+ Тема 11 Социальная адаптация и реабилитация -. вариант

Тема 11. Социальная адаптация и реабилитация людей пожилого и старческого возрастов

Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него условиям социальной среды. Это всегда позитивный социальный процесс активного усвоения социальных норм поведения личностью или группой людей в новых условиях в различных сферах жизнедея­тельности в относительно короткий промежуток времени. Поэтому социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации.

Показатели успешной социальной адаптации пожилых людей : высокий социальный статус в новой социальной среде и их психологическая удовлетворенность условиями жизни или ее содержанием. Эта категория пожилых людей не склонна драматизировать переход к пенсионному образу жизни. Они полностью используют увеличившееся свободное время, находят новую социальную среду.

Дезадаптация — с отсутствием оптимального взаимоотношения личности и среды (отсутствие динамического равновесия).

У некоторых пожилых людей адаптационный процесс происходит долго, болезненно, сопровождается переживаниями, пассивностью. Они не способны найти новые занятия, наладить новые контакты, по-новому взглянуть на себя и окружающий мир.

Признаки дезадаптации могут появиться уже в предпенсионном возрасте (45 -55 лет) и нередко возникают в связи:

  • с гормональной перестройкой организма;
  • с пересмотром основных жизненных ценностей, приоритетов (человеку кажется, что он всю жизнь делал что-то не так и остался у «разбитого корыта»);
  • с изменениями в карьере (особенно с приходом молодых перспективных сотрудников);
  • с выросшими детьми, так как взрослым детям родители становятся не нужны;
  • с изменением общего состояния здоровья.

Типы социальной адаптации к старости

Адаптивные процессы обеспечиваются соответствующими методами и технологиями. При социальной адаптации пожилой человек осваивает и использует в своей жизнедеятельности физиологические, экономические, психологические и педагогические методы и технологии освоения социального простран­ства.

9 стр., 4496 слов

Морфофункциональные возможности женщин в процессе долговременной адаптации к нагрузкам современного спорта

Морфофункциональные возможности женщин в процессе долговременной адаптации к нагрузкам современного спорта Кандидат медицинских наук Ф.А. Иорданская, Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта Развитие спорта высших достижений сопровождается все более активным вовлечением в него представительниц женского пола. Во всем мире растет количество соревновательных ...

Социальный работник, обнаружив симптомы дезадаптации должен определить, что же в состоянии клиента не устраивает его больше всего. Скорее всего, составив детальный список, будет обнаружена главная причина недовольства и найден возможный выход.

Физиологическая адаптация

Людям пожилого возраста присущи различные психофизиологические изменения. Снижение функциональных возможностей при старении проявляется, прежде всего, в уменьшении приспособляемости (адаптации) организма к влияниям внешней среды. Организм старого человека остро реагирует на любые воздействия внешней среды (перемена погоды и барометрического давления, жара, холод, влажность воздуха).

Следует подчеркнуть, что пожилые люди очень трудно приспосабливаются к новым жизненным ситуациям, не любят изменений в устоявшемся быту.

Для решения задач физиологической адаптации пожилых людей большое значение имеют:

  • повышение качества медицинского обслужива­ния,
  • повышение качества бытового обслуживания,
  • здоровый образ жизни,
  • ра­циональная организация и правильный выбор занятий в сфере досуга и отдыха, способствующих укреплению здоровья.

Социально — экономическая адаптация — это процесс усво­ения новых социально-экономических норм и принципов эко­номических отношений. Техноло­гии экономической адаптации особенно необходимы пожилому человеку, если он беден или влачит нищенское существование или является безработным.

Для решения задач экономической адаптации пожилых людей большое значение имеет организация посильной трудовой занято­сти, хорошие материальные и бытовые условия.

Социально — педагогическая адаптация — это формирование ценностных ориентиров человека при помощи системы образования, обучения и воспитания.

Для решения задач социально — педагогической адаптации пожилых людей большое значение имеют:

  • массовое обучение по специальной литературе (брошюры, памятки, инструкции);
  • организация индивидуальных консультаций по различным вопросам подготовки к выходу на пенсию;
  • создание подготовительных групп по специально разработанным программам.

Социально — психологическая адаптация это процесс приспособления психики человека к стрессовым воздействиям и предохранения психики от излишней нагрузки через формирование оптимального физического и нервно-психического тонуса, который необходим для нормальной жизнедеятельности человека.

19 стр., 9195 слов

Структура и содержание психологической компетентности специалиста по социальной работе в организации социальной работы с людьми пожилого возраста

... , социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации». Социальное обслуживание людей пожилого ...

В системе психологической адаптации пожилых людей большую роль игра­ют такие терапевтические (психотерапевтические) методы воздей­ствия как:

  • дискуссионная терапия,
  • коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ),
  • методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, и т.д.),
  • групповая (индивидуальная) поведенческая терапия,
  • суггестивные методы,
  • создание среды позитивного общения,
  • организация досуга.

Профессиональная адаптация — это приспособление пожилого человека к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям кон­кретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессио­нальной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин. Профессиональная адаптация, являясь разновидностью социальной адаптации, проявляется только в трудовых взаимоотношениях, в процессе приспособления работника к новым профессиональным статусам, требованиям технологической среды и т.п.

