Контрольная работа. Педагогические условия развития, обучения, воспитания детей раннего и дошкольного возраста

Тема 15. Педагогические условия развития, обучения, воспитания детей раннего и дошкольного возраста

Ведущие факторы формирования и развития ребенка.

Формирование и развитие ребенка в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) формирования и развития детей. А.В.Мудрик выделил основные факторы, объединив их в три группы:

- макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на формирование и развитие всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

- мезофакторы (мезо — «средний, промежуточный») — условия формирования и развития больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

- микрофакторы — к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей — семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, — учебные, профессиональные, общественные и др.

Формирование и развитие личности ребенка осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести, например, способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников (общение, игра, спорт) и др.

Все вышеперечисленные факторы дополняются еще биологическим фактором. Влияние биологического фактора на формирование личности игнорировать нельзя уже потому, что человек — это живой организм, жизнь которого подчинена как общим законам биологии, так и специальным законам анатомии и физиологии. Но по наследству передаются не качества личности, а определенные задатки. Задатки — природная расположенность к той или иной деятельности. Но разовьются ли задатки, станут ли они способностями — это зависит от социальных условий, обучения и воспитания, т. е. влияние наследственности всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями. Природными особенностями обусловливаются пути и способы формирования психических свойств. Они могут влиять на уровень, высоту достижений человека в какой-либо области. При этом их воздействие на личность не прямое, а косвенное.

8 стр., 3686 слов

Развитие мозга. Психические свойства человека

... анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются задатками. Задатки имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют её ... опыта, психическая - никогда. Важно отметить, что большое влияние функционирование руки оказало на развитие мозга. У руки как развивающегося специализированного органа должно ...

В то же время нельзя недооценивать и роль социальных факторов формирования личности. Еще Аристотель писал, что душа есть «неисписанная книга природы, опыт наносит на ее страницы свои письмена». Отечественная же педагогика исходит из признания того, что свободное и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности. Нельзя не согласиться с тем, что при определенных условиях коллектив нивелирует личность. Однако индивидуальность может быть развита и может найти свое проявление только в коллективе. Организация различных форм коллективной деятельности (учебно-познавательной, трудовой, художественно-эстетической и др.) способствует проявлению творческого потенциала личности.

Личность ребенка — объект и субъект воспитания.

Личность, по определению Л.С. Выготского, это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности — творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности — социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

5 стр., 2463 слов

Педагогическая концепция целостного развития и воспитания дошкольника, как субъекта детской деятельности

... эта концепция была раскрыта через идеи целостного развития и воспитания ребенка как субъекта деятельности, познания и общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками. ... задачу обновления содержания, в первую очередь, в воспитании личности ребёнка. Главным направлением перестройки дошкольного воспитания становится гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога ...

А.С.Макаренко считал, что в качестве своего объекта воспитание имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с развитием личности ребенка. Поэтому объектом воспитания выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. В результате таких взглядов, в педагогике субъект — это педагог, а объектом, естественно, считается личность ребенка. Представление о педагогическом процессе как субъект-объектном отношении закрепилось вследствие утверждения в системе образования авторитаризма как социального явления.

Согласно же Л.С. Выготскому личность ребенка является субъектом воспитания, поскольку сам ребенок, как личность, которая имеет свои интересы, жизненную позицию, собственную точку зрения и право отстаивать свои права в соответствии с законодательством, является полноправным участником воспитательного процесса. Признавая личность воспитанника субъектом воспитания, гуманистическая педагогика утверждает тем самым приоритет субъект-субъектных отношений в его структуре.

3. Ведущая роль воспитания в обучении и развитии ребенка.

Воспитание — это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Обучение — специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического плана. Например, в процессе обучения должен быть реализован государственный стандарт (уровень) содержания образования. Обучение также ограничено временными рамками (учебный год, занятие и т. п.), требует определенных технических и наглядных средств обучения, электронных и словесно-знаковых средств информации (дидактические материалы, наглядности и т. д.).

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих ... А.Н.Зимина, 1988), творческой направленности личности (А.Н.Зимина, 1997), однако недостаточно ... деятельность по созданию произведения искусства. Механизмы мышления в творчестве, по мнению философов, ... раскрыть внутренний мир и чем раньше ребенок начнет приобщаться к этому виду ...

Если же говорить о ведущей роли воспитания в развитии личности ребенка, то во всех подходах к воспитанию педагог выступает как активное начало наряду с активным ребенком. В связи с этим возникает вопрос о тех задачах, которые призвано решать целенаправленное воспитание, организатором которого является педагог.

А.В.Мудрик условно выделил три группы задач: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, которое характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т. д.).

Социально-культурные задачи — это познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме. Они определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением человека.

Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения.

7 стр., 3160 слов

Формирование и развитие личности

... личности - самоактуализация, развитие потребности в саморазвитии. Если обычные потребности могут быть удовлетворены, то особенность самоактуализации состоит в том, что с возрастом ... на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал. Условные ... регулируемая социализация всегда сопровождается стихийными элементами. Ребенок воспринимает не только то, что говорит ...

Решение названных задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития личности. Если какая-либо группа задач или наиболее значимые из нее остаются нерешенными на том или ином этапе, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным.

4. Развитие и воспитание детей раннего возраста.

Ранний возраст — это период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей — формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими. Она возникает постепенно из манипулятивной и орудийной деятельности младенцев. Эта деятельность подразумевает, что предмет используется в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам и нормам — например ложкой едят, лопаткой копают, а молотком забивают гвозди.

Выявляя в процессе деятельности наиболее важные свойства предмета, ребенок начинает соотносить их с определенными операциями, которые он совершает, при этом открывая, какие операции лучше всего подходят к конкретному предмету. Таким образом дети учатся пользоваться предметами так, чтобы они не были просто продолжением их руки, но использовались, исходя из логики самого предмета, т. е. из того, что им лучше всего можно делать.

Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет и формирование сенсорики. В первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Это связано с тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие и другими.

24 стр., 11690 слов

Влияние музыки на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

... субъект эмоциональных отношений, сопереживая другим людям. Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ... длительность по сравнению с эмоциями. 1.3 Характеристика эмоциональных особенностей детей дошкольного возраста Раннее и дошкольное детство - это время, когда эмоции господствуют над ...

Развитие восприятия определяется тремя параметрами — перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Таким образом, становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек), составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира.

В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов — вначале как предметных (появляющихся уже к концу младенчества), которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зеленая трава и т. д.).

Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится обобщенным эталоном — цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста.

В раннем возрасте кроме наглядно-действенного мышления начинает формироваться и наглядно-образное. Как и в случае с формированием предметных действий, помощь взрослого, при воспитании ребенка раннего возраста, необходима для развития мышления ребенка и перехода его на более высокий образный уровень. В то же время к концу раннего возраста при решении простых, связанных с прошлым опытом задач, дети должны уметь ориентироваться практически мгновенно, не прибегая к пробным действиям с предметами, т. е. решать задачи на основе образного мышления.

Характерной особенностью мышления ребенка в этот период является его синкретизм, т. е. нерасчлененность — ребенок пытается решить задачу, не выделяя в ней отдельные параметры, но воспринимая ситуацию как целостную картинку, все детали которой имеют одинаковое значение. Поэтому помощь взрослого, при воспитании ребенка раннего возраста, должна быть направлена прежде всего на анализ и выделение отдельных деталей в ситуации, из которых потом ребенок (может быть также при помощи взрослого, при воспитании ребенка раннего возраста) выделит главные и второстепенные. Таким образом, общение со взрослым, совместная предметная деятельность могут существенно ускорить и оптимизировать познавательное развитие детей, недаром М.И. Лисина назвала ведущий вид общения в этот период ситуативно-деловым.

2 стр., 741 слов

Современный взгляд на проблему РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ дошкольникА

... nbsp; Образец оформления текста статьи: современный взгляд на проблему РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ дошкольникА И.И. Иванова ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», Россия ... . Развивающая предметно-пространственная среда как аспект образовательной среды для ребенка дошкольного возраста. 6. Технологический аспект конструирования пространственно-предметного компонента образовательной среды ...

Однако общение со взрослым имеет большое значение не только для формирования познавательной сферы, но и для развития личности детей раннего возраста. Взрослым, при воспитании ребенка раннего возраста, надо помнить, что представление о себе, первая самооценка детей в это время является на самом деле интериоризованной оценкой взрослого. Поэтому постоянные замечания, игнорирование пусть даже не всегда успешных попыток детей сделать что-то самостоятельно, недооценка их стараний могут привести уже в этом возрасте к неуверенности в себе, снижению притязаний на успех в осуществляемой деятельности.

В этом возрасте у детей формируется чувство самостоятельности, автономности либо, при неблагоприятном направлении развития, чувство зависимости от него. Доминирование одного из двух вариантов связано, по его мнению, с тем, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. В какой-то степени описание этой стадии у Эриксона коррелирует с описанием формирования новообразования «я — сам» в отечественной психологии. Так, в исследованиях Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и подчеркивалось, что к концу раннего детства у детей появляются первые представления о себе как о личности, отличающейся от других самостоятельностью собственных действий.

В это же время у детей появляются первые признаки негативизма, упрямства и агрессии, которые являются симптомами кризиса 3 лет. Это один из самых значимых и эмоционально насыщенных кризисов в онтогенезе. Фиксация на негативном этапе этого кризиса, препятствия, которые возникают при формировании самостоятельности, активности детей (высокая степень опеки — гиперопека, авторитарность, высокие требования и критика со стороны взрослых), не только препятствуют нормальному развитию самосознания и самооценки детей, но и приводят к тому, что негативизм, упрямство, агрессия, так же как и тревога, отгороженность становятся устойчивыми свойствами личности. Эти качества, естественно, влияют на все виды деятельности детей — и на их общение с окружающими, и на их учебу и могут привести к серьезным отклонениям в младшем школьном и, особенно, подростковом возрасте.

5. Особенности воспитания детей младшего, среднего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст — это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.

Особенности организма дошкольника требуют внимательного отношения к его физическому развитию. Ребенок растет — прорезываются все молочные зубы и происходит первое «округление», т. е. увеличение массы тела опереживает рост тела в длину. Быстро прогрессирует психическое развитие ребенка, речь, память. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве. В течении первых лет жизни быстро растут и развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная и дыхательная системы. В течении 2−3-го годов жизни рост в длину преобладает над увеличением массы тела. В конце периода начинается прорезывание постоянных зубов. В связи с быстрым развитием мозга быстро развиваются умственные способности.

Таким образом, физическое воспитание обеспечивает охрану и укрепление здоровья, развития двигательных умений, культурно-гигиенических навыков, закаливание организма, любовь к чистоте, опрятности, приучает ребенка к режиму, повышает работоспособность, снижает утомленность.

Умственное воспитание формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности.

В нравственном воспитании у ребенка формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям. Интенсивно формируются нравственные чувства. Нравственное воспитание оказывает существенное влияние на формирование воли и характера ребенка.

Трудовое воспитание знакомит детей с трудом взрослых, с профессиями. Детей обучают доступным трудовым умениям и навыкам, воспитывают в них любовь и интерес к труду. Трудовая деятельность дошкольника формирует у него упорство, настойчивость, сообразительность.

Важнейшей составной частью развития дошкольника является эстетическое воспитание. Свойственный дошкольнику этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, природе людях. Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности.

Игра является важнейшей деятельностью дошкольника, т.к. игра — лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализация его замыслов и желаний. В своей игре ребенок как бы отражает то, что будет в его жизни, когда он станет взрослым. Содержание игр формирует добрые чувства, смелость, решительность, уверенность в себе.

К концу дошкольного периода ребенок владеет необходимыми качествами и свойствами личности для того, чтобы приступить к систематическому овладению общественно-историческим опытом человека. Для этого необходима специальная учебная деятельность.

Возрастные особенности развития воспитанников по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что дети в зависимости от природных задатков и условий в жизни (связь биологического и социального) существенно отличается друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения.

В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношении с другими людьми. Ведущей деятельностью становиться учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

6. Готовность дошкольника к постсадовскому периоду социализации как главный критерий его дошкольного воспитания.

Готовность дошкольника к постсадовскому периоду рассматривается на современном этапе развития педагогики как главный критерий его дошкольного воспитания. Те качества, которые раскрывают уровни развития личностных качеств, являются наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

В психолого-педагогическом словаре понятие «готовность дошкольника к новой социально-педагогической ситуации» рассматривается как совокупность морфо — физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

В.С.Мухина утверждает, что готовность дошкольника к постсадовскому периоду, к школьному обучению — это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.

Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при окончании детского сада, Л.И.Божович назвала «внутренней позицией», считая это новообразование критерием готовности к обучению в школе.

По мнению С. Штребела, А. Керна, Я. Йирасека, ребенок, окончивший детский сад должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях.

К умственной области авторы относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и так далее.

Под эмоциональной зрелостью они понимают эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.

Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а так же со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

Составными компонентами готовности дошкольника к постсадовскому периоду являются:

мотивационная (личностная),

интеллектуальная,

эмоционально — волевая.

Мотивационная готовность — наличие у ребенка желания учиться.

Личностная готовность в отношении ребенка к новой социально-педагогической ситуации, включает так же формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с новым окружением.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

Кроме этого, к окончанию детского сада у ребенка должны быть развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того, чтобы ребенок был готов к новой социально-педагогической ситуации, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита, в том числе и уровень развития речи.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector