Методические материалы к проведению семинарских занятий по курсу Педагогическая психология

  1. Блок Психология обучения (3 семестр: 12л / 20 сем)

1. Тема 1. Лекция (2 часа).Предмет задачи и структура Педагогической психологии.

2. Тема 2. Семинар (2 часа).

Методы исследования в педагогической психологии

Вопросы для обсуждения:

  1. Место методологии в структуре научного исследования.
  2. Методология и методы педагогической психологии.
  3. Наблюдение и эксперимент в педагогической психологии.
  4. Специфика и этапы формирующего эксперимента.
  5. Возможности применения тестирования, анализа продуктов деятельности, анкетирования в связи с решением задач педагогической психологии.

Рекомендуемая литература:

  • История становления педагогической психологии см.: Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Логос, 2000. – 384 с.
  • Педагогическая психология как отрасль научного знания см.: Бархаев, Б. П.Педагогическая психология : учеб. пособ. для студ. – СПб.: ПИТЕР, 2009. – 444 с.
  • Методы исследования в педагогической психологии см.: Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Логос, 2000. – 384 с.

3. Тема 3. Лекция (2 часа).

Психологические основы концепций обучения.

4, 5. Тема 3. Семинар (4 часа).

Психологические основы концепций обучения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Традиционное обучение в современной школе: возможности и недостатки.
  2. Психологические основы проблемного обучения.
  3. Программированное обучение: перспективы развития.
  4. Развивающее обучение: опыт практической реализации.
  5. Психологическая сущность личностно-ориентированного обучения.

Рекомендуемая литература:

  • Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения : опыт теорет. и эксперим. психол. исслед.: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. – М. : Академия, 2004. – 282,
  • Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Логос, 1999. – 383 с.
  • Кабанова-Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. – М. : Знание, 1981. – 96 с.
  • Кларин, М. В. Инновации в обучении : Метафоры и модели : Анализ зарубеж.. – М. : Наука, 1997. – 222 с.
  • Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе. – Каунас : Швиеса, 1983. – 219 с.
  • Махмутов, М. И. Проблемное обучение : основные вопросы теории. – Москва : Педагогика, 1975. – 364 с.
  • Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М.: МГУ, 1984. – 344 с.
  • Якиманская, И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Педагогика. 1995. № 2.
  • Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – 2. изд. – М. : Сентябрь, 2000. – 111 с.

6. Тема 4. Лекция (2 часа).

3 стр., 1295 слов

Презентация на тему: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

... выбора программ, форм и методов обучения; -создание условий для творчества, занятий различными видами искусства Концепции педагогической валеологии Г. К. Зайцев и ... осуществления всестороннего валеологического обучения и воспитания учащихся; --валеологическое образование педагогов, которые сами входят в группу профессионального риска Принципы педагогической валеологии (валеологизации ...

Психологическая характеристика субъектов образовательного процесса.

7,8. Тема 5. Семинар (4 часа).

Педагог как субъект педагогической деятельности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Психологические требования к личности учителя.
  2. Педагогическая деятельность: психологическая сущность и структура (мотивация, педагогические цели и задачи, педагогические средства и способы решения поставленных задач, продукт и результат педагогической деятельности)
  3. Основные функции педагогической деятельности и их характеристика.
  4. Профессионально важные качества личности учителя и педагогические способности.
  5. Мотивация педагогической деятельности.
  6. Уровни продуктивности деятельности учителя (по Н. В.Кузьминой)

Рекомендуемая литература:

  • Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Логос, 2000. – 384 с.
  • Дружинин, В. Н. Психология общих способностей — СПб.: Питер, 1999. – 356 с.
  • Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высшая школа, 1990. – С. 55-61
  • Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал: (психологические проблемы).

    – М.: «Дело», 1994. – 215 с.

  • Гоноболин, Ф. Н. Книга об учителе. – М.: «Просвещение», 1965. – 260 с.
  • Крутецкий, В. А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития : учеб. пособие. М.: Прометей, 1991. – 109 с.
  • Кузьмина, Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л.: Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1985. – 32 с.

9. Тема 6. Лекция (2 часа).

Младший школьник, подросток, старшеклассник как субъекты учебной деятельности.

10. Тема 6. Семинар (2 часа).

Младший школьник, подросток, старшеклассник как субъекты учебной деятельности.

19 стр., 9113 слов

Калюжный А.С. — Психология личности военнослужащего. Учебное ...

... и их проявление во всех сферах военнопрофессиональной деятельности. По определению отечественной психологии и педагогики каждый человек, не имеющий ... пособии изложен материал на основе взглядов большинства отечественных военных психологов, разделяемых военно-педагогическойнаукой и адаптированных к условиям профессиональной деятельности флотского офицера. 4 ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ ВВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ...

Вопросы для обсуждения:

  1. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте.
  2. Учебная деятельность как средство индивидуализации в подростковом возрасте.
  3. Проблема профессионального самоопределения старшеклассника в современном образовании.

Рекомендуемая литература:

  • Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Логос, 2000. – 384 с.
  • Столяренко, Л. Д.Педагогическая психология : учеб. пособ. для студ. вузов. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 542 с.
  • Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология : Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 1998. – 282 с.
  • Якунин, В. А. Педагогическая психология : учеб. пособие. – 2-е изд. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000. – 348 с.

11. Тема 7. Лекция (2 часа).

Психологическая сущность и структура учебной деятельности.

12,13. Тема 8. Семинар (4 часа).

Мотивация учебной деятельности: формирование и коррекция.

Вопросы для обсуждения:

  1. Сущность учебных мотивов, их роль в учебной деятельности.
  2. Виды, уровни и формы проявления учебных мотивов.
  3. Диагностика учебных мотивов.
  4. Проблема формирования и развития учебной мотивации школьника.
  5. Выполнение заданий по теме, анализ результатов.

Рекомендуемая литература:

  • Бадмаев, Б. Ц.Психология в работе учителя. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 157с.
  • Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Логос, 1999. – 383 с.
  • Маркова, А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 190 с.
  • Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников. – М .: Педагогика, 1984. – 144 с.
  • Столяренко, Л. Д.Педагогическая психология: учеб. пособ. для студ. вузов /. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 542 с.
  • Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология : Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 1998. – 282 с.
  • Якунин, В. А. Педагогическая психология: учеб. пособие. – 2-е изд. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000. – 348 с.

14. Тема 10. Лекция (2 часа).

Психологические особенности педагогического общения и взаимодействия в образовательном процессе.

15. Тема 10. Семинар (2 часа).

Психологические особенности педагогического общения и взаимодействия в образовательном процессе.

Вопросы для обсуждения:

  1. Психологические «барьеры» в общении между учителем и учеником. Способы преодоления барьеров в педагогической деятельности.
  2. Понятие о конфликтах в обучении и воспитании.
  3. Партнерские отношения в учебном процессе. Общая характеристика сотрудничества и условия установления отношений сотрудничества в образовательном процессе.
  4. Ролевая игра. Условия эффективного педагогического общения.

Рекомендуемая литература:

2 стр., 883 слов

Выводы и рекомендации для дальнейшей работы с учеником. Схема ...

... и наглядно-образного, особенности протекания мыслительных процессов, уровень развития словарного запаса, особенности устного изложения материала, применение ... – апатичность, скромность, дружелюбность. -мотивационная направленность личности – мотив законов общества (учится, потому что так принято) ... влияния семьи и класса на престижность учебы. Также заметен высокий уровень значимости влияния ...

  • Бодалев, А. А. Личность и общение : Избр. психол. тр. – 2-е изд., перераб. – М. : Междунар. пед. акад., 1995. – 324 с.
  • Божович, Л. И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В.Куликов. – СПб., 2000, C. 160-166.
  • Божович, Л. И.Личность и её формирование в детском возрасте. – СПБ.: ПИТЕР, 2009. – 398 с.
  • Габай, Т. В. Педагогическая психология : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по напр. и специальностям психологии. – М. : Academia, 2003. – 238 с.
  • Кан-Калик, В. А. Основы профессионально-педагогического общения : Учеб. пособие. – Грозный : Чеч.-Инг. ун-т, 1979. – 138 с.
  • Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении : Кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1987. – 190 с.
  • Митина, Л. М. Индивидуальный подход и схематическая типизация учащихся // Вопросы психологии, 1991, № 5, С. 29-30.
  • Общение и формирование личности школьника : Опыт эксперим. психол. исслед. / [А. А. Бодалев, Р. Л. Кричевский, Е. В. Новикова и др.]; Под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского. – М. : Педагогика, 1987. – 149 с.

16. Тема 11. Семинар (2 часа).

Психологическое совершенствование педагогической деятельности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Совершенствование педагогической деятельности как условие ее продуктивности.
  2. Формы и направления совершенствования педагогической деятельности.
  3. Теоретические и эмпирические подходы к психологическому анализу урока.
  4. Схемы психологического анализа урока.
  5. Программа психологического анализа урока.

Рекомендуемая литература:

  • Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Логос, 1999. – 383 с.
  • Клюева, Н. В. Технология работы психолога с учителем. – М.: Сфера, 2000. – 185 с.
  • Кузьмина, H. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М. : Высш. шк., 1990. – 117 с.
  • Маркова А. К. Психология труда учителя. Кн. Для учителя – М.: Просвещение , 1993. – 190 с.
  • Махмутов, М. И. Современный урок / М. И. Махмутов. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1985. – 184 с.
  • Пазухина, С. В.Педагогическая успешность: диагностика и развитие профессионального сознания учителя. – СПб. : Речь, 2007. – 220 с.
  • Роджерс, К., Фрайберг, Дж. Свобода учиться. – М. : Смысл, 2002. – 527 c.
  • Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология : Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1998. – 282 с.

Блок Психология воспитания (4 семестр: 12л / 20 сем)

    1. Тема 1. Лекция (2 часа).

    12 стр., 5734 слов

    Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности

    ... в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т. д. Семья воздействует на развитие личности детей ... выделим отдельно. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Воспитание детей в семье — сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи ...

    Закономерности и динамика психического развития личности в онтогенезе.

    2. Тема 1. Семинар (2 часа).

    Закономерности и динамика психического развития личности в онтогенезе.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Факторный подход в понимании движущих сил психического развития в онтогенезе.
    2. Биогенетический подход (С. Холл).
    3. Бихевиоризм и теории социального научения (Д. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер)
    4. Психодинамические подходы. Психоанализ З.Фрейда. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона.
    5. Проблема психического развития в когнитивной психологии (Ж. Пиаже).

    Рекомендуемая литература:

    • Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие для студентов педагогических вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; под общ. ред. М. В. Гамезо. – Изд. 2-е. – Москва : Пед. о-во России, 2009. – 508 с.
    • Дарвиш О. Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. Е. Клочко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264 с.
    • Карабанова О. А. Возрастная психология: Конспект лекций. / О.А. Карабанова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 240 с.
    • Психология человека от рождения до смерти [Текст] : полный курс психологии развития : учеб. пособ. для вузов / под ред. А. А. Реана. — 2-е изд. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 411 с.
    • Сапогова, Е. Е. Психология развития человека : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям «Психология» / Е. Е. Сапогова. — М. : Аспект пресс, 2001. — 458 с.

    3. Тема 2. Лекция (2 часа) Механизм психического развития личности.

    4. Тема 2. Семинар (2 часа) Механизм психического развития личности.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.
    2. Проблема периодизации психического развития в трудах Л.С. Выготского.
    3. Проблема периодизации психического развития в трудах Д. Б. Эльконина.
    4. Периодизация психического развития личности в трудах Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна.

    Рекомендуемая литература:

    • Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие для студентов педагогических вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; под общ. ред. М. В. Гамезо. – Изд. 2-е. – Москва : Пед. о-во России, 2009. – 508 с.
    • Дарвиш О. Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. Е. Клочко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264 с.
    • Карабанова О. А. Возрастная психология: Конспект лекций. / О.А. Карабанова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 240 с.
    • Психология человека от рождения до смерти [Текст] : полный курс психологии развития : учеб. пособ. для вузов / под ред. А. А. Реана. — 2-е изд. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 411 с.
    • Сапогова, Е. Е. Психология развития человека : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям «Психология» / Е. Е. Сапогова. — М. : Аспект пресс, 2001. — 458 с.

    5. Тема 3. Лекция (2 часа).

    Психологическая характеристика развития личности на различных этапах онтогенеза.

    6,7,8. Тема 3. Семинар (6 часов).

    Психологическая характеристика развития личности на различных этапах онтогенеза.

    Вопросы для обсуждения:

    Характеристика социальной ситуации развития, психологических новообразований, ведущего вида деятельности, развития интеллектуальной и личностной сферы:

    1. в младенчестве и раннем детстве;
    2. в дошкольном возрасте;
    3. в младшем школьном возрасте;
    4. в подростковом возрасте;
    5. в ранней юности;

    Рекомендуемая литература:

    • Дарвиш О. Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. Е. Клочко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264 с.
    • Карабанова О. А. Возрастная психология: Конспект лекций. / О.А. Карабанова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 240 с.
    • Психология человека от рождения до смерти [Текст] : полный курс психологии развития : учеб. пособ. для вузов / под ред. А. А. Реана. — 2-е изд. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 411 с.
    • Сапогова, Е. Е. Психология развития человека : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям «Психология» / Е. Е. Сапогова. — М. : Аспект пресс, 2001. — 458 с.

    9. Тема 4. Лекция (2 часа).

    Психологические основы воспитания и самовоспитания.

    10. Тема 4. Семинар (2 часа).

    Психологические основы воспитания и самовоспитания.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Психологический анализ методов воспитания.
    2. Сравнительный анализ эффективности различных методов воспитания.
    3. Роль личности учителя в воспитательном воздействии;
    4. Сущность способов влияния в воспитании.
    5. Сравнительный анализ эффективности средств и методов самовоспитания.

    Рекомендуемая литература:

    • Азаров, Ю. П.Искусство воспитывать: книга для учителей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 448 с.
    • Лишин, О. В. Педагогическая психология воспитания. – М.: Ин-т практ. психологии, 1997. – 253 с.
    • Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка : Избр. психол. тр.. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2004. – 511 с.
    • Мудрик, А. В.Психология и воспитание: учеб.-метод. пособ. – М.: Изд-во МПСИ, 2006. – 469 с.
    • Поляков, С. Д. Психопедагогика воспитания и обучения : Опыт популяр. моногр. – М. : Новая шк., 2004. – 299 с.
    • Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе / С. Д. Поляков, А. И. Резник, Г. В. Морозова, И. Г. Егорова; Отв. ред. М. А. Ушакова. – М. : Сент., 1999. – 143 с.
    • Цукерман, Г. А. Развитие учебной самостоятельности. – М., 2010. – 430 с.
    • Шиянов, Е. Н.Развитие личности в обучении: учеб. пособ. для студ. пед. учеб. заведений / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. – М. : Академия, 2000. – 288 с.

    11. Тема 5. Лекция (2 часа).

    Психологические особенности воспитания на различных этапах социализации.

    12. Тема 5. Семинар (2 часа).

    Психологические особенности воспитания на различных этапах социализации.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Психологические особенности воспитания в дошкольном детстве.
    2. Психологические особенности воспитания младшего школьника.
    3. Психологические особенности воспитания и самовоспитания в подростковом возрасте и ранней юности.

    Рекомендуемая литература:

    • Бархаев, Б. П.Педагогическая психология : учеб. пособ. для студ. – СПб.: ПИТЕР, 2009. – 444 с.
    • Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Логос, 2000. – 384 с.
    • Максакова, В. И.Теоретические основы и методика воспитания младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 238 с.
    • Мудрик, А. В.Психология и воспитание: учеб.-метод. пособ. – М.: Изд-во МПСИ, 2006. – 469 с.

    13. Тема 6. Лекция (2 часа).

    Психологические критерии эффективности воспитания ученика в образовательном процессе. Диагностика воспитанности школьников.

    14. Тема 6. Семинар (2 часа).

    Психологические критерии эффективности воспитания ученика в образовательном процессе. Диагностика воспитанности школьников.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Проблема воспитания нравственных знаний, убеждений, поведения школьника.
    2. Поступок как единица анализа воспитанности школьника.
    3. Диагностика воспитанности школьников в образовательном процессе.
    4. Проблема выделения психолого-педагогических критериев эффективности воспитания.

    Рекомендуемая литература:

    • Бархаев, Б. П.Педагогическая психология : учеб. пособ. для студ. – СПб.: ПИТЕР, 2009. – 444 с.
    • Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Логос, 2000. – 384 с.
    • Лишин, О. В. Педагогическая психология воспитания. – М.: Ин-т практ. психологии, 1997. – 253 с.
    • Мудрик, А. В.Психология и воспитание: учеб.-метод. пособ. – М.: Изд-во МПСИ, 2006. – 469 с.

    15. Тема 7. Семинар (2 часа).

    Влияние группы на формирование личности школьника.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Социально-психологические аспекты воспитания.
    2. Группа как фактор интеллектуального и личностного развития школьника в младшем школьном, подростковом возрасте и ранней юности.
    3. Формирование ценностных ориентаций, нравственных убеждений и установок, мотивов в коллективе учащихся.

    Рекомендуемая литература:

    • Бархаев, Б. П.Педагогическая психология : учеб. пособ. для студ. – СПб.: ПИТЕР, 2009. – 444 с.
    • Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Логос, 2000. – 384 с.
    • Лишин, О. В. Педагогическая психология воспитания. – М.: Ин-т практ. психологии, 1997. – 253 с.
    • Мудрик, А. В.Психология и воспитание: учеб.-метод. пособ. – М.: Изд-во МПСИ, 2006. – 469 с.
    • Столяренко, Л. Д.Педагогическая психология: учеб. пособ. для студ. вузов /. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 542 с.
    • Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология : Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 1998. – 282 с.
    • Якунин, В. А. Педагогическая психология: учеб. пособие. – 2-е изд. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000. – 348 с.

    16. Тема 8. Семинар (2 часа).

    Психологические особенности самовоспитания личности в подростковом и юношеском возрасте.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Уровень развития самосознания личности как условие самовоспитания.
    2. Психологические особенности самопознания в подростковом возрасте и ранней юности.
    3. Развитие эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте и ранней юности. Возможности самообладания и самостимулирования.

    Рекомендуемая литература:

    • Бархаев, Б. П.Педагогическая психология : учеб. пособ. для студ. – СПб.: ПИТЕР, 2009. – 444 с.
    • Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Логос, 2000. – 384 с.
    • Лишин, О. В. Педагогическая психология воспитания. – М.: Ин-т практ. психологии, 1997. – 253 с.
    • Мудрик, А. В.Психология и воспитание: учеб.-метод. пособ. – М.: Изд-во МПСИ, 2006. – 469 с.
    • Столяренко, Л. Д.Педагогическая психология: учеб. пособ. для студ. вузов /. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 542 с.
    • Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология : Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 1998. – 282 с.
    • Якунин, В. А. Педагогическая психология: учеб. пособие. – 2-е изд. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000. – 348 с.

    Организация самостоятельной работы студентов

    Содержание самостоятельной работы

    Одной из важных задач курса является выработка навыков самостоятельной работы. Содержание самостоятельной работы бакалавров связано с предварительной подготовкой к практическим и семинарским занятиям, а также предполагают освоение учебного материала, не рассмотренного в ходе лекций. Самостоятельная работа предполагает следующие виды самостоятельной работы студентов:

    1. Чтение и анализ первоисточников: статей и фрагментов монографий, рекомендованных для изучения по курсу.
    2. Конспектирование фрагментов учебных пособий.
    3. Выполнение заданий на основе углубленного анализа научной литературы.
    4. Участие в работе семинара: подготовка докладов для выступления на семинаре, оформление мультимедийных презентаций – слайдового сопровождения докладов на семинарских занятиях.

    Темы занятий

    Количество часов

    Содержание самостоятельной работы

    Формы контроля СРС

    Всего

    Аудит.

    Самост.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Психология обучения. 2 курс, 3 семестр

    1. Предмет задачи и структура Педагогической психологии.

    4

    2

    2

    На основе анализа научной литературы изучите особенности исторического изменения предмета педагогической психологии. Заполните таблицу (по образцу)

    Конспект,

    Подготовка таблицы

    2. Методы исследования в педагогической психологии.

    5

    2

    3

    На основе анализа научной литературы изучите особенности применения методов научного познания в педагогической психологии.

    Выступление с докладом на семинарском занятии по материалам анализа,

    Подготовка мультимедийной презентации.

    3. Психологические основы концепций обучения.

    10

    6

    4

    Самостоятельно изучить в рекомендуемых учебных пособиях материал, характеризующий классические и современные типы обучения, проанализировать их психологическую основу.

    На основе анализа научной литературы составить обобщающую таблицу по предложенной схеме.

    Выступление с докладом на семинарском занятии по материалам анализа,

    подготовить мультимедийную презентацию по одному из типов обучения, в которой необходимо отразить методологическую основу, авторов концепции, основополагающие идеи, сильные и слабые стороны типа обучения. Составление обобщающей таблицы.

    4. Психологическая характеристика субъектов образовательного процесса.

    4

    2

    2

    Анализ научной литературы по проблеме субъект-субъектного подхода в образовании.

    Конспект

    5. Педагог как субъект педагогической деятельности

    7

    4

    3

    На основе анализа научной литературы составить краткое описание научных подходов в классификации педагогических способностей.

    Выполнить задания на выбор студента:

    1. Выполнить задания* к теме 4.3. (Молодцова Н. Г. Практикум по Педагогической психологии. – СПб.: Питер, 2009).

    1. Опираясь на полученные результаты, рекомендации, представленные в учебной и научной литературе, составить программу развития педагогических способностей.

    2. Опираясь на учебную и научную литературе, составить программу диагностики мотивов педагогической деятельности.

    Выступление с докладом на семинарском занятии по материалам анализа,

    Программа саморазвития развития педагогических способностей.

    Программа диагностики мотивов педагогической деятельности

    6. Младший школьник, подросток, старшеклассник как субъекты учебной деятельности.

    9

    4

    5

    На основе анализа научной литературы разработать обобщающую таблицу психологических особенностей учебной деятельности школьника.

    На основе анализа научной литературы изучить основные положения концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина

    Выступление с докладом на семинарском занятии по материалам анализа,

    Обобщающая таблица.

    Конспект.

    7. Психологическая сущность и структура учебной деятельности.

    5

    2

    3

    На основе анализа научной литературы составить словарь понятий по теме «Типы научения человека» (ассоциативное и интеллектуальное научение; импринтинг, условно-рефлекторное, оперантное, викарное, вербальное.)

    Словарь понятий.

    8. Мотивация учебной деятельности: формирование и коррекция.

    7

    4

    3

    Самостоятельно изучить в рекомендуемых учебных пособиях материал, характеризующий мотивы, как основополагающий компонент учебной деятельности школьников.

    Выполнить задания на выбор студента:

    1. Выполнить задания* к теме 2.3. (5; 6) (Молодцова Н. Г. Практикум по Педагогической психологии. – СПб.: Питер, 2009), в рамках прохождения непрерывной педагогической практики. Основываясь на полученных результатах изучения личности ученика, составить рекомендации по развитию мотивации учения, с опорой на учебную и научную литературу.

    Выступление с докладом на семинарском занятии по материалам анализа

    Представить отчет.

    Рекомендации по развитию мотивации учения.

    9. Психологические особенности педагогического общения и взаимодействия в образовательном процессе.

    7

    4

    3

    На основе анализа научной литературы раскрыть психологические особенности педагогического общения и взаимодействия в образовательном процессе.

    Выступление с докладом на семинарском занятии по материалам анализа.

    Эссе по теме занятия.

    10. Психологическое совершенствование педагогической деятельности

    5

    2

    3

    Самостоятельно изучить в рекомендуемых учебных пособиях материал, отражающий основные направления анализа урока как основной формы реализации учебного процесса.

    Опираясь на рекомендации, представленные в учебной и научной литературе, провести психологический анализ урока в рамках прохождения непрерывной педагогической практики. Сформулировать выводы.

    Выступление с докладом на семинарском занятии по материалам анализа.

    Психологический анализ урока.

    Подготовка к зачету

    9

    9

    Всего в часах:

    72

    32

    40

    Психология воспитания. 2 курс, 4 семестр

    1. Закономерности и динамика психического развития личности в онтогенезе.

    7

    4

    3

    На основе анализа научной литературы выделить критерии периодизации психического развития человека в отечественных и зарубежных концепциях

    Выступление с докладом на семинарском занятии по материалам анализа,

    Конспект.

    2. Механизм психического развития личности.

    9

    4

    5

    На основе анализа научной литературы составить обобщающую таблицу по отечественным подходам к периодизации психического развития.

    Выступление с докладом на семинарском занятии по материалам анализа,

    Составление обобщающей таблицы.

    3. Психологическая характеристика развития личности на различных этапах онтогенеза.

    15

    8

    7

    1. Выполнить анализ статьи Л.С. Выготского «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте».

    2. На основе анализа научной литературы подготовить обобщающую таблицу, отражающую основные аспекты психического развития личности на различных этапах онтогенеза.

    Выступление с докладом на семинарском занятии по материалам анализа.

    Анализ статьи.

    Обобщающая таблица

    4. Психологические основы воспитания и самовоспитания.

    8

    4

    4

    Самостоятельно изучить в рекомендуемых учебных пособиях материал, характеризующий психологические основы методов воспитания в образовательном процессе школы.

    Опираясь на рекомендации, представленные в учебной и научной литературе, составить программу самовоспитания, учитывая реальные результаты самоанализа. При выполнении задания рекомендуется руководствоваться, установками задания №6 (с.113) учебного пособия В.И. Смирнова «Общая педагогика».

    Выступление с докладом на семинарском занятии по материалам анализа.

    Участие в дискуссии.

    Краткая программа самовоспитания

    5. Психологические особенности воспитания на различных этапах социализации.

    7

    4

    3

    На основе анализа научной литературы описать психологические основы воспитания школьников.

    Составить краткие рекомендации учителю по выбору эффективного воспитательного воздействия с учетом возрастных особенностей младшего школьника, подростка и старшеклассника (на выбор студента).

    Выступление с докладом на семинарском занятии по материалам анализа.

    Краткие рекомендации учителю.

    6. Психологические критерии эффективности воспитания ученика в образовательном процессе. Диагностика воспитанности школьников.

    7

    4

    3

    На основе анализа научной литературы подготовиться к освящению темы семинара и дискуссии.

    Выполнить задания* к теме 3.2. (1-8) (Молодцова Н. Г. Практикум по Педагогической психологии. – СПб.: Питер, 2009).

    На основе изученных материалов, учебной и научной литературы опишите пример эффективного и неэффективного воспитательного воздействия из педагогической практики. Дайте психологический комментарий примеров.

    Выступление с докладом на семинарском занятии по материалам анализа.

    Участие в дискуссии

    7. Влияние группы на формирование личности школьника.

    5

    2

    3

    На основе анализа научной литературы подготовиться к освящению темы семинара и дискуссии.

    Выступление с докладом на семинарском занятии по материалам анализа,

    участие в дискуссии

    8. Психологические особенности самовоспитания личности в подростковом и юношеском возрасте.

    5

    2

    3

    На основе анализа научной литературы подготовиться к освящению темы семинара.

    На основе рефлексии индивидуального опыта подготовить эссе по теме занятия

    Выступление с докладом на семинарском занятии по материалам анализа.

    Эссе по теме занятия

    Подготовка к зачету

    9

    9

    Всего в часах:

    72

    32

    40

    Всего в часах за 1,2 семестр:

    144

    66

    78

    Примечание: *Задание является альтернативным, его содержание может изменяться по усмотрению преподавателя.

    Литература

    Основная:

    1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика-пресс, 1999. – 533 с.
    2. Зимняя, И. А.Педагогическая психология [Текст] : учебник для студ.вузов / Зимняя И.А. – 2-е изд., доп, испр. и перераб. – М. : Логос, 2000. – 384с.
    3. Столяренко, Л. Д.Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособ. для студ. вузов / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 542 с.
    4. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология : Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. – М. : Академия, 1998. – 282 с.
    5. Якунин, В. А. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие / В. А.Якунин ; Европ. ин-т экспертов. – 2-е изд. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000. – 348 с.

    Дополнительная:

    1. Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология : Схемы и тексты / Б. Б. Айсмонтас. – М. : ВЛАДОС Пресс, 2002. – 207 с.
    2. Алферов, А. Д.Психология развития школьников [Текст] : учеб. пособ. для студ. гуманит. спец. вузов / А. Д. Алферов. – Ростов н/Д : Феникс, 2000. – 384 с. – ISBN 5-222-01226-3 (в твёрдом пер.).
    3. Бадмаев, Б. Ц.Психология в работе учителя [Текст] : в 2кн. / Б.Ц. Бадмаев. – М. : ВЛАДОС, 2000. – (Психология для всех).

      Кн.2 : Психологический практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание. – 157с.

    4. Бадмаев, Б. Ц.Психология в работе учителя [Текст] : в 2кн. / Б.Ц. Бадмаев. – М. : ВЛАДОС, 2000 – (Психология для всех).

      Кн.1 : Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. – 233с.

    5. Бархаев, Б. П.Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособ. для студ. вузов / Б. П. Бархаев. – СПБ. [и др.] : ПИТЕР, 2009. – 444 с.
    6. Блонский, П. П. Психология младшего школьника / П. П. Блонский; Под ред. А. И. Липкиной, Т. Д. Марцинковской. – М. ; Воронеж : Питер, 1997. – 574 с.
    7. Божович, Л. И.Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПБ. [и др.] : ПИТЕР, 2009. – 398 с.
    8. Возрастная и педагогическая психология : Словарь / М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации. Моск. гос. открытый ун-т; [Сост. Гамезо М. В., Орлова Л. М.]. – М. : Ред. издат. центр МГОПУ, 1999. – 92 с.;
    9. Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия для студентов высших педагогических учебных заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – 5-е изд., стер. – Москва : Академия, 2008. – 367с.
    10. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – Москва : Эксмо, 2005. – 507 с.
    11. Габай, Т. В. Педагогическая психология : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по напр. и специальностям психологии / Т. В. Габай. – М. : Academia, 2003 (ГУП Сарат. полигр. комб.).

      – 238 с.

    12. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии : учеб. пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. – 2-е изд. – М. : Ун-т : Моск. психол.-социал. ин-т, 2005. – 399 с.
    13. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие для студентов педагогических вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; под общ. ред. М. В. Гамезо. – Изд. 2-е. – Москва : Пед. о-во России, 2009. – 508 с.
    14. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов; Рос. акад. образования, Психол. ин-т, Междунар. ассоц. «Развивающее обучение». – М. : ОПЦ «ИНТОР», 1996. – 541с.
    15. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. Е. Клочко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264 с.
    16. Зимняя, Ирина Алексеевна. Педагогическая психология [Текст] : [учеб. для вузов по пед. и психол. направлениям и спец.] / И. А. Зимняя. — Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. — Москва : Логос, 2008. — 382, [1] с.
    17. Карабанова О. А. Возрастная психология: Конспект лекций. / О.А. Карабанова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 240 с.
    18. Крутецкий, В. А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития : Учеб. пособие / В. А. Крутецкий, Е. Г. Балбасова. – М. : Прометей, 1991. – 109 с.
    19. Кулагина, И. Ю. Педагогическая психология [Текст] : [учеб. пособие для вузов по специальностям ВПО 030301 — «Психология», 030302 — «Клин. психология» и по направлению подгот. ВПО 030300 — «Психология»] / И. Ю. Кулагина. — Москва : Академический Проект : Трикста, 2011. — 314 с.
    20. Лишин, О. В.Педагогическая психология воспитания [Текст] : учеб. пособ. для шк. психологов и педагогов / О. В. Лишин. – М. : Ин-т практ. психологии, 1997. – 253с.
    21. Максакова, В. И.Теоретические основы и методика воспитания младших школьников [Текст] : учеб. пособ. / В. И. Максакова. – М. : ВЛАДОС, 2006. – 238 с.
    22. Маркова, А. К. Психология труда учителя : Кн. для учителя / А. К. Маркова. – М. : Просвещение, 1993. – 190 с.
    23. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения : Кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М. : Просвещение, 1990. – 191с.
    24. Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин. – М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО «Модек», 2003 (ФГУП ИПФ Воронеж).

      – 718 с.

    25. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка : Избр. психол. тр. / Н. А. Менчинская ; Рос. акад. образования. Моск. психол.-соц. ин-т. – М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : [МОДЭК], 2004 (ФГУП Издательско-полиграфическая фирма «Воронеж»).

      – 511 с.

    26. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности 03100 — Педагогика и психология / Л. М. Митина. – М. : Академия, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.).

      – 318 с.

    27. Молодцова, Н. Г. Практикум по педагогической психологии / Н. Г. Молодцова. – 2-е изд. – Москва [и др.] : Питер, 2009. – 207 с.
    28. Мудрик, А. В.Психология и воспитание [Текст] : учеб.-метод. пособ. / А. В. Мудрик ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. – М. : Изд-во МПСИ, 2006. – 469 с.
    29. Оганесян, Н. Т. Педагогическая психология [Текст] : вопросы образования и обучения : система разноуровневых контрольных заданий : [учеб. пособие для вузов] / Н. Т. Оганесян. — Москва : КноРус, 2006. — 323, [1] с.
    30. Педагогическая психология [Текст] / [Э. Г. Вартанова и др.] ; под ред. И. Ю. Кулагиной. — Москва : ТЦ «Сфера», 2008. — 473, [1] с.
    31. Педагогическая психология [Текст] : [для студ., обучающихся по спец. 031000 «Педагогика и психология», 033400 «Педагогика» / Н. В. Клюева, С. Н. Батракова, Ю. А. Варенова [и др.] ; под ред. Н. В. Клюевой. — Москва : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 398, [1] с.
    32. Педагогическая психология: учебное пособие / В.М. Минияров — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. — 288 с.
    33. Практическая психология образования : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология» / [И. В. Дубровина и др.]. – М. : Просвещение, 2003. – 479 с.
    34. Психология человека от рождения до смерти [Текст] : полный курс психологии развития : учеб. пособ. для вузов / под ред. А. А. Реана. — 2-е изд. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 411 с.
    35. Реан, А. А.Психология и педагогика [Текст] : учеб. пособ. для студ. вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – CПб. [и др.] : ПИТЕР, 2009. – 432 с.
    36. Реан, А. А., Коломинский, Я. Л. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – СПб. и др. : Питер Ком, 1999. – 409 с.
    37. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Учебник. – Ростов на Дону, 2004.
    38. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. Д. Столяренко. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. — 541, [1] с.
    39. Талызина, Н. Ф. Практикум по педагогической психологии : Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. – М. : Academia, 2002. – 189 с.
    40. Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний : (Психол. основа) / Н. Ф. Талызина. – 2-е изд., доп. и испр. – М. : Изд-во МГУ, 1984. – 344 с.
    41. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии : (Избр. психол. тр.) / Д. И. Фельдштейн. – М. : Междунар. пед. акад., 1995. – 366 с.
    42. Фридман, Л. Ф.Психологический справочник учителя [Текст] / Л. Ф. Фридман, И. Ю. Кулагина. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Совершенство, 1998. – 418с.
    43. Цукерман, Г. А. Зачем детям учиться вместе / Г. А. Цукерман. – М. : Знание, 1985. – 80 с.
    44. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. – М. : Фирма «Интерпракс», 1995. – 286 с.
    45. Эльконин, Д. Б.Детская психология [Текст] : учеб. пособ. для студ. вузов / Д. Б. Эльконин ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2005. – 384 с.
    46. Якиманская, И. С. Педагогическая психология (основные проблемы) : учебное пособие / И. С. Якиманская. – Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж : МОДЭК, 2008. – 646, [1] с.

    Информационные сетевые ресурсы

    • Российская государственная библиотека / Режим доступа:http://www.rsl.ru
    • Российская национальная библиотека / Режим доступа:http://www.nlr.ru
    • Центральная библиотека образовательных ресурсов (ЦБОР) / Режим доступа :
    • Электронная библиотека Московского городского психолого-педагогического университета / Режим доступа: http://psychlib.ru/index.php
    • Сайт Психологического института РАО. // Режим доступа: http://www.pirao.ru/
    • Энциклопедия психодиагностики / Режим доступа:
    • Кафедра психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова» / Режим доступа: http://www.kapsyl.ru/
    • Айсмонтас Б. Б. Курс лекций по Педагогической психологии / Электронный ресурс / Режим доступа:
    • Научная электронная библиотека / Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp
    • Образовательный видеопортал / Почему дети не хотят ходить в школу?/ Режим доступа: http://www.univertv.ru/video/psihologiya/detskaya_psihologiya/pochemu_deti_ne_hotyat_hodit_v_shkolu_prichiny_i_vozmozhnye_shagi_k_resheniyu/?mark=science
    • Образовательный видеопортал / Учебная успешность ребёнка и его уверенность в себе / Режим доступа:

    http://www.univertv.ru/video/psihologiya/detskaya_psihologiya/uchebnaya_uspeshnost_rebyonka_i_ego_uverennost_v_sebe/?mark=all

    • Курс лекций «Психология развития и возрастная психология» Виленской Г.А. к.псх.н. факультет психологии ГАУГН / Режим доступа: http://www.univertv.ru/video/psihologiya/psihologiya_razvitiya_vozrastnaya_psihologiya/kurs_lekcij_psihologiya_razvitiya_i_vozrastnaya_psihologiya_vilenskoj_ga/?mark=science1