Гериатрическая реабилитация – это сохранение, поддержание и восстановление функционирования пожилых и старых людей с целью достижения их независимости, улучшения качества жизни и эмоционального благополучия.

В реабилитации нуждаются пожилые и старые люди, которые имеют высокий риск инвалидизации или инвалидность, а также значительного ухудшения экономического и социального состояния.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

Высокий риск инвалидизации имеют больные с выраженными последствиями болезни не только на органном, но и на организменном уровне, что создает реальную угрозу инвалидности. Здесь реабилитация — последняя мера профилактики (смягчения) инвалидности.

Инвалидность имеют больные, которые в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие физических или умственных недостатков нуждаются в социальной помощи и защите. Инвалиды пожилого возраста из общего числа инвалидов составляют более половины. Среди них преобладают инвалиды II группы, то есть люди с ещё реальным реабилитационным потенциалом и положительным реабилитационным прогнозом. К сожалению, на практике в большинстве случаев на инвалидность пожилого человека редко кто обращает серьезное внимание — к нему относятся как к «просто старику», нуждающемуся не в разнообразных реабилитационных услугах, а лишь в элементарной социальной помощи.

В группу риска пожилых и старых людей, подлежащих реабилитации также относятся:

  • лица в возрасте 80-90 лет и старше;
  • живущие одиноко (семья из одного человека);
  • женщины, особенно одинокие и вдовы;
  • вынужденные жить на минимальное государственное или социальное пособие.

Цели гериатрической реабилитации:

  • реактивация,
  • ресоциализация,
  • реинтеграция.

Реактивация подразумевает поощрение пожилого человека, находящегося в пассивном состоянии, физически и социально неактивного, к возобновлению активной повседневной жизни в своей среде.

Ресоциализация означает, что пожилой человек после болезни или даже во время нее возобновляет контакты с семьей, соседями, друзьями и другими людьми и тем самым выходит из состояния изоляции.

Реинтеграция возвращает в общество пожилого человека, которого перестают рассматривать как гражданина «второго сорта» и который принимает полное участие в нормальной жизни, а во многих случаях занимается посильной полезной деятельностью.

18 стр., 8960 слов

Особенности социальной работы с пожилыми инвалидами

... медицинские проблемы. В современной реальности нашей жизни социальная работа с пожилыми людьми и инвалидами приобретает все большую актуальность. Население нашей планеты стареет. В ... видах социальной защиты; - разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов, содействие в реализации мероприятий социальной защиты инвалидов, включая их реабилитацию, и оценка эффективности этих мероприятий; - ...

Реабилитация лиц группы риска направлена на:

  • информирование пожилых людей о развивающихся внутренних процессах при старении, об источниках социальной поддержки и др.;
  • жизненный стиль пожилых людей — пропаганда физической активности, правильного питания в позднем возрасте, преодоления сидячего образа жизни;
  • область облегчения страданий пожилых, улучшения состояния, дополнения функций;
  • воздействие на окружающую среду, в том числе на социополитические процессы, по возможности сдерживая негативное влияние социальных, экономических и политических факторов на функционирование и благополучие пожилых;
  • улучшение способностей к самопомощи, что достигается путем обучения необходимым знаниям в области самонаблюдения для раннего выявления заболевания и применения приемов самопомощи.

Основные направления гериатрической реабилитации:

  • медицинская реабилитация;
  • геронтологический уход;
  • ресоциализация;
  • просветительная реабилитация;
  • экономическая реабилитация;
  • профессиональная реабилитация.

Медицинская включает в себя физическую и психологическую реабилитацию. В свою очередь, физическая состоит из лечебной гимнастики, эрготерапии, физиотерапии и др.

Психологическую составляют как медикаментозные методы, так и различные виды психотерапии.

Геронтологический уход включает в себя три сферы: диагностика, вмешательство, результаты.

Ресоциализация, т.е. возращение престарелых в общество, преодоление их изоляции, социальную активность пожилых и старых людей, расширение их социальных контактов. С этой целью используют как формальные источники помощи (государственные системы социальной помощи), так и неформальные источники — члены семьи, друзья, соседи, сослуживцы, добровольные и благотворительные организации. Важной составной частью ресоциализации является духовная реабилитация, смысл которой в оказании духовной поддержки престарелым.

Просветительная гериатрическая реабилитация — информация старых людей о процессах, происходящих в организме стареющих людей, о возможностях самопомощи и источниках поддержки. Это воздействие на пожилого человека в направлении усиления его уверенности в своих силах на основе приобретения нового опыта и новых ролей. Большое значение принадлежит средствам массовой информации, которые могут повышать образовательный уровень пожилых людей, информировать об общих проблемах, связанных со старостью, формировать позитивный образ пожилых людей в обществе [9].

1 стр., 388 слов

Трудовая терапия терапии как метод социально-психологической реабилитации пожилых людей

Трудовая терапия терапии как метод социально-психологической реабилитации пожилых людей. Трудотерапия, трудовая терапия, использование трудовых процессов с лечебной целью. При некоторых заболеваниях трудотерапия применяют для повышения тонуса организма, нормализации обменных процессов, используя при этом труд на свежем воздухе, требующий участия многих мышц (например, работа в саду). В ...

