Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология»

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

Рассмотрено и рекомендовано

на заседании кафедры психологии развития и акмеологии

Протокол № __________________

«___» ___________________ 2011 г.

Зав. кафедрой__________________

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

(зам. декана по учебной работе)

___________________________

___________________________

«____» _______________2011 г.

Направление подготовки

080505 — Управление персоналом

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

дневная

Ростов-на-Дону

2011

Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080505 – «Управление персоналом».

Курс «Психология» занимает важное место в структуре подготовки специалиста и является частью федерального компонента дисциплин ГОС ВПО.

1. Цель освоения дисциплины — усвоение студентами системы знаний об общих закономерностях и механизмах психики, биологических, средовых и социальных факторах, влияющих на развитие психики и сознания личности.

2. Задачи дисциплины:

— получение знаний об основных психологических школах и направлениях развития психологической науки;

— овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности;

— знакомство студентов с многообразием психологических методов, исследующих личность и ее взаимодействие с внешним миром;

— овладение навыками использования полученных знаний на практике;

— формирование представлений студентов об особенностях и возможностях собственной психики.

3. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата

Дисциплина «Психология» относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ).

Психологические знания являются неотъемлемой частью качественного как общегуманитарного, так и естественно-научного образования и представляют несомненную ценность для выпускника высшего учебного заведения в контексте его грамотного взаимодействия с миром, эффективного построения межличностных отношений и профессиональной карьеры. Изучение курса «Психология» способствует более глубокому самопознанию студентов, решению ими задач самовоспитания и развития собственной личности.

Данная дисциплина имеет логические и содержательно-методические взаимосвязи с другими дисциплинами гуманитарного и социально-экономического цикла: «Философия», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогика». При освоении данной дисциплины обучающиеся должны обладать следующими «входными» знаниями, умениями и готовностями:

— обладать необходимыми знаниями по обществознанию (понятия личности, социального взаимодействия, деятельности и др.);

— быть готовым различать механизмы и закономерности развития психики человека как субъекта жизнедеятельности.

4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Психология»:

студенты должны обладать:

1) способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук (ОК-2):

Знать: основные закономерности, условия и движущие силы психического и личностного развития человека;

Уметь: применять методы психолого-педагогического воздействия на личность и группу;

Владеть: основами методологии научного психологического познания.

2) способностью выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-5):

Знать: основные представления о развитии психики и личности человека;

Уметь: анализировать особенности возрастных этапов, кризисов развития психического функционирования человека;

Владеть: системой категорий и методов возрастной психологии, необходимых для решения задач саморазвития и самосовершенствования.

3) способностью следовать этическим и правовым нормам; толерантностью; способностью к социальной адаптации (ОК-8):

Знать: основные проблемы и тенденции развития личности в обществе в контексте существующих микро- и макросоциальных условий ее существования;

Уметь: анализировать современную социальную ситуацию с использованием психологических знаний и методов;

Владеть: основными технологиями и приемами психологического воздействия с целью развития толерантных установок и социальной адаптации личности.

5. Структура и содержание дисциплины «Психология»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Зачет.

п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

1

Модуль 1. Введение в психологию

1

1 — 3

Лекции 6

Семинар 2

Самост. работа 10

Собеседование — 2

Контрольная работа — 3

2

Модуль 2. Характеристика познавательной и эмоционально-волевой сферы личности

1

4 — 8

Лекции 8

Семинар 4

Самост. работа 18

Собеседование — 4-7

Контрольная работа – 8

3

Модуль 3. Психология личности

1

9-12

Лекции 8

Семинар 4

Самост. работа 18

Собеседование — 9-11

Контрольная работа – 12

4

Модуль 4. Психология общения и межличностных отношений

1

13 — 18

Лекции 8

Семинар 4

Самост. работа 18

Собеседование — 13-17

Зачет – 18

Формы контроля: УО-1, ПР-3, УО-4.

Календарно-тематический план учебного процесса

Раздел, тема

курса «Психология»

Число учебных часов

Всего

Аудиторные занятия

Сам. работа

всего

лекции

сем. зан.

Модуль 1. Введение в психологию

18

8

6

2

10

Тема 1. Общая характеристика психологии как науки

3

1

1

2

Тема 2. Основные методы психологических исследований

3

1

1

2

Тема 3. Психика и мозг. Классификация психических явлений.

4

2

2

2

Тема 4. Происхождение и развитие психики в филогенезе

8

4

2

2

4

Модуль 2. Характеристика познавательной и эмоционально-волевой сферы личности

30

12

8

4

18

Тема 5.Ощущения и восприятие

10

4

2

2

6

Тема 6. Внимание и память

5

2

2

3

Тема 7. Мышление, воображение и речь

10

4

2

2

6

Тема 8. Эмоционально-волевая сфера человека

5

2

2

3

Модуль 3. Психология личности

30

12

8

4

18

Тема 9. Понятие и структура личности

10

4

2

2

6

Тема 10. Теории личности

5

2

2

3

Тема 11. Способности

10

4

2

2

6

Тема 12. Темперамент и характер

5

2

2

3

Модуль 4. Психология общения и межличностных отношений

30

12

8

4

18

Тема 13. Психология общения

4

2

2

2

Тема 14. Психология межличностных отношений и межличностного взаимодействия

14

6

4

2

8

Тема 15. Психология групп и коллективов.

12

4

2

2

8

ИТОГО:

108

44

30

14

64

Содержание разделов дисциплины Модуль I. Введение в возрастную психологию

Комплексная цель – изучение методологических основ научной дисциплины «Психология», освоение методов психологии для оптимального изучения своей личности и личности обучающегося, знакомство с основными этапами развития психологической науки, усвоение наиболее значимых понятий психологии, понимание источников происхождения и развития человеческой психики в процессе филогенеза.

Тема 1. Общая характеристика психологии как науки

Определение психологии как науки. Житейская, донаучная и научная психология; их отличия и взаимоотношение. Специфика научно-психологического знания. Предмет и объект психологии. Факты, механизмы и закономерности психики.

Психика как одна из форм отражения объективной реальности. Физическое, физиологическое и психическое отражение. Активность как свойство психики. Структура субъективной реальности. Психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Отрасли психологической науки: критерии выделения, задачи и общая характеристика. Фундаментальные (базовые) и прикладные (специальные) отрасли психологии. Взаимосвязь психологии с другими науками (философией, политологией, историей, социологией, педагогикой, биологией и др.).

Связь психологической науки и практики.

Тема 2. Основные методы психологических исследований

Понятие научного метода. Соотношение методологии, метода и методики исследования. Организационные методы психологии (сравнительный метод, лонгитюдный, метод срезов, комплексный метод).

Эмпирические методы. Наблюдение, его виды (внешнее и внутреннее, включенное и стороннее, свободное и стандартизированное, сплошное и выборочное).

Эксперимент как метод психологического исследования, его преимущества и недостатки. Требования к проведению эксперимента. Естественный, лабораторный и психолого-педагогический эксперименты. Моделирование. Методы опроса: беседа, интервью, анкетирование. Психологические тесты и их виды. Метод изучения продуктов деятельности, понятие о биографическом методе. Социометрия.

Методы обработки и интрепретации данных в психологии. Контент-анализ. Психодиагностика и коррекция личности. Представление о методах коррекции, используемых в психологической практике: аутотренинг, групповой тренинг. Способы психологического воздействия на человека: заражение, внушение, убеждение.

Тема 3. Психика и мозг. Классификация психических явлений.

Понятие о психике человека. Понятие ВНД(высшей нервной деятельности) как физиологической основы психики. Строение и функциональная организация нервной системы человека. Принципы и законы ВНД. Типологические особенности ВНД. Психофизиологическая проблема – соотношение психического и физиологического.Деление нервной системы на центральную и преиферическую. Строение и функции ЦНС человека. Строение и принципы работы нервных клеток. Рефлекторная деятельность мозга. Безусловные и условные рефлексы. Проблема локализации ВПФ (высших психических функций).

Функциональная система (Анохин П.К.).

Тема 4. Происхождение и развитие психики в филогенезе

Различные представления о сущности психики. Понятие высшей нервной деятельности (ВНД) как физиологической основы психики. Деление нервной системы на центральную и периферическую. Строение и функции центральной нервной системы (ЦНС) человека. Рефлекторная деятельность мозга. Безусловные и условные рефлексы. Проблема локализации высших психических функций (ВПФ).

Концепция о трех функциональных блоках в работе мозга (А.Р. Лурия).

Возникновение психики в животном мире. Проблема выделения критериев психического. Внешние и внутренние критерии. Панпсихизм, биопсихизм, зоопсихизм, нейропсихизм, антропопсихизм. Эволюционный подход к анализу психики животных. Понятие чувствительности как элементарной формы психики. Гипотеза А.Н.Леонтьева об уровнях развития психики (стадия элементарной сенсорной психики, стадия перцептивной психики и стадия интеллекта).

Общая характеристика психики животных. Инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение. Сознание как высший уровень развития психики. Филогенетические предпосылки его возникновения. Сознание и бессознательное.

Роль наследственности и среды в развитии психики ребенка. Понимание источника, условий и движущих сил психического развития в отечественной психологии. Возрастная периодизация развития психики.

Список литературы по 1 модулю:

Основная:

  1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
  2. Гальперин П.Я., Ждан А.Н. История психологии. 20 век. М., Екатеринбург: Академ. Проект, 2002. 832 с.
  3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. 3-е изд.– М., 1999.
  4. Лихи Т. История современной психологии.- СПб: Питер, 2003.
  5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений. 4-е изд.- Кн.1.- М.: Владос, 2001.
  6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 1998.
  7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология.- М.: Академия, 2001.
  8. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова.– М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.– СПб: Питер, 2003.
  10. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии.- М.: Смысл, 2003.

Дополнительная:

1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. М.: Академический Проект, 2001. 480 с.

2. Абрамова Г.С. Психология только для студентов. Учеб. пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ, 2001. 271 с.

3. Большой психологический словарь // Сост. и общ. ред. Б. Меще­ряков, В. Зинченко. СПб: Прайм-Еврознак, 2004. 672 с.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.:Юрайт,2001.336с.

5. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. М.: Мир, 1992.

6. Гуревич П.С. Психология. Учебное пособие. М.: Знание, 1999. 304 с.

7. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. 432 с.

8. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Мн: Харвест, 1999. 384с.

9. Рогов Е.И., Скрипкина Т.П. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. Ремонтное: Изд-во Рост, пед. ун-та, 1995. 464 с.

10. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в во­просах и ответах. Ростов н/Д, 2000.

Модуль 2. Характеристика познавательной и эмоционально-волевой сферы личности

Комплексная цель – изучить психологические особенности формирования и функционирования отдельных психических процессов человека, познакомиться с разнообразием проявлений эмоциональной сферы человека и на этой основе сформировать целостное представление о психике человека и способах регуляции его поведения.

Тема 5. Ощущения и восприятия

Общая характеристика познавательной сферы человека. Значение межполушарной ассиметрии для познавательной деятельности. Чувственный уровень специфических познавательных процессов. Понятие ощущения. Ощущение как рефлекс. Органы чувств и их значение. Строение анализатора. Критерии классификации ощущений. Абсолютный и разностный пороги и методы их измерения. Адаптация, синестезия, сенсибилизация. Отличие ощущения и восприятия. Основные феномены и свойства восприятия (предметность, целостность, константность и др.).

Виды восприятия: восприятие формы, пространства, движения, времени. Иллюзии восприятия и причины их возникновения.

Тема 6. Внимание и память

Общая характеристика неспецифических («сквозных») познавательных процессов. Понятие о внимании. Функции внимания. Связь внимания с другими познавательными процессами. Физиологические основы внимания. Понятие доминанты. Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное) и их сравнительная характеристика. Основные свойства внимания (объем, интенсивность, устойчивость, распределяемость и др.), методы их исследования и коррекции (интроспекция, тесты, движения глаз и т.д.).

Психологические теории внимания. Развитие внимания.

Память и ее роль в познании. Процессы памяти. Виды памяти, критерии их выделения. Теории памяти. Явление реминисценции. Феномен Зейгарник. Понятие амнезии. Развитие памяти в детском возрасте. Индивидуальные различия памяти. Память и научение. Условия успешного запоминания. Приемы мнемотехники. Психологические методы исследования памяти.

Целостность системы познания и проблема выделения отдельных познавательных процессов. Общее представление об «образе мира».

Тема 7. Мышление, воображение и речь

Рациональный уровень специфических познавательных процессов. Общая характеристика мышления. Понятие проблемной ситуации. Виды мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, продуктивное и репродуктивное, логическое и интуитивное, теоретическое и практическое).

Особенности творческого мышления. Развитие мышления в онтогенезе. Мыслительные операции. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и ее использование в психолого-педагогической практике. Виды и функции речи. Роль речи в становлении познавательных процессов.

Общая характеристика воображения. Взаимосвязь воображения с чувственным познанием и мышлением. Виды воображения: активное и пассивное; непроизвольное и произвольное; воссоздающее и творческое. Творчество и развитие личности.

Тема 8. Эмоционально-волевые процессы

Общая характеристика эмоций. Основные функции эмоций: коммуникативная, сигнальная, оценочная, стимулирующая, регулятивная, защитная. Виды эмоциональных явлений. Эмоции и чувства. Классификации эмоций. Тревожность, аффект, фрустрация, способы их исследования в психологии. Стресс, его виды. Посттравматические стрессовые расстройства. Психотерапевтические методы управления стрессовыми реакциями (рациональная и суггестивная психотерапия).

Психологические теории эмоций (Джемса-Ланге, Линдслея-Хебба, П.В.Симонова и др.).

Основные признаки воли как психологического явления. Волевые качества. Изучение психологии воли в отечественной и зарубежной психологии. Схема этапов волевого действия. Наличие препятствий и борьба мотивов как условия возникновения и осуществления волевого акта. Проблема выбора и принятия решения. Свобода воли и личностная ответственность. Психологическая характеристика различных уровней регуляции поведения (непроизвольного, произвольного и волевого).

Развитие воли у человека.

Список литературы по 2 модулю:

Основная:

  1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
  2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. 3-е изд.– М., 1999.
  3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. 4-е изд.- Кн.1.- М.: Владос, 2001.
  4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 1998.
  5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология.- М.: Академия, 2001.
  6. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова.– М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.– СПб: Питер, 2003.
  8. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии.- М.: Смысл, 2003.

Дополнительная:

1. Абрамова Г.С. Психология только для студентов. Учеб. пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ, 2001. 271 с.

2. Айзенк Г.Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. М., 1996. 160 с.

3. Большой психологический словарь//Сост. и общ. Ред. Б. Меще­ряков, В. Зинченко. СПб: Прайм-Еврознак, 2004. 672 с.

4. Горбачева Е.И. Избирательность памяти и предметная ориен­тация мышления//Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 35-48

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: Юрайт,2001.336с.

6. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. М.: Мир, 1992.

7. Гуревич П.С. Психология. Учебное пособие. М.: Знание, 1999. 304 с.

8. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М, 1990.

9. Краткий психологический словарь /Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. 432 с.

10. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Мн:Харвест, 1999.384с.

11. Рогов Е.И., Скрипкина Т.П. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. Ремонтное: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1995. 464 с.

12. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в во­просах и ответах. Ростов н/Д, 2000.

13. Эмоциональная саморегуляция: теоретические основы и приклад­ные аспекты. Метод, пособие. М.: Изд-во СамИКП, 2002. 168 с.

Модуль 3. Психология личности

Комплексная цель – сформировать у студентов целостное представление о личности как социально-психологическом качестве человека, ее индивидуально-психологических свойствах и возможностях саморазвития, а также о своеобразии подходов к рассмотрению личности в зарубежной и отечественной психологии.

Тема 9. Понятие и структура личности

Общее представление о личности. Соотношение и области применения понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект деятельности». Представление о личности в работах отечественных и зарубежных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферова, А.Н. Леонтьев, У. Джемс, Г. Олпорт и др.).

История исследования личности в психологии. Современные теории личности. Использование системно-структурного анализа в психологической науке. Структурный подход к изучению личности, его особенности, преимущества и ограничения. Факторный подход к описанию структуры личности (Р. Кеттелл, Г. Айзенк).

Структура личности в работах отечественных психологов (В.С. Мерлин, К.К. Платонов и др.).

Понятие социализации. Интериоризация как механизм социализации (П. Жане, Л.С. Выготский).

Стадии процесса социализации; институты социализации. Биологическое и социальное в структуре личности. Проблема устойчивости личности.

Тема 10. Теории личности

Обзор зарубежных теорий личности. Психоаналитическая теория развития личности З. Фрейда, структура личности по З. Фрейду. Развитие идей З. Фрейда в работах неофрейдистов. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. Теория социального научения в американской психологии (Б. Скиннер).

Концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу. когнитивная теория личности Д. Келли.

Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского. Основные законы психического развития ребенка. Закон развития высших психических функций. Проблема периодизации детского развития. Категории «новообразование», «социальная ситуация развития» в построении теории возраста и периодизации развития. Понятие о стабильных и критических возрастах. Проблема обучения и развития в работах Л.С. Выготского.

Учение А.Н. Леонтьева о ведущем типе деятельности. Ведущая деятельность как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка.

Социально-психологическая концепция развития личности ребенка и подростка А.В. Петровского. Три фазы развития личности: адаптация, индивидуализация, интеграция.

Тема 11. Способности

Представление о способностях в трудах С.Л. Рубинштейна, В.С. Мерлина, В.Д. Шадрикова, В.М. Теплова и др. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Развитие способностей. Способности и склонности. Понятие одаренности и таланта. Связь одаренности с психопатией (Ч. Ломброзо), психоаналитическое объяснение одаренности. Методы диагностики способностей.

Тема 12. Темперамент и характер

История изучения темперамента с древности до наших дней. Типологический подход к исследованию темперамента, характеристика основных типов (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).

