Использование информационно-коммуникационных технологий для развития универсальных учебных действий учащихся начальных классов

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (VI вида) №9

Калининского района Санкт-Петербурга

ОТЧЁТ

о проведении опытно-экспериментальной работы

Тема:

«Использование информационно-коммуникационных технологий для развития универсальных учебных действий учащихся начальных классов»

Подготовила:

учитель начальных классов

Верхоланцева Любовь Петровна

Санкт-Петербург

2013

Структура отчета

1. Пояснительная записка

2. Описание основных этапов опытно-экспериментальной работы

3. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы

4. Проведённая диагностика

5. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий для формирования универсальных учебных действий младших школьников

6. Результаты работы над темой в рамках опытно-экспериментальной работы

7. Приложение № 1 «Методическое практическое пособие «Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования универсальных учебных действий младших школьников»

8. Приложение № 2 Конспект урока с использованием ИКТ в контексте формирования универсальных учебных действий «Звук [ц], буквы Цц»

Использование ИКТ для формирования универсальных учебных действий учащихся начальных классов

Пояснительная записка

Цель: Разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная апробация модели формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы при условии использования информационно-коммуникационных технологий.

Задачи:

— разработка и апробация учебно-методических материалов по формированию универсальных учебных действий младших школьников с применением ИКТ;

— обосновать теоретически и разработать практические рекомендации по теме исследования;

— провести диагностику универсальных учебных действий учащихся при условии применения ИКТ.

Для решения намеченных задач в процессе исследования были использованы различные теоретические и эмпирические методы: теоретический анализ научных работ в области описания ИКТ и УУД, принципов деятельностного подхода в обучении, развивающего, проблемного, личностно-ориентированного обучения, теории познания и психопедагогики.

11 стр., 5366 слов

Изучение структуры и содержания процесса организации проектной деятельности в формировании регулятивных универсальных учебных действий учащихся

... Универсальные учебные действия: формирование, виды действий 1.1 Теоретические обоснования универсальных учебных действий 1.1.1 Предпосылки формирования универсальных учебных действий. Концепции понимания УУД Информационное ... Заключение регулятивный универсальный учебный В данной курсовой работе рассмотрена проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий школьника через ...

Теоретическая значимость. Изучена психологическая, педагогическая и методическая литература по теме исследования, поставлены цели и определены задачи исследования, задано направление эксперимента, подобраны и разработаны методики для диагностики влияния ИКТ На развитие универсальных учебных действий .

Практическая значимость. Разработка подходов к использованию информационных технологий для формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы.

Актуальность выбранной темы объясняется переходом от стандартов первого поколения к новым Федеральным государственным образовательным стандартам.

Проблемы:

— внедрение ИКТ в обучение при нерациональном их использовании может отрицательно влиять на психику и здоровье учащихся;

— активизация мыслительной деятельности к самостоятельному творческому мышлению,

— отсутствие методических материалов по использованию ИКT в учебном заведении.

Опытно-экспериментальная работа проводится на протяжении двух лет в 1- 2 классах общеобразовательной программы. Образовательная система «Школа России». Оборудование кабинета: доска маркерная, ЖК монитор Ш 100 см, компьютер на столе учителя и детей. Компьютеры и монитор объединены устройством «сплитер»: на них одновременно дублируется одно изображение с возможностью управления из любой точки кабинета (с помощью беспроводной мыши и клавиатуры).

ОС Windows 7, пакет программ Microsoft Office. Школа является коррекционной (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата), в классе 5 учеников.

Описание основных этапов опытно-экспериментальной работы

Этап работы

Задачи этапа

Основное содержание работы

Результат

Поисково-теоретический

1)постановка проблемы, целей, задач, гипотезы и определение результатов ОЭР ;

2)подготовить Рабочую программу ОЭР;

3)провести аналитический обзор литературы ;

1)изучение психолого-пед. и научно-методич. литературы по темам «Федеральный образовательный стандарт. Результат обучения- универсальные учебные действия», «Использование ИКТ в начальной школе», «Диагностика универсальных учебных действий учащихся»;

«Современные образовательные тоехнологии»

2)определение исходного состояния процесса обучения (информационного пространства и участников)

1)Рабочая программа педагога-экспериментатора;

2)план мероприятий по теме исследования;

3)анализ психолого-пед. и научно-методической литературы;

4)разработки экспериментальных диагностик.

