1.Формы, методы и методики применяемые для обучения детей с овз

Семинар 6

Метод обучения – это способ педагогического воздействия, который имеет свои цели, свои задачи и представляет собой целостную структуру.  Методика обучения представляет собой совокупность определенного содержания и методов (педагогическая технология).

Методы обучения можно рассматривать с разных позиций. Существует несколько классификаций методов обучения: Для специальной педагогики особое значение имеет классификация методов с учетом целостного подхода к процессу обучения, разработанная Ю.К.Бабанским. Он выделяет три группы методов. I группа – методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Данная группа методов включает в себя: -словесные, наглядные и практические (передача и восприятие учебной информации – источник знаний); -индуктивные и дедуктивные (интеллектуальная деятельность); -репродуктивные и проблемно-поисковые (развитие мышления); -самостоятельная работа учащихся под руководством учителя. II группа – методы стимулирования и контроля. III группа – методы контроля и самоконтроля. Интерес представляет классификация методов обучения, предложенная В.А.Онищук. За основу классификации автор взял виды деятельности учителя и учащихся. Им выделены следующие методы обучения: -коммуникативный;  -познавательный; -преобразовательный; -систематизирующий; -контрольный Недостатки развития познавательной деятельности учащихся специальных образовательных учреждений (особенно мышления и речи, сенсорно-перцептивной деятельности, внимания) не позволяют использовать какую-то классификацию или подходы полностью.

В системе коррекционного обучения широко используются словесные, наглядные, практические методы обучения. Возможности их использования достаточно подробно с позиций коррекционной дидактики раскрыли А.Н.Граборов, Г.М.Дульнев,  И.Г.Еременко и др. Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с проблемными детьми. По способу передачи информации выделяют три группы методов:  1. Наглядные методы, к которым относятся наблюдение и демонстрация.  Наблюдение – это целенаправленное восприятие объекта или явления, оно специально планируется педагогом. Может быть кратковременное или длительное, постоянное или эпизодическое.  Демонстрация – это предъявление, показ предмета, явления или действия.   Существуют наглядные средства, для демонстрации такие, как:   — средства предметной наглядности (реальные предметы или их копии);   — средства образной наглядности (иллюстрации, слайды, фильмы);   — условно-символические средства (формулы, символы, схемы) В работе с проблемными детьми наглядные методы наиболее доступны и важны, особенно на начальных этапах работы. При их применении следует помнить такие особенности детей, как: замедленный темп восприятия, сужен объем восприятия, страдает точность восприятия. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле.  В коррекционной работе с проблемными детьми применяется принцип обеспечения полисенсорной основы обучения, т.е. обучение строится с опорой на все органы чувств. 

9 стр., 4020 слов

Методы, формы и средства воспитания и самовоспитания

... это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Игры не несут в ... - Формы организации воспитательного процесса. -http://www.ahmerov.com/book_554_chapter_38__4._Formy_organizaii_vospitatelnogo_proessa..html 2. Методы, формы и средства воспитательного процесса. - 2. Методика организации коллективного творческого ...

 2. Словесные методы.   Рассказ – это монолог педагога, содержащий учебную информацию.   Беседа – это диалог учителя и ученика.   Объяснение – это комментарий, в котором раскрываются скрытые от непосредственного восприятия существенные признаки, связи, отношения.  Рассказ должен быть лаконичным, четким, изложение материала требует эмоциональности и выразительности. В беседе важно четко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребенку.  Дети с отклонениями в развитии испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.   3. Практические методы.   — упражнения (устные и письменные);   — продуктивная деятельность;   — опытно-экспериментальная деятельность.  — элементы программированного обучения.  Наглядные и практические методы широко используются в практике специального образования. Особое значение они имеют для детей с сенсорными нарушениями. Так, в школах для детей с нарушениями слуха специально предусматривается предметно-практическое обучение.   Общепедагогические методы и приемы обучения используются специальной педагогикой особым образом, предусматривающим специальный отбор и сочетание методов и приемов, более других отвечающих особым образовательным потребностям ученика и специфике коррекционно-педагогической работы с ним.

В связи с отклонениями в развитии перцептивной сферы (слух, зрение, опорно-двигательная система и др.) у обучающихся значительно сужены возможности полноценного восприятия слуховой, зрительной, тактильно-вибрационной и иной информации, выступающей в качестве учебной. Отклонения в умственном развитии также не дают возможности полноценного осмысления и усвоения  учебной информации. Предпочтение поэтому отдается методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для обучающихся виде, опираясь на сохранные анализаторы, функции, системы организма.  Как уже отмечалось, на начальных этапах обучения детей с отклонениями в развитии  предпочтительнее практические и наглядные методы, формирующие сенсомоторную основу представлений и понятий об окружающем мире. Методы словесной передачи учебной информации выступают как дополнительные. На последующих этапах обучения словесные методы выдвигаются на первый план. Одной их общих особенностей интеллектуального развития детей с последствиями раннего органического поражения ЦНС является преобладание наглядных видов мышления. Формирование словесно-логического мышления затруднено, что, в свою очередь, значительно ограничивает возможности использования в образовательном процессе логических и гностических методов, в связи с чем отдается предпочтение индуктивному методу (от частного к общему), а также методам объяснительно-иллюстративным, репродуктивным и частично поисковым. Для ряда категорий детей с особыми образовательными потребностями метод работы с учебником также имеет определенное своеобразие: ввиду специфики речевого и интеллектуального развития обучающихся в начальных классах объяснение нового материала по учебнику не проводится, так как для полноценного усвоения материала детям необходима собственная предметно-практическая деятельность, подкрепленная живым, эмоциональным словом учителя и яркими образами изучаемого материала.

4 стр., 1627 слов

Здоровьесберегающие методы обучения в условиях информатизации ...

... то же время работа с книгой является сложным и трудным методом обучения. Применение в обучении новейших средств информатизации — электронных книг, пособий, энциклопедий позволяет не ... эргономическим и здоровьесберегающим требованиям. С развитием средств мультимедиа в рамках адаптивного обучения по - пулярность может приобрести метод демонстрации. Данный метод позволяет раскрыть изучаемый вопрос в ...

Характерными  для всех категорий проблемных детей являются замедленность восприятия, существенная зависимость от прошлого опыта, меньшая точность и расчлененность восприятия деталей объекта, неполнота анализа и синтеза частей, трудности в нахождении общих и отличающихся деталей, недостаточно точное различение объектов по форме и контуру. Поэтому при реализации наглядных  методов  обучения,  педагог  не  только демонстрирует объект, о котором идет речь, но  должен организовать наблюдение, изучение объекта, научить детей способам и приемам  обследования, побуждать детей обобщать и закреплять свой практический опыт в слове.  Разновидностью практического метода обучения является использование дидактических игр и занимательных упражнений. Они же выступают как метод стимуляции и активизации познавательной деятельности детей. Использование игры в качестве способа обучения детей с ограниченными возможностями имеет большое своеобразие. Недостаток жизненного и практического опыта, недостаточность психических функций, значимых для развития воображения, фантазии, речевого оформления игры,интеллектуальные нарушения вызывают  необходимость обучения таких детей игре, а затем постепенного включения игры как метода обучения в коррекционно-образовательный процесс.

Таким образом, в специальном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта. Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования. В специальной педагогике процесс воспитания проходит в осложненных условиях: необходимо не только решать общепринятые в системе образования воспитательные задачи,  но иобеспечивать удовлетворение особых потребностей в воспитании применительно к каждой категории лиц с отклонениями в развитии, формировать отсутствующие по причине первичного или последующих отклонений в развитии социальных, в том числе коммуникативных, поведенческих и иных навыков, личностных качеств. Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, в процессе сотрудничества педагога и ребенка, детей в классе или группе.

17 стр., 8390 слов

Готовность ребенка к обучению и адаптации в школе. Потребности ...

... разных школах существуют свои способы и методы организации приема детей. Современная школа находится в поиске моделей обучения, ко­торые могут обеспечить разностороннее развитие личности с уче­том их ... и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий. Углубленное обследование детей осуществляется перед поступ­лением в школу (апрель-май). На основании результатов обсле ...

Как и методы обучения, методы воспитания детей с отклонениями в развитии имеют специфику в применении. Метод приучения и упражнения используется при формировании устойчивых навыков социального поведения, санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых умений, навыков самоорганизации и др. Этот и другие практически-действенные методы (игра, воспитывающие ситуации) применяются в сочетании с различными информационными методами.  Адекватность восприятия воспитывающей информации зависит как от сложности ее содержания, так и от уровня сенсорных возможностей ребенка. В этой связи большую воспитательную значимость имеют методы, которые позволяют опираться на визуальную информацию, сопровождаемую комментариями, разъяснениями педагога, а также эффективно использовать примеры из окружающей ребенка жизни. Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в развитии действия, поступки, взгляды, суждения, привычки педагога, воспитателя являются долгое время образцом для подражания, а авторитет — непререкаемым и неоспоримым.              

Побудительно-оценочные методы {поощрение, наказание) также реализуются в практически-действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребенка словесным поощрением («хорошо», «верно», «молодец») и материальным. Причем степень материальной ценности поощрения постепенно уменьшается: лакомство, игрушка — их образные заменители (картинка с изображением лакомства, игрушки) — абстрактный заменитель (фишка или иной символ поощрения: флажок, звездочка, знак «+» и пр.) -только словесное поощрение. Методы наказания также имеют практически действенный характер, так как словесное порицание, тем более в резкой форме, категорически неприемлемо. Ребенок, не имеющий достаточного опыта и знаний норм морали, социального взаимодействия, социального поведения, не умеющий регулировать и контролировать в необходимой степени свои движения, эмоции, поступки, зачастую не может быть виноват в совершенных им осуждаемых действиях. Более того, ребенок, как правило, не может понять, чем именно недоволен взрослый, что от него требуется. Поэтому педагог, воспитатель всегда проявляют необходимую сдержанность в порицании ребенка и выражают неодобрение строгим взглядом, покачиванием головой, сопровождая эти знаки неудовольствия словами: «плохо», «некрасиво», «стыдно», «мне неприятно видеть (слышать) это», «я огорчен (а)».

В крайних случаях применяется естественное ограничение действий, привлечение ребенка к исправлению или устранению последствий негативного поступка. По мере развития ребенка становятся возможными и словесные формы наказания: словесное порицание, выговор. Применение метода наказания эффективно лишь в том случае, если ребенок понимает, что совершил плохой поступок; если наказание не унижает ребенка и не причиняет ему физической боли; если наказание применяется нечасто и не вырабатывается привыкание к нему. Педагог, воспитатель никогда не должны повышать голос в общении с ребенком, даже при его порицании. Исключением из этого правила являются только те ситуации, в которых действия ребенка несут опасность его жизни или здоровью. Непривычно громкий голос педагога, воспитателя в данном случае является для ребенка сигналом опасности, предостережения. В подростковом и юношеском возрасте, с появлением реальных результатов, все большее место занимают информационные и стимулирующие методы воспитания, опирающиеся на интеллектуальные и речевые возможности воспитанников (беседы, встречи, консультирование, привлечение средств искусства и литературы, поощрение, доверие, порицание, осуждение и пр.)

2.Исследование детей дошкольного, школьного и подросткового возраста с овз

Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

• своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;

•выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;

•определить оптимальный педагогический маршрут;

•обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении;

•спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

•оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

•определить условия воспитания и обучения ребенка;

• консультировать родителей ребенка.

Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ОВЗ всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Следовательно, изучение ребенка включает медицинское и психолого-педагогическое обследование.

Медицинское обследование начинается с изучения данных анамнеза. Анамнез собирается врачом и составляется на основании ознакомления с документацией ребенка и беседы с родителями (или лицами, их заменяющими).

Личный анамнез ребенка содержит следующие сведения: особенности беременности матери; длительность приема лекарственных препаратов и влияние вредных факторов на беременность; особенности родов; характер помощи во время родов; наличие у ребенка врожденных пороков развития, судорог и др.; вес ребенка при рождении, время начала его кормления, срок пребывания в роддоме. Перечисляются перенесенные ребенком заболевания, особенности лечения, наличие осложнений. Указывается, где, как и кем воспитывался ребенок до момента поступления в дошкольное учреждение. « В семейном анамнезе анализируются данные о семье ребенка и наследственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого ее члена, характерологические особенности родителей; фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей; дается оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку; фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.

Педагоги и воспитатели знакомятся с результатами медицинского обследования по документации: изучают историю развития ребенка, заключения специалистов. Это поможет им сориентироваться в имеющихся у ребенка проблемах и создать необходимые условия для его развития в дошкольном учреждении.

Психо лото-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении умственного развития детей с ОВЗ. Его результаты могут рассматриваться в совокупности с другими данными о ребенке.

Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ ставит вопросы изучения и выявления особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка и дает возможность прогнозировать его развитие.

Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ОВЗ, поскольку эта категория дошкольников представляет исключительное разнообразие. Психологическое обследование проводит психолог. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие).

В качестве источников диагностического инструментария можно использовать научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго и др. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.

Выделяют следующие качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:

• особенности контакта ребенка;

• эмоциональная реакция на ситуацию обследования; •реакция на одобрение;

• реакция на неудачи;

•эмоциональное состояние во время выполнения заданий;

• эмоциональная подвижность;

• особенности общения;

• реакция на результат.

Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:

• наличие и стойкость интереса к заданию;

• понимание инструкции;

• самостоятельность выполнения задания;

•характер деятельности (целенаправленность и активность);

•темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;

• работоспособность;

• организация помощи.

Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка:

• особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;

• особенности моторной функции.

В комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей детей с комплексными нарушениями для определеного содержания дальнейшего обучения важным является педагогическое обследование. Педагогическое изучение предусматривает получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ. Интересующие сведения можно получить при использовании таких методов, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение должно быть специально спланированным, точно ориентированным и систематическим. Оно позволяет оценить степень сформированное™ деятельности в целом —ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий. Особенно важно наблюдение за познавательной активностью ребенка, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника.

В ходе педагогического наблюдения ребенку предлагается:

•назвать свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес;

• рассказать о семье, назвать имя и отчество мамы, папы; место работы родителей;

• назвать имена и отчества близких взрослых, имена сверстников;

• рассказать об основных правилах поведения на улице, в общественных местах; о любимом занятии дома и др.

Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ.

3.Программмы диагностики психического развития

Диагностика психического развития детей 3-7 лет

В наборе материалов, представленных для диагностики психического развития детей дошкольного возраста, представлены некоторые задания, предназначенные для психолого-педагогического обследования детей с 3 до 7 лет. Материалы взяты из набора, представленного С.Д. Забрамной (1998).

Этот материал может быть использован практическими психологами.

Выбор задания, с которого начинается обследование, зависит от индивидуальных особенностей детей. При заключительной оценке результатов обследования детей, имеющих задержки в психическом развитии, в первую очередь важно учитывать не возрастные нормы, а качественные своеобразия, определяемые структурой дефекта. Наиболее значимыми диагностическими показателями являются:

1. Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования (адекватность поведения).

2. Понимание инструкции и цели задания. Характер инструкции (вербальная, невербальная).

Способность сохранять инструкцию до конца задания.

Для детей с задержкой психического развития наиболее эффективной является невербальная инструкция. Часты случаи потери инструкции в процессе выполнения задания, из-за повышенной отвлекаемости, импульсивности, неорганизованности.

3. Характер деятельности:

-наличие и стойкость интереса к заданию;

-целенаправленность и активность;

-способы деятельности (адекватность, рациональность);

-уровень сформированности (действует методом проб и ошибок, методом зрительного соотнесения, на основе представления);

-использование помощи, виды и мера помощи;

-волевые усилия.

У детей с задержкой психического развития также наблюдается снижение познавательной активности. Их умственные операции недостаточно сформированы, им трудны обобщения и абстрагирование признаков предметов. Слабо развита произвольная регуляция деятельности, отсутствуют навыки самоконтроля.

4. Способность переноса показанного способа действия на аналогичные задания (см. выше).

5. Критичность оценки результатов своей работы.

У детей с задержкой психического развития эмоциональные реакции на ситуации успеха и неудачи более адекватные (по сравнению с умственно отсталыми детьми).

6. Состояние моторики.

У детей с задержкой психического развития недоразвитие моторики отмечается реже.

7. Уровень речевого развития.

У детей с задержкой психического развития отмечается бедность особенно активного словаря, трудности звукового анализа слова, возможны аграмматизмы и т.д. Существенно запаздывает развитие внутренней речи.

Дадим описание типичных результатов наиболее употребляемых методик.

Пирамиды из четырех колец (предлагается с 3 лет): дети с задержкой психического развития выполняют это задание на более низком уровне по сравнению с нормальными сверстниками, но значительно лучше, чем умственно отсталые. В отличие от умственно отсталых проявляют интерес и понимают смысл задания. Нет грубых неадекватных действий. Используют помощь и осуществляют перенос на аналогичное задание.

Доски Сегена (доска № 1 предлагается детям с 2 лет, доска № 6 — с 4 лет): дети с задержкой психического развития по характеру работы с досками Сегена ближе к нормально развивающимся детям. Различия имеются в качестве и темпе работы. Им нужна в большей степени помощь, организация деятельности («Не спеши!», «Попробуй по-другому»), поощрение в процессе выполнения задания. Снижение и неравномерность темпа могут быть вызваны как усложнением задания, так и физическим состоянием ребенка (астения и пр.).

Коробочка форм (почтовый ящик) предлагается с 3-4 лет. Деятельность детей с задержкой психического развития отличается от работы умственно отсталых. Они проявляют интерес к самому заданию, реже случаи неадекватных действий. Лучше используют помощь.

Разрезные картинки (предлагается с 3-4 лет): дети с задержкой психического развития начинают составлять знакомую картинку из двух частей к 4 годам. Возможны пробы. Картинка из четырех частей, разрезанная по горизонтали и вертикали, может вызвать трудности и в 5-летнем возрасте, однако после показа, способа действия (экспериментатор сам собирает картинку, а затем разрушает ее) ребенок выполняет задание. Допустимы примеривания. Составление картинок из четырех частей, разрезанных по диагоналям, требует специального длительного обучения.

Найди место (предлагается с 4 лет): у детей с задержкой психического развития представления о цвете формируются несколько позже, чем у нормально развивающихся. Для понимания задания более эффективной оказывается не словесная инструкция, а показ того, что надо сделать (экспериментатор берет любой кружок и кладет его на соответствующую полоску).

Дальнейшие действия ребенок производит сам. Вторая часть задания понятна ребенку и он способен дифференцировать основные цвета по названию. Третья часть требует специального обучения, поэтому выполняется не всеми детьми. Они путают названия цветов. К школьному возрасту дети запоминают названия основных цветов и различают их.

Конструирование по образцу (предлагается с 4-5 лет): дети с задержкой психического развития проявляют интерес к работе. Задание понимают. Однако из-за недостаточной активности зрительного анализа, недоразвития пространственных представлении, а также несформированности деятельности (неумения целенаправленно работать, планировать, контролировать свои действия и т.п.) могут быть неточные воспроизведения образца. Уточняющие вопросы, организующая помощь оказываются эффективными.