Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮН

ПЕДАГОГИКА

Рабочая программа дисциплины

по направлению подготовки

72 500.62 Дизайн

тип ООП академический бакалавриат

Владивосток

Издательство ВГУЭС

ББК 74. я7

Рабочая программа учебной дисциплины «Педагогика» составлена на базе ФГОС ВПО в соответствии с требованиями ООП 72 500.62 «Дизайн».

Составитель: Олешкевич Н.А., доцент кафедры философии и юридической психологии, кандидат философских наук mutabor7@mail.ru

Утверждена на заседании кафедры ФЮП от 17.05.2016 г., протокол № 11.

Зав. кафедрой ФЮП ______________________ Фадеев Е.В.

«___"_________ 20 г.

© Издательство ВГУЭС

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время особую актуальностьприобретает изучение педагогики, которая наряду с другими дисциплинами социально-гуманитарного цикла систематизируют базовые гуманитарные знания студентов. Дисциплина закладывает теоретико-методологические и методические основы воспитания и преподавания. Содержание дисциплины базируется на основных отечественных и зарубежных подходах к анализу развития личности в учебно-воспитательном процессе, закономерностей обучения, воспитания, психологической подготовки и др.

В процессе изучения курса закладываются педагогическая компетентность, способствующая формированию у студентов целостного представления о личностных особенностях человека, развитию умения учиться. В результате изучения курса формируется культура умственного труда и самообразования.

Компетенции,сформированные у студентов в результате изучения дисциплины, необходимы дляанализа основных психолого-педагогических проблем, с которыми сталкивается человек в процессе индивидуации и социализации, а так же для выстраивания собственной образовательной стратегии в условиях насыщенного рынка образовательных услуг.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального высшего образования.

В рабочей учебной программе изложены цели, задачи, структура курса, представлены вопросы для обсуждения, контрольные вопросы и вопросы для проведения итоговой аттестации, предложен список основной и дополнительной литературы.

9 стр., 4411 слов

Требования к уровню освоения дисциплины. Учебно-методический комплекс курса

... порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций I. Рабочая программа дисциплины Цели и задачи изучения дисциплины   Курс «Русский язык и культура речи» для студентов факультета ... (полисемии, омонимия, антонимия, синонимия, паронимия. Использование фразеологических единиц)(практическое занятие). Вопросы к теме: 1. Определите понятие «полисемия». 2. Определите понятие «омонимия ...

1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1 Цели освоения учебной дисциплины

Целью настоящего курса является: формирование у студентов общей и педагогической культуры и целостного представления об особенностях обучения и воспитания человека как факторах успешности его деятельности, умения самостоятельно мыслить и предвидеть не только когнитивные, но и эмоциональные последствия собственных действий; самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности, а также находить оптимальные пути достижения образовательной цели.

В ходе ее достижения решаются следующие задачи:

1. ознакомление с основными направлениями развития педагогической науки;

2. овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования, воспитания и саморазвития;

3. приобретение опыта:

— анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального педагогического общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития образовательной деятельности;

— учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;

4. Усвоение:

— теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов;

— методов воспитательной работы с учащимися и производственным персоналом;

5. ознакомление с методами развития профессионального мышления и организации творческих групп.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами)

Таблица 1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) ВО

ООП Форма обучения Блок Трудоемкость (З.Е.) Форма промежут. контроля
72 500.62. Дизайн. Дизайн костюма ОФО Б.1/Группа Б З
72 500.62. Дизайн. Дизайн среды ОФО Б.3/Базовая часть З

Дисциплина «Педагогика» находится в тесной логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП, базируется на знаниях и навыках, сформированных довузовским образованием и воспитанием. Сформированные в процессе обучения компетенции, в зависимости от направления подготовки, получат дальнейшее развитие при изучении таких дисциплин, как, «Философия», «Этика», «Психология» и др. Освоение дисциплины «Педагогика» необходимо обучающемуся для успешного прохождения практик и социализации в целом.

1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины

Таблица 2. Формируемые компетенции, знания, умения, владения

ООП Коды компетенций Знания, Умения, Владение
72 500.62 Дизайн. Дизайн костюма ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения Умения: ставить цели и формулировать задачи, связанные с профессиональной деятельностью
ПК-6 ориентирован на преподавательскую работу в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего профессионального образования и дополнительного образования, способен планировать учебный процесс, выполнять методическую работу, самостоятельно читать лекции или проводить практические занятия Знания: принципы организации учебно-воспитательного процесса
Умения: преподавать в образовательных школах, учреждениях среднего профессионального образования
72 500.62 Дизайн. Дизайн среды ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения Умения: ставить цели и формулировать задачи, связанные с профессиональной деятельностью
ПК-6 ориентирован на преподавательскую работу в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего профессионального образования и дополнительного образования, способен планировать учебный процесс, выполнять методическую работу, самостоятельно читать лекции или проводить практические занятия Знания: принципы организации учебно-воспитательного процесса
Умения: преподавать в образовательных школах, учреждениях среднего профессионального образования

1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения

Общая трудоемкость дисциплин составляет 2 зачетных единицы, 72 часа для всех форм обучения. Из них на ОФО: 34 часов — аудиторной работы, 38 часов — самостоятельной работы; ЗФО: 10 — аудиторной работы, проводимой в интерактивных формах, 62 — самостоятельной работы.

Таблица 3. Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет:

Сокращенное название ООП Форма обучения Индекс Трудоемкость Аттестация[1]
(З.Е.) часов (всего/ауд.)
72 500.62 Дизайн (Б-ДЗ) ОФО Б-3 72/32 А1, А2, ТЗ
ВФО Б-3 72/12 ТЗ
ЗФО Б-3 72/10 КО, ТЗ

В шаблоне используются сокращения: первая текущая аттестация (А1), вторая текущая аттестация (А2), зачет (З), дифференцированный зачёт (ДЗ), зачёт на основе балльно-рейтинговой системы (ЗБ), тестовый экзамен (ТЭ), тестовый зачёт (ТЗ), индивидуальная практическая работа (ИЗ), консультации (К), контрольная работа (КО), курсовая работа (КР), курсовой проект (КП), лабораторные работы (ЛР), лекции (Лек.), практические занятия (ПЗ), самостоятельная работа студента (СРС).

Промежуточная аттестация по курсу — зачет.

Программа дисциплины предполагает проведение лекционных и практических занятий, в результате изучения которых студенты должны овладеть знаниями, умениями и навыками анализа педагогического процесса.

Лекционные занятия проводятся как в традиционной форме с использованием презентаций Power Point, так и с применением интерактивных форм: лекция-беседа, лекция-дискуссия.

С целью развития практических навыков студентов на практических занятиях предусмотрено решение задач, разбор проблемных ситуаций и подготовка планов-конспектов занятий.

Для лучшего усвоения учебного материала и подготовки к практическим занятиям предполагается активная внеаудиторная самостоятельная работа студентов с учебной литературой, с нормативными, методическими и справочными материалами.

1.6 Виды контроля и отчетности по дисциплине

Текущий контроль обеспечивается:

— отчетностью студентов по результатам выполнения и защиты индивидуального домашнего задания в форме сообщений, презентаций, конспектов и эссе;

— оценкой уровня выполнения практического задания в форме решения задачи;

— оценкой степени подготовленности к лекционным и практическим занятиям в виде письменных конспектов;

— оценкой активности на лекционных и практических занятиях при обсуждении вопросов в виде дополнений, вопросов, ответов по теме лекции или практической работы.

Промежуточная аттестация осуществляется в рамках рейтинговой системы оценки, а также с использованием электронного тестирования в системе СИТО ВГУЭС или ФЭПО.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Темы лекций

Тема 1. Информационно-библиотечная компетентность (1 час. Лекция-беседа)

Основные источники информации по дисциплине. Ознакомление с рабочей учебной программой по дисциплине. Ознакомление с базовыми учебниками по дисциплине. Ознакомление с периодическими изданиями, интернет-источниками. Разъяснение требований к выполнению заданий.

Тема 2. Педагогика как наука (3 час. Лекция-дискуссия)

Предмет педагогики объект, цель задачи, функции, источниковедческая база методы педагогики. Основные категории педагогики. Связь педагогики с другими науками.

Социально-экономические и культурные потребности общества в подготовке подрастающих поколений к жизни в социуме как объективные предпосылки возникновения и развития педагогической теории. Вычленение педагогики в особую отрасль научных знаний.

Основы истории педагогики от древних цивилизаций до истоков отечественной педагогики. Социально-экономические и культурные потребности общества в подготовке подрастающих поколений к жизни в социуме как объективные предпосылки возникновения и развития педагогической теории.

Тема 3 Педагогика как единство воспитания и образования (2 час. Лекция-презентация)

Понятие «воспитание» в широком и узком значении. Образование как способ мышления. Педагогическое образование как гуманитарный феномен. Аксиологические смыслы педагогического образования. «Формирование» и «развитие» как категории педагогики. Точка зрения академика Павлова на воспитание в животном и человеческом мире. Принципы педагогических исследований: объективность, научность, системность, историзм, преемственность и др. Методы педагогических исследований: фундаментальные, прикладные, методические. Теоретический и эмпирический характер педагогических исследований.

Тема 4. Цели и методы воспитания (2 час. Лекция-презентация)

Целеполагание в педагогике. Значение целей воспитания для разработки педагогической теории и методических основ воспитания. Основная цель (идеал) современного воспитания. Философский подход к определению целей воспитания в различные периоды развития общества.

Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель воспитания. Реализация целевых установок воспитания в практической работе учебного заведения и учителя. Виды воспитания: умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое.

Методы и приемы воспитания. Классификация методов воспитания. Принципы организации воспитательного процесса. Требования, предъявляемые к принципам воспитания. Методы и средства воспитания. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности. Методы стимулирования.

Воспитание личности в коллективе. Ведущие идеи школьного воспитания. Учение А. С. Макаренко о коллективе. Коллектив и личность. Педагогическое руководство коллективом. Искусство и технология воспитания: комплексный подход. Социально ориентированные воспитательные дела. Этические, эстетические, экологические и трудовые воспитательные дела.

Тема 5. Личность как предмет воспитания. Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности (2 час. Лекция-презентация)

Разработка в педагогике понятия: «личность». Развитие и формирование личности. Идеи прогрессивных мыслителей прошлого о развитии личности. Современные проблемы исследования процесса развития личности.

Становление личности в процессе воспитания и образования. Влияние среды на развитие личности. Возрастные и индивидуальные особенности развития личности. Акселерация и ретардация. Закономерности умственного и физического развития. Мотивационный комплекс личности и рекомендации по его развитию. Внешние и внутренние факторы развития личности.

Проблемы возрастных и индивидуальных особенностей развития и воспитания личности в педагогике. Индивидуальные особенности развития учащихся в процессе воспитания.

Тема 6. Сущность педагогического процесса, его общие закономерности и принципы (2 час. Лекция-презентация)

Процесс воспитания и его характеристики. Структура воспитательного процесса. Эффективность воспитательного процесса и факторы, на нее влияющие. Технология воспитания.

Воспитание как социально организованный и сознательно осуществляемый педагогический процесс. Направленность воспитания на овладение личностью общественным опытом как его глубинная сущностная характеристика. Теория воспитания Эдварда Торндайка. Деятельностно-отношенческая концепция воспитания. Органическая взаимосвязь отношения и воспитания. Общие понятия о закономерности воспитания и их психолого-педагогические основы. Переход закономерностей воспитания в принципы воспитательной работы.

Тема 7. Общие принципы дидактики и их реализация в конкретных методах обучения (2 час. Лекция-беседа)

Обучение как процесс личностного развития учащихся и его исследование в дидактике. Сущность образования как отражения единства развивающей и воспитательно-формирующей функции обучения. Важнейшие проблемы дидактики. Выделение из дидактики частных методик и влияние на их развитие. Дидактические теории и концепции. Основные понятия дидактики. Общие принципы формирования содержания образования.

Сущность процесса обучения. Дидактические модели и системы обучения, цели, содержание учебного процесса, его задачи и внутренняя структура. Факторы обучения: дидактические причины и факторы. Факторный анализ в дидактике.

Цели обучения. Определение целевого компонента обучения. Формирование у учащихся потребности во владении знаниями и мотивов учения. Мотивация учения: мотивы — движущие силы познания; изучение и информирование мотивов и стимулирование учения. Определение содержания учебных занятий. Операционно-деятельностный компонент обучения. Придание процессу обучения эмоционально-волевого характера. Регулирование и контроль за ходом учебно-познавательной деятельности. Оценка и самооценка качества овладения изучаемым материалом. Развитие учащихся в процессе обучения. Воспитание в процессе обучения.

Тема 8. Дидактические закономерности и принципы обучения. Виды и формы обучения (2 час. Лекция-презентация)

Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения. Научность и мировоззренческая направленность обучения. Проблемность обучения. Наглядность обучения. Активность и сознательность учащихся в процессе обучения. Доступность обучения. Систематичность и последовательность обучения. Прочность обучения и его цикличность. Единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

Понятие о формах организации обучения. Соотношение между формами организации обучения и его методами. Развитие организационных форм учебной работы. Формы организации учебной работы. Виды учебных занятий. Современные методы и технологии обучения.

Тема 9. Дидактические основы учебных занятий различного типа (2 час. Лекция-презентация)

Смешанные или комбинированные уроки. Уроки изложения нового материла учителем. Уроки закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков. Уроки повторения, систематизации и обобщения изучаемого материала. Уроки-семинары. Уроки-конференции. Поиск инновационных форм урочных занятий. Уроки проверки и оценки знаний. Индивидуальная работа с учащимися на уроке. Развитие и воспитание учащихся на уроках. Проверка и оценка знаний.

Педагогические основы управления современной школой. Принципы и система управления. Особенности и формы управления образовательным учреждением школьного типа как педагогической системой. Субъекты управления, их функции, задачи, основные формы и виды деятельности. Самоуправление школьников. Родители — участники образовательного процесса. Формы взаимодействия школы и семьи в воспитании детей.

2.2. Перечень тем практических занятий

Тема 1. Педагогика как наука (выступления с сообщениями, дискуссия)

  1. Объект, предмет, задачи и функции педагогики
  2. Система педагогических наук
  3. Связь педагогики с другими науками
  4. Основные категории педагогики
  5. Понятие «воспитание» в широком и узком значении.
  6. Противоречия воспитания как общественного явления
  7. «Формирование» и «развитие» как категории педагогики
  8. Педагогическое образование как гуманитарный феномен
  9. Педагогическая теория и педагогическая практика: гипотезы и технологии
  10. Педагогическая деятельность и педагогическое взаимодействие в образовании, воспитании и обучении.
  11. Принципы педагогических исследований: объективность, научность, системность, историзм, преемственность и др.
  12. Методы педагогических исследований: фундаментальные, прикладные, методические.

Тема 2. Исторические формы воспитания и обучения (доклады и презентации)

1. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме

2. Воспитание и школа в Средние века в Западной Европе

3. Педагогика и школа в эпоху Возрождения

4. Педагогическая деятельность и теория Яна Амоса Коменского

5. Педагогические взгляды Джона Локка

6. Педагогические взгляды Жан-Жака Руссо

7. Педагогические идеи Клода Адриана Гельвеция

8. Педагогические идеи Дени Дидро

9. Педагогическая деятельность и теория Иоганна Генриха Песталоцци

10. Достоинства и недостатки уроков-шаблонов, разработанных Иоганном Фридрихом Гербартом

11. Педагогическая деятельность и теория Фридриха Фребеля

12. Педагогические идеи и деятельность Роберта Оуэна

13. Учение К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании

14. Взгляды «революционных» марксистов Августа Бебеля и Клары Цеткин на воспитание

15. Прагматическая педагогика Джона Дьюи

16. Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания Марии Монтессори

17. Педагогическая деятельность и взгляды Полины Кергомар

18. Педагогические взгляды Овида Декроли

19. Воспитание и обучение детей в России до XIX века.

20. Школа и педагогическая мысль в России XVIII века (М. В. Ломоносов. И. И. Бецкий, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев)

21. Школа, дошкольные учреждения и педагогическая мысль в России в первой половине XIX века (В. Ф. Одоевский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен)

22. Общественно-педагогическое движение 60-х годов XIX века и развитие педагогической мысли в России

23. Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого

24. Педагогическая деятельность и теория К. Д. Ушинского

25. Теория и практика дошкольного воспитания второй половины XIX века в России

26. Народное образование в России на рубеже XIX—XX вв.еков

27. Педагогические теории в России на рубеже XIX—XX вв.еков

28. Педагогическая тория и практика дошкольного воспитания в России на рубеже XIX—XX вв.еков (Е. И. Тихеева, Л.К. Шлегер)

29. Педагогическая теория и практика школьного и дошкольного воспитания в России в 1917—1920 годах

30. Советская школа и дошкольное воспитание в 1921—1941 годах

31. Педагогическая деятельность и взгляды Н.К. Крупской

32. Педагогическая деятельность и теория А. С. Макаренко

33. Советская школа, педагогика и дошкольное воспитание в военные и послевоенные годы (1941 — 1958) в СССР

34.Школа, педагогика и дошкольное воспитание в 60−80-е годы в СССР

35.Реформа средней и высшей школы в 90-е — 2000-е годы в России

36.Современная инновационная педагогика

Тема 3. Личность в процессе воспитания (сообщения, дискуссия)

1. Процесс развития личности

2. Наследственность и развитие

3. Влияние среды на развитие личности

4. Внешние и внутренние факторы развития личности

5. Развитие и воспитание

6. Деятельность как фактор развития

7. Диагностика развития. Критерии, по которым можно судить о мере личностного развития человека

8. Возрастная периодизация: психологическая и педагогическая

9. Акселерация. Виды акселерации

10. Неравномерность развития личности

11. Особенности физического развития и воспитания учащихся различных возрастных групп

12. Индивидуальные особенности и воспитательный процесс

13. Сравнительный анализ нервно-психической и познавательной сфер учащихся различных возрастов и их влияние на организацию учебной деятельности.

14. Особенности поведения и личностное развитие учащихся разных возрастных групп.

15. Особенности обучения и воспитания учащихся высшей школы

Задание для СРС: посмотрите художественный фильм «Чучело» (1983), снятый режиссёром Роланом Быковым по одноимённой повести Владимира Железникова (1981).

Напишите эссе, последовательно отвечая на следующие вопросы:

  1. Каково символическое значение прозвища «Чучело»?
  2. Почему дети дают друг другу прозвища?
  3. Какова модель социализации детей в этом провинциальном городке?
  4. Почему дети стремятся причинить друг другу боль (физическую или эмоциональную) — ударить или уязвить?
  5. Кто является неформальным лидером класса и как его выявить?
  6. В чем специфика понимания дружбы данными детьми?
  7. В чем основная психологическая проблема Димы Сомова?
  8. Каковы отношения между миром детей и миром взрослых?
  9. Соразмерно ли наказание проступку школьников?
  10. Почему наказание ожесточило детей и привело к «бойкотам»?
  11. Кто был подстрекателем побега с урока, и почему дети поддались на провокацию?
  12. Почему Лена берет вину на себя? В чем достоинства состояния «жертвы»?
  13. Какую цель преследуют свидетели, не рассказывая правду?
  14. Как работает механизм канализирования коллективных эмоций, согласно фильму?
  15. Какие модели инкультурации показаны в фильме?
  16. В чем суть противопоставления «чудики» — «нормальные»?
  17. Кто является носителем культурной традиции в данном фильме?
  18. Почему Лена хочет быть сначала «красивой», а потом «страшной»?
  19. Почему после ритуального сожжения чучела Лена стремится совпасть образом «Машки»?
  20. Какова психологическая проблема Васильева? В чем символический смысл жеста дедушки и психологические причины его выбора?
  21. Выстройте спектр историко-символических интерпретаций картины «Машка» (дедушка, Лена, класс, учительница).

Рецензия на другие фильмы по выбору: Я хочу, чтобы вы меня любили (1976, ФРГ), Розыгрыш (1976, Россия), Без семьи (1984, Россия), Класс (2007, Эстония), Похороните меня за плинтусом, (2008, Россия), Географ глобус пропил (2013, Россия), Физрук (2014, Россия).

Тема 4. Структура и эффективность воспитательного процесса

1. Воспитательный (педагогический) процесс как развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых

2. Закономерности планирования (подготовки) педагогического процесса

3. Закономерности управления учебно-воспитательным процессом

4. Специфические особенности процесса воспитания в сравнении с процессом обучения

5. Цель воспитания в современной школе и ее составляющие

6. Воспитание, самовоспитание и перевоспитание

7. Единство и взаимосвязь процессов воспитания и обучения.

