицинской науки и практики, в наибольшей степени связанной с психологией. Это обусловлено тем, что ее предметом выступает особый класс заболеваний — психические расстройства, сущность которых проявляется во всевозможных нарушениях психики. Чтобы исследовать психические нарушения, необходимо хорошо разбираться в том, что представляет собой сама психика во всех ее многообразных проявлениях. По своим целям и решаемым практическим задачам патопсихология направлена на оказание конкретной практической помощи клиницистам, занимающимся проблемами нарушений психики при разнообразных психических расстройствах. Наиболее тесные связи (даже в названии) обнаруживаются у патопсихологии с одним из разделов психиатрии — психопатологией. Названия этих дисциплин состоят из одних и тех же древнегреческих корней: «pathos» — «страдание», «болезнь», «psyche» — «душа», «психика» и «logos» — «изучение» /4/. Таким образом, и патопсихология, и психопатология представляют собой отрасли, изучающие различные проявления нарушений психики.Однако при всем внешнем сходстве, при общности «объекта» исследования (в качестве которого выступают нарушения психики), между психопатологией и патопсихологией имеются существенные различия. Эти различия заключаются, в первую очередь, в том, что патопсихология является одним из разделов психологии(клинической психологии), а психопатология является отраслью медицины (психиатрии).

Таким образом, в силу принадлежности к различным научным дисциплинам психопатология и патопсихология имеют каждая свой специфический предмет исследования, методы исследования и различный категориальный аппарат. Патопсихология, рассматривая нарушения психики, дает квалификацию психопатологических явлений в понятиях современной психологии, используя общий для всех отраслей психологии категориальный аппарат. Патопсихолог пользуется такими понятиями, как психика, деятельность, общение, личность, познание и т. п. Психопатология, являясь наукой сугубо медицинской, оперирует главным образом клиническими понятиями, такими, как этиология, патогенез, симптом, синдром и т. д. При этом надо отметить, что эти клинические термины должны быть известны и часто используются в практике патопсихологии, что связано с ее пограничным и прикладным характером. Решение практических задач, которые стоят перед патопсихологией, немыслимо без хорошей ориентировки в клинических особенностях заболевания, а данные патопсихологического исследования обязательно должны соотноситься с психическим статусом больного, с динамикой течения заболевания.

С помощью патопсихологического исследования психолог может определить выраженность и характер нарушений отдельных психических процессов, возможности компенсации этих нарушений с учетомпсихологических особенностей той или иной деятельности. К нестандартизированным методам патопсихологического исследования относятся:

1) метод «формирования искусственных понятий» Л. С. Выготского, который используется для выявления особенностей понятийного мышления при различных психических заболеваниях, прежде всего при шизофрении и некоторых органических поражениях головного мозга;

2) метод «классификации предметов» Гольдштейна, который применяется для анализа различных нарушений процессов отвлечения и обобщения;

3) методы «классификация», «предметные картинки», «исключение предметов», «исключение понятий», «толкование пословиц» и другие методы исследования мышления;

4) метод «корректурных проб» Анфимова-Бурдона и метод «черно-красных цифровых таблиц» Шульте-Гор-бова (для исследования внимания и памяти), а также методы набора слогов и слов, методы Крепелина и Эббингауза применяют для исследования кратковременной памяти;

5) метод «незаконченных предложений»;

6) метод «попарных профилей»;

7) тематический апперцепционный тест (ТАТ) и другие методы для исследования личности.

24.Соотношение содержания профессиональной деятельности медицинского и специального психолога

25.Психологические защиты и копинг-стратегия, их роль в формировании внутренней картины болезни у пациента.

В условиях стресса психологическая адаптация человека происходит, главным образом, посредством двух механизмов: психологической защиты и копинг-механизмов. Стрессовое событие начинается с оценки какого-либо внутреннего (например, мысль) или внешнего (например, упрек) стимула, в результате возникает копинг-процесс. Копинг реакция срабатывает, когда сложность задачи превышает энергетическую мощность привычных реакций. Если требования ситуации оцениваются как непосильные, тогда преодоление может принимать, форму психологической защиты.

В общем континууме психологической регуляции копинг-механизмы играют компенсаторную функцию, а механизмы психологической защиты занимают последний уровень в системе адаптации, уровень декомпенсации. На нижеприведенной схеме отображены два возможных стиля реагирования на негативные события (схема 1).

