Тема 13. Социальная защита людей пожилого и старческого возрастов

1. Социальная защита пожилых людей — основные понятия, направления и задачи

В последнее десятилетие население республики переживает устойчивый период демографического старения. Доля населения старше трудоспособного возраста в общей численности населения страны достаточно высока: каждый четвертый житель — пенсионер (в городе — каждый пятый, на селе — каждый третий).

В ближайшие годы в пенсионный возраст начнут вступать родившиеся в послевоенные годы (годы высокой рождаемости), что приведет к дальнейшему росту общего числа пенсионеров. По прогнозным оценкам, к 2020 г. доля населения пенсионного возраста достигнет 28%. В Республике Беларусь сегодня проживает более чем 2,5 миллиона пенсионеров. Поэтому социальная защита пожилых людей и ветеранов в Беларуси является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

Социальная защита — это система, призванная обеспечивать определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы и иные законные основания) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде.

Международная ассоциация социального обеспечения (МАСО), членом которой является Республика Беларусь, определяет систему социальной защиты как комплекс мер, включающий в себя:

  • стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;
  • предотвращение и компенсацию части доходов в случае возникновения основных социальных рисков с помощью механизмов социального страхования;
  • предоставление механизмов социальной помощи, предназначенной для уязвимых групп населения, не являющихся участниками системы социального страхования;
  • доступ граждан к основным правам и услугам, таким, как образование и медицинская помощь.

Термин «социальная защита» появился в Республике Беларусь в процессе перехода страны к рыночной экономике. Изменение экономических отношений потребовало реконструкции действующей в то время системы социального обеспечения и построения адекватной системы социальной защиты социально уязвимых категорий населения. Термин «социальное обеспечение» относится скорее к плановой экономике и не отражает изменяющегося характера совокупности социально-экономических отношений в обществе в условиях рыночной экономики.

9 стр., 4084 слов

Социальная защита населения

... плату. В связи с этим необходимо вырабатывать план (перспективы) развития социальной защиты населения. Социальная защита населения охватывает широкий комплекс мероприятий по государственной и общественной поддержке ... определенный шаг в области практической реализации стратегии. июля 2014 года министерством труда и социальной защиты Российской Федерации был утвержден план деятельности на 2013 ...

Существующие сегодня национальные системы социальной защиты в отдельных странах создавались разными путями в течение длительного времени для решения собственных политических, экономических и социальных проблем, возникавших в этих странах в разные периоды времени. Поэтому системы социальной защиты отдельных стран существенно отличаются друг от друга и не могут быть «перенесены» из одной страны в другую.

Социальная защита как система в Республике Беларусь имеет три относительно самостоятельные подсистемы:

  1. социальное страхование,
  2. общественное вспомоществование,
  3. социальное обслуживание.

По своему содержанию эти подсистемы социальной защиты не совпадают, но могут пересекаться по некоторым социальным технологиям.

Социальное страхование это страхование людей от возможного изменения их материального и социального положения. Оно осуществляется в обязательной и добровольной формах. Добровольное социальное страхование организуется на добровольной основе негосударственными организациями. К видам обязательного социального страхования относятся: страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пенсионное и медицинское страхование. Государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных страховых фондов.

Общественное вспомоществование — финансирование из бюджетных средств жизненно важных потребностей отдельных лиц или групп населения, при котором в качестве ориентира выступает их индивидуальная нуждаемость. Оно направлено на поддержание уровня жизни бедных независимо от уплаты страховых взносов. Такая социальная помощь рассматривается как временная поддержка и может осуществляться как в денежной, так и натуральной форме. Данная подсистема социальной защиты населения реализуется, прежде всего, посредством государственной адресной социальной помощи, а также предоставлением социальных льгот и обязательных социальных выплат.

6 стр., 2944 слов

Социальная работа как профессиональная деятельность 2

... частные и иные); организации социального обслуживания (учреждения и предприятия); управления социальным обслуживанием; ресурсного обеспечения социального обслуживания (имущественное, финансовое, кадровое, ... социальных работников по вопросам распределения бюджетных средств и налоговых поступлений, адресной помощи нуждающимся, соблюдения этнического равноправия, организации медицинского страхования, ...

Социальное обслуживание оказание людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, проведение мероприятий по социальной профилактике, социальной адаптации, социальной реабилитации и др.

Под трудной жизненной ситуацией понимается возникновение обстоятельств, которые оказывают существенное, как правило, негативное влияние на человеческую деятельность, которые человек не может преодолеть самостоятельно. К ним относятся неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом либо болезнью, инвалидность, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество нетрудоспособных и пожилых людей, сиротство и т.п. То есть, социальное обслуживание распространяется только на определенные жизненные ситуации, в которых оказываются люди.

В настоящее время в республике существует пять видов социального обслуживания:

  1. стационарное обслуживание (дома-интернаты, отделения круглосуточного пребывания);
  2. полустационарное обслуживание (отделения дневного и ночного пребывания);
  3. нестационарное обслуживание (консультации, информирование, материальная помощь и т.п.);
  4. социальное обслуживание на дому;
  5. срочное социальное обслуживание (срочная продовольственная, психологическая или гуманитарная помощь и др.).

В системе социальной защиты также широко используются такие понятия, как социальное обеспечение, социальная помощь и социальная поддержка.

Социальное обеспечение — это система мер, гарантирующих материальное обеспечение людей: государственное пенсионное обеспечение, материальная поддержка материнства, отцовства и детства; а также стипендии, пособия и другие обязательные социальные выплаты за счет средств государственного бюджета.

Социальная помощь означает предоставление малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим людям социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров за счет средств государственно­го бюджета. Ее цель — поддержать уровень жизни людей, если их среднедушевой доход по независящим от них причинам ниже прожиточного минимума. Им предоставляется социальная помощь в форме денежных выплат либо натуральная — продукты питания, одежда, обувь, медикаменты, топливо и др. Денежные выплаты осуществляются в виде социальных пособий, субсидий, компенсаций. Социальные пособия связаны с безвозмездным предоставлением денежных сумм за счет средств государ­ственного бюджета. Субсидии означают оплату материальных благ и услуг, имеющих целевое назначение. Компенсации представляют собой возмещение произведенных расходов, установленных законодательством.

12 стр., 5817 слов

Социальная помощь

... социальной помощи в Сахалинской области 2.1 Система управления обеспечением срочной социальной помощью населения Сахалинской области Региональная система социального обслуживания - это важнейший элемент социальной помощи населению. Министерство социальной ... государственной социальной помощи является источник ее финансирования. Она предоставляется из федерального бюджета и бюджетов субъектов ...

Социальная поддержка населения, близкая по своему содержанию к помощи, предполагает предоставление социальных льгот, обязательных социальных выплат, установленных законодательством для военнослужащих, работников правоохранительных органов, государственных служащих и некоторых других категорий населения.

Социальную защиту населения осуществляют различные субъекты. В их систему входят органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения, организации. Социальную защиту населения организуют и негосударственные организации, к примеру, благотворительные.

Основные направления в сфере социальной защиты населения:

  • обеспечение уровня жизни населения не ниже уровня установленных государственных минимальных социальных стандартов;
  • усиление роли государственных минимальных социальных стандартов, поэтапное приближение их к бюджету прожиточного минимума;
  • совершенствование пенсионного обеспечения и системы социального страхования;
  • адресное предоставление социальной помощи гражданам, совокупный доход которых ниже бюджета прожиточного минимума.

Основные задачи системы социальной защиты пожилых людей в настоящее время:

  • сохранение благосостояния старого человека путем уменьшения или устранения факторов риска, что позволяет предотвратить его помещение в стационарные учреждения социального обслуживания;
  • сохранение возможного максимального уровня самостоятельности;
  • поддержание уровня жизни пожилых и старых людей в экстремальных условиях, содействие их адаптации к последствиям развития рыночной экономики;
  • защита интересов старых людей, признанных недееспособных, от их имени, для оказания необходимой помощи.

2. Государственное социальное страхование

По государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются:

12 стр., 5833 слов

Социальная помощь многодетным семьям

... адресной социальной помощи. Очень важно, чтобы она была реальной и действенной». многодетный семья социальный помощь 4. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ Содержание социальной помощи и защиты многодетных семей ... с федеральными законами о социальном обслуживании населения, так и региональными законами об адресной социальной помощи населению (в Волгоградской, Ростовской и ...

  • пенсиями по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет;
  • пособиями и компенсациями в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;
  • пособиями по беременности и родам;
  • пособиями, связанными с рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  • пособиями по болезни и временной нетрудоспособности,
  • выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением;
  • пособиями по безработице;
  • пособиями на погребение.

Средства государственного социального страхования состоят из обязательных страховых взносов работодателей и работающих граждан, а также физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы в государственные страховые фонды, доходов от капитализации средств и других поступлений.

Средства государственного социального страхования хранятся в государственных внебюджетных страховых фондах, создаваемых актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь. В Республике Беларусь для финансирования расходов на государственное социальное страхование образован Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь. Средства этого фонда состоят в основном из обязательных взносов нанимателей и граждан. Вместе с тем, социальное обеспечение некоторых категорий граждан осуществляется за счет средств государственного бюджета, например, государственных служащих, военнослужащих. Для выплаты пособий и компенсаций в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями создан специальный Фонд предупредительных (превентивных) мероприятий по страхованию этих случаев.

4 стр., 1859 слов

Социальная помощь молодой семье 2

10 Введение За последнее десятилетие наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих как супружеские, так и детско-родительские отношения. Эти неблагоприятные тенденции объясняются социально-экономическими условиями: нестабильностью социальной системы, низким материальным уровнем жизни, проблемами профессиональной занятости в большинстве ...

Гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, назначается социальная пенсия.

Пенсионное обеспечение охватывает более чем четвертую часть населения республики: на начало 2005 года пенсии получали свыше 2,6 млн. человек. Для Беларуси характерен опережающий рост величины пенсии по отношению к росту заработной платы В целях повышения уровня пенсионного обеспечения ежегодно производятся плановые и внеочередные перерасчеты минимальных трудовых пенсий и социальных пенсий, а также надбавок и повышений к пенсиям в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума.

Соотношение средней пенсии по возрасту и среднемесячной заработной платы составляет около 43%, оставаясь одним из самых высоких на постсоветском пространстве.

3. Общественное вспомоществование

Адресная социальная помощь — система мероприятий, направленных на оказание помощи нуждающимся лицам, живущим за чертой бедности и имеющим доход ниже бюджета прожиточного минимума. Государственная адресная социальная помощь, направленная на поддержание минимально гарантированного уровня доходов малообеспеченных граждан, действует в республике с 2001 года.

Виды адресной помощи:

  • денежная помощь (единовременная, постоянное пособие для оплаты транспортных услуг, оказание помощи в случае создания экстренных ситуаций, которые повлекли значительное расходы, оказание помощи в оплате жилья и коммунальных услуг, предоставление дотаций, льготных ссуд и кредитов);
  • натуральное обеспечение (предоставление предметов первой необходимости);
  • гуманитарная помощь;
  • законодательное закрепление услуг и льгот.

Показателями, дающими основание для предоставления адресной социальной помощи, являются: отсутствие средств к существованию; материальный ущерб или физические повреждения вследствие стихийных бедствий, катастроф, межнациональных конфликтов, репрессий тоталитарных политических режимов; одиночество и неспособность к самообслуживанию; совокупный семейный или среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума.

Финансирование этого вида социальной помощи осуществляется за счет средств Республиканского бюджета. Участвуют также различные государственные и негосударственные фонды, предприятия, общественные организации. Принимаются пожертвования отдельных лиц.

8 стр., 3567 слов

Социально-педагогическая помощь неполной семье в воспитании детей 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г. Р. ДЕРЖАВИНА ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Кафедра социальной педагогики Максимова Алена Владимировна Социально-педагогическая помощьнеполной семье в воспитании детей Дипломная работа «Допущена к защите» Заведующий кафедрой, к.п.н., профессор _____________Монастырский В.А. Студентка 5 курса (51 группы) ...

Помощь предоставляется в денежной или натуральной формах. При необходимости формы ее предоставления могут быть совмещены.

Решение о назначении и размере социальной помощи на каждого получателя и на всех членов семьи, ее формы и виды с учетом фактора нуждаемости семей или одиноких лиц, а также их имущественного положения, о возможной помощи со стороны детей и близких родственников принимается Комиссией по выявлению и учету малоимущих граждан и оказанию им помощи.

Право на получение адресной социальной помощи имеют:

  • многодетные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей;
  • неполные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей;
  • семьи, имеющие в своем составе инвалидов 1 и 2 групп, воспитывающие несовершеннолетних детей;
  • семьи, в которых оба родителя являются безработными не менее 3 месяцев на дату обращения за социальной помощью и выполняют обязанности безработных, предусмотренные законодательством о занятости, или студентами, обучающимися бесплатно с отрывом от производства в профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях;
  • семьи, в которых трудоспособный член семьи осуществляет уход за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, престарелым старше 80 лет;
  • одинокие инвалиды 1 и 2 групп;
  • одинокие инвалиды 3 группы и одинокие инвалиды с детства старше 18 лет, получающие социальную пенсию;
  • одинокие пенсионеры и одинокие супружеские пары пенсиионного возраста.

Объектом адресной социальной помощи являются семьи и одинокие лица при условии, если совокупный среднедушевой доход семьи или одинокого лица за три месяца, предшествующих месяцу обращения за социальной помощью, не превышает 60% утвержденного в установленном порядке бюджета прожиточного минимума в размере на душу населения, действующего на дату обращения.

Среднедушевой доход на одного члена семьи определяется путем деления общей суммы доходов семьи за заявленный период на число месяцев в этом периоде, а затем на число лиц, учитываемых в составе семьи.

Размер социальной помощи на одного получателя равен разнице между уровнем бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (на дату обращения за социальной помощью) и совокупным среднедушевым доходом семьи.

Перерасчет адресной социальной помощи осуществляется поквартально. Программа адресной социальной помощи действует в Беларуси с 2001 г. Ее действие основано на правовых документах: «Комплексная система мер по социальной защите населения Республики Беларусь и мероприятия по ее выполнению» (2000 г.) и «Положение о порядке и условиях оказания адресной социальной помощи отдельным категориям семей и одиноким лицам» (2001 г.).

В последние годы проведено совершенствование системы адресной социальной помощи. Унифицированы подходы к предоставлению данного и иных видов социальной поддержки, основанных на критерии нуждаемости, путем установления единого порядка расчета среднедушевого дохода семьи либо гражданина.

Принят ряд мер по обеспечению унификации и комплексности процедур оказания социальных услуг и помощи по принципу «одно окно».

. В ближайшие годы в этой области будут последовательно решены следующие задачи:

• полное, исключительное закрепление принципа «одно окно» при оказании помощи;

• осуществление перехода от категориального принципа ее назначения к адресному, то есть сугубо на основе учета доходов граждан;

• трансформация различных социальных программ, основанных на критерии нуждаемости, в единую систему государственной адресной социальной помощи;

• осуществление поэтапного увеличения критерия нуждаемости при предоставлении адресной помощи.

Государственные социальные льготы, права и гарантии (далее — социальные льготы) — это предусмотренные законодательством преимущества, полное или частичное освобождение от исполнения установленных обязанностей либо облегчение условий их исполнения в связи с особым социально-правовым статусом гражданина или особенностями его профессиональной деятельности.

Государственная политика в сфере предоставления социальных льгот направлена на совершенствование государственной социальной поддержки населения, обеспечение экономической эффективности и социальной справедливости и основывается на принципах гуманизма, доступности, адресности, гарантированности.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» от 14 июня 2007 г. № 239-3 право на социальные льготы имеют:

1. Герои Беларуси, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы.

2. Участники Великой Отечественной войны:

3. Инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий на территории других государств.

4. Лица, принимавшие участие в составе специальных формирований в разминировании территорий и объектов после освобождения от немецкой оккупации в 1943-1945 годах.

5. Лица, награжденные орденами и (или) медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны.

6. Лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздуш­ной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог.

7. Члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.

8. Лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года и награжденные медалью «За обо­рону Ленинграда», и лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда».

9. Военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призывавшиеся на военные сборы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов (включая спе­циалистов и советников Министерства обороны СССР, Комитета государственной безопасно­сти и Министерства внутренних дел СССР и БССР), направлявшиеся органами государствен­ной власти СССР в Афганистан или в другие государства, принимавшие участие в боевых дей­ствиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах и получившие ранение, контузию или увечье в период боевых действий; военнослужащие автомобильных батальо­нов, направлявшиеся в Афганистан для доставки грузов в период ведения боевых действий и получившие ранение, контузию или увечье в период боевых действий; военнослужащие лет­ного состава, совершавшие вылеты на боевые задания в Афганистан с территории СССР в период ведения боевых действий и получившие ранение, контузию или увечье в период боевых действий.

10. Граждане, в том числе уволенные в запас (отставку), из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.

11. Инвалиды с детства вследствие ранения, контузии, увечья, связанных с боевыми дей­ствиями в период Великой Отечественной войны либо с последствиями военных действий.

12. Родители:

12.1. военнослужащих, партизан и подпольщиков, погибших (умерших) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий в годы Ве­ликой Отечественной войны;

12.2. военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, погибших (умерших) при исполнении воинского или служебного долга в Афганистане или в других государствах, где велись боевые действия, а также умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине ал­когольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийст­ва, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;

12.3. военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследова­ний Комитета государственного контроля Республики Беларусь, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также умерших в период прохождения военной службы (службы) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, непосредственно связанных со спецификой несения военной службы (службы).

13. Граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалиды.

Действие норм настоящего Закона распространяется на граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь.

Все льготы распределяются по следующим группам:

  1. льготы по лекарственному обеспечению;
  2. льготы по обеспечению техническими средствами социальной реабилитации;
  3. льготы по санаторно-курортному лечению и оздоровлению;
  4. льготы по проезду на городском пассажирском транспорте и автомобильном транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения в сельской местности;
  5. льготы по проезду на пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения;
  6. льготы по проезду на пассажирском транспорте общего пользования регу­лярного междугородного сообщения;
  7. льготы по оплате за техническое обслуживание, пользование жилыми помещениями и коммунальные услуги;

Финансирование расходов по предоставлению социальных льгот, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, социальных льгот по санаторно-курортному лечению и оздоровлению — за счет средств государственного социального страхования и республиканского бюджета. Порядок возмещения расходов, понесенных организациями в связи с предоставлением социальных льгот, определяется Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

4. Социальное обслуживание

Основные виды социального обслуживания:

  • предоставление консультативно-информационных услуг;
  • оказание материальной помощи в денежной и натуральной форме;
  • предоставление временного места пребывания в социальных приютах;
  • обеспечение дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания;
  • осуществление социального обслуживания в стационарных учреждениях социального обслуживания и на дому;
  • оказание социально- реабилитационных услуг;
  • оказание посреднических услуг и др.

Социальное обслуживание в основном предоставляется государственными учреждениями, как стационарными, так и нестационарными.

Система социального обслуживания включает:

  • государственные органы, осуществляющие управление в области социального обслуживания в пределах своей компетенции;
  • центры социального обслуживания семей и различных категорий населения, нуждающихся в социальном обслуживании (детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан);
  • социально-реабилитационные центры;
  • специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы);
  • социальные приюты;
  • центры психолого-педагогической помощи;
  • центры (отделения) социальной помощи на дому;
  • центры временного (дневного и ночного) пребывания и патронажа;
  • стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для детей с особенностями психофизического развития, специальные дома для одиноких престарелых и др.);
  • геронтологические центры;
  • организации социального обслуживания, изготавливающие средства реабилитации (протезно-ортопедические изделия, инвалидную технику и т. п.);
  • реабилитационно-трудовые мастерские;
  • иные юридические лица, предоставляющие социальные услуги в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством;
  • физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предоставляющие социальные услуги, чье право на занятие социальным обслуживанием в рамках системы социального обслуживания официально подтверждено в порядке, установленном законодательством.

Порядок и условия предоставления социальных услуг устанавливаются законодательством Республики Беларусь. Социальное обслуживание осуществляется на безвозмездной и возмездной основе. Социальные услуги предоставляются на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, общественного объединения, лиц, осуществляющих уход за нуждающимися в социальном обслуживании. Любые ограничения права граждан обращаться за предоставлением социальных услуг недопустимы.

Государственные социальные программы

Старые люди нуждаются в гарантированном обеспечении своих жизненно важных потребностей: в надежном жилье, полноценном питании, создании благоприятной среды жизнедеятельности и условий для использования остаточной трудоспособности, человеческом общении и внимании, охране здоровья, медико-социальном уходе, а также достойном погребении после смерти. Для решения этих потребностей пожилых людей в республике реализуются четыре государственные социальные программы, среди которых ведущее место принадлежит Республиканской комплексной программе по проблемам пожилых людей, утвержденной на период 2006—2010 гг. Во всех районах и городах разработаны и утверждены региональные программы подобного типа. Мероприятия этих программ направлены на решение проблем социально-правовой защиты данных категорий граждан, укрепление их здоровья, обеспечение участия в посильном труде. Предусмотрено также развитие инфраструктуры, обеспечивающее социальное обслуживание этой части населения.

В реализации государственных социальных программ особое внимание уделяется социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны. С учетом проведенных обследований условий жизни и состояния здоровья ветеранов войны удовлетворены их потребности в технических средствах социальной реабилитации, спецавтотранспорте, улучшении жилищных условий, ремонте жилья, средствах телефонной связи.

К сожалению, в последние годы заметно увеличилась численность одиноких пожилых граждан. Сегодня в республике проживает 110 тысяч одиноких и 508 тысяч одиноко проживающих нетрудоспособных граждан. Особенно трудно прожить одинокому пожилому человеку, проживающему в отдаленном сельском малонаселенном пункте и частично или полностью утратившему двигательную активность. В республике насчитывается около 24 тысяч сельских населенных пунктов. Их распределение по регионам крайне неравномерно: от 9% всех сельских поселений в Брестской, до 27% в Витебской областях. Мельчайшие (менее 20 жителей) и мелкие (20-50 жителей) сельские поселения относятся к разряду «неперспективных» и составляют 55,4% от общего числа. В этих населенных пунктах проживает 250 тысяч граждан, или 9% сельского населения (от 3% в Брестской до 18% в Витебской областях).

Поэтому все подходы, апробированные при оказании помощи ветеранам Великой Отечественной войны, были заложены в основу реализации Комплексной программы по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года.

Стационарное социальное обслуживание

В настоящее время система социального обслуживания пожилого населения в нашей стране представлена стационарными и нестационарными учреждениями.

До 1986 года основной формой организации обслуживания одиноких нетрудоспособных граждан в нашей республике было помещение их в дома- интернаты. В системе социальной защиты пожилых людей в Республике Беларусь функционируют дома-интернаты для престарелых и инвалидов, республиканские санатории для пенсионеров и инвалидов и дома-интернаты психоневрологического профиля. В них на условиях полного государственного обеспечения постоянно проживают более 15 тыс. одиноких пожилых и престарелых людей. В последние годы стала активно развиваться сеть домов-интернатов малой вместимости, где проживает по 20-22 человека, не покидая пределов своего города или района, не лишаясь своего привычного окружения. Преимущество данных учреждений в том, что пожилые граждане имеют возможность проживать, не покидая пределы своего района, города, не лишаясь, таким образом, своего привычного окружения.

Территориальные центры социального обслуживания населения

Современная модель социальной защиты людей пожилого возраста и инвалидов включает, прежде всего, оказание им социальных услуг в нестационарных условиях, т.е. деятельность служб социальной помощи на дому. Для этого повсеместно созданы территориальные центры социального обслуживания населения, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов. В этих центрах имеется возможность оказывать разностороннюю помощь именно на дому и только в крайнем случае решать вопрос о помещении их в стационар. Эта форма социального обслуживания хорошо себя зарекомендовала как с точки зрения экономичности (она на порядок дешевле, чем стационарные дома-интернаты), так и качества обслуживания населения.

Главной целью создания центров является оказание максимальной и разносторонней помощи нуждающимся, предоставление гражданам пожилого возраста реальной возможности получать необходимую им помощь на дому при сохранении социальных связей, круга повседневного общения, привычного образа жизни

С 2003 г. создание территориальных центров стало государственным социальным стандартом по обслуживанию населения в системе Министерства труда и социальной защиты.

В структуре территориальных центров социального обслуживания открываются специализированные отделения: первичного приема, информации, анализа и прогнозирования; психологической помощи и реабилитации; социальной помощи на дому; срочного социального обслуживания; дневного и круглосуточного пребывания; создаются лечебно-трудовые мастерские, организуются клубы и кружки по интересам для пожилых граждан. Приоритетной формой социальной помощи пожилым людям в нестационарных условиях является предоставление им социально-бытовых услуг на дому. На сегодняшний день эта форма обслуживания — самая востребованная. Услуги, предоставляемые учреждениями системы социальной помощи, являются общедоступными. Одиноким и одиноко проживающим (не имеющим на территории Республики Беларусь трудоспособных членов семьи, обязанных содержать их по закону) малообеспеченным пожилым гражданам (супружеским парам) и одиноким и одиноко проживающим малообеспеченным инвалидам 1 и 2 групп (семьям, состоящим из инвалидов 1 и 2 групп) такие услуги предоставляются бесплатно. Согласно Закону Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» малообеспеченными признаются граждане (семьи), имеющие по объективным причинам среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума. Остальным категориям граждан социальные услуги предоставляются на условиях частичной либо полной оплаты.

На условиях полной оплаты социальные услуги, предусмотренные перечнем, предоставляются гражданам, имеющим в населенном пункте проживания трудоспособных членов семьи, обязанных содержать их по закону, а также гражданам, проживающим в семьях, имеющих в своем составе трудоспособных членов семьи.

Всем другим категориям нетрудоспособных граждан социальные услуги оказываются на условиях частичной оплаты.

Иные социальные услуги, не входящие в перечень, предоставляются лицам, обслуживаемым на дому, на возмездной основе в порядке, предусмотренном законодательством.

Кроме того, согласно действующему законодательству местным исполнительным и распорядительным органам предоставлено право принимать решение о бесплатном надомном обслуживании отдельных граждан в порядке исключения. Всего на бесплатном надомном обслуживании находится более 35,9% человек от числа обслуживаемых, 61,3% — на условиях частичной оплаты, и всего лишь около 3% от общего числа полностью оплачивают свое обслуживание.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» предусмотрена надбавка к пенсиям за уход, в том числе осуществляемый отделением социальной помощи на дому. Такие надбавки установлены в следующем размере:

  • инвалидам 1 группы — 100% минимального размера пенсии по возрасту;
  • одиноким инвалидам II группы, нуждающимся по заключению МРЭК или ВКК в постоянной помощи, а также пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, -50% минимального размера пенсии по возрасту

Плата за консультацию или предоставление информации о возможных видах, порядке и условиях оказания социальных услуг не взимается.

В настоящее время для решения проблем одиноких граждан пожилого возраста, в первую очередь проживающих в сельской местности, проводится целый комплекс мероприятий, который охватывает все важные стороны жизни пожилых одиноких граждан.

Составлены социальные паспорта территорий сельских Советов и административных районов, проведены и продолжаются обследования материально-бытового положения одиноких пожилых граждан во всех населенных пунктах страны, включая самые отдаленные и малочисленные. Выявляются конкретные проблемы и нужды каждого человека, принимаются меры для их решения.

В связи с этим в центрах создаются специальные структуры, которые предназначены для оказания нетрудоспособным гражданам дополнительных услуг:

  • хозяйственные (а в перспективе должны быть и хозрасчетные) бригады, выполняющие разовые услуги на дому, в том числе по ремонту жилья и надворных построек, по доставке, распиловке и складированию топлива, и другие работы;
  • открываются отделения круглосуточного пребывания;
  • прорабатывается вопрос о создании службы сиделок;
  • организуется оказание социальной помощи на дому на мобильной основе и другие.

Для сложных случаев, исключающих обслуживание на дому, организуются больницы (палаты или койки) сестринского ухода. Эта форма социального обслуживания особенно актуальна в районах, где отсутствуют стационарные социальные учреждения, так как позволяет обеспечить квалифицированный уход за больными пожилого и старческого возраста, страдающими хроническими заболеваниями.

Помещение в палаты сестринского ухода производится по направлению управления по труду и социальной защите соответствующего района. Нуждающийся в подобной помощи или его законный представитель могут обратиться в территориальный центр социального обслуживания по месту жительства с просьбой о поселении в дом-интернат. Работники центра окажут необходимое содействие в оформлении документов, а до решения вопроса о поселении в дом-интернат лежачего больного можно будет временно (до 6 месяцев) поместить в отделение круглосуточного пребывания центра.

Гражданам, проживающим в отделении круглосуточного пребывания, предоставляется жилая площадь с необходимой мебелью и инвентарем, постельные принадлежности и предметы обихода, трехразовое питание, доврачебная медицинская помощь, культурный досуг. Проживающие в них лица вносят плату в размере 80 процентов от получаемой ими пенсии.

Лежачим больным, утратившим способность к самообслуживанию, оказывается специализированная помощь с участием территориальных учреждений здравоохранения и районных отделений Белорусского общества Красного Креста. Специализированное обслуживание осуществляется во взаимодействии социального работника и медицинской сестры.

Для оказания населению бытовых услуг в отдаленных сельских населенных пунктах работают дома социальных услуг. Практика показывает, что создание домов социальных услуг способствует более полному разрешению социальных проблем малочисленных и отдаленных сельских населенных пунктов.

Социальная защита граждан пожилого возраста в других учреждениях

Вопросами социальной защиты граждан пожилого возраста в республике занимаются различные организации торговли и бытового обслуживания, узлы почтовой и электронной связи, трудовые коллективы организаций, учреждения образования и здравоохранения, общественные объединения и др. Так, например, перспективным явлением в республике стало создание социальных столовых, салонов «Милосердия», центров медико-социальной помощи, которые работают с больными, одинокими стариками, оказывая им социальную, психологическую и медицинскую помощь. На базе действующих столовых организуется бесплатное питание, доставка обедов на дом.

В ряде областей существует опыт организации магазинов «Ветеран», «Забота», которые торгуют товарами по сниженным ценам для отдельных категорий граждан. В некоторых регионах существует практика предоставления малоимущим пенсионерам товаров длительного пользования напрокат (стиральные машины, пылесосы, холодильники).

В Минской области образованы Советы по координации деятельности государственных и общественных организаций по социальной защите малоимущих граждан. Усилено внимание к оказанию одиноким и одинокопроживающим малоимущим престарелым гражданам натуральной и материальной помощи со стороны предприятий, организаций, колхозов, совхозов. Во многих районах установлены доплаты к пенсиям за счет средств местных бюджетов.

Поддерживаются отношения с предприятиями, организациями, коммерческими структурами по оказанию шефской помощи. Проводятся благотворительные акции по сбору средств для поддержки малообеспеченных граждан, открываются благотворительные счета, оказывается гуманитарная помощь. В последнее время появились примеры организации социальной помощи пожилым на смешанной основе, т.е. предоставление услуг государственными и негосударственными структурами, создания на общественных началах «отрядов милосердия», состоящих из студентов вузов, учащихся медучилищ, для обслуживания нуждающихся престарелых и инвалидов.

В республике продолжается реализация комплекса мероприятий, направленных на решение проблем занятости инвалидов: развитие сети специализированных предприятий, трудоустройство инвалидов на услови­ях сокращенного рабочего дня или недели, предоставление дополнительных перерывов в работе и т. д. В целях стимулирования

нанимателей по созданию условий для трудоустройства инвалидов законодательно введено льготное налогообложение для предприятий, применяющих труд инвалидов. При финансовой поддержке Программы Социальных преобразований в Центральной и Восточной Европе Министерства иностранных дел Нидерландов общественной организацией «Белорусский фонд милосердия и здоровья» и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь начата реализация международного проекта «Создание центра социальных работ для безработных, не способных на равных конкурировать на рынке труда», которым предусмотрено строительство трех таких центров с наличием рабочих мест для трудоустройства безработных из числа инвалидов.

В Республике Беларусь осуществляются мероприятия по социальной реабилитации и адаптации инвалидов пожилого возраста, позволившие улучшить показатели обеспеченности нуждающихся граждан техническими средствами социальной реабилитации, а также неработающих инвалидов и пенсионеров санаторно-курортными путевками. Стабильно функционирует Республиканское унитарное предприятие «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр». Для улучшения обеспечения инвалидов и граждан пожилого возраста техническими средствами социальной реабилитации, оперативного решения этой проблемы органам по труду и социальной защите планируется наладить широкую сеть пунктов проката таких средств.

С учетом большой очередности по обеспечению инвалидов спецавтотранспортом весьма актуальна и перспективна такая форма обслуживания, как «социальное такси», выполняющее на льготных условиях внутригородские и пригородные перевозки. В данной форме обслуживания особенно нуждаются лица пожилого возраста, малообеспеченные граждане.

261