Понятие развития. Категории, характеризующие процесс развития

Предмет, объект и цели психологии развития. Структура психологии развития

Психология развития – занимается изучением возрастной динамики развития человеческой психики, онтогенеза психических процессов и психологических свойств личности качественно изменяющегося во времени человека.

Результатом развития являются изменения. Виды изменений:

1) анатомо-физиологические ( развитие тех органов и систем, которые более связаны с ходом психического развития – нервная система, опорно-двигательная система, половая система)

2) когнитивные ( ощущения, восприятия, памяти и т. д)

3) личностные ( темперамент, характер, воля, эмоции, самосознание)

4) социальные ( изменения в общении, поведении)

Цели изучения развития:

1) определение универсальных изменений ( присущи всем людям).

Для определения того, что является нормой определенного периода. Пример: ребенок должен заговорить к 2 годам.

2) определение индивидуальных различий в рамках нормы психического развития (указывает, что нет абсолютно одинаковых людей)

Структура психологии развития: (состоит из разделов)

— пренатальная психология – изучает развитие человека от зачатия до рождения.

— детская –от рождения до 10-11 лет.

— подростково-юношеского возраста – от 10-11-лет до 18-20.

— зрелости (акмеология) – от 18-20 до 60 лет,

— пожилого и старческого возраста –от 60 и до смерти.

Психология развития- процесс, который идёт одновременно в двух направлениях эволюции (улучшение) и энволюции (ухудшение).

Междисциплинарные связи психологии развития

Психология развития имеет тесные междисциплинарные связи с рядом наук:

1) генетикой, анатомией и физиологией развития; эти науки помогают осветить особенности пренатального развития, физического и моторного развития. Особый интерес имеет развитие ЦНС, органов чувств и эндокринных желез;

2) социологией и социальными дисциплинами. имеют значение для психологии развития за счёт анализа процессов социального взаимодействия в семье, школе, группе сверстников, социально-экономических условий развития.

3) психологические дисциплины: общая психология, позволяет лучше понять психические процессы познания, эмоций, воли; психология творчества , помогает объяснить развитие одарённых и опережающих норму развития детей; педагогическая психология, позволяет правильно обучать и воспитывать; психодиагностика идёт с психологией развития в области адаптации и применения диагностических методик в сравнительном анализе интеллектуального, личностного развития и для определения возрастных норм развития.

14 стр., 6580 слов

1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии ...

... 3) начало 20в.- предметом психологии являлось поведение. Большая популярность бихевиоризма, основоположник Дж.Уотсон. «+» Империческая база. 4)Современный этап развития психологии связан с изучением психики ... осуществляется с опорой на методологические принципы 1)системностей (явления в системе) 2)детерминизма (причинной обусловленности) 3)развития 4) единства психологического сознания и принцип ...

4) этологией (занимается сравнительным изучением поведения среди животных).

Она показывает биологические корни поведения, поставляя информацию о взаимодействии среды и индивида. Так же ценной является методическая возможность проводить наблюдения и эксперименты на животных, и особенно в тех случаях, когда их проведение на человеке запрещено из этических соображений. Возможность переноса на человека результатов, полученных на животных, очень важна для понимания человеческого развития.

5) культурной антропологией и этнологией, которые изучают межкультурные различия в поведении и переживании. Это позволяет проследить влияние социальной среды (культурной среды) на протекание процессов психического развития;

Понятие развития. Категории, характеризующие процесс развития

Развитие– изменение, образующее ветвящейся процесс содержащий с одной стороны – узлы качественных изменений, приемственно следующих друг за другом, а с другой- линии количественных изменений, соединяющие узлы между собой.

Изменения, в процессе развития, могут быть:

1) количественными(объем памяти) и качественными(когда появляются новые свойства),

2) непрерывными, скачкообразными,

3) универсальными (присущи всем людям) и индивидуальными,

4) целенаправленными и ненаправленными,

5) прогрессивными (эволюционными) и регрессивными (инволюционными)

6) обратимые (однажды возникнув могут исчезнуть. Пример: знания) и необратимые (сохраняются на всю жизнь. Пример: речь)

7) биологические (пример рост) и социальные( пример: язык на котором мы разговариваем)

Развитие — это общий процесс, и его характеризуют механизмы развития. И эти механизмы могут быть описаны в таких категориях как:

1) Рост (это количественные изменения)

2) Созревание – процесс, регулируемый внутренними факторами. Направленный на изменения биологических органов и систем человека, участвующих в тех системах, которые участвуют в психических изменениях.

Факторы: необратимость многих изменений, нагоняемость (если развитие тормозилось, то при таком факторе происходит нагоняемость); возникновение изменений в строго определенном возрасте, протекание процессов развития в одной и той же последовательности у разных людей.

 

Процессы созревания создают исходные предпосылки для многочисленных процессов психического развития и одновременно ограничивают влияния социального фактора.

3) Научение – процесс усвоения определенных знаний и моделей поведения. Для научения необходимо наличие определенного образца учитель-ученик.

4) Дифференциация – когда некая общая структура начинает дробиться на мелкие дробные части, и в результате чего возникают новые свойства психических процессов, появляются новые виды. Интеграция – это обратный процесс дифференциации.

5) Запечатление — механизм непроизвольного, неконтролируемого сознанием усвоения знаний и поведения. Пример: наличие речи в раннем возрасте, запечатление родительской модели поведения.

23 стр., 11172 слов

Развитие психики человека в онтогенезе

... процессов соответствует перечисленным критериям развития. Психика - это внутренний, субъективный мир человека, который возникает в процессе взаимодействия человека с внешним, объективным миром, в процессе активного его отражения. Развитие ... в основном развитие психосексуальное. В разные возрастные периоды развития человека она реализуется через эрогенные зоны, характерные для данного возраста. Если ...

6) Социализация – процесс усвоения общественных или социальных норм, ценностей, правил. В понятии социализации выделяют две стороны. Первая — это социальное становление человека, т.е. процесс спонтанного врастания его в социальное окружение. Вторая — социальное формирование человека, т.е. процесс целенаправленной адаптации его к существующим ценностям, нормам.

7) Индивидуализация — процесс поиска личностью своей непохожестью, по сравнению с другими людьми.

 

Понятие возраста в психологии развития

Возраст — одна из центральных категорий психологии развития, которая имеет два значения.

Абсолютный возраст(календарный, или хронологический) выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет), начиная с момента зачатия до смерти. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой.

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Результатом определенного условного возраста является помещение объекта в определенную периодизацию. Признаки по которым определяется условный возраст называются возрастными свойствами, т.е. каждый период отличается своими свойствами (характеризуют среднестатистического человека).

У человека несколько условных возрастов: психологический, биологический, социальный, субъективно-переживаемый возраст личности

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для хронологического возраста. Если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, наоборот, то биологический возраст превышает хронологический возраст.

Психологический возраст определяется соотнесением уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормами. Если психические изменения отстают от хронологического возраста, то психологический возраст меньше хронологического, а при опережении хронологического возраста психологический возраст превышает хронологический.

Социальный возраст измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

субъективно-переживаемый возраст личности за основу взято самоощущение человека, т.е. к какому хронологическому возрасту он сам себя приписывает. субъективный возраст может быть меньше, больше или равен хронологическому возрасту.

2 стр., 546 слов

История становления и развития психологии управления как науки

... психики, но и взаимоотнашениями с другими людьми, влияние групповой нормативной психологией и морально – психологической атмосферой, существующей ... Развитие науки началось с 1960 года, основными направлениями становятся исследования проблем мотивации трудового процесса и управления трудовой деятельностью. Современные подходы управления психологии. Основными поступками являются следующие: · Человека ...

Жизненный путь индивида

Развитие индивида описывается в нескольких терминах: Время жизни (протяженность), жизненный цикл (жизнь индивида подчинена некоторой цикличности, этапы жизни представляют собой постоянный круговорот), жизненный путь (полно отражает жизнь человека).

В современной Ψ большое значение приобретает биографический метод — изучение человека идет через его биографию, принято изучать развивающегося индивида в изменяющемся мире. Жизненный путь характеризуется неравномерностью и гетерохронностью протекания возрастных процессов. неравномерность и гетерохронность возрастных процессов делают любую научную организацию жизненного пути и его отдельных этапов заведомо условным, допускающий любые вариации и отклонения от статистически средних, которые являются вполне нормальными, неустранимые, представляя собой разные типы развития.

(можно говорить то что выделено, а можно и нет. Смотря сколько время)

Американские ученые Шеррод и Брим сделали следующие выводы:

Ни процесс, ни конечный результат развития нельзя считать однонаправленным и ведущим к одному и тому же конечному результату.

Развитие происходит от зачатия до смерти, при этом пластичность и способность к изменениям сохраняется на протяжении всей жизни. Разные процессы развития могут начинаться, продолжаться и заканчиваться в разные моменты жизни. Развитие в разных областях не обязательно имеют сходные траектории или принципы.

Задачи и проблемы психологии развития

Выделяются задачи, выступающие одновременно и функциями психологии развития:

1) Описание процесса развития предполагает поиск ответа на вопрос, какие психические процессы и свойства изменяются в разном возрасте от рождения до смерти.

 

2) объяснения развития направлена на выявление причин, факторов и условий, вызывающих изменения в поведении и переживании. Чтобы объяснить развитие необходимо ответить на вопрос «Почему это изменение произошло?», тем самым раскрыть причины для уже имеющегося следствия и определить факторы, его вызвавшие.

 

3) прогноз развития и её решение направлено на поиск ответа на вопрос «К чему произошедшее изменение приведёт?». Это означает, что при прогнозе необходимо указывать на следствия, которые вытекают из данной причины. Чтобы сделать правильный прогноз необходимо наличие 1 и 2 задачи. Прогноз носит гопотетический характер.

 

4) Коррекция (исправление) развития как задача сводится к управлению развитием через изменение его возможных причин. Важно отметить особое место прогноза и коррекции развития при решении прикладных задач психологии развития.

Проблемы — это те вопросы которые появляются при изучении предмета психологии развития:

1.детерминации психического развития. Состоит в решении вопроса о том, какой фактор развития является главным: внутренний или внешний? К внутренним факторам относят биологические факторы: наследственность, особенности биологического развития, характеризующие внутриутробное развитие ребёнка. К внешним факторам относят характеристики социальной среды, в которой проходит развитие ребёнка.

 

2.соотношения в общем психическом развитии эволюционных (изменения происходящие поступательно. Пример: развитие мышления), революционных ( происходит быстро в краткие сроки. Пример: овладение прямохождением) и ситуационных изменений (происходят в психологии индивида под влиянием конкретной ситуации. Революционные и эволюционные изменения необратимы.

11 стр., 5037 слов

Развитие психических процессов у детей с ЗПР через ознакомление ...

... развитии психической деятельности ребёнка. Проблема задержки психического развития и трудностей обучения этих детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Психолого-педагогическое изучение возможностей психического развития детей с задержкой психического развития ... условием существования человека, одним из факторов его психического развития, становления и ...

 

3.Соотношения в общем психическом развитии уровня когнитивного и личностного развития человека. Суть в том, чтобы выявить взаимосвязаны ли уровни.

 

4.Соотношения в развитии процессов организованного и стихийного обучения и воспитания. Под организованным понимают процесс, характеризующийся наличием целей, задач, использованием специальных методов и приёмов воздействия на личность. Организованное обучение и воспитание всегда предполагает ориентацию на определённый эталон. Как правило, организованное обучение и воспитание происходит в семье, в учреждениях системы образования, через СМИ. При стихийном личность не испытывает целенаправленного воздействия со стороны среды, однако сам факт жизни в обществе предполагает, что личность спонтанно усваивает определённые знания, нормы и ценности в процессе общения с окружающими людьми.

8.Факторы психического развития человека: общее понятие об условиях и движущих силах психического развития

К факторам психического развития относятся условия и движущие силы этого развития.

Движущие силы процесса развития — противоречия в процессе развития.

Условия психического развития -внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые влияют на ход психического развития, формируя его динамику и определяя конечные результаты.

Внутренние условия — это предпосылки, т.е. нет строгой линейной зависимости. Главным внутренним условием психического развития является наследственность. А так же внутриутробное развитие, особенности родов и оценка физического здоровья.

Наследственностьсвязана с получение определенного генотипа, который формирует особенности ребенка. Для оценки роли наследственности в развитии используют метод близнецов. Этот метод предполагает сравнение моно и дизиготных близнецов. Гены оказывают огромное влияние на интеллект. Если у родителей были психические нарушения, то дети становятся предросположенными к этим болезням.

В период внутриутробного развития могут оказать негативное влияние тератогены. Тератоген- это специфический фактор, нарушающий нормальное развитие плода. К тератогенам относятся: лекарства, наркотики, алкоголь, никотин, гормональные препараты, экология, болезни, материнские факторы.

Внешние условия – окружающая среда. Делится на природную и социальную. Социальная среда является источником развития.Социальная среда делится на макросреду ( общество) и микросреду (семья, друзья).

Законы психического развития

Законы- научные положения, которые объясняют как происходит развитие.

1) Закон гетерохронности. Ему присуща разновременность. Все психические функции человека развиваются в разное время. Смысл гетерахронности в том, что она обеспечивает лучшую адаптацию к жизни.

2) Неравномерности.Развитию присущ колебательный характер, наблюдаются периоды подъема и спада или стабилизации, которые могут чередоваться друг с другом случайной последовательностью.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... гимназию; для возмужалых молодых людей — академию. Новое время: Наиболее известной является позиция Жан Жака Руссо, который изложил свои взгляды на психическую природу ребенка в своем известном произведении «Эмиль, ... Аристотель (384-322 гг. до н.э.), давая объяснение развитию, соответ­ствующим образом представил и первую возрастную периодизацию, состоящую из трех этапов: 1) до 7 лет; ...

3) Сочетания в процессе эволюции и инволюции. Означает что в процессе психического развития процессы приобретения нового сочитаются с процессами запоминания старого.

4) Сензитивность развития.Сензитивный период развития —период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания.

Сензитивность возрастная — оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств, присущее определенному возрастному периоду.Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий ивремени для ее становления.

 

5) Кумулятивность психического развития. означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. пример — становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.

 

6) Стадиальность развития. Психическое развитие происходит поэтапно, каждая возрастная стадия имеет свой темп и ритм. Например, год жизни младенца не равноценный года жизни в дошкольном возрасте.

Каждая возрастная стадия особенно ценна для психического развития ребенка. Поэтому важно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять возможности ребенка в свойственных его возрасту видах жизнедеятельности. Только реализация всех возможностей предыдущей стадии обеспечивает переход к новой стадии развития.

Стратегии построения исследования в психологии развития

В психологии развития используют стратегии:

· Поперечных срезов. Предполагает, что для изучения динамики одновременно включают несколько разновозрастных групп населения. Эта стратегия положительна для того, чтобы получить информацию о динамике крайне быстро. А недостатком является то, что данные подвержены когорте ( т.е. группа людей из одного и того же места и родившиеся в одно и тоже время).

· Продольных срезов.Для изучения динамики в исследовании участвуют одна и та же выборка испытуемых. Определяется интервал. Пример: 2014-2030г. Недостатки: долго, убывание выборки испытуемых, испытуемые регулярно участвовавшие в исследованиях, будут показывать более высокий уровень результатов. Например исследование мышления. Положительность в том, что исследование дает наиболее объективную информацию.

· Межкультурные исследования. Исследование проводится не в одной культуре, а одновременно в нескольких. Такие исследования позволяют ученому определить, применимы ли выводы, сделанные в отношении развития детей из одного социального контекста, к детям из других этнических групп либо социально-экономических стратов в пределах одного и того же общества.

Методы сбора данных

Методы сбора данных- это неэксперементальные методы, и к ним относятся:

19 стр., 9448 слов

Особенности психического развития личности взрослого человека

... Б.Г. Ананьева явился период разработки идеи комплексного изучения человека и построение на ее основе возрастной периодизации развития. В статьях "Человек как общая проблема современной науки", "О системе ... 60-70 лет). а) Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность. б) Кризис 40 лет. Коррективы жизненного замысла. в) Отношения с детьми. г) Зрелость и психологический возраст. ...

1. Наблюдение— преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Наблюдение можно проводить в естественной обстановке(включенное наблюдение) и в лабораторных условиях(структурированное наблюдение).

При структурированном наблюдении испытуемый помещается в такую обстановку, которая может помочь в понимании интересующего поведения. При этом за ним ведется незаметное наблюдение. Разновидностью наблюдения является самонаблюдение в форме словесною отчета.

2. Тестирование.Есть возрастные ограничения. Нельзя людям старше 60 лет, и детям, которые ещё не могут понимать.

Опрос

Беседа (интервью)

5. Анкета.Имеет возрастные ограничения. И человек может давать неверные ответы.

6. Изучение индивидуальных случаев.Изучается история жизни человека

7. Психофизиологические методы.измеряют соотношение между физиологическими реакциями и поведением и позволяющим установить биологические основания перцептивных, когнитивных и эмоциональных реакций ребенка. Психофизиологические методы особенно полезны для понимания интеллектуального и эмоционального опыта детей до 3-х лет.

8. анализ продуктов деятельности. изучается не процесс деятельности, а ее результат (рисунки и поделки, дневники и стихи, рукописи, конструкции, художественные произведения).

9. Кожных реакций. по интенсивности потовыдилений например.

 

Проблема развития в персоногенетических теориях развития

Содержание персоногенетического подхода представлено в работах Маслоу и Роджерса. Они отвергают детерминизм внутреннего или средового программирования. По их мнению, психическое развитие — результат собственного выбора, сделанного человеком. Сам процесс развития носит спонтанный характер, поскольку его движущей силой является стремление к самоактуализации (по Маслоу) или стремление к актуализации (по Роджерсу).

Эти стремления носят врожденный характер. Смысл самоактуализации или актуализации состоит в развитии человеком собственного потенциала, своих способностей, что ведет к развитию «полноценно функционирующего человека».

различия во взглядах: Маслоу полагал, что поведение человека и его опыт регулируются иерархией потребностей, а согласно Роджерсу личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения. Но несмотря на эти различия, оба они полагали, что люди всегда стремятся вперед и при подходящих условиях реализуют свой потенциал, демонстрируя истинное психическое здоровье.

Стремление к самоактуализации (Маслоу) — врожденное стремление человека к максимально полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Стремление к актуализации (Роджерс) — врожденная тенденция личности развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность, т. е. сохранить, развить и усилить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности. Иерахия потребностей — в концепции Маслоу расположение потребностей от низших к высшим. При этом доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек сможет осознать и быть мотивированным вышележащими потребностями.

4 стр., 1737 слов

По МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, ...

... nbsp; МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития «Обучение и воспитание дошкольников с ЗПР» ... по МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития «Обучение и воспитание дошкольников с ЗПР» ...

Слабая сторона этих теорий в том, что они не анализируют, как человек развивается в позновательной сфере.

30.Когнитивные теории развития: общий анализ. Теория когнитивного развития ребенка Дж. Брунера

Эти теории представляют людей рациональными, активными, знающими и умелыми. Благодаря познанию окружающего мира человек получает и обрабатывает информацию, и сам может создавать новые значения для общества и себя. Для когнитивистов развитие представляет собой изучение в психических структурах, при этом эти изменения зависят не только от воздействия среды, но и от биологического созревания. Поэтому эти психологи изучают стадиальные изменения в поведении, которые происходят по мере роста и созревания индивидуума.

Когнитивные теории начинаются с работ Пиаже. Они включают в себя взгляды представителей информационного подхода, которые уподобляют умственную деятельность человека работе компьютера.

Теория когнитивного развития ребенка Брунера.
Главным параметром развития ребенка является развитие его интеллекта, а его развитие определяется биологическими влияниями и социальными.

Основные идеи:

1. из различных биологических способностей, которые появляются в течение первых 2-х лет жизни, три являются наиболее важными: способность к воображению, иконическая память и символическое кодирование. Они возникают в онтогенезе в указанной последовательности на 6, 12 и 18 месяцах.

2. указанные биологические способности позволяют детям принимать информацию, обрабатывать ее, и кодировать.

3. сами по себе врожденные способности не развиваются. Они обнаруживаются когда ребенок включается со взрослым в активную деятельность. Дети имеют предрасположенность к обучению от взрослых.

4. язык – самая важная система символического представления информации. Господство естественного языка позволяет детям выходить за пределы простых когнитивных стратегий, работать с понятиями и использовать логику.

5. после 5 лет с хорошим освоением языка, ребенок становится способным соединять использование языка с другими способами представления информации.

6.когнитивное развитие в различных культурах идет по-разному.

31.Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже: основные положения

Пиаже, рассматривал становление интеллекта как стержневую линию психического развития ребёнка, от которой зависят все другие психические процессы. Он выделил особенности детского мышления:

Эгоцентризм — суждение ребёнка о мире исключительно со своей точки зрения, не учитывая чужого мнения.

Реализм — рассматривает предметы такими, какими даёт их непосредственное восприятие.

Анимизм- одушевление вещей.

Артификализм — всё существующее рассматривается как созданное человеком.

Интеллект, по мнению Пиаже, всегда стремится к установлению равновесия между ассимиляцией (процесс включения новой информации в уже существующие схемы) и аккомодацией (акт изменения схем применительно к новой ситуации), что образует основу интеллектуальной адаптации к внешней среде и позволяет выжить человеку как виду.

8 стр., 3917 слов

Основные виды деятельности и их развитие у человека

... деятельностью, мотивационной, познавательной и регуляторной. Основные виды деятельности и их развитие у человека Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне ... осознанной активности человека является труд. Труд служит средством и способом его самореализации в личной и общественной жизни, общения, познания себя и окружающего мира, развития себя как ...

Пиаже выделил стадии когнитивного развития. ( Согласно теории Пиаже ребёнок является «активным учёным», который взаимодействует с внешней средой и развивает всё более сложные стратегии мышления.)

 

 

Выготский о критериях возрастной периодизации психического развития.

Выготский разделил критерии на 3 группы:

1)внешние критерии – не относятся к субъекту развития,. Не являются надежными для построения возрастных периодизаций.

2)внутренние критерии. Должны быть:1. Объективными. 2. Являются показательными для суждения об общем развитии. Выготский считал, что схемы периодизации: а)достаточно субъективные. б) для периодизации выдвигают только 1 признак.

3)психическое развитие приравнивается к биологическому развитию. Критерии, которые являются отражением собственно психического развития человека: а).

Психические новообразования. Б).

Социальная ситуация развития как отражение особенности психологии ребенка. В).

Кризис развития.

Социальная ситуация развития – это своеобразное для данного возраста система отношений ребенка с обществом.

Внутренние процессы развития – психологические особенности ребенка данного возраста и его положение в системе отношений с обществом.

Внешние условия развития – отношение окружающих к ребенку, т.е. на сколько оно является соответствием или несоответствием его особенностям.

Психологические новообразования – Это психические, психологические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития, определенное сознание человека, его отношение к среде. Кризис развития – это переходная точка между двумя стабильными периодами развития.

Характеристика критериев возрастной периодизации психического развития, принятых в советской психологии развития.

Выготский различал три группы периодизации: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития. Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу. Во второй группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например, развитие костных тканей у Блонского и развитие детской сексуальности у 3. Фрейда. Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак — появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство (до 8 месяцев — 2-2,5 лет), детство молочных зубов ( примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).

Периодизация психического развития человека.

Периодизация психического развития — выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий (периодов) психического развития. Научно обоснованная периодизация должна отражать внутренние закономерности самого процесса развития (Л.С. Выготский) и отвечать следующим требованиям: 1) описывать качественное своеобразие каждого периода развития и его отличия от других периодов; 2) определять структурную связь между психическими процессами и функциями в рамках одного периода; 3) устанавливать инвариантную последовательность стадий развития; 4) периодизация должна иметь такую структуру, где каждый последующий период основан на предшествующем, включает и развивает его достижения. Отличительными особенностями многих П. п. р. являются их односторонний характер (отрыв развития личности от развития интеллекта) и натуралистический подход к психическому развитию в онтогенезе, что находит выражение в игнорировании исторически изменчивого характера периодов развития. Примерами таких периодизаций являются периодизация развития интеллекта Ж. Пиаже, психосексуального развития 3. Фрейда, развития личности Э. Эриксона, сенсомоторного развития А. Гезелла, морального развития Л. Кольберга.

Теория развития личности Божович

Она разработала свою теорию опираясь на взгляды Выготского и частично Леонтьева. Для характеристики развития и возрастной периодизации использует 3 критерия:
1) социальнаяя среда развития.

2) ведущая потребность ребенка.

3) личностные новообразования.

Согласно Божович, развитие личности направлено на достижение личностной зрелости и каждая возрастная стадия является одной из ступенек в этом процессе достижения зрелости. Зрелость личности – личность, которая достигла такого уровня развития, когда она выступает субъектом своего развития, является свободной от воздействующих на нее влияний среды и является свободной в своем личностном самоопределении.

В своей периодизации она выделят стадии развития личности: -младенчество, раннее детсво, дошкольноее д-во, малдше-школьное д-во, кризис подросткового возраста (1 фаза (12-14лет), 2 фаза(14-17лет).

Божович рассм-т кризис развития: кризис новорожд-сти, 1 года, 3-х лет, 7 лет, подр-го возрастата.

43. Модель развития общения М.И. Лисиной. Анализ статьи М.И. Лисиной «Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни»

Отталкиваясь от психологической теории деятельности Леонтьева и, соответственно, рассматривая общение как коммуникативную деятельность, Лисина считает потребность в общении самостоятельной и отличной от всех других видов потребностей. В качестве мотива деятельности общения выступает партнер по общению.

Мотивы делятся на 3 группы — познавательные, деловые и личностные. В качестве средств общения рассматриваются экспрессивно-мимические движения, предметные действия и речевые операции. Каждая из выделенных форм общения характеризуется: 1) временем, 2) местом, 3) содержанием потребности, 4) ведущими мотивами и 5) средствами общения.

В периодизации развития общения выделяются следующие формы: 1) ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (первое полугодие жизни); 2) ситуативно-деловое общение (6 мес — 2 года); 3) внеситуативно-познавательное общение (3—5 лет); 4) внеситуативно-личностное общение (6—7 лет).

 

Под ее руководством были проведены экспериментальные исследования Общения младенцев со взрослым и его влияния на психич. развитие ребенка. Одним из осн. методов в этих исследованиях было сравнительное изучение детей, воспитывающихся в семье и без семьи в детских учреждениях закрытого типа. Было доказано, что в условиях органического, как и коммуникативного, дефицита процесс развития замедляется и его закономерности выступают в открытой, развернутой форме. Дефицит индивидуально адресованного, эмоционального Общения со взрослым существенно тормозит и деформирует психич. развитие детей. Было показано, что между младенцем и взрослым осуществляется Общение., в к-ром активны оба партнера и к-рое возможно только при психол. отделенности ребенка и взрослого. потребность в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей. Общение со взрослым в большинстве случаев составляет лишь часть более широкого взаимодействия ребенка и взрослого, побуждаемого и другими потребностями детей. Поэтому развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребенка, к которым мы относим потребность в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. На этой основе мы выделяем и три основные категории мотивов общения – познавательные, деловые и личностные. Общение протекает в форме действий, составляющих единицу целостного процесса.

Кризис новорожденности

(0-2мес)

ЭТО ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД, КОТ. СОВМЕЩАЕТ В СЕБЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕНАТАЛЬНОГО И ПОСТАНАТАЛЬНОГО ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ЧЕЛ.КРИЗИС НОВОРОЖД. ДЛИТСЯ ПРИМ. 2 МЕС. НА ПРОТЯЖЕНИИ ЭТОГО ВОЗРАСТА РЕБ. ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ СЛЕУЮЩИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ:

1.НОВОРОЖДЕННЫЙ СОХРАНЯЕТ ЭМБРИОНАЛЬНУЮ ПОЗУ.(Т.К. ТОНУС МЫШЦ ЗГИБАТЕЛЕЙ ВЫШЕ ЧЕМ РАЗГИБАТЕЛЕЙ)

2.У НОВОРОЖДЕННОГО ЕЩЕ НЕ СОВЕРШЕННАЯ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ.( ПОТОВЫЕ ЖЕЛЕЗЫ РАБОТАЮТ ПЛОХО)

3.НОВОРОЖД. ПОЧТИ 80% СУТОК СПИТ. ПРИ ЭТОМ СОН ЕГО ХПРАК-ЕТСЯ ПОЛЕФАЗНОСТЬЮ-СПИТ КОРОТКМИМ ПРОМЕЖУТКАМИ.

4.У НОВ-ГО СОХРАНЯЕТСЯ МНОГО ВРОЖДЕННЫХ БЕЗУСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ.( ХВАТАТЕЛЬНЫЙ, СОСАТЕЛЬНЫЙ, ПОИСКОВЫЙ, РЕФЛЕКС МОРРО(ИЛИ ОБХВАТЫВАЮЩИЙ РЕФЛЕКС), МИГАТЕЛЬНЫЙ, АВТОНОМНАЯ ПОХОДКА.

ВсЕ ЭТИ рЕФЛЕКСЫ ЯВЛЯЮТСЯ АТОМИЗМАМИ. ФУНКЦИИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ОНИ НЕ ИГРАЮТ. НАЛИЧИИЕ РЕФЛЕКСОВ У НОВОРОЖДЕННОГО –ЭТО КРИТЕРИЙ ЗРЕЛОСТИ НЕРНОВЙ СИССТЕМЫ.

НОВОРОДЕННЫЙ ИМЕЕТ СЛЕД. ОСОБЕННОСТИ:1.)ПРОПОРЦИЯ ЧАСТЕЙ ТЕЛА2.)СОЗРЕВАНИЕ МОЗГА ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ ЯПРОИСХОДИТ ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ ПОЛУЧЕНИЮ НОВЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ.3).НОВОРОЖДЕННЫЙ ЯВЛЯЕТСЯ ОБСОЛЮТНО БЕСПОМОЩНЫМ4.)ПОТРЕБНОСТЬ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ 5).

ПО МЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ ПОСЛЕ 1-ГО МЕСЯЦА ЖИЗНИ ЕГО ПОТРБНОСТИ МЕНЯЮТСЯ(ПОВЛЯЕТСЯ ЗРИТЕЛЬНОЕ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ, УЛЫБкА, ИНИЦИАТИВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ РУК И НОГ)

ЭТО ВСЕ КОМЛЕКСЫ ОЖИВЛЕНИЯ- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ КРИЗИСА НОВОРОЖДЕННОСТИ. КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ УКАЗЫВАЕТ НА ТО, ЧТО КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ БЛАГОПОЛУЧНО ЗАВЕРШАЕТСЯ И РЕБ. ИЗ СЦЩЕСТВ АБИОЛОГИЧЕСКОГО СТОНОВИТСЯ ЧУЩЕСВТОМ СОЦИАЛЬНЫМ. С КОМЛЕКСОМ ОЖИВЛЕНИЯ У РЕБ. ТА ЖЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЕЩЕ ОДНО НОВООБРАЗОВАНИЕ-ЭТО ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ.В КОНЦЕ КРИЗИСА НОВОРОЖДЕННОСТИ ПОЯВЛЯЕТСЯ ТАКОЕ НООВОБРАЗОВАНИЕ КАК- ИНДИВИДУАЛЬНО ПСИХИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ- ПОЯВЛЕНИЕ ЭМ. ПРЕЖИВАНИЙ КОТ. ОН ИСПЫТЫВАЕТ ОТ УДОВЛЕТВ. ИЛИ НЕУДОВЛЕТВ. ПОТРЕБНОСТЕЙ.

Когнитивное развитие ребенка раннего возраста

(1-3года)

На протяжении раннего возраста ребенок продолжает развивать ощущение и восприятие благодаря предметно-манипулятивной деятельности. К началу раннего возраста ребенок в основных чертах воспринимает свойства окружающих предметов, может устанавливать связи между предметами и их использованием в предметной деятельности.
Восприятие:

1. Носит аффективный характер, страстность. Эмоции обнаруживаются преимущественно в момент наглядного восприятия того объекта, к которому они направлены.

2. связано с действием, определяет поведение; возникает единство между сенсорными и моторными функциями. В результате действий с предметами ребенок начинает воспринимать свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между предметами и использовать это знание в своих действиях с ними.

 

По словам Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются вокруг , через и с помощью восприятия.

Слуховое восприятие:

развит фонематический слух (сначала выделяются и опознаются гласные, а потом согласные; к 2 годам дифференцируются все звуки родного языка).

Звуковысотный звук развивается медленно, поэтому нет смысла учить маленького ребенка петь.

Зрительное восприятие:

Несовершенно, потому что ребенок этого периода воспринимает только одно свойство и оно вызвано у него сильной эмоцией. И это приводит к тому, что разные предметы он может воспринимать как один. К 3 годам ребенок может означать 5 свойств предмета: овал, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Около 6 цветов: красный, оранжевый, синий, зеленый, белый, черный.

Память:

носит непроизвольный характер. Хотя в этот период появляется воспоминание, но ребенок не сам вспоминает, а «ему вспоминается». Память еще не действует как отдельный процесс.

Преобладающие виды – двигательная, эмоциональная и частично образная. Проявления хорошей памяти (когда читают наизусть длинные стихотворения) не означает, что у ребенка феноменальная память или высокий уровень интеллекта. Это результат общей пластичности ЦНС.

Мышление:

Появляется на пороге раннего возраста и проявляется в использовании связи между предметами для достижения какой-либо цели (например, ребенок притягивает подушку, на которой лежит привлекательный предмет, чтобы достать его).

установление новых связей идет путем проб и ошибок. Большинство задач такого типа дети решают посредством внешних ориентировочных действий (ВОД) мышления. Мышление, основанное на ВОД называется наглядно-действенным, и является новообразованием.

К концу раннего возраста складывается мыслительная деятельность:

1) обобщение;

2) перенос приобретенного опыта из первоначальных условий и ситуаций в новые;

3) умение устанавливать связи путем экспериментирования;

4) запоминать эти умения и использовать их при решении задач.

Речевое развитие младенца

(2м-1год)

Младенчество является доречевым этапом в развитии речи. В этот период происходит важная внутренняя работа по подготовке ребенка к речевой деятельности. Она вкл: 1)созревание головного мозга. 2) совершенствование фонематическогого слуха. 3) развитие и созрев-е артикуляционного аппарата (движение губ, языка).

4) развитиее понимания речи. 5) начало усвоения лексики.

В речевом развитии младенца наблюдается ряд универсальных стадий развития :

1.стадия крика( хар-на для кризиса новорожденности)

2.стадия гукания(2-4 мес)

3.Гуление (4-6) –оно певучее

4.лепет(6-8),и продолжает лепетать и до 10 мес.

5. стадия понимания речи.(нач. 8 –заканч. 10 мес)В 8 мес. Реб. проходит порог речевого развития .

6.стадия «первых слов» (с 10 мес. До 18 мес).

Первые слова напоминают указательные жесты(Выготский).

К 1-му году реб. в ср. произносит 12-15 слов. С 8 мес. С ребенокм нужно перейти на правельный язык. Главный критерий-это понимание речи.

Феномен детской привязанности

Боулби считал привязанность первично специфической системой, смысл которой в поддержании взаимодействия между матерью и младенцем, необходимом для его выживания и развития.

Первым шагом к привязанности является установление связи в результате ранних контактов в течение первых часов после рождения.

Специфически человеческим стимулом считается улыбка младенца

Более древним, но не менее значимым для возникновения привязанности является обонятельная стимуляция ,наряду с визуальными сигналами, тактильной стимуляцией при сосании, акустической. В отличие от этологов, которых интересовали ребенок и мать в послеродовой период, психоаналитически исследователи сместили направение своих интересов на психическую историю самой матери и период беременности. Они сконцентрировали внимание на значении формирования образов ребенка, в воображении будущей матери, в принятии ею своего новорожденного ребенка.

Отношения матери с ребенком определяются ее собственной историей до и после рождения. для того чтобы могло сформироваться чувство привязанности к ребенку женщина должна во время беременности интегрировать реальность и подсознательные фантазии, надежды и мечтания, относящиеся к ребенку.

Кризис 1-го года

К 1-му году жизни ребенок становится более самостоятельным. самостоятельно встает, учатся ходить. Возможность передвигаться без помощи взрослого дает ребенку чувство свободы и независимости. В этот период дети очень активны. Желание быть независимым от взрослого может проявляться и в отрицательном поведении ребенка. Почувствовав свободу, дети не желают расставаться с этим ощущением и подчиняться взрослым. Теперь ребенок сам выбирает вид деятельности. На отказ взрослого ребенок может проявлять негативизм: кричать, плакать и т. д.

На основе результатов анкетирования родителей С. Ю. Мещерякова сделала выводы, что все эти процессы временные и преходящие. Она разделила их на 5 подгрупп:

1) трудновоспитуемость – ребенок

2) у ребенка появляется множество форм общения, ранее ему несвойственных. Они могут быть позитивными и негативными.

3) ребенок очень раним и может выказывать сильные эмоциональные реакции на осуждение и наказания взрослых;

4) ребенок, сталкиваясь со сложностями, может противоречить сам себе. (ребенок призывает взрослого помочь ему, но тут же отказывается от предлагаемой ему помощи);

5) ребенок может быть очень капризным.

Ребенок становится более самостоятельным и независимым и хочет, чтобы взрослые признавали это, позволяя ему поступать в соответствии с собственными желаниями.

58.Кризис трёх лет

Кризис трёх лет — возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному. причиной является появление самосознания, стремление к самостоятельности.

Семь симптомов кризиса:

1.Негативизм. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен.

 

2.Упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может.

 

3.Строптивость направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.

 

4.Своеволие — стремление ребёнка все делать самому (ключевые слова в речи «Я сам!»), проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка. При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру: ребёнком движет не только желание узнавать новое, но и начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности.

 

5.Протест-бунт проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Эриксон считает, что в этом возрасте начинает формироваться воля, независимость .

 

6.Обесценивание — в глазах ребёнка обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. (Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.)

 

7.Деспотизм — ребёнок заставляет родителей делать все, что он требует.

Характеристика новообразований раннего возраста

(1-3года)

Все основные новообразования связаны с развитием орудийно-предметной деятельности, ведущей в раннем возрасте. Внутри этой деятельности развиваются психические процессы — восприятие, память, мышление, речь. В этой деятельности зарождается новый тип, который станет ведущим в следующем психологическом возрасте. Это сюжетно-ролевая игра.

Сравнение своих действий с действиями взрослого, нахождение сходства между ними является необходимым условием для возникновения тенденции к самостоятельности. Появляется феномен «Я сам». Тенденция к самостоятельным действиям связана с возникновением личного действия. Появление в речи местоимения «Я». До этого времени ребенок говорил о себе в третьем лице или называл себя по имени.

С появлением самосознания постепенно развивается способность ребенка к пониманию эмоционального состояния другого человека.( явное стремление утешить расстроенного человека), детьми начинают усваиваться нормы поведения.

61.Анализ статьи Е.Ф. Рыбалко «Актуальные проблемы возрастной психологии»

 

Взаимодействие возрастной психологии с практикой осуществляется через комплекс наук о человеке, таких, как медицина, спорт, педагогика и психологические науки образованные в результате расширения междисциплинарных связей. Контакты с отдельными дисциплинами способствуют развитию проблематики возрастной психологии. Ананьев придавал значение интеграции наук. Интегральный подход к индивидуальному развитию личности предполагает, исследование его внутренних закономерностей и основных характеристик, раскрывающий временную и экологическую структуру онтогенеза психики. Работы Ананьева показали необходимость дифференциального подхода к возрастным различиям, поскольку таким образом выявляется внутренняя противоречивость и разновременность возрастной изменчивости функций. На основе знания общих закономерностей онтогенетического развития и системного подхода решаются прикладные и теоретические задачи: определение и научное обоснование возрастных норм психического развития, опредеделение функций и ролей человека в разные периоды его жизни.

Знание возрастных норм помогает оценить отклоняющиеся формы поведения и прагнозировать психическое развитие. Широкий диапазон действий возрастных норм обусловлен тем, что возраст выступает как одна из наиболее интегральных характеристик человека. Возрастная изменчивость тесно связана с индивидуальными характеристиками . при общем подходе к возрастным нормам ведущее значение имеет классификация периодов и отдельных фаз жизни, которые характеризуются сочетанием метрических и топологических свойств и имеют определенные возрастные границы.

При поиске возрастных различий важно учитывать относительный характер возростного фактора. Специфика возрастного фактора заключается в том, что он по-разному проявляется в отдельные периоды жизненного цикла и он выступает в единстве с индивидуальными особенностями, которые важно учитывать при разработке возрастных нормативов. С возрастом развитие человека все более индивидуализируется. Своеобразие индивидуальности, по Ананьеву, накладывает определенный отпечаток на переход от зрелости к старению.

62.Анализ статьи Л. С. Выготского «К психологии и педагогике детской дефективности»

телесный недостаток изменяет отношение человека к миру и сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект реализуется как социальная ненормальность поведения. Физический дефект вызывает как бы социальный вывих. Недостаток глаза или уха- выпадение серьезных социальных функций. Осязание у слепого и зрение у глухого не отличаются от нормального человека. Это зависит от рецепторных анализаторов. Слепого, глухонемого и слабоумного нужно мерить той же мерой, что и нормального. Слепоты и глухоты не существует вовсе. Слепой не ощущает тьмы, слепота не является болезненным состоянием. Социальное воспитание дефективного ребенка, основанное на методах социальной компенсации его природного недостатка— единственный научно состоятельный и идейно-верный путь. Глухонемой оказывается физически более приспособленным к познанию мира и к активному участию в жизни, чем слепой. Глухонемота у человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, потому что она изолирует человека от всякого общения с людьми. глухонемому можно вернуть речь. Вопросами дифективности занимается сурдопедагогика.

63. Анализ статьи А.В. Запорожца «Условия и движущие причины психического развития ребенка»

Одной из важнейших проблем детской психологии. Долгое время эта проблема рассматривалась в плане метафизической теории двух факторов (наследственности и внешней среды), которые в качестве внешних и неизменных сил предопределяют ход развития детской психики. Выготский указывал что для формирования человеческих психических качеств, таких как логическое мышление, творческое воображение, т. д., требуются определённые социальные условия жизни и воспитания. Социальная среда не просто внешние условие, а подлинный источник развития ребёнка, в ней содержатся материальные и духовные ценности, в которых воплощены способности человечека и которыми индивид должен овладеть в процессе своего развития. Социальным опытом, воплощенным в орудиях труда, в языке, в произведениях науки и искусства и т. д., дети овладевают не самостоятельно, а при помощи взрослых, в процессе общения с окружающими людьми.в связи с этим появляется проблема общения ребенка с другим людьми. Исследования Лисины показывают, что характер общения ребенка со всзрослыми и сверстниками с возростом усложняется.усложнение общения дает усвоение новых знаний.

64. Анализ статьи Р. Заззо «Психическое развитие ребенка и влияние среды»

Благодаря насследственности человек создает свою среду. Среда не дает насследственности возможность самовыражения , ориентации, оформления. Один фактор без другого теряет всякую реальность. В процессе роста насследственность и среда объединяются в единое целое. Необходимо различать проблемы наследственности и среды от проблемы индивидуальных различий.не существует ответа на проблему насслдественрости и среды так как взаимодействие факторов бесконечно изменчиво. Выжно рассматривать не только общую ситуацию где развивается индивид, но и семейную среду. Дети страдают от недостатка матери, ребенок становится чувствительным к разлуке в 4-5 месяца. Ребенок разлученноый в этом возрасте с матерью, и не усыновлен другой женщиной, рискует носить особую печать, отличающую сферу его аффективности и умственной деятельности.

65. Анализ статьи И.С. Кона «Постоянство личности: миф или реальность»

Мишел, проанализировав данные экспериментальной психологии, пришел к выводу, что невозможно подтвердить эмпирически идею личностного тождества, постоянство основанных и структуры личности. черты личности- а условные конструкты, за которыми нередко стоят весьма расплывчатые поведенческие или мотивационные синдромы, причем различение постоянных, устойчивых «черт» и изменчивых, текучих психологических «состояний» (застенчивость — устойчивая черта , смущение— временные состояния) в значительной мере условно. Мишел полагает, что нет оснований считать, что настоящее и будущее поведение полностью обусловлено прошлым. если индивиды не имеют относительно устойчивого поведения, отличающего их от других людей, то само понятие личности становится бессмысленным.черты личности включают динамические мотивационные тенденции, склонность искать или создавать ситуации, благоприятствующие их проявлению. Существует 5 разных теоретических моделей индивидуального развития: 1) типы развития индивидов неодинаковы и поэтому они достигают зрелости в разном возрасте, но результат одинаковый. 2) период развития и роста ограничен хронологическим возростом: то что было упущено в детстве, позже наверстать невозможно, и индивидуальные особенности человека можно предсказать ещё в детстве.

66. Анализ статьи Г.С. Костюк «Принцип развития в психологии»

Личность развивается в связи с возникающими в ее жизни внутренними противоречиями. Внешние противоречия- источники активности индивида, направленные на разрешение внутренних противоречий путем выборки новых способов поведения. Противоречия разрешаются посредствам деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Неразрешенные противоречия- кризисы, а если они отностся к мативационной сфере-болезнннные нарушения личности, психоневрозы. Противоречия:

• расхождение между возникающими новыми потребностями, стремлениями и достигнутым уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения. Это побуждают личность к активности, направленной на усвоение новых форм поведения, овладение новыми способами действия.

• между уровнем психического развития и образом жизни. Личность перерастает свой образ жизнии неудавлетворяет её.

• Между тенденцией к инертности, устойчивости и стремлением к изменчивости.

67. Анализ статьи М.Я. Басова «Методика психологического наблюдения за детьми»