1 .Философия о происхождении и сущности человека

философское — формируется философией как системой знаний об общем. Философия формирует у человека не мироощущение, не мировосприятие и не миропредставление, а миропонимание, которое основывается не только на чувствах, образах и здравом смысле, но прежде всего на рационально-теоретическом знании.

Возникновение человека является чудом, так же, как и возникновение жизни. Прежде чем возник человек, должна была возникнуть жизнь на Земле, а это возникновение не меньшее чудо, поскольку десятки факторов должны были совпасть, чтобы создались благоприятные условия: крайне редко встречаются системы с одной звездой, обычно существует две звезды — а значит большая радиация и избыток света; наша система находится на самом краю нашей Галактики, в относительно спокойном районе; Земля находится на оптимальном расстоянии от Солнца (на Венере слишком жарко, а на Марсе слишком холодно); у нее оптимальная масса (малые планеты не удерживают атмосферы, а на больших она находится в жидком состоянии) и т.д.

До сих пор неизвестно, была ли жизнь в виде спор занесена на Землю из космоса или возникла химическим путем. Но как бы то ни было, возникшая жизнь не обязательно должна была развиваться до человека, она вполне могла существовать в виде грибов или плесени. Во Вселенной, по-видимому, нет какого-то однонаправленного развития в сторону усложнения, скорее, наоборот — Вселенная изменяется от космоса к хаосу. 

То, что возник человек, было совершеннейшей случайностью, непредсказуемой мутацией. Природа наобум пробовала десятки вариантов: были питекантропы, неандертальцы, синантропы, зинджантропы, родезийские люди и, наверное, множество других, не известных нам видов. И вот возник вид человекообразных обезьян, кроманьонцы, у которых был чуть-чуть больше мозг, быстрее скорость реакции. Они начали с того, что перебили своих конкурентов и стали быстро распространяться по Земле. А могли бы и не возникнуть или не выжить, поскольку у них были мощные противники, например неандертальцы. Есть гипотеза, что «снежные люди» это последние выжившие неандертальцы. Это могучие люди (имеются кадры кинохроники), до сих пор не знающие огня и прекрасно приспособленные к природе. 

Человек сегодняшний, homo sapiens (человек разумный), совершенно к природе не приспособлен и не должен был бы выжить. Ученые считают, что для того, чтобы человек рождался совершенно готовым к жизни (жеребенок или теленок через несколько часов после рождения могут самостоятельно

1 стр., 500 слов

"Бесплатный человек" или обесценивание себя

... когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. ... личностью своих способностей, планов, поступков и эмоций. Часто человек думает: «Достижение цели очень важно, и я окажусь ... эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями окружающего ...

передвигаться, питаться и т.д.), он должен проводить в утробе матери 21 месяц. Иначе говоря, мы все рождаемся как бы недоношенными. Ребенок много лет не может жить самостоятельно, ни одно животное не может позволить себе такой роскоши — до 10 — 15 лет кормить и обучать собственное дитя.

Ф. Ницше считал, что человек вообще еще не возник, в массе своей он еще остается супершимпанзе. Именно «супер», потому что в сравнении с обезьяной он более умный, более хитрый, более ловкий, но все равно — обезьяна. Как и русские мыслители, Ницше полагал, что теория Дарвина не подтверждается никакими серьезными фактами. Естественный отбор действительно способствует выживанию, но отнюдь не самых лучших и самых значительных особей. В результате естественного отбора никакого прогресса не происходит. Все яркое, красивое, талантливое вызывает зависть или даже ненависть и погибает — это особенно характерно для общества, но и в природе творится то же самое. Потомство дают лишь серые, невзрачные индивидуумы. У гениальных людей вообще редко бывают дети. Яркие люди, сильные и смелые, всегда идут вперед, не боятся рисковать жизнью и потому чаще всего рано сходят со сцены истории.

Единственными представителями истинной человечности являются, согласно Ницше, лишь философы, художники и святые. Только им удалось вырваться из животного мира и жить целиком человеческими интересами. Расстояние между обычным человеком (супершимпанзе) и обезьяной гораздо меньше, чем между ним же и истинным человеком. Здесь наблюдаются уже качественные различия, тогда как в первом случае только количественные. Но Ницше говорил о философах или художниках, конечно, не в профессиональном плане. Философ у Ницше — это тот, кто живет философски, обдумывает свою жизнь, предвидит последствия всех своих поступков, сам выбирает свой жизненный путь, не оглядываясь на стандарты и стереотипы. Так же и художник — это не только артист или писатель, это человек, который все, что бы он ни делал, делает мастерски, все у него получается добротно и красиво. Ну а святой — это по определению человек, ибо он совершенно избавился от страстей, жадности, эгоизма, полон любви и сострадания к любому человеку.

 К сожалению, большинство людей — это слишком люди, слишком заземленные, слишком погруженные в свои мелочные дела и заботы, в то время как они должны, согласно Ницше, стремиться к сверхчеловеческому, к тем сверхчеловеческим (значит, не животным) качествам, которыми обладают философы или святые. Такие люди чаще всего похожи на обломки ценнейших художественных эскизов, где все взывает: придите, помогите, завершите, соедините! Они как бы еще не произошли и существуют как истинные люди только потенциально.

 Но каким образом жизнь отдельного человека может иметь высшую ценность и глубочайшее значение? При каких условиях она менее всего растрачивается даром? Надо, считал Ницше, чтобы человек смотрел на себя как на неудавшееся произведение природы, но вместе с тем как на свидетельство величайших намерений этой художницы. Каждый должен сказать себе: на этот раз ей не удалось, но я буду стараться, чтобы когда-нибудь у нее это получилось. Я буду работать над воспитанием в себе философа, художника или святого.

2.Основные отношения человека

Основные стороны отношения глубоко коренятся в филогенетическом и историческом прошлом человека. Они прежде всего различаются положительным и отрицательным характером активных реакций человека, представляющим основу избирательной объективной направленности его психической активности. От самого простого положительного или отрицательного хемотаксиса через инстинкты до сложных влечений и потребностей человека мы устанавливаем качественное многообразие этих жизненных тенденций. В этом ряде эволюционных ступеней советская психологияподчеркивает их качественное различие и общественно-историческую, а не просто биологическую природу потребностей человека.

1 стр., 500 слов

«Бесплатный человек» или обесценивание себя

... человек-человеку враг/конкурент, - мне уже слишком поздно/ еще рано и т.п. Часто человек обесценивает не только себя, но и окружающих его людей. Это универсальный механизм, действующий по ...   из механизма формирования, часто эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями окружающего мира. Вот наиболее ...

Потребности представляют одну сторону основного отношения. Скорее всего ее можно определить как конативную (от латинского слова «conare» — стремиться, домогаться) тенденцию овладения.

Понятие потребности давно существует и имеет, как известно, значение не только для психологииМы относим это понятие к отношениям потому, что основными, так сказать, конституирующими компонентами этого понятия являются: а) субъект, испытывающий потребность, б) объект потребности, в) своеобразная связь между субъектом и объектом, имеющая определенную функциональную нейродинамическую структуру, проявляющуюся в переживании тяготения к объекту и в активной устремленности к овладению им.

Как известно, потребности одними авторами рассматривались как самостоятельная категория, другими относились к волевым проявлениям, третьими включались в систему характеристики личности. Все это имело частичное основание, но наиболее правильно рассматривать потребности в системе отношений к действительности.

Эмоциональная сторона отношения, наиболее ярким примером которой является любовь и вражда, относилась в психологиик категории чувств. Однако надо учесть, что область чувств (или эмоций) охватывает три разнородных группы явлений — эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Последние и представляют в значительной степени то, что называется обычно чувством, но это до сих пор еще не уяснено и генетически достаточно не освещается.

Рассматривая интерес как особый вид отношения, мы подвергли вопрос о нем специальной разработке в исследовании нашего сотрудника В. Г. Иванова (1956а, 1956б), изучавшего интересы учащихся с позиций отношений, осветившего генез интересов и давшего некоторую их систематизацию. В последнее время некоторые авторы преодолели односторонний функциональный характер понимания интереса и начали с успехом рассматривать его как отношение (Теплов Б. М., 1948; Иванов П. И., 1954; Архипов А. П., 1958).

