Игра на занятиях изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте………………………………………………………….10

1.1.Понятие творческих способностей..……………………………………….10

1.2.Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте…………………………………………………..………………………17

1.3. Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста……..23

Выводы по первой главе……………………………………………………..28

Глава 2. Игра на занятиях по изобразительной деятельности как средство развития творчества дошкольников……………………………30

2.1.Игра и ее роль в развитии творчества дошкольников средней группы…………………………………………………………………………..30

2.2.Игра в изобразительной деятельности дошкольников…………………37

2.3.Развитие творческих способностей на занятиях изобразительной деятельности через игру……………………………………………………….42

Выводы по второй главе..…………………………………………………….47

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у дошкольников в процессе игры на занятиях изобразительной деятельности………………………………………………48

3.1.Констатирующий эксперимент ……………………………………………48

3.2. Формирующий эксперимент………………………………………………57

3.3. Контрольный эксперимент…………………………………………………64

Заключение……………………………………………………………………..71

Литература…..………………………………………………………………….74

Введение

Главным отличием человека от других живых существ является его способность воздействовать на окружающую действительность, преобразовывая ее. В процессе взаимодействия человека с окружающим миром и людей друг с другом формируются различные формы общественного сознания, одной из которых является искусство. По определению Ю.Б. Борева, искусство — это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой есть эстетическое содержание, художественная концепция мира и личности [2;57-59].

Одной из функций искусства является воспитательная. Художественные образы воспитывают определенные отношения к явлениям и событиям, помогают глубже познавать действительность. В результате взаимодействия с произведениями искусства у человека формируется художественный вкус, развивается способность видеть и понимать прекрасное не только в искусстве, но и в реальной жизни. Воспитание средствами искусства имеет большое значение и для нравственного развития личности. По мнению Ю.Б. Борева, «… искусство, если не побояться тавтологии, готовит из человека человека (воздействует комплексно на ум и сердце, и нет такого уголка человеческого духа, которое оно не могло бы затронуть своим влиянием)» [2;270-271].

3 стр., 1472 слов

Психолого-педагогические аспекты развития исследовательских способностей ...

... способностей старшего дошкольника и совершенствования его исследовательской активности. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает изобразительная деятельность, ... практика показывает, что большие возможности для формирования творческих, изобразительных способностей предоставляют занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. ...

Одним из видов искусства является изобразительное искусство, определяемое как «художественное отражение действительности в зрительно воспринимаемых образах» [22;15]. Исследователи (Т.Б. Братская, Т.Е. Гомза, Е.В. Горбатова, Л.Б. Горунович и др.) отмечают значительную роль изобразительного искусства в воспитании и развитии ребенка, в том числе, ребенка дошкольного возраста. В процессе восприятия произведений изобразительного искусства у детей развивается способность эмоционально переживать его содержание, выражать свое отношение к произведению, формируются представления о художниках, о средствах художественной выразительности. Детей дошкольного возраста знакомят с книжными иллюстрациями, народной игрушкой.

В содержание работы с детьми среднего дошкольного возраста входит обучение их рисованию, лепке, аппликации, конструированию. По мнению Т.Б. Братской, Л.Б. Горунович, Т.С. Комаровой, и др., детские рисунки, аппликации, вылепленные изделия нельзя считать произведениями искусства, так как они не обладают объективной значимостью и не представляют собой объективной ценности. Применительно к детям дошкольного возраста уместно употребление термина «изобразительная деятельность».

Обучение детей различным видам изобразительной деятельности (рисование, лепка, создание аппликаций, конструирование) должно быть не самоцелью, а средством развития личности ребенка. В процессе изобразительной деятельности совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус. И.А. Лыкова отмечает, что изобразительная деятельность способствует формированию творческой и исследовательской активности ребенка. Если взрослый не будет поддерживать и развивать данные виды активности, в том числе, в изобразительной деятельности, есть вероятность их угасания. В процессе создания продукта изобразительной деятельности развивается мелкая моторика кистей рук ребенка, что положительно сказывается и на интеллектуальном развитии. Е.В. Горбатова указывает на то, что изобразительная деятельность является действенным средством развития воображения благодаря своему преобразующему и созидательному характеру.

В педагогической науке имеются исследования, посвященные различным аспектам проблемы формирования изобразительной деятельности ребенка. Так Т.С. Комарова считает, что основная цель обучения рисованию в дошкольном учреждении — научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных представлений. Для того чтобы ребенок научился изображать предметы и явления, необходимо, с одной стороны, учить анализировать увиденное, обследовать предметы, выделять их особенности (цвет, форма, пропорции), с другой стороны, обучать техническим приемам создания рисунка.

