ФГБОУ ВО «ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет социальной работы, педагогики и психологии
Кафедра психологии и педагогики
Выполнил(и):
студент___курса, ____ группы
отделения заочного обучения
ФИО
Проверил:
факультетский руководитель
летней педпрактики ФСРПиП
к.п.н., доцент Коковина
Любовь Николаевна
Дата сдачи «____» ______________ 20___г.
Оценка ____________________
Вологда
20___
Задание по учебной практике
(выполняется группой)
Методическое обеспечение организации тематического дня в летнем детском лагере
-
Выберите название тематической смены в детском оздоровительном лагере (см. Приложения 1, 2, 3, 5), обоснуйте ее воспитательный потенциал, т.е. сформулируйте цели и задачи воспитательной работы во время смены, предполагаемый результат (закрепление, совершенствование определенных знаний, умений; обогащение социально значимого опыта, развитие личностных качеств и т.п.)
2. Разработайте план одного тематического дня, соответствующего выбранной тематической смене:
2.1. Сюжетно-ролевой ход. Продумайте события, которые происходят в течение дня (завязка сюжета, кульминация и развязка, например, путешествие; поиск героя или ценности).
Выберите персонажей, которые смогут действовать в течение всего дня, активно участвовать в сюжете, создавать необходимую атмосферу (элементы костюма, речевые обороты, поведение).
2.2. Выберите различные совместные дела и мероприятия, которые можно организовать в течение дня (см. Приложение 4)
Психология посттравматического стресса
... полученных знаний в своей будущей профессии. Тематический план № 1 по дисциплине «Психология посттравматического стресса» для очной формы ... 22 16 20 + 2 42 Тематический план № 2 по дисциплине «Психология посттравматического стресса» для заочной формы обучения. ... часов по видам учебных занятий приведено в тематических планах. Практические занятия проводятся двумя преподавателями. Вариативность ...
-
Режим дня
Общелагерные дела
Отрядные дела
8.00-9.00 – подъем 9.00-9.50 – гигиенические процедуры, зарядка, уборка постелей 9.50 – линейка 10.00 – завтрак 10.30-11.00 – отрядные дела «территории заботы», дежурство)
11.00 – 13.20 – досуговое время (спортивные часы, занятия в кружках, отрядные мероприятия) 13.00-14.00 – обед 14.00-16.00 – дневной сон 16.30 – полдник 17.00-19.00 — общелагерные мероприятия, творческие представления, спортивные игры, студии, мастерские
19.00 – ужин 19.30-20.30 – вечерние общелагерные праздники, музыкальные вечера, видеофильмы, дискотека 20.30-21.00 — второй ужин 21.00-22.30 – отрядные «огоньки», подготовка ко сну
21.30-22.30 — отбой
- Подберите материалы для организации выбранного тематического дняв летнем лагере:
- задания для конкурсов (5-7 заданий);
3.2. игры (5-7 игр);
3.3. вопросы для викторины (10-15 вопросов);
3.4. песни (5-7 текстов песен).
4. Представьте свою методическую разработку перед группой, подготовив выступление продолжительностью 10-15 мин.Выступление включает в себя презентацию тематической смены и тематического дня, проведение фрагментов игр, конкурсов, викторин, исполнение песен и т.д. рекомендуется использовать элементы оформления (костюмы, реквизит, плакаты и другой наглядный материал).
Приложение 1
Тематическая смена в ДОЛ — это посвященная определенной теме смена, которая проводится, как правило, в форме сюжетно-ролевой игры, в рамках которой проводятся тематические дни. Примерами тематических смен могут служить «Янтарная регата», «Летняя вотчина Деда Мороза», «Полеты во сне и наяву», «Заблудившийся звездолет» и т.п.
Основной период смены обычно включает 5-7 тематических дней. Это могут быть как традиционные дни — «День Нептуна», «День Руси», «День предпринимателя», «День наоборот», «День именинника», «Родительский» и «Банный» дни (они тоже тематические), так и новые, нестандартные: «Летний Новый год», «День зеленой пятки», «День потех и забав» и так далее.
Содержание каждого тематического дня имеет определенную последовательность, закономерность, то есть также построено на основе алгоритма.
Алгоритм — это система правил, предписаний для оптимального решения задач, а здесь — необходимая последовательность действий коллектива лагеря в реализации содержания тематических дней и смены в целом.
Очень важно продумать до мелочей содержание смены и тематического дня, отдельных мероприятий, систем самоуправления, режимные моменты, символику и атрибутику лагеря, используя при этом необходимую терминологию.
Содержание тематического дня определяет выбор внешних и внутренних характеристик поведения вожатых и детей в течение этого дня (особенности костюмов, аксессуаров, стиля отношений, речевых оборотов и т.д.), влияет на содержание и оформление совместных дел, в которые вовлечены участники.