Экспериментальный

1)определить набор диагностич. материалов;

2)провести эксперимент по апробации теоретико-методологич. разработок;

3) анализ литературы

«Информационно-коммуникационные технологии обучения в начальной школе как способ формирования УУД».

1)апробация разработок с необходимой с внесением коррективов;

2)проведение первичных установочных диагн. исследований.

1)материалы разработанных к использованию ИКТ технологий обучения;

2) конспекты уроков, проведенных с использованием ИКТ;

3)диагност.материалы по исследованию УУД учащихся;

Контрольно-аналитический

1)провести анализ результатов ОЭР;

2)систематизировать теоретические разработки и диагностические материалы;

3)разработать методические материалы по распространению опыта.

1)подготовка методических рекомендаций по внедрению продуктов ОЭР;

2)передача опыта по проведенному исследованию (публикации, выступления).

1)Методическое пособие «Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования универсальных учебных действий учащихся начальных классов »

2)Открытые уроки в контексте темы исследования:

* городской семинар «ФГОС: преемственность и реализация» Математика, 2 класс, «Устная нумерация чисел в пределах 100. Закрепление »

*городской семинар «Реализация программы «Здоровое поколение». Обучение грамоте, 1 класс, «Звук ц, буквы Ц, ц»

3)Диагностические материалы по определению УУД учащихся начальных классов»

4) Выступление на районном туре VI фестиваля

«Использование информационных-коммуникационных технологий

в образовательной деятельности». Тема выступления ««Использование информационно-коммуникационных технологий для развития универсальных учебных действий учащихся начальных классов». Дипломант.

Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы

Актуальность темы связана с активным освоением компьютеризированных средств обучения с одной стороны, и важнейшей задачей современной системы образования «формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться» с другой. Так, Кукушкина Ольга Ильинична, доктор педагогических наук, занимаясь разработкой средств обучения детей с отклонениями в развитии, описывает средства обучения, основанных на информационных технологиях, в контексте отечественной традиции специального образования школьников с различными нарушениями развития: глухих и слабослышащих; детей с речевыми нарушениями; задержкой психического развитии. Вывод автора: интеграция средств мультимедиа требует глубокого аналитического, практического и экспериментаторского подхода, который ставит в центр процесса обучения самого обучающегося. Академик РАО Александр Асмолов создал разработку «Методология проектирования Программы развития универсальных учебных действий» с детальным описанием значения и уровня требований к универсальным учебным действиям школьника.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)-информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации. (ГОСТ Р 52653-2006 А.3.5.)

ИКТ включают:

— совокупность методов и программно-технических средств, призванная снизить трудоемкость процесса использования информации;

— методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации;

— аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной и вычислительной техники.

ИКТ разделяют на три группы: сберегающие, рационализирующие и созидающие (творческие).

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Понятие «универсальные учебные действия» получило свое основание в 2011 году в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

До этого момента такие умения принято было называть «общеучебной компетенцией» учащегося.

В ФГОС начального общего образования содержится характеристика универсальных учебных действий. Они относятся к группе метапредметных результатов:освоенные универсальные учебные действия,обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия.

Виды УУД-личностные,регулятивные, познавательные, коммуникативные:

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные- сотрудничество с учителем и сверстниками;разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, введенному в действие 1 сентября 2011 года, ряд требований к результатам образования прямо связан с необходимостью использования ИКТ.

В нашей работе они направлены на развитие универсальных учебных действий.

В этом контексте роль информационных технологий в системе образования разделилась на два направления. На первом информационные технологии являются инструментарием для решения отдельных педагогических задач в рамках традиционных форм образования и методов обучения, формированию репродуктивных навыков по запоминанию и воспроизведению. Во втором направлении информационные технологии занимают более активную роль и обеспечивают возможности более высокого уровня: создаются условия для самостоятельной проработки учебного материала, возможности поиска информации; способность к рефлексии, сопоставлениям, синтезу и анализу, выявлению связей и нахождению путей решения комплексных проблем, планированию и групповому взаимодействию, то есть всему тому, что получило в литературе название «high-level thinking»; возможность автоматизированного контроля и более объективное оценивание знаний и умений.

Основанием для выбора технологий обучения является, прежде всего, уровень самостоятельности учащихся в учебной деятельности. Посредством технологий обучения можно предусмотреть степень репродуктивности и творчества учащихся. В этом направлении крайними видами будут технол огии, нацеленные на организацию репродуктивной и творческой деятельности учащихся. Между ними возможно выделить сколько угодно переходов и соответствующих технологий — от трансляции готового знания до проблемного обучения, педагогической эвристики.

Дидактическое выведение технологий может быть произведено на основании структуры деятельности. Главное — сформировать у учащихся полный цикл познавательного акта и деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии использовались в сочетании с технологиями здоровьясбережения, основная задача их применения-направленность на предупреждение утомляемости:

1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса,

2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников,

3. технологии психологического комфорта,

4. технологии сопровождения учебной группы.

Здоровьесберегающий потенциал ИКТ, на наш взгляд, способствует созданию благоприятного психологического климата-созданию правильной реакции на ошибку, т.к. меняется ситуация с «учитель-ученик» на «учитель-ученик-компьютер», происходит смена акцента взаимодействия.

Основной метод демонстарции учебного материала -Моделирование- рассматривается нами как составная часть ИКТ (основано на пространственно — цветовом и анимационном восприятии материала) и имеет два аспекта:

? как содержание, которое учащиеся должны усвоить,

? как учебное действие — средство, без которого невозможно полноценное обучение.

Работа строится не по принципу “читай и запоминай”, а по принципу “ ассоциируй и твори”, через ассоциацию дети учатся отыскивать аналогии в разных областях знаний.

Основное преимущество созданного модельного ряда: модели имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания (как внутри одного предмета, так и в процессе изучения разных предметов).

Такие инструменты (образная модель) облегчают развитие целостности и системности мышления. Пример использования одной и той же модели (с анимацией):

Математика.1 класс. Тема «Компоненты и результат действия сложения»

Математика.2 класс. Тема «Уравнения»

Литературное чтение. 2 класс. Тема «Части текста»

Применение ИКТ на различных этапах урока:

} объяснение (презентации, электронные азбуки, интерактивные игровые упражнения)

} закрепление (компьютерные программы, игры, компьютерные тренажеры)

} контроль и коррекция знаний (компьютерные тесты)

} самостоятельная работа (цифровые энциклопедии, словари, справочники)

Психологи считают: «Успешно творчески работать можно,если обеспечен баланс между восприятием знаково-цифровой и образной информацией»

Учебные ситуации применения ИКТ — подходы:

? с элементами игровой деятельности: соревнования, «пишем инструкцию»;

? с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности: «сообщаем вам …»;

?с элементами исследовательской деятельности: эксперименты и моделирование с изучаемыми объектами (свойства объектов) маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение, (подведение под понятие),проведение мини-исследований, описание и оценка;

Модули использования ИКТ на уроке

информационный коммуникационный технология обучение

Демонстрационно-тренировочный модуль построен на основе теории

поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и содержит материал, подводящий учащихся к осознанию орфографического правила и формирующий умение производить орфографический разбор.

Контрольно-тренировочный модуль содержит различные варианты заданий и упражнений, направленных на отработку умения применять орфографическое правило.

Внедрение ИКТ в обучение при неразумном их использовании может отрицательно влиять на психику и здоровье учащихся. Немецкий ученый Х.Г. Рольф называет следующие негативные факторы компьютерного обучения:

— опасность подавления межличностного общения, так как общение с компьютером понижает количество и качество личных контактов, что может нанести вред эмоциональному воспитанию;

— опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладает звук и изображение;

— ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению, так как для компьютерных обучающих программ свойственна так называемая “дигитализация” — приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры, замена многозначности на формальную однозначность, на реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод;

— отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;

— пассивность усвоения информации, так как у создателей программ есть стремление сделать свой материал простым и нетрудоемким;

— опасность снижения социализации человека, т.е. резкое уменьшение времени пребывания среди других людей и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров.

Проведённая диагностика

Проективный эксперимент (составлен автором лично)

Цель: изучение влияния программы SST QuickRead (ИКТ) на формирование универсального учебного действия — увеличение скорости чтения .

Время проведения: III четверть 1 класса, когда дети изучили все буквы.

Контингент: учащиеся первых классов- 13 человек.

Процедура проведения: учащимся предлагается прочитать две группы слов. Первая группа написана на листе бумаги (по одному слову, шрифт Arial, черный, размер 20, нежирный), а вторая группа выводится на экране компьютера (по одному слову) в программе SST QuickRead. Ребенок читает вслух и говорит «дальше», затем экспериментатор задает вопрос о прочитанном слове: что прочитал? И открывает следующее слово. Второй экспериментатор

Инструкция. «Когда прочитаешь слово, скажи «дальше», чтобы увидеть следующее».

Методика 1

Слова для чтения на бумаге

Методика 2

Слова для чтения на экране

Примечание: слова похожи звуко — буквенным составом, позицией ударения и графическим написанием.

река

сорока

машина

лак

горка

печка

лодка

клад

Анна

зайка

рука

ворона

рябина

мак

норка

пачка

ложка

град

Инна

майка

Результаты проведенного эксперимента показали следующее:

Методика 1

Методика 2

Уровень понимания прочитанного:

58%

77%

Скорость чтения

(среднее значение, 1 слово)

Анкетирование

Результаты анкетирования учащихся 2А и 2 Б классов, проведенного после 5 уроков русского языка в традиционной форме и 5 уроко русского языка с применением ИКТ (индивидуальные и групповые формы), показали, что использование информационных технологий при обучении орфографическим темам повысило во-первых, мотивационную значимость уроков русского языка, во-вторых, желание работать в группе.

№ п/п

Формулировка вопросов

Варианты ответов

Традиционный урок

Варианты ответов

Урок с ИКТ

1.

Понравился тебе урок?

Да- 80 %

Не очень-20 %

Да-100 %

2.

Тебе понравилось работать в группе?

Да-56%

Не очень-27%

Нет-17%

Да-86%

Не очень-8%

Нет-6%

В рамках опытно-экспериментальной работы совместно с педагогом-психологом была проведена работа по оценке результатов использования ИКТ: анализ высказываний детей, наблюдения за их деятельностью, в выборе предпочтений выполнения учебных заданий (в традиционной форме или с использованием ИКТ).

Были выявлены:

* психолого-мотивационные изменения учащихся: развитие познавательного интереса к процессу обучения и возможность само- и взаимооценки.

* развитие связной монологической речи при работе с учебными моделями.

Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий для формирования универсальных учебных действий младших школьников

1. использовать средства ИКТ в качестве инструментария формирования универсальных учебных действий у учащихся начальных классов;

2. реализовывать интегративный подход в многопредметной учебной деятельности будущего учителя на основе применения электронных образовательных ресурсов;

3. организовывать трансформацию эмпирической технической осведомленности и игровых компьютерных навыков детей в целенаправленную и осознанную познавательную информационную и коммуникационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами информационного общества;

4. осуществлять плавную интеграцию младших школьников в информационно-коммуникационную образовательную среду, при соблюдении принципов и норм здоровьесберегающих технологий, учет возрастных особенностей учащихся- применение игрового принципа обучения, учитывающего основной вид деятельности ребенка, и создание проблемной ситуации с опорой на его жизненный опыт;

5. профилактика рассеивания внимания: часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения пользователя от изучаемого материала из-за различных несоответствий. Происходит рассеивание их внимания, к тому же, нелинейная структура мультимедийной информации подвергает пользователя «соблазну» следовать по предлагаемым ссылкам, что [при неумелом использовании], может отвлечь обучающегося от основного русла изложения материала. Колоссальные объемы информации, представляемые мультимедийными приложениями, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.

6. обязательное присутствие вариантов «обратной связи» на уровне интерактивного взаимодействия. Любой контроль, в том числе организованный в рамках использования информационных технологий, создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию у ученика. Поэтому при использовании информационных технологий нужно включать реплики, оценивающие степень успешности деятельности учащихся

7. использование принципа моделирования среды, в рамках которой ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения.

Из выше изложенного следует, активная роль информационных технологий в образовании состоит в том, что они не только выполняют функции инструментария, используемого для решения определенных педагогических задач, но и стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют созданию новых форм обучения и образования. ИКТ совершенствуют навык построения знаний об обучении (понимание процесса обучения; метапознание), позволяют обучающимся стать экспертами в области своего собственного процесса обучения. Понимание того, как должно учиться, позволяет находить и применять успешные стратегии в любой предметной области, изучаемый материал (с интерпретацией учащегося) обрамляется в широкий учебный, общественный, исторический контекст.

Перспективы

-планировать образовательный процесс так, чтобы определенная часть занятий, и прежде всего, часть домашних занятий, была ориентирована на работу с компьютером: обучающие продукты, тренинг-программы, поиск нужной и полезной информации в Интернете и т.д.

-представление и публикация опыта работы в специальной литературе.

Результаты работы над темой в рамках опытно-экспериментальной работы

1) Методическое пособие «Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования универсальных учебных действий учащихся начальных классов» Приложение № 1

2) Открытые уроки в контексте темы исследования:

* городской семинар «ФГОС: преемственность и реализация» Математика, 2 класс, «Устная нумерация чисел в пределах 100. Закрепление»

*городской семинар «Реализация программы «Здоровое поколение». Обучение грамоте, 1 класс, «Звук ц, буквы Ц, ц» Конспект урока — приложение № 2

3) Диагностические материалы по определению УУД учащихся начальных классов.

4) Выступление на районном туре VI фестиваля «Использование информационных-коммуникационных технологий в образовательной деятельности». Тема выступления ««Использование информационно-коммуникационных технологий для развития универсальных учебных действий учащихся начальных классов». Дипломант.

Методическое практическое пособие

«Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования универсальных учебных действий

учащихся начальных классов»

Программа Word Microsoft Office

Виды, формы работы

Универсальное учебное действие

Особенности использования,

примеры

1)Работа с текстом

Этот блок заданий направлен на развитие навыков междисциплинарного раздела «Работа с текстом»

-ситуация предвосхищения, предупреждения ошибки

— вставлять («вписывать») в первоначальный вариант текста недостающий фрагмент

-исключать из текста лишнюю информацию

— менять части текста местами

— вставлять недостающие «связки» между частями текста, достигая логической завершенности текста

-устранять ошибки в установлении связей между частями текста

— «свертывать» / «развертывать» части текста,

— заменять слова в предложениях, входящих в текст

-возможность вставлять пропущенные слова в предложения, входящие в состав текста

-возможность перемещать, менять местами слова в предложениях, входящих в состав текста

Редактировать целостный текст и анализировать, как он меняется под влиянием вносимых изменений.

Ученик с помощью манипулятора-мыши может передвинуть объекты (буквы, слова, картинки) в нужном порядке.

В индивидуальной или фронтальной форме работы.

2)Работа с таблицей

— работа со знаково-символическими данными,

— умение «читать» таблицу,

— умение составлять таблицу,

— развитие операций синтеза, анализа, классификации и т.п.

? составление таблицы во время урока совместно с детьми (интерактивно), с последующим её заполнением. Задания типа: разделить числа на группы; составить, пользуясь Internet, библиографию сказок К. И. Чуковского; таблица терминов к предмету.

3)Диаграмма

— графическое представление данных,

— сравнение данных

? демонстрация соотношения нескольких данных. Задания: как способ проверки домашнего задания (поставить ответы в определенной последовательности), устный счет, закономерность в ряде чисел.

Программа PowerPointe Microsoft Office

1) задания в тестовой форме

2) работа с учебными моделями

— выбор ответа в ситуации вариативности,

— навыки пользования мышкой и клавиатурой,

— оценка результата работы одноклассников

? демонстрация нового учебного материала в интерактивном режиме. Задания: решение примеров, вставь букву

в презентацию могут быть интегрированы и элементы, не свойственные бумажным носителям, такие как анимация, видеовставки, звуковые фрагменты,

? задания с ситуацией выбора (тест-карты).

Эффективнее всего интерактивные презентации Power Point со встроенным макросом Drag And Drop.

Электронные образовательные ресурсы Internet

1)поисковые системы

2)сайты с функцией контроля

3)занимательный

материал к урочной и внеурочной деятельности

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации

— работа со словарем

-статистическая обработка результатов,

— самооценка достижений,

— выбор ответа в ситуации вариативности,

-решение нормативно-стандартных и эвристических задач

? поисковая система «Yandex»?

?цифровые энциклопедии, словари и справочники: узнавание значения неизвестных слов,

? тесты, тренажеры

?кроссворды, ребусы, развивающие задания

Программа SST Quik Reader

Чтение текста

Программа позволяет выводить на экран слово (предложение) по буквам, или по слогам, или целиком, при этом регулируется время выведения букв на экране (от самого медленного чтения до очень быстрого)

-зрительно-речевая координация,

— развитие скорости чтения,

— изучение букв, знаков,

— работа со словом, предложением,

? 1 класс, в период обучения грамоте, уроки литературного чтения Задания: прочитай букву, слог, слово, предложение.

Мультимедийные ресурсы на диск — носителях

1)предметные, обучающие

(в комплекте учебно-методического комплекса образовательной системы «Школа России»)

2)обучающие и развивающие, лицензированные

3)аудиопрослушивание литературных произведений

4) Научно-публицистические, художественные фильмы

-способность принимать решения,

-доводить начатое дело до конца.

— планирование (стратегия) игры,

-статистическая обработка результатов,

— самооценка достижений,

— сопоставлять разные (свои и чужие) эмоциональные оценки одних и тех же фактов

— «смысловое чтение», извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; развитие фонематического слуха; приобщение к культурным ценностям.

-ориентировочно-исследовательская, эмоционально-познавательная деятельность,

-предвосхищение и интеллектуализация эмоций,

— смыслоразличение и смыслообразование, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

— обучающие диски из УМК «Школа России», в которых учебный материал представлен от демонстрационного варианта до уровня контроля и оценки знаний

Прослушивание происходит на уроках чтения, уроках труда и ИЗО, во время сеансов галотерапии, во внеурочное время.

-Уроки труда и ИЗО:

Превращение гусеницы в бабочку (фрагмент научно- позн. / ф)

Первопечатник Иван Федоров (фрагмент х/ф)

— Урок окружающего мира6

Микрокосмос. Генезис. Птицы. (фрагмент научно — позн. /ф)

Внеурочная деятельность

ИКТ в комплексе

—поиск и сбор информации, подбор иллюстративного материала, сканирование, оформление в виде докладов, рефератов, электронных презентаций и пр.;

— издательская деятельность;

— подготовка учащимися материалов к урокам,

— работа по подготовке межпредметных и предметных проектов (в традиционном и в электронном виде).

Использованные ресурсы

Литература

1. Комарова, И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования./ И. Комарова.// Народное образование. — 2006. — №2. -С. 157 — 159.

2. ФГОС второго поколения./под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой./ , Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой,О.Б. Логиновой. — М. : Просвещение, 2009

3. «ФГОС.Программа развития универсальных учебных действий». Методические рекомендации. Асмолов А.Г. , 2011год

4. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования «Использование электронных средств обучения в образовательном процессе»

5. Диссертация «Использование информационных технологий в различных областях специального образования» Кукушкина О.И., Институт коррекционной педагогики РАО, 2005г.

6. Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей «Использование информационных технологий в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья»,г.о. Новокуйбышевск, 2009 год

7. «Использование информационных технологий в работе с детьми,имеющими ограниченные возможности здоровья»г.о. Новокуйбышевск, 2009 год

Поиск информации в сети Internet [Электронный ресурс]. — Порталы:

1. «Федеральный государственный образовательный стандарт» -стандарт ФГОС [текст]

2. «Российская Академия естественных наук» биоадекватное обучение [текст]

3. «My Senses» http://mysenses.ru/advokat/tselostnost-myshlenija

О целостности мышления [текст]

4. Грицык В.А.Об активной роли информационных технологий в учебном процессе.

5. «Информационные технологии в образовании дляобщества знаний: существует ли универсальный ключ?»Гордон Лев Григорьевич, ИнститутЮНЕСКО по информационным технологиям вобразовании (Москва Россия)

http://ifapcom.ru/files/Monitoring/gordon_IKT-obraz.pdf

6. Сайт «Начальная школа»[Электронный ресурс] Режим доступа:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся ,

воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (VI вида) № 9

Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект урока

(в аспекте формирования универсальных учебных действий)

Класс: 1

Предмет: литературное чтение (период обучения грамоте)

Образовательная система: «Школа России»

Тема: «Звук [ц], буквы Ц ц».

Выполнила: учитель начальных классов

Верхоланцева Любовь Петровна

Санкт-Петербург

23 декабря 2011

Цели урока:

— дать представление учащимся о звуке [ц] и буквах Цц, обозначающих этот

звук на письме;

— подвести к осознанию: знать буквы необходимо для жизни.

Этап урока

Содержание

Задачи, направленные на формирования универсальных учебных действий (УУД)

1.

Актуали-зация

Темы

2-3 ‘

1.Учитель показывает книгу, на которой буквы названия закрыты.

— Ребята, как можно узнать, о чем книга?

— Мы с вами знаем буквы?

Учитель поочередно открывает буквы: К, И, Р, Ц.

— Теперь сможем прочитать название? («Цирк»)

— Добились цели узнать, о чем книга ?

— Какие знания нам пригодились?

— Отгадайте, о какой из этих букв будем говорить на уроке? (О букве Ц, так как эту букву еще не изучали)

УУД познавательное:

формулирование познават.цели, решение задачи-затруднения

2.

Уточнение значения слова «цирк»

2-3′

2.- Что такое цирк?

— Я тоже спросила у библиотекаря, когда брала эту книгу: «Что такое Цирк ?» (Учитель показывает книгу «Толковый словарь»)Она дала Толковый Словарь. Но я не понимаю, почему он так называется…(высказывания детей)

— В словаре дано определение:

Цирк- вид искусства; зрелищное предприятие, представление с участием артистов.

— Если кто-то из вас заинтересуется, то можно помотреть Словарь на нашей книжной полке.

3. — А вот каким запомнил цирк С.Я.Маршак, еще в детстве:

Впервые на арене

Для школьников Москвы —

Ученые тюлени,

Танцующие львы.

Жонглеры-медвежата,

Собаки-акробаты,

Канатоходец-слон,

Всемирный чемпион.

Единственные в мире

Атлеты-силачи

Подбрасывают гири,

Как детские мячи.

Летающие

Кони,

Читающие

Пони.

Выходит борец

Иван Огурец

Веселая сцена

С названием арена.

-Кто выступает в цирке?

УУД познавательное:

способ информационного поиска

УУД познавательное:

Развитие воображения

3.

Выделение

звука [ц] в речи

7-8′

4. — Найдите в тексте слова со звуком [ц]. Учитель читает стих-е повторно. — Составьте схему слова «цирк» — Какой звук ц?(Учитель ставит на доске синий квадрат-обозначение звука[ц] ) Аналогичная работа со словами «сцена», «огурец» Т.о. на доске-три синих квадрата- обозначение звука[ц]

— В какую группу звуков определим? (в согласные звуки)

— Как узнали, что он согласный (воздух встречает преграду во рту — зубы.) — Как узнали, что он звонкий? (произносим его без голоса) — Какой звук [ц]: сделайте вывод? (Всегда согласный и всегда твердый) — Посмотрим на таблицу (в учебнике):2-3 детей дают характеристику звуку [ц]:согласный-гласный , твердый- мягкий, звонкий -глухой.

5. Чистоговорка

-Потренируемся в произношении звука [ц]:

Цы -цы- цы мы помыли огурцы

Цу- цу- цу дали нам по огурцу

Проговаривание:

— вместе с учителем с одновременным прохлопыванием

— 2-3 ученика и одновременно перекидывают мячик в руках

УУД общеучебное:

преобразование информации действием замещения

Коррекция: активизация слуховой и двигат.функций

4.

Обозначение буквы Цц на письме

4-5′

6. -Кто знает, как пишется буква Ц?

7. — Буквы перепутались. Найдите букву Ц.

— На что она похожа?

Вот какая буква Ц —

С коготками на конце.

Коготок-царапка —

Как кошачья лапка.

(Работа с лентой букв)

— Найдем место на ленте букв русского языка. К какой группе относится буква Ц?Какие еще группы букв вы знаете?

Давайте решим: какая модель (в виде круга) может обозначить Ленту букв?

(Дети проводят обсуждение в группах по 3 чел.)

8. Детям раздаются печатные листы (см.ниже) с изображением кошки:

— Нарисуйте киске лапки-царапки. Сколько букв ц получилось? Почему? (4 лапки)

Задание: найти в таблице все слоги с буквой ц.

(Дети выполняют.)

— Взаимопроверка: поменяться с соседом листами, проверить и обсудить его работу. Поставить количество ошибок.

-Сколько всего слогов получилось?

— Как можно сделать, чтобы их стало 11? 9? (варианты ответов детей)

Коррекция: развитие зрит.-пространств. ориентировки.

УУД знаково-символич: моделирование.

Коммуникатив. УУД: саморегуляция и взаимоконтроль

Коммуникатив. УУД: саморегуляция и взаимоконтроль

УУД общеучеб: применение математич. Знаний

5.

Смысловое чтение

15-20′

9. Работа с текстом в учебнике (подготовит.).

9.1-Предлагаю вам в нашей фантазии побывать на представлении в цирке. Вот как изобразил его художник (иллюстрация в Азбуке)

— Что изображено на иллюстрации?

— Кто выступает на арене? (высказывания детей)

9.2 — На слайдах прочитайте слова (слова написаны разным шрифтом в разном оформлении).

Какие из них можно использовать к этой иллюстрации? (ученики читают и рассуждают)

Слова: тигр, жонглёр, медведь, ель, собачки, клоун.

9.3 (Работа с программой SST Quick Reader)

На экране по слогам появляются слова по времени:1 слог высвечивается на экране

1 секунду)

— Читаем слова на цирковую тему (из текста):

ко-ль-цо

мо-то-ци-к-л

та-н-цу-ют

9.4 Чтение текста в учебнике.

-Давайте узнаем, о чем говорится в тексте.

* чтение текста учителем:

-О чем говорится в этом тексте?

— Что такое цирк ?

* читает учитель (в замедленном темпе), дети следят по тексту,

-Это рассказ или стихотворение? Почему?

* хоровое чтение с учителем (по предложениям

— О ком говорится в предложении?)

* самостоятельное чтение детей.

— Сколько предложений в рассказе? Как узнать ?

— Найдите восклицательное предлжение. Как его надо прочитать?

— Придумайте название рассказа.

Коррекция: развитие зрит.-пространств. ориентировки

УУД общеучеб : зрит-слуховая координация

6.

рефлексия

3′

— Подведем итог уроку: каких результатов достигли?

— Какую букву изучали на уроке? Для чего нужно знать буквы?

— Сможем теперь прочитать название книги?

— О каком виде искусства говорили? Сможем предположить, о чем и о ком эта книга?

— Что на уроке узнали нового-то, о чем раньше не знали?

— Что на уроке запомнилось больше всего?

На слайде — слово «Спасибо!»

Кому можем адресовать это слово? Почему?

УУД личност:

Решение жизненной задачи и умение достигать цели

ци

цу

це

не

те

ши

ти

ца

гы

це

ме

те

цу

то

цо

ца

па

цы

пе

це

Размещено на