3.3. План семинарских занятий

Семинар 1.

Тема 1.1. Психология как наука и как учебный предмет

Тема 1.2. Цели и принципы преподавания психологии

Вопросы для обсуждения:

  1. Исторический аспект становления методики преподавания психологии в школах и вузах.
  2. Классификация педагогических целей обучения психологии.
  3. Цели обучения психологии студентов психологических и непсихологических специальностей.
  4. Соотношение психологии и других областей научного знания. Непсихологические дисциплины в системе профессиональной подготовки специалиста психолога.
  5. Учебные задачи: многообразие типов. Таксономия задач как инструмент опережающего управления познавательной деятельностью учащихся.

Аудиторное задание: проанализировать варианты базового учебного плана по психологии, наметить направления и перспективы его совершенствования.

Рефераты:

1. Основные недостатки постановки целей обучения и пути их преодоления.

Литература:

** – литература для обязательного изучения, конспектирования и анализа

  1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. пособие для преподават. и аспирантов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – С. 142-148.

  2. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить: Учеб.-метод. пособие для студ. вузов. – М.: Учеб. лит., 1997. – 256 с.
  3. Гинецкий В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. – М., 1994.
  4. Зинченко В.П. Человек развивающийся. (любое издание) – Гл. 1, 6.
  5. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие. – М.: УМК «Психология», 2003. – 192 с.
  6. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006. – С. 74-81.

Семинар 2.

Тема 1.3. Формирование содержания обучения психологии

Домашнее задание: 1) составить учебные задачи трех типов: перцептивно-мнемические, продуктивно-эвристические и продуктивно-рефлексивные – по конкретной теме для избранной отрасли психологии;

19 стр., 9113 слов

Калюжный А.С. — Психология личности военнослужащего. Учебное ...

... пониманию личности. Вот почему в учебном пособии изложен материал на основе взглядов большинства отечественных ... видов их служебно-боевойдеятельности, обучения и воспитания, укрепления организованности и порядка. Следует отметить, что в настоящее время в отечественной и зарубежной психологии нет единого подхода к ...

2) проанализируйте параметры обучающей системы, приведенные в таблице (см. распечатку; или: Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии (любое издание), табл. 1), опишите параметр «формы взаимодействий» применительно к выбранной теме по любому психологическому курсу.

Вопросы для обсуждения:

  1. Методы и условия оптимального выбора содержания обучения психологии.
  2. Дидактические единицы учебного предмета.
  3. Проблемы формирования «модели специалиста-психолога».

Аудиторное задание: проанализировать учебную программу по психологии (по любому курсу), наметить направления и перспективы ее совершенствования.

Рефераты:

  1. Особенности проектирования курсов и составления учебных программ по психологии.
  2. Компоненты содержания обучения психологии.
  3. Требования к подготовке специалистов-психологов.
  4. Особенности проектирования курсов и составления учебных программ по психологии.

Литература:

** – литература для обязательного изучения, конспектирования и анализа

  1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. пособие для преподават. и аспирантов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – С. 142-148.
  2. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по дисциплине. – М., 1994.
  3. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие. – М.: УМК «Психология», 2003. – 192 с.
  4. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006. – С. 74-81.
  5. Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ. – М., 1981.
  6. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить: Учеб.-метод. пособие для студ. вузов. – М.: Учеб. лит., 1997. – 256 с.
  7. **Фролова Ю.Г. Особенности нового типового учебного плана по специальности «Психология» // Псiхалогiя. – 2008. – № 2. – С. 13-19.

Семинар 3. Научно-методическая конференция по теме

Тема 1.4. Психологические особенности студенчества

Домашнее задание для подготовки выступлений: просмотреть психологические и педагогические журналы, выходящие в РБ и РФ, за последние 2 –3 года (не менее 5 наименований).

Выбрать статьи по проблемам студенчества, обозначить их тематику и составить список статей в соответствии с правилами оформления литературы. Подготовить резюме наиболее заинтересовавшей статьи и представить ее в аудитории.

Вопросы для обсуждения:

1. Студенчество как социальная группа.

2. Психологические особенности студенческого возраста.

3. Адаптация студентов к обучению в вузе: проблемы и решения.

4. Динамика профессионального самоопределения в течение обучения в вузе.

Литература:

25 стр., 12187 слов

Психология. Учебное пособие по написанию курсовой работы

... изложены и реализованы в самом пособии как образец работ такого рода. Пособие предназначено студентам 1–5 курсов дневного и заочного обучения факультета психологии ЮУрГУ.   Ил. 1, табл. ... подготовки специалистов с высшим психологическим образованием. Студенты факультета психологии ЮУрГУ обязаны выполнять курсовые работы на 1–4 годах обучения, а на его завершающем этапе – написать и ...

  1. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 1999.
  2. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.
  3. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. С.И.Самыгина. Ростов-на-Дону, 1998.
  4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.

Дополнительная:

1. Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1993. № 3.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.

3. Громкова М.Г. Педагогика образования взрослых. Учебное пособие. М., 1995.

4. Ковалева Т.В. Студент и преподаватель глазами друг друга // Высшее образование в России. 1996. № 3.

5. Лисовский В.Т. Советское студенчество. М., 1990.

6. Нопан Э. Студент как личность // Высшее образование в Европе. 1994. Т. 19, № 3.

7. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.

8. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М. — СПб., 1994.

Семинар 4.

Тема 2.1. Совершенствование методов обучения психологии

Домашнее задание: информационный поиск материалов в периодических психологических изданиях по обсуждаемым проблемам.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие активизации учебной деятельности студентов.

2. Принципы организации учебных деловых игр по психологии.

3. Проблемное обучение.

4. Программированное обучение. Понятие о технических средствах обучения.

Аудиторное задание: определите возможности каждого обсуждаемого метода обучения для саморазвития личности учащегося.

Аудиторное задание для работы по подгруппам: создание модели занятия на заданную тему в рамках различающихся образовательных подходов: программированное обучение, проблемное обучение, контекстное обучение, имитационное моделирование и др.

Рефераты:

  1. Проведение учебных конференций, дискуссий, деловых игр для активизации познавательной деятельности студентов.
  2. Дистанционное обучение психологии и его возможности.
  3. Микропреподавание как разновидность активных методов обучения психологии.

Литература:

** – литература для обязательного изучения, конспектирования и анализа

1. **Баева И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях (возможности психологического словаря).

15 стр., 7240 слов

Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя

... лоне восточных фило­софских учений и школ, эти методы направлены на более совершенное самоуправление своей психической деятельностью, безотносительно к влиянию внешнего социального ... Сущность управленческого воздействия руководителя Теоретические основы психологии воздействия. Психология воз­действия - одно из базовых направлений современной психологии уп­равления, что объясняется прямым выходом ...

– М., 1996.

2. **Педагогика и психология высшей школы / Под ред. С.И. Самыгина. – Ростов-н/Д., 1998.

3. **Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 1995.

4. **Чернилевский Д.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психология. – М., 2001.

Дополнительная:

1. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. – М., 1999.

2. Дикая Л.Г. Необходимо ли учитывать индивидуальный стиль саморегуляции психофизиологического состояния учащегося в процессе его обучения // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. – М., 1997.

3. Доснон О. Развитие креативности: креативность и обучение // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. – М., 1997.

4. Лоарер Э., Ото М. Когнитивное обучение: история и методы // Когни­тивное обучение: современное состояние и перспективы. – М., 1997.

5. Троссей Б., Розенцвейг П. Знания и решение задачи: репрезентация научных понятий // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. – М., 1997.

Семинар 5.

Тема 2.2. Психологическое образование в дошкольном и школьном возрастах

Домашнее задание: разработать конспект занятия или урока по психологии в (дошкольном учреждении, начальной школе, в средней и старшей школе – на выбор) с применением активных форм и методов обучения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Содержание и формы психологического образования в дошкольном и младшем школьном возрастах.
  2. Содержание и формы психологического образования в подростковом и старшем школьном возрастах.
  3. Методика проведения занятий по психологии с дошкольниками и младшими школьниками.
  4. Методика и методические приемы проведения занятий по психологии с учениками 5–8 классов средней школы, их специфика и отличие от занятий по психологии в начальной школе.
  5. Методика и методические приемы проведения занятий по психологии с учениками 9–11 классов, их специфика и отличие от работы в средней школе.
  6. Анализ предлагаемых учебных программ по психологии для детей дошкольного и школьного возрастов.

Аудиторное задание: подготовьте обоснование актуальности и необходимости введения предмета «Психология» в учебный план средней школы (5-10 классы или 11-12 классы).

Рефераты:

  1. Принципы составления программ по психологии для детей дошкольного и младшего школьного возрастов.
  2. Принципы составления программ по психологии для детей среднего и старшего школьного возрастов: общее и различное.

Литература:

** – литература для обязательного изучения, конспектирования и анализа

  1. **Гутковская Е.Л., Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология педагогического взаимодействия в дошкольном учреждении // Псiхалогiя. – 2001. – № 4. – С. 47–63.
  2. **Дубровина И.В. О преподавании психологии в школе // Вопросы психологии. – 2005. – № 6. – С. 46-54.
  3. **Коломинский Я.Л. Психологическая культура – условие и цель деятельности психолога // Псiхалогiя. – 2000. – № 2. – С. 4–19.
  4. **Коломинский Я.Л., Краснова Т.И. Какая психология нужна школе? // Псiхалогiя. – 1998. – № 1. – С. 23–34.
  5. **Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе. – СПб.: Речь, 2004. – 190 с. (или: Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы. – СПб., Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997. – 86 с.)
  6. **Орлова Л.В. Предмет «психология» в школе // Псiхалогiя. – 1999. – № 3. – С. 52–62.
  7. **Станкевич Н.В. Зачем в школе нужен урок психологии? // Псiхалогiя. – 1998. – № 1. – С. 58–62.
  8. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под. ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной.– М., Педагогика, 1972. – С. 41.
  9. Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. – М.: Педагогика, 1972. – С. 259–349.
  10. Вачков И.В. Королевство Разорванных Связей, Психология общения для девчонок и мальчишек. – М.: Ось-89, 2001. – 176 с.: ил.
  11. Вачков И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке. – М., 2000.
  12. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. Дошкольный возраст. – М., 1969.
  13. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. Беседы психолога: Кн. для учителей и родителей. – М.. Просвещение, 1990. – С. 117–119.
  14. Калинникова Л.А. Я и мой мир: Учебное пособие для детей 9–12 лет. – М., 1986.
  15. Калюжный А.А. Психология общения: учебная программа для 5–6 классов // Психологическая служба. – 2003. – № 3. – С. 71-76; Психология общения: 7 класс // Психологическая служба. – 2003. – № 4. – С. 66-72; Психология общения: 8–9 классы // Психологическая служба. – 2004. – № 3. – С. 62-70.
  16. Колеченко А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии: Методические рекомендации. – Л., 1990. – 86 с.
  17. Межкультурное образование в школе / Величко В.В., Дергай А.В., Карпиевич Д.В., Савчик О.М. – Мн.: Тесей, 2001. – 168 с.
  18. Мид М. Развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1968 – С 13–48.
  19. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. – М.: Просвещение, 1990.
  20. Попова М. В. Психология как учебный предмет в школе. – М., 2000.
  21. Психология: Учебное пособие для начальной школы / Под. ред. И. В. Дубровиной. – М., 1998.
  22. Психология: Учебное пособие. V класс./ Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 2000.
  23. Развитие личности ребенка: Пер с англ. / Общ. ред. А.М. Фонарева. – М.: Прогресс, 1987. – С. 190–197.
  24. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: ЗАО «Изд-во «Питер», 1999. – 416 с.
  25. Усанова О.Н., Лагинова И.И. Развитие творческого потенциала ребенка на уроках психологии в 5–6 классах. – М., 1995.

Семинар 6.

26 стр., 12739 слов

Основы методики коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжёлыми ...

