Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южный федеральный университет»
Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры психологии развития и акмеологии Протокол № __________________ «___» ___________________ 2011 г. Зав. кафедрой__________________ |
УТВЕРЖДАЮ Декан факультета (зам. декана по учебной работе) ___________________________ ___________________________ «____» _______________2011 г. |
Направление подготовки
080505 — Управление персоналом
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
дневная
Ростов-на-Дону
2011
Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080505 – «Управление персоналом».
Курс «Психология» занимает важное место в структуре подготовки специалиста и является частью федерального компонента дисциплин ГОС ВПО.
1. Цель освоения дисциплины — усвоение студентами системы знаний об общих закономерностях и механизмах психики, биологических, средовых и социальных факторах, влияющих на развитие психики и сознания личности.
2. Задачи дисциплины:
— получение знаний об основных психологических школах и направлениях развития психологической науки;
— овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности;
— знакомство студентов с многообразием психологических методов, исследующих личность и ее взаимодействие с внешним миром;
— овладение навыками использования полученных знаний на практике;
— формирование представлений студентов об особенностях и возможностях собственной психики.
3. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
Дисциплина «Психология» относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ).
Психологические знания являются неотъемлемой частью качественного как общегуманитарного, так и естественно-научного образования и представляют несомненную ценность для выпускника высшего учебного заведения в контексте его грамотного взаимодействия с миром, эффективного построения межличностных отношений и профессиональной карьеры. Изучение курса «Психология» способствует более глубокому самопознанию студентов, решению ими задач самовоспитания и развития собственной личности.
Данная дисциплина имеет логические и содержательно-методические взаимосвязи с другими дисциплинами гуманитарного и социально-экономического цикла: «Философия», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогика». При освоении данной дисциплины обучающиеся должны обладать следующими «входными» знаниями, умениями и готовностями:
— обладать необходимыми знаниями по обществознанию (понятия личности, социального взаимодействия, деятельности и др.);
— быть готовым различать механизмы и закономерности развития психики человека как субъекта жизнедеятельности.
4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Психология»:
студенты должны обладать:
1) способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук (ОК-2):
Знать: основные закономерности, условия и движущие силы психического и личностного развития человека;
Уметь: применять методы психолого-педагогического воздействия на личность и группу;
Владеть: основами методологии научного психологического познания.
2) способностью выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-5):
Знать: основные представления о развитии психики и личности человека;
Уметь: анализировать особенности возрастных этапов, кризисов развития психического функционирования человека;
Владеть: системой категорий и методов возрастной психологии, необходимых для решения задач саморазвития и самосовершенствования.
3) способностью следовать этическим и правовым нормам; толерантностью; способностью к социальной адаптации (ОК-8):
Знать: основные проблемы и тенденции развития личности в обществе в контексте существующих микро- и макросоциальных условий ее существования;
Уметь: анализировать современную социальную ситуацию с использованием психологических знаний и методов;
Владеть: основными технологиями и приемами психологического воздействия с целью развития толерантных установок и социальной адаптации личности.
5. Структура и содержание дисциплины «Психология»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Зачет.
№ п/п |
Раздел Дисциплины |
Семестр |
Неделя семестра |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) |
||
1 |
Модуль 1. Введение в психологию |
1 |
1 — 3 |
Лекции 6 |
Семинар 2 |
Самост. работа 10 |
Собеседование — 2 Контрольная работа — 3 |
2 |
Модуль 2. Характеристика познавательной и эмоционально-волевой сферы личности |
1 |
4 — 8 |
Лекции 8 |
Семинар 4 |
Самост. работа 18 |
Собеседование — 4-7 Контрольная работа – 8 |
3 |
Модуль 3. Психология личности |
1 |
9-12 |
Лекции 8 |
Семинар 4 |
Самост. работа 18 |
Собеседование — 9-11 Контрольная работа – 12 |
4 |
Модуль 4. Психология общения и межличностных отношений |
1 |
13 — 18 |
Лекции 8 |
Семинар 4 |
Самост. работа 18 |
Собеседование — 13-17 Зачет – 18 |
Формы контроля: УО-1, ПР-3, УО-4.
Календарно-тематический план учебного процесса
Раздел, тема курса «Психология» |
Число учебных часов |
||||
Всего |
Аудиторные занятия |
Сам. работа |
|||
всего |
лекции |
сем. зан. |
|||
Модуль 1. Введение в психологию |
18 |
8 |
6 |
2 |
10 |
Тема 1. Общая характеристика психологии как науки |
3 |
1 |
1 |
— |
2 |
Тема 2. Основные методы психологических исследований |
3 |
1 |
1 |
— |
2 |
Тема 3. Психика и мозг. Классификация психических явлений. |
4 |
2 |
2 |
— |
2 |
Тема 4. Происхождение и развитие психики в филогенезе |
8 |
4 |
2 |
2 |
4 |
Модуль 2. Характеристика познавательной и эмоционально-волевой сферы личности |
30 |
12 |
8 |
4 |
18 |
Тема 5.Ощущения и восприятие |
10 |
4 |
2 |
2 |
6 |
Тема 6. Внимание и память |
5 |
2 |
2 |
— |
3 |
Тема 7. Мышление, воображение и речь |
10 |
4 |
2 |
2 |
6 |
Тема 8. Эмоционально-волевая сфера человека |
5 |
2 |
2 |
— |
3 |
Модуль 3. Психология личности |
30 |
12 |
8 |
4 |
18 |
Тема 9. Понятие и структура личности |
10 |
4 |
2 |
2 |
6 |
Тема 10. Теории личности |
5 |
2 |
2 |
— |
3 |
Тема 11. Способности |
10 |
4 |
2 |
2 |
6 |
Тема 12. Темперамент и характер |
5 |
2 |
2 |
— |
3 |
Модуль 4. Психология общения и межличностных отношений |
30 |
12 |
8 |
4 |
18 |
Тема 13. Психология общения |
4 |
2 |
2 |
— |
2 |
Тема 14. Психология межличностных отношений и межличностного взаимодействия |
14 |
6 |
4 |
2 |
8 |
Тема 15. Психология групп и коллективов. |
12 |
4 |
2 |
2 |
8 |
ИТОГО: |
108 |
44 |
30 |
14 |
64 |
Содержание разделов дисциплины Модуль I. Введение в возрастную психологию
Комплексная цель – изучение методологических основ научной дисциплины «Психология», освоение методов психологии для оптимального изучения своей личности и личности обучающегося, знакомство с основными этапами развития психологической науки, усвоение наиболее значимых понятий психологии, понимание источников происхождения и развития человеческой психики в процессе филогенеза.
Тема 1. Общая характеристика психологии как науки
Определение психологии как науки. Житейская, донаучная и научная психология; их отличия и взаимоотношение. Специфика научно-психологического знания. Предмет и объект психологии. Факты, механизмы и закономерности психики.
Психика как одна из форм отражения объективной реальности. Физическое, физиологическое и психическое отражение. Активность как свойство психики. Структура субъективной реальности. Психические процессы, психические состояния и психические свойства.
Отрасли психологической науки: критерии выделения, задачи и общая характеристика. Фундаментальные (базовые) и прикладные (специальные) отрасли психологии. Взаимосвязь психологии с другими науками (философией, политологией, историей, социологией, педагогикой, биологией и др.).
Связь психологической науки и практики.
Тема 2. Основные методы психологических исследований
Понятие научного метода. Соотношение методологии, метода и методики исследования. Организационные методы психологии (сравнительный метод, лонгитюдный, метод срезов, комплексный метод).
Эмпирические методы. Наблюдение, его виды (внешнее и внутреннее, включенное и стороннее, свободное и стандартизированное, сплошное и выборочное).
Эксперимент как метод психологического исследования, его преимущества и недостатки. Требования к проведению эксперимента. Естественный, лабораторный и психолого-педагогический эксперименты. Моделирование. Методы опроса: беседа, интервью, анкетирование. Психологические тесты и их виды. Метод изучения продуктов деятельности, понятие о биографическом методе. Социометрия.
Методы обработки и интрепретации данных в психологии. Контент-анализ. Психодиагностика и коррекция личности. Представление о методах коррекции, используемых в психологической практике: аутотренинг, групповой тренинг. Способы психологического воздействия на человека: заражение, внушение, убеждение.
Тема 3. Психика и мозг. Классификация психических явлений.
Понятие о психике человека. Понятие ВНД(высшей нервной деятельности) как физиологической основы психики. Строение и функциональная организация нервной системы человека. Принципы и законы ВНД. Типологические особенности ВНД. Психофизиологическая проблема – соотношение психического и физиологического.Деление нервной системы на центральную и преиферическую. Строение и функции ЦНС человека. Строение и принципы работы нервных клеток. Рефлекторная деятельность мозга. Безусловные и условные рефлексы. Проблема локализации ВПФ (высших психических функций).
Функциональная система (Анохин П.К.).
Тема 4. Происхождение и развитие психики в филогенезе
Различные представления о сущности психики. Понятие высшей нервной деятельности (ВНД) как физиологической основы психики. Деление нервной системы на центральную и периферическую. Строение и функции центральной нервной системы (ЦНС) человека. Рефлекторная деятельность мозга. Безусловные и условные рефлексы. Проблема локализации высших психических функций (ВПФ).
Концепция о трех функциональных блоках в работе мозга (А.Р. Лурия).
Возникновение психики в животном мире. Проблема выделения критериев психического. Внешние и внутренние критерии. Панпсихизм, биопсихизм, зоопсихизм, нейропсихизм, антропопсихизм. Эволюционный подход к анализу психики животных. Понятие чувствительности как элементарной формы психики. Гипотеза А.Н.Леонтьева об уровнях развития психики (стадия элементарной сенсорной психики, стадия перцептивной психики и стадия интеллекта).
Общая характеристика психики животных. Инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение. Сознание как высший уровень развития психики. Филогенетические предпосылки его возникновения. Сознание и бессознательное.
Роль наследственности и среды в развитии психики ребенка. Понимание источника, условий и движущих сил психического развития в отечественной психологии. Возрастная периодизация развития психики.
Список литературы по 1 модулю:
Основная:
- Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
- Гальперин П.Я., Ждан А.Н. История психологии. 20 век. М., Екатеринбург: Академ. Проект, 2002. 832 с.
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. 3-е изд.– М., 1999.
- Лихи Т. История современной психологии.- СПб: Питер, 2003.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений. 4-е изд.- Кн.1.- М.: Владос, 2001.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 1998.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология.- М.: Академия, 2001.
- Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова.– М.: Педагогика-Пресс, 1996.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.– СПб: Питер, 2003.
- Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии.- М.: Смысл, 2003.
Дополнительная:
1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. М.: Академический Проект, 2001. 480 с.
2. Абрамова Г.С. Психология только для студентов. Учеб. пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ, 2001. 271 с.
3. Большой психологический словарь // Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб: Прайм-Еврознак, 2004. 672 с.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.:Юрайт,2001.336с.
5. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. М.: Мир, 1992.
6. Гуревич П.С. Психология. Учебное пособие. М.: Знание, 1999. 304 с.
7. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. 432 с.
8. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Мн: Харвест, 1999. 384с.
9. Рогов Е.И., Скрипкина Т.П. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. Ремонтное: Изд-во Рост, пед. ун-та, 1995. 464 с.
10. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов н/Д, 2000.
Модуль 2. Характеристика познавательной и эмоционально-волевой сферы личности
Комплексная цель – изучить психологические особенности формирования и функционирования отдельных психических процессов человека, познакомиться с разнообразием проявлений эмоциональной сферы человека и на этой основе сформировать целостное представление о психике человека и способах регуляции его поведения.
Тема 5. Ощущения и восприятия
Общая характеристика познавательной сферы человека. Значение межполушарной ассиметрии для познавательной деятельности. Чувственный уровень специфических познавательных процессов. Понятие ощущения. Ощущение как рефлекс. Органы чувств и их значение. Строение анализатора. Критерии классификации ощущений. Абсолютный и разностный пороги и методы их измерения. Адаптация, синестезия, сенсибилизация. Отличие ощущения и восприятия. Основные феномены и свойства восприятия (предметность, целостность, константность и др.).
Виды восприятия: восприятие формы, пространства, движения, времени. Иллюзии восприятия и причины их возникновения.
Тема 6. Внимание и память
Общая характеристика неспецифических («сквозных») познавательных процессов. Понятие о внимании. Функции внимания. Связь внимания с другими познавательными процессами. Физиологические основы внимания. Понятие доминанты. Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное) и их сравнительная характеристика. Основные свойства внимания (объем, интенсивность, устойчивость, распределяемость и др.), методы их исследования и коррекции (интроспекция, тесты, движения глаз и т.д.).
Психологические теории внимания. Развитие внимания.
Память и ее роль в познании. Процессы памяти. Виды памяти, критерии их выделения. Теории памяти. Явление реминисценции. Феномен Зейгарник. Понятие амнезии. Развитие памяти в детском возрасте. Индивидуальные различия памяти. Память и научение. Условия успешного запоминания. Приемы мнемотехники. Психологические методы исследования памяти.
Целостность системы познания и проблема выделения отдельных познавательных процессов. Общее представление об «образе мира».
Тема 7. Мышление, воображение и речь
Рациональный уровень специфических познавательных процессов. Общая характеристика мышления. Понятие проблемной ситуации. Виды мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, продуктивное и репродуктивное, логическое и интуитивное, теоретическое и практическое).
Особенности творческого мышления. Развитие мышления в онтогенезе. Мыслительные операции. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и ее использование в психолого-педагогической практике. Виды и функции речи. Роль речи в становлении познавательных процессов.
Общая характеристика воображения. Взаимосвязь воображения с чувственным познанием и мышлением. Виды воображения: активное и пассивное; непроизвольное и произвольное; воссоздающее и творческое. Творчество и развитие личности.
Тема 8. Эмоционально-волевые процессы
Общая характеристика эмоций. Основные функции эмоций: коммуникативная, сигнальная, оценочная, стимулирующая, регулятивная, защитная. Виды эмоциональных явлений. Эмоции и чувства. Классификации эмоций. Тревожность, аффект, фрустрация, способы их исследования в психологии. Стресс, его виды. Посттравматические стрессовые расстройства. Психотерапевтические методы управления стрессовыми реакциями (рациональная и суггестивная психотерапия).
Психологические теории эмоций (Джемса-Ланге, Линдслея-Хебба, П.В.Симонова и др.).
Основные признаки воли как психологического явления. Волевые качества. Изучение психологии воли в отечественной и зарубежной психологии. Схема этапов волевого действия. Наличие препятствий и борьба мотивов как условия возникновения и осуществления волевого акта. Проблема выбора и принятия решения. Свобода воли и личностная ответственность. Психологическая характеристика различных уровней регуляции поведения (непроизвольного, произвольного и волевого).
Развитие воли у человека.
Список литературы по 2 модулю:
Основная:
- Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. 3-е изд.– М., 1999.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. 4-е изд.- Кн.1.- М.: Владос, 2001.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 1998.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология.- М.: Академия, 2001.
- Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова.– М.: Педагогика-Пресс, 1996.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.– СПб: Питер, 2003.
- Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии.- М.: Смысл, 2003.
Дополнительная:
1. Абрамова Г.С. Психология только для студентов. Учеб. пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ, 2001. 271 с.
2. Айзенк Г.Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. М., 1996. 160 с.
3. Большой психологический словарь//Сост. и общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб: Прайм-Еврознак, 2004. 672 с.
4. Горбачева Е.И. Избирательность памяти и предметная ориентация мышления//Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 35-48
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: Юрайт,2001.336с.
6. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. М.: Мир, 1992.
7. Гуревич П.С. Психология. Учебное пособие. М.: Знание, 1999. 304 с.
8. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М, 1990.
9. Краткий психологический словарь /Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. 432 с.
10. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Мн:Харвест, 1999.384с.
11. Рогов Е.И., Скрипкина Т.П. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. Ремонтное: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1995. 464 с.
12. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов н/Д, 2000.
13. Эмоциональная саморегуляция: теоретические основы и прикладные аспекты. Метод, пособие. М.: Изд-во СамИКП, 2002. 168 с.
Модуль 3. Психология личности
Комплексная цель – сформировать у студентов целостное представление о личности как социально-психологическом качестве человека, ее индивидуально-психологических свойствах и возможностях саморазвития, а также о своеобразии подходов к рассмотрению личности в зарубежной и отечественной психологии.
Тема 9. Понятие и структура личности
Общее представление о личности. Соотношение и области применения понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект деятельности». Представление о личности в работах отечественных и зарубежных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферова, А.Н. Леонтьев, У. Джемс, Г. Олпорт и др.).
История исследования личности в психологии. Современные теории личности. Использование системно-структурного анализа в психологической науке. Структурный подход к изучению личности, его особенности, преимущества и ограничения. Факторный подход к описанию структуры личности (Р. Кеттелл, Г. Айзенк).
Структура личности в работах отечественных психологов (В.С. Мерлин, К.К. Платонов и др.).
Понятие социализации. Интериоризация как механизм социализации (П. Жане, Л.С. Выготский).
Стадии процесса социализации; институты социализации. Биологическое и социальное в структуре личности. Проблема устойчивости личности.
Тема 10. Теории личности
Обзор зарубежных теорий личности. Психоаналитическая теория развития личности З. Фрейда, структура личности по З. Фрейду. Развитие идей З. Фрейда в работах неофрейдистов. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. Теория социального научения в американской психологии (Б. Скиннер).
Концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу. когнитивная теория личности Д. Келли.
Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского. Основные законы психического развития ребенка. Закон развития высших психических функций. Проблема периодизации детского развития. Категории «новообразование», «социальная ситуация развития» в построении теории возраста и периодизации развития. Понятие о стабильных и критических возрастах. Проблема обучения и развития в работах Л.С. Выготского.
Учение А.Н. Леонтьева о ведущем типе деятельности. Ведущая деятельность как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка.
Социально-психологическая концепция развития личности ребенка и подростка А.В. Петровского. Три фазы развития личности: адаптация, индивидуализация, интеграция.
Тема 11. Способности
Представление о способностях в трудах С.Л. Рубинштейна, В.С. Мерлина, В.Д. Шадрикова, В.М. Теплова и др. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Развитие способностей. Способности и склонности. Понятие одаренности и таланта. Связь одаренности с психопатией (Ч. Ломброзо), психоаналитическое объяснение одаренности. Методы диагностики способностей.
Тема 12. Темперамент и характер
История изучения темперамента с древности до наших дней. Типологический подход к исследованию темперамента, характеристика основных типов (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).
Гуморальные теории темперамента и их критика. Конституциональные теории: типология Э. Кречмера, У. Шелдона. Физиологические основы темперамента, его связь с типами ВНД (И.П. Павлов).
Современные представления о связи свойств нервной системы и темперамента. Возрастные особенности проявления темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности.
Понятие характера. Отношения как основа черт характера. Социально-типическое и индивидуально-своеобразное в характере. Функции характера. Сравнительная характеристика темперамента и характера. Типы характера по А.Р. Лазурскому. Понятие эндопсихики и экзопсихики. Формирование характера в детском возрасте. Акцентуация характера. Типы акцентуаций (К. Леонгард, А.Е. Личко).
Методы психологического исследования темперамента и характера.
Список литературы по 3 модулю:
Основная:
- Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. 3-е изд.– М., 1999.
- Лихи Т. История современной психологии.- СПб: Питер, 2003.
- Майерс Д. Социальная психология.- СПб: Питер, 1997.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений. 4-е изд.- Кн.1.- М.: Владос, 2001.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 1998.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология.- М.: Академия, 2001.
- Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова.– М.: Педагогика-Пресс, 1996.
- Психология индивидуальных различий. Тексты.- М.: ЧеРо, 2000.
- Психология личности. В 2-х т.т./ Под ред. Д.Я. Райгородского.– Самара: БАХРАХ-М, 2000.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.– СПб: Питер, 2003.
- Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии.- М.: Смысл, 2003.
- Социальная психология личности в вопросах и ответах/ Под ред. В.А. Лабунской.– М.: Гардарики, 1999.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб.: Питер, 2003.
Дополнительная:
1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. 2-е изд. СПб: Изд. Михайлова В.А. 2001. 191с.
2. Адлер А. Наука жить. К.,1997. 280 с.
3. Адлер Г. Лекции по аналитической психологии. М., 1996. 282 с.
4. Большой психологический словарь//Сост. и общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб: Прайм-Еврознак, 2004. 672 с.
5. Бодалев А.А. Психология личности. М., 1998.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды/Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Моск. психолого-соц. инст-т, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 352 с.
7. Гальперин П.Я., Ждан А.Н. История психологии. 20 век. М., Екатеринбург: Академ. Проект, 2002. 832 с.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.:Юрайт,2001.336с.
9. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. М.: Мир, 1992.
10. Гуревич П.С. Психология. Учебное пособие. М.: Знание, 1999. 304 с.
11. Гуревич К.М., Раевский A.M. Личность как объект психологической диагностики / Психологический журнал, 2001. № 5. Т. 22. С.29-37.
12. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М., 1996.224с.
13. Краткий психологический словарь /Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. 432 с.
14. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Мн:Харвест, 1999.384с.
15. Психология личности: Словарь-справочник/Под ред. П.П. Горностая, Т.М. Титаренко. Киев, 2001. 320 с.
16. Рогов Е.И., Скрипкина Т.П. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. Ремонтное: Изд-во Рост, пед. ун-та, 1995. 464 с.
17. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов н/Д, 2000.
18. Трофимова И.Н. Взаимосвязь характеристик темперамента с некоторыми особенностями познавательной деятельности человека//Во-просы психологии, 1997. № 1. С. 74-82.
19. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. /Д.И. Фельдштейн. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. — Т. 1.
20. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. М.: Просвещение, 1990. 448 с.
21. Фрейд 3. Энциклопедия психоанализа. М., 1996.477 с.
22. Холл Кэлвин С., Линдсей Г. Теории личности. М.: КСП, 1997. 720с.