В ряде работ вопросы интереса стоят в тесной связи с проблемой мотивации поведения (Леонтьев А. Н., 1945, 1947; Божович Л. И., 1951 а, б).

В работе В. Г. Иванова проблема интереса освещается в связи с учебными предметами. Однако современные задачи политехнизации школы настойчиво выдвигают вопросы формирования интереса к различным видам промышленного труда. Как показывает работа А. Ф. Эсаулова (1956), для учащихся с выраженным профессиональным интересом характерно яркое эмоциональное отношение к профессии, а формирование этого интереса связано с активным и успешным включением в соответствующую внеклассную и внешкольную деятельность.

9 стр., 4009 слов

Человек и потребности

... зависимости от деятельности других людей, пути и способы использования сложившихся социальных отношений (институтов) для удовлетворения возникших потребностей. Интерес реализуется вследствие осознания личностью своих потребностей и возможных путей их ...

Моральное формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценкой. Этот внутренний процесс приводит к образованию оценочных отношений, формирующихся в связи с этическими, эстетическими, юридическими и другими критериями поступков и переживаний человека.

Соответственно формированию этических оценок и связанной с этим критикой себя и других возникает требовательность, или требовательное отношение, к окружающим и к самому себе.

Отсюда же вытекает и особый вид этического отношения к другому человеку — уважение в положительном случае и пренебрежение или презрение в противоположном случае. Значение этих явлений во всех сторонах жизни, в частности, в области школьных взаимоотношений между учащимися, отношений к учителю, его авторитету, достаточно ясно. Нельзя не упомянуть также о важном во взаимодействии людей отношении руководства и исполнения или подчинения. В последнем случае формальное положение людей и их реальное отношение друг к другу могут не совпадать. Нередки случаи «командного положения» среди формально равных. Система требований в сочетании со знанием действительности, особенно общественной, формирует убеждения человека, которые никак нельзя представить себе в плане функционально-аналитической психологиии которые не только являются представлением о том, какова фактически существующая действительность, но и выражают представление о том, какой она должна быть. В соответствии с убеждениями формируются эмоциональные реакции и активная (волевая) готовность бороться за осуществление сложившихся убеждений в жизни. Этим психологически мало разработанным вопросам посвящен ряд работ нашего сотрудника А. А. Бодалева (1955, 1956), показывающих процесс формирования отношений учащегося к школе; к коллективу учащихся, к предъявленным ему требованиям и своим обязанностям как школьника, к отдельным учебным предметам.

3. Фундаментальные характеристики человека

Незаменимость человека прежде всего выражается в том, что он должен найти свое дело, ради которого он пришел в мир. У каждого человека есть такое дело, которое, кроме него, никто не сделает. А если и он не сделает, то во Вселенной так и будет пустое место, дыра, не заполненная чьим-либо трудом, усилием. Это дело может быть любым — от открытия новых физических законов до вбивания гвоздя. Вбивать гвоздь, писал Г. Торо, надо так прочно, чтобы, и проснувшись среди ночи, можно было думать о своей работе с удовольствием, чтобы не стыдно было за работой взывать к Музе. Тогда и только тогда Бог тебе поможет. Каждый вбитый гвоздь должен быть заклепкой в машине Вселенной, и в этом должна быть и твоя доля.

 

Вся проблема в том, чтобы найти такое дело, такое место, встав на которое, можно занять свою уникальную, неповторимую позицию. Если человек не пытается найти свое место, значит, он занимает чужое, повторяет уже известные мысли и делает дела, которые могут делать многие. И тогда он не отвечает своему человеческому назначению, потому что человеческое назначение заключается в том, чтобы оставить свой след на земле, свою заклепку в машине Вселенной.

 

Ведь все мысли, все идеи и все дела были когда-то кем-то впервые высказаны, впервые сделаны. И эти, впервые сделавшие или выдумавшие, принимали участие в творении мира, благодаря им мир продолжается. Но если я не буду продолжать его существование своим оригинальным незаменимым делом, своей собственной незаменимой позицией — мир может кончится. Если все будут повторять чужие дела и чужие мысли, не тратя собственного сердца, собственной крови, не пытаясь участвовать в творении мира, то он рухнет.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... том, чтобы это соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст... Сон – малая ... погружением в сон… В огорчении, злобе, омрачении, страхе, недовольстве, беспокойствах отходят люди, засыпая, в Мир Тонкий. Можно представить себе, какие сферы они посещают, в то время ...

 

Ф. Ницше считал, что христианство — это сказки, выдумки, ерунда, в той мере, в какой это не вырастает из души каждого. Вера в Христа не имеет никакого значения, если ты не породил заново образ Христа в своем сердце. Вся цивилизация построена на песке, поскольку не воссоздается оригинальными и неповторимыми усилиями каждого человека. Все это, по Ницше, рухнет, поскольку ни на чем не основано, т.е. не порождено каждым внутри себя. А устойчиво только то, что порождено каждым. Или порождено заново. Следовательно, незаменимость, — это фундаментальное качество человеческого существования, на котором и благодаря которому держится весь мир, создаваемый человеком.

 

Точно так же и неповторимость является фундаментальной характеристикой человека. Каждый человек уникален и неповторим. Это особенно хорошо видно на примере великих людей. Если бы Наполеон погиб в самом начале своей военной карьеры в 1796 г. на Аркольском мосту, то история Франции наверняка была бы иной, Наполеон своим неповторимым военным и политическим гением существенно изменил облик Франции и даже характер французского народа. И никто в те десятилетия не смог бы сделать ничего подобного.

 

Никто не написал бы за Шекспира его пьес и сонетов, никто вместо Пушкина не создал бы «Евгения Онегина» или «Бориса Годунова». Но точно так же любой человек, хотя он и не создал ничего великого в культуре или политике, может сказать о своей жизни: «Я чувствовал и переживал так, как никто еще не переживал и не чувствовал, и мои переживания, мое понимание мира так же дополняют Вселенную как переживания Шекспира или Пушкина, без них мир бы был беднее, был бы незавершенным». И он будет прав, потому что каждый, если он живой человек, а не запрограммированный робот, по-своему любит, по-своему чувствует, по-своему переживает и надеется.

 

Любая жизнь достойна, пусть внешне незаметная и неинтересная, если человек проживает ее как свою жизнь, никого не копирует, ничему не подражает, а просто живет самобытно, живет, как сказал бы М. Хайдеггер, в стихии своей четырехугольности, живет поэтически: сохраняя для себя землю, небо, божественное и смертное. Живущие таким образом развертывают себя четырехкратно — в спасении земли, восприятии неба, провожании смертного и ожидании божественного.

4.Основополагающие категории человеческого бытия

СВОБОДА.

Свобода, как философская категория, характеризующая сущность человека и его существования, состоящая в вероятности личности мыслить и поступать в соответствии со собственными представлениями и желаниями, а не по причине внутреннего либо внешнего принуждения.

В истории это понятие прошло, длительную эволюцию и было, предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью, с произволом, анархией, равенством и справедливостью.

13 стр., 6106 слов

Философия о жизни смерти и смысле жизни

... которой сводится к двум полярным точкам зрения. 1. Жизнь это однократное бытие человека, она подобна вспыхнувшей искре. После смерти человек со своим сознанием исчезает абсолютно, то есть происходит ... топталась на тех же позициях. Целью жизни объявлялся сам человек, а смыслом жизни вся доступная человеку полнота бытия. Перед этой полнотой бытия смерть, по учению материалистов, бессильна, и будто ...

В повседневной жизни люди сталкиваются с определенными, реально существующими условиями, социально экономическими отношениями, которые обуславливают круг их интересов. Люди не вольны в подборе объективных условий собственной деятельности, впрочем, они обладают свободой подбора методов достижения цели. Чем больше свободы, тем человек лучше осознает собственные реальные вероятности, тем больше способов, для достижения поставленных целей находится в его распоряжении.

Таким образом, свобода обнаруживается не тогда, когда человек обязан выбирать, а тогда, когда он сделал подбор.

Свобода неотрывна от творчества, например как путём нее человек может творить абсолютно свежую жизнь, свежую жизнь общества и мира. Свобода и творчество говорят о том, что человек не всего только природное существо, правда и сверхприродное.

Свобода связана с моралью и правовой ответственностью индивида за собственные поступки. Свобода и ответственность — это две стороны одного целого — сознательной человеческой деятельности. Ответственность обусловлена степенью продвижения общественного сознания, степенью социальных отношений, существующими социальными поступками.

Итак, свобода выражает взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.

Творчество.

Творчество является одной из самых загадочных, волнующих и злободневных проблем человеческого бытия. Оно рассматривается как деятельность людей, направленная на создание другого, которое вмещает общественную значимость, способствует прогрессивному продвижению человечества. Творчество преобразует природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности.

Моменты творчества содержатся в житейских и обыденных, социально значимых, исторически масштабных проявлениях. В связи с данным существуют всякие его виды: производственный, технический, изобретательский, научный, политический, философский, художественный, мифологический, религиозный, повседневно-бытовой и т.д. Понять, описать феномен творчества довольно проблематично: люди огромное число знающие о творчестве сами не творят (ищут интересные статьи и книги по проблемам

творчества, в то же время это и есть не что другое, как творчество).

Те же, кто творит. создает абсолютно другие ценности в науке либо искусстве, чаще в целом не знает как он это делает (затем рассказывает теоретикам творчества, что он сделал. особой ценности не представляет, ибо никаких общих рецептов и советов из его сугубо индивидуального опыта вывести запрещено).

В данном и заключается феномен творчества. В случае если бы человек знал, как возможно заставить себя творить, все были бы гениями.

Само по себе воспитание, образование, культура не делают человека творцом. История знает множество примеров, когда человек обладая огромными знаниями, делал находки, двигал науку вперед — и в то же время был ограниченным, эгоистичным, подлым либо наивным. Творческий человек всякий раз самобытен. Так чтобы творить, необходимо быть не просто способным ученым либо художником, а прежде в итоге способным к творчеству. Человек, по сути, существо творческое, хотя творит только тогда, когда ок ощущает себя человеком, а не просто и не только лишь астрофизиком либо скульптором.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... содержит элементы сатиры, комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с общественной точки зрения ... Столь же вредной оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно-развлекательной, культурно бесплодной. Организаторам ...

Он выражает в собственных действиях, чем бы он ни занимался, собственную человеческую природу, естественность, обыкновенность. Ибо творческий человек, остается самим собой, живущим в режиме подлинного человеческого бытия: любви, красоты, сострадания. Н.А. Бердяев утверждал, что человек призван к творчеству, творчество есть его нравственный долг, цель человека на земле, его функция и миссия.

Творчество — величайшая загадка и параллельно великое счастье для людей, которым оно доступно. Очевидно, всякий человек испытывал состояние творчества, когда останавливается время, трепещет душа, когда охватывает восторг оттого, что что-то получается и получается по-своему. Человек чувствует себя Богом, продолжающим творение мира.

Таким образом, творчество, возможно рассматривать, как духовно-практическую деятельность, итогом которой является создание оригинальных, уникальных культурных, социально значимых ценностей, установление других фактов, находка свойств и закономерностей, а тоже путей исследования и преобразования мира.

Любовь.

Любовь — важная составляющая человеческого бытия. Она стоит у самых истоков существования человека, его психической защищенности и уравновешенности, его способности и таланта.

Любовь не объясняется ни физическими, ни физиологическими, ни психологическими условиями существования природы, по которым люди должны любить друг друга. Запрещено объяснить приход любви с помощью какой-либо причины (а именно, красота, ум, сила и т.п.), в случае если такие причины в сущности сыграли установленную роль, то это ее имитация. Каждый раз найдутся сотни, тысячи людей более красивых, умных и более мощных и где критерий подбора будет не определен. Почему человек останавливается как раз на одном избраннике? Любят не за что-то, любят, потому что любят, и любящий верит в то, что его избранник наиболее красивый и наиболее умный.

Человеку, никогда не испытавшему чувства любви, бесполезно объяснять, что это такое. В случае если полюбит — узнает. Человеку разлюбившему, его прошлое состояние кажется непостижимым. Лишенный любви, он чувствует себя одиноким, даже в случае если окружен многочисленным семейством и друзьями. Он остро ощущает неуютность и неустроенность собственного бытия, опасную хрупкость окружающего мира.

Любовь определяется не содержанием чувственного опыта, а развитостью человеческих качеств любящего. Она содержит метафизические основания. Человека любят за то, что в нем приоткрывается бездонная, неисчерпаемая глубина; видение постоянного фона открытости, невыразимой, не уловимой атмосферы, «несложного дыхания», которое только на миг удается выразить в словах, это все приоткрывается тому, кто его любит и в данном заключается ее главная тайна. Любовь встречается слишком редко, люди боятся ее, к примеру как для любви необходима внутренняя свобода, живая душа — это жить в стабильной самоответственности, заботе и тревоге. Любовь вырывает человека из монотонной повторяемости повседневного быта. В связи с этим большая часть людей не переживает по данному поводу, а удовлетворяется лишь ее имитацией и убеждает себя в данном, а на самом работе это лжелюбовь. Существует немного ее форм.

9 стр., 4467 слов

Жизнь и смерть

... окружающих, т.е. своего рода победа над жизнью, ее обстоятельствами; — патернализм предполагает заботу о счастье и благополучии окружающих, прежде всего близких, родных людей, друзей, учеников; для многих, особенно ... о серьезном кризисе личности, ее пограничном со смертью состоянии. Распространенные в любом обществе модели обретения и поддержания смысла жизни обычно так или иначе сочетаются в ...

Любовь тесно связана с творчеством, где и раскрывается ее тайна. Вся художественная литература построена на трагизме — от Ромео и Джульетты до наших дней.

Таким образом, любовь — это интимное и глубокое чувство, устремленное на новую личность, закон существования человеческого мира. Человек без любви — жалкое неполноценное существо, не постигшее смысла собственного существования.

Счастье.

Счастье — как философскую категорию бытия человека, возможно рассматривать с четырех позиций:

1) Счастье — благосклонность судьбы, удача.

2) Счастье — состояние интенсивной радости.

3) Счастье — обладание наивысшими благами, положительный баланс жизни.

4) Счастье — чувство удовлетворения жизнью.

Исходя из данных определений, возможно сделать Вывод, что счастье — это ценностное понятие, обозначающее оптимальное сочетание всякого рода благ, выражающихся в чувстве внутреннего удовлетворения тем, как складывается жизнь человека в целом.

Содержание счастья разноречиво. В частности, для человека живущего повседневной жизнью и целиком погруженного в «обыкновенный мир», образ счастья может вырисовываться как сытая, богатая, благополучная жизнь, когда все здоровы, все ладят друг с новом, все идет собственным чередом. для свежих людей счастье ассоциируется со славой, властью, для третьих с любовью и дружбой, творчеством.

Возможно определить, что счастье — это обладание ВЫСШИМ благом либо благами. Счастливые люди ориентированы на ценности нынешней реальности, выбирают образ высшего блага вдобавок из данной реальности, в рамках культуры и традиций, в которых они воспитаны. К примеру, традиционно воспитанная женщина почитает высшим благом материнство, и для нее не может быть счастливым дом, где не слышан голосок небольшого ребенка: в семье должны все время подрастать дети.

Обладание высшим благом, приобщение, пребывание в нем довольно стабильное состояние, что и делает человека счастливым. Так как жизнь длится и проходит разного рода этапы, всяческие периоды, человек то соприкасается с тем благом, которого жаждет, то бывает, отдален оттого, что он желает и ищет больше в итоге на свете, в частности как судьба человека регулярно сталкивается с сложностями, неприятностями и бедами.

Таким образом, счастье — стабильное, довольно полное и обоснованное удовлетворение жизнью, когда положительные переживания доминируют над отрицательными.

Смерть.

Человек от всех живых существ отличается тем, что осознает собственную смертность, Видит в смерти неизбежный финал в итоге живого. Проблема смерти неизбежно присутствует в индивидуальном и в общественном сознании, о ней размышляли пророки, основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики.

12 стр., 5945 слов

Смысл жизни 3

... потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, — это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят ... видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл. Вопросы о смысле жизни люди задавали и ...

Человек не может смириться с тем, что как раз ему придется уйти из данного мира, где «кипит» жизнь. Размышляя, начинаешь понимать, что смерть — одно, перед, чем все равны: бедные и богатые, грязные и чистые, любимые и нелюбимые.

Замечено, что мудрость человека многократно выражается в спокойном отношении к жизни и смерти. В связи с этим не следует ни чересчур восхищаться жизнью, не трепетать о мысли смерти. Человек обязан, одинаково относится к ним обоим. «Мы не знаем, что лучше — жить либо умереть». (М. Ганди)

Религия рассматривает смерть человека как конец его земной и переход к вечной жизни. Аналогичное представление существует во всех религиях с момента появления.

Античные философы (Демокрит, Эпикур), считали, что смерть не вмещает к нам никакого отношения. Когда мы есть, то смерти все еще нет, а когда смерть наступает нас уже нет. Аналогичные доводы неоднократно повторялись в ходе продвижения философской мысли.

Столетиями человечество пытается доказать и воплотить в жизнь реальное бессмертие. С данной точки зрения человек обязан жить вечно, находясь в устойчивом расцвете сил. Все это связанно с уяснением факта предстоящей смерти: мы знаем, что умрем и лихорадочно ищем метод к бессмертию.

Выделяют немного типов бессмертия, связанных с тем, что после человека останется его занятие, дети, внуки, продукты его деятельности, личные вещи, а вдобавок плоды духовного производства (теории, образы и т д)

На протяжении истории человечества было большое количество идей смерти и бессмертия, основанных на религиозном и нерелигиозном, научном и ненаучном подходах к миру и человеку.

В ХХI веке проявляется особый интерес к проблеме смерти — это обусловлено следующими причинами:

1) глобальный кризис человечества может привести к самоуничтожению;

2) изменение ценностного отношения к жизни и смерти человека в связи с общей ситуацией на Земле.

Таким образом, человек обречен на пожизненные раздумья о смерти, и ее смысл является обратной стороной «вечной» проблемы смысла жизни.

Смысл жизни.

Человек рано либо поздно задумывается о смысле собственного существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Его рассуждения зависят от религиозных, атеистических, философских, этических, практических установок личности и общества. На протяжении истории человек по-разному рассматривал вопрос, зачем и ради чего он живет.

Религиозное уяснение смысла жизни в подготовке к вечной потусторонней жизни. Теоцентризм обесценивает и признает греховные естественные радости земного существования. Человек обязан думать и заботиться о вечной жизни, а не о кратком миге земной жизни.

В эпоху Возрождения, смыслом существования является достижение счастья и блаженства на основе правильного познания реального земного мира.

Впрочем, проблема цели и смысла жизни, проблема человеческого счастья, каждый раз находилась в центре внимания художественной литературы и искусства в целом, в частности как оно исследует и воспроизводит человека во всем богатстве и многообразии его проявлений.

Гете в собственном произведении «Фауст» рассуждает, что смысл жизни в самой жизни, нужно дорожить жизнью, любить ее и постараться сделать ее лучше для свежих и тем самым для себя.

Любой человек — частица рода человеческого, звено, соединяющее прошлые и будущее поколения людей, в связи с этим жизнь человека обязана соответствовать определенным общим требованиям, выполнение которых способствует нормальному продвижению человечества. Любой человек самостоятельно осознает и делает собственный нравственный подбор, иногда он бывает ошибочный, противоречащий естественным требованиям сохранения жизни на планете.

В связи с этим о смысле жизни возможно рассуждать тогда, когда уважаешь, ценишь жизнь не всего только собственную, однако и чужую.

Таким образом, СМЫСЛ ЖИЗНИ заключается во всестороннем продвижении способностей человека, в самый полной отдаче собственных сил на то занятие, которое приносит пользу максимальному объему людей.