... раскрывают направленность и механизм компенсаторных процессов, обеспечивающих их преодоление. Сущность коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР представляется как профилактика и преодоление ограничений ребёнка ... как личность, способная активно функционировать в социуме при условии, что коррекционно-развивающая работа строится адрес но с учётом ограничений жизнедеятельности каждого ребёнка, а ...

6 стр., 2579 слов

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЕТОДИКЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

... Организация выполнения и руководство курсовыми работами. Курсовая работа по методике преподавания технологии является обязательным и ... качества выполненной работы, защита проекта. Заключение. Список использованной литературы. Приложения. Работа над пояснительной ... курсовой работы является комплексное использование студентами знаний по педагогическим (педагогике, психологии, методике), специальным ...

Тема 2.3. Психологическое образование в ссузах и вузах

Вопросы для обсуждения:

  1. Специфика содержания психологических курсов в ссузах и вузах: программы курсов по общей, возрастной и социальной психологии для педагогов и студентов других специальностей.
  2. Специфические отличия учебных программ по психологии и работы со студентами, получающими базовое психологическое образование.
  3. Применение активных и инновационных методов при психологической подготовке специалистов.

Аудиторное задание для работы по подгруппам: Проведите сравнительный анализ учебников по психологии для школ и вузов. Подготовьте свои предложения по оптимизации отбора психологического содержания по курсу.

Литература:

** – литература для обязательного изучения, конспектирования и анализа

  1. **Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. пособие для преподават. и аспирантов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – С. 27–44, **95–141, 142– 196.
  2. Величко В.В., Карпиевич Д.В., Карпиевич Е.Ф., Кирилюк Л.Г. Инновационные методы обучения в гражданском образовании. – 2-е изд. доп. – Мн.: «Медисонт», 2001. – 168 с.
  3. Гладун Т.И. Активные методы обучения на занятиях по психологии. – Брест, 1997.
  4. **Климов Е.А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам // Вопросы психологии. – 1998. – № 2. – С. 57–60.
  5. **Колеченко А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии: Методические рекомендации. – Л., 1990. – С. 36–49.
  6. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – С. 42–68.

Семинар 7. Круглый стол «Лекция в курсе психологии»

Тема 2.4. Методика проведения лекций по психологии

Домашнее задание: подготовить 3 минутное сообщение на тему «Этот лектор мне особенно запомнился» или «Если бы лектором был я…», выступить в аудитории с сообщением.

Вопросы для обсуждения:

1. Дидактические требования к лекции по психологии в вузе.

2. Виды лекций и типы лекционного изложения материала.

3. Подготовка текста лекции.

4. Профессионально важные умения лектора.

Рефераты:

  1. Психологические особенности передачи информации на лекции.

  2. Организация эффективной работы студента на лекции.

Литература:

** – литература для обязательного изучения, конспектирования и анализа

  1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. – М., 1980.
  2. Борисова Н.В., Соловьева А.А. Игра в обучении лекторов. – М.: Знание, 1990.
  3. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. – М., 2003.
  4. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. С.И. Самыгина. – Ростов-н/Д, 1998.
  5. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006.
  6. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 1995.
  7. Страхов И.В. Лекция как метод преподавания психологии. – Саратов, 1968.

Семинар-практикум 8. Формирование лекционного мастерства студентов

11 стр., 5079 слов

Психолого-педагогические особенности преподавания ИЗО в школе

... изобразительным искусством, с жизнью. .Методика преподавания изобразительного искусства в школе опирается на философию и эстетику, педагогику и психологию, теорию и практику художественного творчества. ... обучения ИЗО в школе» и изучить имеющуюся психолого-педагогическую литературу. Методы исследований: работа с первоисточниками, беседа, наблюдение, сравнительный эксперимент. Базой исследования ...

Домашнее задание: 1) разработать фрагмент проблемной лекции по выбранной теме: обосновать выбор данного фрагмента лекции; описать проблемную ситуацию и действия преподавателя по ее созданию; дать четкую формулировку проблемы; сформулировать гипотезы решения проблемы; изложить доказательство состоятельности или несостоятельности каждой гипотезы; сформулировать решение проблемы;

2) разработать конспект одной лекции по одной из психологических тем, обосновать выбор данной темы.

Аудиторное задание: провести в аудитории фрагменты подготовленных лекций; осуществлять анализ проводимых фрагментов по схеме анализа занятия.

Рефераты:

  1. Требования к построению проблемной лекции.

Литература:

** – литература для обязательного изучения, конспектирования и анализа

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Р.-на-Д., 1998.

2. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. – М., 2000.

3. Педагогика и психология высшей школы. Под ред. С.И. Самыгина. Р.-на-Д., 1998.

Дополнительная:

1. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. – М., 1981.

2. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – Р.-на-Д., 1999.

3. Страхов И.В. Психология и педагогика внимания преподавателей и студентов. – Саратов, 1981.

Семинар 9.

Тема 2.5. Методика проведения групповых занятий по психологии

Домашнее задание: 1) разработать конспект одного семинарского или практического занятия по психологии в вузе для специалистов-психологов;

2) составить по избранной теме по 3 учебные задачи трех типов: перцептивно-мнемические, продуктивно-эвристические и продуктивно-рефлексивные.

Вопросы для обсуждения:

1. Выбор видов групповых занятий на разных этапах обучения.

2. Типы учебных задач. Выделение состава умений, формируемых на практических занятиях.

3. Организация практических занятий по психологии.

4. Организа­ция процесса освоения и отработки умений с помощью учебных мате­риалов и технических средств, обеспечивающих решение системы задач.

22 стр., 10838 слов

Теоретические аспекты психологии эффективного общения студентов

... 34 Введение Общение занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. Педагогическая психология также рассматривает общение, т.к. процессы воспитания и обучения опосредованы ... Объектом исследования выступает общение. Предмет исследования – эффективное общение. Целью данной работы является выявление условий и способов эффективного общения. Задачами исследования является: ...

Рефераты:

  1. Пути и средства интенсификации познавательной деятельности студентов.

Литература:

** – литература для обязательного изучения, конспектирования и анализа

  1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М., 2000.
  2. Граф В., Ильясов И. И., Ляудис В. Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. – М., 1981.
  3. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. С.И. Самыгина. – Р.-на-Д., 1998.
  4. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006.
  5. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. – М., 1989.
  6. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. – М.- СПб., 1994.

Семинар 10.

Тема 2.6. Организация самостоятельной работы студентов

Домашнее задание: 1) разработка продуктивных и творческих заданий для самостоятельной работы студентов по выбранной теме;

2) разработать задания для самостоятельной работы по 2 темам курса по психологии.

Вопросы для обсуждения:

  1. Саморегуляция познавательной деятельности и формирование обобщенных способов учебной деятельности.
  2. Методы активизации самостоятельной учебно-исследовательской, экспериментальной и научной работы по психологии.
  3. Производственная практика, курсовые и дипломные работы и проблема специализации.

Рефераты:

  1. Самооценка самостоятельной работы студентов и совершенствование приемов самоконтроля.

Литература:

** – литература для обязательного изучения, конспектирования и анализа

  1. **Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. пособие для преподават. и аспирантов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – С. 226–257, 258–280.
  2. Богданович О.М., Богомаз С.Л., Милашевич Е.П. Олимпиада по психологии? – Мы только “за”! // Психологическая служба. – 2005. – № 1. – С. 52-56.
  3. Величко В.В., Карпиевич Д.В., Карпиевич Е.Ф., Кирилюк Л.Г. Инновационные методы обучения в гражданском образовании. – 2-е изд. доп. – Мн.: «Медисонт», 2001. – 168 с.
  4. Гладун Т.И. Активные методы обучения на занятиях по психологии. – Брест, 1997.
  5. Гомаюнов К.К. Самостоятельная работа студентов. Методические рекомендации преподавателям. – Л., 1988.
  6. Колеченко А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии: Методические рекомендации. – Л., 1990. – С. 70–75.
  7. **Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – С. 28–37, **37–40.
  8. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. С.И. Самыгина. – Р.-на-Д., 1998.
  9. Усачева И.В. Методика поиска научной литературы, чтения и составления обзора по теме исследования. – М., 1980.
  10. Эхо Ю. Письменные работы в вузах. – М., 1997.