23. Хьелл Л., Зинглер Д. Теории личности. СПб: Питер, 2005. 607с.
24. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996.320с.
25. Юнг К. Психологические типы. Пер. с нем. М.: Прогресс-Универс. 1995.716с.
Модуль 4. Психология общения и межличностных отношений
Комплексная цель – сформировать представление об общении и его роли в жизни человека, научить распознавать информацию, передаваемую в общении по невербальным каналам, сформировать систему знаний и навыков, позволяющих быстро и эффективно интегрироваться в общество и найти в нем свое место.
Тема 13. Психология общения
Понятие общения. Стороны процесса общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная. Этапы общения. Виды общения (деловое, игровое, манипулятивное, диалогическое и др.) Особенности вербальных средств коммуникации. Структура невербальной коммуникации: кинесика (жесты, мимика, пантомимика), просодика (интонация голоса, его темп, ритм), проксемика (пространственно-временная организация), визуальное общение (контакт глаз), такесика (прикосновения), ольфакторная система. Филогенетическое и онтогенетическое развитие общения. Значение общения для формирования личности.
Тема 14. Психология межличностных отношений и межличностного взаимодействия
Личность и межличностные отношения. Психологические трудности общения, барьеры взаимопонимания. Понятие конфликта. Типы взаимодействия в конфликтной ситуации. Психологические теории общения (Э.Берн, Д.Карнеги и др.) Проблема выделения психологических правил эффективного общения. Общая характеристика межличностных отношений как социально-психологического феномена. Эмоционально-оценочная природа отношений.
Механизмы и эффекты межличностного восприятия. Проблема точности межличностного восприятия. Содержание и значение явления стереотипизации. Структура и механизмы взаимопонимания. Понятие рефлексии. Феномен эмпатии. Явление децентрации и его функции в процессе взаимопонимания. Роль межличностного восприятия и взаимопонимания в процессе общения.
Сотрудничество (кооперация) и соперничество (конкуренция) как виды взаимодействия. Конфликтное взаимодействие. Взаимодействие в структуре совместной деятельности.
Тема 15. Психология групп и коллективов
Понятие группы в психологии. Основные характеристики группы: композиция, структура, нормы и ценности, система санкций, групповые процессы. Статус и роль. Виды групп: условные и реальные, лабораторные и естественные, большие и малые, становящиеся и развитые, референтные и др. Уровень развития группы. Понятие коллектива.
Малые группы. Динамические процессы в малой группе. Лидерство и руководство, их виды. Социально-психологический климат, его параметры. Методы диагностики межличностных отношений: социометрия, аутосоциометрия, референтометрия.
Психология больших социальных групп. Нравы, обычаи и традиции как регуляторы социального поведения. Психология социальных классов и этнических групп. Стихийные группы и массовые движения.
История исследований межгрупповых отношений. Методологическое и практическое значение проблематики межгрупповых отношений.
Список литературы по 4 модулю:
Основная:
- Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений.– М.: Аспект Пресс, 2000.
- Майерс Д. Социальная психология.- СПб: Питер, 1997.
- Межличностное общение. Хрестоматия/ Сост. и ред. Н.В.Казаринова, В.М.Погольши.– СПб: Питер, 2001.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология.- М.: Академия, 2001.
- Платонов Ю.П. Основы социальной психологии. СПб: Речь. 2004. 624с.
- Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова.– М.: Педагогика-Пресс, 1996.
- Психология индивидуальных различий. Тексты.- М.: ЧеРо, 2000.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.– СПб: Питер, 2003.
- Социальная психология личности в вопросах и ответах/ Под ред. В.А.Лабунской.– М.: Гардарики, 1999.
Дополнительная:
- Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Изд.2-е, перераб. и доп. М.: Аспект Пресс. 2000. 288с.
- Андрианов М.С. Невербальная коммуникация: стратегическая обработка паралингвистического дискурсаУ/Вопросы психологии. 1999. № 6.С. 89-100.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Пер, с англ. М.: Апрель-ПРЕСС, 2001. 640 с.
- Большой психологический словарь//Сост. и общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб: Прайм-Еврознак, 2004. 672 с.
5. Брушлинский А.В. Психология субъекта: индивида и группы// Психологический журнал, 2002. Т. 23. № 1.
6. Введение в практическую социальную психологию: Учеб. пособ. М.,1996.373с.
7. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. М., 1993.
8. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. М., 1996. 476 с.
9. Носков В.А. Психотехника общения: Учеб. пособие. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2001. 120 с.
10. Почебут Л.Г. Социальная психология толпы. СПб: Речь, 2004. 240 с.
11. Проблемы развития личности и коллектива / Отв. ред к. психолог, наук В.К. Бояпчук. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1986. 96 с.
12. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов М. Транс-лесиздат, 1998.
13. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации. СПб.: Изд-во «Речь», 2003. — 40 с.
14. Психология толп. М.: Инст-т психологии РАН, изд-во КСП+, 1998. 416с.
15. Рощин С.К. Психология толпы: Анализ прошлых исследований и проблем сегодняшнего дня//Психологический журнал. 1994. № 5.
16. Семечкин Н.И. Психология социального влияния. СПб: Речь, 2004. 304 с.
17. Сидоренков А.В. Групповая сплоченность и неформальные под-группы // Психологический журнал, 2006. № 1. Т. 27. С. 44-54.
18. Смольков В.Г. Сущность и типология социального лидерства // Соц.-гум. знания, 2001. № 6. С.61-68.
19. Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. 192 с.
20. Творогова Н.Д. Общение: диагностика и управление. М.: Смысл, 2002. 246 с.
21. Фатеев Н.М. Как провести социально-психологические исследования в коллективе ОВД. Вып. 5. М.: Ассоциация «Проф. образование», 1993. 42с.
22. Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика: Познание людей по их внешнему облику. М., 1992. 42 с.
23. Эрнст О. Слово предоставлено Вам: (Практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров).
Пер. с нем. М.: Экономика, 1988. 141 с.
Задания для самостоятельной работы студентов
I. Темы семинарских занятий:
Тема 1. Характеристика психологии как науки.
1. Структура психологии как науки.
2. Характеристика житейской, научной и прикладной психологии, их основные отличия.
2. Место психологии в системе научного знания.
3. Методы психологического исследования.
Тема 2. История развития психики в филогенезе.
1. Характеристика основных стадий развития психики (по классификации А.Н. Леонтьева).
2. Интеллектуальная деятельность животных. Основные отличия интеллектуального поведения животных от разумного поведения человека.
3. «Язык животных». Сходство и различия языка животных и человека.
4. Характеристика языка как второй сигнальной системы.
Тема 3. Сенсорно-перцептивная организация психики человека.
1. Характеристика зрительных ощущений. Строение зрительного анализатора.
2. Зрительное восприятие. Оптические эффекты и иллюзии.
3. Характеристика слуховых ощущений. Строение слухового анализатора.
4. Физические корреляты субъективных характеристик звука.
5. Кожная, проприоцептивная, болевая чувствительность. Восприятие схемы тела.
6. Вестибулярная система. Определение положения в пространстве.
7. Характеристика вкусовых и обонятельных ощущений. Строение вкусового и обонятельного анализаторов.
Тема 4. Общая характеристика мышления, воображения, памяти.
1. Виды и типы мышления.
2. Основные свойства и функции воображения.
3. Мнестические процессы. Свойства памяти.
4. Характеристика творческого мышления. Понятие одаренности.
Тема 5. Общая характеристика личности.
1. Личность как совокупность черт (теории Г. Олпорта, Г. Айзенка и др.)
2. Личность как система отношений человека с собой и миром (В.С. Мерлин, В.М. Мясищев).
3. Понятие темперамента. Основные классификации темперамента.
4. Характер как совокупность врожденных и приобретенных свойств личности.
Тема 6. Общение и межличностное взаимодействие.
1. Понятие общения. Виды общения.
2. Характеристика вербальной и невербальной коммуникации.
3. Социальная перцепция и социальное взаимодействие.
4. Барьеры общения.
5. Понятие конфликта. Стратегии поведения в конфликтной ситуации (К. Томас).
Тема 7. Психология группы.
1. Понятие группы. Характеристика больших и малых групп.
2. Структура группы. Неформальные подгруппы в малой группе.
3. Групповые процессы. Понятие групповой динамики.
4. Статус и роль в группе. Понятие лидерства.
5. Эффективность группы. Виды и аспекты эффективности группы как совокупного субъекта деятельности.
- II. Вопросы к зачету по психологии:
- Предмет, объект, задачи и методы психологии.
- Фундаментальные и прикладные отрасли психологического знания. Место психологии в системе наук.
- Организационные методы психологии (сравнительный метод, лонгитюдный, метод срезов, комплексный метод).
- Эмпирические методы (наблюдение; эксперимент; опрос; психологическое тестирование; изучение продуктов деятельности и др.).
- Психика, поведение и деятельность. Мозг и психика.
- Уровни развития психики. Сравнительная характеристика психики человека и животных.
- Понятие о сознании, его основные психологические характеристики. Бессознательное.
- Понятие об ощущении, классификация ощущений. Их основные свойства, порог ощущений.
- Восприятие и его основные свойства.
- Виды и свойства внимания. Развитие внимания в онтогенезе.
- Общее понятие о памяти. Виды и процессы памяти. Факторы, влияющие на процесс запоминания.
- Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Виды мышления, основные мыслительные операции.
- Психологическая характеристика творческого мышления. Мышление и интеллект.
- Понятие о воображении, его виды и значение в жизни человека.
- Эмоции и чувства. Их роль в поведении и деятельности.
- Стресс. Методы управления стрессовыми реакциями.
- Понятие о воле. Волевые качества. Проблема свободы воли в психологии.
- Понятие о личности. Системно-структурный подход к изучению личности в психологии.
- Возрастная периодизация развития личности (Э. Эриксон, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
- Социализация личности: механизмы, этапы, институты.
- Представления о личности в теориях З. Фрейда, К. Юнга, Дж. Келли.
- Мотивационная сфера личности. Концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу.
- Типологический подход к исследованию темперамента.
- Понятие о характере. Акцентуации характера.
- Мотивация и деятельность. Структура и виды деятельности.
- Проблема способностей в психологии. Соотношение задатков и способностей. Одаренность.
- Понятие общения. Основные стороны общения.
- Общение и речь. Виды речи.
- Особенности невербальных средств коммуникации.
35.Механизмы и эффекты межличностного восприятия.
36. Барьеры общения. Конфликты. Типы взаимодействия в конфликтной ситуации. Понятие трансакции в теории Э.Берна.
37. Понятие группы. Классификация групп в социальной психологии.
38.Динамические процессы в малой группе.
39.Проблема руководства и лидерства в психологии.
40.Психология больших групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Глоссарий
Анимизм — от лат. «анима» — дух, душа) — древнейшие взгляды; понимание Души как независимой от тела сущности, управляющей всеми живыми и неживыми предметами.
Бихевиоризм — (от англ, «бихевиор» — поведение) — направление в психологии XX века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения как реакцию организма на внешнюю среду; основоположник — Д.Уотсон.
Внимание — направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной , интеллектуальной и двигательной активности индивида.
Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выражаемое в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Воображение — психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.
Восприятие — отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Гештальтпсихология — одно из направлений психологии XX века, изучающее психику с точки зрения целостных структур, гештальтов.
Группа — ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков.
Индивид — родовая принадлежность человека.
Интерактивная сторона общения — взаимодействие людей при помощи организации их совместной деятельности: межличностное взаимодействие.
Коллектив — группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно-ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности.
Коммуникативная сторона общения — передача информации.
Лидер — личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.
Личность — системное качество человека, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.
Лонгитюдный метод — многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.
Меланхолик — человек впечатлительный, легкоранимый, но внешне слабо реагирующий на окружающее, со сдержанными движениями, приглушенностью речи.
Мышление — социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.
Образ «Я» — устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.
Общение — многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Ощущение — простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
Память — запечатление, сохранение и последующее воспроизведение следов прошлого опыта.
Перцептивная сторона общения — восприятие другого человека: его внешних признаков, соотнесение его с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретация его поступков.
Психика – свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир.
Психология — наука о душе (в переводе с древнегреческого), наука о психике и психических явлениях.
Психокоррекционные методы — набор приемов программ и методов воздействия на поведение людей; включают аутотренинг, групповой тренинг.
Сангвиник — человек с психической активностью, стремящийся к быстрой смене впечатлений, легко переживающий неудачи, подвижный, с выразительной мимикой и движениями.
Сознание — высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с людьми.
Способности — психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений, навыков не сводятся.
Сравнительный метод — рассмотрение отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов.
Талант — высшая ступень развития способностей; сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность
Темперамент — индивидуально своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики.
Флегматик — человек невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством чувств, со слабым внешним выражением душевных состояний.
Фрейдизм – философское и психологическое учении е о личности человека 19 и начала 20 в, получившее название по имени основателя – З. Фрейда.
Характер — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении
Холерик — человек энергичный, способный отдаваться делу с особой страстностью, быстрый и порывистый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения.
Чувства — переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к предметам и явлениям действительности.
Эмоции — временное переживание какого-нибудь чувства.
Эмпирические методы — наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление закономерных связей между ними; включают наблюдение, самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий); психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы); анализ продуктов деятельности; биографический метод.