Люди, прибегающие к механизмам психологической защиты: воспринимают мир как источник опасностей, характеризуются невысокой самооценкой, пессимистичностью.

Люди, использующие копинг-механизмы (совладание): реалисты, оптимисты, характеризуются положительной самооценкой и сильно выражен­ной мотивацией достижения.

Выделяют два стиля реагирования в проблемной ситуации:

  1. Проблемно-ориентированный (problem-focused) стиль, это рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.
  2. Субъективно-ориентированный (emotion-focused) стиль, следствие эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождается конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме, вовлечения других в свои переживания, желания забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе, наркотиках или компенсировать отрицательные эмоции едой.

Психологическая защита это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний. Ограждение происходит путем вытеснения информации противоречащей Я — концепции.

Принцип психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного напряжения, путемискажения существующей действительности или приводя организм к следующим изменениям:

  • психическим перестройкам,
  • телесным нарушениям (дисфункциям), проявляющимся в виде хронических психосоматических симптомов,
  • изменениям способов поведения.

При длительном неврозе допускается появление так называемых вторичных защитных механизмов, которые закрепляют невротическое поведение (пример, возникает рационализация с целью оправдать свою несостоятельность, уход в болезнь, освобождающий от ответственности за решение проблем).

Копинг (от англ. «cope» справиться, выдержать, совладать) это стабилизирующий фактор, который может помочь личности поддерживать психосоциальную адаптацию в период воздействия стресса.Копинг-поведение — это адаптивное поведение в целях поддержания равновесия в проблемной ситуации.Проблемная ситуация характеризуется:

  • Неопределенностью.
  • Повышенной сложностью.
  • Стрессогенностью
  • Противоречивостью

26.Диагностические возможности наблюдения, беседы и тестов в процессе клинической психодиагностики

Клиническая диагностика отличается от обычного психологического экспериментального исследования многообразием, большим количеством применяемых методик для рассмотрения единичного случая. Основа клинической диагностики — это развертка явлений во времени, и только комплекс методических приёмов позволяет это сделать. Беседа — метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Беседа как диагностический метод позволяет получить информацию о внутренних процессах, субъективных переживаниях и особенностях поведения человека, которые не могут быть обнаружены с помощью объективных методов. Беседа служит особым средством установления тесного личного контакта с собеседником и часто используется не только как диагностический метод, но и как психотерапевтический прием. Установление позитивных личных отношений между участниками беседы требует специальной «технологии» ее проведения, в которую входят организация места, контроль за состоянием самого диагноста и умение расположить к себе собеседника, используя приёмы лич-ностно-ориентированной психотерапии (К. Роджерс, В.Н. Мясищев, Б.Д. Карвасарский).

Результативность беседы как метода клинической диагностики зависит от уровня профессиональной компетенции практического психолога, а также от его личностных свойств, таких, как коммуникабельность, «направленность на другого», эмпатия, тактичность.  Необходимы также наблюдательность и достаточно высокий уровень рефлексии, позволяющие лучше ориентироваться в ситуации общения и помогающие в каждом конкретном случае учесть индивидуальные особенности собеседника и выбрать оптимальную тактику взаимодействия с ним (Е.Е. Данилова, 1990).

Метод наблюдения как один из основных в клинической диагностике состоит в преднамеренном, организованном, систематическом и целенаправленном восприятии, изучении психических явлений с целью отыскания их смысла, если его невозможно воспринять непосредственно. Наблюдение может сопровождать любой другой диагностический метод: наблюдение во время тестирования, в процессе ведения беседы и т.д. Как самостоятельный диагностический клинический метод наблюдение включает систему специальных приёмов, обеспечивающих наибольшую информативность и точность наблюдения. Метод наблюдения будет содержательным, если он организуется как целевое наблюдение. Наличие цели сужает поле наблюдения, но помогает систематизировать наблюдаемые факторы. Чётко сформулированная цель позволяет объективизировать изучаемые явления. Положительной стороной наблюдения является то, что оно позволяет изучить психические явления в их естественном возникновении, течении, изменении, т.е. в том виде, как они происходят в действительности, в повседневной жизни. Это и есть непременное методическое условие его правильной организации. Для того чтобы использовать все преимущества этого метода, клинический диагност должен систематизировать процесс наблюдения с помощью различных схем, карт, образцов. В клинической диагностике используется тестирование. Сама процедура тестирования закладывает стандартизированное измерение любой индивидуальной характеристики. Тестирование позволяет с известной вероятностью получить объективные показатели любого психического процесса. Правда, следует иметь в виду, что даже самые надёжные тесты, валидность которых доказана, не дают точных данных для диагностики отдельных случаев. Однако возможность повторного применения тестирования позволяет обнаруживать различные проявления и изменения в течении болезни. Особенность применения тестов в клинической диагностике состоит в том, что само тестирование проводится в индивидуальном варианте. Это в свою очередь поднимает вопрос о процедуре проведения самого теста и о возможности сопоставления результатов.

27.Нозологический и функциональный диагноз.Сущность и принципы системной модели функциональной недостаточности (по м.М. Кабанову)

Диагноз нозологический — это Д., со­держащий на­з­ва­ние бо­лез­ни в терми­нах, пре­ду­смо­т­рен­ных при­ня­тыми клас­сифи­каци­ями и номен­кла­ту­рой бо­лез­ней.

Диагноз функциональный — это компо­нент кли­ни­че­ского Д., от­ражающий ха­рак­тер и степень на­ру­ше­ний де­я­тель­но­сти от­дель­ных орга­нов и си­с­тем орга­низма.

28.Экспериментально- психологические методы исследования в клинической психологии.

под патопсихологическими исследованиями (экспериментами) в современной психологи понимается использование любой диагностической процедуры в целях моделирования целостной системы познавательных процессов, мотивов и «отношений личности» Основными задачами параклинических методов в клинической психологии является обнаружение изменений функционирования отдельных психических функций и выявление патопсихологических синдромов. В результате выявления патопсихологических синдромов возможным становится оценка особенностей структуры и протекания самих психических процессов, приводящих к клиническим проявлениям — психопатологическим синдромам. Патопсихолог направляет свое исследование на раскрытие и анализ определенных компонентов мозговой деятельности, ее звеньев и факторов, выпадение которых является причиной формирования наблюдаемых в клинике симптомов.

Выделяют следующие патопсихологические регистр-синдромы (И.А.Кудрявцев):

  •   шизофренический
  •   аффективно-эндогенный
  •   олигофренический
  •   экзогенно-органический
  •   эндогенно-органический
  •   личностно-аномальный
  •   психогенно-психотический
  •   психогенно-невротический

29.Типы психологического реагирования на болезнь.

Классификация и характеристика типов реагирования на болезнь:

I. Типы реагирования, при которых социальная адаптация не нарушается

а) гармоничный – трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть его в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать лечению. Нежелание обеременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного исхода – переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному.

б) эргопатический – “уход от болезни” в работу, трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, лечатся так, чтобы оставалась возможность работать

в) анозогнозический – активное отбрасывание мыслей о болезни, о возможных последствиях

II. Типы реагирования, сопровождающиеся психологической дезадаптацией в связи с заболеванием

1) интрапсихическая направленность

а) тревожный – непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного исхода, поиск новых возможностей лечения, жажда дополнительной информации

б) обсессивно-фобический – мнительность касается прежде всего опасений не реальных, а маловероятных осложнений; воображаемые опасности волнуют больше, чем реальные; защитой являются ритуалы, приметы.

в) ипохондрический – сосредоточены на субъективных ощущениях, стремление рассказать об этом другим. Преувеличение побочного действия лекарств. Требование обследования и боязнь его.

г) неврастенический – поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, изливающиеся на первого попавшегося и завершающиеся раскаянием. Требование немедленного результата лечения.

д) меланхолический – удрученность болезнью, неверие в успех, суицидальные мысли, пессимизм

е) апатический – полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам, лечению.

2) интерпсихическая направленность

а) сенситивный – чрезмерная озабоченность возможным неблагоприятным впечатлением, которое могут произвести на окружающих сведения о их болезни. Опасения, что окружающие станут избегать их, считать неполноценными, пренебрежительно относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о причине и природе болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим

б) эгоцентрический – «уход в болезнь», выставление напоказ своих страданий и переживаний с целью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы. Разговоры окружающих быстро переводят на себя. В других людях, требующих внимания и заботы, видят только конкурентов и относятся к ним неприязненно. Постоянное желание показать свое особое положение, свою исключительность

в) паранойяльный – уверенность в том, что болезнь – результат чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к ЛС и процедурам. Стремление приписывать осложнения лечения или побочные действия ЛС халатности или злому умыслу персонала. Обвинение и требования наказания в связи с этим.