Семинар 11.

4 стр., 1921 слов

Контрольные вопросы и задания для семинарских занятий, тематика ...

... ценности. Самостоятельная работа студентов: Многофакторная природа ценностей. Традиция как механизм социально-исторического воспроизводства общества. Ценности и традиции как элемент сферы ментальности. Литература: Власова, ... 288 с. Дубов, И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ / И.Г. Дубов // Вопросы психологии. - 1993. - №5. Жидков, В.С. Десять веков российской ментальности: картина мира ...

Тема 2.7. Методы проверки знаний студентов при изучении психологии

Домашнее задание:1) разработайте контрольную работу по избранной теме;

2) разработайте тестовые задания (с использованием различных типов тестовых заданий) по избранной теме.

3) разработка аудиовизуальных средств для проведения лекционных, семинарских и практических занятий по темам общей психологии.

Вопросы для обсуждения:

  1. Проблема контроля усвоения психологических знаний. Типология ошибок.
  2. Контроль и оценка знаний при изучении психологии. Объективность и субъективизм в оценке усвоения психологии.
  3. Возможности формализации учебного контроля.

Рефераты:

  1. Критерии точности и понимания в гуманитарном познании.
  2. Критерии определения качества усвоения знаний по психологии.
  3. Способы корректирующего контроля.

Литература:

** – литература для обязательного изучения, конспектирования и анализа

  1. **Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. пособие для преподават. и аспирантов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – С. 226–257, 258–280.
  2. Гладун Т.И. Активные методы обучения на занятиях по психологии. – Брест, 1997.
  3. Домашенко И. А., Ратанова Т. А. Общая психология. Программированный контроль усвоения знаний. – М., 1995.
  4. Колеченко А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии: Методические рекомендации. – Л., 1990. – С. 70–75.
  5. **Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – С. 28–37, **37–40.
  6. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. С.И. Самыгина. – Р.-на-Д., 1998.
  7. Эхо Ю. Письменные работы в вузах. – М., 1997.

Раздел 3: Самоорганизация деятельности преподавателя психологии

Семинар 12.

Тема 3.1. Особенности педагогического общения

Тема 3.2. Педагогическое мастерство преподавателя и пути его развития

Домашнее задание: опишите психологические портреты преподавателей (исходя из Вашего личного опыта) с различными типами установок по отношению к учащимся.

Вопросы для обсуждения:

1. Профессионально-педагогическое общение: структура и этапы.

2. Психологические «барьеры» в педагогическом общении и пути их преодоления.

3. Личностная позиция преподавателя и проблемы учебного сотрудничества.

4. Самоорганизация деятельности преподавателя, психолого-педагогическая компетентность.

5. Профессиональная деформация личности преподавателя: проявления и способы предотвращения.

Рефераты:

  1. Деятельность преподавателя психологии и особенности обучения психологии.
  2. Проблема взаимодействия аудиторной и внеаудиторной работы студента.

Аудиторное задание для работы по подгруппам: проведите анализ способов и средств коммуникации преподавателя с аудиторией на занятии по психологии (см. видеозапись занятий): речевые высказывания (лексика, грамматика, стилистика, темп, интонация, паузы), невербальные эмоционально-выразительные средства общения (жесты, мимика, пантомимика, вокальная выразительность).

Литература:

** – литература для обязательного изучения, конспектирования и анализа

1. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. – М., 1995.

2. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. – М., 1981.

3. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. С.И.Самыгина. – Р.-на-Д., 1998.

4. Петровская Л.А. Гуманистическая ориентация педагогического общения и современная школа // Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В. Я. Ляудис. – М., 1994.

5. Чернилевский Д.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психология. – М., 2001.

Дополнительная:

  1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. – Гл. 5. Творческая индивидуальность педагога. – С. 178-196.
  2. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.
  3. Неволин И.Ф. Познавательное чтение – ведущая форма непрерывного образования. – М., 1990.
  4. Совершенствование форм и методов общения преподавателей со студентами и развитие самостоятельности в обучении. – Казань, 1988.