изучение теоретических основ коллективного творческого воспитания, как общественно-педагогического явления

ВВЕДЕНИЕ

Главной задачей в деятельности педагогов-организаторов остается поиск новых форм воспитательной работы, но этот поиск зачастую сводится к использованию в своей практике готовых сценарных разработок. В то же время мы убедились, что использование готового сценария в большинстве случаев не только бесполезное, но и вредное явление. В этой ситуации педагог (организатор) навязывает участникам работы кем-то придуманное, на кого-то ориентированное мероприятие. При этом он сам становится объектом замысла других людей и в такую же позицию ставит участников проводимой работы, что тормозит проявление и развитие творческих способностей, самостоятельности, лишает их возможности проявить и удовлетворить свои потребности. Словно порой педагоги в гонке за качеством забывают, что форма воспитательной работы может быть коллективной и творческой, созданной в процессе совместного поиска, при этом в ней могут учитываться интересы и потребности каждого; индивидуально, а общие цели могут не противоречить целям каждого воспитанника. Одной из форм, которая отвечает нашим педагогическим требованиям, является методика коллективного творческого воспитания, которая включает в себя: методику коллективного творческого дела (КТД) и методику педагогического руководства ею.

КТД — это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива. [11]

Понятие «Коллективное творческое дело» было введено в середине 60х годов. Продолжил педагогическое наследие А.С. Макаренко и стал его последователем И.П. Иванов. Педагоги считают академика И.П. Иванова изобретателем методики КТД, создателем «педагогики сотрудничества» .

Коллективное творческое дело является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания и позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.

11 стр., 5198 слов

Формирование опыта творческой деятельности в процессе обучения географии (на примере курса физической географии)

... Непременным условием успешности коллективных творческих дел является прохождение тесно взаимосвязанных стадий. Структура коллективно-творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества. Содержание этих ... Кафедра экономической, социальной и политической географии Курсовая работа Формирование опыта творческой деятельности в процессе обучения географии (на примере курса физической ...

В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике И.П. Иванова. «Энциклопедия коллективных творческих дел» известна широким кругам педагогической общественности. Ребята и педагоги с увлечением «играют» в защиту фантастических проектов, фабрики, ЧТП (чередование традиционных поручений) потому, что все это делается не по указанию со стороны, не под диктовку, а самостоятельно, на основе собственной инициативы, на пользу и радость людям.

По мнению Т.А. Стефановской обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, КТД позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Поэтому я считаю данную тему актуальной. Необходимо серьезное внимание педагога к ребенку, создание условий для проявления им собственной активности во взаимодействии с другими сверстниками и взрослыми. Приступая к работе, я определила её параметры:

Объект- воспитательный процесс.

Предмет- коллективная творческая деятельность.

Цель — изучение теоретических основ коллективного творческого воспитания, как общественно-педагогического явления

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме с целью её теоретического обоснования.

2. Описать опыт работы педагогов по формированию взаимодействия детей младшего школьного возраста в ходе подготовки и проведения коллективных творческих дел.

ГЛАВА 1. Теоретические основы организации коллективного творческого воспитания

1.1. Возникновение и развитие коллективного творческого воспитания

Одним из инструментов коллективного воспитания является методика коллективной творческой деятельности (КТД) или коммунарская методика, где коллектив — это инструмент формирования личности.

17 стр., 8316 слов

Коллективная творческая деятельность как средство эмоционального развития дошкольников

... деятельности \ Дошкольное воспитание. -2003. - №1.- С. 20-21. 8. Изард К. Е. Эмоции человека. М., 1980 9. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных ... 11. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М., 1992 12. Коротова В.М. Методика организации воспитания коллектива. М., ... поведение и отношения людей. Дошкольный возраст период расцвета познавательной активности. Повышенная эмоциональность - ...

Педагоги выделяют пять периодов становления методики коллективного творческого воспитания (КТВ).