Методическая копилка
Содержание смены «Заблудившийся звездолет»
Смена проходит в форме сюжетно-ролевой игры. Идея смены такова. Дети-члены отрядов, путешествуют на звездолете, который отправился посмотреть другие системы, помимо Солнечной, но заблудился среди звезд, планет и комет.
Для того чтобы найти правильную дорогу до планеты Земля, необходимо пройти несколько этапов, испытаний, которые ожидают ребят в космосе, совершить добрые дела. О дороге домой и о том, что необходимо сделать, членам экипажа «звездолета» сообщают «друзья-инопланетяне», «представители других цивилизаций».
В рамках смены можно провести следующие мероприятия:
— вечер знакомств «В кают-компании»;
— стартинэйджер «Все Звезды»:
— «созвездие Геркулес» (Олимпийские игры и соревнования);
— посещение созвездия «Южная Гидра» (праздник на воде);
— посещение созвездия «Скорпион», звезды антарес (День творчества):
— семейные посиделки на планете Венере — планете любви;
— экологическая викторина в созвездии «Большая медведица»:
— туристическая эстафета:
— вечер авторской песни «Млечный путь»;
— посещение звезды Веги в созвездии Лиры конкурсы и викторины на знание моды, этикета, показ моделей будущего, экипировки членов экипажей «звездолета
Приложение 2
Цели и задачи воспитательной работы, решаемые в данную тематическую смену (развитие творческих способностей, эстетического вкуса; укрепление здоровья, физическое развитие и совершенствование; развитие духовной сферы детей» формирование у них нравственного опыта отношений с окружающим миром, формирование активной гражданско-патриотической позиции; экологической культуры и др.);
Приложение 3
Названия тематических дней
-
День открытия смены.
- День именинника.
- Родительский день.
- Банный день.
- День Нептуна.
- День леса.
- День Земли.
- День Космоса.
- День живой природы.
- Экологический день.
- День влюбленных.
- День добрых дел.
- День друзей.
- День математики (другого учебного предмета).
- День научных открытий.
- Политдень.
- Экономический день.
- День стран СНГ.
- День дружбы народов.
- День России (любого другого государства).
- День истории России.
- День, посвященный календарной дате.
- День родного края.
- День веселого карандаша (живописи).
- День танца.
- День театра.
- Кинофестиваль.
- День музыки и песен.
- День фольклора.
- День игры и игрушек.
- День туземцев.
- День сказок
- День развлекательных программ.
- День наоборот.
- Веселые забавы.
- День нечистой силы.
- День любимых мультиков (анимэ).
- Царство Берендея.
- День неформалов.
- День инопланетян.
- День творчества.
- День Героев труда.
- День звезд.
- День Гиннеса.
- День здоровья.
- Олимпийские игры.
- День футбола (баскетбола и т.п.).
- День туризма.
- День походов и путешествий
- День закрытия смены.
Приложение 4
Возможные совместные дела и мероприятия, проводимые во время тематического дня:
костры:дружбы, откровения, песенные («Любимые песни» и т. п.);
конкурсы:рисунков. «Природа и фантазия». «Удивительное рядом?». «А ну-ка. мальчики!». «А ну-ка, девочки!», ораторов, радиокомментаторов, на лучшего грибника, ягодника, рыбака ит.п. турниры: знатоков искусства, природы, поэзии, техники, «рыцарей», смекалистых и т.п.:
операции:тимуровская — «Малышок». «Удивительное рядом». «Руку дружбы природе». «Муравей». «Голубые патрули». «Зеленые патрули». «Зеленая аптека». «Лагерь — мой дом и я хозяин в нем»:
творческие трудовые дела: «Город мастеров». «Фабрика умельцев». «Защита фантастических проектов». «Защита профессий»:
десанты:трудовой, тимуровский, агитацнонный и др.:
походы, экскурсиии: в местноее хозяйство, по памятным местам, на природу и др.:
заочные путешествия и экспедиции: по родной стране, в мир музыки, н мир прекрасного, в мир профессии и т. п.:
вечера: легенд, музыки, поэзии, любимых песен, инсценированной песни, сказки. фантастических рассказов, разгаданных и неразгаданных тайн, танцев, встреч, отдыха. сюрпризов:
праздники:день рождения, день леса, день Нептуна. ярмарка, родительский день, профессии;
творческая пресса: газета «Молния», стенная газета. мини-газета. «живая» газета. радиогазета, рукописный журнал, устный журнал» юмористический, литературно-поэтический. оперативный пресс-центр и др.:
соревнования:но волейболу, баскетболу, футболу, по ориентированию, «Снайпер», Веселые старты», туристические эстафеты, приз лучшего бегуна., прыгуна, ловца, метателя, шахматиста. шашиста, многоборца и т.п.:
игры:подвижные, на воздухе, в помещении, ролевые, сюжетные, на местности, военно-спортивные, деловые и др.:
уроки эстетики: поведения в различных общественных местах, театре, в гостях, на природе умение правильно писать письма, двигаться сервировать стол, о внешнем виде;
тематические часы: шрифтчас, музчас, танцчас, час письма, час поэзии и др.
Приложение 5
Литература
- Педагогика: учебник для вузов / под ред. Л.П. Крившенко. — М.: Проспект, 2010. – 432 с.
- Педагогика: учеб. пособие по дисциплине «Педагогика и психология» для вузов, обучающихся по непед. специальностям/ под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Юрайт, 2011. – 502 с.
- Подласый И.П. Педагогика: учебник/ И.П. Подласый. — М.: Юрайт: Высшее образование, 2010. — 574 с.
- Сластёнин В.А. Педагогика: учебник по дисциплине «Педагогика» для вузов по педагогическим специальностям/ В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. — М.: Академия, 2008.-576 с.
- Загородный летний лагерь: 1-11 класс: планирование лагерных смен, сценарии мероприятий, игры и конкурсы/ [сост. С.И. Лобачева, В.А. Великородная, К.В. Щиголь]. — М.: ВАКО,2008.-288 с.
- Лучшие сценарии для летнего лагеря: настольная книга педагога-организатора/ авт.-сост. В.И. Руденко. — Ростов н/Д: Феникс,2009.-218, [1] с.
- Игры и спортивные развлечения в школе и оздоровительном лагере для детей подросткового возраста/ [авт.-сост. Н. Л. Воробьева]. — М.: АРКТИ,2008.-96 с.
- Загородный летний лагерь: 1-11 класс: планирование лагерных смен, сценарии мероприятий, игры и конкурсы/ [сост. С.И. Лобачева, В.А. Великородная, К.В. Щиголь]. — М.: ВАКО,2008.-288 с.
- Шаульская, Наталья Александровна Летний лагерь: день за днем. В поисках приключений. Праздники, конкурсы, тематические дни/ Н.А. Шаульская. — Ярославль: Академия развития,2007.-320 с.
- Артамонова, Людмила Евгеньевна Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий: 1-11 классы: лагерные смены, развлекательные мероприятия, спортивные конкурсы, интеллектуальные шоу, походы/ Л.Е. Артамонова. — М.: ВАКО,2006.-288 с.
- Школьный летний лагерь: 1-5 классы: Нормативные материалы. Образцы документов. Планы работы. Сценарии утренников, праздников, викторин, спектаклей, конкурсов и др./ Авт.-сост.: Е. И. Гончарова, Е. В. Савченко, О. Е. Жиренко. — М.: ВАКО,2004.-192 с.
- Ах, лето! Работа с детьми в летних загородных и пришкольных лагерях/ авт.-сост. С. В. Савинова, В. А. Савинов. — Волгоград: Учитель,2004.-78 с.
- Григоренко, Юрий Николаевич. Кипарис — 3: Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере/ Ю. Н. Григоренко. — М.: Педагогическое общество России,2003.-160 с.
- Григоренко, Юрий Николаевич. Кипарис — 4: Здравствуй, наш лагерь!: Учебно-практическое пособие для воспитателей и вожатых cЮ. Н. Григоренко, М. А. Пушина — М.: Педагогическое общество России,2003.-192 с.
- Титкова, Татьяна Валентиновна Настольная книга вожатого в детском оздоровительном лагере/ Титкова Т. В.. — Ростов н/Д: Феникс,2003.-320 с.
- Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого/ Авт.-сост.Л.Г. Нещерет. — Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,2000.-116 с.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
- http://summercamp.ru/index.php5/ Летний лагерь: методики для вожатых.
- http://www.camps.ru/ Все о детских лагерях и детском отдыхе на школьных каникулах.
- «Зеркаленок»: неофициальный сайт лагеря «Зеркальный».
- http://prazdniky.narod.ru/ Праздники-народ.ru.
- Шпаргалка вожатого.
- Энциклопедия Коллективных Творческих Дел (КТД) И.П. Иванова.
- http://www.trizminsk.org/index0.htm Центр ТРИЗ технологий.
- Журнал «Сибирский Учитель».
- «Не скучай!»: игротека.
- Журнал «Воспитание и дополнительное образование», спец выпуск «Лето-2001» .
- http://kanikuly.narod.ru/ Педагогический центр «Каникулы».
- . Сайт детского интеллектуального клуба «КВИНТ», г.Выборг.
- http://liderhelp.narod.ru/ Вожатый.RU .
- http://akademiaigri.narod.ru/ Международное общество друзей игры.
- http://kidsplus.ru Ассоциация детских лагерей «Дети плюс».