Социальная работа как профессиональный вид деятельности

Социальная работа представляет особый вид деятельности, цель которой – удовлетворение социально гарантированных интересов и потребностей отдельных личностей, а также различных групп населения.

Социальная работа – особый вид деятельности. Почему? Потому что социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решать свои жизненные проблемы.

Социальная работа может быть профессиональной и непрофессиональной. Профессиональная социальная деятельность включает: содержание, характер труда, профессионализацию, специализацию. Признаками профессиональной деятельности является совокупность знаний, навыков, умений, приобретенных в период обучения в вузе.

Социальная работа включает и компоненты непрофессиональной деятельности, например заботу, благотворительность, милосердие.

Следовательно, социальная работа может быть профессиональной и непрофессиональной. Началом профессиональной социальной работы в России признан 1990 г. Однако непрофессиональная социальная работа складывается много раньше, прошла три этапа.

Социальные работники — это главный субъект социальной работы, поскольку они должны обладать определенными профессиональными и духовно-нравственными качествами.

Структура социальной работы — это се компоненты, содержание которых определяется необходимостью удовлетворения наиболее насущных интересов и потребностей объектов социальной работы.

Выделяют следующие аспекты социальной работы.

✓ решение повседневных и неотложных проблем, связанных с социальной защитой населения;

✓ предвидение и предотвращение острых социальных проблем в глобальном масштабе (безработица, нищета, различные социальные заболевания, наиболее острые формы девиантного поведения и т. д.)

путем обобщения практики работы, выявления основных тенденций, подачи предложений в органы государственной власти и местного самоуправления.

Основные направления (виды) социальной работы.

6 стр., 2944 слов

Социальная работа как профессиональная деятельность 2

... (организационно-технических, финансовых и др.), управления и цели. Целью социальной работы как профессиональной деятельности является с одной стороны удовлетворение интересов клиента, а с другой ... способный решить свои проблемы без посторонней помощи. Таким образом, социальная работа — это деятельность, причем профессиональная, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней ...

✓ социальный диагноз; ✓ социальная терапия;

✓ реабилитация; ✓ профилактика;

✓ контроль:

✓ страхование;

✓ обслуживание;

✓ попечительство и др.

  1. Объект и субъект социальной работы.

Социальную работу характеризуют главным образом объектно-субъектные отношения.

Под объектом социальной работы понимаются.

✓ в широкой трактовке — все люди;

✓ узкой — группы, слои населения, их отдельные представители, индивиды, находящиеся в сложной жизненной ситуации.

Субъект носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект. Классификация субъектов социальной работы:

✓ организации, учреждения, социальные институты общества:

• государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня;

• различные государственные социальные службы (территориальные центры социальной помощи семье и детям);

• администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и их подразделений и др;

✓ общественные, благотворительные и другие негосударственные организации и учреждения:

• профсоюзы:

• отделения Детского фонда:

• общества Красного Креста:

• частные социальные службы, организации и т. д.;

✓ люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах:

• организаторы-управленцы и исполнители;

• практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов.

Функции, структура и уровни социальной работы

    К функциям с.р. относятся:

    1. Диагностическая — изучение соц.работником особенностей группы людей (или отд. человека), степени влияния на них (или на него) микросреды и постановка «социального диагноза».

    2.Прогностическая — программирование и прогнозирование влияния на объекты с.р. всех социальных институтов общества, выработка отдельной модели социального поведения этих объектов;

    3.Предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) — приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, организация социотерапевтической, социально-бытовой, психолого-педагогической, медицинской, юридической и иной помощи нуждающимся, обеспечение защиты прав семьи, женщин, подростков, детей, молодежи. Таким образом, предупредительно-профилактическая функция предполагает не толь ко оказание всевозможной помощи и поддержки оступившимся лю дям и слабо защищенным слоям населения, но и предупреждение всевозможных негативных последствий их поведения или деятельности. Данная функция ассоциируется с пониманием социальной работы как в узком, так и в широком смысле слова;

    4 стр., 1508 слов

    Задачи и функции воспитательной работы классного руководителя

    ... ; - организация социально-значимой творческой деятельности обучающихся. 4 Функции воспитательной работы классного руководителя Классный руководитель выполняет несколько функций: - аналитико-прогнастическую ... функция предполагает: - установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального ...

    4.Правозащатаая функция — использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения — как проживающего внутри страны, так и той его части, которая по тем или иным причинам оказалась за ее пределами;

    5.Социально-педагогическая функция — выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности (культурно-досуговая, спортивно-оздоровительная, а также техническое и художественное творчество, туризм) и привлечение к работе с ними различных учреждений, организаций, общественных, творческих и других союзов, специалистов, тренеров, организаторов культурно-досуговой деятельности и др.;

    6.Соцаально-психологическая функция различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитаций всем нуждающимся;

    7.Социально-медицинская функция — организация работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении основами первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиеническими нормами, организация работы по планированию семьи, формирование ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению, содействие подготовке молодежи к семейной жизни, развитие трудотерапии, способствование формированию здорового образа жизни;

    8.Социально-бытовая функция — способствование в оказании не обходимой помощи различным категориям насёления (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.), в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта;

    9.Коммунакатавная функция — установление контактов с нуждающимся в той или иной помощи и поддержке, организация обмена информацией, способствование включению различных институтов общества в деятельность социальных служб;

    13 стр., 6062 слов

    14. Педагогические аспекты социальной работы

    ... социальной работе. диагностическая функция.с диагностической функцией связаны проблемы оценки многих основных свойств социальной работы: включённость индивидуумов и групп в социальную работу ... полицейской, судебной социальной работы. так , школьная социальная работа предпологает помощь учащимся во ... Предназначение старости выводиться из теории Э. Эриксона. ... малообеспечен­ных и бедных семьях. Зажиточные ...

    10.Рекламно-проiгагандастская функция — организация рекламы социальных услуг, пропаганда идей социальной защиты человека;

    11.Нравственно функция (своеобразная концентрация определенных свойств всех других функций) — придание социальной работе высоких гуманистических целей, создание условий для достойного функционирования человека, групп и слоев в обществе;

    12.Организационная функция — способствование организации социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлечение к их работе общественн9сти, направление деятельности социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению, в первую очередь слабозащищенным слоям и группам, отдельным личностям.

    Уровни:

    • Содержание федерального уровня определяется прежде всего законодательной и социальной политикой государства, управлением социальной защитой населения в масштабе страны.
    • Региональный уровень социальной работы во многом предопределяется ее федеральным уровнем, является производным от него. Это находит конкретное выражение как в реализации законодательных или нормативных актов федерального значения, так и их адаптации к особенностям тех или иных субъектов страны, что имеет важное значение в России, характеризующейся разнообразием климатических, природных и других условий. На региональном уровне социальная работа приобретает, таким образом, более конкретный, содержательный характер.
    • Местный уровень социальной работы определяется конкретной направленностью на конкретные объекты; социальная работа осуществляется главным образом различного рода социальными службами, профессиональными социальными работниками и добровольцами.
    • Индивидуально-личностный уровень — это работа с клиентом на основе его запросов, применения техник и методик индивидуальной работы. В зависимости от конкретных объектов социальная работа может проводиться как с отдельным индивидом, так и семьей, тем или иным слоем (группой), населением в целом.

    Развитие взглядов на социальную помощь в европе и америке

      Как известно, XVIII в. для многих западных стран ознаменовался сильным влиянием идей просвещения, исходивших из Франции. Эти идеи коснулись и призрения бедных. В законодательстве разных стран появляется указание на то, что общество ответственно не только за нуждающихся в призрении (особенно вдов, старцев, больных и физически неполноценных людей), но также за трудоспособных безработных. В Англии в этот период вводится пособие по бедности, а в 1834 г. появилось специальное законодательство (Poor Laws) со строгим регулированием оказания помощи бедным.

      2 стр., 892 слов

      ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ; ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ОСНОВАТЕЛИ И ЗНАЧИМЫЕ АДЕПТЫ

      Содержание Введение 3 1 Сущность деятельностного подхода 4 2 Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского 7 3 Теория деятельности А.Н. Леонтьева 9 3.1 Структура деятельности 10 3.2 Потребностно-мотивационные аспекты деятельности 12 3.3 Внешняя и внутренняя деятельность 14 4 Деятельностно-субъектный подход С.Л. Рубинштейна 16 5 Последователи психологической теории деятельности ...

      В Швеции в середине XVIII в. в формах призрения бедных стали различаться два направления: призрение больных и помощь бедным. С 1862 г. церковный закон вменил в обязанность каждому церковному приходу в Швеции учредить больницы и дома для бедных. Но в оказании помощи не было системы; помощь оказывалась лишь в отдельных случаях; также могло быть принято решение о возврате помощи. В 1847 г. в Швеции принимается новое постановление о формах и способах призрения бедных. Муниципальные реформы 1862 г. отделили призрение бедных от церкви, и с этого времени оно становится муниципальным объектом. Постановление 1871 г. о призрении бедных ограничивало помощь бедным; основанием для оказания помощи стало служить отсутствие собственных средств, а также невозможность содержания другими лицами. В этот период четко проводилась граница между возможностью бедных зарабатывать на жизнь и желанием делать это. Только тот, кто документально подтверждал желание зарабатывать на жизнь, пользовался поддержкой общества.

      В конце XIX в. во многих странах Европы, в том числе Швеции, возникают: специальные государственные формы помощи осужденным и освободившимся из мест заключения; специальные системы ухода за больными; специальная помощь слепым и глухим; обязательное государственно-муниципальное обучение населения; частное и муниципальное посредничество по обеспечению работой; профсоюзная касса помощи для больных, безработных и т.д.

      Параллельно с государственной системой призрения бедных формировалась система благотворительных учреждений, направленных на оказание в первую очередь индивидуальной помощи клиентам. Так, в 1866 г. в Стокгольме создается организация «открытой благотворительности» — Общественный Союз покровительства. В 1869 г. в Лондоне основывается Благотворительное общество (The Charity Organization Society) для координации оказываемой помощи (составляется центральный каталог ходатайствующих о помощи; обращающихся за помощью связывали с организациями, которые могли им ее оказать).

      6 стр., 2606 слов

      Работа с хрестоматией по теории организации

      Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Забайкальский государственный университет" (ФГБОУ ВПО "ЗабГУ") Институт переподготовки и повышения квалификации Кафедра управления персоналом Контрольная работа по дисциплине "Теория организации" Чита, 2014 г. 1. Работа с хрестоматией по ...

      Подобные организации создаются и в других странах мира. Особое место в развитии теории социальной работы занимает концепция «государства всеобщего благополучия» (так это понятие чаще всего переводится в отечественных изданиях).

      После Второй мировой войны концепция welfare state была положена в основу организации социальной работы. Ее суть вкратце заключается в том, что государство обеспечивает всем своим гражданам социальный минимум средств и ресурсов для удовлетворения потребностей, а также создает возможности для развития личностиОдна из ведущих концепций социальной работы в США сегодня связана с экологическими перспективами развития общества. В связи с этим основными проблемами, которые включаются в исследовательскую сферу социальной работы, являются: функции социальной работы как профессиональной деятельности; социальное благосостояние (welfare) как институт; описание эволюции социальной работы и социального благосостояния (благополучия) в западном обществе; анализ природы сервисных систем в социальной работе и социальном благосостоянии.

      Категории и закономерности теории социальной работы

        Понятия и категории социальной работы как научной теории можно свести в три группы: понятия, отражающие сущностный аспект; понятия, отражающие технологический аспект; понятия, характеризующие качественное состояние социальной работы.

        Наиболее важные, ключевые понятия в теории называются категориями. Выделяются следующие категории в теории социальной работы:

        — категории, не являющиеся специфическими для теории социальной работы, так как обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками (естественно, что подобные явления рассматриваются каждой наукой через призму ее предмета и применяемых методов); например, «социальные отношения», «социальная деятельность», «социализация», «личность» и т.д.;

        — категории, относящиеся к теории социальной работы по преимуществу, но используемые также другими отраслями знания, например, «психосоциальная работа», «социальная реабилитация», «семейный конфликт» и др.;

        7 стр., 3242 слов

        Самостоятельная работа — высшая форма учебной деятельности и. А. Зимняя Общая характеристика самостоятельной работы

        Подходы к трактовке самостоятельной ра­боты. Исследователи, говоря об учебной деятельности, традици­онно имеют в виду работу уче­ника в классе. Но организация учебной деятельности школьника включает наряду с классной его домашнюю, внеклассную и самостоятель­ную работу по учебному (школьному) предмету. На­именее изученной и в то же время представляющей наибольший интерес в плане психологического ...

        — категории, являющиеся собственно категориями социальной работы, такие, как «социальный работник», «социальное обслуживание», «адресная социальная помощь» и т.д.

        В качестве основной закономерности можно выделить взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе. Действительно, сам факт введения социальной работы в качестве специальной профессиональной деятельности связан с переориентацией социальной политики с больших групп населения, классов, страт на оказание помощи индивиду, семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В связи с этим закономерна также взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы.

        в социальной работе можно выделить управленческие отношения и взаимодействие специалиста и клиента. Соответственно анализу подлежат два уровня социальной работы с присущими им закономерностями: организационно-управленческий и непосредственно контактный.

        Для управленческих элементов системы социальной защиты населения федерального, регионального и муниципального уровней, представляющих собой совокупность организационно оформленных групп специалистов, наделенных определенными полномочиями, имеющих фиксированные права и обязанности, деятельность детерминируется следующими закономерностями:

        — зависимость эффективности социальной защиты от структурной полноты и завершенности системы органов социального управления и учреждений социального обслуживания; зависимость результативности социальной защиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового корпуса органов государственного управления;

        — взаимозависимость между социальной работой и непротиворечивостью ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения и т.д.

        Эффективность осуществления целей социальной работы на непосредственно контактном уровне будет зависеть от таких факторов (закономерностей), как: совместная заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия; целостность и комплексность воздействия специалиста социальной работы на клиента; соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе; соответствие уровней развития специалиста по социальной работе и клиента социальных служб и т.д.

        Принципы социальной работы

          Принципы социальной работы являются важнейшими структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической (практической) деятельности. Именно через применение принципов осуществляется непосредственное соотнесение теоретических положений, воплощенных в категориях и закономерностях, с практикой социальной работы. Выделяются следующие группы принципов теории социальной работы.

          Общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия. К ним относятся: принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип неразрывной взаимосвязи индивида и его социальной среды.

          Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства. Эта зависимость определяет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию индивидуальных и общественных интересов в социальной работе. К основным принципам этой группы можно отнести: единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм ее содержания и методов, учет конкретных условий жизнедеятельности личности или социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы с ними, законность и справедливость деятельности социального работника.

          Среди организационных принципов следует особо выделить такие, как социально-технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности.

          Специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению.

          Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине — его потребности в помощи.

          Принцип охраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или изменить их.

          Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а не ограничиваться только стандартным набором мероприятий, ориентированных на «среднего» потребителя социальных услуг.

          Принцип профилактической направленности предполагает предпринимать усилия по превенции возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже возникших проблем. Практика показывает, что предупредить социальное бедствие всегда легче, чем впоследствии прилагать усилия для ликвидации его многообразных последствий

          Принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению.

          Принцип конфиденциальности связан с тем, что в процессе деятельности социальному работнику становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их.

          Принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту. Политические, религиозные и национальные особенности индивидов, нуждающихся в помощи, их поведенческие стереотипы и сама их внешность может оказаться непривычной для лиц, занимающихся социальной работой.

          Знание об окружающей нас социальной действительности — это важнейшее орудие практического воздействия на нее. Существенными компонентами системы элементов научной теории являются вытекающие из закономерностей и принципов следствия, запечатленные в методах, технологических алгоритмах и приемах. Они дают ключ к решению проблемных ситуаций и практических задач. Система категорий, закономерностей и принципов социальной работы сочетает в себе логическую непротиворечивость, системность методов работы и практическую направленность.

          Классификация методов социальной работы по ее объектам

            Методы по объектам социальной работы подразделяются на:

            • индивидуальные (социальный работник — клиент);

            Метод индивидуальной работы представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни.

            В процессе работы этим методом социальный работник должен:

            ✓ установить первичную связь и определить потребности клиента в социальных услугах;

            ✓ изучить и уяснить проблему;

            ✓ мотивировать необходимость социальной помощи;

            ✓ концептуализировать проблему;

            ✓ определить и исследовать предполагаемое решение;

            ✓ выбрать стратегическое направление;

            ✓ реализовать решения проблемы и др.

            • групповые (в группе семей и через семью);

            Метод социальной работы с группой предполагает работу как в целом с группой клиентов (семьей), так и в группе — с каждым из ее членов отдельно.

            Социальная работа ориентируется на социальную задачу и жизненную ситуацию и предполагает расширение социального пространства индивидуума, развитие его умения решать личные проблемы с помощью социальных связей.

            К групповым методам могут быть отнесены.

            ✓ совместная работа над определенными проблемами и задачами:

            ✓ диагностические и коррекционно-групповые процедуры, объекты которых — социально-психологические явления, влияющие на поведение и деятельность людей.

            • общинные (работа в микросоциальной среде).

            Социальная работа в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. Например, общиной можно считать жителей одного села, одного квартала, компактно проживающих представителей другой национальности и др. Социальная община характеризуется:

            ✓ относительной устойчивостью;

            ✓ более или менее одинаковыми условиями и образом жизни;

            ✓ общностью массового сознания, социальных норм, ценностных систем и интересов.

            1. Социально – психологические методы в организации социальной работы

            Социально-психологический тренинг активные методы групповой психологической работы с целью развития коммуникабельности, к этим методам относятся методы социально-психологического исследования, заимствованные из социологии:

            • анкетный опрос в целях выяснения биографических данных, мнений, социальных установок, ценностных ориентаций, личностных особенностей. Анкета представляет собой набор вопросов, логически связанных с основной задачей опроса;
            • социометрия — тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, позволяющий проанализировать только внешний эмоциональный слой групповой активности без проникновения в ее механизмы. В результате социо-метрической процедуры составляется социометрическая мат рица, социопрограмма (позволяющая наглядно представить структуру межличностных отношений в группе), вычисляются социометрические коэффициенты групповой сплоченности;
            • референтометрия — способ выявления референтности (значимости) членов группы для каждого входящего в нее индивида, а также мотивов межличностных выборов и предпочтений в группе;
            • коммуникометрия — способ выявления места каждого участника группы в системе межличностных коммуникаций.

            Особую группу составляют методы , предполагающие не только исследование, диагностику или моделирование социально-психологических явлений, но и их оптимизацию, улучшение, развитие:

            • групповая дискуссия, применяемая в практике руководства коллективами. Ее цель — быстрое и продуктивное решение групповой задачи, воздействие на мнения, позиции и установки участников дискуссии;
            • деловая игра — воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности или моделирование систем отношений, характерных для того или иного вида практической деятельности;
            • модификация социального поведения — выработка новых жизненных навыков и привычек, позволяющих человеку адаптироваться к непривычному для него окружению;
            • социально-психологический тренинг — активные методы групповой психологической работы с целью развития коммуникабельности.

            Социально – экономические методы в социальной работе

              Экономические методы социальной работы занимают одно из центральных мест в механизме социальной поддержки, они воздействуют на основные аспекты системе социальной защиты, с одной стороны, побуждая личность к самореализации ее потенциальных возможностей и самообеспечению, оказывая человеку, семье, группе конкретную социально-экономическую поддержку в условиях кризисной ситуации.

              Социально-экономические методы на государственном уровне решают в основном задачи через правовую и социально-экономическую политику, создание экономических и правовых условий, стимулирующих активную трудоспособную часть общества самим обеспечивать благосостояние свое, своей семьи и всего общества.

              В отдельные периоды для сохранения уровня обеспечения пенсиями и пособиями применяется такой социально-экономический метод , как компенсация расходов. Компенсация расходов — это возмещение расходов представителей различных социальных групп населения органами власти в связи с ожидаемым или наступившим ростом цен, что может быть связано с:

              •катастрофами природного или антропогенного характера;

              •затратами на рождение детей;

              •уходом за инвалидами.

              Настоящий момент характеризуется тем, что в условиях социально-экономической ситуации, сопровождающейся спадом производства и уменьшением создаваемого национального продукта, возможности государства выделять дополнительные средства для социальной защиты населения крайне ограничены. Нагрузка на государственный бюджет вырастает, правительство вынуждено прибегать к увеличению налогов, в связи с чем снижаются доходы работающих. А это порождает новые социальные напряжения. Применение различных социально-экономических методов преследует цель определить, кому необходимо помогать в обязательном порядке и в первую очередь, выявить наиболее эффективные методы социально-экономической поддержки тех категорий населения, которые принято называть социально уязвимыми слоями

              .

              1. Социальная работа как учебная дисциплина

              Социальная работа как учебная дисциплина в Российской Федерации, находясь на стыке многих наук, включает в себя теорию, технологию, историю социальной работы (в том числе зарубежный опыт), а также основы философии, психологии, социологии, педагогики и других общегуманитарных и специальных общественных дисциплин в преломлении к специфике оказания конкретной помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию в конкретном социуме. Как учебная дисциплина она помогает овладеть научно-теоретическими знаниями анализа социально-политической обстановки, дать возможность вычленить из нее группу или отдельную личность, оказавшуюся за пределами адекватного общественного состояния или поведения.

              Система образования по социальной работе должна представлять собой сочетания теоретических и практических составляющих. Одним из важных элементом в подготовке специалистов социальной работе должно быть освоение основ медицины, психологии, психотерапии, медицинской психологии, права и др. Обязательным в системе подготовки специальных мер, обеспечивающих личностную психопрофилактику будущих специалистов и активный характер обучения (личностно- и профессионально-ориентированный тренинг).

              Учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы стимулировать развитие самостоятельной активности обучающихся.

              Основная цель образования – получение теоретических знаний, приобретение практических умений и навыков, соответствующих основным требованиям подготовки специалиста по социально работе . Современный социальный работник – это специалист в области социальной инженерии и технологии, глубоко разбирающийся в правовых, нравственных и психологических особенностях жизнедеятельности людей, обладающий высокой юридической подготовленностью, медико-психологической компетентностью, наблюдательностью, вниманием, милосердием и любовью к человеку, высокими нравственными качествами.

              11.Основные теории и модели социальной работы

              Каждая модель содержит некоторые теоретические положения, связь со смежными науками о человеке и обществе, естественными и социокультурными основами жизни, а также предполагает вполне определенное содержание социальной работы , методы и формы содействия нуждающимся, профилактику кризисов, возникающих у клиентов.

              Все эти модели могут быть сведены к трем группам теорий :

              — психолого-ориентированные;

              Эти теории получают распространение в связи с тем, что ее современная стратегия ориентирует социальных работников на то, чтобы помочь клиентам оптимизировать собственные усилия по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровнях. В соответствии с этим становятся приоритетными те теории социальной работы , которые позволяют социальному работнику помогать клиентам формировать и использовать свои личностные и социальные ресурсы. Таким образом, выявляется, что ход развития современного общества, его потребности сконструировали и теорию социальной работы , удовлетворяющую этим потребностям.

              Экзистенциалистская и гуманистическая модели теоретического обоснования социальной работы также занимают существенное место в теории социальной защиты.

              В экзистенциональном обосновании социальной работы акцент делается на особенностях восприятия клиентом отношения в системе взаимодействия «субъект-объект-субъект». Осмысление и выводы об этих отношениях — главное в экзистенциальной теории модели социальной работы.

              Главная цель экзистенциальной технологии влияния на клиента — помочь людям приобрести удовлетворительный стиль жизни, начать получать удовлетворение от жизни. При этом используются три возможных правила экзистенциальной терапии: во-первых, установка на изменение опыта, практической деятельности клиента; во-вторых, ориентировка на понимание личности клиента; в-третьих, личностная включенность, погружение социального работника в мир ценностей, чувств, отношений клиента.

              Гуманистическая модель теоретического обоснования социальной работы в значительной мере играет роль философско-гуманистической базы экзистенциальной технологии оказания помощи нуждающимся, как впрочем, и всей практики социальной работы. В этой связи социальный работник должен исходить из самоценности индивидуального мира жизни клиента, признания его способностей многое решать самостоятельно, опираясь на личный духовный и практический опыт.

              — социолого-ориентированные;

              По преимуществу к социолого-ориентированным моделям теоретического обоснования социальной работы принадлежит и так называемая р а з р е ш а ю щ а я м о д е л ь. Она предусматривает достижение следующих целей: 1) помочь клиентам увидеть и осмыслить себя как «каузальных агентов», способных к поиску решений существующих проблем; 2) содействовать восприятию клиентом социального работника как специалиста, имеющего знания и умения, которые могут быть полезными ему; 3) воспринимать клиентом социального работника как партнера в решении некоторого круга своих проблем; 4) помочь воспринимать властную, полномочную структуру организации социальной помощи, общества в целом, как сложную и частично открытую влиянию.

              Из числа психолого-ориентированных моделей теоретического обоснования социальной работы к комплексным тяготеют ролевая и коммуникативная. Среди социолого-ориентированных моделей ближе других к комплексным примыкает разрешающая и экологическая модели.

              комплексно-ориентированные.

              Рассмотрим, однако, с о б с т в е н н о — к о м п л е к с н ы е модели теоретического обоснования социальной работы. К ним мы относим прежде всего когнитивную, социально-педагогическую и виталистскую модели.

              Все более известной становится к о г н и т и в н а я (познавательная) модель теоретического обоснования социальной работы. Строго говоря, при оценке данного подхода к теоретическому обоснованию социальной работы следует говорить о целом ряде когнитивных теорий, которые заявили о себе в последние одно-два десятилетия, в первую очередь благодаря работам X. Гольдштейна [40, 41, 42], который не только предложил свой вариант когнитивной теории, но и активно пропагандировал иные.

              Все они при известном тяготении к психолого-ориентированным моделям теоретического обоснования социальной работы в главном являются комплексными, опирающимися на междисциплинарный взгляд при понимании природы социальной работы. И это при всем том, что когнитивная теория в целом занимается человеческим мышлением, его влиянием на поведение человека, решением индивидуальных и социальных проблем человека.

              Когнитивная теория сочетает психосоциальные, социологические, поведенческие и социальные элементы в подходе к осмыслению и решению проблем социальной работы. Представляя развитие рационального мышления человека в отношении защиты им своих индивидуальных и социальных интересов через оптимальное поведение, когнитивные теории ориентируют клиента и соционома не только на изменение себя, адаптацию к среде, но и на совершенствование последней, оптимизацию своего социального окружения.

              12. Теория социальной работы в системе наук

              Следует подчеркнуть, что теория социальной работы имеет все структурные признаки науки : предмет исследования, объект исследования, закономерности, присущие предмету исследования, определенные понятия, категории, принципы и методы деятельности. Однако теория социальной работы относится к прикладной науке .

              В оценке научного статуса социальной работы как научной дисциплины в России существует два подхода.

              1. Сторонники первого подхода исходят из того, что теоретическую основу социальной работы составляют несколько сложных наук о человеке и обществе – это социальная философия, антропология, социология, медицина, право, психология, этика и др.

              2. Сторонники второго подхода доказывают самостоятельность социальной работы как научной дисциплины, выделяя внутри неё теоретические и прикладные аспекты.

              Социальная работа как наука выявляет и исследует существенные, необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному развитию общества и обусловливающие характер экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение личности.

              Социальная работа занимает особое место среди таких наук об обществе, как философия, история, политология, правоведение, экономика, и тяготеет к психологии, социологии и медицине.

              Общетеоретическое положение социальной философии является методологическим основанием для решения более частных вопросов социальной работы на научном уровне, как науки о человеке и его социальных связях. Улучшение социального самочувствия человека, совершенствование условий его жизни, обеспечение достойного социального существования являются основными практическими задачами социальной работы и определяют её научное содержание.

              Социальная работа связана с социологией, познания в области социологии позволяют социальному работнику исследовать социальные проблемы. Например, использование метода интервьюирования в социальной работе помогает разговаривать с человеком, помочь ему раскрыться, почувствовать себя в безопасности. Психология также тесно связана с социальной работой, помогает определить факторы, влияющие на психику и поведение.

              Социальная работа связана с социальной экологией. Она определяет модели отношений между организациями и их окружением. Здесь необходимы знания биологии, влияние генетики на человеческий организм.

              Программы обучения социальных работников включают глубокую медицинскую подготовку. Например, трудотерапия – получение знаний в области медицины для работы с инвалидами.

              14. Роль социологии в организации социальной работы

              Социальная работа взаимодействует с социологией семьи: деятельность социологии семьи позволяет решить проблемы социальной работы , связанные с проведением экспертизы семейного положения клиента, а также социального положения, материального и социального положения разных семей. Без социологического осмысления социальных ситуаций, социальный работник чаще всего не может понять проблем, которые возникают у клиента, определить пути их решения.

              Не менее значимо влияние на социальную работу социологии труда — отрасли социологической теории и практики, организующей целесообразность деятельности человека, социальной группы.

              Характеризуя специфику положения и образа жизни различных профессиональных и должностных групп населения, характер их трудовой деятельности, социология труда дает социальному работнику возможность понять специфику влияния на решение проблем клиента его профессионально — трудовой среды, характерных черт работников различного профиля, уровня их обеспеченности как следствие труда на конкретном рабочем месте.

              Важно, что социология труда акцентирует внимание на профессиональных заболеваниях, стереотипах мышления, традиционных видах поведения представителей различных социально-профессиональных групп. Это позволяет социальному работнику использовать все подходы к решению проблем клиентов, выработать стратегию организации социальной помощи нуждающимся, а также воздействовать на социальную политику фирм, государственных органов управления, общественных организаций . Социология труда исследует проблемы занятости, безработицы, социальной защиты работника в трудовом коллективе. Те же проблемы решает и социальный работник.

              Все большее влияние на социальную работу оказывает социология духовной жизни. Социология духовной жизни предоставляет специалистам по социальной работе данные об особенностях поведения, положения, социальных ориентаций представителей различных социокультурных групп, общностей людей, разделенных по духовно-идеологическим, нравственно-этическим, художественно-эстетическим и другим ориентациям.

              15. Социология в обучении специалистов по социальной работе

              Второе базовое направление влияния социологии на социальную работу связано с ее воздействием на подготовку и переподготовку, повышение квалификации социальных работников, оптимизацию развития данного сектора социального образования. В этой связи мы отметим только наиболее существенное, что стратегически определяет характер рассматриваемой группы процессов.

              Прежде всего отметим наличие социологических дисциплин в базовом учебном плане государственного образовательного стандарта по специальности « социальная работа », основу которого составляет содержание программ социально-гуманитарного цикла. Здесь социология как учебная дисциплина включена в цикл общепрофессиональных дисциплин. Это — большой учебный курс, который содержит не только характеристику объекта, предмета, структуры и принципов построения социологического знания, но и рассматривает ряд конкретных социальных проблем социологического мышления, отраслей социологического знания, составляющих основу научно-методического освоения социальной работы .

              Крупное направление влияния социологии на социальную работу связано с анализом самой социальной работы в контексте осмысления характера участия в ней разных групп социальных работников, видов учреждений, экспертов смежных научных дисциплин и сфер профессиональной деятельности, эволюции социальной работы как общественного института, определенным образом организованной специфической социальной деятельности. Иначе говоря, в данном случае сама социальная работа предстает как объект социологического анализа, что составляет основу формирования новой отрасли современного социологического знания — «социологии социальной работы».

              В этом плане прежде всего отметим обозначившееся осмысление различных групп социальных работников, специализирующихся на решении характерных задач оказания помощи нуждающимся. Особенности их деятельности — существенная часть характеристики социального облика специалиста — профессионала в области социальной работы. В современных условиях чаще всего выделяют следующие социально-профессиональные группы социальных работников:

              1. Специалисты по работе с семьей.

              2. Специалисты в области проблем занятости.

              3. Специалисты в области работы с группами риска.

              4. Социальные работники в здравоохранении.

              5. Социальные работники системы образования.

              6. Специалисты социальной работы в Вооруженных Силах.

              7. Специалисты социальной работы в исправительных учреждениях.

              8. Специалисты по социальной защите молодежи.

              9. Специалисты по работе с пожилыми людьми.

              10. Специалисты служб социального обеспечения.

              11. Специалисты в области организации социальной работы, менеджмента в социальной сфере и др.