Структура учебного предмета

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ).

(1 «А» класс)

Пояснительная записка

В состав 1 «А» класса входят 11 человек: 3 девочки и 8 мальчиков.

В классе обучаются учащиеся с ОВЗ. Выделяются следующие группы учащихся по заключениям ПМПК:

Группа №1. Учащиеся с ЗПР:

(ФИО детей)

 

Группа №2. Учащиеся со сложной структурой дефекта (ЗПР и нарушение зрения):

(ФИО детей)

Для обучающихся с ЗПР характерны следующие специфические образовательные потребности:

· обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

· увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;

· гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;

· упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

· организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

· наглядно-действенный характер содержания образования;

· обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно- познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

· постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

· специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

· необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

· постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

14 стр., 6794 слов

Роль внеклассной работы в формировании математических знаний ...

... внеклассной работы в формировании математических знаний умений у учащихся с нарушением слуха 1.3 Игры ... средств обучения идет сложнее и медленнее, чем перестройка содержания обучения. Особенно медленно перестраивается внеклассная работа по ... С.А. Зыковым дидактической системы обучения глухих детей, связанной с широким использованием предметно-практической деятельности учащихся в качестве основы ...

· использование преимущественно позитивных средств стимуляци деятельности и поведения;

· комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

· специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

· развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;

· обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения(организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

 

Для слабовидящих обучающихся с ЗПР, характерны следующие специфические образовательные потребности:

· целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития всех анализаторов и зрительного восприятия;

· целенаправленное развитие сенсорно-перцептивной деятельности;

· обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися;

· преимущественное использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения,клинической картины зрительного нарушения;

· целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве;

· целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;

· развитие и коррекция коммуникативной деятельности;

· коррекция нарушений в двигательной сфере;

· обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

· гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей,изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;

· упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

· организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

3 стр., 1474 слов

Организация деятельности учреждений социальной помощи семье и ...

... центров. Данная работа может служить в качестве теоретического приложения для студентов и преподавателей факультетов психологии и социальной работы, а также для людей, интересующихся данной проблемой. Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ. §1.ЦЕНТРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ. ...

· наглядно-действенный характер содержания образования;

· обеспечение непрерывного контроля над становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

· постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

· специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

· необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

· постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

· использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

· комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

· специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

· развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми),формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;

· обеспечение взаимодействия семьи и школы-интерната (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

 

Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся включают необходимость:

· учета в организации обучения и воспитания слабовидящего определенных факторов: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени жизнедеятельности в условиях нарушенного зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических приспособлений, рекомендуемой оптической коррекции и приборов для улучшения зрения, режима зрительной и (или) тактильной, физической нагрузки;

· целенаправленного обогащения (коррекции) чувственного опыта за счет развития сохранных анализаторов и формирования компенсаторных способов деятельности;

· широкого использования специальных приемов организации учебно- практической деятельности (алгоритмизация, работа по инструкции и др.);

· целенаправленного руководства учебно-практической деятельностью;

· расширения, обогащения и коррекции предметных и пространственных

· представлений, формирования и расширения понятий;

 

· обеспечения доступности учебной информации для зрительного восприятия обучающихся;

· развития приемов полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира;

· предъявления информации преимущественно в наглядно-образной форме;

· целенаправленного развития сенсорно-перцептивной деятельности, ориентировочных действий;

· максимального расширения образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом;

· специальной организации (с учетом особых образовательных потребностей) пространственно-развивающей среды;

· преимущественного использования индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;

· учета темпа учебной работы обучающихся с учетом наличия особых образовательных потребностей;

· развития мотивационно-потребностной сферы речевой деятельности; целенаправленного социально-личностного, эмоционального, познавательного, моторного развития;

· формирования познавательных действий и ориентировки в микро и макропространстве;

· целенаправленного формирования умений и навыков социально- бытовой ориентировки;

· коррекции нарушений в двигательной сфере;

· развития речи и коррекции речевых нарушений;

· нивелирования негативных и поведенческих качеств характера и профилактики их возникновения.

 

Группы детей (по категориям с учетом образовательных возможностей) Психофизические особенности в соответствии с ФГОС Предполагаемые трудности при изучении учебного материала Программный материал, требующий адаптации Виды дифференциации.
Группа №1. Учащиеся с ЗПР · снижение работоспособности; · снижение познавательной активности; · снижение учебной мотивации; · повышенная истощаемость; · неустойчивость внимания; · более низкий уровень развития восприятия; · недостаточная гибкость мышления, склонность к шаблонным, стереотипным решениям; · недостаточная продуктивность произвольной памяти; · преобладание механического запоминания над словесно-логическим; · преобладание наглядной памяти над словесной; · отставание в развитии всех форм мышления; · слабая сформированность пространственных представлений · дефекты звукопроизношения; · своеобразное поведение; · бедный словарный запас; · низкий навык самоконтроля; · незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в повышенной эмоциональной лабильности; легкой пресыщаемости; поверхностности переживаний; непосредственности, свойственная детям более младшего возраста; преобладании игровых интересов в младшем школьном возрасте; несформированность мотивационной сферы; · ограниченный запас общих сведений и представлений; · сниженная потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, низкая эффективность общения во всех видах деятельности. · слабая техника чтения; · неудовлетворительный навык каллиграфии; · трудности в счёте через 10, решении задач.   У данной группы детей могут возникнуть трудности в формировании следующих умений: 1. грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения ( восклицательный знак); 2. производить разбор слов по составу; 3. подбирать однокоренные слова разных частей речи; 4. распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов); 5. склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями; 6. изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного; 7. изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам; 8. распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы; 9. устанавливать по вопросам связь между словами в предло­жении, вычленять словосочетания; 10. производить синтаксический разбор предложений: опреде­лять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам; 11. интонационно правильно произносить предложения; писать изложение по коллективно (или самостоятельно) составленному плану; 12. определять тему и основную мысль текста; 13. делить текст на части, соблюдать красную строку; 14. устанавливать связь между частями текста; 15. устанавливать связь между предложениями в каждой части текста; 16. распознавать текст — повествование, описание, рассуждение; 17. писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям; 18. составлять устный ответ-рассуждение. Ориентация на странице учебника, прописи. Звуки и буквы; Различие гласных и согласных звуков и букв; Мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова; Обозначение на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, е, ю, я, и мягким знаком; Перенос слова по слогам; Звуко-буквенный анализ слова; Составление предложений по картинке; Деление слова на слоги, постановка ударения; Написание заглавной буквы в начале предложения, в именах и фамилиях; Расстановка пунктуационных знаков в конце предложения; Списывание с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;     · Дифференциация по уровню сложности, по объему. Дифференциация по времени: — увеличение времени на выполнение задания, изучение инструкции, -увеличение времени на выполнение контрольных работ; -разработка курса «Развитие речи», включающего темы, представляющие трудности для учащихся с ЗПР, как для пропедевтики, так и для отработки и повторения учебного материала. -разработка курса «Развитие математических представлений», включающего темы, представляющие трудности для учащихся с ЗПР, как для пропедевтики, так и для отработки и повторения учебного материала. · Соединение в восприятии языкового материала слуховых (прослушивание заданий, аудиообразцов), зрительных (картины, схемы, таблицы, компьютерные презентации, демонстрации предметов и опытов и т.д.) и моторных (процесс письма) усилий со стороны учащихся. · Применение четких схем и таблиц, приближенных к жизни, реалистических иллюстрации, рациональное определение объема применения наглядных средств с соблюдением принципа необходимости и доступности · Заранее подготовленные четкие комментарии, обобщения информации, выделения главного в содержании и т.д. для активного включения учащихся в процесс поиска информации, решения задачи, составления комментариев и т.д. на их основе. · Использование элементов игровой деятельности. · Дозированное сообщение нового материала с большой детализацией, развернутостью, с конкретностью действий в форме алгоритмов. · Работа учащихся со схемами, алгоритмическими предписаниями, таблицами, памятками для формирования полноценных навыков последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний. · Индивидуальная дозированная помощь ученику.
Группа №2. Учащиеся со сложной структурой дефекта (ЗПР и нарушение зрения) -недостаточная устойчивость внимания; -трудности в переключении внимания и планировании своих действий; -сниженный уровень развития восприятия (слухового, зрительного, кинестетического и др.); -нарушения фонематического восприятия; -нарушения оптико-пространственного гнозиса; — снижение вербальной памяти; — снижение продуктивности запоминания; -уровень слуховой памяти понижается с понижением уровня речевого развития; — отставание в развитии мышления и воображения -нарушения в развитии двигательной сферы (плохая координация движений, снижение скорости и ловкости при их выполнении).

-нарушение пространственной ориентировки -недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, -трудности в установлении причинно-следственных связей явлений, в формировании математических представлений, развитии логического мышления. — снижение уровня формирования саморегуляции и самоконтроля.   -снижение остроты зрения, четкости видения, снижение скорости переработки информации, нарушение поля обзора, глазодвигательных функций, нарушение бинокулярности, стереоскопичности, выделение цветности, контрастности и количества признаков и свойств при восприятии объектов и др., — обедненность представлений и образов предметов, снижение уровня чувственного опыта, определяющего содержание образов мышления, речи и памяти, замедление хода развития всех познавательных процессов; — нарушение двигательной сферы, трудности зрительно-двигательной ориентации, приводящей к гиподинамии, а затем к снижению функциональных возможностей организма; — нарушение эмоционально-волевой сферы: неуверенность, скованность, снижение познавательного интереса, проявление беспомощности в различных видах деятельности, социальных коммуникациях, снижение желаний у ребенка к самопроявлению и возникновение большей зависимости ребенка от помощи и руководства взрослых.    

1. грамотно списывать и писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); 2. производить разбор слов по составу; 3. подбирать однокоренные слова разных частей речи; 4. распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов); 5. изменять имена существительные по числам; 6. склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями; 7. изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного; 8. изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам; 9. распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы; 10. устанавливать по вопросам связь между словами в предло­жении, вычленять словосочетания; 11. распознавать главное и зависимое слово в словосочетании; 12. производить синтаксический разбор предложений: опреде­лять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам; 13. интонационно правильно произносить предложения; писать изложение по коллективно (или самостоятельно) составленному плану; 14. определять тему и основную мысль текста; 15. делить текст на части, соблюдать красную строку; 16. устанавливать связь между частями текста; 17. устанавливать связь между предложениями в каждой части текста; 18. озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль; 19. распознавать текст — повествование, описание, рассуждение; 20. писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям; 21. составлять устный ответ-рассуждение.   Ориентация на странице учебника, прописи. Звуки и буквы; Различие гласных и согласных звуков и букв; Мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова; Обозначение на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, е, ю, я, и мягким знаком; Перенос слова по слогам; Звуко-буквенный анализ слова; Составление предложений по картинке; Деление слова на слоги, постановка ударения; Написание заглавной буквы в начале предложения, в именах и фамилиях; Расстановка пунктуационных знаков в конце предложения; Списывание с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;     1. Дифференциация по характеру помощи учителя в виде вспомогательных карточек (образец рассуждения, показ способа решения, справочные материалы, алгоритмы, памятки, инструкции, иллюстрации, схемы, таблицы, шаблоны облегчающие усвоение семантической структуры предложения и текста, краткая запись, вспомогательные вопросы, план решения, начало решения), подготовительных упражнений, записи на доске, макеты, трафареты).

2.Дифференциация по форме преподнесения заданий (контрольные работы в обычном виде или в виде теста, диктанты по образцу усложненного списывания).

3. Адаптация наглядных и печатных материалов (увеличение шрифта на карточках, насыщенные материалы для рассматривания с четким контуром) 4.Отбор содержания по объему (карточки, дробные задания).

5.Дифференциация по сложности ((усложнение/упрощение материала, увеличение/уменьшение количества действий в выражении, задаче; использование обратного задания; выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию) 6.Дифференциация по времени выполнения заданий, по времени изучения тем (дополнительное изучение тем в курсе «Развития речи»); 7.Включение заданий на: описание предметов по основным признакам; развернутое описание предметов (с включением различных признаков (микротем)); сравнительное описание предметов; решение поисковых задач и нестандартных лингвистических задач; работа с проблемными вопросами; пересказ текста (сжатый и подробный); работа с деформированным текстом, воссоздание текста по плану (развернутому или краткому) и др. 8.Корректировка и закрепление навыков грамматически правильной речи (упражнения на составление словосочетаний, предложений, коротких текстов).

9.Формирование адекватного отношения ребёнка к речевому нарушению. Стимулирование активности ребёнка в исправлении речевых ошибок.

 

При обучении предмета на уроке используются различные виды деятельности учащихся:

-Слушание объяснений учителя.

-Слушание и анализ выступлений своих одноклассников

— Самостоятельная работа с учебником.

— Поиск необходимой информации в учебнике

— Работа в тетради

— Рассматривание наглядного пособия

— Вычерчивание схем

— Работа с учебником

— Наблюдение

— Работа с доп. материалом

— Работа с раздаточным материалом

— Работа у доски.

— Просмотр видеофрагментов

— Обсуждение и анализ увиденного

— Заполнение таблиц

— Формулирование выводов

— Обсуждение проблемы

— Просмотр учебных фильмов.

— Прослушивание учебных аудиофайлов

— Работа с раздаточным материалом.

 

 

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г. № 373., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы В. П. Канакиной «Русский язык» (Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого и др. – М.: Просвещение, 2011.)

Учебный комплекс для учащихся:

19. Канакина В.П. Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений-М.: Просвещение, 2011.

20.Рабочая тетрадь в косую линейку.

Место предмета «Русский язык» в учебном плане

На изучение русского языка в1 классе отводится 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч(10 учебных недель/ 5 часов в неделю) — урокам русского языка.

 

Рабочая программа по обучению грамоте разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г. № 373), Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, авторской программы «Обучение грамоте» В. Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Виноградской, М.В. Бойкиной (Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого и др. – М.: Просвещение, 2011.)

Программа по обучению грамоте построена как органичная часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка.

Место предмета «Обучение грамоте» в учебном плане.

На обучение чтению и письму в учебном плане 1 класса выделяется 23 учебные недели:

  • 115 часов из учебного плана по русскому языку (5 часов в неделю),
  • 92 часа из плана по литературному чтению (4 часа в неделю).

Таким образом, всего на обучение грамоте выделено 207 часов.

Учебный комплекс для учащихся:

· Азбука. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / В. Г. Горецкий [и др.]. – М: Просвещение, 2011.

· Горецкий, В. Г. Прописи: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений: в 4 ч. / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2011

Программа по изучению русского языка в младших классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса:

1. Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение.

2. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.

3. Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.

Цели и задачи курса

Программа по обучению грамоте придает всему процессу изучения курса «Русский язык» четкую практическую направленность и реализует следующие цели:

– формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;

– социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

– воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи:

  • освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Структура курса.

Курс «Русский язык» в первом классе начинается с обучения грамоте. Его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

В структуре обучения чтению и письму традиционно выделяют три этапа:

подготовительный (добукварный), который делится на две ступени: безбуквенную и изучение пяти букв, обозначающих гласные звуки;

основной (букварный): изучение согласных звуков и обозначающих их букв Е, Ё, Ю, Я, имеющих двойную функцию, а также букв Ъ и Ь;

повторительно-обобщающий (послебукварный) – закрепляющий полученные лингвистические сведения и навыки чтения и письма.

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической).

У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный(заключительный)— повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).

Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание курса.

Виды речевой деятельности:

Аудирование (слушание). Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте, в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Фонетика и орфоэпия

Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой).

Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак – рак).

Работа с моделями: построение модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки).

Подбор слов, соответствующих заданной модели.

Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков.

Согласные звонкие и глухие, парные – непарные.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударение. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика

Звук и буква. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение).

Гласные буквы как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я (йотированные), их функции.

Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Гигиенические требования при письме. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Приемы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жи – ши, ча – ща, чу – щу).

Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов и предложений (три – пять слов со звуками в сильной позиции).

Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

Слово и предложение

Слово как объект изучения. Материал для анализа. Значение слова. Слово и предложение (различение).

Наблюдение над значением слова. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

Орфография

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

– обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча – ща, чу – щу, жи – ши);

– заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);

– раздельное написание слов;

– перенос слов по слогам без стечения согласных;

– знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений).

Восстановление деформированного текста повествовательного характера.


Результаты освоения предмета «Обучение грамоте»

Подготовительный период
Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные УУД
Регулятивные УУД: Познавательные УУД: Коммуникативные УУД:  
Обучающийся научится: — отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки; -выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи — выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова; — разделять слово на слоги с использованием графических схем; — делить слова на слог; определять ударный слог в слове; — определять главную мысль предложения; — отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков; Обучающийся познакомится с правилами посадки при письме, научится обводить образцы и писать самостоятельно элементы букв, научится безотрывному письму элементов букв, писать буквы и соединения с ними. Будет сформирован навык безотрывного письма с наклоном. Обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем: — осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию; — выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова; — определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения — артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке; — понимать смысловое значение интонации; — обозначать гласные звуки буквами; — рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог слово; — наблюдать за позиционным изменением согласных звуков. — организовывать свое рабочее место под руководством учителя; — принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей; -вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.   — ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание); — понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем. — пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках,   — вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

— сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; — участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; — принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию.  

— принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»; проявлять интерес к новому учебному материалу -выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах; — внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.  
Букварный период (основной).
Обучающийся научится: — давать характеристику согласным звукам, — узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, — читать слова с изученными буквами, — узнавать графический образ букв выделять звуки из слов, — группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию; — обозначать йотированные звуки вначале слова и после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я; — определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст; — называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы. Обучающийся получит возможность научиться: — распространять основу предложения, сокращать предложения до основы; — правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов; — наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных; — выделять в однокоренных словах корень; — объяснять значение многозначных слов, — отгадывать буквенные ребусы; -находить отрывки, которые могут ответить на вопрос; — выбирать отрывок, к которому можно подобрать пословицу; -правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных; — находить рифму; — придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы; — различать значения многозначных слов Обучающийся познакомится с начертанием букв, научится их воспроизводить на письме, научится писать слоги, слова, короткие предложения с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв. Будет продолжено сформирование навыка безотрывного письма с наклоном 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». 5. Адекватно воспринимать оценку учителя. 6. Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, 7. Правильно сидеть при письме, держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетради  

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.  

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. 5. Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации,  

1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина». 2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей. 3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». 4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. 5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.  
Послебукварный период
Обучающийся научится: — ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы; — соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи); — определять тему, главную мысль произведения; — правильно строить ответы на поставленные вопросы; — ставить вопросы по содержанию прочитанного; Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: — участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему; — различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация); — сравнивать различные по жанру произведения; — кратко характеризовать героев произведений, — делить текст на смысловые части, составлять его простой план; — выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое; — составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; — давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; — создавать небольшой устный текст на заданную тему. — вырабатывать навыки грамотного письма. — формировать умение записывать предложение, находить в нем основу. — проверить умение записывать предложение, ставить знаки препинания. — формировать навыки правописания гласных в корне слова. — формировать навыки правописания звонких и глухих согласных в корне слова. 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.  

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.  

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.  

— Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина». — Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей. — Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». — Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. — Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах. — Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. — Адекватно воспринимать оценку учителя.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

к концу периода обучения грамоте:

Обучающиеся должны знать:

все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

Обучающиеся должны уметь:

  • вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
  • различать гласные и согласные звуки и буквы;
  • правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
  • определять место ударения в слове, выделять ударный слог;
  • вычленять слова из предложения;
  • обозначать на письме мягкость согласного звука буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком;
  • различать звонкие и глухие согласные звуки;
  • производить устный звуковой анализ слов типа шар, лось, лиса, вычленять звуки в словах и определять их последовательность в слове;
  • правильно, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединять буквы в слова;
  • правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
  • грамотно, без пропусков и искажений букв писать под диктовку предложения из 3 – 5 слов, написание которых не расходится с произношением;
  • употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения, слова в предложениях писать раздельно;
  • писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, кличках животных;
  • самостоятельно составлять и записывать 2 – 3 предложения по опорным словам, по рисунку, на определенную тему;
  • приводить примеры слов речевого этикета: приветствие, прощание.

 

Навыки чтения:

1 полугодие — плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными буквами.

2 полугодие — правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста 25-30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого.

Ресурсное обеспечение рабочей программы:

1. Обучение грамоте: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 1 класс: Пособие для учителей общеобр. учрежд. / М.В. Бойкина, Н.В. Баканча, Н.И. Роговцева и др. – М.; Сб.: Просвещение 2013. – 432 с.

2. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. 1 класс / Жиренко О.Е., Обухова Л.А. – М.: ВАКО, 2014. – 448 с. – (В помощь школьному учителю).

3. Поурочные разработки по обучению грамоте: 1 класс: к учебнику Горецкого В.Г. и др. «Азбука» / Т.В. Игнатьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Экзамен, 2012. – 478 с. (Серия «Учебно-методический комплект).

4. игры по обучению грамоте и чтению / Максимук Н.Н. – М.: ВАКО, 2004. – 128с. – Мастерская учителя.

5. Азбука: 1 класс: электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшина, Л.А, Виноградской

6. Каллиграфические таблицы.

7. Плакат «Алфавит»

8. Лента букв

9. Схемы слов, слогов.

10. Картинки букв, письменные и печатные

11. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс: пособие для учителей общеобраз. Организаций/ В.П. Канакина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 174 с.

12. Поурочные разработки по русскому языку: 1 класс. / Дмитриева О.И. – М.: ВАКО, 2012. – 160 с.

13. Русский язык: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 1 класс: Пособие для учителей общеобр. учрежд. / И.А Бубнова, Л.С. Илюшин, Т.Г. Галактионова, Н.И. Роговцева и др. – М.; Сб.: Просвещение 2013. – 111 с.

14. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В.П. Канакина, Г.С. Щёголева. – М.: просвещение, 2014. – 159 с. (Школа России).

15. Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной «Русский язык.1 класс»

 

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целямиизучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

– формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

– развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

– развитие коммуника­тивных умений;

– развитие нравственных и эстетических чувств;

– развитие способностей к творческой деятель­ности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

 

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

Содержание учебного предмета «Русский язык»

Содержание рабочей программы «Русский язык – 1 класс» соответствует авторской программе В.П. Канакиной и др.

Структура учебного предмета.

  Раздел Количество часов
Авторская программа Рабочая программа
Наша речь
  Язык и речь, их значение в жизни людей. Речь устная и речь письменная (общее представление)
    Текст, предложение, диалог
Текст (общее представление).

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Диалог. Знаки препинания в конце предложения.

Слова, слова, слова …
Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов, признаков предметов, действий предметов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные. Слова, близкие и противоположные по значению.
Слово и слог. Ударение.
Слово и слог (2 ч) Перенос слов (2 ч) Ударение (2 ч)
Звуки и буквы.
Звуки и буквы (2 ч) Русский алфавит, или Азбука (2 ч) Гласные звуки (3 ч) Ударные и безударные гласные звуки (5 ч) Согласные звуки (3 ч) Твёрдые и мягкие согласные звуки (3 ч) Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука (3 ч) Согласные звонкие и глухие (5 ч) Шипящие согласные звуки (5 ч) Заглавная буква в словах (3 ч) Проект «Скороговорки».
Повторение
  Итого

 

Результаты освоения предмета «Русский язык» в 1 классе:

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

· осознавать роль языка и речи в жизни людей;

· эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

· понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

· высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

· определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

· проговаривать последовательность действий на уроке;

· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

· учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

· ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

· наход