МУ Конфликтология в СР практические занятия

Министерство образования и науки Российской Федерации

Саратовский государственный технический университет

Балаковский институт техники, технологии и управления

КОНФЛИКТОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Методические указания к практическим занятиям

для студентов специальности 40 100.65 «Социальная работа»

дневной формы обучения

Одобрено

редакционно-издательским советом

Балаковского института техники,

технологии и управления

Балаково 2010

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Конфликтология в социальной работе» является одной из составных частей теоретической и практико-ориентированной подготовки социальных работников. В процессе социальной работы происходит выявление, предупреждение, оптимизация конфликтов на внутриличностном, межличностном, личностно-групповом уровне, а также на уровне индивид-общество. Овладение знаниями и навыками эффективного управления и разрешения конфликта, методами его предупреждения являются актуальными для социального работника, стремящегося достигнуть высокого уровня профессионализма.

Основной целью курса «Конфликтология в социальной работе» является овладение студентами знаниями в области теории конфликтов и практическими технологиями их урегулирования.

Задачи учебного курса

1. Овладение студентами теоретическими знаниями по общей теории, психологии и социологии конфликта.

2. Формирование навыков и умений решения конкретных задач по управлению конфликтами в различных сферах жизнедеятельности.

3. Изучение методов предупреждения и разрешения конфликтов в практике социальной работы.

4. Формирование гуманистического мировоззрения будущих социальных работников.

13 стр., 6040 слов

Социальная психология. Конфликты

3 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 Конфликты 1.1 Понятие и сущность конфликтов 1.2 Причины социальных конфликтов. Типология конфликтов 1.3 Содержание управления конфликтами 2 Переговорный процесс 2.1 Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов 2.2 Основное содержание переговорного процесса Заключение Библиографический список Глоссарий Приложение 1 Первый этап анализа конфликта ВВЕДЕНИЕ Существует ...

Аудиторные занятия включают лекции и практические занятия в соответствии с учебным планом специальности. Важным условием и результатом самостоятельного изучения курса является выполнение студентами реферативных и практических работ, подготовка сообщений. В рамках курса «Конфликтология в социальной работе» студенты выполняют курсовую работу, а во время сессии сдают экзамен.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

№п/п

Тема

Кол-во часов

1

2

3

I

Конфликтология как наука. Общая теория конфликта

1

Входной контроль

2

2

История развития конфликтологии

2

3

Сущность конфликта как феномена социальной и духовной жизни человека. Внутриличностный конфликт

2

4

Трудовой конфликт: сущность, причины и методы разрешения

2

5

Семейные конфликты и их особенности

2

6

Механизмы возникновения конфликтов

2

7

Диагностика и анализ конфликтов

2

8

Промежуточный контроль

2

II

Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов

9

Психология поведения участников конфликта

2

10

Эффективное общение и рациональное поведение в конфликте

2

11

Прогнозирование и методы предупреждения конфликтов

2

12

Технологии управления конфликтами

2

13

Конфликты в практике социальной работы и их разрешение

4

14

Переговорный процесс как метод разрешения конфликтов

2

15

Этические основы социальной работы при разрешении конфликтов

2

16

Выходной контроль

2

Итого

34

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОЦЕНКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Ф.И.О. студента____________________________________группа________

Виды самостоятельной и учебной работы

Макс.

кол-во баллов

Факт.

кол-во баллов

Обязательная работа:

1.Выполнение курсовой работы

2. Входной, промежуточный, итоговый контроль

120

5−10

Задания по выбору студента:

1. Проведение анализа статей по конфликтологии в современной периодической печати

20

2. Выступление с анализом статьи по конфликтологии

5

3. Подготовка и оформление реферата

10

4.Выступление с докладом по реферату

5

5. Подготовка сообщения, конспекта, эссе

5

6. Презентация книги по конфликтологии

5

7. Разработка электронной презентации по одной из тем курса

25

8. Составление оценочных процедур (тесты, контрольные и т. п.) по одной из тем курса с ответами

15−20

9. Участие в подготовке, проведении и анализе ролевой игры, круглого стола

10

10. Составление схемы анализа конфликта

15

11. Проведение анализа конфликтной ситуации

15

12. Составление глоссария по выбранным темам

10

13. Составление кейсов и ролевых игр по конфликтологии

20

14. Составление «копилки мудрых мыслей» о конфликте

10

15. Разработка рекомендаций (для учителей и родителей) по работе с конфликтными подростками

10

16. Посещение всех занятий и наличие конспектов всех лекций.

10

17. Анализ собственной познавательной деятельности в рамках курса «Конфликтология»

10

Общее количество баллов

Оценка самостоятельной и учебной работы:

От 250 баллов — «5» (отлично), при условии, что за обязательную работу набрано не менее 120 баллов;

180−250 баллов — «4» (хорошо), при условии, что за обязательную работу набрано не менее 100 баллов;

140−180 баллов — «3» (удовлетворительно), при условии, что за обязательную работу набрано не менее 90 баллов;

менее 140 баллов — «неудовлетворительно».