г) эйфорический – необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. «Само собой все обойдется». Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легко нарушают режим, хотя это может неблагоприятно сказываться на течении болезни.

Аномальное поведение больного в связи с болезнью:

а) отрицание болезни

б) утверждение болезни

1) соматизация

— острая (паническое расстройство)

— подострая (депрессивное состояние, генерализованное тревожное расстройство)

— хроническая (соматизированное, соматоформное болевое, ипохондрическое расстройства)

2) симуляция

— сознательная (патомимикрическое расстройство, собственно симуляция)

— неосознаваемая (диссоциативное расстройство)

Способы психологической защиты:

а) вытеснение — процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде.

1) вытеснение + смещение — способствует возникновению фобических реакций (навязчивый страх матери, что маленькая дочка заболеет тяжелой болезнью — защита против враждебности к ребенку)

2) вытеснение + конверсия (соматическая символизация) – основа истерических реакций.

б) регрессия — неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания; в норме проявляется в играх, в реакциях на неприятные события (больной, как ребенок, требует повышенного внимания и опеки).

в) проекция — механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает (человек некритичен к своим недостаткам, но с легкостью замечают их только у других).

г) интроекция – символическое включение в себя человека или объекта (усваивание ребенком родительских ценностей и идеалов).

д) рационализация — защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы, помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины.

е) интеллектуализация — преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств (вместо реальной любви — разговоры о любви).

ж) компенсация — бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков; компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация инвалидности — грубостью и конфликтностью).

з) реактивное формирование — защитный механизм, подменяющий неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями (преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность)

и) отрицание — механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне (у детей если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать).

к) смещение — механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене (смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты).

30.Психотерапия в практике клинического психолога: общее представление, медицинская и немедицинская модели психотерапии

в современной психотерапии существуют две модели: медицинская и психологическая. В медицинской модели основной упор делается на знание нозологии, синдромологии, клинической картины расстройств. Основной мишенью такой модели является симптом, поиском и ликвидацией причины которого практически не занимаются.1 Активность пациента сводится к минимуму — к вере во врача и проводимое лечение. Врач-психотерапевт в такой модели психотерапии занимает позицию эксперта, который лучше знает, лучше понимает «наивного» пациента. Как известно, такая модель психотерапии была единственной в СССР, где не допускалось проникновения психологического понимания психотерапии, объявленного «буржуазным». Одним из проявлений этого факта являлось и является установление врачебной монополии на проведение психотерапии. К сожалению, до сих пор психологи могут осуществлять психотерапевтическую деятельность лишь под прикрытием надуманных терминов: психологическая коррекция, психопрофилактика2, семейное консультирование и т. п. Очевидно, что эти термины являются искусственными, по крайней мере с точки зрения описания работы психологов в реальном психотерапевтическом процессе.

Наряду с медицинской моделью психотерапии, сходной с употреблением лекарства (хотя мы ни в коей мере не хотим умалить ее значения!), существует, развивается и, что кажется странным и непонятным многим «естествоиспытателям», оказывается терапевтически эффективным психологическое направление в психотерапии или, другими словами, психологическая модель. Это направление в первую очередь связано с пониманием психотерапии как «мира сказок, метафор», мира, к которому неприложимы законы естественно-научного знания. На этом пути медицинская модель «оказания помощи» становится неадекватной и бесполезной. В этом случае определение психотерапии как «воздействия на психику и сому человека через психику» уступает место таким метафорам психотерапевтического контакта, как:

— «взаимодействие» — когда активен не только психотерапевт, но и сам клиент (в этом случае термин «пациент» неуместен, так как клиент не является пассивным объектом манипуляций психотерапевта);

— «сосуществование» — когда подчеркивается идея не деятельностного совместного пребывания психотерапевта и клиента в психотерапевтическом контакте, а обмен эмоциями и смыслами;

— «внутреннее постижение» — когда клиент движется во внутреннем пространстве по им же определяемой траектории;

— «безусловная любовь» — когда клиент и психотерапевт вступают в особые отношения психологическойинтимности, наполненные любовью и принятием.