Экономическая гериатрическая реабилитация означает поощрение экономической независимости пожилых и старых людей, что существенно сказывается на их психологическом состоянии. Во многом этот вид реабилитации связан с существующими в той или иной стране системами социального обеспечения, пенсионной, организации здравоохранения и социальной защиты и др.

Профессиональная гериатрическая реабилитация включает такие аспекты, как сохранение возможно более длительной трудоспособности, организацию системы переобучения и обучения пожилых и старых людей на базе реабилитационных центров, предоставление рабочих мест пожилым людям, как можно более широкое вовлечение пенсионеров в социально значимую деятельность.

Конечная цель всех этих мероприятий — восстановление независимости в физическом, психическом, социальном, в том числе духовном, и, если возможно, в профессиональном отношениях, достижение лучшего качества жизни и благополучия пожилых и старых людей.

Социальная реабилитация инвалидов пожилого возраста

Статус инвалида пожилого возраста — это особый социальный статус, в котором социальное функционирование осуществляется в условиях тяжелых кризисов пожилого возраста (сужение контактов, одиночество, нищета, бездомность, «коммуникативный голод» и др.), неуклонного понижения уровня жизнедеятельности, истощения волевых ре­сурсов и усиливающегося психологического разлома. С наступлени­ем инвалидности у пожилого человека формируются особый и новый образ «Я», некритическое отношение к себе и окружающим, происходит тяжёлая внутренняя борьба.

13 стр., 6124 слов

Социально-психологические особенности поддержания жизнедеятельности населения во время экстремальных ситуаций

Социально-психологические особенности поддержания жизнедеятельности населения во время экстремальных ситуаций 1. Психология экстремальных ситуаций Все чаще и чаще в своей жизни мы сталкиваемся с экстремальными ситуациями. Это стихийные бедствия, катастрофы, насилие, терроризм и т.д. Как во время подобных ситуаций, так и после них, у человека возникают различные негативные психические состояния, ...

С клинической точки зрения инвалидность пожилого человека — это конгломерат взаимоотягощающих патологических старческих изменений организма с последствиями болезни (анатомический дефект в костно-мышечной системе, либо патология в соматической, сенсорной, нервно-психической сфере с выраженными функциональными нарушениями), приводящими к ограничени­ям жизнедеятельности. Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, обучение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

Проблем у инвалидов пожилого возраста гораздо больше, чем у других инвалидов. Шансов решить их самостоятельно намного меньше. Поэтому они воспринимают себя как людей, попавших в беду, и рассчитывают только на помощь. Практически все пожилые люди, оформляющие инвалидность, главным образом надеются на материальную помощь и льготы от государст­ва. Имеются социально-психологические особенности восприятия пожилыми инвалидами своего статуса. Так, существует прямая корреляция между состояни­ем их здоровья и ощущением психологического ком­форта. Больше всего статус инвалида угнетает такого пожилого человека, который чувствует себя хуже, у которого состояние здоровья не улучшается, а перспективы вести прежнюю жизнь сокращаются. Такие люди обострённо испытывают как физические страдания, так и психологический дискомфорт (профессиональная нереализованность, зависимость от лекарств, чувство обузы для семьи, невозможность содержать себя и т. д.).

Пожилой человек оценивает свой статус инвалида удовлетворительно, если пенсия по инвалидности и льготы помогают ему поправить или сохранить здоровье и просто существовать в критический период жизни.

Ограничения жизнедеятельности. Каждый день инвалиды решают про­блемы, связанные с ограничением жизнедеятельности. Половина (50%) инвалидов ограничена в передвижении и самообслуживании. Нарушения функции передвижения создают трудности в самостоятельном передвижении, пре­одолении препятствий, требующие более длитель­ной затраты времени, дробности выполнения, со­кращения расстояния, передвижение возможно при использовании вспомогательных средств или помощи других лиц, неспособность к самостоя­тельному передвижению).

Нарушение самообслуживания означает, что у них сниже­на или отсутствует способность справляться с ос­новными физиологическими потребностями (при­ем пищи, личная гигиена, одевание и т. п.), выпол­нять повседневные бытовые задачи (покупка про­дуктов, промтоваров, приготовление пищи, уборка помещения и др.), пользоваться обычными жилищно-бытовыми предметами.

5 -7% инвалидов не могут контролировать свое поведение во время обострения заболевания. Это создает угрозу для их жизни и служит основанием для предоставления мер социальной защиты.

5-7% инвалидов испытывают трудности в общении с другими людьми (речевые нарушения, слуховые нарушения, снижение скорости, умень­шение объема усвоения, получения и передачи ин­формации).

3-5% инвалидов страдают от нарушения ориентации во времени и пространстве (зритель­ные и слуховые нарушения, мнестико-интеллектуальное снижение).

Интеграция в общество. Интеграция инвалида в общество подразумевает восстановление его соци­альных связей, профессиональную востребованность, выполнение семейных функций, осуществ­ление прав и обязанностей гражданина в социуме и т. п. «Включенность» в обще­ственную жизнь ярко характеризуют два фактора — на­личие постоянной работы и наличие семьи. 15 — 20% инвалидов не имеет семьи, либо семьи и работы. Они нуждаются в психологической под­держке и помощи, так как ощущают себя ненуж­ными обществу и близким людям.

Экономическая самостоятельность. 60-65% инвалидов имеют доход ниже прожиточного миниму­ма. Они не могут жить самостоятельно. Они — иждивенцы в своих семьях, зависимы физически и психологически. Имеет место социальная недостаточность по данному фактору.

Жилищные условия. Многие пожилые инвалиды проживают в неудовлетворительных условиях. К неудовлетворительным усло­виям относятся проживание в неблагоустроенном частном доме, обще­житии, коммунальной квартире, на арендуемой жилплощади, отсутствие удобств, проживание большой семьи на небольшой площади и др. Отсутствие благоустроенного жилья почти у трети инвалидов создает трудности бытового ха­рактера, требует больших физических усилий (при­нести воду с колодца, нарубить дров и т. п.).

Проживание с соседями (в коммунальных квартирах и общежитиях), а также в больших семьях часто воспринимается инвалидами как ограничение их частной жизни, иногда они жалуются на притеснения, неуважительное отношение со стороны соседей и родственников. Большинство из них, конечно же, мечтают иметь отдельное благоустроенное жилье, но понимают, что в сложившихся экономических условиях это невозможно. Осознание безысходности своего существования психологически тяжело переживается ими.

Удовлетворительными следует считать такие жилищно-бытовые условия, когда пожилой инвалид проживает в квартире городского типа со всеми удобствами и жилплощадь близка к социаль­ной норме жилья.

Социальная реабилитация пожилого инвалида является совместной задачей медиков, педагогов, эрго – и трудотерапевтов, экономистов, социальных работников и других специалистов при активном участии самого реабилитанта.

Основными направлениями социальной реабилитации пожилых инвалидов являются:

• восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

• профессиональная ориентация, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственная адаптация;

• социальная реадаптация и реинтеграция (социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая, социокультурная и социально-бытовая адаптация; физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт).

Главным механизмом осуществления реабилитации инвалидов является индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР), которая составляется при освидетельствовании (переосвидетельствовании) инвалида. Контроль выполнения ИПР осуществляется МРЭК при очередном освидетельствовании.

Социальная реадаптация и реинтеграция инвалидов — это одно из важных направлений наряду с медицинской и профессиональной реабилитацией. Социальная реадаптация и реинтеграция инвалидов рассматривается как комплекс мер, направленных на восстановление (формирование) социальных навыков, обеспечивающих функционирование в окружающей среде и относительно независимое существование в быту. Различают социально-бытовое, социально-средовое и социально-правовое направления в реадаптации и реинтеграции инвалидов.

Социально-бытовое направление реадаптации и реинтеграции инвалидов включает:

  • социально-бытовую ориентацию,
  • социально-бытовую адаптацию,
  • социально-бытовое образование (обучение) и социально-бытовое устройство.

Социально-бытовая ориентация означает процесс ознакомления инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения (содержания).

Работа с инвалидом начинается с изучения вопроса о его ориентированности в бытовой ситуации. Проживая в семье, пользуясь поддержкой, а иногда гиперопекой со стороны родственников, инвалид не всегда ориентируется в различных житей­ских ситуациях и потому нуждается в социально-бытовой ориентации с помощью специалиста.

Так, некоторые инвалиды слабо ориентированы в таких вопросах, как приготовление пищи, расходование денег, приобретение продуктов и других товаров, и потому требовали специального воздействия.

Социально-бытовая адаптация — процесс и результат приспособления инвалида (в его новом социальном статусе человека, имеющего отклонения в состоянии здоровья) к условиям ближайшего социума. Социально-бытовая адаптация касается условий проживания, питания, осуществления санитарно-гигиенического самообслуживания и т. д.

Среда жизнедеятельности создавалась до недавнего времени по нормативам и стандартам для средне­статистического человека, способного к самообслуживанию. По сравнению с нормальным человеком инвалид имеет ряд от­личительных особенностей антропологического, эргонометрического, биофизического, психофизиологического и другого характера. Недоучет этих особенностей приводит к трудностям и неудобствам, а порой и к недоступности зданий и сооружений. Создается дискриминационная ситуация, лишающая ин­валидов возможностей пользоваться благами и общественны­ми ценностями, созданными для всех без исключения людей. Из всех категорий инвалидов в «безбарьерной» среде более всего нуждаются инва­лиды с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалиды по зрению и слуху, в меньшей степени — умственно отста­лые лица.

Доступные условия жизнедеятельности для инвалидов из­меняют жизнь инвалидов: от потребителя — к независимой жизни, не создают неудобств, а, наоборот, повышают ком­фортность среды и для здоровых людей и не являются непосильной нагрузкой для экономики страны.

Инвалидам с поражениями опорно-двигательного аппарата, делающими невозможным самостоятельное передвижение, рекомен­дуется передвижение на носилках, на креслах-каталках, крес­лах-колясках, с сопровождающим лицом. Если самостоятельное передвижение затруднено — рекомендуется передвижение на костылях, либо с опорной тростью. Со слепотой, слабовидением — с ориентирующей тро­стью, служебной собакой или сопроводительным лицом, зву­ковой информацией, по направляющим приспособлениям; брайлевской надписью; контрастным покрытием пешеходных поверхностей. С глухотой — с звукоусиливающим прибором, световой сигнализацией и световой информацией. С выраженной умственной отсталостью — с сопровож­дающим лицом. С сочетанной патологией — (слепота + нарушение опор­но-двигательного аппарата; глухота + нарушение опорно-дви­гательного аппарата) — на креслах-колясках, с звукоусиливаю­щей аппаратурой; световой и звуковой информацией.

