Занятие 1. Педагогическая психология как наука

и учебная дисциплина – 2 ч.

Вопросы для обсуждения

  1. Каковы особенности педагогической психологии как науки и как учебной дисциплины?
  2. В чем отличие педагогической психологии от педагогики?
  3. Как связана педагогическая психология с другими отраслями психологического знания?
  4. Какие задачи ставит перед собой педагогическая психология?
  5. В чем актуальность её проблематики?
  6. Каковы пути решения психолого-педагогических проблем на современном этапе развития?

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое педагогическая психология?
  2. Каковы методологические принципы педагогической психологии?
  3. Из каких разделов она состоит?
  4. Какими научными категориями оперирует?
  5. Что такое «метод исследования?»
  6. Какие методы использует педагогическая психология в своих исследованиях?
  7. Что такое «наблюдение»? Виды наблюдения.
  8. Почему формирующий эксперимент является специфическим методом для педагогической психологии?

Задания для самостоятельной работы

  1. Составить таблицу «Педагогическая психология в системе психологического знания», где отразить отличие и сходство педагогической психологии и других психологических наук.
  2. Провести сравнительный анализ методов педагогической психологии по следующим критериям: универсальность, общенаучность; цель; достоинство каждого метода и его недостатки.
  3. Пользуясь периодическими психологическими научными изданиями найти статью, в которой было бы представлено психолого-педагогическое исследование. Внимательно прочитать и проанализировать, отвечая на следующие вопросы: актуальна ли проблема статьи, какими методами исследования пользуется автор?

Библиографический список

  1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 208 с.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; ред. Давыдов В.В. – М.: Педагогика, 1991. – 479 с.
  3. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А.

    19 стр., 9231 слов

    Клиническая психология вопросы для подготовки к зачету

    ... получают только врачи. Клиническая психология близка и к ряду других психологических и педагогических наук – экспериментальной психологии, трудотерапии, олигофренопедагогике, тифлопсихологии, ... КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ 1.Объект, предмет клинической психологии Предметом общей клинической психологии являются: 1) основные закономерности психологии больного, психологии ...

    Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.

  4. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2005. – 208 с.
  5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2004. – 384 с.
  6. Зинченко В.П. (при участии Горбова С.Ф., Гордеевой Н.Д.) Психологические основы педагогики: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2002. – 431 с.
  7. Казанская В.Г. Педагогическая психология / В.Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2005. – 366 с.
  8. Логвинов И.Н. Педагогическая психология в схемах и комментариях: учебное пособие / И.Н. Логвинов, С.В. Сарычев, А.С. Силаков. – СПб.: Питер, 2005. – 221 с.
  9. Педагогическая психология: учебник для вузов / ред. Клюева Н.В. – Владос, 2003. – 399 с.
  10. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия» / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 544 с.
  11. Талызина Н.Ф.

    Педагогическая психология: учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 2001. – 288 с.

  12. Якиманская И.С. Предмет и методы современной педагогической психологии / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. – 2006. – № 6. – С. 3 – 13.
  13. Якунин В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / В.А. Якунин. – СПб: Полиус, 1998. – 638 с.

Занятие 2. Психологические теории обучения – 2 ч. Вопросы для обсуждения

  1. Как развивалось программированное обучение?
  2. В чем развивающий характер проблемного обучения?
  3. Каковы психологические последствия информатизации и компьютеризации процесса обучения в современной школе?

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое обучение?
  2. Какие существуют психологические составляющие обучения?
  3. Как связаны обучение и развитие в различных психологических теориях?
  4. Что такое «зона ближайшего развития» и «зона актуального развития» по Л.С. Выготскому?
  5. Назовите последовательность этапов в теории поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину).
  6. Что такое программированное обучение? Его виды.
  7. Что такое проблема, проблемная ситуация? В чем сущность проблемного обучения?
  8. Что такое развивающее обучение (по Занкову, В.В. Давыдову).
  9. В каких современных психолого-педагогических теориях нашла продолжение культурно-историческая теория Л.С.Выготского?

Задания для самостоятельной работы

Поясните на примере, как в процессе обучения работе на компьютере осуществляются этапы формирования умственных действий (согласно теории поэтапного формирования умственных действий).

Составьте сравнительную таблицу «Программированное и традиционное обучение» по образцу:

Таблица 4

Критерии

Традиционное обучение

Программированное обучение

На чем сосредоточено внимание учителя

Преобладающие методы

Учет индивидуальных особенностей учеников

Что является результатом обучения

Библиографический список

  1. Брунов Е.П. Формирование приемов умственной деятельности учащихся: на материале учеб. предмета биологии/ Е.Т. Брунов; под ред. Бровкиной Е.Т. – М.: Педагогика, 1981. – 72 с.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: учебное пособие для студентов высш. учебных заведений / В.В. Давыдов. – М.: Издательский центр Академия, 2004. – 288 с.
  4. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум-М, 2001. – (Школьному педагогу: советы, рекомендации, решения).

    – 48 с.

  5. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка/ Г. Доман; сост. В. Дольникова. – М.: Аквариум, 1996. – 442 с.
  6. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
  7. ПЕДАГОГИКА: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.
  8. Педагогическая психология: хрестоматия / сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. – СПб.: Питер, 2006. – 412 с.
  9. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности: избр. психол. тр. / Д.И. Фельдштейн. – М.; Воронеж: Изд-во «Ин-т практ. психологии», НПО МОДЭК, 1996. – 512 с.
  10. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: психол. основы развивающего обучения / Н.И. Чуприкова. – М.: АО «Столетие», 1995. – 189 с.
  11. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении: учеб. пособие для пед. вузов / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. – М.: Академия, 1999. – 288 с.

Занятие 3. Актуальные вопросы психологии воспитания – 2 ч

Вопросы для обсуждения

  1. Почему в процессе воспитания необходимо воздействовать на мотивационную сферу личности?
  2. Какова роль идеалов и убеждений в формировании личности?
  3. Какова роль формирования привычек в процессе воспитания личности?
  4. По каким критериям нужно судить о степени воспитанности человека?
  5. Содержание нравственной сферы. Уровни сформированности нравственности личности (по Л. Кольбергу).

Вопросы для самоконтроля

  1. Психологические условия воспитания: воздействие на эмоциональную сферу; активность и самостоятельность самих школьников.
  2. Роль оценки в воспитании.
  3. Смысловые барьеры в воспитании, их причины.
  4. Изучение личностных отношений в детском коллективе.
  5. Семейное воспитание как психолого-педагогическая проблема.
  6. Психологические концепции и модели воспитания в семье.

Задания для самостоятельной работы

Прочитайте произведения А.С. Макаренко «Педагогическая поэма»; «Флаги на башнях». Подумайте и составьте устный ответ на вопрос: какие идеалы и убеждения формировались в те годы. Чем они отличаются от нынешних? Покажите на фрагментах из книги, каким образом можно воздействовать на мотивационную сферу личности в процессе воспитания?

Библиографический список

  1. Брязгунов И.П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатиков. – М.: Ин-т психотерапии, 2001. – 94 с.
  2. Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: учимся воспитанию / Б.З. Вульфов. – М.: Пед. о-во России, 2001. – 191 с.
  3. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания / Б.З. Вульфов. – М.: Новая шк., 1994. – 77 с.
  4. Гамезо М.В.Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  5. Еникеева Д.Д. Практическая психология для мальчиков, или Как стать настоящим мужчиной / Д.Д. Еникеева. – М.: АСТ-Пресс, 1999. – 318 с.
  6. Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье / В.Е. Каган. – СПб.: Фолиант, 1996. – 158 с.
  7. Корнилова Т.В. Подростки группы риска/ Т. Корнилова, Е. Григоренко, С. Смирнов. – СПб и др.: Питер, 2005. – 336 с.
  8. Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах: учебное пособие для вузов / О.В.

    Нестерова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.

  9. Пашукова Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции: учебно-метод. пособие для студентов, шк. психологов и учителей / Т.И. Пашукова. – М.: Ин-т практ. психологии, 1998. – 160 с.
  10. Рыков С.Н. Беглецы: проблемы воспитания детей и подростков: книга для учителя / С.Н. Рыков. – М.: Просвещение, 1992. – 110 с.
  11. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: учебное пособие для студентов высш. пед. заведений / В.Г. Степанов. – М.: Академия, 2001. – 336 с.
  12. Трудные судьбы подростков – кто виноват? – М.: Юрид. лит. 1991. – 334 с.
  13. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?: Психологические игры и упражнения: практ. пособие для педагогов и шк. психологов: в 4 ч.; пер. с нем. / К. Фопель. – М.: Генезис. – Ч. 4. – 1999. – 158 с.
  14. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников / М.И. Шилова. – М.: Педагогика, 1990. – 142 с.

Занятие 4. Психология педагогической

деятельности и общения – 2 ч.

Вопросы для обсуждения

  1. В чем специфика педагогической деятельности?
  2. Существует ли специфический имидж учителя?
  3. В чем заключаются проблемы профессионального развития педагога?
  4. Почему рефлексия и эмпатия являются важнейшими механизмами восприятия в педагогическом общении?

Вопросы для самоконтроля

  1. Понятие о педагогической деятельности, уровневый анализ её.
  2. Педагогическая деятельность в мире профессий.
  3. Какова структура педагогической деятельности?
  4. Понятие о стиле деятельности, виды стилей.
  5. Психологический анализ урока в деятельности учителя.
  6. Имидж педагога.
  7. Что такое рефлексия? Эмпатия?

Библиографический список

  1. Берулава Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика / Г.А. Берулава. – Чебоксары: Чувашский ун-т, 2001. – 288 с.
  2. Вершловский С.Г. Педагог эпохи перемен, или Как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя / С.Г. Вершловский; ред. М.А. Ушакова. – М.: Сентябрь, 2002. – 160 с.: табл.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Масс Медиа, 1995. – 239 с.
  4. Ершов П.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя: учебно–метод. литература / П.М. Ершов, А.П. Ершова, В.М. Букатов. – М.: Флинта, 1998. – 336 с.
  5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2004. – 384 с.
  6. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2004. – 222 с.
  7. Максимов С.В. Диагностика и развитие творческой личности педагога в общении: (Тесты и упражнения для саморазвития) / С.В. Максимов; под ред. Ю.А. Лобейко. – Ставрополь: ИРО, 1994. – 29 с.
  8. Митина Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция / Л.М. Митина; ред. Е.С. Асмаковец. – М.: Флинта, 2001. – 192 с.
  9. Москвина Н.Б. Минимизация личностно-профессиональных деформаций педагогов / Н.Б. Москвина. – Педагогика. – № 5. – С. 71 – 78.
  10. Новокшенова М. Имидж педагога: знания, опыт, мастерство / М. Новокшенова. – Учитель. – № 3. – 2005. – С. 69 – 72.
  11. Постников П.Г. Профессиональное поведение учителя: психолого-педагогический анализ / П.Г. Постников. – Педагогика. – 2004. – С. 61 – 66.

Занятие 5. Психология личности учителя – 2 ч.

Вопросы для обсуждения

  1. Рассмотрите понятие «личность учителя» с точки зрения различных психологических подходов: психоанализа, бихевиоризма, гуманистической теории, гигиенического подхода.
  2. Структура личности учителя: психологическая характеристика.
  3. Я-концепция и профессиональная идентичность личности учителя.
  4. Как в современных условиях осуществляется профессиональное развитие личности учителя.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое «педагогические способности»?
  2. Какие индивидуально-типологические особенности личности учителя оказывают влияние на эффективность его деятельности и почему?
  3. Что такое психолого-педагогическая компетентность?
  4. Что такое «синдром эмоционального выгорания»?
  5. Какие типы учителей наиболее ему подвержены?

Задания для самостоятельной работы

Составьте подборку статей из журналов «Педагогика» и «Народное образование» по проблеме личностных деформаций и деструкций, а также

стереотипов в сознании учителя. Напишите реферат по выбранной вами проблеме.

Библиографический список

  1. Гатальская Г.В. В школу – с радостью: практ. психология для учителя / Г.В. Гатальская; ред. А.В. Крыленко. – Минск: Амалфея, 1998. – 239 с.
  2. Демьянчук Р.В. Как не «сгореть» у учительского стола / Р.В. Демьянчук. – СПб.: Просвещение, 2006.
  3. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя: кн. для учителя/ С.Б. Елканов. – М.: Просвещение, 1986. – 143 с.
  4. Казанская В.Г. Педагогическая психология / В.Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2005. – 366 с.
  5. Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: учеб. пособие для вузов / Е.А. Климов. – М.: МГУ: Академия, 2004. – 240 с.
  6. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие /К.М. Левитан. – Саратов: Иркутский ун-т, 1991. – 163 с.
  7. Лещинский В.И. и др. Всегда ли прав учитель? / В.И. Лещинский, С.С. Куснецова, С.В. Кульневич. – М.: Педагогика, 1990. – 159 с.
  8. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / ред. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. – М.: Педагогика, 1990. – 102 с.
  9. Осухова Н. Профилактика профессионального выгорания / Н. Осухова, В. Кожевникова // Школьный психолог. – 2006. – № 16. – С. 17 – 32.
  10. Психология профессионального педагогического мышления / ред. Кашапов М.М. – М.: Ин-т психологии РАН, 2003. – 397 с.
  11. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1998. – 494 с.
  12. Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика / Г. Фигдор. – М.: Ин-т психотерапии, 2000. – 281 с.