8. Виды воспитания (физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое гражданское)

9. Цели и задачи каждого из видов воспитания

Тема 5. Закономерности и методы воспитания (сообщения, дискуссия)

  1. Принципы воспитания
  2. Понятие о методах и технологиях воспитания
  3. Требования, предъявляемые к методам воспитания
  4. Классификация методов воспитания
  5. Методы формирования сознания
  6. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
  7. Методы и закономерности стимулирования поведения и деятельности
  8. Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества
  9. Правовые основы семейного воспитания.
  10. Взаимодействие семьи, образовательных и культурных учреждений в воспитании детей
  11. Назначение и порядок проведения педагогических лекториев и родительских собраний

Тема 6. Общие принципы дидактики (сообщения, дискуссия)

1. Сущность процесса обучения

2. Дидактические модели и системы обучения

3. Цели обучения

4. Содержание учебного процесса

5. Дидактические причины и факторы обучения

6. Факторный анализ в дидактике

7. Комплексное виляние факторов в процессе обучения

8. Мотивация учения

9. Изучение и информирование мотивов учения

10. Способы стимулирования учения

11. Закономерности обучения

12. Классификация закономерностей обучения

Тема 7. Принципы, методы и технологии обучения (доклады и презентации)

1. Система дидактических принципов и правил обучения

2. Принцип сознательности и активности

3. Принцип наглядности обучения

4. Принцип систематичности и последовательности обучения

5. Принцип прочности

6. Принцип доступности

7. Принцип научности

8. Принцип связи теории с практикой

9. Методы обучения и их классификация

10. Сущность и содержание методов обучения

11. Соотношение целей и методов обучения

12. Метод проектов

13. Понятие образовательной технологии

14. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

15. Технология «Дебаты»

16. Технология «Портфолио»

17. Технология Кейс-стади и деловые игры

Тема 8. Виды и формы обучения (сообщения, дискуссия)

  1. Объяснительно-иллюстративный вид обучения
  2. Развивающее обучение
  3. Проблемное обучение
  4. Программированное обучение
  5. Формы организации обучения. Классификация форм обучения
  6. Классно-урочная форма организации обучения: особенности организации преимущества и недостатки
  7. Классификация уроков
  8. Схема подготовки к уроку (планирование времени, отбор материала, выбор методов и приемов обучения)
  9. Требования к современному уроку
  10. Способы повышения эффективности обучения
  11. Виды и особенности проведения нестандартных уроков
  12. Национальный проект «Наша новая школа»

13. Структура профессионального потенциала педагога

14. Особенности и формы управления образовательным учреждением школьного типа как педагогической системой

15. Ведущие тренды современного развития мирового образовательного процесса.

2.3 Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа является наиболее продуктивной формой образовательной и познавательной деятельности студента в период обучения.

Для реализации творческих способностей и более глубокого освоения дисциплины предусмотрены следующие виды самостоятельной работы: 1) текущая и 2) творческая проблемно-ориентированная.

Текущая СРСнаправлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений. Текущая СРС включает следующие виды работ:

— работу с лекционным материалом, поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуальному заданию;

— опережающую самостоятельную работу;

— изучение вопросов, вынесенных на самостоятельную проработку;

— подготовку к практическим занятиям;

— подготовку к контрольным работам, промежуточному контролю.

Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа (ТСР)направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов. ТСР предусматривает:

— анализ научных публикаций по тематике курса;

— поиск, анализ, структурирование и презентацию информации;

— написание творческих работ (эссе) по заданной тематике;

— публичное выступление в аудитории с докладом и организация обсуждения углубленно изученного материала в области научных интересов студента.

3 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе обучения для достижения планируемых результатов освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии:

— информационно-коммуникационная технология, в том числе визуализация;

— технология коллективного взаимодействия, в том числе совместное решение проблемных задач, ситуации;

— технология проблемного обучения, в том числе в рамках разбора проблемных ситуаций;

— технология развивающего обучения, в том числе постановка и решение задач от менее сложных к более сложным, развивающих компетенции студентов;

— технология адаптивного обучения, в том числе проведение консультаций преподавателя, предложение индивидуальных заданий;

В рамках перечисленных технологий основными методами обучения являются:

· учебная дискуссия;

· междисциплинарное обучение;

· проблемное обучение;

· исследовательский метод;

· подготовка и защита индивидуальных заданий.

4 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

4.1 Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине

Тема 1. Педагогика как наука

1. Дайте определение педагогики

2. Каков предмет педагогики

3. В чем состоит основная функция педагогики?

4. Дайте определение основных категорий педагогики (воспитание, образование, обучение)

5. Что понимается под воспитанием в широком и узком социальном смысле?

6. Дайте определение понятий: знания, умения, навыки, компетенции

7. Какие вопросы изучает история педагогики?

8. Какие вопросы изучает общая педагогика?

Задание: Напишите небольшое эссе на тему: «Значение гуманитарных и естественнонаучных знаний для моей будущей профессии».

Тема 2. Исторические формы воспитания и обучения

1. Точка зрения академика Павлова роль инстинктов в воспитании человека

2. Сравните спартанскую и афинскую системы воспитания в Древней Греции

3. Для чего создавались университеты в Париже, Оксфорде, Кракове, Кембридже в 12 веке и что в них изучали?

4. Назовите принципа дидактики по Яну Амосу Коменскому

5. Изложите теорию нравственного воспитания учащихся Иоганна Генриха Песталоцци

6. Достоинства и недостатки уроков-шаблонов, разработанных Иоганном Фридрихом Гербартом

7. Расскажите о педагогической деятельности и теори К. Д. Ушинского, изложенной в работе «Человек как предмет воспитания»

8. Изложите теорию детского коллектива Антона Семеновича Макаренко (по произведениям «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях»)

Тема 3. Личность в процессе воспитания

1. Расскажите о влиянии наследственности, среды и воспитания на процесс и результаты развития человека

2. Какие виды деятельностной активности влияют на развитие личности?

3. Расскажите об акселерации и ретардации и причинах их развития у детей и подростков

4. Расскажите о закономерностях неравномерного физиологического развития человека

5. Расскажите о сенситивных периодах и их роли в воспитании и образовании детей и подростков

6. Расскажите о целях и задачах различных видов воспитания в современной школе

7. В чем суть педагогической концепции прагматизма?

8. В чем суть педагогической концепции неопозитивизма?

9. Достоинства и недостатки психолого-педагогической концепции бихевиоризма

Задания:

  1. Напишите эссе на тему: «Зависимость организации учебно-воспитательной среды от развитости психических качеств личности».
  2. Ознакомьтесь с методикой диагностики профессиональной деятельности К. Замфир в модификации А. Реана [1, с. 280 — 283]. Заполните самостоятельно шкалы мотивов профессиональной деятельности. Определите модификацию своего мотивационного комплекса.

Тема 4. Структура и эффективность воспитательного процесса

1. Дайте определение педагогического процесса

2. Расскажите о закономерностях развития личности в педагогическом процессе

3. Опишите процесс планирования педагогического процесса

4. Перечислите закономерности управления учебно-воспитательным процессом

5. Перечислите закономерности и способы управления учебно-воспитательным процессом

Задания:

1. Напишите небольшое эссе на тему: «Влияние различных видов воспитания на выбор профессии».

2. Сформулируйте воспитательные и образовательные цели программы бакалавриата, по которой вы обучаетесь в университете. Определите, на преобразование каких личностных свойств и качеств направлено изучение предметов этого семестра.

3. Проанализируйте уровень нововведений во ВГУЭС. Аргументируйте свои выводы.

4. Проанализируйте на примере любого учебного заведения распределение педагогических функций между административными и учебными подразделениями учебного заведения.

Тема 5. Закономерности и методы воспитания

1. Дайте определение воспитания и перечислите его основные характеристики

2. Что такое «критерий воспитанности» и как его установить

3. Перечислите критерии трудовой воспитанности школьников

4. Какая ситуация может быть названа воспитывающей?

5. Что должен учитывать воспитатель в воспитательном процессе?

6. Что является основанием и результатом сознательной дисциплины, согласно учению А.С.Макаренко?

7.Что представляют собой технологии воспитания?

6. Перечислите закономерности стимулирования, влияющие на продуктивность педагогического процесса

8. Расскажите о задачах, которые решаются на этапе планирования (подготовки) педагогического процесса

Задание: Ознакомьтесь с методикой изучения самооценки личности с помощью ранжирования [1, с. 283 — 285]. Составьте список из 20 качеств, необходимых, на ваш взгляд, для вашей будущей профессии. Произведите ранжирование.

Тема 6. Общие принципы дидактики

1. Дайте определение дидактики и основных ее категорий (преподавание, обучение, учение, образование)

2. В чем заключается принцип доступности в формировании содержания обучения?

3. Дайте определение мотивации и расскажите о ее видах

4. Назовите широкие социальные мотивы обучения

5. На что ориентированы познавательные мотивы обучающихся?

6. Что относится к внешним и внутренним стимулам обучения?

7. Дайте определение принципа наглядности

8. Перечислите виды наглядности

9. В чем заключается принцип сознательности и активности?

10. Назовите признаки сознательного освоения материала обучающимся

11. В чем заключается принцип доступности образования в целом?

12. В чем заключается принцип доступности учебного материала по отдельным предметам?

13. Что является главной целью реализации принципа научности в учебном процессе?

14. Что предполагает практическая реализация принципа системности и последовательности в обучении?

15. В чем заключается дидактический принцип связи теории с практикой?

Тема 7. Методы и технологии обучения

1. Расскажите о методах обучения как исторической и социальной категории

2. Что называется приемами обучения и чем они отличаются от методов?

3. Назовите типы соответствия между обучающими системами и приемами обучения

4. Назовите словесные методы изложения учебного материала

5. Назовите наглядные методы обучения

6. От чего зависит выбор методов обучения?

7. Назовите основные методы объяснительно-иллюстративного вида обучения

8. Какие приемы характерны для метода упражнения?

9. Перечислите основные функции проверки и оценки знаний

10. Назовите отличительные особенности проблемного метода обучения

11. В чем состоят преимущества классно-урочной формы учебной работы?

Тема 8. Виды и формы обучения

1. Опишите основные цели и применимость объяснительно-иллюстративного, развивающего, проблемного и программированного обучения.

2. Опишите формы организации обучения. Приведите классификацию форм обучения.

3. Классно-урочная форма организации обучения: особенности организации преимущества и недостатки

4. Опишите порядок к учебным занятиям (планирование времени, отбор материала, выбор методов и приемов обучения)

5. Перечислите требования к современному учебному занятию

6. Опишите способы повышения эффективности обучения

7. Что должен учитывать преподаватель при подготовке к занятию?

8. На что направлены устная, письменная и тестовая форма проверки знаний обучающихся?

9. Какое домашнее задание может быть названо эффективным?

Задание:Напишите план-конспект занятия по профильному для вашей специальности предмету. Занятие должно быть вводным, рассчитано на 1ч. 20 минут (2 академических часа) и ориентировано на учащихся 1 курса бакалавриата. План-конспект должен содержать следующие элементы: тема, цель и задачи урока, тезисы темы, вопросы и задания для закрепления материала урока, список литературы и наглядность.

4.2 Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины

1. Что является предметом и задачами педагогики?

2. В чем состоит основная функция педагогики?

3. Дайте определение основных категорий педагогики (воспитание, образование, обучение)

4. Что понимается под воспитанием в широком и узком социальном смысле?

5. Дайте определение понятий: знания, умения, навыки, компетенции

6. Какие вопросы изучает история педагогики?

7. Какие вопросы изучает общая педагогика?

8. Какова точка зрения академика Павлова на роль инстинктов в воспитании человека?

9. Сравните спартанскую и афинскую системы воспитания в Древней Греции

10. Для чего создавались университеты в Париже, Оксфорде, Кракове, Кембридже в 12 веке и что в них изучали?

11 Назовите принципа дидактики по Яну Амосу Коменскому

12. Изложите теорию нравственного воспитания учащихся Иоганна Генриха Песталоцци

  1. Достоинства и недостатки уроков-шаблонов, разработанных Иоганном Фридрихом Гербартом
  2. Расскажите о педагогической деятельности и теории К. Д. Ушинского, изложенной в работе «Человек как предмет воспитания»

15. Чем отличается преподавание от обучения?

16. Какую ценность педагогического знания и опыта Вы видите в общекультурном развитии современного человека?

17. Расскажите о влиянии наследственности, среды и воспитания на процесс и результаты развития человека

18. Какие виды деятельностной активности влияют на развитие личности?

19.Расскажите об акселерации и ретардации и причинах их развития у детей и подростков

20.Расскажите о закономерностях неравномерного физиологического развития человека

21.Расскажите о сенситивных периодах и их роли в воспитании и образовании детей и подростков

22. Расскажите о целях и задачах различных видов воспитания в современной школе

  1. В чем суть педагогической концепции прагматизма?
  2. В чем суть педагогической концепции неопозитивизма?
  3. Достоинства и недостатки психолого-педагогической концепции бихевиоризма

26. Что такое педагогический процесс?

  1. Расскажите о закономерностях развития личности в педагогическом процессе
  2. Опишите процесс планирования педагогического процесса
  3. Перечислите закономерности управления учебно-воспитательным процессом
  4. Перечислите закономерности и способы управления учебно-воспитательным процессом

31 Что такое воспитание, перечислите его основные характеристики?

32 Что такое «критерий воспитанности» и как его установить?

33 Перечислите критерии трудовой воспитанности школьников

34 Какая ситуация может быть названа воспитывающей?

35 Что должен учитывать воспитатель в воспитательном процессе?

36 Что является основанием и результатом сознательной дисциплины, согласно учению А.С.Макаренко

37 Что представляют собой технологии воспитания?

38 Перечислите закономерности стимулирования, влияющие на продуктивность педагогического процесса

39 Расскажите о задачах, которые решаются на этапе планирования (подготовки) педагогического процесса

40. Что изучает дидактика, ее основные категории (преподавание, обучение, учение, образование)?

41 В чем заключается принцип доступности в формировании содержания обучения?

42. Дайте определение мотивации и расскажите о ее видах

43 Назовите широкие социальные мотивы обучения

44 На что ориентированы познавательные мотивы обучающихся?

45Что относится к внешним и внутренним стимулам обучения?

46 Дайте определение принципа наглядности

47. Перечислите виды наглядности

48. В чем заключается принцип сознательности и активности?

49. Назовите признаки сознательного освоения материала обучающимся

50. В чем заключается принцип доступности образования в целом?

51. В чем заключается принцип доступности учебного материала по отдельным предметам?

52. Что является главной целью реализации принципа научности в учебном процессе?

53. Что предполагает практическая реализация принципа системности и последовательности в обучении?

54. В чем заключается дидактический принцип связи теории с практикой?

55. Расскажите о методах обучения как исторической и социальной категории

56. Что называется приемами обучения и чем они отличаются от методов?

57. Назовите типы соответствия между обучающими системами и приемами обучения

58. Назовите словесные методы изложения учебного материала

59. Назовите наглядные методы обучения

60 От чего зависит выбор методов обучения?

61 Назовите основные методы объяснительно-иллюстративного вида обучения

62. Какие приемы характерны для метода упражнения?

63. Перечислите основные функции проверки и оценки знаний

  1. Назовите отличительные особенности проблемного метода обучения
  2. В чем состоят преимущества классно-урочной формы учебной работы?

66. Опишите основные цели и применимость объяснительно-иллюстративного, развивающего, проблемного и программированного обучения.

  1. Опишите формы организации обучения. Приведите классификацию форм обучения.
  2. Классно-урочная форма организации обучения: особенности организации преимущества и недостатки
  3. Опишите порядок к учебным занятиям (планирование времени, отбор материала, выбор методов и приемов обучения)
  4. Перечислите требования к современному учебному занятию
  5. Опишите способы повышения эффективности обучения
  6. Что должен учитывать преподаватель при подготовке к занятию?

73. На что направлены устная, письменная и тестовая форма проверки знаний обучающихся?

74. Какое домашнее задание может быть названо эффективным?

75. Что влияет на развитие системы образования?

4.3 Методические рекомендации по организации СРС

Задачами СРС являются:

· систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

· углубление и расширение теоретических знаний;

· формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

· развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

· формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

· развитие исследовательских умений;

· использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

В процессе самостоятельной работы студент приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным субъектом учебной деятельности.

Выполняя самостоятельную работу под контролем преподавателя студент должен:

— освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов и предложенный преподавателем в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего образования по данной дисциплине;

— планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем;

— самостоятельную работу студент должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой преподавателя;

— выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе студентов.

студент может:

— сверх предложенного преподавателем (при обосновании и согласовании с ним) и минимума обязательного содержания, определяемого ФГОС ВО по данной дисциплине:

— самостоятельно определять уровень (глубину) проработки содержания материала;

— предлагать дополнительные темы и вопросы для самостоятельной проработки;

— в рамках общего графика выполнения самостоятельной работы предлагать обоснованный индивидуальный график выполнения и отчетности по результатам самостоятельной работы;

— предлагать свои варианты организационных форм самостоятельной работы;

— использовать для самостоятельной работы методические пособия, учебные пособия, разработки сверх предложенного преподавателем перечня;

— использовать не только контроль, но и самоконтроль результатов самостоятельной работы в соответствии с методами самоконтроля, предложенными преподавателем или выбранными самостоятельно.

Самостоятельная работа студентов должна оказывать важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется студентом самостоятельно. Каждый студент самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием по дисциплине. Он выполняет внеаудиторную работу по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

4.4 Перечень и тематика контрольных работ студентов для заочной формы обучения

1. Что значит «Быть» в образовании? (на основе концепции Э. Фромма «Иметь и быть»)

2. Этическое и эстетическое воспитание в современной школе

3.Проблемное обучение в школе и вузе

4 Влияние среды и воспитания на формирование личности

5. «Наша новая школа». Инновационные процессы в школе

6. Основные психологические теории развивающего обучения

7. Авторитарная и демократическая (гуманная) педагогика: теория и практика

8. Нравственное воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе

9. Гражданское воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе

10. Формирование научного мировоззрения школьников в целостном учебно-воспитательном процессе

11. Правовое и гражданское воспитание в целостном учебно-воспитательном процессе

12. Экономическое и экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения

13. «Трудные дети», формы работы с ними

14. Одарённость: дар или испытание

15. Половое воспитание. Сенсорное воспитание.

16. Неформальные объединения детей и молодёжи: негативное и позитивное влияние на развитие личности

17. Совместная воспитательная работа школы, семьи и общественности

18. Отцы и дети в меняющемся мире

19. Мировые тренды профессионального образования

20. Система образования и тенденции ее развития в различных странах (по выбору)

21. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся

22. Управление образовательным процессом в образовательных учреждениях различного типа

23. Проблемы и задачи работы школьного психолога

24. Развитие личности в учебной деятельности

25. Национальная идея в образовании (ФГОС, «Закон об образовании в Российской Федерации», 2012 год)

26 .Современная молодая семья. Проблемы молодой семьи.

27. Система подготовки специалиста в высшей школе. Модель выпускника вуза

28. СМИ как фактор расширения социального пространства

29. Молодёжное движение в России и за рубежом как позитивный фактор развития личности

30. Педагогическая культура семьи, её воспитательный потенциал.

5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендации по работе с литературой

В процессе изучения дисциплины «Педагогика» студентам необходимо ознакомиться со следующей литературой:

Педагогика: Учебное пособие / Кроль В.М., — 2-е изд., испр. и доп. — М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 303 с.: 60×90 1/16. — (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978−5-369−1 536−0 Педагогика: Учебное пособие / Кроль В.М., — 2-е изд., испр. и доп. — М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 303 с.: 60×90 1/16. — (Высшее образование: Бакалавриат).

Учебное пособие представляет собой многоплановый и в то же время целостный курс, рассматривающий основные факты, теории и проблемы педагогики. Изложены основы современных образовательных, в том числе информационных технологий, а также основы психологического инструментария педагога (элементы педагогической психологии).

Учебный материал изложен живым языком, снабжен большим количеством иллюстраций и направлен на формирование социальной устойчивости молодого специалиста.

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 527 с.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Психология и педагогика». На примере современных достижений отечественной и мировой психологии и педагогики рассматриваются основы научно-психологического и научно-педагогического знания; проблема личности в психологии и педагогике; социальная среда, группа, коллектив в психологии и педагогике; психология и педагогика общества и жизнедеятельности человека, а также психология и педагогика профессионального образования и обучения. Теоретические вопросы излагаются популярно, хорошо иллюстрированы и сочетаются с раскрытием их практической значимости для жизни взрослого человека и профессиональной деятельности специалиста. Для студентов вузов всех специальностей, а также для желающих овладеть основами психологии и педагогики.

3. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 352 с.: (Доп. мат. znanium.com).

— (Высшее образование: Бакалавриат).

[Электронный ресурс] Режим доступа: znanium.com/catalog.php?bookinfo=405 308

Рассматриваемые основные положения психологии и педагогики дают новое представление об этих дисциплинах, без которых невозможно воспитание и образование человека. Подробно освещаются специфика чувственного и рационального познания, общее и индивидуальное в психике учащегося. Специальный раздел посвящен проблемам личности в образовательных моделях, где представлены современные концепции и стратегии образования, развивающиеся педагогические технологии и основы проектирования учебновоспитательных ситуаций. Особое внимание уделяется организации образовательной деятельности и управлению образовательными системами. Для студентов вузов, а также всех интересующихся проблемами психологии и педагогики. Рассматриваемые основные положения психологии и педагогики дают новое представление об этих дисциплинах, без которых невозможно воспитание и образование человека. Подробно освещаются специфика чувственного и рационального познания, общее и индивидуальное в психике учащегося. Специальный раздел посвящен проблемам личности в образовательных моделях, где представлены современные концепции и стратегии образования, развивающиеся педагогические технологии и основы проектирования учебно-воспитательных ситуаций. Особое внимание уделяется организации образовательной деятельности и управлению образовательными системами. Для студентов вузов, а также всех интересующихся проблемами психологии и педагогики.

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

а) основная литература

1. История педагогики: Учебное пособие / В.А. Капранова. — 4-e изд., испр. — М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2015. — 240 с.: 60×90 1/16. — (Высшее образование: Бакалавриат).

[Электронный ресурс] Режим доступа: znanium.com/catalog.php?bookinfo=472 383

2. Основы досуговой педагогики в системе профессиональной подготовки: учебное пособие / Цепляева С.А. — Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2015. — 88 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: znanium.com/catalog.php?bookinfo=615 241

3. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика — М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 400 с.: 60×90 1/16. — (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) [Электронный ресурс] Режим доступа: znanium.com/catalog.php?bookinfo=544 551

4. Педагогика: Учебное пособие / Кроль В.М., — 2-е изд., испр. и доп. — М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 303 с. (Высшее образование: Бакалавриат) [Электронный ресурс] Режим доступа: znanium.com/catalog.php?bookinfo=516 775

5. Педагогический словарь — М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 224 с.: 60×90 1/16. — (Библиотека малых словарей «Инфра-М») [Электронный ресурс] Режим доступа: znanium.com/catalog.php?bookinfo=542 560

6. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 352 с.: (Доп. мат. znanium.com).

— (Высшее образование: Бакалавриат).

[Электронный ресурс] Режим доступа: znanium.com/catalog.php?bookinfo=405 308

7. Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 527 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: znanium.com/catalog.php?bookinfo=389 413

б) дополнительная литература

1. 105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации: учебное пособие / В.А.Бейзеров. — М.: Флинта, 2014. — 84 с.

2. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2009. — 464 с.

3. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В., Педагогическое мастерство и педагогические технологии. — М.: 2009. — 256 с.

4. Бордовская Н. В. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов / Н. В. Бордовская, А.А.Реан. — СПб.: Питер, 2011. — 304 с.: ил. (учебное пособие).

5. Инвалидность и туризм: потребность и доступность: Монография / Сигида Е.А., Лукьянова И.Е. — М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 106 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: znanium.com/catalog.php?bookinfo=554 394

6. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов вузов / [З. И. Васильева, Н. В. Седова, Т. С. Буторина и др.]; под ред. З. И. Васильевой. — 6-е изд., перераб. — М.: Академия, 2011. — 432 с. (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат).

7. Педагогика: учебник для бакалавров / [авт.: Л. П. Крившенко, В. В. Воронов, Л.В.Юркина и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Проспект, 2013. — 488 с.

8. Педагогика: учебник для студентов вузов / И. П. Подласый. — 2-е изд., доп. — М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2011. — 574 с. (Основы наук)

9. Педагогика: учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина; Междунар. акад. наук пед. образования. — М.: Академия, 2007. — 576 с.

10. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов / [авт.: Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов, А. Ф. Меняев и др.]; под ред. П. И. Подкасистого. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2011. — 502 с. (Основы наук)

11. Психология и педагогика: учебное пособие для студ. вузов. / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб.: Питер, 2008. — 432 с.

5.3 Периодические издания

Журналы: «Вестник образования», «Управление образованием», «Психология обучения», «Педагогика».

5.4 Интернет-ресурсы

1. «Национальный цифровой ресурс «РУКОНТ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: rucont.ru/ Центральный коллектор библиотек «Бибком». — М.: ООО «Агентство «Книга-Сервис», 2011

2. Международная ассоциация А.С.Макаренко [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.antonmakarenko.narod.ru

3. Век образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.biblio.narod.ru

4. История педагогики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. hist-ped.chat.ru

5. Педагогический банк данных. [Электронный ресурс]. Режим доступа: web.redline.ru/education

6. Научно-педагогическая электронная библиотека (НПЭБ) — академическая сетевая библиотека, специализирующаяся по педагогике и психологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: bibrao.gnpbu.ru

7. Портал для детей, родителей и педагогов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. o-detstve.ru

8. Методический сервер ВГУЭС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: аbc.vvsu.ru

9. Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского. Полнотекстовая база авторефератов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gnpbu.ru

10. Библиотека Федерального портала «Российское образование». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.edu.ru

6 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Лекционные аудитории, оснащённые видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном и имеющие выход в Интернет.

Аудитории для проведения практических занятий, оборудованные учебной мебелью.

Библиотека, имеющая рабочие места для обучающихся, оснащённая компьютерами с доступом к базам данных и сети Интернет, а также правовая информационная система «Консультант-плюс», «Гарант».

7 СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Адаптация - приспособление личности к объективным общественным отношениям: адекватное восприятие социальной действительности, собственных возможностей, целей и перспектив, системы общепринятых отношений, общения и деятельности и следование им.

Ассимиляция - усвоение норм поведения и следование им с помощью уже сформировавшихся психических функций, расположенных в зоне актуального развития.

Аккомодация - изменение схем поведения, не вполне соответствующих принятым нормам; в результате аккомодации появляются новообразования, формирующиеся в зоне ближайшего развития.

Акселерация — ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте.

Барьеры педагогического творчества: инерция мышления, по-другому вязкость мышления; узость мышления, выражающаяся в его функциональной ограниченности, когда использование знаний происходит лишь в установленных мыслительных пределах. Выделяют также внугриличностные барьеры творческого самовыражения педагога: личностные обоснования педагогом собственных педагогических действий или уклонение от них: «это у меня уже есть «это у меня не получится», «это не решает моей главной проблемы», «здесь не все равноценно».

Валеологическое образование и воспитание -воспитание у учащихся потребности в здоровье, формирование у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки соответствующего поведения. В основе В. о. и в. лежит концепция формирования здорового человека, осуществляемого через нравственное, физическое и половое воспитание, обучение способам психосаморегуляции, передачу и усвоение гигиенических, физиологических, экологических и медицинских

Воздействие педагогическое — влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.

Возрастные особенности— характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.

Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.

Гуманистическая педагогика — система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.

Дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах. Дидактика — это часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.

Дидактические средства самообучения - созданные учениками различные виды трансформации изучаемой информации (схемы, карты памяти, графы, модели, разработки дидактических игр)

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать: 1) как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики — одной из самых перспективных образовательных систем XXI века; 2) как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья; 3) как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Знание — проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, отраженный в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий. Это вид информации, отражающей опыт специалиста (эксперта) в определенной предметной области, его понимание множества текущих ситуаций и способов перехода от одного описания объекта к другому.

Инновационная деятельность -создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений. Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:

1)научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие») и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);

2)проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);

3)образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).

Карьера — это процесс смены социальной позиции субъекта в профессионально-должностной структуре; это — продвижение, перемена социальных ролей, через которое человек добивается повышения своего престижа.

Компетенция— теоретический и практический результат образования, представляющий собой единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью.

Личность— устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.

Медиа-образование — образование, имеющее своей целью подготовку — нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, овладение способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий, изучение закономерностей массовой коммуникации.

Метод— путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. Научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта.

Метод воспитания — путь достижения заданной цели воспитания. Методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Метод обучения — ориентированный на достижение дидактических целей способ организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами. Методы обучения — это и способы передачи знаний учащимся в готовом виде, и способы совместной деятельности учителя и учащихся при познании сути отдельных явлений, и способы организации самостоятельной практической и познавательной деятельности учащихся и одновременно — способы стимулирования этой деятельности.

Мониторинг— система контроля, слежения за процессом и результатами исследования, включает сбор обработку и анализ информации для коррекции, принятия решений, улучшающих образовательный и исследовательский процессы.

Мотивация— общее название процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Мотивы— это конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки.

Метод обучения - способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач обучения, т. е. дидактических задач.

Навык— действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и доведенный до автоматизма путем многократного упражнения.

Объект — область действительности, которую исследует данная наука.

Образование (в буквальном смысле — формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах) — объем систематизированных знаний, умений, навыков и способов мышления, которыми овладел обучаемый в результате целенаправленного процесса воспитания и обучения.

Обучение— специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний и умений, формирование навыков, компетенций и мировоззренческой позиции, а также на развитие способностей обучаемых, соответствующих образовательной цели. Обучение — это упорядоченное взаимодействие педагога с учащимся, направленное на достижение поставленной цели.

Объяснение— доказательное изложение какого-либо закона, правила, хода решения задачи, устройства прибора, а также анализ соответствующих явлений природы, исторических событий и дат, особенностей художественного произведения и т. п.

Организация обучения — упорядочение дидактического процесса по определенным категориям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели;

Педагогика — наука о закономерностях социального наследования культурных ценностей от поколения к поколению.

Педагогика — вид деятельности, направленный на усвоение личностью социального опыта и ее собственное развитие (что есть собственный объект педагогической науки).

Педагогический процесс - развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение воспитательной и образовательной цели и приводящее к заранее намеченному преобразованию личностных свойств и качеств воспитуемых. Это процесс, в котором социальный опыт обучения, воспитания и развития переплавляется в личностные качества.

Педагогические инновации - нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса.

Педагогическое творчество -выработка и воплощение учителя в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решений.

Позиция педагогическая— положение, которое мысленно занимает педагог по отношению к учащимся и которое определяет его поведенческий выбор в момент взаимодействия с ними.

Предмет — способ видения объекта с позиций этой науки.

Преподавание— упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (и образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний;

Прием обучения — действие учителя, вызывающее ответную реакцию учащихся, соответствующую целям этого действия. Прием — это более частное понятие по отношению к понятию метода обучения, это деталь метода.

Принципы обучения — историческая и одновременно социальная категория. Они совершенствуются в зависимости от исторических особенностей развития общества, от уровня развития науки и культуры в нем. Из принципов обучения вытекают правила обучения, отражающие более частные положения того или иного принципа, т. е. каждый дидактический принцип имеет свои конкретные правила реализации.

Приучение— интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество.

Процесс обучения — процесс передачи обществом и отдельными людьми накопленного опыта подрастающему поколению. Процесс обучения — специфическая социально-педагогическая система, а любая система основывается на каких-то общих положениях, которые и называются принципами. Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе методов и форм обучения и т. п.

Профессиональное продвижение — это процесс должностного и профессионального роста, предполагающий перемещение и смену места приложения труда работника.

Профессиональный рост -это комплексный процесс, включающий в себя совокупность взаимосвязанных прогрессивных изменений, происходящих в личностном, предметном, функциональном, социальном компонентах профессиональной деятельности субъекта.

Развитие— процесс и результат количественных и качественных изменений в человеке, связанный с переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.

Ретардация— отставание в развитии (общее психическое недоразвитие), проявляющейся в синдромах психического инфантилизма.

Самовоспитание — систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств — как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные и волевые качества, необходимые привычки поведения.

Самореализация личности — наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей.

Содержание образования — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения;

Смысл личностный — действительное индивидуализированное отношение личности к окружающему миру. Смысл личностный осознается как «значение — для меня» усваиваемых человеком безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, ценности и идеалы. Определение С. л. выступает содержательным элементом культуры жизненного самоопределения личности, формирование которой в настоящее время понимается как одна из ведущих задач воспитания.

Тестирование— целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Технология — система предложенных наукой алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукции заданного количества и качества. Технология — концентрированное выражение достигнутого уровня производства: это и способ, и результат внедрения научных достижений

Требование — метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

Творческая индивидуальность -характеристика личности, обладающей творческой направленностью, мотивацией, способностями, мышлением, внутренней активностью.

Умение — готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия по определенным правилам на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях (при этом задействуется освоенный субъектом способ выполнения действия).

Упражнение— практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма.

Учение— процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные;

Формирование— процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов — экологических, социальных, экономических, идеологических и психологических.

Цель— то, к чему стремятся, что надо осуществить. В этом смысле под целью воспитания понимаются заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.

Цель современного образования— развитее тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность.

Ценности (духовные) -абстрактные идеи, воплощающие общественные идеалы, выступающие как эталоны должного для какого-либо общества, человечества, личности.

Ценности общечеловеческие — эталоны должного, общественные идеалы, выработанные человечеством и передающиеся из поколения в поколение; нравственные ориентиры, регулирующие жизнедеятельность и отношения людей.

Ценностные ориентации -отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и мировоззренческих ориентиров. Это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector