Связь способностей и одаренностью со склонностью к определенному виду деятельности. Компенсация способностей. В тетради

Проблема индивидуальных различий в трудах Б.М.Теплова, В.Д.Небылицына, В.С. Мерлина,В.М. Русалова

Основные подходы к пониманию способностей. Общие и специальные способности

В психологии существует два основных подхода к пониманию способностей, их происхождения и места в системе деятельности, психики и личности.

Деятельностный подход

Первый подход можно условно назвать деятельностным, и за ним стоят работы многих отечественных исследователей, начиная с Б. М. Теплова. Второй подход является не менее разработанным, сочетающимся с первым, но именуется как знаниевый. Проблемы способностей также изучали А. Р. Лурия (1902-1977), П. К. Анохин (1898-1974), В. Д. Небылицин (1930-1972) и др.

Начнем с позиции Б. М. Теплова, работа которого по психологии музыкальных способностей, выполненная в 1940-х гг., не потеряла своей научной значимости, и в наши дни.

Подчеркивая связь способностей с успешной деятельностью, следует ограничить круг индивидуально-варьирующих особенностей только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Способных людей от неспособных отличает более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности. Хотя внешне способности проявляются в деятельности: в навыках, умениях и знаниях личности, но в то же время способности и деятельность не тождественны друг другу. Так, человек может быть хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности. Например, на экзамене в Академию художеств В. И. Сурикову было отказано в обучении, так как, по мнению экзаменаторов, у него полностью отсутствуют способности к изобразительной деятельности. Инспектор Академии, просмотрев представленные им рисунки, заявил: “За такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить”. Ошибка преподавателей Академии заключалась в том, что на экзамене они оценивали вовсе не способности, а лишь наличие определенных навыков и умений рисования. В дальнейшем Суриков делом опроверг эту ошибку, овладев в течение 3 месяцев нужными умениями и навыками, в результате чего те же педагоги сочли его на этот раз достойным зачисления в Академию. Таким образом, можно сказать, что способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, и также то, как эта деятельность выполняется.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Из этого следует принципиально важная авторская позиция: понятие способности является динамическим, т.е. существующим только в изменении, развитии, только в соответствующей целенаправленной деятельности.

Как отмечает А. В. Петровский, по отношению к навыкам, умениям и знаниям человека способности выступают как некоторая возможность. Здесь можно провести аналогию с брошенным в землю зерном, превращение которого в колос возможно лишь при многих условиях, благоприятствующих его развитию. Способности — лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Так, например, выявившиеся у ребенка математические способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок станет великим математиком. Без соответствующих условий (специальное обучение, творчески работающие педагоги, возможности семьи и т.д.) способности заглохнут, так и не развившись. Неизвестно, сколько гениев так и не было признано обществом. Показательной может быть история жизни Альберта Эйнштейна, который в средней школе был весьма заурядным учеником.

Однако знания, умения и навыки остаются внешними по отношению к способностям только до тех пор, пока они не освоены. Обнаруживаясь в деятельности по мере ее освоения личностью, способности развиваются дальше, формируя в деятельности свою структуру и своеобразие. Математические способности человека никак не обнаружатся, если он никогда не учил математики: их можно установить только в процессе усвоения им чисел, правил действий с ними, решения задач и т.п. Известны, например, феноменальные счетчики — лица, которые с чрезвычайной быстротой производят в уме сложные вычисления, обладая при этом весьма средними математическими способностями.

Знаниевый подход

Обратимся ко второму психологическому подходу, к пониманию связей способности и деятельности. Его главное отличие от предыдущей концепции заключается в фактическом приравнивании способностей к наличному уровню знаний, умений и навыков. Такой позиции придерживался советский психолог В. А. Крутецкий (1917-1989).

Знаниевый подход акцентирован как бы на операциональном аспекте способностей, тогда как деятельностный выделяет динамический аспект. Но ведь быстрота и легкость развития способностей обеспечена только соответствующими операциями и знаниями. Так как формирование начинается не “с нуля”, оно не предопределено врожденными задатками. Соответствующие знания, навыки и умения личности фактически не отделимы от понимания, функционирования и развития способностей. Поэтому многочисленные работы “знаниевого” подхода, посвящены математическим, умственным, педагогическим способностям, как правило, широко известны и перспективны.

Общие и специальные способности:

Общими называют способности человека, которые в той или иной мере проявляются во всех видах его деятельности. Таковыми являются способности к обучению, общие умственные способности человека, его способности к труду. Они опираются на общие умения, необходимые в каждой области деятельности, в частности такие, как умение понимать задачи, планировать и организовывать их исполнение, используя имеющиеся в опыте человека средства, раскрывать связи тех вещей, к которым относится деятельность, овладевать новыми приемами работы, преодолевать трудности на пути к цели.

Под специальными понимают способности, которые отчетливо проявляются в отдельных, специальных областях деятельности (например, сценической, музыкальной, спортивной и т.п.).

4.Роль специальных способностей в успешности овладения студентами гуманитарных, естественных и инженерно- техническими профессиями В ТЕТРАДИ

6 стр., 2647 слов

Задатки и способности человека

... овладевания знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способности. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с ... неспособность к данному виду деятельности. Вот почему способность нельзя свести к одному какому- либо свойству (хорошее цветоразличие, чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.) Она ...

Связь способностей и одаренностью со склонностью к определенному виду деятельности. Компенсация способностей. В тетради

Заниматься той или иной деятельностью приходится не только людям, имеющим соответствующие способности, но и тем, кто их не имеет. Если человек будет вынужден продолжать занятия этой деятельностью, он сознательно или неосознанно станет компенсировать недостаток способностей, опираясь на свои сильные стороны. По наблюдениям Е.П.Ильина, компенсация может осуществляться либо через дополнительно приобретаемые знания или умения, либо через формирование типического стиля деятельности, либо через другую, более развитую способность. Так, если ученику не дается математика, он может начать заниматься дополнительно, или выработать собственный нестандартный стиль решения задач, или перейти в гуманитарный класс, где этому предмету уделяется не столь много внимания. Возможность широкой компенсации одних свойств другими ведет к тому, что относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает вероятности успешного выполнения деятельности, наиболее тесно с ней связанной. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека.

Например, своеобразной музыкальной способностью является так называемый музыкальный слух (абсолютный слух).

Он выражается в том, что человек может узнавать высоту отдельных звуков, не прибегая к сравниванию их с другими звуками, высота которых известна. Имеются веские основания для того, чтобы видеть в абсолютном слухе типичный пример врожденной способности, т. е. такой способности, в основе которой лежат врожденные задатки. Однако при отсутствии абсолютного слуха можно, опираясь на другие способности (относительный слух, тембровый слух и др.), выработать умение, которое в других случаях достигается на основе абсолютного слуха. Подобный эксперимент был осуществлен отечественными психологами, которые отобрали пятьдесят человек в специальный класс музыкальной школы. Отличие учеников этого класса состояло в том, что они были совершенно лишены музыкального слуха. Но, занимаясь по специальной методике, ребята смогли достаточно успешно окончить школу и играли на музыкальных инструментах не хуже, чем учащиеся с абсолютным слухом. Психические механизмы узнавания высоты звуков при настоящем абсолютном слухе и при специально выработанном, так называемом псевдоабсолютном слухе будут совершенно различными, но практические результаты оказываются в некоторых случаях совершенно одинаковыми.

Подход к изучению темперамента в психологических школах , В.С. Мерлина,В.М. Русалова

В. С. Мерлин выделил 9 основных параметров темперамента, которые можно наблюдать без специальных средств диагностики:

1) эмоциональная возбудимость;

2) возбудимость внимания;

3) сила эмоций;

4) тревожность;

5) реактивность непроизвольных движений (импульсивность);

6) активность волевой, целенаправленной деятельности;

7) пластичность — ригидность;

5 стр., 2408 слов

Связь темперамента человека с его поведением в экстремальных ситуациях

... врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не ...

8) резистентность (сопротивляемость);

9) субъективация (пристрастность).

Однако не все перечисленные характеристики могут быть отнесены к темпераменту однозначно: например, возбудимость внимания характеризует познавательные процессы, волевая активность и субъективация — свойства характера.

Теория формально-динамических свойств личности

Специальную теорию индивидуальности, объясняющую формально-динамические характеристики личности, разработал В. М. Русалов, который уточнил некоторые положения концепции В. С. Мерлина. Согласно представлениям В. М. Русалова, темперамент — психосоциобиологическая категория, базовое образование психики, определяющее все богатство содержательных характеристик человека.

Характеристика темперамента:

1) темперамент отражает формальный аспект деятельности и не зависит от её цели, смысла, мотива;

2) характеризует индивидуально-типичную меру энергетического напряжения и отношение к миру и себе;

3) универсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности;

4) может проявляться уже в детстве;

5) устойчив в течение длительного периода жизни человека;

6) высоко коррелирует со свойствами биологических подсистем (нервной, гуморальной, телесной и т.д.);

7) передается по наследству.

В. М. Русалов при создании своей теории темперамента опирался на учение П. К. Анохина об акцепторе действия (функциональной системе порождения и коррекции любого поведенческого акта) и на данные нейропсихофизиологии. В соответствии с четырьмя блоками функциональной системы П. К. Анохина: 1) афферентного синтеза (сбора сенсорной информации по всем каналам), 2) программирования (принятия решения), 3) исполнения и 4) обратной связи, — В. М. Русалов выделил четыре формально-динамических свойства темперамента:

эргичность (выносливость),

пластичность,

скорость,

эмоциональность (чувствительность).

В. М. Русалов обращал внимание на то, что взаимодействие человека с предметным (субъект-объектным) и социальным (субъект-субъектным) влияет на формирование разных формально-динамических характеристик. Поэтому прежде всего В. М. Русалов выделяет 8 блоков, образующих структуру темперамента:

1. Предметная эргичность — желание умственного и физического напряжения, избыток или недостаток сил.

2. Социальная эргичность — открытость для общения, широта контактов, легкость установления связей.

3. Предметная пластичность — вязкость или гибкость мышления, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию.

4. Социальная пластичность — сдержанность или расторможенность в общении.

5. Предметный темп — это скорость моторно-двигательных операций.

6. Социальный темп — речедвигательная активность, способность вербализации.

7. Предметная эмоциональность — мера чувствительности к расхождению результата реального и желаемого.

26 стр., 12603 слов

Динамика изменения влияния акцентуации характера на формирование ...

... основополагающим аспектом в становлении взрослеющей личности, обуславливает общественно значимое поведение и деятельность. Проблема акцентуации характера у подростков является актуальной научно-практической ... характерологические особенности. Предмет исследования: динамика изменения влияния акцентуации характера на формирование личности подростка. Цели работы: рассмотреть такие вопросы, как ...

8. Социальная эмоциональность — ощущение уверенности в процессе общения, мера тревоги по поводу неудач в общении.

На основе данной теории В. М. Русалов разработал методику «Опросник структуры темперамента» (ОСТ).9.Критериальные учебные ситуации , дифференцирующие учащиеся по силе-слабости нервной системы

В ТЕТРАДИ

Соотношение темперамента и характера

Происхождение слов

Слово «характер» происходит от греческого character (печать, знак, чеканка).

Смысл этого слова хорошо виден в словосочетании «характерные особенности» (яркие и информативные особенности) и глаголе «характеризовать» (давать краткое и информативное описание какого-то объекта, в том числе с помощью каких-то ярких эпитетов).

Слово «темперамент» латинского происхождения (temperamentum — надлежащее соотношение частей, упорядоченность, соразмерность).

Изначально это слово употреблялось для обозначения типов людей, так оно употребляется и сейчас.

Характер и темперамент в обиходе

Говоря о характере, обычно подразумевают те свойства личности, которые накладывают определенный яркий отпечаток на все ее проявления. Характер выражают специфическое для личности отношение к миру, другим людям, животным, объектам и явлениям. Именно в этом смысле обычно говорят, что у человека плохой характер или хороший, благородный или низкий, и т. п.

Если говорят, что такой-то человек бесхарактерный, то желают этим сказать, что у него нет такого внутреннего стержня, который определял бы поведение, нет четко выработанной системы отношений к окружающему. Бесхарактерный человек — это человек, лишенный внутренней определенности, детерминированности. Каждый поступок бесхарактерного человека зависит больше от внешних обстоятельств, чем от него самого.

Человек с характером, напротив, выделяется прежде всего определенностью своего отношения к окружающему., выражающейся в определенности его действий и поступков. Поведение человека с характером в очень значительной степени можно спрогнозировать.

В обиходе нельзя услышать слово «бестемпераментный» или «человек с темпераментом», то есть подразумевается что темперамент есть всегда. Однако часто можно услышать про какого-то человека, что он «темпераментный» (активный и бурно реагирующий, возможно неуравновешенный).

От отождествления до противопоставления

А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев (1957) отмечают, что вопрос о соотношении темперамента и характера ставился многими психологами. Авторы выделили четыре группы мнений:

— отождествление темперамента и характера

— противопоставление темпераменту характера, установление между ними антагонистических отношений

— признание темперамента элементом характера

— признание темперамента основной природой характера

7 стр., 3419 слов

Особенности проявления темперамента в спорте

... высшей нервной деятельности, который образуется в результате комбинации врожденных особенностей и условий воспитания. Генотип Павлов связал с понятием «темперамент», а фенотип – с понятием «характер». Психологические аспекты темперамента он назвал характером. ...

Точка зрения 1. Темперамент = Характер

Кречмер, выводя темперамент из особенностей телесной конституции, отождествляет его с характером личности.

Такое отождествление распространено в западной психологии, где темперамент не выделяется как самостоятельное понятие, а выступает в качестве синонима понятий «характер» и даже «личность». Такую точку зрения можно найти у авторов: R. Cattell, H. Eber, M. TatsuoKa, Н. Eysenk, А. Ф. Лазурский. Последний отождествлял темперамент и характер, относя их к эндопсихике, характеризующей врожденный запас физических и духовных сил. Лазурский считал, что эндопроявления выражают внутренние, субъективные соотношения между психофизиологическими элементами данной личности, и в то же время они всегда связаны с индивидуальными особенностями центральной нервной системы.

Точка зрения 2. Темперамент противоположен характеру

Темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности. Характер же — это проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции. Между первичной реакцией, образующей «первичную индивидуальность», и вторичной реакцией, или «вторичной индивидуальностью», возникает антагонизм. Вторая тормозит первую. Темперамент не входит в характер, последний находится в антагонистических отношениях с первым. Развитие личности свершается как преодоление темперамента характером, преобразование первого под влиянием второго. Личность как бы раздваивается, отдельные ее свойства противопоставляются друг другу. При этом характер может вступать в конфликт с темпераментом. Темперамент связывается с сочетанием его свойств, обеспечивающих гармоничность в развитии индивидуальности, характер же связывается с акцентуацией его черт.

Такую точку зрения можно найти у авторов: П. Викторов, Н. Д. Левитов, Д. В. Ермолович.

Устойчивость к неблагоприятных психическим состояниям (стресс , утомление, монотония, психическое пресыщение) и индивидуально- типологические особенности

Эффективность деятельности спортсменов может снижаться при развитии у него перед деятельностью или в ходе нее неблагоприятных психофизиологических состояний тревоги, страха, монотонии, психического пресышения, утомления, фрустрации. Устойчивость к этим состояниям (время, через которое они появляются, интенсивность выраженности) у разных спортсменов неодинаковая, что обусловлено рядом факторов, в том числе и типологическими особенностями свойств нервной системы, имеющимися у спортсмена. При этом спортсмены устойчивы к одному состоянию, но не устойчивы к другим, что зависит от того, какие типологические особенности у них имеются. Таким образом, у каждого спортсмена проявляется специфическая устойчивость к тому или иному состоянию.

Состояние психической напряженности небольшой и средней интенсивности повышает эффективность деятельности у всех спортсменов, независимо от типологических особенностей. Однако при большом психическом напряжении раньше ухудшается эффективность деятельности у спортсменов со слабой нервной системой и с преобладанием возбуждения по внешнему балансу, так как у них быстрее возникает запредельное торможение.

2 стр., 989 слов

Темперамент и стиль деятельности.Типы темперамента и их психологическая ...

... нервной деятельности: 1) «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы- соответствует темпераменту холерика); 2) «живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы соответствует темпераменту ... моторики сангвиника: · подвиж........ Список литературы 1. Батаршев А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - ...

Состояние страха (боязнь) легче развивается у спортсменов, имеющих слабую нервную систему, подвижность торможения и преобладание торможения по внешнему балансу. Обусловлено это тем, что спортсмены со слабой нервной системой более тревожны, мнительны, более чувствительны к внешним факторам.

Состояние утомления позже развивается у лиц со слабой нервной системой и инертностью нервных процессов. Это объясняется тем, что субъекты со слабой нервной системой работают более экономично, то есть тратят на единицу произведенной работы меньше энергии.

Состояние монотонии (скуки), являющееся спутником учебно-тренировочного процесса, особенно при отработке техники выполнения упражнений, а также при использовании объемных нагрузок в циклических особенности мотивации спортсменов подросткового возраста, занимающихся командным и индивидуальным видами спорта">видах спорта, быстрее развивается у спортсменов с сильной нервной системой, подвижностью нервных процессов, преобладанием возбуждения по внешнему балансу и преобладанием торможения по внутреннему балансу. Спортсмены с противоположными типологическими особенностями более устойчивы к однообразной тренировочной работе, следовательно, более длительное время сохраняют интерес к выполняемой работе, дольше удерживают внимание на оптимальном уровне.

Состояние психического пресыщения, выражающееся в отвращении к выполняемой деятельности, в раздраженности спортсмена, более характерно для лиц, имеющих слабую нервную систему, хотя может возникнуть и после состояния монотонии, если работа не прекращается.

Состояние фрустрации у спортсменов с сильной нервной системой развивается, как правило, лишь после нескольких неудачных выступлений на соревнованиях и проявляется не только в разочаровании, но и в стремлении доказать их случайность. У спортсменов со слабой нервной системой состояние фрустрации может возникнуть и при одной-двух неудачах и проявляется чаще всего в астенической форме (спортсмен перестает верить в свои силы и может прекратить занятия спортом).

Типологические особенности, с одной стороны, влияют на склонность (потребность) к определенному характеру спортивной деятельности (кратковременной интенсивной, длительной умеренной, связанной или не связанной с риском, страхом), а с другой — являются задатками способностей к этой же деятельности и устойчивости к неблагоприятным состояниям. Таким образом, способности и устойчивость к состояниям подкрепляют мотив выбора вида спорта, обеспечивая эффективность деятельности и удовлетворенность занятиями, укрепляя тем самым мотив/интерес к занятиям, выбранным видом спорта. Укрепление интереса побуждает спортсмена увлеченнее, с большей самоотдачей тренироваться, что сказывается и на спортивных результатах.

7 стр., 3041 слов

Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем

... условно-рефлекторной деятельности: . надстроечный, регулирующий состояние мозга и создающий определенный уровень возбудимости и работоспособности нервных центров; ... и такое направление, как физиология центральной нервной системы. Цель контрольной работы - раскрыть понятие ... чтобы раздражитель, используемый в качестве условного, был слабее безусловного. . Для выработки условного рефлекса необходимо ...

Наличие опосредованной типологическими особенностями связи между склонностями и способностями объясняет, почему в разных видах спортивной деятельности подбираются спортсмены с определенной типологией: в видах спорта, связанных главным образом с проявлением быстродействия, — со спринтерской типологией; в видах спорта, требующих проявления скоростной выносливости, — с типологией терпеливых и так далее Очевидно, это является следствием двух факторов: выбора деятельности по склонности и естественного отбора (уход из данного вида спорта лиц, типология которых не обеспечивает необходимых для данной деятельности способностей).

Конечно, эта схема не объясняет всех причин выбора конкретного вида спорта. Выбор вряд ли происходит с учетом только одного фактора (в данном случае — склонности, обусловленной типологическими особенностями), что приводит к расхождению склонностей со способностями. Например, выбор спортивных игр может быть обусловлен не только склонностью к разнообразным ситуациям, но и потребностью человека в общении, в совместной деятельности. Выбор же индивидуальных видов спорта может быть связан с тем, что человек хочет, чтобы его достижения зависели только от усилий его самого, а не от удачных или неудачных действий другого.