35.Модель современной школы как открытого социально-педагогического института

Модель современной школы как открытого социально-педагогического института.

Формирование гуманных отношений в социуме — цель и духовно-нравственная основа социально-педагогической деятельности. Гуманистическая ориентация является от­личительной чертой современных концепций социализа­ции личности: педагогическая концепция холистической (целостной) школы (Германия), концепция интегриро­ванного развития компетентности (Швеция, США), кон­цепция социального воспитания — «Школа—микрорай­он» (Россия) и др. В большинстве современных концеп­ций школа представляется как открытая гуманная система.

Открытая школа имеет многофункциональный харак­тер, т.е. ориентирована на работу с учащимися, имеющи­ми различные убеждения, на диалог, развитие межлич­ностного и межгруппового общения; открыта в прямом смысле целый день и для детей, и для взрослых — они могут приходить сюда в любое время.

В открытой школе преобладают тенденции к расшире­нию и укреплению ее взаимодействия с жизнью, всеми социальными институтами — семьей, предприятиями, культурно-просветительскими учреждениями, обществен­ными организациями, местными властями и т.д. И глав­ное — в открытой школе, центр тяжести в обучении и воспитании переносится на творческие направления чело­веческой деятельности: школа создает все необходимые условия для личностного развития-ребенка:.

В структуре открытой школы появляются новые вос­питатели -«‘социальные педагоги, чья деятельность осно­вывается на принципе причастности личности и семьи к любым общественным институтам. Социальный педагог обеспечивает допустимое и целесообразное вмешательство в процесс социализации детей, подростков и молодежи,

выполняет роль «третьего лица», посредника, связующего звена между личностью к обществом.

Разработаны многочисленные варианты открытой школы, для которой главными являются повышение педагогичес­кой грамотности и культуры родителей с использованием возможностей социума, организация общественно полез­ной и культурно-досуговой совместной деятельности де­тей и родителей с включением в эти процессы обще­ственных формирований.

Деятельность открытой гуманной школы строится на следующих принципах: обогащение детства; отсутствие всякого насилия и давления на ребенка (никакой селек­ции, количественных оценок, стрессовых ситуаций); парт­нерство, демократический стиль человеческих отношений; свобода выбора детей; бесконфликтность отношений между учителем и учащимися; оптимистический настрой, радость, терпимость, взаимопомощь; тесные контакты с родителями и социальной средой, самоуправление учащихся, самовоспитание, воспитание в духе общности и социаль­ной ответственности; большой набор программ по профо­риентации и социальной адаптации и т.д.

8 стр., 3708 слов

Школа человеческих отношений Мэри Паркет

... касалась построения структуры организации и управления работниками. Основные недостатки классической школы было отношение к человеку. В определенной степени это было связано с тем, ... демократизации власти. Посредством кооперации через коллектив можно избежать толпы. 10 Школа «человеческих отношений» явилась реализацией нового стремления менеджеров рассматривать каждую промышленную организацию как ...

В этой связи представляет несомненный интерес про­ект «целостной школы», разработанный немецкими педа­гогами. Приоритетная задача состоит в том, чтобы внести существенные изменения в повседневную жизнь школы, гуманизировать ее среду и весь учебно-воспитательный процесс. Школа должна стать местом радости для детей, миром спокойствия, терпимости и сотрудничества. Весь ее духовный и социальный климат должен создавать ус­ловия для самореализации личности, формировать се го­товность в будущем способствовать созданию свободолю­бивого и демократического общества, упрочнению мира и экологической защиты планеты.

В качестве главной цели концепция «целостной шко­лы» предусматривает воспитание в духе широкой соци­альной коммуникабельности, интеллигентного и ответ­ственного отношения каждого к самому себе, окружаю­щим людям и природе, формирование развитой, свободной и позитивно настроенной личности.

Конкретные образовательные задачи включают в себя: наиболее полное развитие субъекта познания, любви к истине, гибкости мышления, вооружение знаниями, уме­ниями и навыками с позиций принципа целостности, от­раженной в мышлении, чувствах и действиях; заботу об укреплении духовно-душевного и физического здоровья человека; гармоническое развитие спортивных, ремеслен­ных, социальных, художественных, интеллектуальных и этических способностей; формирование жизнеутвержда­ющей социальной открытости, ответственности и готов­ности к участию в создании свободного демократическо­го строя; подготовку к жизни в гармонии с природой, развитие активности, самодеятельности в проведении ра­зумного досуга и т.д. Особо подчеркивается, что залогом успеха при реализации указанных задач является культивирование в школе духа творчества, стабильности порядка, внутреннего покоя для учащихся. Без этого даже самые лучшие методы будут ограничены в своем воздействии.

В качестве важнейшего компонента педагогического процесса рассматривается стремление самого учащегося к росту и развитию. Школе надлежит помочь довести эту тенденцию всеми естественными средствами до оптимального ее выражения, Сформированная в таких условиях личность сможет лучше охватить внутреннюю и внешнюю целост­ность мира и отразить ее в своем мышлении, чувствах и действиях, и благодаря этому личность будет лучше под­готовлена к жизни в духе современных требований и в согласии с природой.

По мнению сторонников «целостной школы», ликвида­ция страха, агрессивного настроя, возможность свободно­го умственного развития являются ключом к тому, чтобы преодолеть существующие в обычных школах противоре­чия между целевыми установками, ориентированными на высокое качество обучения, и потребностью сделать шко­лу для детей более гуманной и привлекательной. Школа, где через развитие креативности без особого напряжения улучшается учеба, даст детям радость переживания успеха, что, в свою очередь, стимулирует развитие творчества и повышение качеств знаний. В результате учебно-воспита­тельный процесс приобретает гуманный характер, облег­чает всем учащимся индивидуализированные занятия при сохранении целостных взаимосвязей в учебном материале. Что касается содержания образования, то «целостная школа» не отказывается от государственных рекоменда­ций в этом отношении, но ставит свои особые акценты. Она хочет предоставить учащимся возможность получить двойную квалификацию на старшей ступени обучения (кроме общеобразовательной подготовки, также ремесленно-техническую).

15 стр., 7120 слов

Оценка социально-личностного развития дошкольников

... В Проекте Государственного стандарта по дошкольному воспитанию социально-личностное развитие рассматривается как комплексный процесс, во время которого ... психолого-педагогической литературе показаны основные линии социального развития ребенка, содержание педагогической работы, технология формирования социального мира детей, задача ... Так в структурно - функциональной школе социологии (Т. Парсонс, Р. ...

В учебные программы включается наиболее актуальная социально-политическая тематика, касающа­яся таких вопросов, как сохранение мира на Земле, эко­логические проблемы, здоровье человека как будущего члена общества и т.д. К числу организационных форм учебного процесса и методов обучения авторы относят проектное обучение как наиболее отвечающее принципу целостнос­ти, интегрированные школьные дисциплины, дифферен­цированный подход к учащимся в соответствии с их ин­дивидуальными потребностями, сочетание активности и отдыха и другие методы, стимулирующие жажду позна­ний и переживание успеха.

Большая роль в реализации проекта отводится учите­лю. От него требуются такие качества, как профессио­нальное мастерство, разносторонние способности, любовь к своему делу и детям, педагогический такт, терпение и многое другое. В функции педагога входит также умение конструктивно организовать школьную жизнь и внешколь­ную деятельность, партнерство в школе, классе, на орга­низацию школьной жизни с учетом традиций различных культур через такие формы работы, как проведение праз­дников, торжеств, поездок, совместную творческую дея­тельность.

Прообразами открытых школ за рубежом стали общинные школы, которые возникли в Англии й США еще в 20-е годы нашего столетия и использовались для самореализа­ции и выражения интересов социально незащищенных слоев населения.

К общим признакам общинной школы можно отнести следующие: взаимную поддержку отношений между школой и общиной; распределение между ними средств; вовлече­ние членов общины в принятие решений и управление школой и другие признаки.

Российская концепция социального воспитания «Шко­ла — микрорайон» (В.Г. Бочарова) реализуется в различ­ных видах школ-комплексов и территориальных социаль­но-педагогических и культурных центров.

Территориально-интегрированной моделью социального воспитания личности, основанной на принципе открытой системы, являются социально-педагогические центры (СПЦ).

Социально-педагогический центр — структурно упорядоченная и разветвленная сеть организации воспитательно-образовательных учреждений, социально-психологичес­ких общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству, направленная на соци­альную защиту и реализацию прав каждого своего члена в творческой самореализации, успешном физическом, пси­хическом и социальном развитии личности.

Сектор работы в школе Сектор работы в микросреде

-Центр организации познавательной деятельности — Социально – развивающий центр «Досуг»

1 стр., 400 слов

Презентация на тему: Социально-психологические особенности организации ...

... М.: МГУ, 2005. 3.Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологическийклимат коллектива и личность – М.: Мысль, 1983. 4.Волков И. П. Психология ... 5.Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: МГУ, 1987. 6.Гришина Н. В. Социально-психологическиеконфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе // Социальнопсихологические проблемы производственного коллектива / канд. ...

-Центр организации спортивно – оздоровительной — Медико – психолого – юридическая

работы консультация семьи и детства

-Центр психолого – педагогической — Социально – педагогический центр «Семья»

анимации при телефоне доверия — Медико – психологический центр

-Центр социальной педагогики «Здоровье»

Система деятельностей

Система дифференцированного обучения

Система личностно – ориентированного социального воспитания

Система развития творческой одаренности в досуговой деятельности

Система поддержки молодежных инициатив

Система поддержки психофизического здоровья детей

Система защиты и социально – педагогической поддержки группы риска

Система коррекционно – развивающей работы с детьми с особыми нуждами

Система социально – педагогической помощи семье

Система реабилитационной работы с проблемными семьями

Система социально – педагогической диагностики и мониторинга

Задачи СПЦ:

  • создание условий для социального воспитания и раз­вития детей в досугово-творческой деятельности по месту проживания семей;
  • создание комфортной социально-образовательной среды в микросоциуме;
  • помощь семье в индивидуальном развитии и станов­лении детской одаренности:
  • коррекционная работа с семьями группы риска се­мьями с проблемными детьми;
  • социально-педагогическая поддержка детей со спе­цифическими нуждами (сирот, инвалидов, детей с ос­лабленным физическим или психическим здоровьем и др.)-
  • межведомственная интеграция специалистов различ­ных учреждений на базе СПЦ (врачей, юристов, трене­ров, организаторов технического, художественного, «му­зыкального творчества, культурно-досуговой деятельнос­ти, психотерапевтов, психологов, педагогов и др>) для оказания различных видов помощи семье и ребенку;
  • вариативно-деятельностиый подход к осуществле­нию индивидуального, группового и коллективного вос­питания учащихся в условиях школы и ближайшей мик­росреды с целью успешного становления творческой ин­дивидуальности каждого ребенка в процессе разнообразной деятельности и комфортного общения в группе;

— методическая помощь педагогам, семье, отдельному ребенку в отборе средств жизненного самоопределения личности, успешной самоорганизации ее деятельности и взаимодействия с людьми.

По мнению специалистов, педагогический комплекс представляет собой объединение школы с какими-либо объектами социального окружения {И.Н. Закатова, 1996)* При этом комплекс не должен быть простым соединени­ем составляющих его частей, а образовывать целостную систему, обладающую относительной автономией, имею­щей свою социально-культурную атмосферу, психологи­ческий воспитательный микроклимат в педагогическом коллективе, среди детей и родителей.

7 стр., 3206 слов

О социально-педагогической работе с детьми

... уровень решения проблемы, к созданию системы социально-педагогических служб помощи детям с разветвленной инфраструктурой их кадрового ... деятельности детей, педагогов и волонтеров (общественных деятелей) в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания ... практике тезиса «школа - центр микрорайона» привело к «замыканию» на школе многих вопросов социально-педагогической работы ...

Социально-педагогический комплекс «Школа—микрорайон» является результатом развития в современных условиях идеи «Школа—центр воспитательной работы в микрорай­оне». Основной смысл объединения школы с семьей, об­щественностью, объектами культурного и воспитатель­ного окружения состоит в использовании воспитательно­го потенциала социума путем его максимальной педагогизации.

Социально-педагогический комплекс «Школа—мик­рорайон» предполагает непрерывную, педагогически це- лссообразную организацию учебного воспитательного .про­цесса:

а) с участием всех субъектов воспитания (педагоги, воспитатели специальных учреждений, родители, обще­ственные воспитатели);

б) и различных сферах микросреды личности (семья, класс, школа, производство, деловые круги, дом, клуб, неформальная группа и др.);

в) в условиях конкретной социально-экономической и социокультурной обстановки;

г) на всех возрастных этапах (дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, выпускник).

Работа социально-педагогического комплекса строится на следующих принципах:

  • превращение школы из преимущественно просвети­тельского учреждения в школу духовной культуры, из школы обучения — в школу воспитания;
  • построение человскоориентированной школы, гуманно-личностного подхода к ребенку, партнерских отношенийс родителями;
  • социальное равенство детей в получении образова­ния, отсутствие личностной сегрегации или селекции;
  • педагогизация окружающей среды, соединение вос­питательных усилий школы и семьи, создания единой системы воспитания ребенка в школе, семье и социуме;
  • адаптирующая педагогика, обеспечивающая совмес­тимость детского сада, семьи и школы, их взаимодей­ствие и сотрудничество.

Комплекс — это инновационная структура, в которой представлены три основные системы:

  1. Содержание образования, удовлетворяющее интере­сы и социальный заказ со стороны детей и родителей.
  2. Система воспитательной работы, делающая родите­лей партнерами школы, эффективно использующая воз­можности семьи в воспитании ребенка.
  3. Школьная социально-педагогическая служба, кото­рая осуществляет социальную заботу о семье и социаль­но-педагогическую поддержку и психологическое сопро­вождение растущей личности.

Удовлетворение интересов и социального заказа па со­держание образования осуществляется на основе ежегод­ною социально-педагогического и психологического ис­следования, в котором принимают участие все дети и ро­дители первоклассников. В дальнейшем скрининговые исследования продолжаются по всем возрастным группам. Ориентируясь па полученные данные, школа определяет основные направления дифференцированного обучения: например, музыкально-эстетическое, изобразительное искусство, прикладное творчество, языковая культура, нравственная культура, экология, математическая куль­тура. Направления объединяются в образовательные ком­плексы, имеющие профилированные учебные планы с первого по выпускной классы. Тем самым создается высо­кая мотивация к учению и предпосылки для поступления учащихся в профессиональные учебные заведения.

3 стр., 1210 слов

Модель функционирования социально-психологической службы вуза ...

... пространства – социально-психологическая служба вуза. Для эффективного построения социально-психологической службы вуза необходимо учитывать насколько данная служба будет ... попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже 19-20 ... среды, в которой самоопределяется и развивается личность студента. Принцип развития позволил установить взаимосвязь между ...

Комплектование отделений происходит при наборе де­тей в школу и при переходе их в среднее и старшее звено. При этом выбор отделения не является окончательным. Существует также система мер компенсационного харак­тера, позволяющих ребенку перейти с одного отделения на другое (кружки, семинары, факультативы, индивиду­альные учебные планы и т.п.).

Воспитание в комплексе рассматривается как равно­ценный компонент образования наравне с изучением ос­нов паук и предполагает единство процесса во всех сфе­рах: в обучении, во внеурочной клубной деятельности, в социуме и семье.

В сфере внеурочной внутришкольной работы с детьми используется модель центров, объединяющих многочис­ленные кружки, секции, студии. В деятельности воспита­тельных центров педагоги, дети и родители составляют разновозрастные отряды (РВО), объединяемые для совме­стной творческой деятельности на добровольной основе. Дети и подростки могут не только удовлетворять разно­образные интересы, лежащие вне учебной деятельности, но и пробовать себя в различных, наиболее выгодных для них социальных ролях, позициях и условиях.

Содержание воспитательной работы задается програм­мой воспитания, в которой заложены последовательность и акценты формирования личностных качеств ребенка на основе возрастного подхода. Программа служит рекомен­дацией не только для педагогов, но и для родителей.

Организационную структуру воспитательной работы составляет годовой цикл коллективных творческих дел: «Истина», «Красота», «Добро», «Интеллект». В структуру воспитательной работы комплекса входят также общенародные и общекультурные праздники и традиции, в ко­торых участвуют все педагоги, учащиеся, выпускники разных лет, родители, друзья школы. В таком разновозрастном общении укрепляются связи школы с семьей и социу­мом.

Социально-педагогическая служба школы-комплекса имеет четыре подструктуры:

  • территориальная социально-педагогическая служба, которую осуществляют социальные педагоги;
  • внутришкольная служба социальной заботы, кото­рую осуществляют классные руководители, воспитатели групп продленного дня, организаторы внеклассной работы;
  • психологическая служба, функционирующая под ру­ководством педагога-психолога;
  • медико-валеологическая служба, отслеживающая со­стояние здоровья учащихся и педагогов и обеспечиваю­щая формирование культуры здоровья школьного кол­лектива в лице школьного медперсонала, учителей физического воспитания, валеологов.

Территориальная СП служба является открытой системой, ориентированной на внешкольную среду, в первую очередь на родителей. Осуществляющие ее социальные педагоги выполняют роль связующего зве­на между профессиональными воспитателями и семьей. Они организуют и создают условия для разумного прове­дении досуга детей и подростков, выявляют и защищают их интересы, предупреждают и разрешают трудности и конфликты, оказывают поддержку детям, нуждающимся в опеке и попечительстве.

Под руководством социального педагога создаются и работают разновозрастные объединения детей, подрост­ков и их родителей по месту жительства — это коллек­тивы из дкух-трех семей, объединенных местом прожи­вании, общими интересами и делами. Часть творческих объединений учащихся могут работать на базе имеющих­ся на территории культурно-образовательных учрежде­ний, предприятий, самой школы или в специальном тер­риториальном социально-педагогическом центре. Центр выступает организатором всех массовых культурно-вос­питательных мероприятий, которые проводятся в мик­рорайоне школы. Данные исследования социалыю-педагогических особенностей микрорайона, проводимого со­циальным педагогом, не только составляют диагностическую основу его собственной деятельности, но и помогают другим педагогам комплекса получать полную картину поведения и условий жизнедеятельности учащихся во второй половине дня, сведения о положении детей в семье, зо­нах опасных контактов и оперативно использовать ос в работе.

7 стр., 3069 слов

СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ

... социально-педагогическое учреждение для оказания помощи детям и подросткам, находящимся в тяжелых, кризисных жизненных условиях, когда становится невозможным или опасным проживание ребенка дома, родители не занимаются воспитанием своих детей ... сторону отношений родителей к детям. Спецификой деятельности специалистов ЦСВ является работа с самыми тяжелыми семьями, имеющими детей, пока еще не вся ...

Социальная забота классных руководителей о детях осуществляется в рамках специальных программ социаль­ной адаптации: «Здоровье и физическое развитие», «Трудный подросток», «Семья и дети».

Психологическая служба комплекса осуществляет пси­хологическое сопровождение всего учебно-воспитательного процесса, разрабатывает психологические критерии его эффективности, отслеживает динамику личностного и психического развития учащихся, выявляет интересы, способности и психологические проблемы учащихся, про­водит коррекционно-развивающую работу с девиантны-ми детьми, оказывает психотерапевтическую помощь пе­дагогам и учащимся в кризисных ситуациях.

Медико-валеологаческая служба организует отслежи­вание и корректирование здоровья и физического разви­тая детей, следит за санитарно-гигиеническими условия­ми обучения, дифференцирует занятия физической куль­турой по группам здоровья, проводит профилактические мероприятия, разрабатывает рекомендации для родителей по организации физического воспитания и сохранению здоровья детей в семье, формирует культуру здорового образа жизни.

В целом социально-педагогическая служба комплекса создаст благоприятный этический климат заботы о ребен­ке, который способствует установлению партнерских, доверительных отношений всех субъектов воспитания.

Ежегодно социально-педагогическая служба проводит конференции родителей, общественности и1 жителей мик­рорайона, на которых выбирается попечительский совет комплекса и обсуждаются общие задачи воспитания мо­лодежи.

Социально-педагогическая служба школы как откры­той воспитательной системы ориентирована на объедине­ние педагогических воздействий школы и окружающей среды в духовном возрождении и гуманизации важнейших фак­торов развития личности. Для этого используются воспи­тательный потенциал семьи, позитивного общественного окружения, культурного наследия, народные традиции. Служба направлена на активное сотрудничество школьной администрации, педагогов, учеников, внешних социальных структур с целью оказания реальной, квалифицированной

и всесторонней помощи школьнику в процессах становле­ния и развития его личности.

Принципами деятельности социально-педагогической службы являются:

3 стр., 1126 слов

«Отклоняющееся поведение ребёнка как следствие неправильного воспитания в семье»

... Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. - М., 2003. 8. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1991. 9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера ... самые большие неприятности ждут родителе........ Литература 1. Белинская Е. П. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. 2. Беличева С. А. ...

  1. Личностный поход к ребенку, реализуемый в форму­ле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
  2. Оптимистическая гипотеза — вера в ребенка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного подхода «сделай себя личностью сам».
  3. Объективность подхода к ребенку — знание много­образных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекоменда­ций, учет возрастных особенностей личности (индивиду­альных черт, склонностей, нравственной позиции).

4. Коммуникативность — способность к быстрому и оперативному общению, налаживанию связей и коорди­нации со всеми субъектами социального воспитания (ад­министрацией школы, педагогами, родителями, врачами, психологами, юристами, федеральными и местными влас­тями и другими категориями) для быстрого нахождения средств социально-педагогической и других видов, помо­щи ребенку.

5. Неразглашение информации о ребенке и его семье. Основными функциями социально-педагогической службы комплекса являются:

  • диагностическая — изучение и оценивание реальных особенностей деятельности личности, микроколлектива, школьного коллектива в целом, неформальных молодеж­ных объединений; степень и направленность влияния мик­росреды, особенности семьи и семейного воспитания; спе­цифика соседской общины; позитивные силы в микро­районе и источники негативного влияния на детей и подростков;
  • прогностическая — составление на основе наблюде­ний и исследований прогноза развития негативных и по­зитивных сторон социальной ситуации развития, группы и личности;
  • консультативная — разработка советов, рекоменда­ций и коррекционно-развивающих методов и создание условий для их реализации;
  • защитная — обеспечение мероприятий по охране и защите прав детей и подростков; представление интере­сов детей в различных инстанциях (,суд, прокуратура и т.д.);

: — опекунская — организация питания, медицинского обслуживания, коррекционно-компепсаторпой работы с учащимися группы риска; продление времени пребыва­ния ребенка в школе, опека нуждающихся различными видами материальной, медико-психологической и педа­гогической помощи;

— организаторская — организация социально значи­мой деятельности, разумного досуга детей и подростков в открытой среде; включение семьи и общественности в вос­питательный процесс; построение системы демократи­ческих отношений детей и взрослых.

Воспитательная среда охватывает не только школу. Вос­питание, по справедливому замечанию А.С. Макаренко, ведется на каждом квадратном метре земли. Средовые вли­яния как позитивного, так и негативного характера, как целенаправленные, так и стихийные являются факторами социализации личности. Только открытая школа, которую со средой связывает прежде всего социальный педагог, способна полноценно осуществлять социальное воспитание.