И.А. Лыкова рекомендует знакомить детей с нетрадиционными способами рисования, показывать малышу, что следы на бумаге могут оставлять помимо карандаша и другие предметы (кисточка, ватная палочка или пальчик, если их окунуть в краску).

7 стр., 3250 слов

Клинико-психологическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста

... исследования). 2. Стребелева Е. А.Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего возраста и дошкольного возраста : пособие для учителя-дефектолога : учеб. пособие для ... ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)   Б1.В.ОД.7 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА образовательной программы по направлению подготовки бакалавриата Психолого-педагогическое образование ...

Также следует постепенно показывать новые способы изображения: вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, замкнутые и спиралевидные формы. Обязательно обыгрывать и наполнять смыслом все, что появляется на листе: солнышко светит, тучка приплыла — все небо закрыла, дождик кап-кап — лужа, травка-муравка, дорожки — по ним ножки бегут — топ-топ-топ и т. д.

По мнению М. В. Ермолаевой, изобразительная деятельность ребенка (как и другие продуктивные виды деятельности) генетически связана с игрой. Большое значение игровой деятельности для развития ребенка раннего и дошкольного возраста отмечали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и др. В игре раскрываются потенциальные способности ребенка, формируются ценностные ориентации, потребности и мотивы, различные умения и навыки. Источник, питающий игру, — взаимоотношения ребенка с окружающим миром — миром вещей, предметов и миром человеческих отношений. Как указывает С.Л. Рубинштейн, развитие ребенка в игре прямо или косвенно обеспечивает взрослый: либо выступая объектом для наблюдения (малыш печет пирожки из песка, подражая выпечке пирожков матерью), либо специально создавая игры, которые бы «стали для него (ребенка) подготовкой к жизни, первой школой его ранних и детских лет, средством его воспитания и обучения» [30; 494].

Тесную связь игры с изобразительной деятельностью отмечает Т.С. Комарова. По ее мнению, различные виды игр — сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, подвижные таят в себе огромные возможности для обогащения детского творчества, в том числе, изобразительного. Для сюжетно-ролевых игр можно нарисовать или вылепить угощения для кукол, фрукты, овощи и др. В свою очередь впечатления, полученные в процессе сюжетно-ролевой игры, можно отразить в продукте изобразительной деятельности, создать рисунок на тему подвижной игры.

Е.В. Соловьева и С.Г. Якобсон считают, что в развитии изобразительной деятельности игра используется для решения двух основных задач: заинтересовать ребенка названным видом деятельности и обеспечить малышу естественный переход от обучения к игре. Авторы выступают с критикой традиционной методики обучения детей рисованию. По их мнению, задания, предлагаемые детям, недостаточно мотивированы. Ребенку может быть непонятно, для чего (кого) нужно изображать дождик, баранки, или «зажигать огоньки», а деятельность, лишенная смысла, не может быть успешной. Разрешение данной проблемы авторы видят в совмещении изобразительной деятельности и сюжетно-ролевой игры.

По нашему мнению, актуальной является проблема организации собственно изобразительной деятельности в игровой форме, которая, как показывает анализ источников, решена не в полной мере, особенно применительно к детям среднего дошкольного возраста. Так О. Эльдемель разработаны графические игры, однако автор, к сожалению, не указывает, для какого возраста они предназначены [48]. Дидактические игры и упражнения, позволяющие развивать изобразительную деятельность дошкольников, имеются и у Е.В. Казариной. В процессе названных игр ребенок знакомится с растительным и животным миром, предметами быта, видами транспорта, учится изображать названные объекты, человека и его настроение. В рабочей тетради Е.В. Горбатовой «Сам себе художник» серии «Я хочу учиться» также представлены сюжетно-игровые задания на формирование различных умений изобразительной деятельности, развития творческих способностей ребенка [5]. Однако названные средства обучения предназначены для старших дошкольников, их содержание слишком сложно для овладения детьми четырех-пяти лет.

11 стр., 5391 слов

Особенности формирования художественно-изобразительных навыков ...

... - изобразительной деятельности дошкольников 2. Организовать педагогическую работу по ознакомлению детей с натюрмортом и книжной графикой. Гипотеза исследования: мы полагаем, что специально организованная программа будет способствовать развитию художественно-изобразительных способностей ...

Сказанное актуализирует проблему разработки развивающих игр для развития изобразительной деятельности у детей среднего дошкольного возраста, содержание которых было бы мотивировано для ребенка, а также направлено на формирование умений одного или нескольких видов изобразительной деятельности детей, развития предпосылок творчества.

Анализ литературы и практический опыт педагогов по развитию творчества дошкольников позволили выявить противоречие: в практике дошкольных учреждений воспитатели часто используют игровые приемы, однако для развития творчества ребенка игры практически не применяются. Существует множество игровых приемов и упражнений для развития художественных творческих способностей детей дошкольного возраста, однако в практике дошкольных образовательных учреждений они практически не применяются.

Проблема исследования: как развивать творческие способности дошкольников посредством игры на занятиях изобразительной деятельности?

Объект: развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности.

Предмет: значение игровых методов и приемов на занятиях изобразительной деятельности для развития творческих способностей дошкольников четырех — пяти лет.

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность влияния игры на занятиях изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза: если организовать педагогический процесс с использованием игр и игровых приемов и упражнений на занятиях изобразительной деятельности в детском саду, то можно добиться положительных результатов в развитии творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.

Исходя из цели и гипотезы, мы поставили перед собой следующие задачи:

Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

Раскрыть понятие «творческие способности».

Рассмотреть особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Изучить возрастные особенности дошкольников средней группы.

Провести педагогический эксперимент по развитию творческих способностей посредством игровых методов и приемов.

Проанализировать результаты развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста во время игры на занятиях изобразительной деятельности, сформулировать выводы.

В данной работе мы применили следующие методы исследования:

1.Изучение, анализ и обобщение научно-теоретической информации по данной теме.

2.Диагностика творческих способностей детей, анкетирование педагогов и родителей, наблюдение.

26 стр., 12795 слов

Изобразительная деятельность детей среднего дошкольного возраста

... детей и развитию художественно-творческих способностей, устраняет перегрузки. Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой детской деятельности ... но емким. Интеграция общения и развитие речи в изобразительной деятельности, позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, ...

3.Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творче­ских способностей детей в процессе игры на занятиях изобразительной деятельности.

Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ Чапо-Ологская

начальная общеобразовательная школа-детский сад «Северяночка», с. Чапо-олого, Каларский район, Забайкальский край. В эксперименте приняли участие дети среднего дошкольного возраста в количестве двадцати человек.

Теоретическая значимость: систематизирован теоретический материал по проблеме исследования.

Практическая значимость: разработана и апробирована серия занятий изобразительного искусства для детей среднего дошкольного возраста и составлены методические рекомендации по включению игровых методов и приемов на занятиях изобразительного искусства, которые могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте

1.1.Понятие творческих способностей

В самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

В данной работе будет рассмотрена проблема развития универсальных творческих способностей, которые необходимы для успешного осуществления любого вида творческой деятельности, не зависимо от того научная она, художественная, техническая и т.д.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касаю­щихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельно­сти, прежде всего с особенностями мышления. В частности, извест­ный амери­канский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человече­ского интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так назы­ваемое дивергентное мышление [30; 436]. Люди, обладающие таким ти­пом мыш­ления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбина­ции из элемен­тов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными осо­бенностями:

1. Быстрота — способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей.

13 стр., 6366 слов

Моделирование творческого процесса

... случае,'когда речь идет о процессах творчества, эвристической деятельности, анализе психических функций, .игровых задачах, конфликтных ситуациях, процессах принятия решений и т. и., объекты исследований ... ных закономерностях, которые, будучи выявлены, могут лечь в основу автоматизации соответствующего творческого процесса или, иными словами, послужить основой для его моделирования. Выявление таких ...

3. Оригинальность — способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность — способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему за­конченный вид.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и му­зыкантов выделяет следующие творческие способности [19;6-36]:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отно­шении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблю­даемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначаль­ного замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, ос­новываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человече­ской истории [16; 55]:

1.Релизм воображения — образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как чело­век имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логиче­ских категорий.

2.Умение видеть целое раньше частей.

3.Надситуативно — преобразовательный характер творческих решений — способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4.Экспериментирование — способность сознательно и целенаправленно созда­вать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скры­тую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и про­анализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого вос­питания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алго­ритм решения изобретательских задач) считают, что один из ком­понентов творческого по­тенциала человека составляют следующие способно­сти [17; 86]:

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о состав­ляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на раз­личие подхо­дов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое во­ображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты твор­ческих способностей.

6 стр., 2890 слов

Мелик-Пашаев А. — А.С. Пушкин и психология художественного ...

... что главное все-такине отдельные способности человека, а “общая направленность его личности”; что у выдающегося композитора, например, ... г.) Эти два описания — счастливая находка для психологии искусства: они позволяют сопоставить два разных состояния человеческой ... с необычайной ясностью и полнотой. В художественном творчестве житейские установки автора, его пристрастия, привычные эмоциональные ...

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчество, рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют креативность через свойства личности, ее способности [42; 19].

В «Педагогике» Сластенина под творчеством понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным требованием сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной.

Обращаясь к характеристике творчества, исследователи характеризуют ее как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии. Психологи утверждают также, что развитие творчества качественно меняет личность человека. Поэтому логично обращение исследователей к рассмотрению творчества как свойство личности. Личность — термин, обозначающий:

человеческого индивида как субъекта отношений и социальной деятельности или

устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности [36; 94].

Согласно взглядам Л.С. Выготского, В.В. Давыдова и других авторов личность рассматривается как интегрированное образование. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе человеческой жизни развивается воображение как внутренний механизм, обеспечивающий проявление творчества. Креативность — это характеристика личности, свидетельствующая о способности личности к творчеству.

Поэтому ряд исследователей, как отечественных, так и зарубежных, определяют креативность как способность или свойство личности (Л.С. Выготский, Гилфорд, Торранс).

Так, Е.П. Торранс под креативностью понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии и т.д. Автор считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата [41; 45]. Фромм понятие креативности трактует, как способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта [42; 31].

В ряде исследований креативность связывают с интеллектом (Ж. Пиаже, В. Штерн).

Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В некоторых психологических концепциях интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже).

12 стр., 5634 слов

Психологические детерминанты креативности личности как ПВК в ...

... квалификации. Объект исследования: психология профессиональной деятельности. Предмет исследования: психологические детерминанты креативности личности как ПВК в ... лекционном материале таких дисциплин как психология труда и психология творчества. Результаты и выводы данного ... Описание методик исследования. 1. Методика "Способность самоуправления" разработана в лаборатории психологических проблем ...

Попытка изучения продуктивных творческих компонентов интеллекта была предпринята представителями гештальт-психологии (М. Вертхеймер, В. Келер), разработавшими понятие инсайта.

Таким образом, проведенный в данном параграфе анализ взглядов различных исследователей на проблему развития творческих способностей позволил нам выяснить, что креативность — это способность к творчеству. В данном случае творчество понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать творчество как явление развивающиеся. Исследования психологов и педагогов позволяют нам связать креативность с развитием личности и интеллекта, с развитием воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника. Опираясь на исследования Л.С. Выготского, мы можем утверждать, что центральным компонентом креативности дошкольника является его способность к воображению.

Для нашей экспериментальной работы важно выделить критерии творчества. Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволили нам выделить следующие основные критерии:

оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;

быстрота — способность быстро адаптироваться в сложной ситуации;

гибкость — способность предложить новое использование для известного объекта;

вариативность — умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Для нашего исследования важно не только остановиться на характеристике творчества, но также рассмотреть, как развивается способности к творчеству на этапе дошкольного детства и какова роль игровой деятельности в этом развитии.

1.2. Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на во­просе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также сущест­вует гипотеза, ч……..

Литература

1. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) // Дошкольное воспитание. — 1994. — №1. — С. 17-19.

2. Борев Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. Т.2 / Ю. Б. Бореев. — Смоленск: Русич, 1997. — 640с.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст]/ Л.С.Выготский.- СПб.: Союз, 1997.-251с.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах, — том 4. [Текст]/ Л.С.Выготский.- М.: Просвещение, 1984.- 828с.

5. Горбатова Е.В. Сам себе художник: учеб. пособие для воспитанников ст. ступени (от пяти до шести лет) учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.В. Горбатова. — Минск: Сэр-Вит, 2003. — 32с.

6. Горяева Н.А. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека / Н.А. Горяева, О.В. Островская. — М.: Просвещение, 2008.19 — 2с.

7 стр., 3139 слов

Психология умственно отсталого ребенка

... экологической и экономической обстановки, наблюдаемое в нашей стране. 1. Основная часть. Психология умственно отсталого ребенка 1.1. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы Личность – ... становлении личностного уровня развития могут быть обусловлены как нарушениями психофизической организации детского организма, так и отклонениями, выражаясь словами Л, С, Выготского, в собственно ...

7. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М., 1999. — 270с.

8. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, 3.А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. — 528с.

9. Казарина Е.В. Дидактические игры и упражнения в изобразительной деятельности дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений / Е.В. Казарина. — Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2004. — 83с.

10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. Учеб. заведений. — М., 2002. — 416с.

11. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т.С. Комарова. — М.: «Педагогика», 1990. — 286с.

12. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей / Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова. — М.: педагогическое сообщество России, 2002. — 240с.

13. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. — М., 1994. — 158с.

14. Краткое руководство для педагогов по работе с одаренными детьми: Кто они такие, как их опознать, как им помогать расти и развиваться / Под ред. Л.В. Поповой, В.И. Панова. — М.: Молодая Гвардия, 2007. — 138с.

15. Крупская Н.К. Пед. соч. / Н.К. Крупская. — М.: изд-во Академии пед. наук, 1959, т. 6, — 205с.

16. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок — дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Вопросы психологии. -1995. — № 9. — С. 52-59.

17. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок — дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Вопросы психологии. -1995. — № 10. — С. 62-67.

18. Кузин В.С. Изобразительное искусство. Программно-методические материалы / В.С. Кузин, В.И. Сиротин. — М.: Дрофа, 2000.- 320с.

19. Лук А.Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1978. — 125с.

20. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. — М.: «КАРАПУЗ», 2009. — 144с.

21. Макаренко А.С. Игра. соч. — М., 1957. — т.IV. — С. 376.

22. Методика обучения детей рисованию, лепке, аппликации в детском саду: учебник для учащихся педучилищ / под ред. Н.П. Сакулиной. — М.: Просвещение, 1971. — 256с.

23. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре // Дошкольное воспитание. — 2003. — №4. — С.18-23.

24. Молотобарова О.С. Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ / Молотобарова О.С. — М.: Просвещение, 2003. — 205с.

25. Мухина В.С. Детская психология. Учебник для студентов пед. институтов. / Под ред. Л. А. Венгера. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 272с.

26. Никитин Б.П. Развивающие игры. — М.:3нание, 1994. -256с.

27. Никитин П.Л. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1990. — 214с.

28. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. — М., Российское педагогическое агентство. 1996, — 374с.

29. Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. — М., 1996. — 274с.

30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург: Питер, 2002. — 720с.

31. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) /Сост. Е.Н. Тверитина, Л.С. Барсукова; Под ред. М.А. Васильевой. — М.: Просвещение, 1986. — 112с.

32. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. — СПб.: Питер, 2001. — 224с.

33. Рычкова В.В. Одаренность: диагностика и развитие (психологический аспект): Методическое пособие в 2-х частях. Ч.1. — Чита: ЧИПКРО, 2005. — 60с.

34. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 232с.

35. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М., 1973. — 217с.

36. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576с.

37. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез/ Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 412с.

38. Степанов С. Тайна детского рисунка // Няня. — 1997. — №9. — С. 27-32.

39. Сухомлинский В.А. Избр. Пед. соч. — М., 1979. — Т. I. — С.104.

40. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология [Текст]/ Н.Ф.Талызина. — М.: 2001. — 132с.

41. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е.П. Торренса. Методическое руководство. — СПб.: ИМАТОН, 2009. — 171с.

42. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — СПб.: Дидактика Плюс, 2002.

43. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Под ред. В.Н. Шацкой. — М., 1961. — 184с.

44. Хазратова Н.В. Проблема измерения креативности детей 3-5-летнего возраста // Индивидуальность и способности. — М. 1994. — С.93-114.

45. Художественное творчество и ребенок / Под. ред. Н.А. Ветлугиной. — М.,1972.

46. Цирулик Н.А. Уроки творчества / Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. — Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2000. — 112с.

47. Шумакова И.В., Щебланова Е.А., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. — 1991. — № 1. — С. 27-32.

48. Эльдемель О. Графические игры / О. Эльдемель // Игра и дети. — 2008. — № 3. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: . — Дата доступа: 07.12.12.

49. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Директ-Медиа, 2008. — 703c.

50. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000. — 162с.

51. Якобсон С.Г., Соловьева Е.В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. — М., 2006. — 176с.