закономерностях развития и функционирования психики как особой формы

1.

Определение психологии как науки, предмет и задачи психологии.

Психология – научное исследование умственной деятельности и поведения, а

также научное применение приобретённых знаний. Психология – наука о

закономерностях развития и функционирования психики как особой формы

жизнедеятельности. Психология – наука о душе, о внутреннем мире человека, о

психике. Задачи псих-ии: 1) научиться понимать сущность психич. явлений и

их закономерностей; 2) научиться управлять психич. явлениями; 3)

использовать полученные знания с целью повышения эффективности деят-ти; 4)

быть теоретической основой практики психологич. службы. Предмет психологии:

человек, его внутренний мир и поведение; душевные, психич. явления,

сознание.

2.

«Психо»- душа. Психология начала свой путь с определения её как наука о

душе, более 2 тыс. лет назад с труда Аристотеля трактат «О душе». В научном

употреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Первоначально

он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых

душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек

легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения.

Таким образом, психология в 16-18 вв. была наукой о сознании. Позднее, в

17-19 вв. сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в

себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность

человека. В 1879г. в Лейпцигском университете создана первая

экспериментальная психологическая лаборатория (Вильгельм Вундт).

В 1885 г.

– лаборатория Бехтерева. Так наука о сознании стала наукой о поведении. В

20 в. Психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг

которых они на протяжении веков концентрировались. Психология – наука об

объективных закономерностях проявления и механизмов психики.

3.

Отрасли психологии Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

7 стр., 3360 слов

II. Психология наука о сознании

... человека. Основателем психологии по праву считают Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). II. Психология наука о сознании ... ПСИХИКИ Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание. Сознание – это высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека ...

Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий. Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т. д.).

 

4.

5 стр., 2461 слов

«Внутренний человек» в психологическом учении Августина

"Внутренний человек" в психологическом учении Августина Ф.В. Петров Представление о том, что женщина в ее телесной данности уступает мужчине, было традиционным для античных и христианских авторов. Однако в христианском богословии было разработано учение о том, что человек несет в себе образ Божий; при этом образ Божий в человеке связывался не с его телесностью, а только с внутренним человеком, ...

Методы психологии должны обладать валидностью и надёжность. Валидность –

соответствие конкретного исследования принятым стандартам. Надёжность –

это кач-во метода, позволяющее получить одни и те же результаты при

многократном использовании данного метода. Существует несколько

классификаций психологич. методов. Классификация по Б.Г.Анальеву: 1 гр. –

организационные методы (сравнительный метод, лонгитюдный метод

[многократное обследование одного и того же человека на протяжении

длительного времени], комплексный метод).

2 гр. – эмпирич. методы

(наблюдение [внутреннее, внешнее, включённое, свободное], эксперимент

[естественный, лабораторный], опрос, анкетирование, тест, беседа, анализ

продуктов деятельности).

3 гр. – методы обработки данных ( включает в себя

количественный и качественный анализ).

4 гр. – интерпретационные методы

(генетический и структурный анализ).

5.

Особое значение для психической деятельности имеют следующие особенности человеческого организма: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические аномалии и уровень гормональной активности.

Функционирование психики зависит не только от деятельности головного мозга и нервной системы человека, но и в целом от физиологического, гормонального функционирования всего организма, тела человека. Для формирования и успешного функционирования собственно человеческой сложно организованной психики необходим комплекс определенных биологических условий: уровень содержания кислорода в крови и клетках мозга, температура тела, обмен веществ и т.п. Существует огромное количество подобных органических параметров, без которых нормально функционировать наша психика не будет. Не случайно поэтому, что заболевания и нарушения Функционирования организма порождают и специфические проявления в психике человека. Практически любое хроническое заболевание приводит к повышению раздражительности, утомляемости, к эмоциональной нестабильности, т.е. влечет изменения психологического тонуса.

Например, уже одно поступление желчи в кровь (а это происходит, когда человек заболевает желтухой) сопровождается значительными изменениями в его психике подавленностью, раздражительностью, тоскливым настроением, апатией, угнетением интеллектуальных функций.

4 стр., 1570 слов

Сoзнательное и бессознательное в психике человека

БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТАРНЫЙ  ФАКУЛЬТЕТ                 КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА По  общей  психологии По  теме «Сознательное и бессознательное в  психике  человека» Студентки первого курса Заочной  формы  обучения СОЛТАН  ОЛЬГИ  МИХАЙЛОВНЫ.         ...

По утверждению Э. Кречмера, тип телосложения Предопределяет не только формы психических заболеваний, но и основные личностные (характерные) особенности психики человека.Наблюдается зависимость специфики психики и психических процессов от пола человека. В соответствии с эволюционной теорией пола, предложенной В. А. Геодакяном, особенности как мужской, так и женской психики определяются эволюционно-генетической целесообразностью.

Признаки вырождения в любой популяции обнаруживаются в первую очередь у мужских особей. Эта закономерность проявляется даже на генном уровне. Например, было обнаружено, что более 4 тыс. лет назад женская Х-хромосома содержала около 4 тыс. генов, а мужская Y-хромосома — 1,5 тыс, генов. К настоящему времени вследствие различных негативных причин, в том числе экологического загрязнения, распространения генномодифицированных продуктов, происходит деградация, уменьшение генов. Так, в женской Х-хромосоме осталось 1098 генов, а в мужской Y-хромосоме — всего 76 генов, из которых 54 гена являются похожими, общими с генами женской Х-хромосомы. Указанными генными нарушениями объясняют негативные изменения в физиологии и психике современных мужчин и женщин: с одной стороны, растет число женоподобных мужчин с гомосексуальными ориентациями и прочими нарушениями в психике, с другой стороны, увеличивается число женщин с нарушениями детородной функции.

6.

Основными функциями психики являются отражение и регулирование.

Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения. «Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функцию регуляции поведения»[1].

Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой. Человек – активная система, и в окружающем его мире также много активных объектов. Поэтому следует различать активное и реактивное отражение, активное и реактивное регулирование.

10 стр., 4660 слов

Остановимся подробнее на этих вышеперечисленных познавательных процессах психики человека

... ВВЕДЕНИЕ Учеными-психологами выделяются пять основных познавательных процессов психики человека: ощущения, восприятие, мышление, воображение и память. Некоторые ученые, ... порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой ре­ ... оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и актив­ ...

Форма представления функциональной структуры психики в радиально-круговой системе координат имеет явные преимущества. Она обладает большой целостностью, лучше согласована с возможностями отражающей системы человека, здесь значительно нагляднее проявляются соотношения между компонентами психики.

Приведенные схемы структуры психики касаются прежде всего ее сознательного уровня. Следует однако помнить о наличии бессознательного уровня в структуре психики. Бессознательными могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регулирования. В понятие бессознательного разные авторы вносят различный смысл (например, З. Фрейд, К.Г. Юнг, Д.Н. Узнадзе и т.д.) В соответствии с этим по-разному выглядит структура бессознательного. Фрейдовское «Ид» – это совокупность биологических (прежде всего сексуальных) инстинктов, желаний, влечений. У Юнга – более сложная структура бессознательного. Она включает в себя такие элементы:

  • Индивидуальное бессознательное
  • тень (аналог фрейдовского «Ид»)
  • Анимиа и Анимус
  • самость
  • Коллективное бессознательное

С точки зрения Д.Н. Узнадзе, понятие бессознательного следует свести или даже заменить понятием психической установки.

7.

Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой животного.

Так, ни в какое сравнение не идет «язык» животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.

Разница в «языке» животных и языке человека определяет различие и в мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.

Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Животное — раб непосредственно воспринимаемой ситуации.

3 стр., 1321 слов

Психофизиологические особенности памяти студентов в процессе адаптации к учебным нагрузкам в вузе

  С.Д. Чернявских, И.В. Анкудинов Белгородский государственный университет Память является важнейшей характеристикой, определяющей психическую жизнь личности. Протекание любого, пусть самого простого психического акта, обязательно предполагает удержание каждого его элемента для сцепления с последующим. Без способности к такому сцеплению невозможно развитие человека. Будучи важнейшей ...

Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости — сознательно. Это первое существенное отличие психики человека от психики животного.

Второе отличие человека от животного заключается в егоспособности создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации Животное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестанет существовать как орудие для обезьяны. Таким образомживотные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того,орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно — в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.

Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития 

8.

Познавательные процессы

  • Внимание
  • Ощущение
  • Восприятие
  • Память
  • Мышление
  • Воображение

Внимание — сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно.

Ощущение — отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т.д.

2 стр., 702 слов

Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями зрения: память, мышление, воображение.

СОДЕРЖАНИЕ Введение.............................................................................................................. 1.Причины нарушения зрения........................................................................... 2. Виды и типы памяти формирующиеся при нарушениях зрения.............. 3.Специфические особенности процессов памяти у детей с нарушениями зрения................ ...

Восприятие — сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Память — способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную.

  • Мышление это высший познавательный процесс.
  • это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея, (понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях)
  • это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно — исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Воображение — психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

9.

Уровни познания действительности

  • Чувствительный
  • Абстрактное познание

10.

Ощущение: общая характеристика, виды.

Ощущения – самые простые из всех психических явлений. Ощущение –

элементарный психич. процесс, представляющий собой субъективное отображение

живым существом простейших свойств окружающего мира виде психических

явлений. Органы чувств – анализаторы – с рождения человека приспособлены

для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-

раздражителей (физич., химич., механич. и др. воздействий).

Отделы

анализатора: периферический (проводниковый(корковый. Периферич.-

рецепторный, воспринимающий раздражители; проводниковый – передающий,

центр. отдел анализатора, переводит возбуждение в нервные клетки;

корковый – центральный, мозговой, здесь происходит переработка нервных

импульсов, поступающих из периферического отдела. Виды ощущений: 1)По

качеству стимула: зрительные, слуховые; кожные (прикосновение, давление,

боль, температура), вкусовые, обонятельные. 2) Проприоцептивные (ощущение

тела в пространстве: равновесие и т.д.) — обычно не осознаются.

Интероцептивные (сигналы из внутр. органов).

Экстероцептивные (информация

из внешнего мира): контактные и дистанционные ощущения. 3) Тактильные

(контактные) и дистантные. Обоняние – вид чувствительности, порождающий

специфическое ощущение запаха. Осязание – кожная чувствительность,

результат сложного комбинирования 4 других: давления, боли, тепла и холода.

Кинестетические ощущения – неосознаваемые ощущения, связанные с рецепторами

в мышцах и работающие при сокращении или растяжении. Эти ощущения

обеспечивают управление движениями, оценку направления и скорости движения,

величину расстояния. Выделяют 2 порога чувствительности: 1) верхний –

максимальная величина раздражителя, который способен адекватно воспринимать

анализатор; 2) нижний – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва

заметное ощущение. Существуют данные о том, что человек также способен

воспринимать раздражители, находящиеся за нижним порогом чувствительности

(субсенсорные).

Латентный период – время, проходящее между началом

действия раздражителя и появлением ощущения.

11.

Восприятие: типы, свойства.

Восприятие – процесс приёма и переработки человеком различной информации,

поступающеё в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.

Объективизация – локализация образа в пространстве (хар-ный для воспр-я

процесс).

Воспр-е предполагает различные ощущения, протекает вместе с

ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Свойства воспр-я: 1)

апперцепция – зависимость восприятия от псих. жизни человека, от

особенностей его личности, от прошлого опыта. 2) целостность – в

восприятиях всегда есть целостный образ. 3) константность – св-во

восприятия, при котором мы воспринимаем окружающие предметы как

относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д. 4) структурность –

воспр-е – не просто сумма ощущений, а абстрагированная из этих ощущений

обобщенная структура. 5) осмысленность – взаимосвязь мышления с воспр-ем.

6) избирательность – преимущественное выделение одних объектов по

сравнению с другими. 7) подвижность и управляемость – образ может

трансформироваться, меняться в зависимости от поставленной цели. Типы воспр-

ий: 1) Синтетический (склонность к обобщенному отражению явлений, к

определению основного смысла).

2) Аналитический ( стремление выделить и

проанализировать детали, частности; затруднение в выделение основного).

3)

Аналитико-синтетический. 4) Эмоциональный (восприятие путано и

неорганизованно).

Виды воспр-ий: 1) зрительные, слуховые, кожные и мышечные

– по типу воспринимающего анализатора; 2) произвольные, непроизвольные.

Нарушение воспр-ий: гипестезия, галлюцинации (воспр-е, возникшее без

реального объекта), иллюзии (ошибочное воспр-е реальных вещей или явлений –

аффективные, вербальные, передолические).

12.

Память, её виды. Способы развития памяти. Мнемотехника.

Память – процесс запоминания, сохранения, воспроизведения, переработки и

забывания человеком разнообразной информации. Основные функции памяти:

запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание информации. Существует

несколько оснований для классификации видов человеческой памяти: 1) деление

памяти по времени сохранения материала; 2) по преобладающему в процессах

запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В 1 случае

выделяют: 1) мгновенную (связана с удержанием точной и полной картины

только что воспринятого органами чувств без к.-л. переработки полученной

информации; длительность от 0,1 до о,5 с. Это память-образ).

2)

кратковременную ( способ хранения ин-ии в течение короткого промежутка

времени; длительность ~ 20 с. Сохраняется не полный, а обобщенный образ

воспринятого).

3) оперативную (память, рассчитанная на хранение ин-ии в

течение определённого, заранее заданного срока; в диапазоне от нескольких

секунд до нескольких дней; срок хранений сведений этой памяти определяется

задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной

задачи; этот вид –промежуточный между кратковременной и долговременной

памятью).

4) долговременную (память, способная хранить ин-ю в течение

практически неопределенного срока; ин-я, попавшая в хранилища

долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз

без утраты).

5) генетическую (память, в которой ин-я хранится в генотипе,

передаётся и воспроизводится по наследству; единственная память, на которую

невозможно оказать влияние через обучение и воспитание).

Во 2 случае

говорят о: 1) зрительной (память связана с сохранением и воспроизведением

зрительных образов; предполагает развитую у человека способность к

воображению).

2) слуховой (хорошее запоминание и точное воспроизведение

разнообразных звуков).

3) двигательной (представляет собой запоминание и

сохранение, а при необходимости и воспроизведение многообразных сложных

движений).

4) эмоциональной (память на переживания; участвует в работе всех

видов памяти, но особенно проявляется в человеч. отношениях; то, что у

человека вызывает эмоцион-е переживания, запоминается им без особого труда

и на более длительный срок).

5) осязательная, 6) обонятельная и 7) вкусовая

память (особой роли в жизни человека не играют; их роль сводится к

удовлетворению биологич. потребностей человека, связанных с безопасностью и

самосохранением).

По характеру участия воли память делят на непроизвольную

и произвольную. Способы наилучшего запоминания: 1) повторение; 2) временное

кодирование (отражение запоминаемого материала в виде определенных,

последовательно расположенных символов); 3) осмысление и группировка

материала; 4) сравнение; 5) ассоциации.

13.

Память — это процесс запоминания и вспоминания.

Сохранение в памяти какой-то информации включает три процесса памяти:

Первый процесс памяти — это запоминание и кодирование, в ходе которого выделяется та информация, которая будет храниться.

Второй процесс памяти — это собственно хранение информации и ее связывание с той, которая уже есть в памяти.

Третий процесс памяти — это узнавание и воспроизведение хранящейся информации; без него мы никогда не могли бы знать, что именно мы действительно запомнили.

Первоначальная форма запоминания — так называемое не преднамеренное или непроизвольное запоминание, т. е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, считанные без всякой учебной цели, и т. п., хотя не все они напоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности.

14. Виды мышления. Мыслительный процесс.

Мышление – психич. процесс познания, связанный с открытием субъективно

нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием

действительности. Итогом мышления является не образ, а некоторая мысль,

идея. Основные виды мышления: 1) Теоретическое понятийное мышление –

мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к

понятиям, выполняет действия в уме, не имея дела с опытом, полученным при

помощи органов чувств. 2) Теоретическое образное мышление – отличается от

понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для

решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы.

3) Наглядно- образное мышление – мыслит. процесс, который непосредственно

связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без

него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к

действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его

кратковременной и оперативной памяти. 4) Наглядно-действенное мышление –

сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную

деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным

решением задачи в данном случае являются правильные действия с

соответствующими предметами. Процессы мышления: 1) Анализ – выделение в

объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей или отношений.

2) Синтез – объединение выделенных анализом компонентов целого. 3)

Обобщение – процесс, который позволяет делать вывод. 4) Абстрагирование –

мысленное отвлечение от конкретных предметов. 5) Классификация – выделение

частей с последующим расчленением или объединением. 6) Конкретизация –

выделение признака из общего или целого. 7) Систематизация – процесс

разложения по определённому порядку. Формы мыш-я: 1) Понятие – мысль,

выраженная в слове. 2) Суждение – основная форма результата мыслит.

процесса; бывают истинными и ложными. 3) Умозаключения – процесс логич.

вывода из суждений и понятий.

15.

К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение — мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ — мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез — обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность — у одних к анализу, у других к синтезу.

Бывают умы аналитические, главная сила которых— в широте синтеза.

Абстракция — выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

пÑÐ¸Ñ…Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð·Ð°Ñ‡ÐµÑ‚ — Стр 2

Обобщение (или генерализация) — отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

16.

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира.

Мышление есть познание (отражение) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Мышление дает возможность понять закономерность материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики человека.

Кроме опосредованности, мышление обеспечивает обобщенное отражение действительности, позволяющее человеку предвидеть, что произойдет в каждом конкретном случае. Например, если мы воспринимаем треугольник, то, даже не измеряя, мы знаем, что сумма внутренних углов этого конкретного треугольника равна 180 градусам.

Таким образом, мышление есть обобщенное познание действительности, процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений. С помощью мышления человек познает, например, общие и существенные свойства металлов, общие свойства газов, в отличие от общих свойств жидкости, общие признаки глаголов, в отличие от общих признаков прилагательного и т. д.

Мышление играет огромную роль в познании действительности. Оно расширяет до бесконечности пределы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятий, предвидеть наступление каких-то событий (затмение Солнца и Луны, смещение орбиты космического тела, ход общественно-исторического процесса и т. п.).

Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике.

17.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, продуктивное (творческое) воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения сталкиваются тогда, когда читают описание географических мест или исторических событий, а также когда читают описание литературных героев. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т. д. Так, читая описание Полтавской битвы, сделанное А.С. Пушкиным, можно отчетливо представить раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.

Чаще всего с воссоздающим воображением сталкиваются, когда необходимо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда человек воссоздает представление о каком-либо предмете, не пользуясь словами, а на основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.

Следующий вид произвольного воображения – продуктивное (творческое) воображение. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Продуктивное воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. При воссоздающем воображении зритель, читатель или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения.

18.

Внимание: основные свойства и виды.

Внимание – процесс сознательного или бессознательного (полусознательного)

отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование

другой. Свойства внимания: 1) Устойчивость – проявляется в способности в

течение длительного времени сохранять состояние внимания на к.-л. объекте,

предмете деят-ти, не отвлекаясь и не ослабляя внимания. 2)

Сосредоточенность (концентрация) – различия, которые имеются в степени

концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечения от других.

3) Переключаемость – перевод внимания с одного объекта на другой, с одного

вида деят-ти на иной. Перевод внимания может быть непроизвольным (индивид

невольно переводит внимание на что-либо, случайно его заинтересовавшее) и

произвольным ( индивид сознательно, усилием воли заставляет себя

сосредотачиваться на чём-либо).

4) Распределение внимания – способность

рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять

несколько видов деят-ти или совершать несколько различных действий. 5)

Объём внимания – такая хар-ка внимания, которая определяется количеством

информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания

человека. Внимание бывает произвольно и непроизвольное.

19.

Рассмотрим основные виды внимания. Это

  • природное и социально обусловленное внимание,
  • непосредственное и опосредствованное внимание,
  • непроизвольное и произвольное внимание,
  • чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку со дня его рождения как врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.

Социально обусловленное внимание складывается в результате жизненного опыта, обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

В самом деле, трудно заставить себя быть внимательным к чему-то, с чем ничего нельзя сделать, что не вызывает нашей внешней или внутренней активности. Но есть предметы и явления, которые как бы приковывают к себе внимание, иногда даже вопреки нашему желанию. В одном случае надо заставить себя быть внимательным, а в другом — предмет как бы сам обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать и т.д.

Здесь можно сказать о двух различающихся видах внимания — непроизвольном и произвольном внимании. Непроизвольное (пассивное) внимание, в возникновении которого наше намерение не принимает участия, и произвольное (активное), возникающее благодаря нашему намерению, вследствие приложения нами усилия воли. Таким образом, само запоминается то, на что направлено непроизвольное внимание; то, что надо запомнить, нуждается в произвольном внимании.

20.

Речь — особая, наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. В этом общении участвуют две стороны — говорящий и слушающий. Говорящий — выбирает слова необходимые для выражения его мысли и связывает их по правилам грамматики, и произносит через органы речи. Слушающий — воспринимает. У обоих должны быть одинаковые правила и средства передачи мысли.  Виды речи:  1. Внутренняя — при подготовке к устной или письменной речи — фаза внутреннего проговаривания речи про себя.  2. Внешняя речь: — письменная — общение посредством письма. — устная — слышимая речь, кем-то произносимая. Общение ограничено условиями пространства и времени.  Устная делится на: а) диалогическая — взаимные реплики. б) монологическая.  Все виды речи тесно взаимосвязаны — общая черта: произнесение в слух или про себя.

21.

Речь выполняет две основные функции — коммуникативная и сигнификативная.  1. Сигнификативная — слово человека обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает его образ.  2. Коммуникативная: — средство выражения — стержнем смыслового содержания речи является то, что она обозначает. Включает мимику и жесты. — средства воздействия — это средства общения.