АРМИЯ И ОБЩЕСТВО

11

4(07)

АРМИЯ И ОБЩЕСТВО

Подполковник и.п. Гладких

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК РОССИИ.

1992—2004 гг.

Сухопутные войска России берут начало от дружин и ополчения Киевской, Новгородской и Московской Руси. Историческое прошлое Сухопутных войск — это блестящие походы Святослава; Ледовое побоище и Куликовская битва; разгром Казанского и присоединение Астраханского ханств, Полтавская битва; победы П.А. Румянцева, А.В. Суворова, присоединение Крыма; Отечественная война 1812 г., покорение Западного Кавказа, Средней Азии, доблесть русских войск при Шипке, сражения Первой мировой войны. В советское время Сухопутные войска вынесли на себе основную тяжесть Великой Отечественной войны. Разумеется, кроме побед были и неудачи, и поражения. Словом, история отечественных Сухопутных войск — это вся военная история России1.

И всегда в армии весьма злободневным вопросом — наряду с количеством оружия и войск — оставалась проблема статуса военнослужащих, их социальная защита.

Функция социальной защиты многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение — обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан государства, в том числе и для военнослужащих, обеспечив им в полной мере социальную защиту. При этом учитывается, что военнослужащие — это особая категория государственных служащих, которая нуждается в особой защите в связи их специфическим положением в обществе и некоторым ограничением гражданских прав и свобод.

Основным отличием социальной защиты военнослужащих от социальной защиты гражданского населения является то, что в ней нуждаются, как правило, здоровые, трудоспособные люди, которые ограничены в возможностях вести дополнительную деятельность для повышения своего благосостояния2.

Научные проблемы социальной защиты военнослужащих разрабатываются со второй половины 80-х годов ХХ столетия. За прошедший период органы военного управления накопили определенный опыт организации социальной защиты в различных условиях жизни и деятельности войск. На основе его анализа и обобщения сегодня все более широко развертывается процесс научной разработки теоретико-методологических и организационных основ социальной защиты, ее содержания, форм и методов.

7 стр., 3346 слов

Социальные проблемы военнослужащих

Введение Работа с военнослужащими занимает одно из существенных мест в деятельности социального работника. На первый взгляд, военнослужащие находятся в нормальных социальных условиях. По самому характеру своей деятельности, набору личностных качеств, соответствующих этой деятельности, они не могут относиться к уязвимым слоям населения. Это, как правило, люди среднего возраста, считающегося ...

В имеющихся отечественных публикациях встречается множество толкований понятия «социальная защита». Проанализировав имеющиеся определения, автор предлагает свое определение социальной защиты военнослужащих: социальная защита — это деятельность органов государственного и военного управления, общественных организаций по реализации установленных для военнослужащих Сухопутных войск всей полноты социально-правовых, социально-экономических прави гарантий,а также компенсации ограничений и тягот военной службы и поддержание их высокого социального статуса.

Анализ документов свидетельствует о том, что целями социальной защиты военнослужащих Сухопутных войск являлись: создание социальных и правовых условий для более эффективного решения задач боевой готовности; укрепление организованности и правопорядка; реализация прав и льгот военнослужащих.

Опыт показал, что для достижения вышеуказанных целей органы государственного и военного управления в исследуемый период решали следующие основные задачи социальной защиты военнослужащих:

реализация установленных законом социальных прав и социальных гарантий;

удовлетворение материальных, социальных и культурных потребностей, обеспечение всеми видами довольствия и жильем;

компенсация ограничений и тягот военной службы системой социально-экономических льгот и гарантий, поддержанием их высокого социального статуса;

соблюдение в воинских коллективах принципа социальной справедливости; гарантированная зашита каждого военнослужащего от грубости, произвола, попрания его законных прав, унижения личного достоинства;

правовое и социальное воспитание военнослужащих.

Комплексно анализируя вопросы социальной защиты, автор пришел к выводу, что в 90-е гг. XX века в Сухопутных войсках была создана и ныне продолжает функционировать целостная система социальной зашиты военнослужащих. Процесс становления и формирования системы социальной защиты связан с распадом Советского Союза, созданием Российских Вооруженных сил3и их Сухопутных войск4. Ранее принятые законы и нормативные акты СССР, регулирующие вопросы военного строительства и социальной защиты военнослужащих, перестали соответствовать новым социально-экономическим условиям, целям и задачам, стоящим перед Вооруженными силами.

7 стр., 3019 слов

Социальная работа в социально-этнической сфере

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО «ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Дисциплина: «Теория Социальной работы» Тема: «Социальная работа в социально-этнической сфере» Выполнилистуденты 2 курса Баженов Сергей Викторович Ионел Александр Михайлович Проверила Нагибина ...

Весьма важно отметить также то, что эти процессы проходили в условиях катастрофического падения темпов производства, либерализации цен и высоких темпов инфляции, роста безработицы, падения уровня жизни, резкой дифференциации общества по уровням дохода. Эти и другие факторы обусловили необходимость поиска оптимальной системы организации и обеспечения социальной защиты военнослужащих Сухопутных войск. Заметим, что в переводе с греческого «sistema» — это целое, составленное из частей соединение. В философии система понимается как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство5. Учеными выделено значительное количество признаков системы как общих, так и специфических, отличающих один вид системного образования от другого6. В обобщенном виде наиболее существенными из признаков системы социальной защиты военнослужащих Сухопутных войск можно назвать следующие:

во-первых, наличие, системообразующих элементов, таких как цель и задачи, функции и принципы, объект и субъект, формы и методы социальной защиты;

во-вторых, принятие специальных правовых норм и предписаний, регулирующих функционирование системы социальной защиты военнослужащих Сухопутных войск;

в-третьих, создание институтов социальной защиты на различных уровнях управления, ориентированных на оказание экономических, правовых, социально-психологических услуг;

в-четвертых, формирование органов управления, осуществляющих взаимодействие, координацию и контроль по вопросам социальной защиты

Анализ руководящих документов и войскового опыта организации социальной защиты военнослужащих Сухопутных войск в 1992—2004 гг. свидетельствует, что она осуществлялась в правовой, экономической и духовной сферах и включала социально-правовой, социально-экономический и социально-психологический компоненты.

7 стр., 3493 слов

Деятельность социальных служб по защите безработных

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ГОРОДЕ БЕЛОРЕЦКЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра социальной педагогики Реферат ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ПО ЗАЩИТЕ БЕЗРАБОТНЫХ Содержание Введение 1. Проблемы занятости населения 2. Деятельность социальных служб по защите безработных на примере анализа работы ...

Социально-правовой компонент. Анализ документов, посвященных проблемам социально-правовой защите военнослужащих, даёт основание для вывода о том, что одно из направлений в деятельности органов государственной власти по социально-правовой защите, составляла разработка и принятие законов, других нормативных актов, определявших права, льготы военнослужащих и гарантии их реализации.

За годы существования Российского государства создан значительный массив нормативно-правовых актов о социальной защите, правах и льготах военнослужащих. Достаточно сказать, что с 1992 по 2004 год в этой области принято: 19 Федеральных законов (ФЗ), три постановления Парламента, свыше 20 указов Президента Российской Федерации и 75 постановлений Правительства РФ, а также большое количество ведомственных нормативных актов.

Приоритетными законами, подготовка которых была продиктована факторами экономического, социального и политического характера, а также связана с реализацией положений новой Конституции, являлись: Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», Законы РФ «Об обороне», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» и ряд других документов.

В целом пакет военных законов, принятых в 1992—2004 гг., в совокупности с другими нормативно-правовыми актами, создал отечественную правовую систему социальной защиты военнослужащих. И далее его фактическое наполнение в исследуемый период постоянно совершенствовалось. Однако декларативный характер многих нормативно-правовых актов по социальной защите военнослужащих был обусловлен прежде всего отсутствием экономического механизма их реализации7.

Если основным содержанием деятельности органов государственной власти и управления по социально-правовой защите военнослужащих была разработка и принятие законов и подзаконных актов, расширяющих права и льготы, то основным содержанием работы органов военного управления — в пределах их компетенции — был контроль за соблюдением законодательства о правах, льготах и свободах военнослужащих Сухопутных войск; постоянное изучение,анализи отслеживания реальнойсоциальной ситуации в армейской среде, отдельных воинских коллективахдля выхода с законодательными инициативами по актуальным проблемам социально-правовой защиты военнослужащих; работа с письмами, жалобами, заявлениями и прием посетителей по социальным вопросам; правовое воспитание военнослужащих; установление и поддержание тесных связей с государственными органами, общественными объединениями и организациями8.

12 стр., 5723 слов

Социально-психологические методы разрешения социальных конфликтов

Социально-психологические методы разрешения социальных конфликтов Обозначим теоретическую историю вопроса, а также теоретические положения, определяющие актуальность выбранной темы, цели и задачи настоящего реферата. Американский социолог К. Томас вычленил две модели описания конфликта: процессуальную и структурную. В процессуальной конфликтной модели акцент ставится на анализе динамики ...

Отметим, что значительное место в деятельности командиров, штабов, органов воспитательной работы занимал контроль за соблюдением законодательства о правах, льготах и свободах военнослужащих Сухопутных войск, доведением до них положенных норм довольствия. Контроль и проверка исполнения являлись неотъемлемым элементом управленческой деятельности в военно-социальной сфере, значение которой постоянно возрастало по причине многочисленных случаев несоблюдения гарантированных государством социальных прав военнослужащих.

В последние годы задача сведения до минимума нарушений законов, определяющих права и свободы военнослужащих, выполнялась далеко не полностью. Достаточно сказать, что почти 60 проц. опрошенных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в течение 1999—2000 гг. отмечали, что несоблюдение принятых законов приводит к нарушению их социально-правовой защищенности9. При этом, по оценке военнослужащих, основные нарушения их прав происходили со стороны командиров и начальников на первичном уровне, т.е. на уровне части и подразделения10.

Основными причинами нарушений прав военнослужащих и членов их семей были:

безответственное отношение отдельных командиров (начальников), должностных лиц служб тыла и финансовых органов к выполнению своих служебных обязанностей;

неумение, а иногда и нежелание некоторых командиров и начальников надлежащим образом исполнять уставные требования по предупреждению правонарушений, своевременному выявлению и устранению способствующих им причин и условий;

8 стр., 3865 слов

Особенности информационно-психологического воздействия незаконных вооруженных формирований в Чеченской республике на военнослужащих внутренних войск МВД Ро

КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: Особенности информационно-психологического воздействия незаконных вооруженных формирований в Чеченской республики на военнослужащих внутренних войск МВД России в ходе боевых действий 1999-2003гг. Оглавление Список сокращений Введение . Основные направления и особенности ИПВ НВФ. . Формы и методы ИПВ, применяемые НВФ против военнослужащих ВВ МВД РФ Заключение Список ...

низкая исполнительность некоторых должностных лиц органов военного управления, отсутствие контроля за выполнением указаний вышестоящего командования;

игнорирование командованием уставных требований о необходимости сочетания высокой требовательности к подчиненным с постоянной заботой о них;

слабое знание отдельными должностными лицами военной администрации нормативных документов, регламентирующих права и льготы военнослужащих и членов их семей.

Подобного рода явления отрицательно сказывались на социальном самочувствии военнослужащих, на их отношении к службе, выполнении задач повышения боевой готовности и боеспособности войск, укреплении воинской дисциплины.

В изучаемый период важное место в деятельности органов военного управления по социально-правовой защите занимала работа с письмами, жалобами, заявлениями военнослужащих и прием их по социальным вопросам. В Сухопутных войсках в исследуемый период рассмотрение письменных и устных обращений осуществлялось в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами11, Уставом внутренней службы и Дисциплинарным уставом Вооруженных сил Российской Федерации, а также Инструкцией12, введенной в действие приказом министра обороны от 29 декабря 2000 г. № 615.

Военнослужащие, другие граждане, используя конституционное право обращения в органы военного управления, вносили свои предложения по реализации политики в области военного строительства и реформирования Сухопутных войск, совершенствованию системы боевой подготовки войск, повышению эффективности воспитательной работы. Подобные обращения активизировали деятельность органов военного управления по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, решению социальной защиты военнослужащих, членов их семей, восстановлению их нарушенных прав, льгот и законных интересов, сохранению жизни и здоровья военнослужащих. Необходимо также отметить, что обращения в определенной степени отражали морально-психологический климат в воинских коллективах, уровень социальной защищенности военнослужащих, стиль и метод работы должностных лиц. Как правило, они носили вынужденный характер, когда нарушались законные права и льготы военнослужащих и членов их семей, ветеранов боевых действий и ветеранов военной службы.

5 стр., 2155 слов

Требования, предъявляемые к психологическим качествам военнослужащего

Национальные интересы РФ в экономических и политических сферах. 1. Экономическая сфера – направлена на развитие экономики. 2. Внутриполитическая сфера – направлена на нейтрализацию причин и условий для возникновения политического и религиозного экстремизма. 3. Социальная сфера - направлена на обеспечение высокого уровня жизни народа 4. Духовная сфера – направлена на сохранение и укрепление ...

Анализ работы в Главкомате Сухопутных войсках с письменными обращениями военнослужащих показывает, что в исследуемый период рассмотрено 150 825 обращений: 37 проц. от этого числа составляли обращения военнослужащих Сухопутных войск; 15 проц. членов семей военнослужащих; 22 проц. граждан, уволенных с военной службы; 5 проц. обращения лиц гражданского персонала; других граждан 21 проц.,принято 224 810 посетителей. Основные проблемы, поднимаемые в обращениях военнослужащих Сухопутных войск, были: обеспечение жильем — 37 проц.; предоставление льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательством — 24 проц.; вопросы, связанные с прохождением военной службы — 16 проц. (увольнение с военной службы, переводы к новому месту военной службы, зачисление в распоряжение для последующего увольнения либо назначения на другие должности и др.); медицинского обеспечения — 10 проц.; пенсионное обеспечение — 13 проц.Около 85 проц. письменных и устных заявлений разрешены положительно.

Рассмотрение писем и жалоб позволяло составлять четкое представление не только о нуждах, но и настроениях военнослужащих. Благодаря этому командование располагало своеобразной системой раннего предупреждения нарастания тех или иных тенденций среди личного состава, что, в свою очередь, давало возможность своевременно реагировать на происходящее и учитывать эти факторы при принятии решений по социальным вопросам жизни и деятельности воинских коллективов.

Социально-экономический компонент.Включает совокупность социально-экономических отношений, норм, методов, характеризующих удовлетворение материальных и духовных потребностей военнослужащих на уровне, обеспечивающем исполнение обязанностей военной службы, необходимую боеспособность подразделений и частей, престижность воинского труда.

Социально-экономические проблемы российского общества в 90-е гг. XX в. особенно остро проявили себя в Вооруженных силах. Массовое сокращение армии, хроническое недофинансирование оборонного бюджета, неэффективность государственных мер по социальной защите военнослужащих существенно снизили уровень их жизни. Характерная для переходной российской экономики так называемая новая бедность (среди слоев населения, которые по своему образованию, квалификации, социальному статусу никогда ранее не относились к нижней части социальной лестницы общества) в полной мере коснулась и военнослужащих Сухопутных войск. Неадекватность условий жизнедеятельности и материальной обеспеченности значительно ослабила мотивацию военнослужащих к высокоэффективному воинскому труду, усиливала социальную напряженность в воинских коллективах, снижала уровень боеготовности и боеспособности частей и подразделений, статус военнослужащих в обществе.

Практика показала, что в условиях перехода к рыночной экономике уровень социальной защищенности военнослужащих Сухопутных войск определялся в первую очередь социально-экономическим компонентом. Социально-экономическая защита военнослужащих Сухопутных войск включала в себя: все виды довольствия; обеспечение жильем; страховые гарантии; медицинскую помощь; торгово-бытовое обслуживание; бесплатный проезд на транспорте и т.д.

Рассмотрим один из основных видом обеспечения военнослужащих — денежное довольствие. Денежное довольствие военнослужащих — это составная часть финансового обеспечения войск, направленная на удовлетворение их личных материальных потребностей. Осуществляется в виде регулярной выплаты им денег в размерах, устанавливаемых государством, в соответствии с выполняемыми служебными обязанностями13.

Со второго квартала 1992 г. в Российской Федерации был принят принципиально новый подход к установлению размеров оплаты воинского труда. В его основу был положен минимальный прожиточный бюджет, т.е. сопоставление трудовых усилий при выполнении воинских обязанностей и затрат военнослужащих на удовлетворение своих потребностей. Размер денежного довольствия в период применения данного подхода (второй квартал 1992—1993 гг.) опережал рост среднемесячной заработной платы в стране и темпы роста инфляции. Это был единственный период на этапе формирования рыночной экономики, когда критерий эффективности оплаты воинского труда соответствовал международным стандартам.

В 1993 г. с введением в действие Закона РФ «О статусе военнослужащих» размер их денежного довольствия стал зависеть от минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Согласно данному закону, оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не должны были быть менее пяти МРОТ, а оклады по воинским званиям — не менее половины воинских должностных окладов. Это положение первоначально (в 1993—1995 гг.) соблюдалось, что позволяло поддерживать денежное содержание военнослужащих на уровне среднемесячной заработной платы в стране. Однако с 1 апреля 1995 г. указанное выше соотношение было нарушено: размер минимальной оплаты труда был повышен в 1,7 раза, а оклады денежного содержания военнослужащих в 1,3 раза; в дальнейшем с ростом МРОТ размер окладов денежного содержания военнослужащих и вовсе не изменялся. В результате по состоянию на 1 января 1998 г. оклад денежного содержания военнослужащего, проходящего службу по контракту, составлял 50 проц. от установленного законодательно уровня. Увеличение с 1 января 1999 г. должностных окладов военнослужащих в 1,62 раза не позволило привести величину окладов денежного довольствия к установленному законом «О статусе военнослужащих» уровню. Только повышение с 1 июля 1999 г. окладов по воинским званиям в 2 с лишним раза привело оклады денежного содержания военнослужащих в соответствие с законодательно закрепленным размером.

Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. с 1 июля 2000 г. было исключено положение ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям — не менее половины окладов по воинским должностям. Одновременно данным законом было установлено, что оклады денежного содержания военнослужащих повышаются правительством в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.

С 1 июля 2002 г. Федеральным законом14закреплен новый подход к установлению окладов денежного содержания военнослужащих, в соответствии с которым размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливались не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. Также был изменен ранее существовавший порядок индексации размеров денежного содержания военнослужащих.

Денежное довольствие военнослужащих Сухопутных войск состояло из месячного оклада по занимаемой воинской должности и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляли оклад месячного денежного содержания военнослужащих15. Кроме того, в Сухопутных войсках существовали дополнительные выплаты. Они включали в себя ежемесячную процентную надбавку за выслугу лет, за сложность, напряженность и особые условия службы; за ученую степень, ученое звание; специальную надбавку военнослужащим войскового звена (командирам взводов, рот, батальонов, полков и им соответствующих) за командование; надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; пенсионную надбавку.

Составной частью денежного довольствия военнослужащих Сухопутных войск являлись также некоторые особые выплаты. Они представляли собой составную часть денежного довольствия и бывали, как правило, разовыми или имели компенсационный (стимулирующий) характер. Законодательством были установлены следующие виды таких выплат:

единовременное денежное вознаграждение по итогам календарного (учебного) года военнослужащим Сухопутных войск, проходящим службу по контракту;

военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, при убытии в основной отпуск, а также в отпуск по болезни — в размере одного оклада денежного содержания;

военнослужащим Сухопутных войск, проходящим службу по контракту, при переезде в связи с переводом к новому месту службы — подъемные и суточные деньги;

военнослужащим, направляемым в командировки — на командировочные расходы в размерах и порядке, устанавливаемых правительством РФ;

ежеквартальные премии военнослужащим за личный вклад и достигнутые результаты в боевой подготовке, добросовестное исполнение служебных обязанностей;

материальная помощь.

Однако, несмотря на такое количество надбавок и выплат, в целом денежное обеспечение военнослужащих Сухопутных войск оставалось низким, оно несоизмеримо с их физическим и духовным напряжением. Сложившаяся ситуация обусловлена рядом факторов, негативно влияющих на состояние базовых характеристик социальной защиты.

Во-первых, за крайне короткое время офицеры из категории сравнительно высокооплачиваемой группы населения превратились в социальную группу с низким достатком. Если еще в 1993 году офицер с соответствующим тому времени окладом в социальной иерархии занимал место в середине «среднего класса», то с марта 1995 г. он находится далеко за уровнем основных работников бюджетной сферы.

Во-вторых, несовершенство системы индексации денежного довольствия военнослужащих. Так, от перевода льгот по налогообложению и натуральных льгот, не подверженных инфляции (оплата жилья, коммунальных услуг и телефонов16бесплатный проезд17), в форму денежного довольствия (реально увеличилось на 10—15 проц., что приблизительно равнялось инфляционным ожиданиям на 2003—2004 гг.) повысились лишь оклады, а не реальный уровень жизни военнослужащих.

В-третьих, денежное довольствие для большинства офицеров служит основным и единственным источником формирования семейного бюджета, т.к. военнослужащим запрещена коммерческая деятельность и любая другая работа по совместительству, а проживание в отдаленных гарнизонах делало невозможным устройство на работу жен офицеров. Неразвитая социальная инфраструктура гарнизонов, многие из которых после вывода из-за рубежа строились в открытом поле, вынуждало многих жен офицеров отказываться от работы в связи с уходом за детьми и по другим причинам.

В-четвертых, существующий порядок выплаты льготных надбавок устарел и не учитывал новых социально-экономических реалий рыночных отношений и ценностей офицерской службы. В подтверждение сказанному можно привести аналитическую справку о мнении офицеров учебных курсов «Выстрел» Сухопутных войск об уровне денежной надбавки офицерскому составу за классную квалификацию: 72 проц. респондентов отметили свою неудовлетворенность уровнем денежной надбавки независимо от степени классной квалификации18.

Анализ документов показывет, что низкий уровень оплаты труда военнослужащих Сухопутных войск не дает возможности обеспечить прожиточный минимум их семьям, негативно сказывается на морально-психологическом климате и социальной обстановке в частях и подразделениях. Локализация этой проблемы возможна при тесном взаимодействии и конструктивности в управленческой деятельности не только командиров и органов воспитательных структур Сухопутных войск, но и органов государственной власти.

Рассмотрим теперь социально-психологический компонент. Он характеризовался престижностью воинского труда в обществе, социальным статусом военнослужащего, учетом его интересов при формировании и реализации военной политики государства, морально-психологическим состоянием личного состава, уровнем воинской дисциплины и правопорядка в войсках.

Современное состояние массовой идеологии, духовности общества, формирование нравственного облика российского офицера сопряжено с возникшими серьезными противоречиями в общественном сознании, разрешение которых происходило через ломку устоявшихся нравственных принципов, идей, традиций прежней жизни, путем пересмотра научных взглядов, образовательных и культурных установок, изменения отношения масс к религии.

Особое значение в этой связи имело социально-психологическая поддержка военнослужащих. Она предполагала комплекс мероприятий командиров, штабов, подразделений тыла, органов воспитательной работы, направленных на качественную и своевременную диагностику морально-психологического состояния военнослужащих, оказание им помощи в адаптации к новым условиям службы, коррекцию их поведения и реабилитацию после того, как они испытали действие тяжелых психотравмирующих факторов.

В ходе решения проблем, связанных с социально-психологической поддержкой военнослужащих, деятельность командиров, органов воспитательных структур направлялась на создание в воинских коллективах условий психологического комфорта. В работе с семьями военнослужащих усилия сосредотачивались на выработке убежденности в правильности выбранной военной профессии, в престижности воинской службы.

Забота о своевременной социально-психологической поддержке военнослужащих, членов их семей в сложной экономической обстановке положительно влияло на атмосферу в семьях и в конечном итоге на уровень морально-психологической подготовки в воинских коллективах19.

Таким образом, социальная защита военнослужащих Сухопутных войск представляла собой совокупность специальных правовых и экономических отношений; принципов, форм и методов организации этих отношений и органов управления ими, функционирующих в целях создания и поддержания достойного уровня жизни, высокого социального самочувствия всех категорий военнослужащих. Органами государственной власти, военными органами управления был осуществлен комплекс мероприятий, направленных на создание и совершенствование системы социальной защиты военнослужащих Сухопутных войск.

Воен соц работа — Стр 2

Вместе с тем развитие системы социальной защиты военнослужащих может быть обеспечено за счет решения комплексных задач: приведения денежного довольствия в соответствие с затраченным трудом; создания гибкой пенсионной системы; эффективного материального обеспечения и удовлетворения духовных потребностей военнослужащих; системы правовых гарантий и других задач. Реализация этих задач может быть осуществлена на основе целостной государственной политики с применением передовых видов, форм и методов социальной защиты.

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сухопутные войска России. М.: Военное издательство, 2001. С. 3.

2 Кибакин М.В. Социальная защищенность офицеров внутренних войск и ее обеспечение в современных условиях: (Социологический анализ): Автореф дис… канд. социол. наук. М., 1995. С. 5.

3 Указ Президента Российской Федерации «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации» № 466 от 7 мая 1992 г. М., 1992.

4 Приказ министра обороны Российской Федерации № 95 от 13 апреля 1993 г. «О введении в действие Положения об Управлении главнокомандующего Сухопутными войсками Вооруженных Сил Российской Федерации». М., 1993.

5 Философский словарь. М., 1987. С. 427.

6 Кант Иммануил. Сочинения: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 680; Берталанфи Л. Общая теория систем. Критический обзор // Исследования по общей теории систем. М., 1969. С. 29; Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981. С. 18, 19, 97, 98; Советская энциклопедия. М., 1989. С. 584; Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. М., 1988. С. 59.

7 Корякин В.М. Военно-социальная политика Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М., 2003.

8 Текущий архив Управления воспитательной работы Сухопутных войск. 2002. Д. 7. Л. 330.

9 Там же. 2001. Д. 5. Л. 137.

10 Там же. Л. 138.

11 См.: Ст. 33 Конституции Российской Федерации; П. 1 ст. 21, ст. 22 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; Ст. 4 Закона Российской Федерации от 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 19. Ст. 685; Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 1992 года № 14 «О судебной защите прав военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц» // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1997.

12 Приказ Министра обороны Российской Федерации № 615 от 29 декабря 2000 г. «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации».

13 Военная энциклопедия. М.: Воениздат, 1995. Т. 3. С. 55.

14 Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» от 7 мая 2002 г. № 49-ФЗ.

15 Федеральный закон «О статусе военнослужащих». М.: «Ось-89», 2002.

16 Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» от 7 мая 2002 г. № 49-ФЗ.

17 Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

18 Архив Управления воспитательной работы Сухопутных войск. 1998. Д. 5. С. 134.

19 Марченков В.И., Маликов В.Г. Социальная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. М.: ВУ, 2003. С. 167.

Гладких Игорь Павлович — подполковник, 1970 года рождения, окончил в 1991 г. Свердловское высшее военно-политическое танко-артиллерийское училище, в 2004 г. — Военный университет. В настоящее время адъюнкт Военного университета.