Гуморальные теории темперамента и их критика. Конституциональные теории: типология Э. Кречмера, У. Шелдона. Физиологические основы темперамента, его связь с типами ВНД (И.П. Павлов).

Современные представления о связи свойств нервной системы и темперамента. Возрастные особенности проявления темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности.

Понятие характера. Отношения как основа черт характера. Социально-типическое и индивидуально-своеобразное в характере. Функции характера. Сравнительная характеристика темперамента и характера. Типы характера по А.Р. Лазурскому. Понятие эндопсихики и экзопсихики. Формирование характера в детском возрасте. Акцентуация характера. Типы акцентуаций (К. Леонгард, А.Е. Личко).

Методы психологического исследования темперамента и характера.

Список литературы по 3 модулю:

Основная:

  1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
  2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. 3-е изд.– М., 1999.
  3. Лихи Т. История современной психологии.- СПб: Питер, 2003.
  4. Майерс Д. Социальная психология.- СПб: Питер, 1997.
  5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений. 4-е изд.- Кн.1.- М.: Владос, 2001.
  6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 1998.
  7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология.- М.: Академия, 2001.
  8. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова.– М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  9. Психология индивидуальных различий. Тексты.- М.: ЧеРо, 2000.
  10. Психология личности. В 2-х т.т./ Под ред. Д.Я. Райгородского.– Самара: БАХРАХ-М, 2000.
  11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.– СПб: Питер, 2003.
  12. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии.- М.: Смысл, 2003.
  13. Социальная психология личности в вопросах и ответах/ Под ред. В.А. Лабунской.– М.: Гардарики, 1999.
  14. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб.: Питер, 2003.

Дополнительная:

1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. 2-е изд. СПб: Изд. Михайлова В.А. 2001. 191с.

2. Адлер А. Наука жить. К.,1997. 280 с.

3. Адлер Г. Лекции по аналитической психологии. М., 1996. 282 с.

4. Большой психологический словарь//Сост. и общ. Ред. Б. Меще­ряков, В. Зинченко. СПб: Прайм-Еврознак, 2004. 672 с.

5. Бодалев А.А. Психология личности. М., 1998.

6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды/Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Моск. психолого-соц. инст-т, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 352 с.

7. Гальперин П.Я., Ждан А.Н. История психологии. 20 век. М., Екатеринбург: Академ. Проект, 2002. 832 с.

8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.:Юрайт,2001.336с.

9. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. М.: Мир, 1992.

10. Гуревич П.С. Психология. Учебное пособие. М.: Знание, 1999. 304 с.

11. Гуревич К.М., Раевский A.M. Личность как объект психологи­ческой диагностики / Психологический журнал, 2001. № 5. Т. 22. С.29-37.

12. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М., 1996.224с.

13. Краткий психологический словарь /Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. 432 с.

14. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Мн:Харвест, 1999.384с.

15. Психология личности: Словарь-справочник/Под ред. П.П. Гор­ностая, Т.М. Титаренко. Киев, 2001. 320 с.

16. Рогов Е.И., Скрипкина Т.П. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. Ремонтное: Изд-во Рост, пед. ун-та, 1995. 464 с.

17. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в во­просах и ответах. Ростов н/Д, 2000.

18. Трофимова И.Н. Взаимосвязь характеристик темперамента с некоторыми особенностями познавательной деятельности человека//Во-просы психологии, 1997. № 1. С. 74-82.

19. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. /Д.И. Фельдштейн. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. — Т. 1.

20. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. М.: Просвещение, 1990. 448 с.

21. Фрейд 3. Энциклопедия психоанализа. М., 1996.477 с.

22. Холл Кэлвин С., Линдсей Г. Теории личности. М.: КСП, 1997. 720с.

23. Хьелл Л., Зинглер Д. Теории личности. СПб: Питер, 2005. 607с.

24. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности чело­века. М., 1996.320с.

25. Юнг К. Психологические типы. Пер. с нем. М.: Прогресс-Универс. 1995.716с.

Модуль 4. Психология общения и межличностных отношений

Комплексная цель – сформировать представление об общении и его роли в жизни человека, научить распознавать информацию, передаваемую в общении по невербальным каналам, сформировать систему знаний и навыков, позволяющих быстро и эффективно интегрироваться в общество и найти в нем свое место.

Тема 13. Психология общения

Понятие общения. Стороны процесса общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная. Этапы общения. Виды общения (деловое, игровое, манипулятивное, диалогическое и др.) Особенности вербальных средств коммуникации. Структура невербальной коммуникации: кинесика (жесты, мимика, пантомимика), просодика (интонация голоса, его темп, ритм), проксемика (пространственно-временная организация), визуальное общение (контакт глаз), такесика (прикосновения), ольфакторная система. Филогенетическое и онтогенетическое развитие общения. Значение общения для формирования личности.

Тема 14. Психология межличностных отношений и межличностного взаимодействия

Личность и межличностные отношения. Психологические трудности общения, барьеры взаимопонимания. Понятие конфликта. Типы взаимодействия в конфликтной ситуации. Психологические теории общения (Э.Берн, Д.Карнеги и др.) Проблема выделения психологических правил эффективного общения. Общая характеристика межличностных отношений как социально-психологического феномена. Эмоционально-оценочная природа отноше­ний.

Механизмы и эффекты межличностного восприятия. Проблема точности межличностного восприятия. Содержание и значение явления стереотипизации. Структура и механизмы взаимопонимания. Понятие рефлексии. Феномен эмпатии. Явление децентрации и его функции в процессе взаимопонимания. Роль межличностного восприятия и взаи­мопонимания в процессе общения.

Сотрудничество (кооперация) и со­перничество (конкуренция) как виды взаимодействия. Конфликтное взаи­модействие. Взаимодействие в структуре совместной деятельности.

Тема 15. Психология групп и коллективов

Понятие группы в психологии. Основные характеристики группы: композиция, структура, нормы и ценности, система санкций, групповые процессы. Статус и роль. Виды групп: условные и реальные, лабораторные и естественные, большие и малые, становящиеся и развитые, референтные и др. Уровень развития группы. Понятие коллектива.

Малые группы. Динамические процессы в малой группе. Лидерство и руководство, их виды. Социально-психологический климат, его параметры. Методы диагностики межличностных отношений: социометрия, аутосоциометрия, референтометрия.

Психология больших социальных групп. Нравы, обычаи и традиции как регуляторы социального поведения. Психология социальных классов и этнических групп. Стихийные группы и массовые движения.

История исследований межгрупповых отношений. Методологическое и практическое значение проблематики межгрупповых отношений.

Список литературы по 4 модулю:

Основная:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений.– М.: Аспект Пресс, 2000.
  2. Майерс Д. Социальная психология.- СПб: Питер, 1997.
  3. Межличностное общение. Хрестоматия/ Сост. и ред. Н.В.Казаринова, В.М.Погольши.– СПб: Питер, 2001.
  4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология.- М.: Академия, 2001.
  5. Платонов Ю.П. Основы социальной психологии. СПб: Речь. 2004. 624с.
  6. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова.– М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  7. Психология индивидуальных различий. Тексты.- М.: ЧеРо, 2000.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.– СПб: Питер, 2003.
  9. Социальная психология личности в вопросах и ответах/ Под ред. В.А.Лабунской.– М.: Гардарики, 1999.

Дополнительная:

  1. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Изд.2-е, перераб. и доп. М.: Аспект Пресс. 2000. 288с.
  2. Андрианов М.С. Невербальная коммуникация: стратегическая обработка паралингвистического дискурсаУ/Вопросы психологии. 1999. № 6.С. 89-100.
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Пер, с англ. М.: Апрель-ПРЕСС, 2001. 640 с.
  4. Большой психологический словарь//Сост. и общ. Ред. Б. Меще­ряков, В. Зинченко. СПб: Прайм-Еврознак, 2004. 672 с.

5. Брушлинский А.В. Психология субъекта: индивида и группы// Психологический журнал, 2002. Т. 23. № 1.

6. Введение в практическую социальную психологию: Учеб. пособ. М.,1996.373с.

7. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. М., 1993.

8. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. М., 1996. 476 с.

9. Носков В.А. Психотехника общения: Учеб. пособие. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2001. 120 с.

10. Почебут Л.Г. Социальная психология толпы. СПб: Речь, 2004. 240 с.

11. Проблемы развития личности и коллектива / Отв. ред к. психо­лог, наук В.К. Бояпчук. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1986. 96 с.

12. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов М. Транс-лесиздат, 1998.

13. Психологический практикум. Межличностные отношения: Ме­тодические рекомендации. СПб.: Изд-во «Речь», 2003. — 40 с.

14. Психология толп. М.: Инст-т психологии РАН, изд-во КСП+, 1998. 416с.

15. Рощин С.К. Психология толпы: Анализ прошлых исследований и проблем сегодняшнего дня//Психологический журнал. 1994. № 5.

16. Семечкин Н.И. Психология социального влияния. СПб: Речь, 2004. 304 с.

17. Сидоренков А.В. Групповая сплоченность и неформальные под-группы // Психологический журнал, 2006. № 1. Т. 27. С. 44-54.

18. Смольков В.Г. Сущность и типология социального лидерства // Соц.-гум. знания, 2001. № 6. С.61-68.

19. Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях. М.: Ин­ститут общегуманитарных исследований, 2002. 192 с.

20. Творогова Н.Д. Общение: диагностика и управление. М.: Смысл, 2002. 246 с.

21. Фатеев Н.М. Как провести социально-психологические иссле­дования в коллективе ОВД. Вып. 5. М.: Ассоциация «Проф. образова­ние», 1993. 42с.

22. Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика: Познание людей по их внешнему облику. М., 1992. 42 с.

23. Эрнст О. Слово предоставлено Вам: (Практические рекомен­дации по ведению деловых бесед и переговоров).

Пер. с нем. М.: Эко­номика, 1988. 141 с.

Задания для самостоятельной работы студентов

I. Темы семинарских занятий:

Тема 1. Характеристика психологии как науки.

1. Структура психологии как науки.

2. Характеристика житейской, научной и прикладной психологии, их основные отличия.

2. Место психологии в системе научного знания.

3. Методы психологического исследования.

Тема 2. История развития психики в филогенезе.

1. Характеристика основных стадий развития психики (по классификации А.Н. Леонтьева).

2. Интеллектуальная деятельность животных. Основные отличия интеллектуального поведения животных от разумного поведения человека.

3. «Язык животных». Сходство и различия языка животных и человека.

4. Характеристика языка как второй сигнальной системы.

Тема 3. Сенсорно-перцептивная организация психики человека.

1. Характеристика зрительных ощущений. Строение зрительного анализатора.

2. Зрительное восприятие. Оптические эффекты и иллюзии.

3. Характеристика слуховых ощущений. Строение слухового анализатора.

4. Физические корреляты субъективных характеристик звука.

5. Кожная, проприоцептивная, болевая чувствительность. Восприятие схемы тела.

6. Вестибулярная система. Определение положения в пространстве.

7. Характеристика вкусовых и обонятельных ощущений. Строение вкусового и обонятельного анализаторов.

Тема 4. Общая характеристика мышления, воображения, памяти.

1. Виды и типы мышления.

2. Основные свойства и функции воображения.

3. Мнестические процессы. Свойства памяти.

4. Характеристика творческого мышления. Понятие одаренности.

Тема 5. Общая характеристика личности.

1. Личность как совокупность черт (теории Г. Олпорта, Г. Айзенка и др.)

2. Личность как система отношений человека с собой и миром (В.С. Мерлин, В.М. Мясищев).

3. Понятие темперамента. Основные классификации темперамента.

4. Характер как совокупность врожденных и приобретенных свойств личности.

Тема 6. Общение и межличностное взаимодействие.

1. Понятие общения. Виды общения.

2. Характеристика вербальной и невербальной коммуникации.

3. Социальная перцепция и социальное взаимодействие.

4. Барьеры общения.

5. Понятие конфликта. Стратегии поведения в конфликтной ситуации (К. Томас).

Тема 7. Психология группы.

1. Понятие группы. Характеристика больших и малых групп.

2. Структура группы. Неформальные подгруппы в малой группе.

3. Групповые процессы. Понятие групповой динамики.

4. Статус и роль в группе. Понятие лидерства.

5. Эффективность группы. Виды и аспекты эффективности группы как совокупного субъекта деятельности.

  1. II. Вопросы к зачету по психологии:
  1. Предмет, объект, задачи и методы психологии.
  2. Фундаментальные и прикладные отрасли психологического знания. Место психологии в системе наук.
  3. Организационные методы психологии (сравнительный метод, лонгитюдный, метод срезов, комплексный метод).
  4. Эмпирические методы (наблюдение; эксперимент; опрос; психологическое тестирование; изучение продуктов деятельности и др.).
  5. Психика, поведение и деятельность. Мозг и психика.
  6. Уровни развития психики. Сравнительная характеристика психики человека и животных.
  7. Понятие о сознании, его основные психологические характеристики. Бессознательное.
  8. Понятие об ощущении, классификация ощущений. Их основные свойства, порог ощущений.
  9. Восприятие и его основные свойства.
  10. Виды и свойства внимания. Развитие внимания в онтогенезе.
  11. Общее понятие о памяти. Виды и процессы памяти. Факторы, влияющие на процесс запоминания.
  12. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Виды мышления, основные мыслительные операции.
  13. Психологическая характеристика творческого мышления. Мышление и интеллект.
  14. Понятие о воображении, его виды и значение в жизни человека.
  15. Эмоции и чувства. Их роль в поведении и деятельности.
  16. Стресс. Методы управления стрессовыми реакциями.
  17. Понятие о воле. Волевые качества. Проблема свободы воли в психологии.
  18. Понятие о личности. Системно-структурный подход к изучению личности в психологии.
  19. Возрастная периодизация развития личности (Э. Эриксон, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
  20. Социализация личности: механизмы, этапы, институты.
  21. Представления о личности в теориях З. Фрейда, К. Юнга, Дж. Келли.
  22. Мотивационная сфера личности. Концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу.
  23. Типологический подход к исследованию темперамента.
  24. Понятие о характере. Акцентуации характера.
  25. Мотивация и деятельность. Структура и виды деятельности.
  26. Проблема способностей в психологии. Соотношение задатков и способностей. Одаренность.
  27. Понятие общения. Основные стороны общения.
  28. Общение и речь. Виды речи.
  29. Особенности невербальных средств коммуникации.

35.Механизмы и эффекты межличностного восприятия.

36. Барьеры общения. Конфликты. Типы взаимодействия в конфликтной ситуации. Понятие трансакции в теории Э.Берна.

37. Понятие группы. Классификация групп в социальной психологии.

38.Динамические процессы в малой группе.

39.Проблема руководства и лидерства в психологии.

40.Психология больших групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Глоссарий

Анимизм — от лат. «анима» — дух, душа) — древнейшие взгляды; понимание Души как независимой от тела сущности, управляющей всеми живыми и не­живыми предметами.

Бихевиоризм — (от англ, «бихевиор» — поведение) — направление в психологии XX века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения как реакцию организма на внешнюю среду; основоположник — Д.Уотсон.

Внимание — направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной , интеллекту­альной и двигательной активности индивида.

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выражаемое в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Воображение — психический процесс создания образов, включающий предвидение ко­нечного результата предметной деятельности и обеспечивающий созда­ние программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация ха­рактеризуется неопределенностью.

Восприятие — отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Гештальтпсихология — одно из направлений психологии XX века, изучающее психику с точки зрения целостных структур, гештальтов.

Группа — ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков.

Индивид — родовая принадлежность человека.

Интерактивная сторона обще­ния — взаимодействие людей при помощи организации их совместной деятель­ности: межличностное взаимодействие.

Коллектив — группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно-ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности.

Коммуника­тивная сторона общения — передача информации.

Лидер — личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственные решения, затрагивающие их интересы и опреде­ляющие направление и характер деятельности всей группы.

Личность — системное качество человека, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности об­щественных отношений в индивиде.

Лонгитюдный метод — многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении дли­тельного времени.

Меланхолик — человек впечатлительный, легкоранимый, но внешне слабо реагирующий на окружающее, со сдержанными движениями, приглушенностью речи.

Мышление — социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Образ «Я» — устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

Общение — многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождае­мый потребностями совместной деятельности.

Ощущение — простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Память — запечатление, сохранение и последующее воспроизведение следов про­шлого опыта.

Перцептивная сторона обще­ния — восприятие другого человека: его внешних признаков, соотнесение его с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интер­претация его поступков.

Психика – свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир.

Психология — наука о душе (в переводе с древнегреческого), наука о психике и психических явлениях.

Психокоррекционные мето­ды — набор приемов программ и методов воздействия на поведение людей; включают аутотренинг, групповой тренинг.

Сангвиник — человек с психической активностью, стремящийся к быстрой смене впе­чатлений, легко переживающий неудачи, подвижный, с выразительной мимикой и движениями.

Сознание — высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с людьми.

Способности — психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений, навыков не сводятся.

Сравнительный метод — рассмотрение отдельных механизмов поведения и психологических ак­тов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов.

Талант — высшая ступень развития способностей; сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выпол­нять какую-либо сложную трудовую деятельность

Темперамент — индивидуально своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики.

Флегматик — человек невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством чувств, со слабым внешним выражением душевных со­стояний.

Фрейдизм – философское и психологическое учении е о личности человека 19 и начала 20 в, получившее название по имени основателя – З. Фрейда.

Характер — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении

Холерик — человек энергичный, способный отдаваться делу с особой страстностью, быстрый и порывистый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения.

Чувства — переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к предметам и явлениям действительности.

Эмоции — временное переживание какого-нибудь чувства.

Эмпирические методы — наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление закономерных связей между ними; включают наблюдение, самонаблю­дение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, фор­мирующий); психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интер­вью, беседы); анализ продуктов деятельности; биографический метод.