Первый период -1956-1959гг.- проектный период рождение идей на базе нескольких школ и пионерских дружин г. Ленинграда. Начинает свою деятельность коммуна юных фрунзенцев под руководством Л.Г. Борисовой. Проходит первый выездной сбор 120 коммунаров в поселок Вырица Гатчинского района Ленинградской области (Ф.Я. Шапира).

Второй период -1959-1962 гг. — строительный период, создание и апробация коммунарской методики — рождение клуба юных коммунарцев при газете «Комсомольская правда», в самой газете появляется рубрика «Алый парус». В этот же период начинает свою деятельность В.А. Караковский в Москве и пионерский лагерь «Орлёнок».

Третий период — 1962-1966 гг.- распространение методики коллективной творческой деятельности или «методики Игоря Петровича Иванова», который в 1963 г. организовал коммуну им. А.С. Макаренко (КИМ).

Это было общественно-педагогическое добровольное творческое объединение студентов, преподавателей, педагогов-практиков, созданное в Ленинградском государственном педагогическом институте имени А.И.Герцена для совместного освоения, разработки и распространения методики коллективной творческой деятельности. Коммуна существовала, действовала и развивалась как студенческий педагогический отряд, студенческое научное общество, творческий коллектив единомышленников. Практическую педагогическую деятельность Коммуна осуществляла в разнообразных «зонах заботы»: в школах, детских садах, в подростковых клубах, на игровых площадках, в загородных лагерях и т.п. Именно на этом этапе методика КТД или коммунарская методика получила поддержку в министерстве народного образования, и как новый дух и как методика пошла по стране.

Справка. День рождения КиМ — 3 ноября 1963 г. В этот день студенты-кимовцы пришли на Пискаревское кладбище на торжественную клятву перед священной памятью ленинградцев, павших в годы блокады. С этого дня каждое новое поколение коммунаров давало здесь клятву верности делу воспитания в течение 28 лет.За время существования Коммуны в ее жизнедеятельности было несколько этапов, имевших главное дело. Первый этап длился 5 лет, в течение которых разрабатывались и применялись на практике новые формы и виды коллективных творческих дел. Завершился этот этап в 1969 году подготовкой к изданию книги «Коллективные творческие дела Коммуны имени Макаренко». Второй этап (до 1981 года) был связан с разработкой нескольких КЭММов (Кимовской Энциклопедии Макаренковской методики).

10 стр., 4720 слов

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВЫГОТСКОГО

Краткая биография. 2. Культурно – исторический психолог Выготский. Учитель и ученик. Концепция Выготского. Оглядываясь назад. Список использованной литературы. Краткая биография Выготский Лев Семенович (1896-1934) 05.11.1896 - родился Выготский Лев Семенович - выдающийся отечественный психолог, создатель концепции развития высших психических функций. Родился Лев Семенович в белорусском городке ...

С этого этапа приоритетное значение приобрела исследовательская работа. Коммуна стала секцией СНО (студенческого научного общества).

Под руководством И. П. Иванова было проведено несколько комплексных исследований, перешедших затем в дипломные и кандидатские. Значимыми публикациями этого периода стали серия брошюр, книг и журнал «Затейник» (изд-ва «Молодая гвардия»), посвященные школьным праздникам как центральным событиям жизни школы.В ходе этого этапа с 1975 г. КиМ становится коллективным членом Педагогического общества и создает в нем макаренковскую секцию, которую возглавил тогда большой друг Коммуны, ленинградский макаренковед Натан Александрович Лялин. Макаренковские идеи в педагогике всегда являлись фундаментом всех исследований и разработок и поэтому инициатива объединения коммунарских коллективов страны в Коммунарское макаренковское содружество (КМС) была чрезвычайно плодотворной. Дважды в г……..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Газман О.С. Коммунарская методика / Советская педагогика. — 1988. — № 5.

2. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. — М., 1990.

3. Берко, Д. В. Концепция самоактуализации А Г Маслоу Культурологические аспекты [Текст] // Человек в контексте культуры Сборник научных статей Выпуск 3 /Под ред. проф. В А Колотаева — Ставрополь СГУ, 2000 -188 с, С 176-179

4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] // Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Фролов Ю.И. -М., 1997, С.176-232.

5. Бодалев, А.А. Психология общения: избранные психологические труды [Текст] / А. А. Бодалев; ред. Д. И. Фельдштейн. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. — 256 с.

6 стр., 2858 слов

Рекламный текст и психология речевого воздействия

Содержание Введение Пролог. Могущество слова: Имеют они вес там, слов мало где Глава 1. Риторические типы речевой стратегии и тактика обеспеч речевую гамму 1.1. Методологические и теоретические проблемы области воздействия 1.2. Лингвистические проблемы речевого воздействия и планирования 1.3. Модель речевой тактики как схема планирования речевых действий 1.4. Психология речевого воздействия Глава ...

6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. — СПб.; М.; Харьков: Питер, 2008. — 400 с.

7. Божович,Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [Текст] / Л. И. Божович ; ред., авт. вступ. ст. Д. И. Фельдштейн. — 3-е изд. — М. : Московский психолого-социальный институт, 2001. — 352 с.

8. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст]: А.Валлон. — СПб.: Питер, 2001. — 208 с. — ISBN 5-318-00141-6

9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. — СПб.: СОЮЗ, 1997. — 96 с.

10. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 2004. — 224 с — ISBN 5-87852-043-5

11. Выготский, Л.С. Психология искусства: анализ эстетической реакции [Текст] / Л. С. Выготский . — 5-е издание, исправленное и дополненное — М.: Лабиринт, 1998. — 416 с.

12 Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: ЭКСМО, 2003. — 1136 с.: ил. — ISBN 5-699-02553-7

13. Герберт, О.И. Формирование положительной самооценки подростков «группы риска»: методические рекомендации [Текст] / О. И. Герберт. — Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. — 36 с.

14. Гульянова, Н.А. О связи самопринятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха [Текст] // Вестник Московского университетата. Серия 14. Психология. № 3, 2001, с. 68-75.

15. Давыдов, В. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебник для студентов педагогических институтов/ В. В. Давыдов, Т. В Драгунова, Л. Б. Ительсон, А. В. Петровский — М.: Просвещение, 1979. — 288с.

16. Детская практическая психология [Текст]: учебник для вузов / ред. Т. Д. Марцинковская. — М.: Гардарики, 2001. — 255 с. — ISBN 5-7193-0080-5

17. Донцов, А.И. Психология коллектива. [Текст] — М.: Издательство Московского Университета, 1984. — 174с.

18. Драгунова, Т.В., Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. [Текст] / Драгунова, Т.В., Эльконин Д.Б. — М.: Просвещение, 1967. — 156с.

9 стр., 4150 слов

_Л.С. Выготский — К психологии и педагогике детской дефективности

Л.С. Выготский К ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ ДЕТСКОЙ ДЕФЕКТИВНОСТИ I Всякий телесный недостаток — будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие — не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект, или порок, реализуется как социальная ненормальность поведения. Даже в семье слепой или глухой ребенок есть прежде всего особенный ...

19. Зимбардо, Ф. Застенчивый ребенок: как преодолеть детскую застенчивость и предупредить ее развитие [Текст] / Ф. Зимбардо, Ш. Рэдл ; пер. с англ. Е. Долинская. — М.: АСТ: Астрель, 2005. — 295 с. — ISBN 5-17-029531-6

20. Изюрова, О. С. Коллективное творческое дело как форма развития толерантности подростков в детском доме [Текст] / О. С. Изюрова // Образование и наука. — 2008. — N 7. — С. 78-86.

21. Ильенков, Э.В.: Личность и творчество [Текст]/ ред., сост. И. П. Фарман. — М.: Языки русской культуры, 1999. — 272 с.: ил.

22. Истратова, О. Н.. Большая книга подросткового психолога [Текст]/ О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. — Ростов н/д : Феникс, 2008. — 636 с. : ил. — (Психологический практикум).

— 2000 экз. — ISBN 978-5-222-13093-3

23. Карпенко, Л.А., Краткий психологический словарь [Текст]/ Петровский А. В., Карпенко Л.А. — М.: Просвещение, 1981. — 195с.