Двигательные нарушения, которые сопряжены с необходимостью создания условий доступности общественных зданий, вызывают следующие ограничения жизнедеятельности:

  • снижение способности передвигаться;
  • снижение способности владеть телом для решения по­вседневных бытовых задач;
  • снижение способности ходить;
  • снижение способности ухаживать за собой;
  • снижение способности преодолевать препятствия или подниматься по лестнице;
  • снижение способности перемешаться (вставать с кресла, со стула, ложиться, садиться, менять положение тела);
  • снижение способности поддерживать позу;
  • снижение способности держать, фиксировать предмет, удерживая его;
  • снижение способности доставать, протягивать руку и тя­нуться за предметами, поднимать, держать, передвигать пред­меты;
  • снижение способности вести независимое существование (ходить по магазинам, мыть посуду);
  • снижение способности регулировать окружающую среду (закрывать двери, окна, засовы, пользоваться кранами и др.);
  • затруднения доступа для инвалидов вертикальных ком­муникаций в зданиях нередко связаны с соответствием мы­шечной силы (оценка которой осуществляется в клинике вя­лых парезов и параличей), со снижением способности инвали­дов передвигаться, преодолевать массу конечностей и корпуса при подъемах.

При нарушении двигательных функций инвалиды склонны к быстрому истощению, в связи, с чем у них возникает потребность в отдыхе при относительно небольшой длительности пройденного пути. В силу этого при планировании путей передвижения необходимо предусматри­вать места для отдыха инвалидов, а также возможность ком­пенсации двигательных функций за счет вспомогательных приспособлений. Например, обеспечить путь передвижения дополнительными точками опоры в виде поручней, перил, пандусов, откидных ступенек, скамеек, «бегущих дорожек», подъемников, трапов, блоков и др. Необходимы ровные пешеходные дорожки, поручни, пандусы с наклоном 5°, двери лифта — не менее 120 см, скамейки на улицах через 300 м, высота бордюрного камня — не более 2,5 см, козырьки над подъездами и другие приспособле­ния, предусмотренные СНиПами.

Кроме того, ак­туальна проблема обеспечения нуждающихся сред­ствами, облегчающими передвижение: тростями, костылями, ходунками, креслами-колясками, ав­томобилями, а также протезно-ортопедическими изделиями.

Инвалиды с патологией верхних конечностей представляют наиболее слож­ный контингент в плане социально-бытовой адаптации. Пора­жение верхних конечностей лишает инвалида многих жизнен­но важных функций и требует создания заместительного уст­ройства определенного типа сложности.

В настоящее время при дефектах верхних конечностей существует два взаимодополняющих направления:

1) функциональные устройства — протезы;

2) технические средства для приспособления внешней среды к возможностям инвалида.

К техническим приспособлениям и средствам для безруких инвалидов относятся: подъемные устройства для входа (выхо­да) в здания; автоматически раскрывающиеся двери; комплект приспособлений для фиксации верхних конечностей в функционально выгодном положении для различного рода деятельности; устройство сгибания пальцев; средства, облегчающие инвалидам осуществление самостоятельных действий; санитарно-гигиеническое обслуживание; настенные устройства в виде электробритв, расчесок, выдачи жидкого мыла, зубной пасты; автоматическая сантехника на инфракрасных лучах; электронный кран для раковины; встроенный настенный элек­тронный кран; электронная сушилка; электронный дозатор жидкого мыла и дезинфектантов; встроенное настенное электронное командное устройство для писсуаров и туалета; при­способление для поднимания предметов с пола или снятия их с полки; дверные ручки для инвалидов без кистей рук; средст­ва для одевания инвалидов без рук; средства, обеспечивающие самостоятельное принятие пищи для инвалидов без рук.

+ Тема 11 Социальная адаптация и реабилитация -. вариант — Стр 2

Значительное нарушение зрительных функций, особенно слепота и глубокое слабовидение, — наиболее тяжелый физи­ческий дефект, приводящий к резкому нарушению почти всех видов жизнедеятельности, особенно передвижения.

Организация доступности зданий для инвалидов с наруше­нием функций зрения (слепых и слабовидящих) подчинена специфике восприятия ими окружающего материального мира через получение акустической, тактильной, кинестетической, светоцветовой информации.

В процессе осязательного восприятия участвуют ноги и ру­ки (в том числе с помощью трости), а для осязания мелких предметов — язык и губы. Окружающая среда познается слепыми благодаря движе­нию, перемещению в пространстве , а также микро- и макро­движению рук.

Важную роль в жизнедеятельности слепых играет слух. Слух у слепых чрезвычайно обострен и воспринимает малей­шие акустические нюансы при передвижении в пространстве. В связи с этим должна быть решена задача управления звука­ми в среде обитания слепых. Для этого необходимо выделить и усилить нужные для ориентации звуки и заглушить посторон­ние помехи и шумы.

К дистантрецепторам у слепых относится также обоняние, которое служит важным фактором при ориентировке. Компен­саторная приспособляемость организма наделяет слепого особой фоточувствительностью, дающей возможность различать не только контуры, но и цвета крупных изображений. Слепой, обладающий таким свойством, по мере приближе­ния к большим предметам чувствует препятствие, иногда мо­жет приблизительно судить о размерах и материале предмета. Инвалидам по зрению разрешается иметь для сопровождения собаку.

Слабовидящий инвалид нуждается при передвижении в из­менении величины, контрастности цветовой гаммы, яркости освещения предметов, в том числе указателей, которые позво­ляют ему использовать, дифференцировать, отличать различ­ные элементы и устройства (световое табло, «бегущая строка», контрастная окраска ступеней, платформ и др.).

У слепого функция зрительного анализатора до известной степени замещается развитием иных анализаторных систем. На использовании функций кожной чувствительности и слуха в основном базируются вспомогательные тифлотехнические средства и приспособления, помогающие слепому при передвижении [«звуковые» маяки у переходов, на остановках, у входа в здания; внутренние и наружные звуковые информато­ры, рельефные (брайлевские) подписи внутри и снаружи зданий и на вокзалах; электронные системы открывания дверей и др.]. Для человека с полной утратой зрения доступ к общест­венным зданиям возможен лишь с посторонней помощью.

В соответствии с указанными положениями для инвалидов с нарушениями зрения предъявляются следующие требования к планировочным элементам зданий и сооружений:

— они не должны иметь острых углов, вращающихся две­рей, отдельно стоящих колонн, сложных планировочных ре­шений, запутанных переходов и коридоров; шумов, мешающих ориентировке слепых;

— центральный и боковые коридоры, служебные произ­водственные и другие помещения зданий должны иметь раз­ные напольные покрытия; не иметь порогов;

— в доступном для незрячего месте должны находиться ну­мерация, надписи, другая информация, выполненная по Брайлю;

— перед спусками должны быть рельефные полосы;

— верхние и нижние ступени лестниц должны быть покра­шены в контрастный цвет и иметь разное покрытие, двусто­роннюю подсветку, где это возможно;

— кнопки выключателей должны быть доступны осязатель­ному восприятию;

— перила, пандусы, трапы не должны прерываться, долж­ны иметь завершенное ограждение;

— подходы к стоянкам, вокзалам, остановкам транспорт­ных средств оборудуются ориентирами:

звуковыми (метроном, радио, сигнальный маяк), зрительными (подсветка, контрольные надписи), осяза­тельные и смешанные поручни должны быть покрашены в контрастный цвет, дорожки иметь разное покрытие (асфальт, плитка, гравий, рифленка):

— перед входными дверями на расстоянии 70—80 см в кон­струкцию пола или тротуара должны быть установлены метал­лические решетки или сетки (предупреждение о близости двери);

— такое требование, как перед дверью — сетка, перед спус­ком — рельефная полоса, должно быть закреплено во всех проектах как типовое нормативное решение;

— открытые двери должны быть максимально прилегать к стенам, не выступать вперед;

— при планировании площадей для незрячих необходимо учитывать антропометрические данные слепого, в том числе с сопровождающим лицом или собакой.

У лиц с нарушениями слуха специфические ограничения жизнедеятельности заключаются в затруднении получения ин­формации (вербальной, звуковой).

В связи с этим глухота не столько создает проблемы доступа, сколько ограничивает воз­можности его использования без дополнительных приспособ­лений. Компенсация дефекта слухового анализатора и, следо­вательно, дефицита вербальной, звуковой информации инфор­мацией зрительной (бегущая строка, мигающий маяк, цветовая информация, усиление звукового сигнала и др.), а также при наличии технических средств реабилитации (слуховых аппара­тов, телефонных приставок для глухих, стереофонических ди­намических телефонов для глухих и тугоухих и другой звукоза­писывающей аппаратуры) почти полностью решается пробле­ма доступности зданий и сооружений.

В помещениях, где работают или проживают глухие граж­дане, необходима повышенная звукоизоляция ограждающих конструкций.

Социально-бытовое образование (обучение) инвалидов — вос­становление (формирование) навыков пользова­ния приборами, оборудованием социально-быто­вого назначения с целью обеспечения относитель­ной независимости. Это определение охватывает проблему обуче­ния инвалида «жизни с инвалидностью», адек­ватному отношению к своему статусу в семье, в микросоциуме.

В реабилитационных центрах для инвалидов раз­работаны специальные программы обучения их различным со­циально-бытовым навыкам.

1) обучение навыкам персонального ухода:

а) возможности соблюдения личной гигиены (причесы­ваться, умываться, чистить зубы, пользоваться ванной, душем, ухаживать за руками и ногтями, соблюдать гигиену после вы­делений, осуществлять уход, обусловленный полом, бриться);

б) возможности пользования одеждой (надевать нижнее и верхнее белье, чулочно-носочные изделия, застегивать пуго­вицы, крючки, молнии, надевать обувь, завязывать шнурки, осуществлять уход за одеждой и обувью, пользоваться перчат­ками и др.);

в) возможности приема пищи (подавать еду, напитки на стол, распределять или разливать еду, пользоваться столовыми принадлежностями, резать продукты, открывать бутылки, на­мазывать хлеб маслом и т. д., подносить ко рту, пережевывать и проглатывать пищу или питье и др.);

г) возможности осуществлять контролируемую экскре­цию;

д) возможности организации сна и отдыха в постели (укла­дываться в постель, осуществлять подготовку ко сну, ложить­ся в кровать, находиться в кровати, обращаться с постельным бельем и др.).

2) информирование и обучение пользованию техническими средствами реабилитации для самообслуживания;

3) обучение технике и методическим приемам самообслу­живания инвалида;

  • обучение передвижению, включая формирование движе­ний, увеличениеих объема, улучшение равновесия, координации движений, ориентирования в пространстве, ходьбы и т. д. с использованием различных тренажеров, упражнений, методов кондуктивной педагогики и др.;
  • организация жизни инвалида в быту, включая архитек­турно-планировочное решение проблемы адаптации жилого помещения к потребностям инвалида, оснащение техническими средствами реабилитации, перепланировку жилых помещений; установку дополнительной сигнализации, снятие порогов, расширение дверных проемов, ; установку поручней, пандусов и др.;
  • обеспечение инвалида техническими средствами реаби­литации, включая подбор технических средств в соответ­ствии с медико-социальными показаниями, доставку технического средства, его сервисное обслуживание, а также обучение инвалида пользованию техническими средствами реабилитации, которые должны обеспечить соответствие эргономических требований физическим и психофизиологическим потребностям инвалида.

Технические средства реабилитации включают: специальные средства для самообслуживания, ухода, ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), об­щения и обмена информацией, обучения, образования и за­нятия трудовой деятельностью, протезные изделия, специаль­ное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный ин­вентарь.

Решение об обеспечении инвалидов техническими средст­вами реабилитации принимается специалистами МРЭК при установлении медицинских показаний и противопока­заний.

Социально-средовое направление реадаптации и реинтеграции инвалидов даёт возможность участия инвалида в общественной жизни, максимально полную его интеграцию в общество. Социально-средовая ориентация — система и процесс оп­ределения структуры наиболее развитых функций инвалида с целью последующего подбора на этой основе вида обществен­ной или семейно-общественной деятельности.

Мероприятия по социально-средовой ориентации вклю­чают:

  • проведение социально-психологической реабилитации (психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование);
  • осуществление помощи на уровне семейных отношений (обучение основам безопасности жизни, обучение социальному общению и независимости, консультирование по основам правовых знаний);
  • формирование навыка проведения отдыха и досуга (участие в работе кружков, художественной самодеятельности, экскурсиях);
  • занятия физкультурой и спортом (учебные занятия, лечебная физкультура, индивидуальные занятия, спортсекции, участие в соревнованиях).

Социально-психологическая реабилитация

В настоящее время при дефиците материаль­ных ресурсов для решения проблем пожилых инвалидов ра­бота с ними, по сути, должна быть психосоциальной. Как бы ни отказывались пожилые инвалиды от такой помощи, они в ней остро нуждают­ся. Современное общество заинтересовано в полноценной личности пожилого человека со здоровой психикой и позитивным на­строем. Во многих случаях важнее восстановить личность пожилого человека, чем лечить его заболевание. Здоровая личность способна самостоятельно ре­шать свои проблемы, что является, по большому счету основой для реинтеграции инвалида в обще­ство.

Психодиагностика и обследование личности — определе­ние и анализ психического состояния и индивидуальных особенностей личности инвалида, включающих отклоне­ния в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, определение данных для составления про­гноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий;

Психотерапия — это комплексное лечение психических, нервных и психосоматических расстройств, патопсихологических и психопатологических изменений, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению отношения субъекта к социальному окружению и собственной личности. Психотерапевтическая помощь должна оказываться в лечебных учреждениях, в центрах социальной реабилитации. Психотерапия может иметь различные формы (индивидуальную, групповую, семейную), в ней могут использоваться различные методы и техники, что определяется индивидуальными потребностями инвалида, которые уточняются самим психотерапевтом; психологическую коррекцию, включающую психологи­ческий тренинг (целенаправленное восстановление, раз­витие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и качеств личности, утраченных или ослабленных в силу заболевания или особенностей соци­альной среды, которые выступают в качестве препятст­вий для успешной самореализации личности в различ­ных видах деятельности);

Психологическое консультирование — ориентация паци­ента в широком круге проблем взаимоотношений, обще­ния и т. п., позволяющая разрешать конструктивно все­возможные психологические коллизии, препятствующие самореализации личности, развитию благоприятных се­мейных и других социально-психологических отноше­ний.

Адаптационное обучение инвалида и его семьи — меро­приятия, с которых начинается социальная реабилитация инвалида, проводятся в форме занятий (лекций) в течение 7—10 дней. Программа обучения включает во­просы: об особенностях течения заболевания, мероприя­тиях по изменению образа жизни, диеты, величине физических и психических нагрузок, о возникающих в результате нарушения здоровья ограничениях жизнедея­тельности, связанных с ними социально-психологиче­ских, физиологических и экономических проблемах, ви­дах и формах социальной помощи инвалиду, методах ухода за инвалидами, видах технических средств реаби­литации и особенностях их эксплуатации, видах реабилитационных учреждений, их местоположении и спектре оказываемых ими услуг и т. д.

Социокультурная реабилитация инвалидов — реабилитация инвалидов средствами искусства и культуры, развитие разнообразных жизненно важных по­знавательных навыков, повышение уровня самооценки личности, творческое самовыражение и т.п.

Важную роль в социально-реабилитационном воздействии на инвалида играет обучение его на­выкам проведения досуга. В условиях семьи преоб­ладает, а нередко является основным занятием просмотр телевизионных передач. При всей его ин­формативности и разнообразии содержания пере­дач телевизионное вещание не может быть единст­венным досугом и тем более досуговой деятельно­стью, которая должна быть именно деятельностью, а не пассивным восприятием, созерцанием собы­тий с экрана. Досуг — это обширная социокультурная область. Обучение инвалидов проведению до­суга составляет большую долю в реабилитационном воздействии. Оно развивает коммуникативные навыки, стимулирует эмоциональную сферу, побу­ждает мотивационную деятельность.

Культурно-досуговая деятельность для инвалидов является составной частью социотерапевтической среды, которая представле­на активным взаимодействием инвалидов и уча­стием их в различного рода подвижных и интеллек­туальных играх, художественной самодеятельности наряду с трудовой деятельностью и другими вида­ми занятости.

Возможность реализовать интересы и запросы инвалидов, организовать их культурный досуг, общение со здоровыми — такова главная задача социальных и культурно-досуговых уч­реждений, которые занимаются социокультурной реабилита­цией инвалидов. Основные направления социокультурной реабилитации:

• просветительное, целью которого является устранение недостатков существующего отношения общества к ин­валидам и инвалидов к обществу, изменение нравов, по­литики, быта, ментальности в данной сфере межлично­стных и социальных отношений;

• досуговое, целью которого является организация и обес­печение досуга для удовлетворения духовных и физиче­ских потребностей инвалидов;

• коррекционное, целью которого является полное или частичное устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности и развитие личности инвалида;

• познавательное воздействие, ориентированное на приоб­ретение инвалидами знаний, понятий о реальных явле­ниях, осознание окружающего мира, связи с окружаю­щими людьми, использование знаний в практической деятельности с целью преобразования мира;

• эмоционально-эстетическое воздействие, ориентирован­ное на эстетическое освоение человеком мира, сущности и творчества по законам красоты. Эмоциональная со­ставляющая позволяет получать удовольствие, что суще­ственно изменяет образ жизни человека.

Мероприятия по социокультурной реабилитации инвалидов включают занятия в музыкально-драма­тических коллективах, вокальных или хореографических студиях, школах ремесел, студиях рисования, различных кружках и т. д., а также участие в фестивалях, концертах, конкурсах, театрализованных представлениях, вечерах от­дыха и др. В социокультурную реабилитацию входит так же рекреация. Под рекреацией понимаются процессы восстановления жизненных сил и здоровья людей с помощью организации досуговых форм активности. Социокультурная реабилитация должна проводиться таким образом, чтобы стимулировать инвалидов к активным формам рек­реации, что будет способствовать их социализации. Можно использовать как традиционные формы рекреации (по­сещение театров, кинотеатров, музеев, концертных залов, просмотр телепередач, участие в массовых досуговых мероприятиях и др.), так и применять специфические для инвалидов рекреационные развивающие методы (арт терапия, хореографическое искусство для лиц с нарушением слуха, театрально-кукольное искусство для лиц с пораже­нием опорно-двигательного аппарата, искусство скульпту­ры для лиц с нарушением зрения и др.).

Рекреация должна обеспечивать интеграцию инвалида в общую социокультурную среду, для чего реабилитационное учреждение должно взаимодействовать с имеющимися в рай­оне проживания инвалида учреждениями культуры (клубами, библиотеками, театрами и др.).

Физическая культура и спорт являются уникальным и уни­версальным средством физической, психической и социаль­ной реадаптации инвалидов всех категорий и возрастов. Физкультурно-оздоровительная работа как важ­ный раздел реабилитации, нуждается в соответствующей материально-техниче­ской базе: бассейн, спортивный зал, спортивные площадки. Занятия должны проводить квалифицирован­ные работники — специалисты по физкультуре. Реабилитация методами физической культуры и спорта включает информирование и консультирование инвалида по этим вопросам, обучение инвалида навыкам занятий физкультурой и спортом; оказание содействия инвалидам в их взаимодействии со спортивными организациями, организацию и проведение занятий и спортив­ных мероприятий.

Социально-правовое направление реадаптации и реинтеграции инвалидов подразумевает правовую базу, гарантированную Законами «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» и «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», консультирование по правовым вопросам, которое долж­но обеспечивать правовую помощь инвалиду в области социальной защиты и реабилитации; предусматривает также обучение их самостоятельному решению вопросов правового характера (льготы, социальное обслуживание, получение пенсии и т. д.).

В Законе “О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь” органам государственной власти и управления Республики Беларусь, предприятиям и организациям (независимо от форм собственности) предписано создавать и обеспечивать нуждающимся «необходимые условия для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры, жилым, общественным, производственным зданиям и сооружениям, беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации, местами отдыха и досуга». Инвалидам гарантирована социальная помощь со стороны государства в виде денежных выплат (пенсии, пособия, единовременные выплаты).

Нуждающиеся в посторонней помощи и уходе обеспечиваются через органы социальной помощи медицинскими и бытовыми услугами на дому, либо в стационарных учреждениях.

236