Организацию управления системой здравоохранения осуществляют органы управления здравоохранением

Государственная политика в области здравоохранения направлена на создание таких условий для системы здравоохранения, которые позволяют осуществлять санитарное просвещение населения, профилактику заболеваний, обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам, проводить научные исследования в области здравоохранения и подготовку медицинских и фармацевтических работников, поддерживать и развивать материально — техническую базу системы здравоохранения.

Государственная политика в области здравоохранения строится на принципах: поддержки мер по сохранению и укреплению здоровья населения; отнесения здоровья населения к факторам обеспечения национальной безопасности; соблюдения прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья населения и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственности органов государственной власти, юридических лиц и должностных лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья населения; приоритетности финансирования системы здравоохранения; обеспечения гарантий предоставления гражданам медицинской помощи, соответствующей установленным стандартам качества медицинской помощи; обеспечения системы здравоохранения соответствующими финансовыми ресурсами; разграничения полномочий и предметов ведения в области здравоохранения между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления; соблюдения единства интересов граждан и государства в области здравоохранения; доступности медицинской помощи гражданам на территории всей Российской Федерации; реорганизации государственно — муниципального сектора путем передачи в государственно — муниципальный сектор ведомственных организаций здравоохранения; ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц за неисполнение законодательства Российской Федерации в области здравоохранения; экономической заинтересованности граждан и юридических лиц в сохранении и укреплении здоровья населения; социальной справедливости при реализации прав граждан в области здравоохранения; социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья; координации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области здравоохранения; приоритетности мер по профилактике заболеваний, обеспечению санитарно — эпидемиологического благополучия населения, санитарному просвещению населения и пропаганде здорового образа жизни; преемственности действий медицинских работников на всех этапах оказания медицинской помощи; равных условий деятельности организаций здравоохранения, за исключением случаев, установленных законодательством РоссийскойФедерации; государственной поддержки научных исследований в области разработки новых методов профилактики заболеваний, диагностики и лечения; участия населения в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья, а также управления здравоохранением; развития международного сотрудничества в области здравоохранения.

13 стр., 6017 слов

Психологическое здоровье 3

... здоровья школьников, проведенный под руководством профессора Ананьева В. А. (2006), результаты диспансеризации, проведенной Министерством здравоохранения ... с будущим, по сравнению с другими областями жизни (переживание прошлого, настоящего в ... в деятельности того или иного органа или всего организма. Это уровень ... в этом учении является слово «помощь, благодаря которой можно актуализировать новые ...

Государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения, развитие которых гарантируется Конституцией Российской Федерации, составляют единую систему здравоохранения.

Организацию управления системой здравоохранения осуществляют органы управления здравоохранением.

В системе здравоохранения Российской Федерации формируются государственно — муниципальный сектор здравоохранения и частный сектор здравоохранения.

К государственно — муниципальному сектору относятся: органы управления здравоохранением, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики, выполнению программ в области здравоохранения и развитию медицинской науки; организации здравоохранения государственной и муниципальной форм собственности, подчиненные органам управления здравоохранением; медицинские организации, создаваемые органами исполнительной власти Российской Федерации помимо федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, и органов исполнительной власти в области здравоохранения субъектов Российской Федерации.

13 стр., 6262 слов

1. Модернизация российской системы образования в 21 веке

... данную сферу. Если в 2000 году расходы бюджетной системы Российской Федерации на образование составляли 2,8% ВВП, то ... в России и 14,4 % в США). 3. Система управления образованием России характеризуется громоздкостью, бюрократизацией, нарушением норм управляемости, ... 1.Беляков С. А. Образовательная политика и управление образованием // Университетское управление: практика и анализ. 2008. 2.Бермус А ...

К частному сектору относятся организации здравоохранения частной формы собственности, а также граждане, занимающиеся частной медицинской деятельностью.

Субъекты системы здравоохранения осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Экономической основой государственно — муниципального сектора является имущество, находящееся в государственной собственности (федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации) и муниципальной собственности, закрепленное за организациями здравоохранения государственно — муниципального сектора на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Приватизация государственного и муниципального имущества, закрепленного за медицинскими организациями государственно — муниципального сектора, не может осуществляться до принятия соответствующего федерального закона.

1 А (правовое обеспечение)

Общая характеристика состояния нормативно-правового обеспечения здравоохранения Российской Федерации

Переход от командно-административной системы к рыночной экономике потребовал и изменения нормативно-правового обеспечения деятельности системы здравоохранения. Для формирования правового пространства естественно был использован опыт зарубежных стран по разработке и использованию законодательства в области здравоохранения.

Первым в России системным законом в области здравоохранения в пореформенный период был закон об обязательном медицинском страховании граждан, принятый в 1991 г. Реализация закона предполагала изменение схемы финансирования отрасли и привлечение к уже имеющимся дополнительного (внебюджетного) источника финансирования здравоохранения. Основной целью данного закона было обеспечение гарантированного равного доступа всего населения к медицинской помощи.

12 стр., 5787 слов

Медицинская помощь в системе обязательного медицинского страхования

... медицинская помощь. Исключена в программе санитарно-авиационная скорая медицинская помощь, т.е. специализированная медицинская помощь. С 1 января 2014 г. вступил в действие Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации ... медицинской помощи. От удовлетворенности населения качеством конечных результатов нахождения в медицинских ... уровня. Система управления социальным обеспечением должна ...

Однако, закон не учитывал состояние экономики России, а также отсутствие развитой системы страхования и самостоятельных (или частных) производителей медицинских услуг, что является одним из основных условий для внедрения ОМС. Закон о медицинском страховании 1991 г. представлял собой гибрид немецкой и американской системы с взносами работодателей и частным страхованием (Потапчик Е.Г., 2000).

Первый опыт реализации данного закона в нескольких субъектах федерации РФ (Кемеровская область, Волгоградская область и др.) выявил его недостатки, что потребовало внесения изменений.

С другой стороны, начавшийся в 1991—1992 гг. процесс децентрализации управления в России естественно затронул и систему здравоохранения. В соответствии с законодательством РФ о местном самоуправлении органы исполнительной власти субъектов федерации и муниципальных образований самостоятельно осуществляют все функции управления отраслью на своей территории: формируют органы управления отраслью, разрабатывают и реализуют различные программы развития здравоохранения исходя из своей оценки приоритетов и в соответствии с принятыми бюджетами своей территории. Данные положения были подтверждены в законе «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» и «Бюджетном кодексе РФ». Формально с момента издания нового законодательства, отменяющего требования четко следовать единым федеральным нормам и директивам в области управления и финансирования здравоохранения, территории имели право самостоятельно разрабатывать бюджеты на здравоохранение в соответствии с любыми критериями, которые они считали целесообразными. Это способствовало сегментации национальной системы здравоохранения, создании локальных систем здравоохранения отдельных регионов.

22 июля 1993 г. Государственной думой были приняты «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья населения» (в дальнейшем — Основы законодательства), которые определяют основные принципы формирования, функционирования и управления системой здравоохранения.

7 стр., 3321 слов

Оказание медико-социальной помощи населению

... учреждениями здравоохранения и населением. При реализации социально-медицинской функции социальный работник обязан организовать работу по профилактике здоровья, помогать овладевать основами первой медицинской помощи, культурой ... Государственной Думой Федеральный Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Он определяет полномочие органов государственной власти в области социальной ...

Данный закон регламентирует следующие аспекты охраны здоровья населения:

устанавливает принципы осуществления охраны здоровья,

определяет ответственность органов государственной власти различных уровней в этой сфере;

устанавливает основы функционирования государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

определяет права граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья и гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам,

определяет права, обязанности, ответственность медицинского и фармацевтического персонала и гарантии их социальной защиты.

К сожалению, Основы законодательства не свободны от недостатков.

Во-первых, в них не прописано четко роль правительства в области межрегионального выравнивания и за обеспечение доступности медицинской помощи. В результате, сегодня механизмы межрегионального выравнивания условий оказания медицинской помощи населению достаточно смутны, не содержат жестких критериев, позволяющих определить объемы выделяемых для этой цели средств отдельным территориям.

Во-вторых, не определена ответственность федеральных и региональных органов управления за разработку систем оплаты услуг частных производителей, поддержку создания некоммерческих и частных лечебных учреждений и инвестиций в них, контроль за монополиями и монопсониями в здравоохранении.

В третьих, Основы законодательства не определяют порядок взаимодействия органов управления здравоохранением и системой обязательного медицинского страхования.

Кроме того, за истекший период с момента принятия Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья населения прошло почти 10 лет и социально-экономические условия, в которых сегодня работает система здравоохранения, значительно изменились, что в свою очередь требует и соответствующих изменений законодательстве.

2 апреля 1993 г. Государственной Думой был принят Закон «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» в новой редакции, который в последующие годы подвергался изменениям и дополнениям, а также принимались нормативные акты, направленные на его исполнение.

4 стр., 1663 слов

Психологическая помощь медицинским работникам средствами психологической службы

... службы здравоохранения. 3. Разработать программу оказания психологической помощи медицинским работникам средствами психологической службы. Предмет исследования: психологическая служба как средство оказания психологической помощи медицинским работникам. Объект исследования: медицинские работники ...

В законе о медицинском страховании определено разделение основных функций обеспечения медицинской помощью населения:

финансирование медицинской помощи;

организация и управление предоставлением медицинской помощи застрахованным гражданам, осуществляемое страховыми медицинскими организациями;

непосредственно оказание медицинской помощи.

Сегодня финансирование территориальных программ обязательного медицинского страхования, охватывающих большую часть медицинских услуг, осуществляется за счет обязательных взносов работодателей на страхование работающего населения (в рамках единого социального налога) и платежей местных органов власти на обязательное медицинское страхование неработающего населения (средства бюджетов).

Такой порядок финансирования направлен на обеспечение доступности медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС всему населению вне зависимости от уровня доходов. Однако существует значительная территориальная дифференциация в финансовом обеспечении программ ОМС, вызванная размерами дефицитов бюджетов муниципальных образований и субъектов федерации и, соответственно, степень их платежей на ОМС неработающего населения.

Вторая функция, согласно закону, должна быть реализована экономически самостоятельными учреждениями любой формы собственности, что на основе разумной децентрализации управления и формирования конкурентной среды позволит в целом повысить эффективность функционирования системы.

Третья функции также должна была реализовываться экономически самостоятельными учреждениями любой формы собственности, что способствовало бы развитию конкурентной среды производителей медицинских услуг, и, как следствие использования рыночных механизмов, повысило бы качество медицинской помощи населению и удовлетворенность пациентов ее результатами.

Десятилетний опыт работы обязательного медицинского страхования в России показал, что хотя концепция и общие принципы закона о медицинском страховании соответствуют принципам реформ, его успешное внедрение требует разработки дополнительных законодательных и нормативных документов. Кроме того, в настоящее время рассматриваются и другие модели оказания медицинской помощи в рамках медицинского страхования. Так, в 2001 г. в своем Послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации дал поручение Правительству РФ разработать проект закона о медико-социальном страховании в РФ, который позволит объединить риски по заболеваемости, беременности и родам и временной утрате трудоспособности. В своем Послании в 2002 г. Президент отметил, что это его поручение не выполнено и дал поручение продолжить работу в этом направлении.

10 стр., 4922 слов

Оказание медицинской помощи без согласия пациентов

... медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации ... области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Оказание медицинской помощи без согласия пациентов может кроме ...

Сегодня практически ни в одном субъекте федерации ДВФО (кроме республики Саха (Якутия)) администрации не осуществляли платежи из местных бюджетов в ТФОМСы даже в запланированном объеме (см. главу 5).

Таким образом, как и в большинстве территорий России региональные и местные органы управления платежи на ОМС неработающего населения осуществляют далеко не в полном объеме. Сложившаяся ситуация может иметь несколько объяснений.

Во-первых, отсутствием в полной мере необходимой законодательной базы. Сегодня согласно российскому законодательству значительная часть расходных полномочий делегируется на нижестоящие уровни власти без соответствующей передачи доходных полномочий. С другой стороны, значительная часть функций органов власти различных уровней находится в совместном ведении двух и более уровней власти, что позволяет «перекладывать» ответственность этим уровням власти друг на друга. Сегодня уже начат процесс по совершенствованию бюджетного законодательства (Постановление Правительства РФ от 15.08.2002 № 584), однако в настоящее время значительного улучшения в области выделения средств на ОМС неработающего населения не наблюдается.

Во-вторых, законодательно не был определен размер платежей на ОМС неработающего населения из региональных бюджетов. Это приводит к тому, что бюджеты Территориальных фондов обязательного медицинского страхования формируются со значительным дефицитом (см. главу 5), что не позволяет в полном объеме выполнять базовую программу ОМС.

В итоге, схема финансирования оказания бесплатной медицинской помощи населению, предусмотренная в законе о медицинском страховании, не введена в полном объеме, что привело к дискредитации медицинского страхования вообще и породило следующие основные проблемы:

медицинские страховые организации не в состоянии выполнять функции, которые возложены на них этим законом;

сформировалась неразбериха в финансировании производителей медицинских услуг;

тормозится развитие применения эффективных, стимулирующих снижение затрат, методов оплаты медицинских услуг.

Начиная с 1998 г. Правительство РФ утверждает программу государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью (постановление правительства РФ № 1096 от 11 сентября 1998 г.).

Эта программа включает в себя не только базовую программу ОМС, но и все остальные виды медицинской помощи, которые должны финансироваться из средств бюджетов различных уровней, а также объемы медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно.

Расчеты объемов и стоимости медицинской помощи по всем видам, включенным в программу государственных гарантий, должны осуществляться во всех субъектах РФ по единой методологии в соответствии с «Методическими рекомендациями по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий». В программе также содержится указание на необходимость применения подушевых нормативов финансирования здравоохранения для выравнивания условий выполнения программы государственных гарантий на территориях различных субъектов РФ.

Переход от сетевого планирования к планированию видов и объемов медицинской помощи ставил следующие основные задачи:

обеспечение соответствия гарантируемых объемов бесплатной медицинской помощи гражданам и необходимых для их реализации финансовых ресурсов;

введение единой системы планирования финансовых ресурсов, выделяемых на цели здравоохранения из бюджетов различных уровней, и финансовых ресурсов ОМС, поступающих из различных источников;

повышение эффективности использования средств, выделяемых на оказание бесплатной медицинской помощи (внедрение методики подушевого финансирования, расширение объемов использования стационарозамещающих технологий, изменение структуры медицинской помощи с усилением акцента на расширение амбулаторно-поликлинической помощи, развитие профилактики);

стандартизация обязательств органов исполнительной власти всех уровней в области оказания бесплатной медицинской помощи населению.

В то же время, по нашему мнению отсутствует еще один важный механизм, регулирующий выполнение обязательств государства в области здравоохранения и соответственно долженствующий регулировать часть финансовых потоков. В самые короткие сроки необходимо разработать четкие механизмы выравнивания территорий в зависимости от их потребностей в медицинской помощи (т.е. стоимости программы государственных гарантий) и их возможностей обеспечить покрытие расходов на оказание этой помощи (уровня социально-экономического развития региона).

Иными словами, должны быть разработаны и жестко контролироваться условия выделения и механизмы определения размеров трансфертов и субвенций из федерального бюджета и Федерального фонда ОМС.

Законодательная база, регламентирующая работу системы здравоохранения в России, достаточно противоречива. Например, продолжает действовать распоряжение Правительства РФ № 1063-р от 3 июля 1996 г., которое устанавливает ряд нормативов в здравоохранения:

обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями (количество посещений в смену на 10 000 жителей);

обеспеченность койками (количество коек на 10 000 населения);

обеспеченность врачами (количество врачей на 10 000 населения);

оснащенность санитарным транспортом (количество автомобилей на 10 000 населения).

С другой стороны, Правительство РФ ежегодно утверждает программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению, которая устанавливает объемные нормативы оказания медицинской помощи и направлена на показатели оценки деятельности системы и является базовым нормативом социальных гарантий государства. Эти два подхода вступают в противоречие между собой и требуют приведения отдельных законодательных актов в соответствие друг с другом.

Не регламентированным остается и формирование и работа частной системы здравоохранения, так же, как и работа некоммерческих организаций в социальной сфере. Сложившаяся ситуация, по нашему мнению, объясняется не только экономическими, но и политическими факторами. С одной стороны, частные клиники в условиях сложившихся цен на медицинские услуги вряд ли смогут конкурировать с государственными не имея значительных льгот по налогообложению (за исключением, пожалуй, стоматологии и некоторых видов косметических медицинских услуг).

С другой стороны, органы управления стараются не допустить развития и участия частных ЛПУ в оказании медицинской помощи, испытывая недоверие к частной форме собственности и боязни потерять имеющиеся административные рычаги управления.

Реструктуризация оказания медицинской помощи в пользу увеличения ее доли, оказываемой в амбулаторно-поликлинических условиях, определило и такое важное направление развития отрасли, как внедрение института врача общей (семейной) практики. Базовым документом, регламентирующим эту работу, является приказ Министра здравоохранения РФ от 26 августа 1992 года № 237 «О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)». В этом приказе утверждены основные документы, регулирующие основные принципы оказания первичной медицинской помощи врачами общей (семейной) практики. Однако прошедшие 10 лет с момента издания приказа показали, что множество вопросов организации ОВП не отрегулированы, в результате чего реформирование первичной медико-санитарной помощи идет крайне вяло. Так, в ДВФО в настоящее время подготовлено чуть более 140 врачей общей практики, а работает по специализации — половина. Причем, в ряде субъектов федерации ДВФО таких врачей не готовят, органы управления здравоохранением не видят место этих врачей в структуре здравоохранения, хотя во многих сельских и отдаленных ЛПУ медицинская помощь оказывается силами фельдшеров и медицинских сестер, что увеличивает затраты в целом на оказание медицинской помощи в первую очередь за счет роста нагрузки на санитарную авиацию. Сами же врачи общей практики в силу несовершенства законодательства сталкиваются с необходимостью тратить значительную долю своего времени не на медицинскую деятельность, а на решение различного рода организационных вопросов.

Предложения по совершенствованию законодательства в области здравоохранения в РФ

За время реформ была сформирована определенная нормативно-правовая основа деятельности системы здравоохранения, в т. ч. — и его финансового обеспечения.

Всего за предыдущее десятилетие принято более 30 законов по вопросам здравоохранения и охраны здоровья населения. Только в 2000 году было принято 6 законов. Тем не менее, имеющиеся нормативно-правовые документы не охватывают всего правового поля, в котором действует здравоохранение. В настоящее время на различных стадиях рассмотрения в Государственной Думе Российской Федерации находится около 20 законопроектов:

«О традиционной и народной медицине (целительстве)»;

«О медицинских изделиях»;

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лекарственных средствах» (в части регулирования ввоза лекарственных средств в Российской Федерации);

«О здравоохранении в Российской Федерации»;

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

«О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О предупреждении рассмотрения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»;

«О детско-юношеском спорте в Российской Федерации»;

«О рекламе медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств»;

«О регулировании частной медицинской деятельности»;

«Об основах курортного дела в Российской Федерации».

Среди вышеперечисленных законопроектов особо необходимо отметить базовый законопроект «О здравоохранении в Российской Федерации». Разработка этого законопроекта вызвана тем обстоятельством, что в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан не обеспечивают в полной мере регулирование новых отношений, складывающихся в здравоохранении. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в стране самостоятельно развиваются отдельные системы здравоохранения — государственная, муниципальная и частная. Специальных законов, регулирующих эти вопросы, принято не было.

Концепция законопроекта «О здравоохранении в Российской Федерации» предусматривает установление правовых основ функционирования единой системы здравоохранения Российской Федерации, провозглашает принципы государственной политики в области здравоохранения.

Законопроект охватывает все основные аспекты организации, финансирования и оказания медицинской помощи населению. Данный законопроект имеет целью объединить разрозненные системы разного уровня в единую систему здравоохранения, функционирующую на основе общей нормативно-правовой базы и единого планирования.

Важным для законопроектной деятельности является разработка федерального закона «О регулировании частной медицинской деятельности». Концепция данного законопроекта предусматривает совершенствование законодательства в сфере установления юридического статуса и сферы деятельности частных медицинских организаций и лиц, осуществляющих частную медицинскую деятельность, их взаимоотношений с субъектами государственной и муниципальной систем здравоохранения. Законопроект направлен на стимуляцию развития частного здравоохранения в России, правовую защиту субъектов частного здравоохранения (Шевченко Ю.Л., 2001).

Законопроект призван создать в стране систему медицинской помощи как альтернативу государственной системе здравоохранения, что позволит за счет здоровой конкуренции улучшить качество медицинской помощи в целом. Кроме того, он улучшит финансирование государственной системы здравоохранения, в счет того, что часть состоятельного населения перейдет на обслуживание в частную систему здравоохранения, а неиспользованные средства по ОМС пойдут на медицинское обслуживание малоимущих. Кроме того, законопроект позволит за счет налогообложения частного сектора улучшить экономическую ситуацию в регионах.

Законопроект открывает возможность для развития в России института частнопрактикующих (семейных) врачей, признанного во всем мире. Частнопрактикующие врачи смогут работать в системе обязательного медицинского страхования, при этом оказываемая ими помощь будет бесплатной для пациентов (Вялков А.И., 2000; Шевченко Ю.Л., 2001; Герасименко Н. Ф, 2001).

В субъектах Российской Федерации активно продолжается формирование региональной подсистемы правовой системы Российской Федерации в области здравоохранения. Только в 2000 г. субъектами Российской Федерации было принято 232 законодательных актов.

Наиболее актуальными темами законотворческой деятельности субъектов Российской Федерации являются вопросы организации здравоохранения и охраны здоровья населения, лекарственного обеспечения, противотуберкулезной помощи, санитарно-эпидемиологического благополучия, об иммунопрофилактике (вакцинопрофилактике) инфекционных заболеваний среди населения и др. По вопросам организации здравоохранения и охраны здоровья населения в субъектах Российской Федерации принято 36 законов.

Минздрав России продолжает осуществлять систематический мониторинг принятых актов субъектов Российской Федерации, анализ разрабатываемых законопроектов, оказывает практическую помощь в проведении квалифицированных законопроектов через администрации и законодательные собрания субъектов Российской Федерации.

В мае 2000 г. вопрос «О законодательном регулировании вопросов здравоохранения в Российской Федерации» был рассмотрен на коллегии Минздрава России с участием представителей Института законодательства и сравнительного правоведения Правительства Российской Федерации, государства и права РАН, депутатов Государственной Думы.

Коллегия отметила, что наряду с положительными тенденциями в развитии и совершенствовании законодательной базы в области здравоохранения, имеются и причины, которые затрудняют эту работу:

отсутствие Концепции совершенствования законодательства в области здравоохранения и перспективного плана разработки законопроектов как составной части Концепции;

отсутствие унифицированного терминологического словаря специальных медицинских терминов, используемых в законодательстве Российской Федерации в области здравоохранения;

недопонимание на региональном уровне возможностей и необходимости разработки и принятия региональных законов по вопросам охраны здоровья граждан.

В настоящий момент вряд ли правомерно говорить о наличии целостной системы «социального права». Это объясняется переходным состоянием самой социальной сферы, в которой присутствуют элементы, как унаследованные от советского периода, так и появившиеся в результате социальных и экономических реформ. Систематизации социального законодательства препятствует, далее, отсутствие единой концепции реформирования нормативной базы регулирования социальной сферы (в первую очередь на федеральном уровне) (Лексин В.Н., Швецов А.Н., 2000).

Необходима систематизация (по сути дела — правовая инвентаризация) уже имеющегося массива федерального и регионального законодательства. Эта систематизация видится в переходе от фрагментарного регулирования многочисленными законами отдельных социальных проблем и институтов к созданию базовых (по возможности — кодифицированных) законов применительно к каждой отрасли (подотрасли) законодательства, действующего в социальной сфере.

По нашему мнению, необходимо прекратить практику «латания дыр» в законах. Вместо этого нужно перейти к комплексной разработке «пакетов» законодательных изменений нормативной базы здравоохранения, а в перспективе — сформировать Кодекс законов об охране здоровья граждан в Российской Федерации.

2 Вопрос

Ю. Грязнова: Добрый день, дамы и господа! Мы сегодня начинаем цикл открытых лекций Минздравсоцразвития России по теме: «Здоровый образ жизни». В прошлом году Министерство начало программу по формированию здорового образа жизни и в свете этого стало очевидно, что нам не хватает фундаментальных знаний, глубокого понимания проблем и их общественного обсуждения. Поэтому мы решили запустить такой формат, как эти лекции.

Мы, долго к ним готовились. Думали, кто у нас должен открывать первым этот цикл лекций, пока, наконец, мы не поняли, что единственной фигурой, которая должна открыть этот цикл, может быть только Евгений Иванович Чазов как легенда российского здравоохранения.

Сегодня Евгений Иванович обещал рассказать то, что он знает по поводу здорового образа жизни. Формат мероприятия будет такой: 35 минут будет длиться лекция, а потом около получаса будет отведено на ваши вопросы.

Е. Чазов: Спасибо, за то, что вы представляете меня так прекрасно. Так как меня попросили выступить по вопросу условий формирования здорового образа жизни, то в своей лекции я хотел остановиться на тех проблемах, на тех вопросах, которые почти не обсуждаются или обсуждаются мало, кое-кто связывает их с политикой, хотя они носят сугубо медицинский характер.

Сегодня широко обсуждаются на различных уровнях: на государственном, общественном, даже семейном вопросы здорового образа жизни. Представление о «здоровье» появилось тогда, когда появился homo sapiens. Тысячелетиями формировался человек в условиях постоянно меняющегося мира. Появлялись новые требования к функционирующим системам организма. Особенно к тем, которые обеспечивают адаптацию и защиту. Естественно, сложившиеся веками органы функционирования систем требуют от человека сохранения определенного образа жизни для того, чтобы сохранить свое здоровье.

В 1946 году, на заре своего существования Всемирная организация здравоохранения определила понятие: что такое «здоровье». И вы видите, «здоровье — это не отсутствие болезней как таковых или физических недостатков, а состояние хорошего общего физического, умственного и социального благополучия». Сегодня сосредоточено внимание на первой, но уже никак не на двух проблемах, которые стоят перед человечеством. Надо сказать, что это официальное определение ВОЗ вызвало в некоторых медицинских, и, особенно в политических кругах, критику, предложение коррекции этого понятия здоровья. Критики исходили из того, что это все — нереально. И в первую очередь это относилось к достижению душевного и социального благополучия. В то время как факты, в том числе и научные данные подтверждают реальность и значимость этих положений. Действительно, достижение душевного и социального благополучия в меньшей степени зависит от самого человека. А зависит в основном от государства, от общества и от семьи.

Давайте говорить откровенно, как формировать здоровый образ жизни без решения материальных, экономических, организационных, да и моральных проблем? С давних времен доказана роль общества и семьи в создании принципов жизни, воспитания, морали, — обеспечивающих душевное благополучие человека.

В 2002 году мы предложили объективно оценить значимость тех факторов, о которых я говорил, в жизни 10 000 семей из 25 различных регионов страны. Как всегда, президиум Академии направил этот проект в Центр демографии и экологии человека.

Меня не очень любят демографы, потому что я выступаю с критикой. Тогда господин Вишневский, возглавлявший этот центр, сказал, что это политическая ангажированность, что наш проект ничего не даст ни государству, ни людям. А суть программы заключалась в разностороннем изучении зависимости динамики состояния здоровья от образа жизни, психологии, экономики, социального благосостояния и жизненного уклада. Полученные данные могли бы позволить государству четко оценить значимость каждого этого фактора и позволить строить свою политику по созданию здорового образа жизни, учитывая эти четкие данные, которые мы бы получили. Надо сказать, конечно, что 90-е годы ни государство, ни общество не интересовалось состоянием здоровья населения нашей страны.

Я вспоминаю обсуждения весной 1993 года, тогда еще в Верховном совете, проблемы нарастающей смертности населения и состояния здоровья нации. На наши обоснованные предложения о необходимости мероприятий, направленных на укрепление здоровья нации, на то, чтобы сохранить, поддержать социальный уровень в обществе, присутствующий на тех слушаниях представитель либеральной экономики (не хочу называть его) заявил, что в настоящий момент происходит в определенной степени революция, в ходе которой может пострадать определенная часть общества, неприспособленная к проводимым реформам. Но она не определяет, как говорил он, развитие страны — ее репродуктивный и трудовой потенциал. Я покажу еще, прав или не прав он был. Но кстати, эта политика отразилась на жизни большинства населения, привела к угрожающей депопуляции. Естественная убыль населения за эти годы составила около 7 млн. человек. Сохранись эта ситуация, и численность населения в России в 2025 году уменьшилась бы до 110−120 млн. человек. А в 2050 году составляла бы от 75 до 90 млн. человек.

Вот почему спасением России стали социально-медицинские программы (и это не реверанс в сторону Президентов), предложенные в первые годы 21 века сначала Президентом РФ В. В. Путиным и продолженные Д. А. Медведевым. Но несмотря на мнение Центра демографии и экологии, мы в силу наших возможностей проанализировали, а по некоторым позициям (в том числе «образ жизни») провели научные изыскания сложившейся ситуации и небывалой в истории медицины сверхсмертности.

Сегодня, обсуждая основы здорового образа жизни, в том числе и факторов риска, способных нарушать нормальное физиологическое функционирование органов и систем организма, называют много причин. Алкоголь, курение, ожирение, низкую физическую нагрузку. Но почти никто не говорит о проблеме психосоциального фактора. Я не знаю, боятся ли, стесняются ли, но этот вопрос почти не обсуждается ни в научной среде, ни и в общественной.

В то же время, наши исследования показывают, что это одно из важнейших условий, которое необходимо учитывать при формировании здорового образа жизни, где решающую роль играет государство, общество и семья.

Анализ кривой смертности лучшее тому доказательство. Периоды, тяжелые с точки зрения психосоциальной обстановки для страны и народа, сопровождались всегда увеличением смертности. И перед нами стоял вопрос, выяснить причины резкого ухудшения здоровья населения, возникновения смертности. Мы сравнили состояние целого ряда факторов рисков (алкоголь, курение и т. д.) и психологических и патофизиологического состояния в конце 1980-х годов и 1990-х годах. Оказалось (как вы видите на этой ужасающей кривой), просто не надо даже думать, вы посмотрите, в какие годы пик смертности и тяжелого состояния — на какие годы он приходится? 1992−1993 года. Мне кажется, вам все ясно. Второй пик, на какие годы приходится? 1998−1999 года. Надо что-нибудь говорить, обсуждать дефолт и его характер?

Да даже если взять старые, советские годы. Если вы посмотрите, период нестабильности, смертей наших руководителей одного за другим вызвал повышение смертности в нашей стране, когда не было определенной стабильности ситуации. Некоторые говорили, что на тот свет уйдут только старики. Так вот, какие старики уходили? 25−29, 30−34, 35−39 лет. Старики, как вы видите, немножко прибавили в смертности, но это не было так резко как в трудоспособных возрастах. Вы сами все видите. Надо ли убеждать вас, что здесь смертность зависела от социальных факторов?

Перед нами стоял вопрос — за счет чего именно это происходит? Мы изучали: это стрессы всех уровней, рост озлобленности и агрессивности, выразившийся в росте убийств, безысходности и депрессии, а депрессии сопровождались ростом числа самоубийств. Число самоубийств выросло с 39 000 в 1990 году до 57 000 в 2000 году. Вот эта была характеристика того периода, когда мы не думали о здоровье и думали, как только выжить.

Надо сказать, что в настоящее время накопился большой объем экспериментальных научных знаний, указывающих на связь психологического, психосоциального состояния человека не только с ухудшением состояния здоровья, но и с возникновением целого ряда опасных для жизни заболеваний. Особенно это касается стрессов, играющих большую роль в возникновении инфаркта миокарда, инсульта и появления депрессий.

Конечно, мы все прекрасно понимаем — жизнь невозможна без стрессов. Организм защищен системой адаптации. Есть такая система, которая препятствует повреждающему эффекту тех или иных стрессов. Однако эта система может не срабатывать при чрезмерной активности этого стрессового состояния или при хроническом стрессе. История знает такие ситуации.

Одна из них описана моим учителем, академиком Александром Леонидовичем Мясниковым бывшим в годы Великой отечественной войны главным терапевтом военно-морского флота. Он и его сотрудники наблюдали в блокадном Ленинграде своеобразную эпидемию тяжелейшей артериальной гипертонии, от которой погибали люди. Не только от пуль и снарядов, но и от артериальной гипертонии, которая поразила большую часть оставшегося в Ленинграде населения. И именно тогда Мясников, это было признано во всем мире, создал свою теорию возникновения артериальной гипертонии, связанной с нарушением центральной нервной системы, регуляторных механизмов центральной нервной системы. Я покажу дальше, что происходит в мозге.

Особенно стоит подчеркнуть значимость депрессии в состоянии здоровья и недостаточное внимание к ней в борьбе с факторами риска. Это психологическое состояние в 1990 годы мы тщательно изучали. Было выявлено, что в популяции России 6% (это приблизительно, 10−12 млн. человек) страдали депрессией в нашей стране. Причем из них: 6% мужчин и 3% женщин нуждались в срочном стационарном лечении. Мы провели тогда исследования, обследуя всех, кто приходил в поликлинику. Особенно опасны были тревожно-депрессивные расстройства, которые встречались у 30% лиц с артериальной гипертонией, 35−38% у больных ишемической болезнью сердца. Наличие такой тяжелой депрессии, и не только по нашим данным, а других авторов в мире, в 1,7 раза увеличивает риск смертельных исходов.

Стресс и депрессия — это не просто определенные состояния психики. К ним многие относятся легкомысленно: «Депрессия? Ничего страшного. Пройдет». Мы провели подробное изучение состояния целого ряда систем организма больных с депрессией без сопутствующих заболеваний, то есть это была чистая депрессия. Это были молодые люди в основном, они находились на лечении в восьмой больнице им. Соловьева. Прежде всего, стоит указать, что при депрессии нарушается функция целого ряда регуляторных систем мозга, в том числе контролирующих кровообращение.

Это данные нашей работы. Видите, как в результате депрессии происходит агрегация тромбоцитов, что может в результате привести к образованию тромбов. Вы видите, как меняется провоспалительный уровень, увеличивается содержание различных воспалительных факторов. В конечном итоге это может приводить к хронической сердечной недостаточности. Все эти нарушение могут повлиять на состояние здоровья, способствовать развитию атеросклероза, повышению артериального давления, при наличии вялотекущих заболеваний это вызовет обострение, а в тяжелых случаях может привести к летальному исходу. Следует сказать, что депрессивные расстройства, чаще ассоциируются с низким доходом, курением и чрезмерным употреблением алкоголя. Эти все факторы могут тоже способствовать возникновению депрессии. Тут взаимосвязь существует. Вот почему, мы говорим, что нужно думать о состоянии мозга, о состоянии нервной системы.

Между прочим, вопрос о роли депрессии в состоянии физического здоровья психического здоровья не нов. Впервые он стал активно обсуждаться в США в начале 30х годов в период Великой депрессии. И самое интересное и парадоксальное — это название, присвоенное журналистами и экономистами этому периоду — «Великая депрессия». Они-то думали об экономике, о промышленном производстве, безработице. Но оказалось, что одновременно у них возникало в популяции именно депрессивное состояние.

Очень интересно, когда я читал эти работы, то, о чем мы сейчас говорим: к примеру, безработица очень четко сопровождалась появлением депрессии у людей, потерявших работу.

Все эти данные позволяют сделать вывод о том, что в борьбе за здоровье нации, государственные мероприятия, направленные на решение социальных вопросов, играют важнейшую роль. Но несомненно то, что у нас в кризисный период смертность не увеличилась, а снижалась, играло роль то что у нас не было увеличения больных депрессией в этот период за счет активной государственной деятельности по сохранению социальных гарантий.

Конечно, психологическое состояние населения зависит от многих объективных и субъективных причин: от порядка жизни каждого индивидуума, жизни в стране, стабильности, благополучия семьи, ясного обеспечения будущего.

Надо сказать, что в ходе исследований мы получаем и получали данные, которые не просто объяснить, но они явно зависят от образа жизни групп населения, а главное от особенностей психологии. Вот здесь представлено исследование, проведенное в Москве, которое показало, что выживаемость в группе лиц с уровнем образования выше среднего на 9,8 была выше, чем у лиц в группе с образованием ниже среднего. Тут, вы сами понимаете, психологический фактор имеет большое значение.

Другой пример, который меня немножко удивил, связан с опубликованными в 2006 году нашими австралийскими коллегами данными о зависимости продолжительности жизни от семейного положения. Вы можете видеть: вдовец и женатый: разница явная, умирает 63% вдовцов и 43% женатых. Но не думайте, женщины, что вас это не касается. Та же самая картина у женщин. Это данные — прямое доказательство роли семьи в сохранении здоровья, в создании условий для здорового образа жизни. Конечно, речь идет не о той неблагополучной семье, где наоборот происходит разрушение здоровья. А о семье, построенной по канонам римского права. Когда считалось, что семья — это комплексная ценность в жизни, включающая в себя целый ряд ценностей: любовь, заботу, ласку, нежность, защищенность. Лучше об этом выразился Лермонтов, сказав: «Счастье там, где любят нас, где верят нам».

Я хочу подчеркнуть еще раз роль психологических факторов, роль нервной системы в тех ситуациях, которые сегодня возникают у нас.

Обсуждая формирование здорового образа жизни, нужно сказать, что у каждой семьи, у каждого человека свое представление о здоровом образе жизни. Чаще всего, это исключение или ограничение алкоголя, исключение курения, физическая активность и диета. К сожалению, очень редко, создавая принципы жизни, люди думают о воспитании характера, взаимоотношении с окружающими и на работе и дома, стиле работы и отдыха, то есть о факторах позволяющих сохранить нормальный психологический режим и нормальное состояние нервной системы. Ясно, что формирование здорового образа жизни начинается со дня рождения ребенка. Алкоголиками и наркоманами не рождаются. Ими становятся. Вот почему несчастны дети, рождающиеся в «неблагополучных семьях» (так сейчас вежливо называют семьи алкоголиков) первое, что видят — это пьяную мать и пьяного отца. Алкоголизм — это основная трагедия нашей страны, с которой мы, будем говорить откровенно, еще не умеем бороться. Это зависит не только от воспитания, но и безразличного отношения значительной части общества к этой проблеме, от растерянности государства на протяжении если не сотен, то десятков лет по поиску путей борьбы с этой проблемой; ну и конечно от распространенности психопатологических состояний типа депрессий, потери жизненных сил. Я говорил, что они ассоциируются с курением, алкоголизмом и т. п.

Этих людей не пугают цифры увеличения смертности. Объявите им, что если они выпьют 168 грамм в неделю этилового спирта, то возможность появления инсульта увеличивается в два раза. Люди с этим согласятся, но будут продолжать пить…

Главное, чтобы я хотел еще раз подчеркнуть: страшно, что спокойно относимся к воспитанию детей, спокойно выращиваем алкоголиков. 50% детей в возрасте 12−14 лет и 80% 16−17-летних употребляли несколько раз уже различные алкогольные напитки, включая слабоалкогольные. Они не стали пока алкоголиками, но уже употребляли. Но это ведь школьники: 5 и 9 класс. Достаточно посмотреть на эти цифры, что понять, как мы упускаем наших детей.

Точно также и с курением. Сегодня в стране курят 13% детей в возрасте от 10 до 11 лет и 63% семнадцатилетних. А в столице нашей родины (это наши данные), где ведется самая активная борьба с курением, 60% десятиклассников курят, несмотря на эти призывы телевидения и другие методы нашей пропаганды.

Государство, понимая сложность сложившейся ситуации, конечно, предпринимает меры по формированию здорового образа жизни у населения страны путем создания национальных программ, призванных решать сложные проблемы сложившейся демографической ситуации: улучшается медицинская помощь, принимаются законодательные акты, как, например, касающиеся курения, казино — тоже большого фактора возникновения стресса. Но роль государства и общества не должна ограничиваться этим в формировании здорового образа жизни. Государство должно создавать не только материальную базу формирования здорового образа жизни, но и способствовать воспитанию каждого гражданина в духе борьбы за собственное здоровье, создавая соответствующую атмосферу в обществе и условия по формированию здорового образа жизни.

Я хотел бы обратиться в прошлое. Нужно сказать, что идеологи коммунизма не были глупыми ортодоксами, как их сейчас представляют. Они прекрасно сознавали, что строить новое государство в сложных экономических и политических условиях могут только здоровые люди. На первом заседании руководитель Верховного совета М. И. Калинин сказал: в социалистической стране здоровье рабочих и здоровье крестьян — основная «забота государства». И это был не просто лозунг. Он широко внедрялся в жизнь. Было бы прекрасно, если бы мы сегодня располагали тем же количеством бесплатных спортивных сооружений, бесплатных домов отдыха, дворцов пионеров — не одним в Москве, а десятком, сколько их было в годы моей молодости, — бесплатных спортивных и музыкальных школ. Чтобы в стране функционировали сотни медсанчастей, которых в Советском Союзе было 1360, которые каждый год проводили профилактические осмотры 130 млн. человек. Существовавшая система, жизненный уклад семьи, общества создавали условия для формирования здорового образа жизни, воспитывая в пионерских лагерях, комсомольских организациях неприятие наркотиков, курения. Я помню свою молодость: тогда, если молодая девушка шла с сигаретой — это говорило о том, что она легкого поведения. Надо, конечно, поощрять творчество и физкультуру. Конечно, в 1990-е годы эта бесплатная система рухнула под напором коммерции. Сегодня коммунисты возрождают пионерское движение, Единая Россия вместо комсомола создала молодежное движение «Наши». Но все они носят больше политический характер, а не организаторов формирования здорового образа жизни.

Сегодня престижно быть богатым, в годы моей юности престижно было быть здоровым. Я помню, как молодые люди гордились значком «Готов к труду и обороне».

Еще одна сторона — информационные каналы сегодня заполнили сообщения о тысячах беспризорных детях, которых сама жизнь обрекает на употребление алкоголя, наркотиков и конечную потерю здоровья. При каком здоровье может идти речь при таком образе жизни? В истории нашей страны уже был такой период — это 20-е годы. Но были и люди как Макаренко, которые создали идеологию борьбы с таким злом и победили. Надо возрождать это. Но в этой работе без участия общества и государства невозможно защищать этих детей, не воспитав их в духе здорового образа жизни.

В понятии «здоровье», определенного ВОЗ, важен для жизни фактор душевного благополучия. Сегодня мы попытались определить значение с точки зрения здорового образа жизни таких психоэмоциональных нарушений как депрессия, потеря жизненных сил, стресс и других факторы, из-за которых страдает душевное благополучие человека и возникает опасность появления соматических заболеваний. Создание условий предупреждающих или ограничивающих эти факторы мы должны широко обсуждать и предпринимать всем обществом, государством, каждой семьей меры для исправления ситуации.

Огромное значение имеет характер информационной нагрузки. В борьбе за здоровый образ жизни эту нагрузку мы недооцениваем: ни общество, ни государство. В первую очередь речь идет о телевидении с его колоссальной возможностью воздействовать на психику человека и принципы жизни. Лет 40 назад, на заре телевидения, изучая роль нарушения регуляторных систем мозга и возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, я натолкнулся на работу шведских ученых, которые сравнивали состояние этих систем при просмотре студентами передач различного характера. Они показали, что просмотр «кровавых садистских» боевиков приводит к тяжелым нарушениям симпатоадреналовой системы, к выбросу адреналина. Сейчас часто можно услышать фразу «хочу адреналина», но никто не удосужился до сих пор сказать: «Уважаемые, адреналин, да — это регулятор, он в определенных условиях — спасение для человека, но надо помнить, что в больших дозах он является повреждающим токсическим веществом и может влиять отрицательно на состояние организма». С этих позиций ночные клубы со стриптизом, а иногда и наркотиками, которые молодежь считает источником адреналина и кайфа — это такие же факторы риска, как самые тяжелые факторы, как алкоголизм, курение. Конечно, в ночных клубах человек проводит не так много времени, и не такое там большое количество молодежи. Но все равно — защищаться от этого надо.

Гораздо более значимая роль у телевидения, которое участвует в формировании здорового образа жизни у населения. Что же видела молодежь за последние пятнадцать лет на телевидении? Один за другим идут сериалы боевиков, где за это время убито сотни тысяч людей самыми разнообразными способами от удара лопатой по голове до удара кухонным ножом после изнасилования. Какая психика будет у молодежи после таких фильмов? Может, такие фильмы поднимут им настроение? Вряд ли. Лет пять назад ко мне обратились члены Международной академии телевидения с предложением обсудить эту проблему. Как ученый, человек который верит только фактам, я предложил изучить состояние организма при просмотре разного вида телевизионных программ. Мы договорились о встрече. Но после этого разговора я их больше не видел.

Телевидение может помогать нам, медикам, сохранить здоровье людей, но может и вредить.. Режиссеры и продюсеры защищают существующую ситуацию данными рейтинга своих телепрограмм, но этот рейтинг в 1990 годы создавало само телевидение, заполнив экраны дешевыми заграничными боевиками, которые стоили копейки после их просмотра в Америке.

Был же период, я помню его, когда на экранах кинотеатров были заполнены прекрасными зарубежными, так называемые «трофейными» фильмами: мелодрамами, комедиями, мюзиклами, помогавшими людям переносить тяжесть послевоенных лет. Я бы мог приводить примеры, когда наши известные люди, прошедшие войну просили в тех же военных санаториях показать фильмы с Марикой Рокк или «Сестру его дворецкого».

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector