Общие требования к оформлению и срокам сдачи психологических заданий по педагогической практике

По итогам педагогической практики студенты сдают отчеты:

Задание

Приложение к основному заданию

Психологический анализ урока

Протокол наблюдения и текстовый анализ урока по примерной схеме

Оформление:

  • отчеты сдаются на бумаге форматом А-4 в печатном или рукописном варианте;
  • первая страница ‑ титульный лист, образец которого прилагается ниже.

Пермский государственный психолого-педагогический университет

кафедра психологии

ОТЧЕТ

по выполнению психологических заданий в период педагогической практики

с________по_________(год)

____________________________________

(фамилия, имя)

студента (ки) _________факультета, группы____

(название факультета, номер группы)

Руководитель от кафедры психологии____________________________________ (фамилия, имя отчество, полностью)

Пермь 2014

Раздел 1. Психологические задания на основе метода наблюдения

1.1.Психологический анализ урока

Работу ученика организует учитель, опираясь на закономерности познавательной деятельности. От учета этих закономерностей зависит активность учащихся на уроке, иначе говоря, как они воспринимают, мыслят, припоминают, запоминают, насколько проявляются их интересы, стремления, отношения.

Чтобы судить о том, как ученики осуществляют познавательную учебную деятельность, нужно знать, как она проявляется внешне в их действиях, движениях, мимике, речи, позе, которые затем требуется психологически истолковать.

Наблюдение должно осуществляться как за всем классом, так и за отдельными учащимися. По ходу урока наблюдения могут меняться. Учебная деятельность школьников на уроке во многом обусловлена педагогической деятельностью учителя. Поэтому объектом наблюдения будет также и деятельность педагога.

Чтобы сделать содержательным психологический анализ урока, необходимо четко и полно его зафиксировать. Для этого предлагается следующая схема записи урока:

Школа _________________ Класс _______________

Дата ___________________ Тема урока__________________

Деятельность учителя (студента-практиканта)

Деятельность класса

Деятельность отдельных школьников (выделяющихся из общего фона)

Психолого-педагогические примечания по ходу урока

1

2

3

4

В первой графе фиксируются различные моменты деятельности педагога (кроме описания учебного материала урока).

Фиксируется тип урока, его особенности. Записываются способы организации внимания, мотивации, поощрения и наказания. Могут фиксироваться реплики учителя. Отслеживается динамика ведения урока, темп деятельности преподавателя, вербальные и невербальные средства в его арсенале и т. д.

Во второй графе необходимо отметить различные реакции класса на организуемую педагогом учебную ситуацию. Темп, активность (пассивность), утомление, динамику этих реакций и т. д.

Здесь необходимо зафиксировать деятельность тех учеников, которые иначе, чем класс в целом, отвечают на воздействия учителя. Это могут быть те школьники, которые не успевают выполнять учебные действия, или наоборот, делают задания быстрее, чем другие, те, кто слишком бурно реагируют на действия педагога, или слишком пассивны, проявляют на уроке грубость, слишком «зажаты», или неадекватно ведут себя и т. д.

В четвертой графе фиксируются психолого-педагогические замечания, гипотезы, идеи, которые возникают у Вас, непосредственно на уроке.

На основе записи хода урока необходимо дать его развернутый психологический анализ по следующей программе.

Программа психологического анализа урока

1. Создание положительной мотивации.

Требовательность к учащимся; создание проблемных ситуаций; связь с жизнью, подчеркивание важности материала; эмоциональность изложения; использование мультимедийных технологий и других демонстрационных средств, интересных фактов и иллюстраций; постоянный контроль и оценка деятельности учащихся.

О положительной мотивации учащихся можно судить по следующим проявлениям: внимательность учащихся; вопросы к учителю, активная работа учащихся; высказывание собственных суждений; инициативное обсуждение вопросов учащихся; рабочая обстановка в классе и т. д.

2. Организация внимания.

Создание установок на сосредоточение внимания; последовательность и логичность изложения материала; подчеркивание важности и значимости материала; постановка вопросов к учащимся; использование наглядности и компьютерных технологий, эмоциональная насыщенность; оптимальный темп и ритм урока; внешний вид учителя и .т.д.

О сосредоточенности, устойчивости, распределении и переключении внимания свидетельствуют поглощенность деятельностью, отсутствие посторонних разговоров, занятий посторонними делами; соответствие ответов поставленным вопросам; длительность продуктивной работы; одновременное выполнение разных действий (слушание и ведение записей и т. д.); скорость перехода от одного задания к другому.

3. Организация деятельности мышления.

Создание проблемных ситуаций; четкая постановка вопросов; организация операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения; создание атмосферы свободного обсуждения, побуждение учащихся к самостоятельной постановке вопросов и к самостоятельным выводам, использование различных видов творческих работ.

О самостоятельности, эвристичности, обобщенности и гибкости мышления свидетельствуют следующие проявления: наличие у учащихся собственных суждений, выводов, оценок, своего подхода к теме, вопросу; легкость улавливания общего в отдельных фактах; подход к одному и тому же материалу с различных сторон; самостоятельная постановка учащимися вопросов к учителю и товарищам.

4. Организация восприятия учебного материала.

Четкая постановка учителем целей и задач урока; последовательность и доступность изложения; выделение существенного в материале; четкость инструкций относительно заданных видов работ (упражнения, использование ИКТ и т. д.).

О точности и осмысленности восприятия свидетельствуют выделение учениками в материале существенного, отсутствие ошибок в ответах; соответствие ответов поставленным вопросам.

5. Организация работы памяти.

Последовательность и доступность изложения; создание установок на длительность, полноту, точность запоминания; постановка вопросов; включение запоминаемого материала в активную интеллектуальную обработку (сравнение, сопоставление планов, схем и т. д.); эмоциональная насыщенность изложения; использование наглядности, ИКТ и др.

О проявлениях осмысленной и механической, произвольной и непроизвольной памяти свидетельствуют: ответы своими словами или дословное воспроизведение материала; свободное оперирование материалом или зависимость от ассоциаций; выделение существенного или второстепенных фактов и деталей.

6. Эмоциональная сторона урока

Общее эмоциональное состояние учащихся на уроке (подавленное, пассивное, скучающее, спокойное, оживленное, веселое, возбужденное).

Уровень увлеченности у учащихся деятельностью (высокий, средний, низкий).

Эмоциональный фон урока, психологический климат на уроке.

Создание учителем определенного настроения на уроке, использование классического литературного наследия. Настроение и увлеченность уроком самого педагога, характер его общения с учениками, особенности речи (грамотная литературная речь), используемые им приемы и методы организации урока и т. д.)

7. Особенности общения учителя с учащимися на уроке.

Владение техникой речи ‑ темп речи; тон: доброжелательный — резкий, ласковый, теплый, сухой, холодный, повелительный; точность, логичность-неумение точно выразить мысль; выразительность речи; широта использования шуток, юмора.

Организация взаимодействия ‑ стремление к сотрудничеству ‑ доминирование, монолог; оптимальная требовательность ‑ чрезмерная требовательность; стимулирование инициативы ‑ подавление инициативы; оценочные суждения в адрес ученика ‑ оценочные суждения в адрес ученика не допускаются.

Эмоциональный потенциал урока ‑ доброжелательность ‑ неприветливость; улыбка, смех ‑ хмурость, озабоченность; заинтересованность — безразличие; доверие, открытость — скептицизм; эмпатия — черствость.

Невербальные способы общения ‑ чаще всего используются средства, выражающие одобрение — неодобрение; симпатия — антипатия; интерес — безразличие; поддержка — угроза; активное слушание — пренебрежение; «поддерживающие знаки» ‑ снисхождение.

Педагогическая этика — принятие/непринятие ученика, обида; дифференцированная оценка или поверхностная, неаргументированная; лояльность, гибкость/категоричность; умение/неумение конструктивно разрешать конфликт; преобладание ободряющих высказываний ‑ преобладание запретов, приказов, порицаний; форма предъявления замечаний и порицаний ‑ мягкая, спокойная, строгая, резкая, оскорбительная; форма выражения похвалы и одобрения ‑ восторженная, сдержанная, сухая.

Сделать вывод о стиле педагогического общения учителя (авторитарный, демократический, попустительский или мягкий, жесткий, смешанный).

Психологический анализ урока может быть более углубленным и содержательным при опоре на теоретические подтверждения и исследования. Кроме того, он может (и должен) рассматривать основные компоненты учебной деятельности (в частности, анализ учебной задачи: формирование понятий по предмету, учебных действий и развитие творческого мышления).

Текст анализа урока русского языка должен быть написан грамотным психологическим языком, подтвержденным примерами из анализируемого урока.

Для более углубленного анализа мотивации учебной деятельности можно использовать следующие методики исследования мотивов.

Методики исследования учебной деятельности и ее мотивов

Методика 1. Исследование мотивов учебной деятельности

Учебная деятельность всегда полимотивирована. Мотивы могут быть внешними и внутренними. Внешние мотивы обусловлены социальной средой; внутренние связаны с самим познанием, содержанием и выполнением учебной деятельности. В структуре мотивов можно выделить ведущие, которые поможет выявить данная методика.

Цель: изучение учебной мотивации школьников.

Проведение исследования. Каждому школьнику предлагаются списки мотивов.

Инструкция: «Учеба занимает в вашей школьной жизни большое место. Какие, по вашему мнению, причины побуждают учиться:

1

. большинство учеников твоего класса; ‑ обведи кружком номера этих утверждений;

2. тебя лично ‑ поставь перед утверждением знак .

Выберете из списка по три наиболее значимые причины (мотива)".

1. Учимся, потому что хотим больше знать.

2. Учимся, потому что сейчас все учатся.

3. Учимся, потому что интересно.

4. Потому что нравится учиться.

5. Привлекает сам процесс учебы.

6. Из-за любопытства.

7. Заставляют родители.

8. Потом легко будет устроиться на работу или поступить в вуз.

9. Хочу быть авторитетным в школе.

10. Неприятно испытывать наказание за плохую учебу.

11. Люблю заниматься самообразованием.

Обработка данных

Все данные заносятся в две таблицы. В одной таблице необходимо отразить полученные данные о мотивах, побуждающих учиться учеников класса (утверждения, обозначенные кружком); в другой таблице ‑ индивидуальные результаты учеников (утверждения, обозначенные знаком «v»).

В каждой строчке знаком «+» отмечаются выборы мотивов, сделанные учеником. Затем по столбцам подсчитывается общее количество выборов (сумма баллов) и заносится в нижнюю строчку таблицы. Определяется частота выбора того или иного мотива в выборке (группе).

Фамилии школьников

№№ утверждений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1. Батуева Ольга

+

+

+

2.

3.

4.

Сумма баллов

по каждому мотиву

% по каждому мотиву

Анализ и интерпретация результатов.

Чем чаще выбирается мотив, тем более он доминирует в системе мотивов в группе.

  1. Установите иерархию мотивов, расположив показатели мотивов по мере их убывания в баллах (или процентном отношении).
  2. Разведите данные в баллах (процентах) по мере их убывания на внешние мотивы (вопросы 2, 7, 8, 9, 10) и внутренние мотивы (вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 11).

    Особое внимание необходимо уделить на преобладание внешней и отрицательной мотивации.

  3. Укажите возможные причины сложившейся иерархии учебных мотивов.
  4. При интерпретации охарактеризуйте особенности учебной мотивации данного класса и отдельных учеников.
  5. Соответствуют ли выявленные в эксперименте данные о мотивации вашим наблюдениям. Обоснуйте ваш ответ, используя описание особенностей поведения, общения, эмоциональных реакций, мимики, жестов учеников в учебных ситуациях.
  6. Дайте рекомендации с целью формирования или усиления мотивации учебной деятельности школьников.

Методика 2. Изучение отношения к учению и учебным предметам

Цель. Изучение причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения школьников. Методика разработана Г. Н.Казанцевой и предназначена для количественного и качественного анализа.

Проведение исследования. Каждому школьнику предлагаются списки причин, характеризующих отношение к предмету и списки мотивов.

I. Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые…

А. Любимые _________________________________

Б. Нелюбимые _______________________________

II. Отметь причины, которые характеризуют твое отношение к предмету (можно ввести ограничения в количестве выбора причин).

Люблю предмет потому, что…

1. Данный предмет интересен.

2. Нравится, как преподает учитель.

3. Предмет нужно знать всем.

4. Предмет нужен для будущей работы.

5. Предмет легко усваивается.

6. Предмет заставляет думать.

7. Предмет считается выгодным.

8. Требует наблюдательности, сообразительности.

9. Требует терпения.

10. Предмет занимательный.

11. Одноклассники интересуются этим предметом.

12. Интересны отдельные факты.

13. Родители считают этот предмет важным.

14. Хорошие отношения с учителем.

15. Учитель часто хвалит.

16. Учитель интересно объясняет.

17. Знания по предмету необходимы для дальнейшего поступления.

18. Предмет помогает развивать общую культуру.

19. Изменяет предоставление об окружающем мире.

20. Просто интересно.

21. Другие причины.

III. Почему ты вообще учишься?

Отметь те ответы (не больше трех), которые тебе подходят больше всего или допиши свой вариант.

Я учусь потому, что…

1. Это мой долг.

2. Хочу быть грамотным.

3. Хочу быть полезным гражданином.

4. Не хочу подводить свой класс.

5. Хочу быть умным и эрудированным.

6. Хочу получить полные и глубокие знания.

7. Хочу научиться работать самостоятельно.

8. Все учатся и я ‑ тоже.

9. Родители заставляют.

10. Нравиться получать хорошие оценки.

11. Чтобы похвалил учитель.

12. Чтобы со мной дружили одноклассники.

13. Для расширения кругозора.

14. Классный руководитель заставляет.

15. Просто хочу учиться.

Обработка результатов.

Все данные заносятся в таблицы («Люблю предмет потому, что…»; «Не люблю предмет потому, что…»; «Почему ты учишься?»).

В каждой строчке знаком «+» отмечаются выборы причин или мотивов, сделанные тем или иным учеником. Затем по столбцам подсчитывается общее количество выборов (сумма баллов) и заносится в нижнюю строчку таблицы. Определяется частота выбора каждой причины (мотива).

Например:

Фамилии

школьников

Люблю предмет потому, что…

Номера ответов

1

2

3

4

5

20

21

1. Афанасьев Олег

+

+

+

2.

и т.д.

Сумма баллов

по каждому утверждению

Анализ и интерпретация результатов.

Чем чаще выбирается та или иная причина (мотив), тем более они определяют отношение к учению и учебным предметам в группе.

  1. Установите иерархию мотивов к учебе и причин, характеризующих отношение к учебным предметам, расположив показатели по мере их убывания в баллах (или процентном отношении).
  2. Выделите преобладание внешних или внутренних мотивов; познавательных или социальных.
  3. Укажите возможные причины сложившейся иерархии учебных мотивов и того или иного отношения к предмету.
  4. При интерпретации охарактеризуйте особенности учебной мотивации и отношение к учебе данного класса и отдельных учеников.
  5. Соответствуют ли выявленные в эксперименте данные о мотивации вашим наблюдениям. Обоснуйте ваш ответ, используя описание особенностей поведения, общения, эмоциональных реакций, мимики, жестов учеников в учебных ситуациях.
  6. Каковы, по вашему мнению, психолого-педагогические рекомендации для развития учебных мотивов?

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector