Педагогические идеи С. Полоцкого

Симеон Полоцкий (1629-1680) Самуил Гаврилович Петровский- Ситниянович, имя получил тогда, когда принял монашевство, а фамилию такую приобрел в Москве. Родился в Полоцке, там же получил начальное образование, затем учился в Киевской братской коллегии, в Виленской иезуитской коллегии. Несколько лет работал в Полоцке в братской школе. Свою жизнь делит на два периода: русский и белорусский. В 1660г. с группой своих учеников ездил в Москву к русскому царю с просьбой не допустить поляков на Беларусь.Царь не пообещал помощь, но человек этот ему приглянулся и когда Полоцк был занят польскими войсками, С. Полоцкий уезжает в Москву (1664г.), его хорошо принимает царь Алексей Михайлович. При содействии царя открывает при Спасском моностыре дипломатическую школу, с 1667 учит детей царя ( Алексея, Федора и Софью), наблюдает за воспитанием Петра. В Кремле была открыта типография, которой руководил С. Полоцкий. Издает ряд книг «Тестомент Василия царя Греческого», «Псалтырь»(переложенный в стихотворную форму),» Букварь» с «Предисловием к юношам учиться хотящим». Написал сборники стихов «Вертоград многоцветный», «Рифмологион»и др, которые посвещены воспитанию и обучению.

Педагогические идеи С. Полоцкого.

Педагогические идеи формировались под влиянием народной педагогики, практической работы братских школ, западноеропейской педагогики.

· Основную роль в формировании взглядов и привычек ребенка играют воспитание и среда, родители и учителя.

· Целенаправленность в воспитании;

· Вся будущая жизнь человека и его поведение зависят от воспитания полученного в детстве;

· Большую роль отводил книгам, влияние искусства и литературы на воспитание;

· Говорил о повышении профессионального уровня учителей и обучению педагогическим знаниям родителей;

Франциск Скорина (до 1490 – ок.1551), белорусский первопечатник и просветитель. Родился в Полоцке в купеческой семье. Имел степень бакалавра философии (Краковский университет 1506 г.), а в 1512 сдает экзамен на доктора медицинских наук в Италии в Падуанском университете. Издательскую деятельность начал в Праге в 1517 году. В течении двух лет издал 23 книги под общим названием «Библия», «Библия русская». В начале 1520 основывает типографию в Вильно, издает «Малую подорожную книжицу», «Апостол», «Пражский псалтырь» и «Канонник». Деятельность Ф.Скорины была выдающимся вкладом в развитие белорусской культуры, общественной мысли белорусского народа.

7 стр., 3139 слов

Софокл «Царь Эдип», «Антигона».

... из высших достижений жанра................................................................................................... 6 Занятие 5. Древнегреческая трагедия. Софокл «Царь Эдип», «Антигона». ..... 8 Занятие 6. Древнегреческая трагедия. Еврипид « ... трагедии в творчестве Эсхила и Софокла. Тесты Софокл. Трагедии: «Царь Эдип», «Антигона» (любое издание, любой перевод). Исследования Аверинцев ...

В силу определенных условий он издавал библейские книги, однако сам характер изданий, своеобразное комментирование текстов в предисловиях, послесловиях, на полях, их оформление, свидетельствуют о том, что Скорина рассматривал свои издания как учебные пособия. Он впервые издал библию на славянском языке, что явилось огромным вкладом в развитие грамотности не только белорусского народа, но и в других славянских странах. Скорина адаптировал традиционный церковнославянский язык в сторону сближения с тогдашним белорусским литературно-письменным языком, небольшой формат книг был удобен читателю, был упрощен кириллический алфавит (стал ближе к тогдашней белорусской деловой письменности), кроме религиозных текстов в ряде книг, в частности в «Малой подорожной книжице» содержатся научные и практические сведения. Книги Скорины использовались как образец в типографиях православных братств. Его книги прочно вошли в фонд восточнославянской учебной литературы. Его издательская деятельность предусматривала основным образом просветительские цели, а не религиозно-богословские.

Педагогические идеи Ф.Скорины.

· демократизация образования;

· книга как средство просвещения;

· опора на родной язык;

· значение трудового воспитания;

· воспитание чувства собственного достоинства;

· формирование «досконального человека» – духовно-нравственной личности;

· ориентация на практические действия.

Скорина заложил основные принципы, методы воспитания молодежи его времени.

Братские школы. Политика окатоличивания вызвало сопротивление православного духовенства. Одной из форм религиозной борьбы стало появление и развитие среди славянских народов братских организаций или общин. Братства открывали свои школы (одна из первых в Вильно), где воспитывали молодежь в духе борьбы с католическим и униацким вероучениями. Школы способствовали формированию национального самосознания белорусов. Братские школы стали примером демократических школьных традиций. Как свидетельствуют уставы (дошедшие до нашего времени) эти учебные заведения были общеобразовательными и бессословными. Статус учащихся определялся не материальным положением, а учебой и дисциплиной. Братство брало на себя материальные затраты за учебу беднейших детей, а богатые платили. Такие школы как Виленская и Могилевская были бесплатными. Уставы таких школ так же свидетельствуют о гуманистической направленности воспитания детей и высокой нравственности учителей.

6 стр., 2625 слов

35.Модель современной школы как открытого социально-педагогического ...

... ограничены в своем воздействии. В качестве важнейшего компонента педагогического процесса рассматривается стремление самого учащегося к росту и развитию. Школе надлежит помочь довести эту тенденцию всеми естественными ...

Учащиеся должны были проявлять доброжелательность, покорность, послушание, чистоту мыслей, а учитель должен быть набожным, мудрым, ласковым, во всем быть примером добрых дел. В этих школах не было физического наказания, но дисциплина была строгой, использовали такие методы наказания как исключение из школы, выговор, поучение, убеждение, пример учителя. Содержание обучения было сложным: пять языков (греческий, латинский, старославянский, польский, белорусский), изучали астрономию, геометрию, арифметику, музыку, религиозную литературу, церковный устав. Языком преподавания был старославянский. В братских школах родилась новая классно-урочная система организации обучения. Элементы этой системы появились в Виленской братской школе, а затем перешли в другие. Многое из этих рациональных элементов было взято и положено в основу педагогической концепции Я.А. Коменского. Братские школы имели большое общесословное, национальное, культурно-общественное значение, сыграли огромную роль как в истории развития белорусского просвещения, так и в развитии всемирной педагогической мысли. Начиная со второй половины 17 века, в связи с расширением католической экспансии (контрреформации) в Белоруссии все больше укореняется иезуитская система образования. Иезуиты и униаты жестоко расправлялись со своими идейными противниками (уничтожали книги известных просветителей, казнили неугодных им, закрывали школы).

В конце 17 в. были закрыты все братские школы, а также арианские, кальвиниские и другие (в Беларуси насчитывался 21 тип различных школ).

В 1697 году белорусский язык перестал быть государственным в КЛ и употреблялся шляхтой только в общении с крестьянами. Государственным языком стал польский.

 

История педагогической мысли Беларуси это отражение многовековой жизни белорусского народа, его трудовых усилий, борьбы, стремления к социальной справедливости. Исторические корни народной педагогики Беларуси уходят в Древнюю Русь, в составе которой до 13 в. находились и белорусские племена. Культурный уровень населения жившего на белорусских территориях был достаточно высоким (об этом свидетельствуют археологические раскопки).

Развитию культуры и просвещения способствовали контакты с Византией, Болгарией и др. европейскими государствами. Большое влияние на развитие культуры, образования, педагогической мысли оказало христианство, этнопедагогика. Известными центрами политической, культурной жизни, просвещения древних белорусов были Полоцк, Туров, Пинск, Минск, Слоним. Основные педагогические памятники: Туровское и Полоцкое Евангелие, берестяные грамоты, Полоцкая и Городенская школы зодчества. Большое значение в развитии письменности и просвещения на Беларуси в этот период оказали известные белорусские просветители Е.Полоцкая, К.Туровский.

После распада Киевской Руси княжества западной Руси вошли в состав Великого Княжества Литовского (вторая половина 13 в. – 1569 г.).

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... оказания помощи работнику в осознании своих собственных возможностей. Школа науки управления (количественная). С 1960 г. информационный период. Управление рассматривается как логический процесс, который может ... управление вещами и управление людьми» 3. Период систематизации (до 1960 г.) на основе полученных знаний формируется новые направления школ, изменяется и совершенствуется научные аппарат, ...

Столицей этого княжества сначала был г. Новогрудок, а потом примерно в начале 15 в. –г. Вильно. Этот город на долгое время стал важным культурным центром для литовского, белорусского, польского народов. В этот период формируется белорусская народность, у населения усиливаются свойственные ему особенности языка, культуры. Эти территории стали называться Белая Русь, государственным языком становится старобелорусский язык, сформированный на основе древнерусского, а в культурно-религиозной среде и в обучении использовался старославянский (на нем писались церковные книги).

В 1569 г. ВКЛ объединяется с польским королевством и образовывается государство Речь Посполитая (с административным обособлением).

С момента объединения начинается процесс окатоличивания. В 1596 была принята религиозная уния (союз), которая ставила целью объединить католическую и православную веру в униацкую, униацтво по замыслу Ватикана должно было служить для белорусов, литовцев и украинцев переходной религией с православия в католицизм, что привело к религиозной борьбе между народами. Католицизм принимала только феодальная знать, проповеди на латинском языке были не знакомы народу. Развернулась борьба конфессий за воздействие на народ и как средство этого воздействия использовалась школа.

В этот период возникают новые типы школ, расширяется их содержание в обучении и воспитании. При поддержке польских властей католические монахи разворачивают активную деятельность по созданию соборных кафедральных школ. Школы были открыты в Полоцке, Витебске, Бресте, Гродно, Минске, Могилеве. В таких школах в содержание входили: латинское чтение, грамматика, польский язык, арифметика, музыка, молитвы. Родной язык запрещается, он остался только в немногочисленных православных школах и в некоторых униацких.

Униатские школы – открывались при монастырях, развивались под воздействием Базылианского ордена (соединял традиции православия и католицизма), готовили своих проповедников, наставников. Обычные школы давали элементарное начальное обучение, а в повышенных обучали риторике, философии, богословию, праву (5-6 классов).

Широко использовался родной язык при изучении наук. Жыровичская6 кл. – 250 учеников – 6 учителей;Брестская 5 кл. – 170 учеников – 6 учителей. Униатские школы были закрыты после присоединения Беларуси к России.

В период Реформации получили распространениепротестантские школы,самая известная из которых — Слуцкая гимназия. Известный деятель Реформации в Беларуси — Сымон Будный.

Иезуитские школы. Католическую систему воспитания и образования в РП представляли в основном иезуитские школы (коллегии).

Иезуитский орден самый мощный и воинствующий в католической религии. Девиз – «цель оправдывает средства.» Школы в основном предназначались для господствующих классов. Первой была открыта Виленская коллегия в 1570 г, а 1579 она стала академией. Позже открылись школы в Орше, Бресте, Гродно, Пинске, Минске и др. городах.

Иезуитские школы.Одним из гл. направлений деятельности ордена в сфере образования было создание сети учебных заведений и воспитание юношества из привилегированных или зажиточных слоев в духе преданности католицизму. К иезуитским учебным заведениям относились коллегии, дававшие среднее образование, а также коллегии высшего типа, семинарии и академии, готовившие преподавателей, теологов, церковных юристов. Педагогами католического ордена иезуитов (Societas Jesu, Общество Иисуса, основан в 1534 И. Лойолой) была разработана система воспитания. Осн. задачей иезуитов было воспитание «Христова воина», способного противостоять идеям протестантизма. Лишь немногие воспитанники становились членами ордена, большинство, получив образование, оставались светскими людьми. В 17-18 вв. иезуиты имели репутацию блестящих педагогов и преподавателей, т.к. И.в. аккумулировало мн. достижения гуманистической и протестантской педагогики (в т.ч. классно-урочная система обучения, использование упражнений, переход от лёгкого к трудному и пр.). Но в целом иезуитское образование носило формализованный характер: изучались преимущественно древние языки, классическое образование включало изучение лишь части античного наследия, гуманистическое содержание античной культуры выхолащивалось и др.

17 стр., 8342 слов

Концепции одарённости и её развития

... детские годы. Проявление способностей и одарённости к другим видам художественной деятельности (театральной, конструктивной, дизайну ... школе, к интернату для одарённых детей. Психологический анализ материалов лонгитюдных исследований развития "чудо-детей". Виды одарённости Умственно одарённые дети. Понятие об умственной одарённости. Природа умственной одарённости. Симптоматика умственной одарённости. ...

В воспитании акцент делался на развитии честолюбия. Поддерживался дух соревновательности: регулярно отмечались лучшие и отстающие, проводились конкурсы, диспуты и т.п. Из лучших учеников образовывались т.н. магистраты, члены которого носили почётные звания патрициев и сенаторов (по аналогии с Древним Римом), «директоров» (опекунов из старших классов над младшими учениками), а также «академии» (типа школьных кружков), выбирались «ректоры» и др.

Учащихся готовили к активной деятельности, поэтому иезуиты отказались от правил средневековой монастырской школы: заботились о здоровье, физическом развитии, питании и отдыхе воспитанников. Важное место отводили светскому воспитанию. Но главным оставалось религиозное воспитание (освоение основ христианской религии, исповеди, мессы и т.д.).

Развитие индивидуальности личности сочеталось со строгой регламентацией поведения учащихся, подчинения личной воли интересам церкви, внедрению взаимного надзора во время и после занятий, обязательности доносов о проступках товарищей и т.п. Выделялись специальные надзиратели (преторы, или цензоры) из учеников. Применялись и телесные наказания.

Подготовка учителей для иезуитских учебных заведений осуществлялась тщательным образом из лучших выпускников коллегий: 2 года — совершенствование знаний и специальная проверка в ходе т.н. новициата, 3 года — изучение философии, 2-3 года — педагогическая практика, 4 года — подготовка к светским наукам. Чрезмерная регламентация жизни воспитанников и недостаточное внимание к естественным и точным наукам привели к падению авторитета иезуитского образования в обществе.

На территории ВКЛ первой была открыта Виленская иезуитская коллегия (1570),которая с 1579 преобразована в Академию, затем, Главную школу Литовскую (1783), с 1802 — Виленский университет. Открылись иезуитские школы в Полоцке(иезуитский коллегиум, в1812-1820 — академия), Орше, Бресте, Гродно, Пинске, Минске, Юровичах, Хойниках и др.

Имели свои школы и такие католические ордена, какбернардинцы, пиары, доминиканцы, кармелитыи др.

В истории Беларуси конец 15-начало 16 в. известны как период заметного оживления соцально-политической и культурной жизни, расширением производства. Этот период белоруской истории совпал с общественным движением в европейских странах, известным под названием «Возрождение». Прогрессивные идеи Возрождения и Реформации проникли и в Беларусь. Наблюдается заметное развитие образования, распространения письменности, новых философских, педагогических, научных идей. Это время связано с именами таких выдающихся деятелей белоруской культуры, просвещения, науки как Франциск Скорина, Николай Гусовский, Симон Будный, Василий Тяпинский, Симеон Полоцкий, Казимир Лыщинский, братья Зизании и др. Эти известные просветители требовали в воспитании всестороннего развития личности, высказывали идеи усовершенствования общества, развития национального языка и культуры, многое делали для содействия этому.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Понятие «одаренность», типология

В настоящее время не существует однозначного подхода к проблеме одаренности, нет общепринятых определений, трактовок самого понятия одаренности. Разные авторы предлагают свой теоретический подход к пониманию данной категории, опирающийся на психологический, педагогический, социальный либо комплексный контекст.

Под одаренностью понимается:

совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;

качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других;

общие способности, или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;

умственный потенциал, или интеллект – это целостная индивидуальная характеристикапознавательных возможностей и способностей к учению;

наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).

Таким образом, только в одном источнике дается сразу несколько определений. Одаренность отождествляют с обучаемостью, талантом, чаще с интеллектом – «общей способностью к познанию и решению проблем, определяющей успешность любой деятельности и лежащей в основе других способностей» (В.Н.Дружинин).

Часто используется трехкольцевая концепция одаренности, в структуру которой вводится личностный компонент: одаренность есть «взаимодействие трех групп человеческих качеств: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, высокая увлеченность выполняемой задачей и высокий уровень креативности» (Дж.Рензулли).

8 стр., 3712 слов

Игра на занятиях изобразительной деятельности как средство развития ...

... также представлены сюжетно-игровые задания на формирование различных умений изобразительной деятельности, развития творческих способностей ребенка [5]. Однако названные средства обучения предназначены для ... экспериментально проверить эффективность влияния игры на занятиях изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. Гипотеза: если организовать ...

Целостный подход к рассмотрению одаренности заявлен как приоритетный в «Рабочей концепции одаренности», что означает, что при изучении и развитии одаренности недопустимо ограничиваться лишь анализом когнитивной сферы, необходимо изучать личность одаренного ребенка в целом: «Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

В этом же документе дается определение понятия «одаренный ребенок»: ребенок, «который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». Содержательно емким является следующее определение: «Одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того, чтобы иметь возможность реализовывать свои потенции и сделать вклад в развитие общества. Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (или в сочетании): общие интеллектуальные способности; конкретные академические способности; творческое или продуктивное мышление; лидерские способности; художественные и исполнительские искусства, психомоторные способности» (доклад Государственного отдела США Конгрессу 1972 г.).

Следует выделить качественные критерии-признаки, по которым можно идентифицировать человека как одаренного (или неодаренного):

—       критерий достижения, которые имеет ребенок в каких-либо видах деятельности;

—       критерий результативности в выполнении специальных заданий и тестов (психометрический критерий);

—       критерий потенциальных возможностей, определяемый на основе специальных методик;

—       критерий заинтересованности, увлеченности, потребности в какой-либо деятельности;

—       критерий креативности (нестандартности) принимаемых решений или выполняемых действий.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что одаренность представляет собой качество личности, заключающееся в оптимальной реализации способностей природного и социального генеза в различных видах деятельности, что позволяет выделить основные компоненты одаренности: мотивационный и инструментальный.

Классификация типов одаренности осуществляется с учетом разных оснований. Классификация на основе «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» позволяет выделить следующие типы способностей:

общие интеллектуальные способности;

6 стр., 2915 слов

Педагогические способности и мастерство

... основе житейских донаучных, обыденных представлений о педагогической деятельности. Целью данной работы является раскрытие особенностей педагогических способностей как элемента педагогического мастерства. Из основной цели работы вытекают отдельные задачи, ...

конкретные академические способности;

творческое или продуктивное мышление;

лидерские способности;

художественные и исполнительские искусства;

психомоторные способности.

Использование в качестве основания «виды деятельности» позволяет выделить такие одаренности, как:

теоретическая (для детей – познавательная);

практическая;

художественно-эстетическая;

коммуникативная;

духовно-ценностная.

По основанию «степень сформированности» выделяют два типа одаренности:

актуальную одаренность, характеризующуюся наличием достижений, проявляющуюся в высоком уровне выполнения деятельности в конкретной области или нескольких областях;

потенциальную одаренность, характеризующуюся наличием потенциала, возможностей для высоких достижений, не реализующихся в настоящее время в деятельности в силу каких-либо причин;

актуализированная одаренность, переведенная из потенциальной в актуальную.

По основанию «широта проявлений в разных видах деятельности» выделяются два типа одаренности:

общая, которая определяется как пригодность к широкому кругу деятельностей; это некая общая способность, которая проявляется в высокой продуктивности практически любой деятельности;

специальная, которая проявляется в высоких достижениях в конкретных видах деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.) и которая связана с так называемыми «специальными задатками» – таким, как музыкальный слух, гибкость пальцев и т. д.

Различные подходы к классификации типов одаренности позволяют рассматривать одаренность как сложное многоаспектное явление, выделять отдельные грани, качества и уровни ее проявлений.

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (1629—1680)

Педагогическая деятельность выдающегося славянского просветителя Симеона Полоцкого (до принятия монашества в 1656 г. Самуил Гаврилович Петровский-Ситнианович).

ЕЕ можно условно поделить на три периода: служение дидаскалом в младших классах братской школы при Богоявленском монастыре в Полоцке (1656—1663), преподавание в Заиконоспасской школе и обучение наследников в Москве до восшествия на престол царевича Федора (1664—1676), просветительская деятельность в общегосударственных масштабах после провозглашения Федора царем (1676—1680).

Для всех этих периодов характерна широта и многоплановость подхода Симеона к проблемам педагогики. Много сил отдал Полоцкий борьбе за создание высшего учебного заведения в России, ему также принадлежит заслуга организации Верхней Московской типографии. Писатель имел одно из крупнейших для своего времени частных книжных собраний.

Педагогические представления Полоцкого сближают его с преподавателями Киево-Могилянской коллегии, в которой Симеон обучался. Большое влияние оказал на Полоцкого профессор и ректор коллегии Иннокентий Гизель, читавший в 1645—1647 гг. двухгодичный курс «Сочинение всей философии», в состав которого входил и специальный психологический «Трактат о душе», справедливо называемый «самым ранним отечественным учебником психологии». Знание Полоцким основ психологии, умение и стремление учитывать психологию читателя и ученика заметны при анализе его произведений, где обычно «менялось изложение в зависимости от типа читателей». Уже ранние вирши Полоцкого демонстрируют знакомство автора с психологи ческой теорией того времени, выделившей четыре типа темперамента: «полнокровных» (очевидно, сангвиников), холериков, меланхоликов и флегматиков.

5 стр., 2028 слов

организационно-педагогические особенности управления повышением ...

... повышения профессионального мастерства педагогических кадров в ДОУ. 3. Провести анализ исследования деятельности руководителя по повышению профессионального мастерства педагогических работников ДОУ. 4. Разработать программу деятельности руководителя по повышению профессионального мастерства педагогических работников ДОУ. ...

Психология и знание души другого человека неотделимы от самопознания, к которому призывали преподаватели Киевской коллегии. Так, профессор Иосаф Кроковский начинал одну из своих лекций со слов «Познай самого себя». Полоцкир также стремился объяснить читателям и ученикам необходимость и ценность самопознания, утверждая: «Не знаяй собе, ничесо же знает», «Благо есть человеку самого ся знати».

Киевским философам было свойственно своеобразное понимание времени и его ценности. Оно вошло и в философско-педагогическую концепцию Полоцкого. В средние века быстротекущее время не воспринималось как ценность. Но уже Петр Могила в своей «Анфологии», изданной в 1636 г., призывал педагогов беречь время, которое необходимо для обучения. Как одну из самых больших, невосполнимых ценностей бытия воспринимал время Полоцкий:

Злато погубленное может ся иажити,

Времеие же протекша несть лет возвратити.

Полоцкий одним из первых заговорил в своих проповедях о необходимости гражданского воспитания подрастающего поколения. Он считал необходимым учить детей, «како честно гражданствовати в мире». В этом также можно заметить отзвуки того воспитательного идеала, который выдвигала «Анфология» Петра Могилы.

Воспитанию гражданских чувств во многом способствовал школьный театр. Он вносил в педагогическую практику коллегии элементы игры. К театральным действиям прибегали в преподавании двух из семи свободных искусств — поэтики и риторики. Школьный театр был составной частью педагогической программы. Декламации развивали память и воображение учащихся, совершенствовали дикцию; публичные выступления в какой-то мере помогали овладеть ораторским искусством, столь необходимым образованному человеку.

Симеон высоко ценил школьный театр и его роль в процессе обучения и воспитания. Во время кратковременного обучения в иезуитской Виленской академии (ок. 1650—1654) Полоцкий написал одну из первых школьных пьес на польском языке. Он последовательно использовал школьный театр на всех этапах своей педагогической деятельности. Уже в Полоцке молодой дидаскал ставил с учениками братской школы небольшую пастораль собственного сочинения «Беседы пастушеские». К театрализованным выступлениям с декламацией и диалогами будет привлекать Симеон всех своих учеников, начиная с полоцких отроков и кончая московскими царевичами.

Ответы на вопросы — Стр 2

Крупнейшие драматические произведения Полоцкого («Трагедия о Навхудоносоре» и «Комидия притчи о блудном сыне») написаны им уже в Москве. Симеон стремился сделать свои пьесы «уроками» не только для блудных сыновей, но и для отцов. Не случайно из обширного фонда ветхозаветных и новозаветных сюжетов писатель выбрал именно те, главными действующими лицами в которых являются молодые люди.

Интерес к человеку, ярко выраженный гуманизм были воспитаны в Полоцком такими талантливыми педагогами Виленской иезуитской академии, как Ленчицкий, Лауксмин, Залусский. Симеон, очевидно, был знаком с двухтомными «Духовными сочинениями» (1650) Николая Ленчицкого. Особенно близок Полоцкому должен был быть трактат «О власти над человеческими страстями», в котором философ идеал практической жизни ставил выше созерцательного идеала и рассуждал о разуме, направляющем волю к власти над чувствами, о цели человеческой жизни — земном счастье. В одной из проповедей Симеон давал человеку следующую оценку: «Кого ради солнце день творит, луна со звездами тму нощную озаряет? Ради человека. Кого ради сокровища злата и сребра, и каменей честных В недрах земных, и бисеры драгия в пучинах водных соблюдаются? Человека для. Паче же и ангелы, честнейши естеством от человека, человеку на!йпужбу богом установишася, по свидетельству язык учителя…»:

Очевидно, большое влияние на Полоцкого-пропове)).ника оказал и виленский доктор философии и теологии Сигизмунд Лауксмин (1597—1670), преподававший в академии риторику. Энциклопедист Симеон разделяет взгляды Лауксмина на красноречие как «Говорящую мудрость». Красноречие должно обладать содержательной полнотой, которую оно обретает в философии и других науках. Эти мысли созвучны взглядам Полоцкого на искусство проповеди: рассматривая проповедь как.средство обучения и воспитания, Симеон уделял особое внимание риторической стороне своих выступлений. Он считал, что оратор (или проповедник), прежде чем обратиться к слушателям, сам должен познать истину, сам обязан обрести познание «природы вещей», воплотить в своем знании все имеющиеся сведения, добытые наукой. Красноречие — искусство, которое «знание в себе» делает «знанием для всех». Именно вера в то, что красноречие может выполнять педагогическую функцию нравственного преобразования человека, вдохновляла Полоцкого на напряженную проповедническую деятельность, которая позволила ему значительно увеличить аудиторию просвещаемых. С 1666 Полоцкий написал более 200 проповедей и поучений. В проповедях и виршах Полоцкого звучат мысли о том, что философия — «наставница в нравах», призванная служить усовершенствованию человеческой нравственности:

Естество дает токмо еже жити,

Философия учит благо жити….

Недаром московские богословы все время подозревали Симеона в сознательном стремлении «исправить православие» (на церковном соборе 1690 г. книги Полоцкого были преданы анафеме).

В православной ортодоксии утверждалось, что смертный должен постоянно осознавать qвoю греховную природу, отрекаться от собственной греховной личности. Поэтому древнерусские авторы призывали к активному труду лишь в «строго определенных областях деятельности, которые служили практическим воплощением норм христианского благочестия». Полоцкому ближе доктрина западного богословия об оправдании человека делами. Согласно этой доктрине, человек может победить плотское начало и оправдать себя перед богом своими делами, трудом. «И старость измеряется не годами и часами, а делами»,— утверждал в одной из проповедей Симеон. Во вдохновенном гимне Симеона Полоцкого всякому труду, труду вообще можно видеть «католическую» подоплеку. Труд у Симеона становится одним из важнейших средств воспитания: «…да обучают дети своя или рукоделию некоему или иному честному коему упражнению». Если человек не будет трудиться, оправдывая себя делами, его ожидает нравственная гибель. «Праздность есть питательница всем злобам, всем порокам». Советуя родителям тщательно оберегать ребенка от дурного влияния, Симеон подчеркивал значение родительского примера, «благих дел» отца и матери, наставляющих свое потомство.

Педагогические взгляды Полоцкого испытали на себе влияние философии Фомы Аквинского. Пять книг великого схоласта сохранились в московской библиотеке Симеона. Недаром сам патриарх Иоаким находил в книге

Полоцкого «Венец веры» «вымышления Аквиновы». Умение Фомы примирить науку и религию было близко Полоцкому. В своем раннем педагогическом сочинении «Книжица вопросом и ответом, иже в юности сущим зело потребны суть» (1669) Симеон отстаивает науку, указывая, что она не только не колеблет веры в бога, но даже утверждает ее. Позже он писал: «Не порицаются зде художества свободная, Грамматика, Риторика, Философия и прочая, иже зело суть полезна вбгражданстве и к духовней премудрости пособственно». Усвоил Полоцкий и теорию Фомы Аквинского о пяти человеческих чувствах.

Проблеме учительства Фома уделял большое значение. Он писал об учительстве как форме служения людям, ибо, по его словам «лучше передать другим полученное в созерцании, чем созерцать одному». Об этом говорил и Полоцкий во втором предисловии к «Псалтыри рифмотворной», утверждая, что долг человека просвещенного — делиться своими знаниями с другими, воспитывать в них мудрость. По мнению Симеона, тот, кто утаивает в себе мудрость, не делится ею с окружающими,— тот подобен человеку, закапывающему в землю чистое золото. Как не вспомнить тут слова Фомы: «Милости дарованные даны на пользу другим».

Заслуживают внимания взгляды Фомы на природу познания, на системность при обучении, также усвоенные Полоцким.

Одним из критериев значимости прожитой жизни для Аквинского служило количество прочитанных и написанных книг. Симеон последовательно воплощал в жизнь этот идеал: он собрал и прочитал (судя по ссылкам и цитатам в его сочинениях) огромную библиотеку, оставил обширнейшее рукописное наследие.

Полоцкий, обучавшийся в двух высших учебных заведениях, преподававший в братской школе в Полоцке, прибыл в Москву 33 лет от роду, в 1663 г., уже познакомившись с рядом философских и педагогических систем, обладая практическим опытом. В своей педагогической практике и теории он синтезировал элементы различных педагогических систем.

Одаренность Полоцкого-педагога не вызывает сомнений. При дворе царя Алексея Михайловича Симеон сумел выделиться именно благодаря своему педагогическому таланту. В 1664 г. Полоцкий по царскому указу обучает несколько человек по учебнику латинской грамматики португальского иезуита Альвареца. В 1665 г. он преподает в одной из первых греко-латинских школ в Москве. Греческий язык Полоцкий знал, возможно, недостаточно, но мог успешно преподавать латинский язык, грамматику, риторику, пиитику, логику, философию и богословие.

В 1667 г. Полоцкий был приглашен в наставники к царевичу Алексею, затем его учеником становится царевич Федор. Позже Полоцкому был поручен надзор за обучением царевны Софьи и малолетнего Петра (здесь он больше выступал в роли методиста — непосредственно обучал Петра грамоте Никита Зотов).

Умелый дидаскал преподает во дворце те же предметы, что и в Заиконопасской школе. Обучение идет успешно: Алексей легко овладевает латынью, Федор проявляет себя в стихосложении.

Стремление к широкой просветительской деятельности привело Полоцкого к подготовке ряда учебников и книг для чтения. Букварь 1679 г., подготовленный просветителем к семилетию юного Петра Алексеевича, открывался стихотворным предисловием, обращенным «к юношам, учитися хотящим». В нем Полоцкий произносит настоящий гимн чтению, вслед за Франциском Скориной уподобляя книгу «зерцалу души» и самого человека: Яко зерцало зрящему являет, каково лице его пребывает…

В 1678 г. Симеон открывает Верхнюю типографию, сплотив вокруг нее таких талантливых людей, как художник Симон Ушаков, гравер Афанасий Трухменский, писатель и редактор Сильвестр Медведев. В оформлении титульных листов своих книг Симеон ориентировался на киевлян И. Галятовского и Л. Барановича, стремившихся воспитывать и образовывать читателя с первой страницы, хорошо понимавших силу воздействия зрительных образов. В символико-эмблематическом духе задуманы писателем титульные листы «Вертограда многоцветного», «Обеда душевного», «Вечери душевной». Многие из входящих в них проповедей-наставлений посвящены проблемам воспитания. Полоцкий, как доказали исследователи, популяризирует в них прогрессивные педагогические идеи Эразма Роттердамского и Я. А. Коменского. (Четыре книги Эразма упомянуты в описи библиотеки Полоцкого — Медведева.) Не оставил без внимания Симеон ранний педагогический трактат Роттердамского «Гражданство обычаев детских».

В одной из проповедей он приводит в пример Златоуста, который «от самого детства обратися ко изысканию хитростей учений свободных, еже есть Грамматики, Риторики, Философии и прочих».

При всей широкой европейской образованности преподавателей Киевской коллегии в основе их педагогических взглядов лежал отечественный опыт, нашедший свое отражение в принципах народной педагогики. Многие из сентенций Полоцкого, посвященные вопросам нравственности и воспитания, близки народным поговоркам:

Дерево старое трудно пересаждати,

Такожде нравы старых измеияти…

Дерево младое удобно клонится,

Тако юноша всяческим учится.

(Ср. пословицу: «Гни дерево, пока оно молодое, учи дитя, пока оно малое».)

Близко Полоцкому и присущее народной педагогике признание большого значения домашнего воспитания. В этом он расходится с воспитательной нормой иезуитов, стремившихся полностью оторвать ученика от родительского дома.

Средневековый традиционализм Полоцкого сказался в его отношении к физическим наказаниям, которые он называл в числе основных средств воспитания. Нельзя обойти молчанием противоречивость педагогических взглядов Полоцкого, в которых воспевание человека как венца творения уживалось с подчеркиванием значения розги в воспитании. Схоласт Симеон воспринял немало гуманистических идей, но на формировании его взглядов сказался переходный характер времени.

Сразу после воцарения Федора писатель, видимо, начал работать над проектом устава («Привилегии») первого в Москве высшего учебного заведения. И хотя причастие Полоцкого к авторству «Привилегии» не доказано и серьезно оспаривается, анализ проекта показывает, что многие его пункты близки прогрессивным идеям просветителя. «Привилегия» была преподнесена царевне Софье в январе 1685 г., спустя пять лет после смерти Симеона, его любимым учеником Сильвестром Медведевым, унаследовавшим многие идеи своего учителя. Очевидно, вне зависимости от степени участия Полоцкого в составлении «Привилегии» им в значительной мере была подготовлена почва для создания академии, в известной степени подобной КиевоМогилянской.

  1. Пед. Мастерство: сущьность, структура, критерии, уровни и пути формирования

1. Сущность педагогического мастерства заключается в качествах личности самого педагога, которые обеспечивают его успешность. И, хотя, мастерство в своей творческой деятельности глубоко индивидуально, можно выделить общие компоненты педагогического мастерства: Общие основы педагогики: тексты лекций. Учебно-методическое пособие / Сост. И.О.Карелина, Н.Г.Смирнова. — Ярославль: ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2010. — 68 с.

Личностные качества педагога: высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям; педагогические способности: терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, педагогические способности в какой-либо области; профессиональная педагогическая направленность.

Профессиональные знания: знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение решать педагогические задачи.

Профессиональная педагогическая техника — совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания.

Компоненты педагогической техники: 1) умение педагога управлять своим поведением: владение мимикой, пантомимой; управление эмоциями, настроением; социально-перцептивные способности (способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия): внимание, наблюдательность, воображение; техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи); 2) умение воздействовать на личность и коллектив.

Таким образом, педагогическое мастерство — это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, но требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник / С.Д.Якушева. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — С.6.

Основой развития педагогического мастерства является сплав знаний и профессиональной направленности, условием успешности — педагогические способности, средством, придающим целостность профессиональной деятельности педагога, — умения в области педагогической техники.

В целом же, для каждого педагога мастерство — это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится.

2. Определение уровня педагогического мастерства

Основы педагогического мастерства, реализуемые в деятельности, это уже проявление профессионализма. Но судить о его уровне можно по тому, как решаются педагогические задачи и, в конечном счете, какие результаты будут достигнуты. Определение уровня педагогического мастерства невозможно без установления его показателей и формулировки критериев.

В зависимости от результатов можно выделить четыре уровня мастерства: Настольная книга преподавателя / Авт.- сост. И.Н.Кузнецов. — Минск: Современное слово, 2005. С.346-347.

1) репродуктивный (педагог умеет пересказать другим то, что знает сам, и так, как знает сам);

2) адаптивный (педагог умеет не только передать информацию, но и трансформировать ее применительно к особенностям объекта, с которым имеет дело);

3) локально моделирующий (педагог умеет не только передавать и трансформировать информацию, но и моделировать систему знаний по отдельным вопросам);

4) системно моделирующий знания (педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующую систему знаний по своему предмету).

Определение уровня педагогического мастерства невозможно без установления его показателей и формулировки критериев. По показателям педагогического мастерства можно судить об его уровне.

Показатели педагогического мастерства- то, по чему можно судить об его уровне.

Критерии педагогического мастерства — его отличительные признаки, которые могут быть использованы как мерило оценки педагогического мастерства.

Критерии обучающей деятельности педагога должны быть связаны с самыми главными компонентами учебного процесса, т.е. с компонентами дидактического базиса. Задача заключается в том, чтобы выделить наиболее существенное, что отражается в обучающей деятельности педагога в связи с каждым компонентом дидактического базиса. Это существенное и будет тем отличительным признаком, который можно использовать как одно из мерил оценки мастерства педагога. Очень важно, что в совокупности эти критерии позволяют осуществить всестороннюю оценку обучающей деятельности педагога. Таким образом, перечисленные критерии являются необходимыми и в то же время достаточными, чтобы определить уровень обучающей деятельности педагога.

2.Мастерство учителя на уроке: путь от замысла урока до его реализации. Творческое использование новаторского опыта