За высокий уровень выполнения заданий начисляются призовые баллы (от 5 баллов).

За нарушение дисциплины на занятии, несвоевременное выполнение заданий снимаются штрафные баллы (от 5 баллов).

КОММЕНТАРИИ К ЗАДАНИЯМ ПО ВЫБОРУ

Задание 1. Для выполнения этого задания можно выбрать одно или несколько периодических изданий, содержащих статьи по конфликтологии. Анализу могут быть подвергнуты темы статей, частота встречаемости этих тем, полнота, с которой освящаются те или иные вопросы и др. Может быть проанализирована одна статья, в этом случае анализ статьи должен включать:

  1. Название статьи; Ф.И.О. автора; источник (из какого периодического издания взята статья), место и год издания, название и адрес сайта.
  2. Краткое изложение проблемы, рассматриваемой в статье.
  3. Варианты решения данной проблемы, предлагаемые автором.
  4. Выводы из статьи.
  5. Оценка актуальности рассмотрения данной проблемы (насколько акту­альна для Вас тема, рассматриваемая в статье).

Задание 2. В выступлении должны быть отражены все основные составляющие анализа статьи. Выступающий должен хорошо знать содержание статьи и уметь отвечать на вопросы аудитории.

Задания 3−5.

При выполнении рефератов студенты углубляют, обобщают свои знания по дисциплине, приобретают навыки оформления научной работы. Выбор темы осуществляется в соответствии со списком тем рефератов. Реферат должен быть написан по плану, общая структура плана: введение, два-три раздела, заключение, литература, приложение.

Во введении обосновывается актуальность темы, указывается цель работы и представляется общая стратегия ее разработки в виде задач. Основное содержание может представлять собой обзор ряда литературных источников по теме. По форме это должен быть не конспект отдельных работ, а анализ направлений и подходов к проблеме. В заключении подводятся итоги выполненной работы и делаются основные выводы. Студент должен продемонстрировать собственное отношение к раскрываемой теме. В конце работы следует представить список используемой литературы, содержащий для реферата не менее 5−10, для сообщения -3−5 источников (монографий, статей, интернет-ресурсов), соответствующих выбранной теме. При подборе литературы студент может ориентироваться на источники, рекомендуемые преподавателем, и самостоятельно подбирать необходимую литературу. В выступлении с докладом по реферату должны быть отражены все основные вопросы плана. Выступающий должен хорошо знать содержание реферата или сообщения и уметь отвечать на вопросы аудитории.

Задание 6. Для презентации книги по конфликтологии может быть выбрана монография, учебник или учебное пособие по конфликтологии. В презентации должны быть отражены следующие моменты:

  1. Ф.И.О. автора, название книги, место издания, год издания, количе­ство страниц, указание библиотеки или другого места нахождения книги.
  2. Информация об авторе (когда жил, кто по профессии, какие научные звания имел (имеет), изучением каких вопросов занимался (занима­ется).

    Информация об авторе может быть взята из других источни­ков.

  3. О чем книга, основные разделы и главы книги (аннотации из самой книги недостаточно, это всего лишь помощь для создания Вашей ан­нотации).
  4. Кем и для чего может быть использована данная книга.
  5. Что Вам в этой книге понравилось, почему Вы ее рекомендуете дру­гим?
  6. Ваша субъективная оценка уровня сложности изложения материала в данной книге по 7 балльной шкале (0 — книга доступна даже для ре­бенка; 7- книга очень сложная, почти ничего не понял).

Вся презентация не должна занимать более 5 минут. За оформление работы в электронном виде добавляется 3 балла.

Задание 7. Используя редактор Power Point, разработать электронную презентацию по одной из тем курса. Для подбора слайдов используйте план:

  1. Название темы презентации.
  2. Основные понятия (не более трех) и основные тезисы (т.е. мысли, без которых содержание Вашей темы не может быть раскрыто).
  3. Интересная информация по теме, статистика, эксперименты и т. д.
  4. Задания на проверку усвоения материала темы (вопросы, тест, прове­рочное задание и т. д.)
  5. Список литературы для самостоятельного изучения темы.
  6. Ф.И.О. автора презентации, группа.

При создании презентации необходимо обратить внимание на эстетику, логичность построения материала, полноту изложения.

Задание 8. Диагностическая контрольная работа предполагает разработку заданий 6-ти уровней сложности (методика разработанаС.С.Сигаевой — ГОУСПО педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова г. Санкт-Петербурга).

Разработка включает следующие шаги: выбор темы, составление контрольных вопросов по уровням. Каждый уровень оценивается определенным количеством баллов (формулируя вопросы, используйте приведенную ниже таблицу); составление примерных ответов к заданиям.

