Софокл «Царь Эдип», «Антигона».

йцукенгшщзхъфывапролджэячсми

тьбюйцукенгшщзхъфывапролджэ

ячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапро лджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфыПЕТРИВНЯЯ ЕЛЕНА КАПИТОНОВНА

Кафедра мировой литературы

вапролджэячсмитьбюйцукенгшщзАНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

хъфывапролджэячсмитьбюйцукен

I курс

гшщзхъфывапролджэячсмитьбюй

цукенгшщзхъфывапролджэячсмит

ьбюйцукенгшщзхъфывапролджэя

чсмитьбюйцукенгшщзхъфывапрол

джэячсмитьбюйцукенгшщзхъфыв

апролджэячсмитьбюйцукенгшщзх

ъфывапролджэячсмитьбюйцукенг

шщзхъфывапролджэячсмитьбюйц

укенгшщзхъфывапролджэячсмить

бюйцукенгшщзхъфывапролджэячс

митьбюйцукенгшщзхъфывапролд

Оглавление

 

Занятие 1. Древнегреческая мифология………………………………………………………

3

Занятие 2.Древнегреческий эпос. Гомер «Илиада»……………………………………..

4

Занятие 3. Древнегреческий эпос. Гомер «Одиссея» ……………………………………

5

Занятие 4. Древнегреческая трагедия. «Орестея» Эсхила как одно из высших

достижений жанра………………………………………………………………………………………

6

Занятие 5. Древнегреческая трагедия. Софокл «Царь Эдип», «Антигона». …..

8

Занятие 6. Древнегреческая трагедия. Еврипид «Медея», «Ипполит».

 

Римская трагедия. Сенека «Федра»……………………………………………………………..

9

Занятие 7. Древнеаттическая комедия Аристофана ……………………………………

10

Занятие 8. Римский эпос. «Энеида» Вергилия ……………………………………………

12

Занятие 9. Римская лирика и еѐ жанровое своеобразие. Катулл. Гораций.

 

Овидий……………………………………………………………………………………………………..

17

Занятие 10. Античный роман. Лонг «Дафнис и Хлоя», Апулей

 

«Метаморфозы, или Золотой осел»……………………………………………………………

18

Занятие 11. Античность и современность ………………………………………………….

20

2

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Древнегреческая мифология

1.Понятие о мифе. Особенности мифологического мышления.

2.Аналитическая психология о мифе. Мифологические архетипы. Труды К.Юнга об архетипе.

3.Классификация мифологических сюжетов. Мифы космогонические, антропогонические, аграрные, героические и т.д.

4.Своеобразие античной мифологии. Древнегреческая теогония. От Хаоса к Космосу. Титаны и олимпийцы.

5.Героические мифы и мифы о культурном герое.

6.Аполлонизм как специфика древнегреческой культуры. Боги и мифологические герои, связанные с миром творчества. Аполлон, музы, Дионис, Орфей и др.

7.Историко-культурноезначение античной мифологии.

Литература

Тексты

Грейвс Р. Мифы Древней Греции. — М., 1992.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции (любое издание).

Мифы народов мира: В 2т.—М.,1980 (и последующие издания)Овидий. Метаморфозы. — М., 1972.

Исследования

Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. — М.,1957.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. — М.,1995.

Тахо-годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах и символах.—

М.,1998.

Элиаде М. Миф о вечном возвращении.— Спб., 1998.Юнг К. Архетип и символ.— М.,1991.

3

Занятие 2.Древнегреческий эпос. Гомер «Илиада»

1.«Гомеровский вопрос». История создания «Илиады». Сочетание исторических событий и мифологических сюжетов.

2.Идейно-тематическийкомплекс гомеровского эпоса. Авторская оценка и авторский идеал.

3.Жанрово-видоваяпринадлежность. Понятие об эпосе. Социальноисторическая основа эпоса. Жанровые контаминации.

4.Структура и компоненты сюжета гомеровской поэмы.

5.Особенности построения композиции «Илиады».

6.Какое место в сюжетно-композиционнойсистеме занимает описание щита Ахилла (XVIII гл.).

Определите жанровую специфику отрывка.

7. Каковы приемы создания образов героев в гомеровском эпосе. Зарождение индивидуальной характеристики у Гомера.

8.Сцена прощания Гектора и Андромахи, как пример зарождающейся лирики (VI гл. строки 394-495).Определите родовые признаки лирики и их проявление в данном отрывке.

9.Люди и боги в поэмах Гомера. Функции образов богов в поэмах.

10.Человек и судьба в произведениях Гомера. Боги и судьба.

11.Гуманизм Гомера в решении темы войны и мира, отношении к человеку.

12.Значение поэм Гомера для греческой и последующей европейской культуры.

Литература

Тексты

Гомер. Илиада.

Исследования

Вейль С. «Илиада», или Поэма о Силе // Новый мир. № 6. 1990. С.250-260.Лосев А.Ф. Гомер. — М.,1960.

Мелетинский Е. Происхождение героического эпоса. — М.,1963.Шталь И.В. Гомеровский эпос. — М., 1975.

Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. — М.,1983.

4

Занятие 3. Древнегреческий эпос. Гомер «Одиссея»

1.Многоплановость поэмы Гомера «Одиссея».

2.Идейно-тематическийкомплекс «Одиссеи».

3.Жанрово-видоваяпринадлежность «Одиссеи».

4.Сказочные мотивы в гомеровском эпосе.

5.Своеобразие композиции «Одиссеи».

6.Образы богов и их роль в судьбе героев поэмы.

7.Художественная многозначность образа Одиссея.

8.Эволюция эпического героя от «Илиады» к «Одиссее».

9.Женские образы в «Одиссее».

Тексты

Гомер. Одиссея (пер. В.А.Жуковского).Гомер. Одиссея (пер. В.В.Вересаева).

Исследования

Шталь И.В. ―Одиссея‖- поэма странствий. — М., 1978Мальчукова Т.Г. «Одиссея» Гомера и проблема ее изучения. —

Петрозаводск, 1983. Тахо-Годи А.А. «Одиссея» и еехудожественно-эстетическийсмысл. В кн.:

Гомер. Одиссея. — М.,1981, 1982

5

Занятие 4. Древнегреческая трагедия. «Орестея» Эсхила как одно из высших достижений жанра

1.Устройство греческого театра и театральных представлений.

2.Происхождение греческой трагедии и ее структура.

3.Эсхил как «отец трагедии». Его вклад в развитие жанра. Общая характеристика трагедий, созданных до «Орестеи».

4.Миф об Атридах как основа трилогии.

5.Рассмотрение каждой из частей трилогии в связи с остальными.

6.Наиболее важные вехи обработки мифа об Атридах в последующей драматургической традиции.

7.Основания активного обращение к трилогии Эсхила в современную эпоху.

Тексты

Эсхил. Орестея.

Исследования

Боннар А. Трагедия, Эсхил, Рок и справедливость// Греческая цивилизация.—

М.,1958. Кн. 1.

Головня В.В. История античного театра. — М.,1972.

Гусейнов Г.Ч. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия. —

М.,1982.

Ярхо В.Н. Античная драма: Технология мастерства. — М.,1990.

Ярхо В.Н. Эсхил. — М.,1958.

Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых

художественных произведений

Эсхил «Орестея» (пер. С.Апта)

«Орестея» («Агамемнон». Эписодий IV, Коммос)

1.Какие черты «вечного образа» Кассандры воплощены в приведенном диалоге?

2.Какая ритуальная модель определяет своеобразие художественной образности рассматриваемого драматического фрагмента?

6

«Орестея» («Хоэфоры». Эписодий III, Стасим III)

1.Как проявились в указанном эписодии выразительные возможности стихомифии? Найдите в тексте «Орестеи» другие примеры стихомифии. Каковы основания обращения к ней?

2.Изменилась ли роль хора в этом эписодии?

«Орестея» («Эвмениды». Коммос II)

1.Как в речах Афины проясняется название этой части трилогии?

2.Почему именно богине Афине отведена в этой части ведущая роль?

3.Почему в этом месте трилогии драматургу понадобился именно коммос?

7

Занятие 5. Древнегреческая трагедия. Софокл «Царь Эдип», «Антигона».

1. Образы трагических героев в драмах Софокла.

1. Анализ трагедии Софокла «Царь Эдип»: а) мифологическая основа трагедии;

б) комплекс «трагической вины» в произведении Софокла (объективные и субъективные причины вины главного героя);

в) проблематика трагедии (рок и свободная воля человека, проблема власти в трагедии).

2. Эволюция классической трагедии в творчестве Эсхила и Софокла.

Тесты

Софокл. Трагедии: «Царь Эдип», «Антигона» (любое издание, любой перевод).

Исследования

Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Античность и современность. — М.,1972.

Головня В.В. История античного театра .— М.,1972.

Топерник Т.Ф. Сентенция в различных элементах жанровой структуры трагедии Софокла // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. — М.,1990.

8

Занятие 6. Древнегреческая трагедия. Еврипид «Медея», «Ипполит». Римская трагедия. Сенека «Федра».

1.Новаторская роль Еврипида в античной драматургии.

2.Анализ трагедии «Медея»:

а) миф и отступление от традиционной мифологической формы; б) образ главной героини, особенности трагического конфликта.

3.Анализ трагедии «Ипполит»:

а) как трансформируется в трагедиях Еврипида комплекс «трагической вины»?

б) образы богов в трагедии Еврипида, их функции.

4.Интерпретация мифологического сюжета в трагедии Сенеки «Федра», отражение в ней философии стоицизма.

Тексты

Еврипид. Медея. Ипполит (любое издание, любой перевод).

Сенека. Федра (любое издание, любой перевод).

Исследования

Беляев Д.Ф. К вопросу о мировоззрении Еврипида. — Казань, 1978.

Гончарова Т.В. Еврипид. — М.,1986.

9

Занятие 7. Древнеаттическая комедия Аристофана

1.Происхождение древней аттической комедии и особенности ее структуры

2.Эпоха Аристофана в зеркале его комедий:

1)тема войны и мира в комедиях Аристофана («Ахарняне», «Мир», «Лисистрата»),

2)тема власти и народа («Всадники»),

3)философские и педагогические идеи времени («Облака»).

3.«Лягушки» Аристофана. Мастерство комедиографа:

1)условно-фантастическийхарактер фабулы,

2)пародийный элемент в комедии, гротеск и карикатура образов,

3)агоны и их роль в понимании эстетической позиции автора,

4)функции и образ хора.

4.Значение Аристофана в истории европейской комедийной традиции.

Тексты

Аристофан. Всадники. Облака. Лягушки.

Исследования

Головня В.В. Аристофан. — М.,1955.

Соболевский С.И. Аристофан и его время. — М.,1957.

Штейн А.Л. Веселое искусство комедии. — М.,1990.

Ярхо В.Н. Аристофан. — М.,1954.

Боннар А. Смех Аристофана // Боннар А. Греческая цивилизация.—М.,1994,

Т.2. Гл. VIII.

Ярхо В., Полонская К. Античная комедия. — М.,1979.

Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых

художественных произведений

«Облака» (Эписодий VII и VIII. Агон II)

1.Как в приведенных диалогах проявляется софистический принцип аргументации?

2.Как при этом меняются положение и роль главного героя?

10

Petrivnyaya-e.k.—antichnaya-lit_ (1) — Стр 2

3. Какова в эписодиях роль хора?

«Лягушки» (Агон)

1.Как проявляется в приведенном фрагменте структурное назначение агона?

2.Почему комедия содержит большой, разросшийся агон?

3.Какова в агоне роль бога театра Диониса?

4.Какие слабые места усматривают спорящие драматурги в прологах друг у друга?

5.Какую взаимную оценку получают у них хоровые партии?

6.В чем вы видите роль хора в трагедии и комедии?

7.

Гаспаров М.Л. «Занимательная Греция». М.,1995. С.195 – 198.

Прочтите статью «Комедия судит трагедию» из книги М. Гаспарова «Занимательная Греция». Подумайте над вопросами:

1.Почему комедия «судит» трагедию, а не наоборот? Как это связано со спецификой жанров?

2.Каков критерий оценки драматургии Эсхила и Еврипида, с которым соглашаются оба поэта?

3.Как оценивается драматургия Эсхила и Еврипида со стороны

содержания и формы?

4. Какова эстетическая позиция самого автора? Каким образом она выражена в комедии?

А. Боннар. Смех Аристофана

Ознакомьтесь с суждениями об Аристофане и своеобразии его комедий известного швейцарского ученого А.Боннара , автора знаменитого труда «Греческая цивилизация». Опираясь на прочитанный текст, ответьте на вопросы :

1.Приведите примеры из комедий Аристофана, свидетельствующие о «земледельческих» симпатиях автора.

2.Какие из аристотелевских героев, на ваш взгляд, подходят под определение А.Боннара – «персонажи-гибриды»?

3.Подтвердите наблюдениями над текстом аристофановских комедий, что его комедия и сатирична и лирична.

11

Занятие 8. Римский эпос. «Энеида» Вергилия

1.Мифологическая основа поэмы. Идеологическое значение мифа об Энее для эпохи императора Августа.

2.Синтез мифа и истории в поэме. События и лица римской истории и способы их введения в текст поэмы.

3.Морские странствия героя. Эней и Одиссей.

4.Четвертая книга поэмы. Эней и Дидона.

5.Шестая книга поэмы, ее роль в развитии истории героя.

6.Италийский период деятельности героя. Эней как человек судьбы.

7.Вергилий и Гомер. Своеобразие эпоса Вергилия.

Тексты

Публий Вергилий Марон. Энеида.

Исследования

Гаспаров М. Вергилий – поэт будущего//Вергилий. Буколики. Георгики.

Энеида.— М.,1979.

Ошеров С.А. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия //Античность и современность. — М.,1972.С.317-329.

Топоров В. Эней – человек судьбы. — М.,1993.

Шервинский С. Вергилий и его произведения // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида.— М.,1971.

Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых

художественных произведений

«Энеида». Книги IV и VI

Ответьте на поставленные вопросы:

1.Насколько различно отношение героев к предстоящей разлуке?

2.Как приведенный диалог характеризует индивидуальность героев и намечает дальнейший ход событий?

3.Какую роль в VI кн. «Энеиды» играют Сивилла и золотая ветвь?

4.Какой образ времени и пространства создает Вергилий с целью воплощения идеи метемпсихоза?

12

5.Как устами Анхиза определяется историческая миссия римского народа?

6.Какую роль «путешествие в Аид» играет в общей истории героя?

С.А.Ошеров. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия

Ответьте на поставленные вопросы:

1.Разделяете ли вы мнение С.Ошерова, что Вергилию не удалось сделать исход конфликта между Энеем и Дидоной достаточно убедительным и

для читателя страсть Дидоны остается «Существеннее и ценнее, чем миссия главного героя»?

2. Согласны ли вы с оценкой С.Ошеровым VI кн. как «переломной» в общей истории героя?

3.Как вы понимаете слова Энея, обращенные к Асканию, в которых герой подытоживает свою судьбу:

Учись у меня трудам и доблести, сын мой,

Быть счастливым учись у других.

В.Топоров. Эней – человек судьбы

Подумайте над следующими вопросами:

1.Какой смысл вкладывает В.Топоров в понимание «хтонизма» героя?

2.Какие сходные эпизоды у Гомера и Вергилия сравнивает В.Топоров? Согласны ли вы с их комментарием?

3.Находите ли вы удачным определение Энея как «человека судьбы»?

Ф.Зелинский. Из жизни идей. Спб.,1995.

Мотив разлуки (фрагмент) С.402-409

Ознакомьтесь с фрагментом статьи Ф.Зелинского, где сравнивается IV песнь «Энеиды» и «Послание Дидоны» Овидия. Ответьте на вопросы и выполните задание:

1.Как объясняет Ф.Зелинский различия в образах героинь у Вергилия и Овидия?

2.Почему общий замысел поэмы Вергилия требовал именно такого характера героини?

3.Как повлияла на образы героинь жанровая специфика каждого из произведений?

4.Приведите свои примеры в подтверждение или опровержение (в зависимости от вашей позиции) суждений Ф.Зелинского.

13

А.Ахматова. «Не пугайся – я еще похожей»

Прочитайте стихотворение А.Ахматовой. Подумайте над следующими вопросами:

1.С чем связано обращение А.Ахматовой к образам Энея и Дидоны?

2.Как соотносит А.Ахматова ценности страсти и исторической миссии вкупе со связанной с нею славой?

3.Почему А.Ахматова выбирает для эпиграфа именно эти строки из «Энеиды»?

Против воли я твой, царица, берег покинул.

«Энеида», книга шестая

Не пугайся, — я еще похожей Нас теперь изобразить могу,

Призрак ты – иль человек прохожий, Тень твою зачем-тоберегу.

Был недолго ты моим Энеем, Я тогда отделалась костром,

Друг о друге мы молчать умеем, И забыл ты мой проклятый дом.

Ты забыл те, в ужасе и в муке, Сквозь огонь протянутые руки И надежды окаянной весть.

Ты не знаешь, что тебе простили… Создан Рим, плывут стада флотилий И победу славословит лесть.

И.Бродский. Дидона и Эней

Ознакомьтесь со стихотворением И.Бродского и подумайте над рядом поставленных вопросов:

1.Почему в самом тексте стихотворения имена Энея и Дидоны не употребляются?

2.Какие реминисценции из «Энеиды» встречаются в образах стихотворения?

3.В чем смысл особого выделения последней строки?

14

4.Можно ли отнести это стихотворение И.Бродского к образцам философской лирики?

Великий человек смотрел в окно, а для нее весь мир кончался краем его широкой, греческой туники, обильем складок походившей на остановившееся море.

Он же смотрел в окно, и взгляд его сейчас был так далек от этих мест, что губы застыли. Точно раковина, где таится гул, и горизонт в бокале был неподвижен.

А ее любовь была лишь рыбой – может, и способной пуститься в море вслед за кораблем и, рассекая волны гибким телом, возможно, обогнать его… но он – он мысленно уже ступил на сушу.

и море обернулось морем слез. но, как известно, именно в минуту отчаянья и начинает дуть попутный ветер. И великий муж покинул Карфаген.

Она стояла перед костром, который разожгли под городской стеной ее солдаты, и видела, как в мареве костра,

дрожавшем между пламенем и дымом, беззвучно распадался Карфаген

задолго до пророчества Катона.

Элиот. Что такое классика ?

Вопросы литературы. 1988. №8. С.191-199

Ознакомьтесь с фрагментом эссе англо-американскогопоэта Т.С.Элиота. С этим текстом он обратился к членам Общества Вергилия, созданного в 1944 г. при Лондонском университете.

15

Подумайте над следующими вопросами:

1.Какую характеристику понятия «классика» предлагает в своем эссе Т.С.Элиот?

2.Согласны ли вы с Элиотом, что Вергилий как никто другой соответствует этой характеристике?

3.Какой смысл вкладываете вы в понятие «классик», «классика»?

4.Разделяете ли вы мнение Элиота об «истощающем» воздействии классики?

16

Занятие 9. Римская лирика и её жанровое своеобразие. Катулл. Гораций. Овидий.

1.Традиции древнегреческой лирики в римской поэзии.

2.Поэзия неотериков. Художественные открытия в лирике Катулла.

3.Философско-эстетическиевзгляды Горация и их отражение в его поэтической деятельности.

4.Жанровое своеобразие творчества Горация.

5.Разнообразие тематики одической поэзии Горация.

6.Концепция любви в элегиях Овидия.

7.Риторико-психологическиевариации влюбовно-мифологическихэлегиях сборника «Героини» Овидия.

8.Основные темы «Скорбных элегий» Овидия.

Тексты

Гай Валерий Катулл. Лирика.

Квинт Гораций Флакк. Оды. Сатиры. Эподы.

Публий Овидий Назон. Любовные элегии. Героини. Скорбные элегии.

Исследования

Борухович В.Г. Квинт Гораций Флакк. — Саратов, 1993.

Вулих Н.В.Овидий. — М., 1996.

Шталь И.В.Поэзия Гая Валерия Катулла. — М., 1977.

Ярхо В.Н., Полонская К.П.Античная лирика. — М., 1977.

17

Занятие 10. Античный роман. Лонг «Дафнис и Хлоя», Апулей «Метаморфозы, или Золотой осел».

1.Понятие о романе. Условность обозначения античных повествовательных текстов термином «роман».

2.Идейно-тематическоесвоеобразие романа Лонга.

3.Жанровые контаминации в произведении Лонга «Дафнис и Хлоя»

4.Основные мотивы в романе «Дафнис и Хлоя»

5.Система образов в произведении Лонга.

6.«Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея

1)фольклорно-сказочныемотивы в романе;

2)роль вставных новелл. Сказка об Амуре и Психее: аспекты прочтении ее содержания;

3)функции символов и аллегорий в раскрытии идейного содержания романа;

4)художественное воплощение философских концепций Платона в романе.

7.Отличия римского романа от греческого.

Тексты

Лонг. Дафнис и Хлоя

Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел

Исследования

Античный роман. Сб. статей. —М.,1969.

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетики.— М.,1975.С.,234-271.

Полякова С. Об античном романе // Тацит. Лонг. Петроний. Апулей.—

М.,1969. С.5-20

Вопросы для углубленного исследования фрагментов текста изучаемых художественных произведений

Лонг. Дафнис и Хлоя (фрагменты 13 – 19)

Прочитайте отрывки из романа Лонга «Дафнис и Хлоя». Приведите примеры ритмики повествовательного стиля Лонга и ответьте на следующие вопросы:

18

1.Какие симптомы пробудившегося в героях любовного чувства выделяет автор?

2.Что общего в ощущениях героев?

3.Какую роль в развитии этих чувств играет природа?

4.Какие черты пасторального романа проявляются в предложенных фрагментах?

Боннар А. Греческий роман

Ознакомьтесь с отрывком из книги А.Боннара «Греческая цивилизация», посвященным роману Лонга (С.639-643).Ответьте на вопросы и выполните задания.

1.Согласны ли вы с мнением А.Боннара. что античный роман был «одной из форм бегства»?

2.Если да, то аргументируйте: бегства от чего?

3.Найдите в тексте романа свидетельства того, что природа – «сообщница любви», как утверждает Боннар.

4.Оцените ритмику романной фразы в переводе С.Кондратьева. Приведите примеры поэтической рифмовки фраз.

19

Занятие 11. Античность и современность

Художественная интерпретация мифа об Атридах в античной,

западноевропейской, американской драматургии ХХ века

1.Трансформация популярного мифа о «проклятии рода Атридов» в древнегреческой, а также западноевропейской и американской драматургии ХХ века. Глубокое постижение архетипических образов в их сопряжении с философскими, эстетическими, социальнополитическими, психологическими проблемами современности.

2.Миф об Атридах. Художественные интерпретации мифа об Атридах трагическими поэтами Древней Греции в V веке до н.э. Справедливый божественный миропорядок и свободная воля человека как основа конфликта в трилогии Эсхила «Орестея». Идейный смысл трилогии.

3.Софокл «Электра». Осознание ограниченности возможностей человека перед непостижимыми законами мироздания. Проблема нравственного долга человека.

4.Еврипид «Электра», «Орест». Открытие сложного противоречивого мира человеческих чувств, психологическая направленность трагедий. Конфликт в душе человека. Изображение людей такими, «каковы они в действительности». Отражение в трагедии правды жизни, бытовых подробностей, снижающих героический пафос. Мотив безумия в трагедии «Орест» как расплата за пролитую кровь.

5.«Отец американской драмы» Юджин О’Нил как интерпретатор античного сюжета об Атридах. Соединение вечного с современным, проблем начала ХХ века с вневременными нравственными

категориями в трилогии «Траур — участь Электры» (1929-1931).Влияние психоаналитических теорий К.Г.Юнга на формальносодержательную структуру произведения О’Нила. Создание новой психологической драмы. Стремление драматурга выразить «греческое чувство судьбы в современном понимании». Основной конфликт трилогии. Мотив маски, назначение этого важного атрибута античного театра в драматургии ХХ века. Функция света. Музыкальное выражение идеи трилогии. Воплощение в трилогии американского драматурга эсхиловской идеи наследственного проклятия.

6.Философское осмысление античного сюжета в пьесе французского драматурга Жана Жироду «Электра» (1937).

Проблемы прошлого и настоящего, иллюзии и реальности. Вопрос о компромиссе, допустимости с точки зрения нравственности забвения прошлых

20

Petrivnyaya-e.k.—antichnaya-lit_ (1) — Стр 3

преступлений во имя спокойного настоящего. Парадоксальное столкновение разных мироощущений в драме-дисскуссии.

7.Экзистенциальные идеи французского драматурга Жана-Поля Сартра и их отражение в пьесе «Мухи» (1942).

Экзистенциалистский смысл пьесы «Мухи»: перерастание трагедии «ответственности за других» в драму выбора себя и одиночества. Отражение в литературносценической истории мифа об Атридах различных философских моделей и психологических нюансов, синтезирующих инвариантную версию «вечного» сюжета с проблемами современности.

Тексты

Еврипид. Трагедии в2-хт. — М., 1980.

Софокл. Трагедии. — М., 1990.

Эсхил. Трагедии. — М., 1989.

Жироду Ж. Пьесы. — М., 1981.

О′ Нил Ю. Траур — участь Электры: Трилогия. — М., 1975.

Сартр Ж.П. Избранные произведения. — М., 1992.

Античность и современность сквозь призму мифа об Атридах / Сост., автор

вступит. ст. и примечаний С.М. Пинаев. — М., 1996.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. — М.,1975.

Исследования

Анненский И.Ф. Художественная обработка мифов об Орестее, убийце матери, в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида. — Журнал Министерства народного просвещения, 1900, № 7 и 8.

Андреев Л.Г. Жан-ПольСартр. Свободное сознание и ХХ век. — М., 1994.Гусейнов Г.Ч. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия.— М.,

1982.

Коренева М. М. Творчество Юджина О′ Нила и пути американской драмы. — М.,1990.

Кузнецов В.Н. Жан-ПольСартр и экзистенциализм.— М., 1970.

Михайлов А.Д. ПутьЖироду-драматурга //Жироду Ж. Пьесы. — М., 1981.Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. — М.,1978.

Ярхо В.Н. Античная драма. Технология мастерства. — М., 1990.Ярхо В. Н. Древнегреческая литература. Трагедия. — М., 2000.

21