Тематика практических занятий по педагогической психологии

Учебные задания предлагаются разных уровней трудности: 1 – репродуктивные, 2 – частично-продуктивные; 3 – продуктивные (творческие).

В течение семестра необходимо набрать для получения экзамена не менее 6 баллов за каждую тему. За выполненное задание первого уровня трудности дается 1 балл, второго уровня трудности – 2 балла и третьего уровня трудности – 3 балла.

Тема 1. Введение в педагогическую психологию (4 часа).

План.

  1. Возникновение и развитие педагогической и социальной психологии.
  2. Предмет, задачи и структура педагогической и социальной психологии.
  3. Методы педагогической и социальной психологии.
  4. Социометрия как специфический метод социальной психологии.

Литература

  1. Андреева, Г.М. Современная социальная психология на Западе (теоретические ориентации) / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М., 2002.
  2. Андреева, Г.М. Социальная психология и социальные изменения / Г.М. Андреева // Психологический журнал. – 2005. – № 5. – С. 5-16.
  3. Асмолов, А.Г. Движущие силы и условия развития личности / А.Г. Асмолов // Психология личности в трудах отечественных психологов ; сост. Л.В. Куликова. – СПб., 2009.
  4. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание человека / А.Г. Асмолов. – М., 2007.
  5. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб., 2003.
  6. Богомолова Н.Н. Контент-анализ / Н.Н. Богомолова, Н.Г. Малышева, Т.Г. Стефаненко // Социальная психология. Практикум ; под ред. Т.В. Фоломеевой. – М., 2006.
  7. Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследования / Б.С. Волков. – М., 2005.
  8. Галустова, О.В. История психологии в вопросах и ответах : учеб. пособие / О.В. Галустова. – М., 2006.
  9. Гальперин, П.Я.

    История психологии ХХ век / П.Я. Гальперин. – М., 2005.

  10. Марцинковская, Т.Д. История психологии / Т.Д. Марцинковская. – М., 2009.
  11. Милгрэм, С. Эксперимент в социальной психологии / С. Милгрэм. – СПб., 2000.
  12. Предмет, задачи и основные понятия социальной психологии как науки // Социальная психология. Завтра экзамен / В.Г. Крысько. – СПб., 2006.
  13. Социальная психология в трудах отечественных психологов; сост. Л.В.Куликов. – СПб., 2009.
  14. Социальная психология. Практикум ; под ред. Т.В. Фоломеевой. – М., 2006.
  15. Шевцов, А.А. Общая культурно-историческая психология / А.А. Шевцов. – СПб., 2007.

Задания первого уровня.

11 стр., 5252 слов

Психология личности по А. Асмолову

... рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». ( А. Асмолов.) . А. Асмолов об индивидуальности, мировоззрении, личностном смысле и социальном бессмертии личности в истории человечества При обращении к ... в которой осуществляется социализация личности, в том числе - усвоение заданных социальных ролей, культурных норм восприятия, мышления и поведения. Однако ролевое поведение - ...

1. Определите структуру педагогической психологии, сформулируйте их значение в жизни человека.

2. Раскройте сущность метода экспертной оценки в педагогической психологии. Приведите примеры.

Задания второго уровня.

1. Определите основные этапы становления педагогической психологии, подтвердив их определенным вкладом ученых-психологов в развитие данных наук.

2. Используя структуру педагогической психологии, достаточно подробно опишите конкретные примеры как сферу изучения данной дисциплины.

Задания третьего уровня.

1. Составьте сравнительную таблицу, которая раскроет предпосылки возникновения педагогической психологии по следующим критериям: а) теория; б) автор; в) сущность. Опишите свою точку зрения относительно каждого из взглядов.

Тема 2. Психология педагогической деятельности и личности учителя

План:

  1. Специфические особенности педагогической деятельности, ее структура.

  2. Мотивация педагогической деятельности.
  3. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.
  4. Педагогическое общение как взаимодействие
  5. Барьеры и конфликты в педагогическом общении.

Литература:

  1. Ершов П.М., Ершова А.П., Булатов В.М. Общение на уроке или режиссура поведения учителя. – М.,2008. – С. 19-50.

  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н / Дону, 1997. – С. 343-372.
  3. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 2003.
  4. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 2004.

Задания первого уровня.

  1. Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию.

  2. Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
  3. Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
  4. Почему учитель должен быть хорошим оратором? Перечислите приемы удержания внимания аудитории.

Задания второго уровня.

  1. Как понять ученика и дать ему психологическую характеристику? Разработайте схему структурированного наблюдения за учеником.

  2. Приведите примеры из практики, когда педагогический конфликт разрешался конструктивно, когда деструктивно, а когда – со смешанными последствиями.
  3. Разработайте рекомендации по способам саморегуляции в конфликтном взаимодействии и конструктивному разрешению конфликтов.
  4. Разработайте систему критериев оценки эффективного педагогического общения.
  5. Сравните виды общения: личностное, деловое педагогическое.

Критерии сравнения

Личностное общение

Деловое общение

Педагогическое общение

1. Цель.

2. Структура.

3. Содержание.

4. Эффективный тип.

5. Стили.

6. … (другие возможные критерии)

Задания третьего уровня.

  1. Разработайте систему критериев диагностики качества педагогической деятельности (профессиональной компетентности педагога).

  2. Заполните таблицу, дополните ее собственными ситуациями:

    Конфликтная ситуация

    Причины конфликта

    Конструктивный способ разрешения

    Деструктивный способ разрешения

    1

    2

    3

    4

    1. Родители считают, что педагог предвзято относится и субъективно оценивает ребенка

    2.Администрация предъявляет неправомерные требования к стилю взаимодействия педагога и детей.

    3. Ученики не выполняют домашнее задание.

    4. Ученики закрылись в кабинете и педагог не может туда войти.

    5. Педагог оказался свидетелем драки учеников.

    6. …

  3. Опишите особенности проектирования педагогической деятельности педагога с формально-предметной направленностью и с гуманистической направленностью.
  4. В педагогической деятельности выделается несколько функционально-ролевых позиций: коммуникатор, организатор, фасилитатор. Опишите специфику и меру представленности этих позиций в разных образовательных средах.

Образовательные среды.

Коммуникатор

Организатор

Фасилитатор

Традиционное обучение

Развивающее обучение

Начальная школа

Основная школа

Высшая школа

Тема 4. Основные направления обучения

План.

1. Образование в современном мире. Образование и культура.

2. Программированное обучение, проблемное обучение, алгоритмизированное обучение.

3. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.

4. Знаково-контекстное обучение. Компетентностный подход в современном образовании.

5. Основные принципы обучения Л.В.Занкова.

6. Развитие и обучение в отечественной образовательной системе. Концепции развивающего обучения.

Литература

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. Т.2. – М., 2002. – С. 235-269.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н /Дону, 2007. – С. 71-95.
  3. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 2008. – С.120-135.
  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2006.
  5. Занков Л.В. Обучение и развитие. – М., 2005.
  6. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М., 2000.

Задания первого уровня.

1. Сделать конспект к семинарскому занятию.

2. Найти в литературе ответ на вопрос: Какие психологические особенности учения считали основными создатели направлений обучения.

3. Найти дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара.

Задания второго уровня.

1. Составить сравнительную таблицу.

Направление обучения

Положительные стороны

Отрицательные стороны

1.

2.

2. Сравните влияние разных направлений обучения на развитие ученика. Критерии сравнения могут быть: цель обучения, отношения с учителем, отношения с учениками, развитие способностей, развитие личностных качеств, информационная картина мира. Можете дополнить собственные критерии сравнения.

3. Правомерно ли считать знаково-контекстное направление обучения наиболее эффективным для профессионального образования? Приведите аргументы, доказывающие или опровергающие эту точку зрения.

4. Чем компетентность отличается от навыка? Проанализируйте отечественную систему образования: что принципиально нового вносит компетентностный подход?

Задания третьего уровня.

  1. Разработайте фрагменты занятий по психологии в рамках разных направлений обучения.

  2. Предложите и обоснуйте систему условий, благодаря которым в процессе образования будет формироваться компетентность учащегося.

Тема 6. Общий анализ учебной деятельности. (6 часов)

План.

  1. Теория учебной деятельности В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.

  2. Теория системогенеза учебной деятельности В.Н.Шадрикова.

Литература

1. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 2008. – С.120-135.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2006.

3. Занков Л.В. Обучение и развитие. – М., 2005.

4. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М., 2000.

5. Давыдов В.В., Помшер Й., Маркова А.К. Формирование учебной деятельности школьника. – М., 2002.

6. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 2006. – С. 10-67.

Задания первого уровня.

  1. Создайте аннотированный список литературы по проблеме.

  2. Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.

Задания второго уровня.

  1. Проведите сравнение и представьте результаты в таблице общую теорию деятельности и теорию системогенеза учебной деятельности В.Д. Шадрикова.

  2. Проведите сравнительную характеристику теорий развивающего обучения Л.В.Занкова и В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.
  3. Проведите анализ формирования обобщенного способа учебной деятельности в разных теориях учения.
  4. Выделите и обоснуйте основные критерии оценки эффективности учения в разных теориях учения.

Задания третьего уровня.

  1. Разработайте схему анализа урока при организации учебной деятельности школьников в методологии разных теорий учения.

  2. Разработайте конспект фрагмента урока психологии (педагогики) в рамках одной из теорий учения.

Тема 7. Учебная деятельность. (6 часов)

План.

  1. Понятие и структура учебной деятельности.

  2. Индивидуальные различия в учебной деятельности.
  3. Психологические основы эффективныхпедагогических технологий.
  4. Характеристика усвоения как основного показателя эффективности педагогической технологии. Умение, навык, компетентность в процессе усвоения.

Литература:

  1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2006.

  2. Давыдов В.В., Помшер Й., Маркова А.К. Формирование учебной деятельности школьника. – М., 2002.
  3. Занков Л.В. Обучение и развитие. – М., 2005.
  4. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 2006.
  5. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. – М., 2001.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.-256с.
  7. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. – М., 2004.

Задания первого уровня.

  1. Создайте аннотированный список литературы по проблеме.

  2. Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.

Задания второго уровня.

  1. Разработайте критерии умения учиться и подберите методы их диагностики для старших школьников.

  2. Опишите приемы формирования учебной деятельности школьников на занятиях в разных технологиях обучения.

Задания третьего уровня.

  1. Создайте обобщенную модель учебной деятельности человека (в модели может быть отражена не только структура, этапы, но и индивидуальный стиль учебной деятельности).

  2. Разработайте систему приемов формирующих действия целеполагания в процессе обучения.
  3. Проведите анализ разных направлений обучения и технологий с точки зрения формирования учебной деятельности.
  4. Разработайте критерии оценки индивидуального стиля учебной деятельности и возможную типологию этих стилей.

Критерии

Индивидуальные показатели.

1. Учебная мотивация

1. преобладание внешней мотивации

2. преобладание мотивации достижения

3. избирательная познавательная мотивация

4. …

2.