Как формулировать вопросы:

Уровень

Ключевые слова и фразы в формулировании задания

Количество баллов

Знание

Перечислите, сформулируйте, опишите, соотнесите

0 — 1

Понимание

Интерпретируйте, обоснуйте, выявите, объясните смысл, покажите взаимосвязь, изложите основную идею

0 — 2

Применение

Продемонстрируйте, примените, выберите вариант, решите, смоделируйте, спрогнозируйте, воспользуйтесь этим, чтобы решить

0 — 3

Анализ

Оцените, проанализируйте, объясните причины, разложите на составляющие, найдите ошибки в логике рассуждений, сравните, проверьте, классифицируйте

0 — 4

Синтез

Сочините, придумайте, сделайте вывод, обобщите, создайте, разработайте новый вид продукта, оформите, измените, предложите

0 — 5

Оценка

Оцените логику построения материала, выделите критерии, обсудите все за и против, оцените соответствие выводов имеющимся данным, выберите лучший вариант, выскажите критические замечания, что вы думаете о …

0 — 6

Критерии отметки: 0 — 6 баллов — «2», 7 — 11 баллов — «3», 12 — 17 баллов — «4»,

18 — 21 балл — «5».

Задание 9. Анализ результатов ролевой игры или круглого стола осуществляется с привлечением экспертов. За выступление в роли эксперта студент получает 3 балла.

Задание 10. Схема анализа конфликта должна отражать основные компоненты, этапы анализа конфликта и сопровождаться письменными комментариями автора.

Задание 11. Анализ конфликтной ситуации может быть выполнен самостоятельно письменно или устно в учебной группе (во время занятия).

Задание 12. Глоссарий обеспечивает истолкование и определение основных понятий, необходимых для адекватного осмысления материала.

В глоссарии должны содержаться ссылки на использованную литературу.

Задание 13. Кейс-стади — один из методов активного обучения. Суть его в том, что дается описание конкретной проблемной ситуации, которую необходимо проанализировать и подготовить рекомендации по ее разрешению или преодолению. При разработке кейсов следует учитывать

специфику социальной работы; кейс должен быть максимально приближен к действительности (обычно он формулируется на основе описания реального события); задание должно быть подобрано таким образом, чтобы можно было пользоваться разными путями для решения.

В ролевых играх участники играют отведенные им роли, требующие применения навыков межличностного общения. Разработка кейсов и ролевых игр предполагает решение следующих задач:

  1. Определение целей данной ролевой игры или кейса.
  2. Составление сценария.
  3. Определений условий проведения игры или кейса, составление реко­мендаций для ведущего.
  4. Составление инструкции для участников.
  5. Определение временных рамок игры.
  6. Составление вопросов для обсуждения после игры.

Задание 14. В «копилку мудрых мыслей о конфликте» может войти любое количество остроумных или просто интересных высказываний разных авторов о конфликте и подобных ему явлениях.

Все высказывания обязательно должны сопровождаться ссылками на авторов или источники. За оформление работы в электронном виде добавляется 2 балла.

Задание 15. Рекомендации для родителей и педагогов по работе с конфликтными подростками могут быть составлены в произвольной форме. В работе должны содержаться ссылки на использованные источники литературы.

Задание 16. Ксерокопии чужих конспектов не принимаются.

Задание 17. Анализ собственной познавательной деятельности в рамках курса «Конфликтология» можно провести, заполнив таблицу:

Знал и умел до изучения

конфликтологии

Узнал, изучая конфликтологию

Научился,

изучая конфликтологию

Хотел бы узнать,

осталось невыясненным

Хотел бы научиться

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие № 1. Входной контроль.

  1. Зачем нужны знания конфликтологии специалистам с высшим образованием?
  2. Может ли человек прожить без конфликтов?
  3. Какие способы разрешения конфликта вам известны?
  4. Что такое «инцидент»?
  5. Почему существует конфликт поколений?
  6. Виды конфликтов в современной семье?
  7. В чем заключается конфликт личности с самой собой?
  8. Каковы причины национальных конфликтов?
  9. В чем причина религиозных конфликтов?
  10. Конфликтен ли человек по своей природе?
  11. Предположите, какие методы других наук могут использоваться для анализа конфликтов?

Практическое занятие № 2

Тема «История развития конфликтологии»

План

  1. Формирование конфликтологических идей в античной философии.
  2. Проблема конфликта в философии Нового времени.
  3. Проблематика современной западной конфликтологии: основные направления и подходы к изучению конфликта.
  4. Особенности развития конфликтологии в России.

Формы работы: сообщения, рефераты, анализ статьи, глоссарий.

Методические рекомендации: при подготовке к вопросам необходимо уделить внимание направлениям западной социологии конфликта, политологическим теориям конфликта, современным подходам в зарубежной психологии конфликта.

Темы работ

1. Война как социальный конфликт в учениях Платона и Демокрита.

2. Теория конфликта М. Вебера.

3. Теория конфликта и девиантного поведения Э. Дюркгейма.

4. Теория социального действия Т. Парсонса.

5. Идеи Н. Смелсера о конфликтах.

6. Системный подход к анализу причин социальных конфликтов Ф. Бекона

и Т.Гоббса.

7. Концепция Р. Дарендорфа о конфликте и модернизации общества.

Литература

1. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта / А.Г.Здравомыслов.-М., 2006.

2. Хрестоматия по философии / под ред. В.П.Кохановского, В.П.Яковлева. — Ростов н/Д, 2003.

3. Козер Л. Функции социального конфликта./ Л.Козер. — М., 2005.

4. Панчук И.П. Сущность и особенности социально-политических конфликтов в современной России / И.П.Панчук // Социально-гуманитарные знания. — 2007. — № 6.

5. Степанов Е.И. Отечественная конфликтология: к вопросу о становлении и развитии / Е.И.Степанов // Социологические исследования.- 1998.- № 10.

Практическое занятие № 3

Тема «Сущность конфликта как феномена социальной и духовной жизни человека. Внутриличностный конфликт»

Занятие проводится в виде круглого стола представителей различных конфликтологических теорий: З. Фрейда, К.Г.Юнга, А. Адлера, Э. Фромма, К. Хорни, К. Левина, Э. Эриксона, Л.Фестингера.

Формы работы: презентация книги, статьи, сообщения, эссе.

Методические рекомендации: необходимо представить с позиции одной из конфликтологических теорий (на выбор) понимание сущности и видов внутриличностного конфликта, методов и средств его разрешения.

Темы работ

1. Сущность внутриличностного конфликта по Фрейду.

2. Конфликт между моралью и нравственностью, между должным и сущим, между моральным идеалом и действительностью.

3. Конфликт, обусловленный необходимостью выбора между силами равной величины, действующими на личность (К. Левин).

4. Конфликт между «Я-концепдией» и идеальным «Я» (К. Роджерс).

5. Конфликт между стремлением к самоактуализации и реальным результатом (А. Маслоу).

6. Конфликт между стремлением к смыслу жизни и экзистенциальным вакуумом (В. Франкл).

Литература

1. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В.Гришина. — СПб., 2000.

2. Козырев Г. И. Внутриличностные конфликты / Г. И.Козырев // Социально — гуманитарные знания. — 1999. — № 2.

3. Социальная конфликтология: конфликт и суицид / под ред. А.В.Моро- зова. — М., 2002.

4. Хорни К. Ваши внутренние конфликты / К.Хорни. — СПб., 2001.

Практическое занятие № 4

Тема «Трудовой конфликт: сущность, причины и методы разрешения»

План

1. Сущность и причины трудового конфликта.

2. Виды трудовых конфликтов.

3. Разрешение коллективных трудовых конфликтов.

4. Кейс-стади «Разрешение конфликта»: анализ ситуаций конфликта в игровых группах по 3−4 человека с применением знаний о нормативной регуляции трудового конфликта.

Формы работы: презентация книги, статьи, сообщения, составление таблицы нормативных документов, регулирующих трудовые конфликты.

Методические рекомендации: основное внимание следует уделить типологии и причинам трудового конфликта, а также документам, регламентирующим отношения в системе «работник-работодатель».

Темы работ

  1. Инновационные конфликты в организации.
  2. Ресурсные конфликты и нормативная основа их разрешения.
  3. Динамические конфликты в организации.
  4. Порядок разрешения коллективных трудовых споров.

Литература

1. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации. — М., 2009.

2. Российская Федерация. Законы. О порядке разрешения коллективных трудовых споров от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ (в редакции от 6 ноября 2001 г., 30 декабря 2001 г.) // Федеральный закон: Выпуск 6. — М., 2003.

3. Грошев И.В. Гендерные особенности конфликтности на предприятиях и в организациях / И.В.Грошев // Социологические исследования. — 2007. — № 6.

4. Решетникова К.В. Методы и проблемы диагностики организационных конфликтов / К.В.Решетникова // Личность. Культура. Общество. — 2006. — Т.8. — Вып.2.

5. Соколова Л.А. Трудовые споры и порядок их разрешения / Л.А.Соколова. — М.: Альфа-Пресс, 2004.

6. Фатеева Е.В.Конфликты в организациях / Е.В.Фатеева // Управление человеческим потенциалом. — 2006. — № 4.

Практическое занятие № 5

Тема «Семейные конфликты и их особенности»

План

1. Классификация и причины семейных конфликтов.

2. Пути предупреждения и основные формы разрешения семейных конфликтов.

3. Задачи социальной работы в разрешении семейных конфликтов.

Формы работы: презентация статьи, сообщение, разработка электронной презентации по одной из тем.

Методические рекомендации: основное внимание необходимо функциям и задачам социальных служб в разрешении семейных конфликтов.

Темы работ

  1. Детско-родительские конфликты.
  2. Насилие как средство разрешения конфликта в семье.
  3. Механизмы ограничения применения насилия в конфликтах.
  4. Роль социальных служб в оказании помощи жертвам насилия.

Литература

1. Краснова О.А. Конфликт в семье / О.А.Краснова // Социальная защита. — 1999. — № 6.

2. Митяева А.М. Влияние семейных конфликтов на устойчивость браков / А.М.Митяева // Конфликтология. — 2008. — № 4. 3. Римашевская Н.М. Опыт борьбы с домашним насилием в США / Н.М.Римашевская // Народонаселение. — 2002. — № 2.

4. Саленко Н.И. Профилактическая работа с семьями, имеющими несовер- шеннолетних детей / Н.И.Саленко // Социальная педагогика. — 2006. — № 1.

5. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей / В.С.Торохтий. — М., 2006.

Практическое занятие № 6

Тема «Механизмы возникновения конфликтов»

План

  1. Конфликтная ситуация и конфликтогены.
  2. Формулы А. Шейнова в анализе механизмов возникновения конфликтов: решение ситуационных задач.
  3. Конфликты и трансактный анализ: работа с тестом «Родитель-Ребенок-Взрослый», освоение алгоритма трансактного анализа.

МУ Конфликтология в СР практические занятия — Стр 2

Формы работы: презентация книги Э. Берна, сообщение, анализ конфликта с помощью матрицы трансактного анализа, составление таблицы психологических игр, таблицы конфликтогенов.

Методические рекомендации: главный проблемный вопрос при подготовке к семинарскому занятию — как возникают конфликты, что является движущей силой, механизмом их возникновения.

Темы работ

1. Причинные факторы конфликтов.

2. Типы конфликтогенов и формы их проявления.

3. Теория Э. Берна в практике предупреждения конфликтов.

Литература

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры /

Э.Берн. — СПб., 1998.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В.Гришина.- СПб., 2000.

3. Емельянов С.А. Практикум по конфликтологии / С.А.Емельянов. — СПб., 2003.

4. Линчевский Э.Э. Контакты и конфликты / Э.Э.Линчевский. — М., 2000.

5. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение / В.П.Шейнов. — Минск, 1998.

Практическое занятие № 7

Тема «Диагностика и анализ конфликтов»

План

  1. Освоение методики «Оценка глубины конфликта» Цель: развитие у студентов навыков оценки глубины конфликта с использованием специальных методик.
  2. Ролевая дидактическая игра с использованием методики «Оценка глубины конфликта».

В тесте представлены 8 основных позиций, имеющих отношение к конфликтной ситуации. Необходимо оценить выраженность каждого фактора по пятибалльной шкале. Сильная выраженность факторов левой стороны теста оценивается 1 баллом, а правой — 5 баллами, общая сумма баллов будет свидетельствовать о глубине конфликта.

  1. Стороны осознают причину

конфликта

1 2 3 4 5

Стороны не осознают причину

конфликта

  1. Причина конфликта имеет

эмоциональный характер

1 2 3 4 5

Причина конфликта имеет

материальный характер

  1. Цель конфликтующих —

устремленность к

социальной

справедливости

1 2 3 4 5

Цель конфликтующих —

получение привилегий

  1. Есть общая цель, к которой

стремятся все

1 2 3 4 5

Общей цели нет

  1. Сферы сближения выражены

1 2 3 4 5

Сферы сближения не выражены

  1. Сферы сближения касаются

эмоциональных сторон

1 2 3 4 5

Сферы сближения касаются

материальных (служебных)

сторон

  1. Лидеры мнений не выделяются

1 2 3 4 5

Замечено влияние лидеров

мнений

  1. В процессе общения оппоненты

придерживаются норм

поведения

1 2 3 4 5

В процессе общения оппоненты

не придерживаются норм

поведения

Оценка результатов

Позиция руководителя: — при сумме 35−40 баллов должен выступать в роли обвинителя и для разрешения конфликта прибегать в основном к административным мерам;

— при сумме 25−34 балла выступает в роли консультанта и для разрешения конфликтной ситуации в основном прибегает к психологическим мерам;

— при сумме менее 24 баллов — должен выступать в роли воспитателя и прибегнуть к педагогическим мерам.

Позиция медиатора: — при сумме 35−40 баллов следует предпринять меры по разъединению конфликтующих и приступить к переговорам с ними дизъюнктивным способом;

— при сумме 25−34 балла можно попытаться на очередной встрече в переговорном процессе перевести конфликт в конструктивную фазу;

— при сумме менее 24 баллов — можно активизировать усилия по подготовке конструктивного решения.

В ролевой дидактической игре с использованием методики «Оценка глубины конфликта» студенты разбиваются на игровые группы по 4 человека. В каждой группе 2 человека играют роль конфликтующих, 1 — менеджера и 1 — медиатора.

Игровая установка: конфликтующим — определить предмет конфликта и направление конфликтного взаимодействия, которое они должны разыграть (направление взаимодействия не должно быть известно другим участникам игры); менеджеру и медиатору — сообщаются предмет конфликта и дается ролевая установка на оценку глубины конфликта между конфликтующими методом беседы с ними, наблюдения за их поведением, опираясь на тестовые позиции и принятия решения на разрешение конфликта.

Структура игры: игровая установка, подготовка к ролевому взаимодействию — 10 минут, ролевое взаимодействие — 15 минут, принятие решений — 10 минут, обсуждение игрового сюжета, подведение итогов.

Формы работы: рефераты, сообщения.

Методические рекомендации: следует рассмотреть структурные элементы диагностики конфликта, схемы понятийного описания и исследования конфликта (А.А.Анцупова, А.И.Шипилова, Ю.Е.Ростова, В.Н.Шаленко), методы диагностики конфликта (наблюдение, опрос в определении уровня конфликтности, ретроспективный анализ конфликта).

Темы работ

1. Основные этапы исследования конфликтов.

2. Методы диагностики конфликта.

3. Системный анализ конфликта.

Литература

1. Светлов В. А. Аналитика конфликта / В.А.Светолов. — СПб.: Росток, 2001.

2. Социальная конфликтология: исследование и диагностика конфликтов / под ред. А.В. Морозова. — М.: Академия, 2002.

2. Леонов Н.И. Конфликтология: хрестоматия / Н.И.Леонов. — М., 2003.

3. Козырев Г. И. Конфликты в организации / Г. И.Козырев // Социально-гуманитарные знания. — 2001. — № 2.

4.Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика./ Э.А.Уткин. — М., 1998.

Практическое занятие № 8. Промежуточный контроль.

  1. Ситуационные задачи «Анализ структуры конфликта».
  2. Контрольный тест «Общая теория конфликта».

Практическое занятие № 9

Тема «Психология поведения участников конфликта»

План

  1. Поведенческие характеристики конфликтных личностей.
  2. Самооценка конфликтности и стратегий поведения в конфликте по методике Жд.Скотта.
  3. Контрольный тест «Стратегии поведения личности в конфликте».

Формы работы: презентация книги, сообщение, составление таблицы типов конфликтных личностей.

Методические рекомендации: на основе изучения особенностей поведения участников конфликта, типологии конфликтных личностей следует определить подходы к проблеме общения с различными трудными в общении типами личности.

Темы работ

  1. Типы конфликтных личностей.
  2. Характеристика основных стратегий поведения в конфликте.

3. Виды уловок-манипуляций в общении.

Литература

  1. Богданов Е.Н. Психология личности в конфликте / Е.Н.Богданов, В.Г.Зазыкин. — 2-е изд. Спб.: Питер, 2004.
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В.Гришина. — СПб: Питер, 2000.
  3. Хасан Б.И. Психология конфликта и переговоры / Б.И.Хасан, П.А.Сергоманов. — М.: Академия, 2006.

Практическое занятие № 10

Тема «Эффективное общение и рациональное поведение в конфликте»

План

  1. Дидактическая игра «Искусство критики»

Студенты разбиваются на игровые группы по 4 человека. 3 человека выступают в роли экспертов. Каждой группе предлагается набор карточек с описанием ситуаций и бланки с описанием форм и видов критики.

Игровая установка: группам — проанализировать предложенные ситуации, разработать механизм критики по каждому случаю, определить мотивы критики и подготовить критические замечания. Экспертам — определить форму критики, предложенные группами, определить мотивы критики и сделать вывод о конструктивности критики по каждой ситуации.

  1. Упражнение «Самооценка рационального поведения в конфликте»

В ходе занятия студенты получают бланк тренингового упражнения «Саботажники общения» и самостоятельно их отрабатывают, анализируют результаты, получая методическую помощь преподавателя.

Формы работы: конспект, эссе на тему «Условия взаимопонимания партнеров по общению».

Методические рекомендации: при подготовке конспекта, эссе следует рассмотреть вопросы, связанные с механизмами взаимопонимания (эмпатией, идентификацией, рефлексией), способами преодоления психологических трудностей взаимопонимания (разного рода психологических барьеров в общении).

Литература

1. Зарецкая А.А. Деловое общение: в 2 т. / А.А.Зарецкая. — М., 2002.

2. Курбатов В.И. Искусство управлять общением / В.И.Курбатов. — Ростов н/Д, 1999.

3. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми / В.Н.Панкратов.- М., 2002.

4. Сперанский В.И. Основные элементы технологии малоконфликтного поведения / В.И.Сперанский // Социально- политический журнал. — 1997. — № 3.

Практическое занятие № 11

Тема «Прогнозирование и методы предупреждения конфликтов»

План

1. Основные источники прогнозирования конфликтов.

2. Прогнозирование как этап управления конфликтом.

3. Формы и пути предупреждения конфликта.

4. Методы профилактики конфликтов.

Формы работы: презентация «Методы прогнозирования конфликтов», сообщения, рефераты.

Методические рекомендации: уделить внимание главным проблемным вопросам — какие управленческие действия необходимы на этапе прогнозирования конфликта, какие методы профилактики эффективно предупреждают конфликты.

Темы работ

  1. Взаимосвязь фаз и этапов конфликта и возможности его предупреждения.
  2. Психопрофилактика в предупреждении конфликтов.
  3. Методы прогнозирования социального конфликта.
  4. Предупреждение и урегулирование конфликтов в социально-педагогическом процессе.

Литература

  1. Гришина Н. Психология конфликта / Н.Гришина.- СПб: Питер, 2000.
  2. Дорохова А.В. Разрешение конфликтов / А.В.Дорохова, Л.И.Игумнова, Т.И.Привалихина. — М.: Академия, 2008.
  3. Лукин Ю. Ф. Конфликтология. Управление конфликтами / Ю.Ф.Лукин. — М.: Академический проект, Трикста, 2007.
  4. Конфликтология: хрестоматия / сост. Н.И.Леонов. — М.: Модэк, 2003.

Практическое занятие № 12

Тема «Технологии управления конфликтами в различных сферах социального взаимодействия»

План

1. Понятие управления конфликтами.

2. Алгоритм и содержание управления конфликтами.

3. Технологии управления конфликтами.

Формы работы: презентация «Технологии управления конфликтами», сообщения, рефераты.

Методические рекомендации: необходимо уделить внимание видам и этапам деятельности по управлению конфликтом, организационно-технологической стороне процесса управления конфликтом.

Темы работ

1. Сущность управления социально-экономическим конфликтом.

2. Управление этническими конфликтом.

3. Особенности управления глобальными конфликтами.

4. Управление конфликтами в социально-педагогическом процессе.

Литература

1. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное / А.В.Дмитриев. — М.: Гардарики, 2002.

2. Жовтун Д.Т. Конфликтология. Межэтнические конфликты в структуре

современного российского социума / Д.Т.Жовтун // Социально- гуманитарные знания. — 2000. — № 1.

3. Козырев Г. И. Конфликты в социально-педагогическом процессе / Г. И.Козырев // Социально-гуманитарные знания. — 2000. — № 2.

4. Решетникова К.В. Методологические основы квалификации технологий управления организационными конфликтами / К.В. Решетникова //

Социологические исследования. — 2008.- № 10.- С. 52−61.

5. Светлов В. А. Конфликт: модели, решения, менеджмент / В.А.Светлов. — СПб.: Питер, 2005.

Практическое занятие № 13

Тема «Конфликты в практике социальной работы и их разрешение»

План

1. Социальная работа с клиентом и конфликтные ситуации.

2. Методика разрешения конфликтов в социальной работе с клиентом.

3. Разрешение конфликтов в процессе социальной работы с группой.

Формы работы: анализ статьи, сообщение, рефераты, таблица «Классификация конфликтов и социальная работа».

Методические рекомендации: следует рассмотреть этапы разрешения конфликтов в социальной работе: сбора информации (пятишаговый метод А. Айви), технологию составления картографии конфликта, методы, приемы работы социального работника по разрешению конфликта.

Темы работ

1. Социальный работник как посредник в разрешении конфликта между клиентом и организацией.

2. Метод картографии в практике разрешения конфликтов.

3. Разрешение конфликтов в процессе социальной работы с группой.

Литература

  1. КарпенкоА.Д. Социальное конфликтологическое консультирование / А.Д.Карпенко, Е.Н.Фролова-Буканова. — СПб.: СПбГУ, 2006.
  2. Ригина Н.И. Разрешение конфликтов в социальной работе / Н.И.Ригина // Работник социальной службы. — 2001. — № 4.
  3. Психология социальной работы / под ред. М.А.Гулиной. — СПб., 2002.
  4. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов./ Т.С.Сулимова. — М., 1996.

Практическое занятие № 14

Тема «Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов»

План

1. Основное содержание и этапы переговорного процесса.

2. Стратегии и тактики переговорного процесса.

3. Самооценка подготовленности к ведению переговоров методом тестирования.

4. Ситуационно-ролевая игра «Переговоры».

Формы работы: анализ статьи, сообщение, рефераты, презентации «Посредничество в разрешении межгосударственных конфликтов», «История персонального посредничества», презентация книги по психологии ведения переговорного процесса.

Методические рекомендации: следует рассмотреть методы посредничества, которые применяются в практике социальной работы, виды и этапы посредничества, технологии стратегий и тактик в переговорном процессе.

Темы работ

  1. Манипулятивные технологии в переговорном процессе.
  2. Персональное посредничество в разрешении межгосударственных конфликтов.
  3. Деятельность Центров медиации в США.
  4. Посредническая деятельность ООН и региональных межправительственных организаций.
  5. Пути изменения восприятия оппонентов в целях мирного урегулирования конфликта.
  6. Технология ведения переговоров с террористами.

Литература

  1. Балыко Д. Переговоры, обреченные на успех. Техники НЛП в действии / Д. Балыко .- М.: Эксмо, 2008.
  2. Бутмен Н. Побеждать в переговорах. Как? / Н.Бутмен. — М.: Эксмо, 2007.
  3. Власова Н. Краткий кодекс переговорщика / Н.Власова. — М., 2008.
  4. Мокшанцев Р.И. Психология коммуникаций на переговорах / Р.И.Мокшанцев. — Новосибирск, 2004.
  5. Хасан Б.И. Психология конфликта и переговоры / Б.И.Хасан, П.А.Сергоманов. — М.: Академия, 2006.

Практическое занятие № 15

Тема «Этические основы социальной работы при разрешении

конфликтов"

План

1.Поведение и облик социального работника.

2.Нравственные проблемы при разрешении конфликта.

3.Этический кодекс социального работника и разрешение конфликтов.

4. Роль конкретных социальных служб в разрешении конфликтов.

Форма работы: эссе.

Методические рекомендации: следует уделить внимание этическим противоречиям и нравственным проблемам, возникающим при разрешении конфликта, направленности личности социального работника.

Темы эссе

  1. Проблема внутреннего компромисса как «возможного условия» успешной карьеры.
  2. Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития личности социального работника.
  3. Элитарные ориентации в профессиональном и личностном самоопределении.

Литература

1. Леонов Н.И. Конфликтология: этический кодекс консультанта по разре- шению конфликтов./ Н.И.Леонов.- М., 2002. — С.144.

2. Липский И.И. Кодекс этики социального педагога и социального работ- ника — основа профессиональной позиции / И.И.Липский // Социальная педагогика. — 2006. — № 2.

3. Самсонова Н.А. Конфликтологическая культура специалиста / Н.А.Самсонов // Высшее образование в России. — 2003. — № 1.

4. Соснина В. В. Этика поведения социального работника / В.В.Соснина // Работник социальной службы. — 2009. -№ 6.

Практическое занятие № 16

Выходной контроль: итоговый контрольный тест «Общая теория, психология и социология конфликта»

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (основная)

  1. Аклаев А.Р.Этнополитическая конфликтология: анализ и менеджмент / А.Р.Аклаев. — М.: Дело, 2009.
  2. Анцупов А. Я. Конфликтология / А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов. — Спб: Питер, 2009.
  3. Волков Б.С. Конфликтология / Б.С.Волков, Н.В.Волкова. — М.: Академический проект, 2007.
  4. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах / О.В.Галустова. — М.: Проспект, 2008.
  5. Гришина Н. Психология конфликта / Н.Гришина.- СПб: Питер, 2000.
  6. Дорохова А.В. Разрешение конфликтов / А.В.Дорохова, Л.И.Игумнова, Т.И.Привалихина. — М.: Академия, 2008.
  7. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта / А.Г.Здравомыслов. — М., 2001.
  8. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии / Д.П.Зеркин.- Ростов н / Д: Феникс, 2006.
  9. Кибанов А. Я. Конфликтология / А.Я.Кибанов, И.Е.Ворожейкин, Д.К.Захаров, В.Г.Коновалова. — М.: ИНФРА-М, 2005.
  10. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию / Г. И.Козырев. — М.: Владос, 2001.
  11. Конфликтология / под ред. О. З. Муштука. — М.: Маркет ДС, 2007.
  12. Конфликтология / под ред. В.П. Ратникова. — М.: Юнити; 2007.
  13. Левин С. Разрешение конфликтов. От конфликта к сотрудничеству / С.Левин. — М.: Олимп-Бизнес, 2008.
  14. Леонов Н.И. Конфликтология / Н.И.Леонов. — М.: МПСИ, 2006.
  15. Лукин Ю. Ф. Конфликтология. Управление конфликтами / Ю.Ф.Лукин. — М.: Академический проект, Трикста, 2007.
  16. Мокшанцев Р.И. Конфликтология в социальной работе / Р.И.Мокшанцев. — Ростов н / Д: Феникс, 2008.
  17. Светлов В. А. Управление конфликтом / В.А.Светлов. — СПб: Росток, 2003.
  18. Семенов В.А. Конфликтология: история, теория, методология / В.А.Семенов. — Спб: СЗАГС, 2008.
  19. Сорокина, Е. Г. Конфликтология в социальной работе / Е. Г. Сорокина. — М.: Академия, 2009.
  20. Социальная конфликтология / под ред. А.В.Морозова.- М., 2002.

Интернет — ресурсы

  1. Сайт международной ассоциации конфликтологов [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
  2. Центр конфликтологии Института социологии РАН [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
  3. Научные статьи по конфликтологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: psychology.ru
  4. Практическая конфликтология в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: conflictology.spb.ru
  5. Конфликтология [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.polittech.ru
  6. Конфликтологический журнал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.conflictology.narod.ru
  7. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
  8. Мир психологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: psychology.net.ru/
  9. Психология он-лайн [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.psychology-online.ru/.
  10. Психологическая библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
  11. Научно-теоретический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета» [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
  12. Педагогическая библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.pedlib.ru
  13. Библиотека по психологии, педагогике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: flogiston.ru/reviews/books
  14. Библиотека научно-популярной литературы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.twirpx.com/
  15. Бесплатная электронная библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.webbl.ru

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение 2

2. Тематический план практических занятий 3

3. Технологическая карта оценки самостоятельной и учебной работы 3

4. Комментарии к заданиям по выбору студента 5

5. Содержание практических занятий 10

6. Рекомендуемая литература 26

КОНФЛИКТОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Методические указания к практическим занятиям

для студентов направления /специальности «Социальная работа»

дневной формы обучения

Составила Верхова Юлия Леонидовна

Рецензент Л.Р.Миролюбова

Редактор Л.В.Максимова

Подписано в печать 14.12.09 Формат 60×84 1/16

Бум. тип. Усл. печ. л. Уч.-изд. л.

Тираж 100 экз. Заказ Бесплатно

Саратовский государственный технический университет

410 054, г Саратов, ул. Политехническая, 77

Копипринтер БИТТиУ, 413 840, г. Балаково, ул. Чапаева, 140

30

Adblock
detector