1. Формы и методы лоббистской деятельности

Содержание

Введение

Значимость лоббизма на политической сцене современности не только не ослабевает, но с каждым годом возрастает. Лоббизм стал приобретать массовый характер, формируется щедро финансируемая индустрия лоббизма, отдельные лоббистские кампании приобретают статус социальных движений. Сегодня с точностью никто не может утверждать, существуют ли такие решения, которые принимались бы представителями власти в отсутствие воздействия на них со стороны заинтересованных лиц. В равной степени сложно представить, чтобы крупные экономические структуры не пытались бы решить часть своих проблем за счет взаимодействия с властью.

Повышение роли лоббизма в политике приводит к трансформации демократии от гражданского представительства к представительству интересов. Трансформация обусловлена тем фактом, что появляются новые и весьма влиятельные агенты политического поля — группы интересов, которые оказывают воздействие на власть, причем зачастую прямое воздействие, без участия в выборах. Лоббизм выступает не только одним из главных механизмов выработки и принятия государственных решений, но и значимой действующей силой становления плюралистической демократии за счет влияния, оказываемого на органы государственной власти.

Процесс лоббирования интересов неизбежно проявляется в обществе с момента образования государственной власти. Понятия «лобби», «лоббист», «лоббирование» пришли из англоязычной политической лексики, а в английский язык из средневековой латыни. Первоначально понятие «лобби» употреблялось для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях, а в 40-х годах XVII столетия так называли вестибюль и два коридора в здании палаты общин британского парламента.

12 стр., 5626 слов

Приоритетные каналы коммуникации в процессе организации обратной ...

... за соблюдение общественных интересов. Глава 1. Общие требования к взаимодействию органов государственной власти и населения 1.1 Взаимодействие органов государственной власти и населения. Обеспечение ... обратной связи населения и властиопределяется возрастающим интересом общественности к изучению вопросов, касающихся взаимоотношения государственной власти и общества. Развитие современного гражданского ...

В лобби депутаты уходили голосовать и там они имели возможность встречаться с другими заинтересованными в их деятельности лицами, которые не допускались на пленарные заседания этой палаты. Что касается американской истории, то возникновение термина зафиксировано довольно точно: в нынешнем, политическом значении слово «лобби» появилось в 1808 г. в протоколах конгресса 10-го созыва. В последующие десятилетия возникли его производные — «лобби», «лоббист», «лоббирование» — и примерно с середины прошлого века эти термины стали наиболее употребительными в американском политическом лексиконе.

Лоббированием называют процесс влияния заинтересованных групп на принятие решений властными структурами. Вокруг понимания данного термина нет особых споров ни у ученых, ни у практиков. Небольшие разногласия имеются не в принципиальных, а в частных оценках этого явления.

В последнее десятилетие в России сильное распространение получила лоббистская деятельность. Лоббизм применяется во всех органах законодательной и исполнительной власти. Существует большое разнообразие форм и методов лоббистской деятельности, которые используются в России. Форму лоббистской деятельности можно определить как способ выражения лоббистских действий вовне.

Зарубежные авторы выделяют две основные формы коммуникации в рамках лоббистской деятельности, характерные для России.

1. Коммуникация посредством использования неформальных контактов (внутренний лоббизм).

Посредником в таком виде коммуникации является человек, владеющий технологией «Know how» (знать как) + «Know who» (знать того, кто именно может быть полезен).

Такой вид коммуникации активно используют институциональные группы давления, действующие внутри политической системы. Для большинства социальных групп, находящихся вне политической системы, такой вид коммуникации практически недоступен.

2. Коммуникация, осуществляемая через использование средств массовой информации (непрямой лоббизм).

Давление на институты политической власти оказываются путем формирования благоприятного для заинтересованной группы общественного мнения через СМИ. Проблема заключается в том, что в большинстве случаев существующие СМИ либо находятся под государственным контролем, либо являются инструментом в борьбе различных финансово-промышленных и политических элитных группировок. Последние сами нередко апеллируют к общественному мнению, но лишь для того, чтобы показать государственной власти реальную или мнимую поддержку общественностью своих инициатив.

16 стр., 7818 слов

Морально-психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности ...

... ВГО и СГ, применяемых при этом форм и методов. I. ОСНОВЫ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛКА ПО ОХРАНЕ ВАЖНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ГРУЗОВ МПО является ... печати. Поэтому целесообразно обратиться к газете Московского Оршанско-Хинганского Краснознаменного округа ВВ МВД России "Зоркий Часовой," где в статье "На охране ВГО. Итоги прошедшего года" ...

Российский исследователь проблем лоббизма А. Л. Кучеров выделяет также следующие формы осуществления лоббистской деятельности:

1. Информационные контакты, как форма лоббистской деятельности, осуществляются следующими методами: устных, письменных, электронных и прочих информационных контактов. Информация, как инструмент воздействия на государственные органы, может передаваться как прямо, непосредственно адресату, так и косвенно, через средства массовой информации.

2. Давление, как форма лоббистской деятельности, осуществляется следующими методами: гражданская активность, когда общественные организации, группы граждан, физические лица непосредственно обращаются в органы государственной власти, заявляя о необходимости принятия (отмены) определенных решений. Возможно проведение митингов, демонстраций и других акций, направленных на оказание давления на органы государственной власти; криминальное давление, шантаж и угрозы.

3. Обмен или сделка, как форма лоббистской деятельности, осуществляется как сделки (обмен) между лоббистами и лицами, работающими в государственных органах либо в организациях, принимающих непосредственное участие во властной деятельности, например, таких как влиятельные общественно-политические движения или партии. Лоббисты могут предлагать материальные блага, чаще всего, в денежной форме как непосредственно должностному лицу или политическому деятелю, так и косвенно, через спонсирование выборных кампаний, либо обеспечивают общественную и прочую поддержку карьере какого-либо политического или государственного деятеля.

Указанные формы осуществления лоббистской деятельности имеют принципиальное различие в последствиях их реализации для государства и общества в целом. Например, если информационная форма может иметь как положительные, так и отрицательные последствия, то сделки носят в большей или меньшей степени, но, безусловно, разрушительный для государства характер.

Автор многочисленных статей и исследований в области лоббизма А. П. Любимов выделяет следующие формы лоббизма:

1. Парламентский лоббизм (осуществляется депутатами с привлечением заинтересованной общественности или правительственными чиновниками).

2. Политические торги, которые представляют собой форму реализации интересов через разрешение политических противоречий в форме компромисса.

3. Теневые неформальные соглашения, получившие в России невиданное развитие. Теневые механизмы давления чрезвычайно эффективны в условиях политической нестабильности.

4. Кампании по обработке общественного мнения через СМИ с мобилизацией общественности (общественные кампании, инициативные массовые мероприятия).

Если речь идет о давлении, то цель таких кампаний состоит в обеспечении массовой поддержки того или иного требования, а также в оказании психологического воздействия на адресатов или посредников.

4 стр., 1794 слов

Содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей.

... дошкольному образованию было проблемой государственной важности. Перед дошкольными ... Предмет исследования: формы и методы, применяемые дошкольными ... формы. Большое внимание должно уделяться помощи родителям совершенствовать практические и воспитательные навыки родителей (любая теоретическая работа с родителями должна сопровождаться практическими занятиями (наблюдения, совместная деятельность ...

Кроме того, на взгляд автора можно произвести две следующие классификации форм лоббистской деятельности.

1. Формы лоббистской деятельности можно классифицировать по органам государственной власти, на которые данные формы лоббистской деятельности направлены. Исходя из такой классификации, можно различать формы лоббистской деятельности в палатах парламента, в Администрации Президента РФ, в Правительстве РФ.

2. Можно также провести классификацию форм лоббистской деятельности по степени взаимодействия лоббистских структур и объектов лоббизма. Исходя из этой классификации, можно выделить прямые и косвенные формы лоббистской деятельности.

Косвенные:

а) подготовка исследований, публикаций и прогнозов, призванных воздействовать на принятие решений в правительстве или комитетах Федерального Собрания.

б) участие в семинарах, конференциях, встречах и т.д., созываемых для предварительной проработки отдельных решений правительства.

в) пропаганда своих интересов, и взглядов через органы массовой информации. Многие союзы имеют свои регулярные публикации, другие пытаются влиять на политику Правительства РФ через наиболее читаемые в его органах газеты и журналы.

Прямые:

а) финансирование избирательных компаний депутатов Федерального собрания. К такому финансированию прибегает почти каждый кандидат;

б) лоббирование при назначении должностных лиц в Правительстве РФ, распределении полномочий между министерствами и комитетами;

в) прямые консультации с министерствами и ведомствами для отстаивания своих позиций;

г) участие в правительственных и международных комиссиях по отдельным вопросам регулирования экономики и техники. Предприятия и их союзы участвуют здесь, как правило, на уровне экспертов, предоставляют информацию, или привлекаются в опросах как респонденты.

Большим своеобразием обладают формы лоббистской деятельности в парламенте. Наиболее распространенным среди них является голосование депутатов. При этом решение Государственной Думы принимается на ее заседаниях открытым или тайным голосованием с использованием электронной системы. Голосование может быть количественным, рейтинговым, альтернативным и качественным. Вместе с тем известно, что заказчики пытаются подкупить, поощрить лоббистскую деятельность конкретных исполнителей. Иногда в этой пассивной роли выступают и депутаты, которые могут быть искусственно втянуты в такое поощрение.

Перечисленные формы — тайное, открытое голосование или обсуждение кадровых вопросов — это формы обычной парламентской деятельности, но в них может и, чаще всего, проводится лоббистская работа.

К формам лоббистской деятельности в палатах парламента следует также отнести:

  • внесение проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов и способствование их принятию;
  • внесение законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ и способствование их принятию;
  • внесение поправок к законопроектам в форме замечаний и предложений, проектов постановлений, обращений и заявлений Государственной Думы и Совета Федерации;
  • проведение парламентских слушаний, совещаний, «круглых столов», семинаров, конференций и других мероприятий, связанных с законодательной деятельностью;
  • работа в депутатских объединениях;
  • доклады и содоклады по конкретным вопросам.

В парламентской деятельности встречаются и иные, более редкие формы работы депутатов и органов Государственной Думы и Совета Федерации, которые можно использовать в лоббистских целях. Например, проведение пресс-конференций депутатской фракции (депутатской группы) или встреча фракции (депутатской группы) с избирателями по конкретному вопросу, с освещением их в средствах массовой информации для возбуждения общественного мнения по какому-либо вопросу или законопроекту. Помимо комитетов и комиссий Государственной Думы получила распространение практика создания депутатами комиссий по различным вопросам политической или экономических деятельности федеральных и региональных должностных лиц и органов.

8 стр., 3894 слов

Понятие и история развития социально-психологического тренинга ...

... психотерапии в группах» [16, 7]. Действительно, рассматривая СПТ в рамках деятельности по развитию личности, мы сталкиваемся с разнообразными методами групповой психологической ... социально-психологический тренинг. Работа ведется с психически здоровыми людьми.Применяется групповая форма работы.Используются методы практической психологии, подразумевающие активное вовлечение участников группы.В ходе ...

Методы лоббистской деятельности непосредственно вытекают из форм лоббистской деятельности. Метод лоббистской деятельности можно определить как способ воздействия лоббистов на объекты лоббистской деятельности. По мнению российского исследователя А. Л. Кучерова методы лоббистской деятельности можно разделить по критерию социальной приемлемости последствий и конкретных результатов осуществления различных методов. По данной классификации методы делятся на три группы: 1. Социально-приемлемые; 2. Пограничные (в отношении которых нет однозначных критериев); 3. Криминальные.

По мнению М. В. Малютина, Россия служит обширным полигоном для всего арсенала методов влияния. Ученый разбил их на две группы по степени жесткости. Методы сильные: подкуп, угрозы, шантаж, обман, торги при принятии крупных решений (бюджета, договора о согласии, доверия правительству).

Методы мягкие: артикуляция, установление взаимоотношений, обращения, организация опросов общественного мнения СМИ или «паблик рилейшнз». При этом методы первой группы он относит к открытому давлению, а методы второй группы называет «драпировкой», окультуриванием. Кроме традиционного инструментария при лоббировании используются и различные изощренные методы, например, создание общественного мнения, рейтинги и т. д. Создание общественного мнения — эффективный инструмент лоббирования в пользу какого-либо лица, программы или действия. Этот способ лоббирования получает многократное звучание, когда он усиленно подается в средства массовой информации. В настоящий период получило широкое распространение проведение различных социологических опросов и рейтингов, которые никто не проверяет, и в объективность выводов предлагается верить на слово. За пределами внимания остаются заказчик этих опросов, квалификация исполнителей, степень осведомленности опрашиваемого и многое другое.

5 стр., 2485 слов

Непосредственная образовательная деятельность в группах раннего возраста

... Предметом выпускной квалификационной работы – является формы и методы организации непосредственной образовательной деятельности, развитие социально-коммуникативных навыков у детей в группах раннего дошкольного возраста. Актуальность данной темы заключается в ...

2. Объекты и субъекты лоббистской деятельности

К объектам лоббистской деятельности относятся органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Степень влияния лоббистов на органы государственной власти зависит от сложившихся в стране правовых норм и политической практики. В авторитарных государствах при отсутствии парламента или исполнении им сугубо номинальных функций усилия лоббистов направляются на сотрудничество с правительством или главой государства, т. е. фактически с законотворческой властью. В странах, где полномочия исполнительной власти в сфере законотворчества ограничены, лоббирование ведется, как правило, на парламентском уровне. В России в соответствии со ст. 104 Конституции правом законодательной инициативы обладают члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. При этом в разработанном Госдумой законопроекте «О регулировании лоббистской деятельности в Федеральных органах власти» к объектам лоббизма относятся как органы законодательной, так и исполнительной властей. Однако необходимо учитывать, что в исполнительных органах власти контроль лоббистской деятельности крайне затруднен из-за огромного размера управленческого аппарата. Что касается сферы судебной власти, тут уместно говорить о такой форме лоббистской деятельности, как организация пропагандистских кампаний в СМИ, поскольку в связи с независимостью судей речь здесь может идти лишь о косвенном лоббировании. Однако при этом нельзя не учитывать мощное воздействие СМИ на сознание и поведение людей.

Субъектами лоббистской деятельности являются физические и юридические лица. В США — это физические и юридические лица, в ФРГ — только юридические лица, в России (согласно законопроекту) — лишь физические лица, действующие «от имени и в интересах конкретных клиентов».

Однако в ряде случаев подобный подход позволяет конкретным лоббистам оставаться неизвестными. Среди реальных лоббистов можно выделить следующие группы: политические, социальные, экономические, региональные и иностранные.

1. Политические лоббисты — это, прежде всего финансово-экономические и социальные группы, которые добиваются необходимого влияния посредством участия в политической борьбе и предвыборных кампаниях.

Так, крупнейшим представителем аграрного лобби в России является Аграрная партия, выступающая за установление особых форм кредитования сельскохозяйственных работ, предоставление местной администрации права контроля над госсубсидиями сельскому хозяйству, ликвидацию «ножниц» цен на аграрную продукцию.

В Западной Европе ярким примером этого субъекта лоббизма является движение «Вперед, Италия!» С. Берлускони, представляющее интересы крупных финансово-промышленных групп.

2. К социальным лоббистам в первую очередь принадлежат профсоюзы. Их лоббистский потенциал прямо пропорционален экономическому значению отрасли, которую они представляют. Например, нефтяники, шахтеры, авиадиспетчеры, по сравнению с работниками социальной сферы, науки, образования, обладают гораздо большими возможностями лоббировать свои интересы. Влияние профсоюзов способно резко увеличиваться за счет забастовочного потенциала. К социальным лоббистам можно отнести также ветеранские, женские, молодежные, экологические организации. В России их потенциал ограничен и зачастую зависит от личного авторитета лидера. Однако в развитых странах, где такие группы опираются на разветвленную сеть добровольных организаций, они имеют значительные лоббистские возможности.

3 стр., 1081 слов

Образовательная деятельность детей в группах раннего возраста

... 2мя направлениями, в которой педагогика опирается на знания возрастной психологии. Образовательная деятельность детей в группах раннего возраста В последние годы в системе образования многое сделано ... ситуации, т.к отключается левое полушарие. 2 принцип дифференциации Выделение групп детей на основании высшей нервной деятельности, учёта их темрерамента. 3 принцип дифференциации – учёт ведущей ...

3. Для экономических лоббистов наиболее действенными рычагами давления на процессы принятия государственных решений являются экономические меры. К этой категории относятся финансово-промышленные группы, корпорации и отраслевые компании, имеющие экспортно-импортную структуру, являющуюся абсолютным монополистом в своем секторе сбыта продукции; собственную финансово-банковскую структуру; средства массовой информации; представителей в верхних исполнительных эшелонах власти; представителей в парламенте или в политических движениях.

Хрестоматийным примером такого субъекта в Российской Федерации является концерн «Газпром», имеющий тесные связи с B.C. Черномырдиным, обширные торговые контакты с Западом, свои банки, «своих» депутатов в Государственной Думе.

4. Региональные лоббисты стремятся получить определенные льготы и преимущества для своих территорий. В этом отношении самыми активными являются представители московского лобби. Лоббирование интересов одного региона в ущерб интересам остальных регионов России, да и страны в целом неизбежно приводит к негативным последствиям.

5. Иностранные лоббисты — это влиятельные зарубежные «группы давления», национальные общины. Так, в США весомое место в политической структуре страны занимают еврейское, польское, арабское лобби. Все они пытаются воздействовать на принятие решений, выражающих интересы своих диаспор и стран.

Перечисленные субъекты могут быть взаимосвязаны. В связи с отсутствием четкого разграничения между лоббистскими группами их деление весьма условно.

3. Виды и эффективность лоббистской деятельности в политической власти

Лоббистская отрасль поглощает внушительные финансовые средства. О суммах затрат в данной сфере в России можно судить лишь косвенно — по суммам, зафиксированным в США, — поскольку официальных данных, касающихся отечественного финансирования, нет. К примеру, в 1999—2000 гг. в США только непря­мой лоббизм «освоил» порядка 790 млн. долларов.

Многочисленность субъектов лоббистской деятель­ности в российском парламенте, их разнородность и специфичность требуют выделить и такой признак, каковым, на наш взгляд, является интерес, из-за кото­рого лоббирующие группировки ведут нелегкую борь­бу. В этом аспекте, по аналогии с зарубежными иссле­дователями, весьма продуктивно деление лоббистской деятельности на плюралистическую и корпоративную. Плюралистическая лоббистская деятельность, как правило, имеет место в том случае, когда по одной и той же проблеме сталкиваются разные интересы не­скольких групп. Корпоративное же лоббирование осуществляется монополистами той или иной сферы об­щественной жизнедеятельности. Корпоративное лоббирование, как показывает анализ группового давления на российский парламент, осуществляется по нескольким направлениям. Первый путь — это давление как бы снизу вверх, когда субъ­екты интереса установившимся в обществе порядком отстаивают свои интересы. Второй путь — договор, контракт с наиболее могущественной депутатской группой о взаимной поддержке. В обмен на предмет договора монополисту группой парламентариев гарантируется отстаивание его интересов. Такой процесс, как правило, носит скрытый характер.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ... Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ...

Если в первом случае можно говорить о лоббиро­вании как давлении на парламент со стороны групп интереса, то во втором случае речь идет о лоббирова­нии как обмене или контракте между группой депутатов и исполнительно-распорядительной властью.

И наконец, третий вариант — это формирование тройственных союзов. Монополист вступает в союз, с одной стороны, с президентскими и правительствен­ными структурами, с другой — с депутатским корпу­сом. Подобный лоббизм наиболее активно использует­ся РАО «ГАЗПРОМ», «ЛУКОЙЛ», АПК, ВПК и др. При корпоративном лоббировании группы интересов срав­нительно немногочисленны, функционально упорядо­чены, иерархичны. Плюралистическое лоббирование в Государствен­ной Думе РФ, как правило, имеет своей основой пер­вый путь продвижения интересов — снизу вверх. Для представителей данного типа лоббизма два других пу­ти, по сути, невозможны из-за особой своей природы, опосредованной приоритетом наличия множественно­сти субъектов интересов.

Плюрализм — такой тип представительства инте­ресов, когда под влиянием жизненных обстоятельств организуются многочисленные группы давления по какой-либо актуальной проблеме. Главным признаком лоббистского плюрализма является конкуренция, сво­бодное соревнование групп давления в их воздейст­вии на государство, тогда как в корпоратизме налицо род картельного соглашения, функциональная диффе­ренциация и монополия определенных групп на пред­ставительство определенных интересов.

Еще одним видом лоббистского воздействия на российских парламентариев является ситуационное и стратегическое лоббирование. Ситуационное и стра­тегическое лоббирование отличаются по фактору, играющему главенствующую роль в целях и задачах воздействия на парламент. Для ситуационного лобби­рования характерно стремление реализовать сиюми­нутный интерес. В противоположность этому стратегическое лоббирование, как правило, ориентируется на долгосрочную перспективу, приносящую дивиденды не столько сегодня, сколько завтра, послезавтра. В основе ситуационного лоббирования лежат си­туационные установки, точнее, установки на ситуацию. Стратегическое же лоббирование в своей основе име­ет установку на объект. Преобладание установок у одних на ситуацию, у дру­гих на объект отражает различие структуры и иерар­хии потребностей субъекта лоббистской деятельности.

Стратегическое лоббирование выражает групповые интересы, ориентированные на конкретные потребности, отвечающие базовым мотивационным тенденциям раз­вития общества. Высший уровень их диспозиционной иерархии, как правило, образуется системой ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей.

В нынешней лоббистской деятельности в Государст­венной Думе РФ предостаточно фактов криминального характера. Сюда можно отнести, с известной долей осторожности, утверждение СМИ, о том, что крими­нальный мир тоже занимается лоббистской деятельно­стью. Однако в силу чрезвычайной засекреченности подобной деятельности материалов на эту тему разы­скать практически невозможно. В определенной мере незаконной, а в ряде случа­ев и криминальной является практика «стимулирова­ния» принятия того или иного законодательного акта, поправки к закону. Из зарубежных источников извест­но, что в середине 90-х годов в США почасовые став­ки влиятельных лоббистов доходили до 400 долларов. А некоторые контракты, кроме общих условий оплаты труда, содержали еще экстрастимулы. Так, если лоб­бист добьется официального внесения законопроекта в конгресс — 7 тыс. долл., одобрения его комитетом — 10 тыс. долл., одобрения сенатом или палатой пред­ставителей — 25 тыс. долл. Судя по сообщениям печати, в российском парла­менте также практикуются экстрастимулы, в том числе и путем выплат определенных денежных сумм. Так, по некоторым данным, при утверждении Т. В. Парамоновой на должность председателя Центробанка РФ заинтересо­ванными лицами предлагалось от 3 до 5 тысяч долла­ров тем депутатам, которые будут голосовать против данной кандидатуры.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

Умеет вызвать и поддержать интерес к своему предмету 5. Внимателен, тактичен, доброжелателен по отношению к ученикам 6. ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Психологической основой непосредственного лоб­бирования является лоббистский контакт, обаяние, убеждение, внушение, психологическое заражение. Все это проявляется как в индивидуальном аспекте, так и в случаях воздействия на группу. В арсенал лоббистской деятельности входят даже и такие методы психологиче­ского воздействия, как угрозы, шантаж, принуждение.

Лоббистский контакт означает любое устное или письменное сообщение, адресованное от имени клиен­та облеченному правом принятия федеральных законов, федеральных административных актов, бюджета РФ, финансирования федеральных программ, назначения на должности, требующего утверждения парламентом. В Конституции РФ приведен обширный перечень пре­рогатив парламента, состоящий из множества пунктов. Процесс лоббирования — это, по существу, двух­стороннее действие, в котором обе стороны действу­ют взаимовыгодно. У лоббиста свои цели, и, пресле­дуя их, он снабжает парламентария соответствующей информацией. Депутат парламента тоже имеет свои цели, в связи с которыми рассматривает лоббиста как источник полезной, а то и крайне необходимой для него информации. Сумма подобных взаимоотношений су­щественно определяет коммуникационный процесс между лоббистом и парламентарием.

Содержательную сторону разнообразных видов лоббистской деятельности характеризует, прежде все­го, коэффициент полезного действия лоббирующих групп.

Лоббистская деятельность может быть либо эффективной, высокоэффективной, либо вообще не­эффективной. Согласно данным зарубежных источ­ников, эффективность лоббистской деятельности даже президента США — величина переменная. Статистика поименных голосований в послевоенный период в США свидетельствует, что по тем законопроектам, по которым президент занимал четко выраженную по­зицию, а конгресс голосовал в соответствии с этой позицией, то есть поддержал президента, годовой коэффициент такой поддержки колебался в пределах от 43% (у президента Р. Рейгана, 1987 г) до 93% (у пре­зидента Л. Джонсона, 1963 г.).

В целом в зависимости от того, какой показатель брать за точку отсчета (единичный законопроект, по­становление, всю законодательную программу прави­тельства), можно в каждом конкретном случае опреде­лить эффективность лоббистской деятельности любого лоббиста.

Эффективность лоббистской деятельности во мно­гом определяется степенью воздействия групп интере­сов. В этом отношении можно выделить активное и пассивное лоббирование. В ряде случаев, столкнувшись с первыми препятствиями, отдельные лоббирующие группы не проявляют должной воли, настойчивости, упорства, не предпринимают дополнительные меры, а просто оставляют на произвол судьбы продвижение своих интересов. Подобное характерно для тех групп лобби, которые не обладают достаточными организаци­онными и финансовыми возможностями, действуют вне контакта с другими лоббирующими группами.

Лоббизм осуществляется не только в виде инди­видуально-обособленного давления, но и в виде группового — перекрестного. Проведенное исследование показывает, что для нынешнего российского парламента характерно деление лоббизма по таким признакам, как количество субъектов, участвующих в лоббировании группового интереса. Так, в ряде случаев отмечается индивидуально-обособленное лоббирование (наиболее многочисленное).

В этом случае субъект лоббистской деятельности самостоятельно, в одиночку отстаивает свой групповой интерес. Практика лоббистской деятельности в российском парламенте фиксирует и случаи перекрестного лоб­бирования (крайне редко).

При таком подходе, в по­рядке взаимопомощи, стороны договариваются о взаим­ной поддержке в проведении законопроекта через тот комитет, где у них лучше всего отлажены связи. Третий вариант — это коалиционное лоббирование.

Классифицируя парламентское лоббирование по видам, целесообразно выделить и тип общения, исполь­зуемого лоббистами в ходе данного процесса. Так, в зави­симости от содержания, целей и средств лоббирования общение может осуществляться посредством таких ви­дов общения, как материальный (предоставление готовых законов, поправок, постановлений и т. д.), когнитивный (обмен информацией, знаниями), кондиционный, мотивационный (обмен побу­ждениями, целями, интересами, мотивами, потребностя­ми), деятельный (обмен умениями, навыками и т. д.).

Анализ показывает, что в лоббистской деятельно­сти в Государственной Думе РФ используются все виды общения. Трудно с научной точки зрения определить иерархию, предпочтение тех или иных видов общения, используемых лоббирующими структурами, группами интересов в Думе. Правильнее будет сказать, что в процессе лоббирования в Государственной Думе РФ используется вся совокупность видов лоббирования, опирающаяся на единство многообразия различных видов коммуникативного общения.

Особенностью лоббирования групповых интере­сов в российском парламенте является четкое струк­турирование интересов, которое сложилось на про­тяжении всего периода существования института парламентаризма в России. Правда, в советский пе­риод процессы лоббистской деятельности были скры­ты завесой секретности, о них не писали, исследова­тельская работа в данном направлении не поощрялась. Вместе с тем анализ лоббистской деятельности той поры, а также появившиеся в последнее время публи­кации позволяют приоткрыть механизм продвижения групповых интересов и в тот период времени.

Механизм лоббирования законов, постановлений, ратификации международных соглашений в Государ­ственной Думе довольно разнообразен. В целом его можно разделить на такие структурные элементы, как предлоббирование,лоббирование и постлоббирование. Некоторые авторы выделяют пять структурных эле­ментов: предлоббирование, лоббирование через депу­татов на пленарном заседании во время думской сес­сии, проведение нужных решений при разработке законопроектов в комитетах Государственной Думы, давление на аппарат нижней палаты и некоторые другие варианты воздействия.

В качестве предлоббирования выступает спонси­рование избирательной кампании кандидата в депу­таты, избирательного объединения, процедура устройства в аппарат Государственной Думы, комитеты, комиссии, фракции или депутатские группы своего человека. Сюда же можно отнести и формиро­вание лоббирующей команды из числа «независимых» экспертов, обслуживающих комитеты и фракции. Определяющее значение в этом случае имеет наличие у лоббирующей организации психологическо­го чутья, интуиции. Важным является ротация кадров в аппарат Госу­дарственной Думы. При внедрении своих людей в аппарат, как правило, используется метод протежирования через влиятельных лиц, способных содействовать принятию на работу того или иного специалиста. Важнейшей составной частью механизма предлоббирования является «лоббирование лобби», т. е. моби­лизация заинтересованных групп в поддержку того или иного проекта. Основная организационная форма та­кой мобилизации — это строительство коалиций, как правило, временных и однопроблемных, создаваемых для решения судьбы конкретного законопроекта.

Специфичной формой лоббирования групповых интересов является предоставление депутату, депу­татской группе готовых законопроектов. Косвенно о размахе этого вида лоббирования свидетельствуют цифры, которые представлены депутатами в порядке законодательной инициативы законопроектов. Данный метод лоббирования обладает своей особой спецификой. Помимо разработки содержания необхо­димого закона, лоббист должен заранее иметь опреде­ленную стратегию продвижения этого законопроекта по многочисленным ступенькам законодательного процесса. Ему также необходимо заранее учесть все политические препятствия, которые могут встретить­ся на пути принятия закона.

Еще одним инструментом лоббистского воздейст­вия является заключение фракции или депутатской группы. Характерной особенностью нынешней деятель­ности российских парламентариев является то, что депутаты весьма болезненно реагируют на законода­тельные инициативы Президента и Правительства Российской Федерации, усматривая в этом давление на свои права. Во избежание отрицательных эмоций депутатского корпуса в ряде случаев президент и правительство вносят законопроекты и поправки к ним от имени депутатов.

В лоббистской практике существует и такой спо­соб проведения групповых интересов, как проваливание закона путем внесения в него таких поправок, после которых он считается вообще непроходным. Традиционной формой лоббирования является механизм психологического воздействия на избранных депутатов во время их сессионной работы на пленар­ных заседаниях. Нужные решения проводятся с помо­щью одного депутата или группы парламентариев, которая может быть временно организованным нефор­мальным объединением, фракцией или союзом депу­татских групп. Наиболее характерным для деятельности субъектов лоббистской деятельности в российском парламенте является организация как прямого, так и, особенно, опосредованного (через государственный аппарат и общественное мнение) информационного и психоло­гического воздействия на центры принятия решений. Лоббизм, направленный на парламент, не решает полностью те проблемы, во имя которых он предпри­нимается заинтересованными группами. Остается достаточно причин для того, чтобы столь же активно лоббировать другие органы власти.

Немаловажной частью механизма психологическо­го воздействия на парламент как на стадии предлоббирования, так и на этапах лоббирования и постлоббирования являются СМИ. Через специально организованные кампании на телевидении, радио, в газетах и журналах группы влияния добиваются изменения восприятия депутатским корпусом той или иной проблемы, форми­руют у парламентариев и общественности соответствую­щие установки. Сюда же можно отнести и организуемые митинги, акции протеста, пикетирования парламента, вручение депутатам всевозможных петиций. Таким образом, механизм лоббистской деятельно­сти в парламенте имеет своим стержнем симбиоз личных, общественных и групповых интересов. Вот почему при лоббировании тех или иных законов, по­правок, постановлений и поручений Государственной Думы лоббисты обязательно опираются на совокупный личный и общественный интерес депутатов.

Немаловажная роль в психологии лоббистской деятельности принадлежит мотивационно-смысловой направленности. Как правило, мотивацию трактуют как совокупность причин психологического характе­ра, определяющих поведение субъекта, его начало, направленность и активность. В современной психо­логии понятие «мотивация» используется в двух зна­чениях: как «система факторов, детерминирующих по­ведение» (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, намерения, стремления и многое другое), и как «характеристика процесса, который стимулиру­ет и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне».

Посредством мотивации в психологии находят свое объяснение такие стороны поведения индивидов, как направленность, продолжительность, устойчивость, смысловая ценность, разумность, возникновение и завершение поведенческого акта. Согласно концепции К. Левина, «движущим фактором поведения (незави­симо от того, осознается он или нет) служит мотивационная напряженность жизненного пространства».

Мотивационно-смысловая направленность и меха­низм осуществления лоббирования напрямую зависят от масштабности поставленной задачи. Если лоббирую­щей структуре, лицу необходимо внести поправки в законопроект, изменить несколько абзацев или просто ликвидировать несколько пунктов, то в принципе лоб­бисты пользуются услугами одного-двух депутатов, готовых на соответствующих условиях произвести не­обходимые действия.

Еще одна форма лоббирования отличается своей акцентуацией на групповую заинтересованность в решениях. Можно выделить два основных вида этой модели: региональное и национальное давление на законодательную власть. Самым тривиальным является проталкивание экономических интересов элит субъектов федерации че­рез депутатов-одномандатников, представляющих ка­кой-либо регион, а также через депутатов, прошедших по партийным спискам, но являющихся местными выходцами или его жителями. Этот способ лоббирова­ния стал настолько обыденным и почти обязательным, что многие депутаты не воспринимают его как лоббизм, а трактуют свои действия как защиту интересов родного края.

Менее распространенным является вариант лоб­бирования через депутатов определенной национально­сти интересов коммерческих национальных группи­ровок. Необходимо отметить, что этот вариант является практически безотказным, так как прошедший опре­деленную обработку депутат сделает все от него зави­сящее, чтобы помочь «братьям по крови». Данный способ лоббирования имеет своей основой глубинную психологию, детерминирующую иерархию и направ­ленность предпочтений.

Другая мотивационная модель лоббирования в пар­ламентской деятельности предполагает искусственную актуализацию проблемы. При таком подходе основной задачей становится привлечение к ней внимания об­щественности и властных структур. Проводимая от­дельным депутатом или представителями какого-либо комитета или депутатской группы пресс-конференция либо выступление в СМИ призваны «вбросить» в ин­формационное пространство облаченную в псевдосен­сационные формы проблему. После поднятого шума вопрос может быстро решиться в рамках существую­щего законодательного процесса, и о нем вскоре за­будут.

Мотивационно-смысловую направленность про­цесса лоббирования можно рассматривать не толь­ко через специфику воздействия на депутата, груп­пу депутатов, лидера депутатского объединения, группу лидеров депутатских объединений, но и че­рез конкретные точки доступа к законодательному процессу.

В лоббистской деятельности активно использу­ется и меркантильный интерес, имеющийся у от­дельных участников законодательного процесса. Как отмечают средства массовой информации, в Государственной Думе получили распространение и такие методы воздействия, как скупка голосов парла­ментариев или подкуп чиновников.

Мотивация достижения и самоутверждения обу­словлена стремлением парламентариев к самосовер­шенствованию и успеху, высокому профессионализму деятельности и основывается на стремлении депутатов к высокому социальному и политическому статусу, про­фессиональному авторитету. Наиболее распростране­ны мотивы конкуренции, самоуверенности, честолюбия и самолюбия.

Мотивация по типу социальной идентификации базируется на отождествлении парламентариями себя с какой-либо (большой или малой) социальной груп­пой или общностью. Выражается в негативном или, в крайних случаях, пассивном отношении к установкам, не соответствующим нормам и стереотипам собствен­ной группы.

Мотивация вознаграждением (прагматическая мотивация) ориентирована на социальное и мате­риальное вознаграждение в любых формах, позитив­ную оценку депутатской деятельности; предполагает устойчивый интерес отдельных парламентариев к личной или групповой выгоде вне зависимости от ее нравственного значения, проявляется в эгоцентризме, стремлении к лидерству, преобладают мотивы вне профессиональных целей.

Мотивация избегания неудач выражается в стрем­лении депутатов к сохранению положительных эмоций, позитивных взаимоотношений среди парламентариев и с избирателями. Характеризуется акцентуацией на результат и поверхностным интересом к содержанию парламентской деятельности.

Заключение

С точки зрения политического анализа лоббирование — объективное явление, неизбежная принадлежность общества, состоящего из различных групп. Скрытый (или латентный) лоббизм существует даже при тоталитарной системе, а в условиях плюрализма это — объективное явление политической жизни, независимо от того, легитимен ли лоббизм, согласно действующим правовым нормам. Потенциал для лоббирования создают правовые нормы, расширяющие возможности взаимодействия представителей частного сектора и граждан с представителями органов власти, а также повышающие прозрачность деятельности власти. Например, такие законы, как «О взаимодействии некоммерческих организаций и органов власти», «О праве граждан на доступ к информации» и др.

На сегодняшний день лоббирование не урегулировано законодательно в Российской Федерации и в ее субъектах. Очевидно, в условиях отсутствия правового регулирования лоббизм не искореняется как явление, отсутствие правовой базы только создает реальные условия для трансформации лоббирования в элементарную коррупцию и утраты над ним общественного контроля.

В современной России проблема лоббизма связана с усвоенными и стереотипизированными представлениями об организации лоббистской деятельности. Проблема российского лоббизма связана с практикой настырного продвижения интересов определенных групп влияния. При этом ограничивается строй субъектов, которые могут сложно участвовать в формировании решений. В этом смысле проблема лоббизма есть организация неэффективного взаимодействия и отсутствие стремления к выработке и установлению нового формата, согласования и продвижения решений.

Список использованной литературы

24