Человек и общество

Человеки общество

общество индивид потребность межнациональный

1. Понятиеобщества. Основные сферы общественной жизни.

2. Человек,индивид, личность.

3. Потребностии способности человека.

4. Особенностимежличностных отношений.

5. Малаягруппа.

6. Нациии межнациональные отношения в современном обществе.

7. Историческийпроцесс и его участники.

8. Прогресси регресс. Критерии прогресса.

9. Цивилизацияи формации.

10. Глобальныепроблемы современности и пути их решения.

11. Целостностьсовременного мира, его противоречия.

1. Понятие общества. Основные сферы общественной жизни

 

Общество ссоциологической точки зрения – некая группа людей,которых объединяют общие интересы и цели. Исторический подход к пониманиюобщества – выделение конкретного этапа в историческом развитии народа илистраны.

Этнографический смысл– внимание акцентируется на этнических особенностях и культурных традицияхопределённой совокупности людей.

Характеристикиобщества:

— общество состоит изотдельных людей, обладающих волей и сознанием;

— определённоеколичество людей нельзя назвать обществом: для этого их должны объединять вобщество совместная деятельность, общие интересы и цели;

— любое общество естьспособ организации человеческой жизнедеятельности;

— связующим звеномобщества, его каркасом, являются связи, устанавливающиеся между людьми впроцессе их взаимодействия (общественные отношения).

Общество –это сложная динамическая система, которая может существовать, постоянноизменяясь, но сохранять при этом основные черты и качественную определённость.

Подсистемы (или сферы)общественной жизни:

— экономическая(материальное производство и отношения, которые возникают между людьми процессепроизводства материальных благ, их обмена и распределения);

— социальная (структураобщества, состоящая из классов, социальных слоёв, наций, взята в ихвзаимоотношении и взаимодействии друг с другом);

— политико-правовая(политика, государство, право, их соотношение и функционирование);

— духовно-нравственная(различные формы общественного сознания: религия, наука, нравственные нормы,образование, искусство и т.д.).

Каждая сферапредставляет собой сложное, динамическое образование, состоящее из многихчастей и элементов.

11 стр., 5046 слов

Познание мира, общества, человека

... субъект социальной жизнедеятельности, как человек, в той степени, в какой он включен в систему общественных отношений. В рассматриваемом аспекте указанная выше сложность социальной жизни, а также ее динамичность ... в себе», сфера непознанного, куда пока не могут проникнуть ни наши чувства, ни разум. Осознание того факта, что бытие (мир, общество и сам человек) всегда содержит в ...

Институты общества:

— семья;

— производство;

— государство;

— образование;

— религия.

Социальный институт– это:

< объединение людейдля удовлетворения той или иной конкретной и важной потребности;

<чёткоеразграничение функций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия,согласованность их действий;

<следованиеобразцам, стандартам поведения, основанным на определённых нормах и ценностях;

<наличие правовойосновы этих способов деятельности и социального контроля за ними.

Определённые явления вобществе влекут за собой как следствие другие явления (причинные связи);отдельные элементы выполняют определённую роль в функционировании всегообщества (функциональные связи).

2. Человек, индивид, личность

Человек представляетсобой высшую ступень живых организмов на Земле, являясь субъектомобщественно-исторической деятельности и культуры. Он неотделим от природы.


 

Этапы антропогенеза:

1. Дриопитек– 14-20 млн. лет назад.

2. Рамапитеки– 10-14 млн. лет назад.

3. Homohabilis (Хомо хабилис – человек умелый) – около 2,5-3 млн. лет назад

4. Питекантропы

5. Неандертальцы

Кроманьонцы– человек современного физического типа (примерно 30-40 тыс. лет назад), Homosapiens (Хомо сапиенс – человек разумный).

Индивид– это человек как целостный неповторимый представитель рода с егопсихофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развитияличности и индивидуальности.

Личность– человеческий индивид, обладающий совокупностью социально значимых черт,которые он реализует в общественной жизни. Человеком рождаются, а личностьюстановятся в процессе социализации.

Социальный уровеньчеловека – включает в себя социальный статус, мировоззрение,образование, уровень дохода, характер и т.д.

Социальный статус– это положение в обществе, связанное с определённой совокупностью прав иобязанностей.

3. Потребности и способности человека

Потребность –это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах идействиях, необходимых для его существования и развития и выступающееисточником его активности, организующее познавательные процессы, воображение иповедение.

Группы потребностей:

1. биологические:потребности в еде, сне, воздухе, тепле, и т.д.

2. социальные,которые порождены обществом и необходимы человеку для взаимодействия с другимилюдьми.

3. духовные:потребности в познании окружающего мира и самого человека.

Группы потребностей поА.Маслоу:

Физиологические:потребность в пище, еде, дыхании, движении и т.д.

Экзистенциальные:потребность в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне и т.д.

Социальные: потребностьв общении, в заботе о других, в понимании и т.д.

Престижные: потребностьв самоуважении, признании, достижении успеха и т.д.

Духовные: потребность всамовыражении, само актуализации.

Потребности каждогочеловека следующего уровня становятся насущными, когда удовлетвореныпредыдущие.

Возможностьудовлетворения потребностей связано со способностями человека.

Уровни способностейчеловека.

7 стр., 3155 слов

Подходы к понимаю человека и его потребностей в социокультурной ...

... в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями. Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности (Horney, 1939). Удовлетворение ... от Гамбурга в 1885 году. Ее отец был морским капитаном, глубоко верующим человеком, убежденным в превосходстве мужчин над женщинами. Ее мать, датчанка, привлекательная и ...

Задатки– это анатомо-физиологические особенности организма, главным образомцентральной нервной системы, являющиеся биологическими предпосылками развитияспособностей.

Способности– это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиямиуспешного осуществления определённого рода деятельности.

Талант– высокий уровень развития способностей.

Высшая степеньтворческих проявлений личности – гениальность.

4. Особенности межличностных отношений.

Отношения могут бытьделовыми, личными, приятельскими, товарищескими, семейными.

Самая широкая формамежличностных отношений – знакомства – деловые, личные, приятельские.

Более близкие отношения– отношения товарищества. Более высокий уровень отношений – «дружба». Наиболеечасто чувства выражают симпатию, и противоположность ей – антипатию.

В процессемежличностных отношений люди оказывают влияние друг на друга, формируютопределенный стиль отношений.

Функции общения

Общение– вид активности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто вобщение входит и обмен материальными предметами. Это более широкий обменпредставляет собой коммуникацию.

Коммуникации бываютследующих видов:

— Материальная – обменматериальными ресурсами;

— Духовная – обменкультурными ценностями;

— Информационная –обмен деловой информацией.

В структуре общения икоммуникации выделяют:

— субъект – тот, ктоявляется инициатором общения;

— предмет передачи(материальные и информационные ресурсы)

— средства общения –голосовой аппарат, органы слуха, зрения, осязания и обоняния, части телачеловека, дополнительные механизмы (микрофон, наушники, радио, телефон и т.д.).

Функции общения:

— обмен информацией иматериальными ресурсами;

— передача опыта;

— координация усилийразных групп людей и достижение общих целей, взаимопонимание;

— удовлетворениепотребности людей во взаимных контактах;

— социализация –становление человека как личности.

5. Малая группа

Социальные общности– объединения людей для удовлетворения своих потребностей.

Малая группа– небольшая по численности совокупность людей, объединенных общими целями,интересами, ценностям, нормами и правилами поведения, а также постояннымвзаимодействием (семья, школьный класс, дружеская компания и т.д.).

В малой группе возможноличное (неформальное) общение между ее членами.

Признаки группы:

— совместнаядеятельность;

— единство цели;

— межличностноевзаимодействие;

— характер отношениймежду членами группы.

Статус– положение человека в малой группе – определяет права, обязанности ипривилегии человека. В группе человек всегда играет какую-либо роль – рольчлена семьи, роль работника, роль ученика и т.д.

Большинство малых группвключает 7 и менее человек.

Значение малой группы

Принадлежность к группепобуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов – объединениеравно полезных друг другу индивидов.

Формы малой группы

Диада – состоит из двухчеловек. Они постоянно встречаются, проводят вместе досуг, обмениваются знакамивнимания и символами. У них формируются устойчивые межличностные отношения,основанные прежде всего на чувствах — любви, ненависти, доброжелательности,холодности, ревности, гордости.

4 стр., 1950 слов

Я группа — новорождённые с риском развития трофических ...

... после подтверждения железодефицита. Наблюдение до 1 года. Группа риска по развитию синдрома внезапной смерти. Факторы риска: негативное отношение матери к ребёнку; неблагоприятные жилищные условия; ... Иваново от 1988 г. группа риска по тугоухости и глухоте; группа риска по анемии; группа риска по развитию синдрома внезапной смерти; группа риска по развитию аллергических заболеваний. Диспансерное ...

Исходный законмежличностных отношений в диаде — эквивалентность обмена и взаимность.

Триада —активное взаимодействие трех человек. Триада более стабильна, чем диада. В нейменьше интимности и эмоций, но лучше развито разделение труда. Более сложноеразделение труда придает больше независимости индивидам. Двое объединяютсяпротив одного в решении одних вопросов и меняют состав коалиции в решениидругих. В триаде попеременно все меняются ролями и в результате никто недоминирует.

Структура малой группы

Лидер– член группы, пользующийся наибольшими симпатиями и принимающий решения всамых важных ситуациях. Лидера не назначают, он выдвигается благодаря своимличным качествам. Лидер в группе как правило один.

Аутсайдер— лицо с наименьшим авторитетом, не участвует в принятии решении либопривлекается к участию наименьшее число раз. С мнением аутсайдера мало ктосчитается, аутсайдеров может быть несколько.

Авторитетные лица –на них опирается лидер, навязывая группе свои решения. Они формируютобщественное мнение группы и составляют ее “ядро”.

Малая группа– соединительный мостик между индивидом, большими группами и обществом.Проблемы малых групп изучает социальная психология — пограничная дисциплинамежду психологией и социологией.

6. Нации и межнациональные отношения в современномобществе

Этносы— большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознаниянерасторжимости исторической судьбы.

Социальные общности,выделяемые по этническому признаку, многообразны. Прежде всего это племена,народности и нации.

Нации являются наиболееразвитыми этническими образованиями, возникшими на основе языковой,территориальной, культурной, экономической, социально-психологической общности.Они наиболее характерны для современного мира, в котором существует не менеедвух тысяч различных этносов.

Признаки нации:

— общности территории;

— общность языка;

— общностьэкономической жизни;

— общие чертыпсихического склада;

— национальноесамосознание.

Национализм— идеология, суть которой в проповеди особенности и/или исключительности своегонарода, приоритета национальных ценностей и т.д.

Крайняя форманационализма – шовинизм, проповедующий исключительностьсвоей нации, противопоставление интересов своей нации интересам остальныхнаций, разжигающий национальную вражду и ненависть.

Национализм возникаеткак реакция этноса на деструктивный действия внешней среды.

Причины межнациональныхконфликтов:

— территориальныеспоры;

— исторически возникшаянапряжённость в отношении между народами;

— политикадискриминации, проводимая господствующей нацией;

— попытки национальныхполитических элит использовать национальные чувства в целях собственнойпопулярности;

7 стр., 3272 слов

Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания ...

... и нервной системы неизменно определяет уровень и формы психического отражения. На низшей ступени развития (у кишечно-полостных) нервная система представляет собой нервную сеть, состоящую из разбросанных ... изменяется на протяжении истории и в зависимости от характера культуры общества. Сознание является таким уровнем развития психики, при котором его обладатель способен выделять себя из окружающего ...

— стремление народов ксозданию собственной государственности.

При решении этихконфликтов необходимо соблюдать гуманистические принципы политики в областинациональных отношений:

— отказ от насилия ипринуждения;

— поиск согласия наоснове консенсуса всех участников;

— признание прав исвобод человека важнейшей ценностью;

— готовность к мирномуурегулированию спорных проблем.

7. Исторический процесс и его участники

 

Исторический процесс– это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которыхпроявилась деятельность многих поколений людей.

Исторические факты– основа исторического процесса:

— любой историческийфакт представляет собой элемент объективной реальности, тесно связанный сдругими элементами. Каждый исторический факт влияет на последующее развитиеобщества;

— содержание фактаисторического процесса является результатом деятельности субъектовисторического общества.

Субъекты историческогопроцесса – индивиды и их общности, которые принимают в нёмнепосредственное участие (например, народные массы, социальные группы иобщественные объединения).

Народные массы– социальные общности, сложившиеся на определённой территории, члены которойимеют единый менталитет, культуру, традиции и обычаи и вместе создаютматериальные и духовные ценности.

Признаки социальныхгрупп – возрастной, половой, профессиональный, религиозный и т.д. Наиболеераспространёнными социальными группами являются классы, сословия и нации.

Влияние на историческийпроцесс оказывают и отдельные личности – исторические деятели.

Исторический процессскладывается из поступков, как отдельных личностей, так и из действийобъединений людей и деятельности народных масс в целом.

Ступени человеческойистории

Формационный подход– Учение об общественно-экономических формациях как ступенях историческогопроцесса, по которым последовательно восходит человечество как единое целое,разработал К. Маркс и Ф. Энгельс. Решающим фактором общественного развития приэтом являлся способ производства, как соотношение уровня развития производительныхсил и производственных отношений. Политическая структура и духовная сфераобщества – это надстройка, всецело зависящая от способа производства. Движущейсилой исторического развития являются противоречия производительных сил ипроизводственных отношений, антагонистических классов и классовой борьбы, чтонеизбежно ведёт к социальной революции.

Обычно формационномуподходу к изучению общества противопоставляют цивилизационный. Их отличие можносвести к следующим линиям сравнения:

Формационный подход

Цивилизационный подход

Главное вниманиеуделяется изучению объективных, независимых от человека закономерностейразвития.

Решающая роль отводитсяв истории общества материальным факторам, прежде всего производству.

Обществорассматривается как движение от более низкой ступени развития к более высокой.

В центре изучения –человек. Общество рассматривается через формы и продукты трудовой, социальной,политической и других видов деятельности.

10 стр., 4868 слов

Развитие физиологии и внутренней медицины в эпоху нового времени

... системы элементов (Д.И. Менделеев, 1869 г.). 2. Социальный прогресс эпохи Нового времени и его влияние на развитие медицины. 8. Контрольные вопросы по теме занятия 1. Вклад ... обучении на профильных кафедрах для совершенствования своей профессиональной деятельности; ― определять основные черты развития физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени; ― анализировать важнейшие открытия и ...

Определяющее значениеимеют мировоззрение, система высших духовных ценностей, ядро культуры.

Общество– это совокупность цивилизаций, каждая из которых неповторима, прогрессотносителен.

Целью историческогопроцесса в марксизме выступает коммунизм – общество, в котором не будетсоциального неравенства, лозунгом которого станет: “От каждого – поспособностям, каждому – по потребностям” К. Маркс выделял пятьобщественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая,феодальная, капиталистическая и коммунистическая (её первая стадия –социализм).

Одной из основных черт этой теории общественно-экономическогоразвития является убеждённость в том, что всё человечество закономерно проходитопределённые ступени (стадии) развития.

Существуют разные точкизрения на проблему соотношения цивилизационного и формационного (стадиального)подхода к развитию общества:

каждый тип цивилизациинужно рассматривать как самостоятельный, имеющий собственные этапы развития, ненадо пытаться загнать цивилизации в прокрустово ложе стадий-ступеней (например,в развитии российской цивилизации никогда не было рабовладельческого этапа,феодальная и капиталистическая стадии развития хронологически не совпадают сзападноевропейскими и обладают специфическими чертами);

формационный подходотражает глобальность изменения истории человечества. Внутри каждойформационной модели можно выделить отдельные локальные цивилизации (например, врамках рабовладельческой общественно-экономической формации существовалидревнегреческая, древнеримская, эллинистическая цивилизации и др.);

устойчивые цивилизациив их пространственных рамках как бы рассекаются формационными эпохами с иххронологическими рамками. При всей своей несхожести каждая цивилизация проходятуниверсальные стадии-ступени, выделяемые с учётом целого комплексаэкономических, социальных, политических, духовных факторов (например, в рамкахразвития российской цивилизации выделяются стадия феодализма, капитализма,современного общества).

Основные традиционновыделяемые ступени человеческой истории:

ступень – первобытность(примерно 3 – 2,5 млн. лет назад – IV тыс. до н.э.) — первобытнообщиннаяобщественно-экономическая формация, доаграрное, традиционное общество охотникови собирателей. Для ней характерны присваивающий характер хозяйства, полнаязависимость человека от природы, “первобытный коммунизм”, где неравенство враспределении благ определяется половозрастным отличием, господствоколлективистского начала над личностью, отсутствие государства и письменнойкультуры.

ступень – древность(примерно IV тыс. до н.э. – V в.н.э.) – рабовладельческая общественно-экономическаяформация, доиндустриальное (аграрное), традиционное общество, космогеннаяцивилизация. В это время зарождаются и сосуществуют несколько локальныхцивилизаций.

ступень – средневековье(примерно V -Х V в.в.) – феодальная общественно-экономическая формация,аграрное, традиционное общество, космогенная цивилизация. В рамках этой ступенисосуществуют несколько локальных цивилизаций (западноевропейская средневековая,византийская, арабская и т.д.) со своей системой ценностей. Для этой ступени характерноаграрно-ремесленное общество с тенденцией к натурализации хозяйства. Земля, какправило, находится в условной собственности социальной группы профессиональныхвоинов (феодалов), но обрабатывается находящимся от них в зависимостикрестьянством. Существует жёсткая сословно-иерархическая структура общества,основанная на господстве личностных связей. В политической сфере существованиебольших империй сменяется феодально-раздробленными государствами. В духовнойсфере господствуют религиозные догматы.

11 стр., 5189 слов

1.Развитие науковедения как самостоятельной научной дисциплины

... мира, чтобы изучить его и по возможности усовершенствовать .Наука включает в себя ряд определенных функций: 1)познавательная-удовлетворение нужд людей в познании природы и общества. 2)культуровоспитательная-развитие ... Наука является основной формой познания мира, она создается для непосредственного выявления важнейших сторон всех явлений природы, общества и мышления. Каждая наука предусматривает ...

ступень – новое время(примерно начало XVI – начало XX в.в.) – капиталистическаяобщественно-экономическая формация, модернизация (переход от аграрного,традиционного к индустриальному), с XIX века – индустриальное общество,техногенная цивилизация. В Европе рубежом между средневековьем и новым временемявляется эпоха Гуманизма и Реформации ( XV — XVI в.в.).

В это время формируетсяновая система ценностей, основанная на раскрепощении личности, идеалах свободы,стремления к успеху, новой протестантской трудовой этике. Происходящий в это жевремя процесс первоначального накопления капитала и появления первыхкапиталистических предприятий (мануфактур) способствовал оформлениюновоевропейской (западной) цивилизации. Эта цивилизация, расширяягеографические рамки, становится индустриальной цивилизацией.

ступень –современность, новейшее время (начало XX в – начало XXI в.) – капиталистическаяобщественно-экономическая формация (в СССР – социализм, как первая фазакоммунистической общественно-экономической формации), индустриальное общество(со второй половины XX века в развитых странах – постиндустриальное общество),техногенная и антропогенная цивилизации. В рамках этой ступени существуютлокальные цивилизации (западноевропейская, американская, российская, латиноамериканская,индо-буддийская, дальневосточно-конфуцианская, арабо-исламская и др.) Ядро этойступени – постиндустриальное общество. Здесь компьютеризация и всё ускоряющийсяпоток информации приводит к превращению товаропроводящей экономики вобслуживающую, классовое деление уступает место профессиональному, основнымкритерием социального неравенства становится не собственность, а уровеньобразования и знания, существует приоритет прав личности (страны ЗападнойЕвропы, США).

8. Прогресс и регресс. Критерии прогресса.

Прогресс– это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему,от простых к более сложным и совершенным формам, что выражается в более высокойорганизации, в росте эволюционных возможностей.

Регресс– движение – от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившимструктурам и отношениям, т.е. всё, что приводит к негативным последствиям вжизни общества.

Идея прогрессивногоразвития человечества появилась ещё в античности и получила наиболее полноеразвитие в учении французских философов-просветителей XVIII века.

В христианствекритерием прогресса выступало внутреннее совершенствование, приближение кбожественному идеалу, расширение числа избранников божьих. Ряд исследователей вкачестве ключевого условия прогресса рассматривают развитие производительныхсил на основе научно-технического прогресса (Маркс, Ростоу и др.).

Гегельрассматривал прогресс как саморазвитие мирового разума.

23 стр., 11051 слов

Развитие психической жизни в утробе матери

... многие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для развития жизни. Роды всегда проходили в специально ... более психически и физически здорового, умного, уверенного в себе, наполненного любовью к миру и окружающим, легко адаптирующимся в социальной среде, отвергающего насилие, бережно относящегося к ...

В XX веке оказалось,что прогрессивные изменения в одних областях сопровождаются регрессом в других.Стала явной противоречивость общественного прогресса .

Два подхода к критериямобщественного прогресса (исходя либо из примата общества, либо личности).

Критерием прогрессапризнаётся становление социальных форм, обеспечивающих организованностьобщества как целого, что и определяет положение человека.

Критерий прогрессаусматривается в положении человека в обществе, в уровне его свободы, счастья, всоциальном самочувствии и цельности личности, степени её индивидуализации.Личность в таком случае выступает не как средство, а как цель и критерийпрогресса.

Современное пониманиепрогресса отвергает идею неумолимости прогресса в силу объективных социальныхзаконов и строит свои рассуждения на принципе “есть надежда на переход к мирулучшему, чем наш”.

Основные проявленияпротиворечивости прогресса – это чередование подъёмов и спадов в общественномразвитии, сочетание прогресса в одной области с регрессом в другой. Часто однимобщественным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим –нет.

Проблема смысла инаправленности исторического прогресса заключается в созданиивысокотехнологичного общества, в повышении нравственности, в дальнейшемразвитии науки и познании тайн Вселенной, или в создании совершенногогосударства, в повышении жизненного уровня людей. Степень прогрессивности тогоили иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нём условиям длясвободного развития человека и удовлетворения всех его потребностей.Универсальным критерием прогресса является гуманизм.

Критерием прогрессадолжна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставитьличности для максимального раскрытия ее потенциальных возможностей.

9. Цивилизация и формации

Под формациейпонимается исторически определенный тип общества, рассмотренный в органическойвзаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способапроизводства материальных благ.

В структуре каждойформации выделяют экономический базис и надстройку.

Базис– совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессепроизводства, распределения, обмена и потребление материальных благ.

Надстройка– совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурныхи иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом.

Тип надстройкиопределяется характером базиса.

В некоторых трудах К.Маркса выделены только две большие формации — первичная (архаическая) ивторичная (экономическая), которая включает в себя все общества, основанные начастной собственности. Третью формацию будет представлять коммунизм. В другихработах классиков марксизма под общественно-экономической формацией понимаетсяконкретная ступень развития способа производства с соответствующей емунадстройкой. Согласно этой концепции все общества проходят в своем развитиипоочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную,рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первойфазой которой является социализм.

Формационный подходосновывается на постулатах:

представление об историикак о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно поступательном,всемирно-историческом и телеологическом (направленном к цели — строительствукоммунизма) процессе. Формационный подход практически отрицает национальнуюспецифику и своеобразие отдельных государств, акцентируя внимание на том общем,что было характерно для всех обществ;

8 стр., 3805 слов

Показателем развитости цивилизации является уровень ее гуманности, ...

... абстрактное, только мыслящее существо, тело не имеет отношения к моей сущности. Что касается новой философии, ... происхождение бессознательного с утробным опытом и первыми мгновениями жизни (идея перинатальных матриц). Против допущения архетипов - ... проявляется в субъективистских методиках проникновения в душевный мир пациентов - лишенные инвариантности, общезначимости методы свободных, ...

решающая рольматериального производства в жизни общества, представление об экономическихфакторах как базисных для других общественных отношений;

необходимость соответствияпроизводственных отношений производительным силам;

неизбежность переходаот одной общественно-экономической формации к другой.

Понятие «цивилизация»— уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры,следующей за варварством, дикостью. Используют это понятие и для обозначениясовокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определеннойисторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется каккачественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни)той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Различныецивилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются нена схожей производственной технике и технологии (как общества одной формации),а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизацияхарактеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим длянее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи сокружающим миром.

С течением временицивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизацияотличается от другой, сохраняется.

Все многообразиелокальных цивилизаций делят на две большие группы — восточные и западные.

Для первых характернавысокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, теснаясвязь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность,господство среди регуляторов общественных отношений, традиций и обычаев.

Западные цивилизации,напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека,приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокойсоциальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовымгосударством.

Таким образом, еслиформация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, тоцивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном. Эти подходыне исключают друг друга. В современном обществознании идут поиски в направленииих взаимного синтеза.

10. Глобальные проблемы современности и пути их решения

Глобальными проблемаминазываются проблемы, вставшие во второй половине ХХ века перед всемчеловечеством, от решения которых зависит его существование.

Проблема предотвращенияновой мировой войны. Создание ООН, главной целью которой было развитиемежгосударственного сотрудничества в случае конфликта между странами, оказаниепомощи противостоящим сторонам в урегулировании спорных вопросов мировым путем.В последующие десятилетия ведущими ядерными державами мира был подписан ряд соглашенийоб ограничении ядерных вооружений, а некоторые из ядерных держав взяли на себяобязательства прекратить ядерные испытания. На решения правительств повлиялиобщественное движение борьбы за мир, а также выступления такого авторитетногомежгосударственного объединения ученых за всеобщее и полное разоружение, какПагуошское движение.

Проблема преодоленияэкологического кризиса и его последствий. Одним из негативных результатовчеловеческой деятельности стало истощение природных ресурсов, загрязнение окружающейсреды. Загрязнению подверглись не только воздух и суша, но и воды Мировогоокеана. В 1982 г. ООН приняла Всемирную хартию охраны природы и создалакомиссию по защите окружающей среды. Кроме ООН большую роль в деле разработки иобеспечения экологической безопасности человечества играет такаянеправительственная организация, как Римский клуб.

Проблемадемографического роста. Она связана с непрерывным увеличением численностинаселения проживающего на территории планеты.

Проблема разрыва вуровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимисястранами «третьего мира» (проблема «Север-Юг») — большинство освободившихся вовторой половине XX в. от колониальной зависимости стран, встав на путьдогоняющего экономического развития, не смогли, несмотря на относительныеуспехи, догнать развитые страны по основным экономическим показателям (преждевсего по уровню ВНП на душу населения).

Во многом это было связано сдемографической ситуацией: рост населения в данных странах фактически нивелировалдостигнутые в экономике успехи.

Причины возникновенияглобальных проблем

С одной стороны, – этоогромные масштабы человеческой деятельности, которая радикально изменилаприроду, общество, образ жизни людей. С другой стороны, – это неспособностьчеловека рационально распорядиться этой силой.

После событий вНью-Йорке 11 сентября 2001 года резко обострилась проблема борьбы смеждународным терроризмом. Следующими невинными жертвами террористов могутстать жители любой страны мира.

В целом глобальные проблемычеловечества можно схематически представить в виде клубка противоречий, где откаждой проблемы тянутся многообразные нити ко всем остальным проблемам.

Решение глобальныхпроблем возможно только совместными усилиями всех стран, координирующих своидействия на международном уровне. Самоизоляция и особенности развития непозволят отдельным странам остаться в стороне от экономического кризиса,ядерной войны, угрозы терроризма или эпидемии СПИДа. Для решения глобальныхпроблем, преодоления опасности, угрожающей всему человечеству, необходимодальнейшее усиление взаимосвязи многообразного современного мира, изменениевзаимодействия с окружающей средой, отказ от культа потребления, выработкановых ценностей.


 

11. Целостность современного мира, его противоречия

На планете Земля живутболее 6 млрд. человек, представляющих три основных (экваториальная,монголоидная и европеоидная) и несколько переходных расовых групп, сплоченных вболее чем 1000 этносов, говорящих на разных языках, количество которых неподдается точному подсчету (от двух до трех тысяч) и которые подразделяются на23 языковых семьи;

В современном миресуществует более 2000 независимых государств, самостоятельно проводящихвнутреннюю и внешнюю политику, имеющих разнообразные формы правления и территориальногоустройства;

Государства различаютсяпо уровню экономического развития и уровню жизни людей.

Многообразенрелигиозный облик современного мира.

Многообразие культур,национальных и местных традиций, образов жизни и стилей поведения.

Многообразиесовременного мира объясняется различием природных и климатических условий,определяющих своеобразие отношений конкретного общества и природного мира;спецификой исторического пути, пройденного народами и государствами;разнообразием внешних влияний; множеством закономерных и случайных событий, невсегда поддающихся учету и однозначному истолкованию.

Факторами целостностиявляются:

— развитие средствкоммуникации. Современное общество становится обществом информационным. Вединый информационный поток соединяются практически все регионы планеты;

— развитие транспорта,сделавшее современным мир «маленьким», доступным для передвижения;

— развитие техники, втом числе военной, с одной стороны, превращающее мир в единоетехнико-технологическое пространство и сделавшее реальной угрозу уничтожениячеловечества — с другой;

— развитие экономики.Производство, рынок стали действительно мировыми, экономические, финансовые,производственные связи являются важнейшим фактором единства современногочеловечества;

— острота глобальныхпроблем, которые могут быть решены только совместными усилиями мировогосообщества.

Отмеченные процессыявляются элементами глобализации, которые порождают серьезные проблемы:/>

представления овозможностях неограниченного промышленного и научно-технического ростаоказались не состоятельными;

баланс природы иобщества нарушен;

темпы технологическогопроцесса непосильны;

назревает разрыв междуразвитыми странами и странами «третьего мира»;

усиливается тенденция кстиранию культурных, этнических ценностей.