СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С МОЛОДЖЬЮ, СКЛОННОЙ К УПОТРЕБЛЕНИЮ АЛКОГОЛЯ

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

1. Алкоголизм как форма проявления девиантного поведения детей и молодёжи………………………………………………………………….

1.1. Особенности детского алкоголизма…………………………………..

1.2. Уровни вовлечённости детей в употребление спиртных напитков ………………………

1.3. Причины и последствия детского алкоголизма………………….

2. Содержание социально — педагогической работы с подростками, склонными к употреблению алкоголя…………………………………..

2.1. Структура социально — педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя……………………………………..

2.2. Содержание социально — педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя……………………………………..

2.3. Особенности социально — педагогической деятельности с различными категориями детей, склонных к употреблению алкоголя.

3. Анализ опыта социально — педагогической работы с молодёжью, склонной к употреблению алкоголя.…………………………………..

3.1. Изучение опыта работы социального педагога Профессионального Училища № 118 г. Орехово — Зуево с молодёжью, склонной к употреблению алкоголя.

3.2. Анализ проекта системы межведомственного взаимодействия по профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних…………………

3.3. Рекомендации по установлению межведомственного взаимодействия по профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних……………………………………………………

Заключение……………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………

Приложение……………………………………………………………….

Введение

Актуальность проблемы. Рост алкоголизма среди несовершеннолетних и молодёжи в современном мире — одна из самых актуальных социальных проблем. Не менее значима она и для российского общества, вступившего в период глобальных социокультурных, экономических и политических перемен, которые привели к изменению ценностных ориентаций в общественном и индивидуальном сознании. Отсутствие стабильности, усиление деструктивных аспектов в общественной жизни, обострение социальных противоречий, утрата жизненных смысловых идеалов — явления, характерные для всех переходных эпох в истории человечества — благодатная почва для роста подросткового и юношеского алкоголизма.

13 стр., 6407 слов

Изучение работы социального педагога с подростками, склонными к употреблению алкоголя, на примере школы № 21 города Сергиев Посад

... Содержание социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя 1) деятельность по повышению уровня социальной адаптации ребёнка, склонного к употреблению алкоголя; 2) деятельность по профилактике алкоголизма ...

Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, важно определить первопричину асоциальных проявлений, создать перспективную концепцию воспитания и социализации человека, разработать и реализовать с учётом этой концепции систему социально — педагогической реабилитации несовершеннолетних.

Подростковый алкоголизм — это межведомственная проблема (образования, здравоохранения, ОВД, социальной защиты населения), которую очень часто каждое из ведомств пытается решить изолированно от других, самостоятельно. Немаловажную роль в разрешении этой проблемы отводится социальному педагогу. Именно социальный педагог при условии привлечения и объединения в единую систему всех сил общества, может оказать комплексную социально — педагогическую помощь в нейтрализации негативных воздействий общественного кризиса, профилактике и коррекции неодобряемых форм поведения подростков, в формировании у них позитивного образа Я, умений ставить социально значимые цели, делать выбор и решать социальные проблемы позитивными средствами.

Анализ научных работ свидетельствует, что проблеме социально — педагогической работы с молодёжью, склонной к употреблению алкоголя посвящены исследования: Басова Н. Ф., Галагузовой М. А., Павленка П. Д., Рудневой М. Я., Люсько Е. М., Лежнёвой Ю. А. Однако до сих пор обнуруживаются противоречия, определяющие актуальность исследования данного явления. К ним относятся противоречия:

— между стремлением ведомств самостоятельно решить проблему алкоголизации молодёжи и неготовностью объединиться для разрешения этой проблемы в системе;

— между потребностью подростков в самореализации, самоопределении и неготовностью ведомств в обеспечении условий для полноценного развития подрастающего поколения;

— между потребностью подростков в эмоциональном контакте, установлению доверительных отношений, поддержке значимых взрослых (родителей, педагогов) и неготовностью (либо ошибками) взрослых по необходимому удовлетворению этих потребностей.

Целью данной работы является изучение особенностей социально — педагогическая работы с молодёжью, склонной к употреблению алкоголя.

Объект — работа социального педагога в учреждении СПО.

Предмет — особенности деятельности социального педагога с молодёжью, склонной к употреблению алкоголя.

25 стр., 12475 слов

Социально–педагогическая работа по профилактике наркомании среди подростков в условиях учреждения образования (на примере ГУО ‘СШ № 40’ г. Витебска)

... употребления молодежью наркотиков и алкоголя является очень серьезным вызовом современности. С 2006 по 2011 годы в Беларуси заболеваемость несовершеннолетних ... Семкина // Социальная работа. - 2007. - № 2. - С.60. .Сирота, Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма: Учеб. пособие ... профилактика аддиктивного поведения в разных направлениях: социально-психологическом, личностном, педагогическом. Юноши и ...

Гипотеза. С помощью социально — педагогической работы с молодёжью, склонной к употреблению алкоголя можно уменьшить уровень алкоголизации среди несовершеннолетних.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы алкоголизма как формы проявления девиантного поведения детей и молодёжи.

2. Изучить теоретические основы содержания социально — педагогической работы с подростками, склонными к употреблению алкоголя.

3. Анализировать проект системы межведомственного взаимодействия по профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних.

Методы, используемые при решении исследовательских задач. В работе были использованы метод теоретического анализа литературных источников, опрос, анкеты.

Теоретическая значимость. Проанализированы научно-теоретические источники по проблеме социально — педагогической работы с молодёжью, склонной к употреблению алкоголя.

Практическая значимость. Составлен проект системы межведомственного взаимодействия по профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних.

База исследования. Практической базой исследования явилось ГОУ НПО ПУ № 118, г. Орехово-Зуево, учащиеся первых и третьих курсов.

Структура работы: введение; глава 1, посвящённая проблеме алкоголизма как форме девиантного поведения детей и молодёжи, уровням вовлечённости детей в употребление спиртных напитков, причинам и последствиям детского алкоголизма, выводы по первой главе; глава 2, в которой рассказывается о содержании социально — педагогической работы с подростками, склонными к употреблению алкоголя; выводы по второй главе; глава 3, в которой описано изучение опыта работы социального педагога в профессионально-техническом училище с молодежью, склонной к употреблению алкоголя, анализ проекта системы межведомственного взаимодействия по профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних, рекомендации по установлению межведомственного взаимодействия по профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних; выводы по третьей главе; заключение; список используемой литературы; приложение.

10 стр., 4819 слов

Социально-психологический портрет несовершеннолетних находящихся в социально-опасном положении

... несовершеннолетнегоВиды помощи и поддержки несовершеннолетнего в отделенииСемья, где злоупотребляет алкоголем оба или один из родителей.1. Ребенок тяжело переживает алкоголизм родителя. 2. Испытывает чувство ... «Академия», 2008. 288 с. 6.Ляпина Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательного учреждения. - 2-е изд., Волгоград: Учитель ...

Глава 1. Алкоголизм как форма проявления девиантного поведения детей и молодёжи

1.1 Особенности детского алкоголизма

Детский алкоголизм является сегодня одной из серьёзнейших социально — педагогических проблем. Эта проблема имеет глубокие культурные, политические и социально — экономические корни.

О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет.

По мнению Галагузовой М. А. [] алкоголизм детей, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:

— быстрое привыкание к спиртным напиткам. Если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5-10 лет, то у ребёнка формирование хронического алкоголизма происходит в 3-4 раза быстрее. Это объясняется анатомо-физиологическим строением детского организма. Мозговая ткань ребёнка, в отличие от взрослого, богаче водой и беднее белком. В воде алкоголь хорошо растворяется и усваивается организмом, только 7% его выводится лёгкими и почками. Остальные 93% действуют как яд, оказывая разрушительное действие на все органы и системы и вызывая быстрое привыкание организма к этому яду;

— злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в подростковом и юношеском возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы её разрушения;

— принятие ребёнком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одномоментно;

— быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии лёгкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению — только в этом случае выпивка расценивается как удачная, полноценная;

— низкая эффективность лечения. У широкого круга подростков употребление алкоголя включается в структуру потребностей, о чём свидетельствует: высокий уровень распространённости употребления спиртных напитков среди опрошенных несовершеннолетних и их товарищей; высокая активность (в том числе и противоправная) в поисках алкогольных напитков или средств для их приобретения; широкий набор поводов для употребления алкоголя; систематическое употребление алкогольных напитков.

6 стр., 2597 слов

Алкоголизм у подр

Алкоголизм у подростков Проблема пьянства и алкоголизма в подростковом возрасте в последние годы стала очень актуальной. Это вызвано, во-первых, экстраординарностью потребления спиртного в столь уязвимом возрасте, а во-вторых, тем, что при столь ран­нем начале злоупотребления алкоголизм сопровождается вы­раженными психическими расстройствами и чаще всего при­обретает ускоренное, а иногда и ...

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма — он резко ослабляет самоконтроль. Взаимосвязь пьянства и преступности несовершеннолетних по мнению М. А. Галагузовой [] проявляется в нескольких отношениях:

— большинство преступлений несовершеннолетних совершается в нетрезвом состоянии (22% краж личной собственности, 76% хулиганских действий, 61% изнасилований, 56,6% разбоев).

Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные (агрессивные) преступления. Это обусловлено тем, что опьянение снимает действующие в обычных условиях навыки социально одобряемого поведения;

— многие преступления совершаются с целью добычи спиртного или средств для его приобретения (40,5% подростков, осуждённых за имущественные преступления, совершили хищение для приобретения спиртных напитков);

— пьянство способствует формированию у несовершеннолетних мотива и умысла на совершение многих преступлений (в криминологии даже имеется термин «пьяная» мотивация);

— пьянство способствует созданию криминальной ситуации;

— пьянство выступает как средство приобщения несовершеннолетних к группе сверстников с антиобщественным поведением;

— пьянство является способом вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, организаторами которой выступают взрослые.

Алкоголизм, формирующийся в подростковом и юношеском возрасте (от 13 до 18 лет), по мнению П. Д. Павленка [] обычно называют ранним алкоголизмом. Считается, что в этом возрасте клинические проявления алкоголизма развиваются быстрее, чем у взрослых, а болезнь протекает более злокачественно.

Анатомо-физиологические особенности организма в период возрастных кризов, пубертатный период являются своеобразной благоприятной почвой, на которой алкоголь может обусловить быстрое развитие болезни. Большое значение имеет степень алкоголизации и формы употребления спиртных напитков, в частности, частота, дозы, концентрация алкоголя, реакция организма на его прием.

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

Психика и организм Психология конституциональных различий •Параметры, влияющие на психическую деятельность человека: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические аномалии, уровень гормональной активности. •Хронические заболевания и психологический тонус. •Э. Кречмер (1888-1964)-«Строение тела и характер»: -астенический тип; -атлетический тип; -пикнический тип. ...

В организме ребенка или подростка алкоголь, прежде всего, проникает в кровь, печень, мозг. В связи с незрелостью центральной нервной системы она наиболее уязвима для действия этанола. Результатом такого действия является нарушение дифференцирования и созревания нейронов, вследствие чего страдает личность подростка, нарушается логическое абстрактное мышление, интеллект, память, эмоциональное реагирование. При воздействии алкоголя поражаются практически все системы организма подростка. Согласно статистике, 5-7% отравлений у детей приходится на долю алкогольных интоксикаций. Явления опьянения у детей и подростков развиваются быстро и могут завершиться оглушенностью и даже комой. Артериальное давление и температура тела повышаются, уровень глюкозы в крови, количество лейкоцитов падает. Кратковременное возбуждение, вызванное приемом алкоголя, быстро переходит в глубокий интоксикационный сон, нередки судороги, даже летальный исход. Иногда регистрируют психические нарушения с бредом и галлюцинациями.

Алкоголизм у подростков с точки зрения Уракова И. Г. [] формируется в среднем в течение 3-4 лет. Абстинентный синдром появляется спустя 1-3 года после начала постоянного употребления алкоголя. Алкоголизм чаще развивается у подростков, юношей после травмы мозга, органического поражения центральной нервной системы, нейроинфекций, вызывающих изменения личности. В этих случаях болезнь формируется интенсивнее, протекает злокачественнее, быстро приводит к потере количественного контроля, появлению патологического влечения к алкоголю, выработке абстинентного синдрома. Утяжеляются патологические черты характера подростка. Особо неблагоприятным фоном для развития раннего алкоголизма являются психопатии, чему способствуют такие психотравмирующие факторы, как ранняя утрата матери, алкоголизм родителей, безнадзорность, конфликты в семье, педагогическая и социальная запущенность. У возбудимых психопатов употребление алкоголя чаще всего связано со стремлением избавиться от плохого настроения. Тормозимые психопаты употребляют алкоголь для улучшения адаптации к окружающей среде. Истерические психопаты корригируют алкоголем возбудимость и неустойчивость. У психастенических психопатов нередки депрессивные состояния с суицидальными попытками. Алкоголизм у психопатических личностей молодого возраста развивается рано, протекает тяжелее, чаще прогредиентно, рано приводит к первичным психотическим явлениям, слабоумию. Клинически алкоголизм отличается состояниями тяжелой интоксикации с амнезией, значительным снижением толерантности, быстрым формированием абстинентного синдрома, изменением картины опьянения, ранним появлением истинных запоев. В этом случае быстро развивается социальная деградация (Е. Иваницкая [ 5] ).

5 стр., 2405 слов

Действие алкоголя на организм человека

Напиток богов или…? Алкоголизм - это самый длинный и издевательский путь самоубийства. В научной литературе имеется много публикаций, свидетельствующих о том, что пара бокалов вина не только поднимут настроение человека, но и окажут благоприятное влияние на его здоровье.В других, не менее авторитетных изданиях, сообщается о потрясающей по трагичности метаморфозе вначале приятного и поднимающего ...

Переход от детства к взрослости характеризуется бурным ростом, как отдельных органов, так и всего организма в целом, совершенствованием их функций, началом и завершением полового созревания.

В подростковом возрасте усиленно развиваются внутренние органы. Масса сердца увеличивается почти в два раза, в легких проявляются в увеличении показателей внешнего дыхания, реже становится частота дыхания.

В самом начале периода отрочества завершаются морфологические и функциональные изменения органов пищеварения, заканчивается замена молочных зубов, развитие пищевода, слюнных желез и желудка.

Особого внимания заслуживает развитие психики в подростковом возрасте. Формируется перспективное мышление, которое, в частности, проявляется в типичном для подрастающего человека философствовании о смысле жизни, месте человека в мире и т.д. Для этого периода характерны и реакций эмансипации, группирование со сверстниками, различные увлечения (хобби) сих частой сменой и т.д.

В целом деятельность органов и систем организма в пубертатный период отличается функциональной неустойчивостью, а в связи с этим и повышением реактивности тканей к многим факторам внешней среды, особенно к вредным. Не случайно, поэтому детский организм оказывается легкоуязвимым к воздействию алкоголя.

Всасывание алкоголя в кровь в основном происходит в желудке (20%) и тонком кишечнике (80%).

В слизистую оболочку желудка и тонких кишок алкоголь проникает путем диффузии, и большая часть его поступает в ток крови в неизмененном виде.

Скорость всасывания алкоголя во многом определяется наполнением желудка и кишечника. При приеме алкоголя натощак максимальное содержание его в крови может установиться уже через 30-40 минут, а в ряде случаев — и еще раньше. Всасывание алкоголя замедляется, если желудок наполнен пищей, при этом опьянение развивается медленнее.

Сразу же после поступления алкоголя в ток крови начинается его окисление и выделение. По многочисленным данным около 90-95% всосавшегося в кровь алкоголя окисляется в организме под действием ферментов до углекислоты и воды, а 5-10% выделяется в неизмененном виде почками, легкими и кожей.

После приема спиртных напитков в больших количествах выделение алкоголя из организма может длиться до двух-трех суток.

Алкоголь, находящийся в крови, вместе с ней омывает, все органы и ткани организма и проникает в них. Концентрация алкоголя в органах и тканях во многом определяется содержанием в них жидкости: чем богаче водой ткань или орган, тем больше содержится в них алкоголя. Большое количество алкоголя, в частности, удерживается в тканях человеческого мозга. Одновременно нарушается работа сосудов головного мозга: наблюдается их расширение, увеличение проницаемости, кровоизлияния в ткань мозга. Все это способствует усилению притока алкоголя к нервным клеткам и приводит к еще большему нарушению их деятельности.

Современные исследования (Заграев Г. []) позволяют обоснованно утверждать, что в организме нет таких структурных элементов, на которых бы не сказывалось токсическое воздействие алкоголя. Алкоголь «вмешивается» в синтез белков, углеводов, жиров, нарушает ферментный метаболизм, он воздействует на митохондрии, нарушает проницаемость мембран, изменяет проводимость нервных импульсов и т.д.

Крупный немецкий психиатр Э. Крепелин (1856-1926) установил, что умственная работоспособность от малых доз способна вызывать заметные нарушения тонких психических функций: под его воздействием снижается четкость мышления, критическая оценка своей деятельности.

Современные психиатры выявили, что алкоголя, содержащегося в одной рюмке водки, бывает достаточно, чтобы снизить способности основных функциональных систем организма, обеспечивающих точную ориентировку в пространстве, выполнение точных движений, рабочих операций. (Соловьёв С. []).

Нужно ли говорить, что подвыпивший подросток за рулем велосипеда, мопеда или мотоцикла — опаснейший враг как для себя, так и для всех, кто может встретиться на его пути. Французские ученые Шардон, Баутин и Богар, проведя целый ряд опытов над добровольцами, убедительно показали, что при легком опьянении с концентрацией алкоголя в крови 0,15-0,25 граммов на 1 килограмм массы тела наблюдаются расстройства зрительных и слуховых реакций. У каждого пятого из испытуемых эта реакция запаздывала, а у каждого шестого нарушалось глубинное зрение, то есть страдала способность различать отдаленные предметы, определять, на каком расстоянии находится тот или иной предмет. При этом ухудшалось цветоощущение, способность различать цвета (особенно красный).

Не менее выражено действие спирта и на другие органы и системы.

В подростковом возрасте алкоголь действует на печень особенно разрушительно, так как этот орган у подростка находится в стадии формирования. Токсическое поражение клеток печени приводит к нарушению белкового и углеводного обмена, синтеза витаминов и ферментов.

Небезучастны к употреблению алкоголя и быстрорастущие в пубертатном возрасте — легкие. Ведь около 10% принятого алкоголя удаляется из организма через легкие, и, проходя через них, он оставляет после себя патологически измененные клетки.

Чутко реагирует на присутствие алкоголя и сердце растущего человека. Изменяются ритм, частота сердечных сокращений, обменные процессы в мышце сердца. Естественно, что в таких условиях не может быть правильного и полноценного формирования как мышечного, так и нервного аппарата сердца подростка.

Наконец, токсическое воздействие алкоголя сказывается и на крови. Активность лейкоцитов, играющих важную роль в защите организма, снижается, замедляется движение эритроцитов, несущих кислород к тканям, патологически изменяется функция тромбоцитов, имеющих большое значение для свертывания крови.

Таким образом, алкоголь оказывает глубокое пагубное воздействие на растущий организм в период отрочества. Он ослабляет, тормозит и угнетает правильное развитие и созревание всех буквально органов и систем.

И при этом, чем моложе организм, тем губительнее действие на него алкоголя. Это обусловлено анатомо-физиологическими и социально-психологическими особенностями детского и подросткового возраста. В частности, бурно протекающие изменения в центральной нервной системе, внутренних органах, эндокринной системе, связанные с ростом и созреванием организма, способствуют повышению его реактивности, в связи с чем алкоголь может привести к быстрому развитию того или иного патологического процесса.

Говоря об особенностях подросткового возраста, нельзя не коснуться и такой важной социально-гигиенической проблемы, как акселерация, которую иногда сводят к ускорению физического и полового развития. Однако суть явления не только в этом. Современные условия жизни оказывают на нервную систему ребенка более интенсивное воздействие, чем полвека назад. Вместе с тем у подростков сохраняются детские интересы, эмоциональная неустойчивость, незрелость гражданских представлений и т.д. Возникает диспропорция между физическим развитием и социальным статусом. И при наличии такой диспропорции употребление алкогольных напитков в подростковом возрасте нередко способствует заострению таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, замкнутость, отчужденность.

Итак, анатомо-физиологические и психологические особенности детского и подросткового возраста, заключающиеся в усиленном развитии организма, эндокринных сдвигах, половом созревании, формировании личности и психики, повышают восприимчивость молодого человека к отрицательному влиянию алкоголя.

1.2 Уровни вовлечённости детей в употребление спиртных напитков

По мнению Галагузовой М. А. [], можно выделить следующие уровни вовлечённости несовершеннолетних в процесс алкоголизации:

Нулевой уровень характеризует несовершеннолетних, которые никогда не употребляли алкоголя благодаря личной установке на полную трезвость. Мотивы отказа от употребления спиртных напитков: убеждённость в отрицательном влиянии спиртного на организм, самочувствие и поведение.

Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков. Употребление алкоголя сопровождается комплексом неприятных ощущений, переносимость спиртных напитков низкая. Мотивы употребления алкоголя следующие: приобщиться к миру взрослых, поступать как все. Эта стадия длится, как правило, 1- 2 месяца.

Уровень эпизодического употребления алкоголя характеризуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь. Небольшие дозы спиртных напитков вызывают эйфорию. Мотивы употребления алкоголя: повысить настроение, обрести уверенность в себе, повысить коммуникабельность. Этот период длится 3-4 месяца.

Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов для выпивок, обычно более двух раз в месяц. Мотивы: повысить свой тонус или расслабиться, весело провести время в компании. Продолжительность этого периода 4-12 месяцев.

На этом уровне проявляется активное стремление к употреблению алкоголя, осознаётся его возбуждённое действие. Под действием алкоголя у подростков не только появляется повышенное настроение, но и возрастает активность, агрессивность. Устанавливаются контакты с выпивающими подростками, как правило, старше на несколько лет. Подростки обучаются скрывать состояние опьянения от взрослых. Принятие спиртного провоцируется компанией, доступностью спиртного в семье, наличием свободных денег, избытком незанятого времени. На данном этапе выявляется склонность, но ещё не зависимость от алкоголя.

Уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Алкогольное опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние и используется подростками как регулятор поведения и настроения. Мотивы: временно уйти от реальности, повысить уверенность в себе. Психическая зависимость формируется в течение 1,5 лет.

На этом уровне формируется психическая зависимость от алкоголя. Изменяется суточный ритм приёма спиртного. Влечение к алкоголю происходит теперь не только в вечерние часы, но и в течение всего дня, при этом суточная доля приёма возрастает. При воздержании от приёма спиртного подростки становятся раздражительными, возбудимыми, у них часто меняется настроение в сторону понижения, нередко проявляется конфлик……..

Список литературы

1. Алипов В. И., Корхов В. В. Алкоголизм и материнство. СПб., 2002 — 176 с.

2. Басов Н. Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. — 2-е; стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007 — 256 с.

3. Баранова Т. — Подростки с девиантным поведением: трудности социализации // Социальная педагогика. — № 4, 2006 — 47 с

4. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001 — 440 с.

5. Ерышев О.Ф., Рыбакова Т.Г., Шабанов П.Д. Алкогольная зависимость. — СПб., 2002 — 36 с.

6. Зайцев Г., Зайцев А. — Социально — педагогическая реабилитация несовершеннолетних правонарушителей // Социальная педагогика.- № 3, 2007 — 65 с.

7. Заграев Г. Пьянство в России как реальная угроза национальной безопасности // Социс. — № 1, 2001 — 56 с.

8. Иваницкая Е. Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики ( Е. Иваницкая, Т. Щербакова. М.: Чистые пруды, 2008 — 32 с. — ( Библиотека « Первого сентября» , серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 15).

9. Курбанова С. В. — Социологический анализ эффективности социальной работы по адаптации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением // Отечественный журнал социальной работы. — № 1, 2006 — 49 с.

10. Курбанова С. В. — Теоретико — методологические основы социальной дезадаптации детей и подростков // Отечественный журнал социальной работы.- № 4, 2005 — 23 с.

11. Лисицин Ю. Б., Копыт Н. Я. Алкоголизм: социально — гигиенические аспекты. — М., 2003 — 235 с.

12. Мастюкова Е. М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. — М., 2003 — 453 с.

13. Михайлова Л. — Работа с трудными подростками // Воспитание школьников. — № 10, 2006 — 40 с.

14. Матвеев В. Ф., Гройсман А. Л. Профилактика вредных привычек школьников. — М.: Просвещение, 2002 — 156 с.

15. Носова Е.Н. Предупреждение пивного алкоголизма. // Воспитание школьников. — № 8, 2007 — 143 с.

16. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок.- 3-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА — М, 2007 — 560 с. — (Высшее образование).

17. Протасова И. — Деятельность социального педагога по профилактике делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения // Социальная педагогика.- № 3, 2008 — 70 с.

18. Павленок П. Д., Руднева М. Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. пособие / Отв. ред П. Д. Павленок. — М.: ИНФРА — М, 2007. — 185 с. — (Высшее образование).

19. Приступа Е. Н. — Социальная дезадаптация как этап развития // Отечественный журнал социальной работы. — № 4, 2005 — 46 с.

20. Сулейманова С. Т. — Делинквентное поведение подростков в современном российском обществе: факторы и социальный контроль // Отечественный журнал социальной работы. — № 1, 2009 — 52 с.

21. Социальная педагогика: Курс Лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 416 с. — (Учебное пособие для вузов).

22. Степанов С. А. Старшеклассники. — М.: Концепции и системы, 2007 — 132 с.

23. Соловьёв С. Алкоголь — угроза здоровью и социальному статусу человека// Воспитание школьников. — № 4, 2008 — 58 с.

24. Трубавина И. Н. — Проблемы профилактики и преодоления девиантного поведения несовершеннолетних // Отечественный журнал социальной работы. — № 2, 2002 — 121 с.

25. Толстой Л. Н. Путь жизни. — М.: Просвещение, 1993 — 301 с.

26. Ураков И. Г. Алкоголь: личность и здоровье. — Медицина, 2004 — 254 с.

27. Ураков И. Г. Во вред себе и обществу. — Знание, 2001 — 279 с.

28. Хижаева Т. М. — Региональные аспекты социальной реабилитации дезадаптированных детей в современных условиях // Отечественный журнал социальной работы. — № 1, 2007 — 29 с.

29. Чаплыгина О. А. — К вопросу о социальном капитале больных алкоголизмом // Отечественный журнал социальной работы. — № 4, 2004 — 22 с.

30. Школа здоровья / сост. Е. М. Люсько, Ю. А. Лежнёва — Мн.: Красико — Принт, 2006. — 176 с . — (Педагогическая мастерская).

31. Шидловская Т. В. Пивной алкоголизм возвращается. // Школа здоровья. Сб. статей. — Красико — Принт, 2006 — 135 с.

32. Щуркова Н. — «Осложнённое поведение» как объект внимания социального педагога // Социальная педагогика. — № 3, 2006 — 39 с.